ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность / Аудит / Внутренний аудит /

Положение о службе внутреннего аудита на предприятиях (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 16.10.2006 г. N 215)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 16.10.2006 г. N 215



ПОЛОЖЕНИЕ

о службе внутреннего аудита на предприятиях


    

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2006 года N ПП-475 "О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг" устанавливает единые требования к организации внутреннего аудита на предприятиях с балансовой стоимостью активов более 1 млрд. сумов, а в акционерных обществах с балансовой стоимостью активов более ста тысяч базовых расчетных величин, а также определяет методологические основы организации его работы.

Требования настоящего Положения не распространяются на коммерческие банки и бюджетные организации.


2. В целях настоящего Положения используются следующие понятия:


внутренний аудит - деятельность структурного подразделения предприятия (службы внутреннего аудита) по контролю и оценке работы исполнительного органа управления и структурных подразделений предприятия путем проверок и мониторинга соблюдения ими актов законодательства Республики Узбекистан, учредительных и внутренних документов, обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, установленных правил и процедур осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, а также внедрения принципов корпоративного управления;


служба внутреннего аудита - структурное подразделение предприятия, осуществляющее внутренний аудит, создаваемое с учетом требований, установленных настоящим Положением, решением наблюдательного совета предприятия.



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА


3. Основными задачами службы внутреннего аудита являются:

обеспечение наблюдательного совета достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности предприятия по результатам осуществления внутреннего аудита;

оперативное внесение органам управления предприятия рекомендаций по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, осуществление контроля за их устранением.


4. Основными функциями службы внутреннего аудита являются:

осуществление внутреннего аудита (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по направлениям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, в соответствии с ежегодно утверждаемым наблюдательным советом предприятия планом;

проведение экспертизы заключаемых хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;

оказание структурным подразделениям предприятия методической помощи при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, консультирование их по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства;

оказание содействия наблюдательному совету предприятия в разработке технических заданий, оценке предложений аудиторских организаций, а также подготовка рекомендаций при выборе аудиторской организации для проведения аудиторской проверки;

координация деятельности службы внутреннего аудита дочерних хозяйственных обществ предприятия и при необходимости осуществление контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью.


III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА


5. Служба внутреннего аудита имеет право:

получать документы предприятия (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц предприятия по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;

привлекать соответствующих специалистов предприятия для оказания содействия в проведении внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита обязана:

соблюдать при осуществлении внутреннего аудита требования настоящего Положения и иных актов законодательства;

составлять отчеты в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-18 настоящего Положения;

проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении внутреннего аудита;

в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении предприятию убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом наблюдательному совету предприятия и осуществлять соответствующую запись в аудиторском отчете;

участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.

Служба внутренного аудита может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия.



IV. ТРЕБОВАНИЯ К СЛУЖБЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА


6. Сотрудники службы внутреннего аудита должны быть внесены в штатное расписание предприятия и иметь сертификат внутреннего аудитора.

6-1. Сотрудники службы внутреннего аудита назначаются на конкурсной основе в соответствии с порядком и условиями, определяемыми наблюдательным советом или учредителем предприятия (общим собранием акционеров, общим собранием участников).

7. Численность сотрудников службы внутреннего аудита должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего аудита, и определяется наблюдательным советом предприятия в количестве не менее двух сертифицированных внутренних аудиторов.

8. Службой внутреннего аудита руководит ее руководитель, имеющий сертификат внутреннего аудитора.

Ежегодно руководитель службы внутреннего аудита составляет годовую смету расходов службы внутреннего аудита и представляет ее наблюдательному совету предприятия для утверждения.


9. Профессиональный уровень сотрудников службы внутреннего аудита должен поддерживаться посредством повышения их квалификации на систематической основе в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.


10. Сотрудники службы внутреннего аудита подлежат ежегодной аттестации наблюдательным советом предприятия.



V. НЕЗАВИСИМОСТЬ СЛУЖБЫ

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА


11. Основными условиями независимости службы внутреннего аудита являются:

назначение и освобождение руководителя службы внутреннего аудита и ее сотрудников от занимаемой должности, установление им размеров заработной платы и других выплат по решениям наблюдательного совета предприятия;

непосредственное подчинение наблюдательному совету предприятия.

Служба внутреннего аудита и внешний аудитор должны быть независимы друг от друга, а также вправе осуществлять взаимный обмен информацией и координацию своих действий.


