ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Строительство и архитектура / Строительные нормы и правила /Правила организации работ по благоустройству населенных пунктов с учетом современных архитектурно-градостроительных требований (Приложение к Постановлению КМ РУз от 09.03.2009 г. N 59)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 09.03.2009 г. N 59
ПРАВИЛА
организации работ по благоустройству
населенных пунктов с учетом современных
архитектурно-градостроительных требований
1. Настоящие Правила определяют порядок организации, проведения, финансирования работ по благоустройству территорий населенных пунктов и межселенных территорий (далее - благоустройство), а также контроля за их осуществлением.
2. В настоящих Правилах использованы следующие основные термины и понятия:
благоустройство - совокупность работ по инженерной подготовке территории, устройству дорог, осуществлению мероприятий по расчистке, осушению, озеленению и ирригации территории, улучшению микроклимата, охране от загрязнения воздушного бассейна, открытых водоемов и почвы, санитарной очистке, снижению уровня шума, осуществляемых в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального использования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения;
объекты благоустройства - улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, фонтаны, берега арыков, каналов, рек, озер и других водоемов, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы), наружное освещение, рекламные панно, дорожные указатели, порталы и вывески, дренаж (вертикальный, закрытый и открытый горизонтальный, закрытый коллектор дренажа), сети ирригационных лотков, сети наружного освещения;
земли населенных пунктов общего пользования:
площади, улицы, проезды, дороги, оросительная сеть, набережные;
земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (лесопарки, парки, бульвары, скверы, а также земли арычной сети);
земли коммунально-бытового назначения (кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов);
береговая полоса водоемов в населенных пунктах;
общегородские центры, центры планировочных районов, центры жилых районов, местные центры обслуживания, центры первичного жилого образования городов и районных центров;
территория по благоустройству - земельный участок, прилегающий к зданию или сооружению, земля, где расположена территория объекта благоустройства;
межселенные территории - территории за пределами границ населенных пунктов между двумя и более населенными пунктами;
градостроительство - теория и практика планировки и застройки населенных пунктов, межселенных территорий, обеспечивающие комплекс социально-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных и санитарно-гигиенических решений;
градостроительная деятельность - деятельность государственных органов, юридических и физических лиц в области градостроительного планирования развития территорий, населенных пунктов, определения видов использования земельных участков, производства строительных материалов и изделий, проектирования строительства и реконструкции зданий, сооружений и других объектов с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и населенных пунктов;
градостроительная документация - утвержденная в установленном порядке документация о градостроительном планировании развития территорий, населенных пунктов и об их застройке;
красная линия - устанавливаемые градостроительной документацией границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей населенных пунктов;
линии регулирования застройки - границы застройки, устанавливаемые градостроительной документацией при размещении зданий и сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка;
здание - строительная система, состоящая из несущих, ограждающих или совмещенных конструкций, образующих замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов;
сооружение - объемная, плоскостная или линейная строительная система, состоящая из несущих, ограждающих или совмещенных конструкций, предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания людей, перемещения людей, грузов и другое;
дренаж - система открытых русел и закрытых перфорированных трубопроводов (горизонтальный), водопонижающих скважин (вертикальный) для сбора и отвода грунтовых вод с целью понижения до заданного уровня в целях осушения территории населенного пункта;
ирригация - орошение, в том числе искусственное орошение зоны озеленения на объектах благоустройства;
наружное освещение - создание необходимой освещенности и яркости вне зданий и сооружений с помощью искусственных источников света.
II. АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
И ПРАВИЛА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ВОЗВЕДЕНИИ
ОБЪЕКТОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА
3. Благоустройство является неотъемлемым этапом внедрения (реализации) градостроительной документации, разработанной в соответствии с утвержденным генеральным планом.
Работы по благоустройству осуществляются на основании утвержденной градостроительной документации и проектной документации по благоустройству населенных пунктов с соблюдением красных линий и линий регулирования застройки.
4. Градостроительная документация населенных пунктов разрабатывается и утверждается в порядке, определенном в Градостроительном кодексе Республики Узбекистан.
5. Проектная документация по благоустройству разрабатывается на договорной основе организациями, имеющими лицензию на проектирование, по заказам городских и районных управлений благоустройства.
Проектная документация по благоустройству земель общего пользования населенных пунктов согласовывается с территориальными архитектурно-градостроительными советами при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Каракалпакстан, главных управлениях строительства и жилищно-коммунального хозяйства областей и главном управлении строительства г. Ташкента.
6. Проектная документация по благоустройству должна удовлетворять требованиям стандартов Республики Узбекистан и межгосударственных стандартов и пройти экспертизу в установленном порядке.
7. Контроль за осуществлением работ по благоустройству возлагается на территориальные органы по архитектуре и строительству
III. ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
НА МЕСТАХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАБОТ
ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ
8. Органы государственной власти на местах при осуществлении работ по благоустройству руководствуются в своей деятельности Градостроительным кодексом Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, действующими нормативно-правовыми документами и настоящими Правилами.
9. Решение вопросов благоустройства территорий населенных пунктов является непосредственной задачей органов государственной власти на местах.
10. В своей работе органы государственной власти на местах обязаны обеспечивать:
организацию работы по благоустройству на всей территории населенных пунктов, в том числе на территориях общего пользования, а также на территориях между населенными пунктами;
проведение работ по благоустройству строго в соответствии с архитектурно-строительными нормами и правилами, а также с учетом современных требований к внешнему облику городов и населенных пунктов;
организацию работы по эксплуатации и содержанию объектов благоустройства в соответствии с санитарными нормами и правилами;
создание дополнительных рабочих мест и условий для повышения занятости населения, эффективности работы в сфере благоустройства;
укрепление материально-технической базы управлений благоустройства.
IV. ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
РАБОТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ
11. Территориальные подразделения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в процессе осуществления работ по благоустройству территорий руководствуются Градостроительным кодексом Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, действующими нормативно-правовыми документами, решениями коллегии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, решениями хокимов областей, городов районов, утвержденными в установленном порядке положениями о территориальных органах по архитектуре и строительству и настоящими Правилами.
12. Начальники отделов строительства и жилищно-коммунального хозяйства городов и районов, главные архитекторы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Каракалпакстан, главных управлений строительства и жилищно-коммунального хозяйства областей и главного управления строительства г. Ташкента считаются полномочными представителями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан, которые:
ведут работу в рамках своих полномочий по вопросам благоустройства в сотрудничестве с управлениями благоустройства и органами государственной власти на местах;
оказывают содействие владельцам благоустраиваемых объектов во внесении в соответствии с утвержденной градостроительной документацией в органы государственной власти на местах подготовленных совместно с соответствующими организациями предложений и проектных решений, касающихся реконструкции, ремонта, при необходимости нового строительства улиц и автомобильных дорог общего пользования, посадки различных видов деревьев и растений, исходя из условий территорий, подлежащих благоустройству и озеленению;
контролируют осуществление утвержденных хокимиятами планов работы на основании градостроительной документации и проектов благоустройства и готовят сведения по их исполнению в органы государственной власти на местах;
вносят для рассмотрения и согласования в архитектурно-градостроительный совет при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Каракалпакстан, главных управлениях строительства и жилищно-коммунального хозяйства областей и главном управлении строительства г. Ташкента проекты по благоустройству земель общего пользования населенных пунктов (проекты зданий и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, согласовываются в установленном порядке отделами строительства и жилищно-коммунального хозяйства районов (городов);
осуществляют контроль за соблюдением градостроительных норм и правил, связанных с работами по благоустройству, предусмотренными проектной документацией зданий и сооружений: строительство индивидуальных жилых домов этажностью более двух этажей (без учета цокольного этажа), высотой более 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 квадратных метров, а также нежилых зданий и сооружений объемом более 300 кубических метров - территориальные инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, строительство индивидуальных жилых домов этажностью до двух этажей (без учета цокольного этажа), высотой ниже 12 метров от поверхности земли и (или) общей площадью до 500 квадратных метров, а также нежилых зданий и сооружений объемом менее 300 кубических метров - отделы строительства и жилищно-коммунального хозяйства районов (городов);
принимают меры по реализации утвержденных в установленном порядке генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки и другой градостроительной документации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Каракалпакстан, главных управлений строительства и жилищно-коммунального хозяйства областей и главного управления строительства г. Ташкента в пределах своих полномочий.
ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ
ОБЪЕКТОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА
13. Содержание и эксплуатация объектов благоустройства, находящихся на балансе Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, осуществляются городскими и районными управлениями благоустройства за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
14. Организация работ по благоустройству объектов на землях населенных пунктов общего пользования предусматривает их содержание, капитальный, средний и текущий ремонты.
15. Капитальный ремонт проводится специализированными подрядными организациями согласно проектно-сметной документации и адресным спискам, утвержденным в установленном порядке, и предусматривает полное восстановление основных технико-эксплуатационных качеств отдельных объектов благоустройства.
16. При текущем ремонте осуществляются периодические мероприятия по предупреждению преждевременного износа и разрушения объектов благоустройства и поддержанию их в рабочем состоянии.
17. Сроки проведения ремонта объектов благоустройства или их элементов определяются на основе ежегодной технической оценки их физического состояния, осуществляемой органами государственной власти на местах совместно с городскими и районными управлениями благоустройства.
ТЕРРИТОРИЙ
18. К элементам озеленения городов и районов относятся уличные посадки, скверы, бульвары, насаждения в микрорайонах, мемориальных комплексах и другие зеленые зоны общего пользования.
19. Зеленые насаждения населенных пунктов по функциональным признакам состоят из следующих групп:
насаждения общего пользования - это насаждения в парках, скверах, стадионах, на улицах и площадях, бульварах, участках при общегородских торговых и административных центрах и общественных зданиях;
насаждения ограниченного пользования - озелененные территории селитебной и промышленной застройки - жилые территории, участки детских садов-яслей, школ, учебных заведений, а также насаждения промышленных предприятий, доступные ограниченному числу жителей;
насаждения специального назначения - насаждения коммунально-складских территорий, санитарно-защитных зон, ветрозащитного, водо- и почвоохранного значения, питомники, кладбища.
20. Капитальный ремонт участков с зелеными насаждениями включает в себя:
полную реконструкцию - изменение всех насаждений и основных или всех элементов благоустройства на данном объекте;
частичную реконструкцию - восстановление от 20 процентов до 50 процентов общей площади насаждений и дорожно-тропиночной сети;
выборочную реконструкцию - ремонт отдельных участков насаждений, не превышающих 15-20 процентов общей площади насаждений;
восстановление садовых дорожек и водопроводов с заменой материала покрытия и крепления лотков, демонтаж и монтаж поливной сети с заменой труб в количестве до 60 процентов, восстановление разрушенных лотков;
омолаживание старовозрастных деревьев и кустарников, обновление деревьев и кустарников при естественном старении насаждений;
ремонт, окраску и восстановление изгородей, приствольных решеток и каркасов, подпорных стенок и лестниц, скульптур и их фундаментов, фонтанов;
ремонт цветников, с полной сменой видового состава цветочных растений (весенне-летнее и осенне-зимнее цветочное оформление, ковровые цветники), цветников из многолетних видов цветов с заменой до 40 процентов цветов на данном объекте, газонов с заменой растительной земли и внесением удобрений;
уборка сухостойных, старых и сильно зараженных вредителями и болезнями деревьев, корчевка пней, замена старых маточников на питомниках. Ремонт теплиц и оранжерей (замена рам, остекление, ремонт отопительных систем, замена стеллажей, парниковых рам, ремонт электроосвещения, водоотвода, собственных котельных).
21. Текущий ремонт участков с зелеными насаждениями производится на небольших площадях и в небольших объемах и включает следующие виды работ:
восстановление цветников в случае гибели и старения отдельных растений, обрезка газонных бортов, восстановление газонов на небольших участках (вытоптанных, поврежденных наездом машин, размытых водой);
устройство газонов, цветников, клумб с приобретением и посадкой семян газонных трав, цветов и рассады многолетних, двухлетних и однолетних цветов, кустарников в одиночных и рядовых посадках в объемах до 10 процентов от общей площади на данном объекте;
мелкий ремонт садово-паркового инвентаря, сооружений, детского оборудования, скамеек, раковин, подмостей, беседок и др., подпорных стенок отдельными местами, парниковых рам, стеллажей, системы отопления теплиц, смена отдельных остеклений рам теплиц и парников.
22. Содержание (уход) зеленых насаждений заключается в своевременном проведении агротехнических мероприятий по уходу за надземной, подземной частью растений, борьбе с вредителями и болезнями и включает следующие виды работ:
формовочная, санитарная и омолаживающая обрезка деревьев и кустарников;
полив зеленых насаждений, дождевание крон растений;
уход за насаждениями - кошение, полив, механическая обработка дернины и землевание, рыхление, мульчирование и улучшение мелиоративного состояния почвы, борьба с сорняками, внесение удобрений, химическая и биологическая защита растений от болезней и вредителей, штыковка почвы в лунках, цветниках и проведение других агротехнических мероприятий и работ.
23. К элементам сетей наружного освещения относятся опоры и светильники всех типов уличного освещения, тросовые растяжки, исполнительные пункты и пункты повторного включения, сети электропередач воздушные и кабельные до 1000 вольт, аппаратура диспетчерской связи, автоматики и телемеханики.
24. Организация работ по наружному освещению предусматривает их содержание, капитальный и текущий ремонты и другие работы по эксплуатации.
25. Капитальный ремонт сетей наружного освещения проводится специализированными подрядными организациями согласно проектно-сметной документации и адресным спискам, утвержденным в установленном порядке.
26. При текущем ремонте сетей наружного освещения проводятся следующие виды работ:
комплексная замена электроламп и отражателей в открытых светильниках, ревизия и ремонт светильников, кронштейнов, траверс и опор в объеме не более 20 процентов от общего количества на данном объекте;
производство планово-предупредительного ремонта и профилактические испытания электрооборудования, аппаратуры, сетей, ремонт и замена воздушных и кабельных сетей, устройств заземления, распределительных щитов и устройств автоматики и телемеханики;
регулировка и проверка действия всех элементов сетей наружного освещения, покраска шкафов управления, кронштейнов, траверс, стоек, опор, замена пришедших в негодность кабелей, проводов и светильников в объеме не более 20 процентов от общего количества на данном объекте.
27. Работа по содержанию и эксплуатации сетей наружного освещения предусматривает замену электроламп в светильниках, вышедших из строя рассеивателей, измерение уровня освещенности на дорогах, тротуарах, территориях, профилактическое испытание электрического оборудования, проверку уровня напряжения в распределительных сетях и нагрузки по фазам, своевременное включение и отключение, разработку и внедрение мероприятий по экономии электрической энергии, надзор и технический осмотр за исправностью электрических сетей наружного освещения, оборудования и сооружений, ликвидацию повреждений на электрических сетях, осветительной арматуры и другого светотехнического оборудования.
§ 3. Дорожно-мостовое хозяйство
28. К элементам дорожно-мостового хозяйства относятся дорожное полотно проезжей части улиц, тротуары, остановочные навесы, подземные переходы, мосты и путепроводы, бортовые бордюры, водоотводящие сети и другие сооружения.
29. Капитальный и текущий ремонт дорожно-мостового хозяйства проводится специализированными подрядными организациями согласно проектно-сметной документации и адресным спискам, утвержденным в установленном порядке.
30. Содержание дорог и тротуаров включает организацию следующих видов работ:
поддержание в чистоте и порядке, предотвращение и ликвидация небольших повреждений;
очистка от пыли, грязи, снега, льда, мойка с помощью поливомоечных машин, устранение гололедицы и скользкости покрытий;
выметание каменной мелочи и высевок на покрытии, уборка катуна и обеспыливание водой;
периодический осмотр ограждений, сигнальных столбиков, замена и мелкий ремонт неисправных элементов, подтягивание креплений, очистка от пыли и грязи, мойка, окраска ограждений;
содержание в чистоте автопавильонов, остановочных площадок, мойка и возобновление окраски, исправление мелких повреждений, замена испорченных деталей;
содержание в чистоте путепроводов, туннелей подземных переходов, исправление отдельных мелких повреждений, настилов, перил, брусьев, подтягивание болтов, тяжей, исправление укреплений конусов;
поверхностная обработка на дорогах с асфальтовым покрытием, а также черным, щебеночным и гравийным покрытиями, утюжка грунтовых и гравийных дорог;
покраска бордюров, ограждений, павильонов, остановочных площадок, тоннелей, мостов и разметка дорог.
31. К объектам ирригационного хозяйства относятся оросительные сети в земляном и облицованном русле, гидротехнические сооружения, насосные станции, скважины, сети поливочного водопровода (дождевание).
32. Организация работ по ирригации предусматривает содержание, капитальный, текущий ремонты и другие работы по эксплуатации ирригационного хозяйства, обеспечивающие доставку и равномерное распределение поливной воды на объекты озеленения.
33. Капитальный ремонт ирригационного хозяйства включает в себя работы по полному восстановлению отдельных элементов ирригационной системы и сооружений с заменой оборудования и проводится согласно проектно-сметной документации и адресным спискам, утвержденным в установленном порядке.
34. Текущий ремонт ирригационного хозяйства гидротехнических сооружений включает в себя следующие виды работ:
очистка русел каналов и ирригационных сетей на отдельных участках от наносов, травы и древесно-кустарниковой растительности, промывка или прочистка отдельных закрытых коллекторов и дрен, заиленных частицами грунта, отложениями железа, очистка фильтров-поглотителей, отстойников и других сооружений, ремонт сооружений, отдельных участков каналов и дорог, креплений откосов и дна каналов;
частичный ремонт и восстановление водозаборного сооружения и оголовок труб-переездов, исправление деформаций русел каналов и водомерных постов, наблюдательных колодцев, береговых знаков, ремонт отдельных элементов плотин (затворов, подъемных приспособлений, служебных мостиков, отдельных частей водовыпусков и водосливов), окраска металлических частей затворов и шлюзов.
35. Эксплуатация ирригационных систем предусматривает следующие виды работ:
прогон и подача воды к зеленым насаждениям, периодическая очистка сети, удаление растительности, скашивание травы с погрузкой и вывозом ила и других примесей;
подготовка сооружений ирригационных систем к вегетационному периоду, консервация сетей поливочного водопровода (дождевания);
контроль за правильным водопользованием и расходом воды в системе.
36. Организация работ по дренажу предусматривает содержание, капитальный, текущий ремонты и другие работы по эксплуатации дренажного хозяйства.
37. Капитальный ремонт дренажного хозяйства включает в себя:
механизированную очистку