VI. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И СОСТАВЛЕНИЮ

СВОДНОГО ОТЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ


12. Внутренний аудит осуществляется только сотрудниками службы внутреннего аудита путем проведения проверок и мониторинга:

хода выполнения утвержденного бизнес-плана;

соблюдения принципов корпоративного управления;

состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

правильности исчисления и уплаты налогов и сборов;

соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

состояния активов;

состояния внутреннего контроля.

Наблюдательным советом могут быть определены иные направления осуществления проверок в соответствии с законодательством, исходя из профиля предприятия.


13. По результатам проведенных проверок составляются соответствующие отчеты, подписываемые сотрудником (сотрудниками), непосредственно их проводившим.

При этом:

а) отчет о результатах проверки хода выполнения бизнес-плана должен включать:

анализ количественных и качественных показателей его выполнения;

описание выявленных причин в случае необеспечения его выполнения, с персональным указанием виновных должностных лиц;

б) отчет о результатах проверки соблюдения принципов корпоративного управления должен включать:

анализ результативности принимаемых решений органами управления предприятия, соблюдения законных прав и интересов его участников (учредителей);

описание фактов нарушения законодательства в сфере корпоративного управления (соблюдение учредительных документов, проведение общих собраний и заседаний органов управления предприятия, правильность начисления и своевременность выплаты дивидендов и т. д.);

в) отчет о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия должен включать:

оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

описание выявленных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности;

г) отчет о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов должен включать:

оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и сборов;

описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, отклонений при определении налогооблагаемой базы;

д) отчет о результатах проверки соблюдения предприятием законодательства при осуществлении финансово-хозяйственных операций должен включать:

оценку соответствия осуществленных предприятием финансово-хозяйственных операций законодательству;

описание выявленных в ходе внутреннего аудита несоответствий законодательству осуществленных предприятием финансово-хозяйственных операций;

е) отчет о результатах проверки состояния внутреннего контроля должен включать:

описание системы внутреннего контроля и имеющихся в ее функционировании недостатков;

данные о состоянии исполнительской дисциплины в структурных подразделениях предприятия, имеющихся недостатках в работе конкретных его сотрудников.

Результаты проверки состояния активов должны основываться на инвентаризации активов и включать сведения об их движении, фактическом наличии и сохранности.

Также все отчеты по проводимым проверкам должны содержать итоговую часть, включающую оценку деятельности исполнительного органа предприятия и его структурных подразделений, рекомендации по устранению выявленных отклонений и нарушений, полный пакет подтверждающих документов.


14. По итогам проведенного внутреннего аудита, в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения, составляется сводный отчет, подписываемый руководителем службы внутреннего аудита.


15. Сводный отчет должен включать:

аналитическую часть;

итоговую часть;

полный пакет подтверждающих документов.


16. Аналитическая часть сводного отчета должна включать обобщенную информацию о результатах проверок, проведенных сотрудниками внутреннего аудита в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения.


17. Итоговая часть отчета должна содержать:

общую оценку деятельности исполнительного органа и структурных подразделений предприятия, а также его ликвидности;

рекомендации службы внутреннего аудита по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также обобщенные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, совершенствованию корпоративного управления.


18. Сводный отчет должен быть подготовлен в течение 10 дней после завершения внутреннего аудита.


19. Сводные отчеты должны представляться непосредственно наблюдательному совету предприятия для рассмотрения и последующего утверждения им. Копии отчетов после их утверждения должны представляться исполнительному органу предприятия.


20. Исполнительный орган предприятия обязан принимать меры для устранения недостатков, выявленных в результате внутреннего аудита.


21. Служба внутреннего аудита должна установить контроль за своевременным и надлежащим исполнением мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверки, а также по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.



VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ

ВНУТРЕННЕГО АУДИТА


22. Сотрудники службы внутреннего аудита несут ответственность за:

искажение результатов проведенных ими проверок;

несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств;

обеспечение сохранности и возврата полученных документов.


23. Служба внутреннего аудита отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе аудиторской проверки, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


24. Наблюдательный совет предприятия ежеквартально заслушивает отчет службы внутреннего аудита о результатах проверок, с принятием мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


24-1. Наблюдательный совет предприятия на основе конкурсного отбора назначает работников службы внутреннего аудита, а также досрочно прекращает их полномочия в случае выявления в ходе аудиторской проверки или проверки контролирующих органов недостатков, связанных с деятельностью работников службы внутреннего аудита.

24-2. Недостатки, связанные с деятельностью службы внутреннего аудита предприятия, выявленные по результатам проверки аудитора или контролирующих органов, влекут досрочное прекращение полномочий сотрудников (сотрудника) службы внутреннего аудита.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 42, ст. 417













































Время: 0.2295
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск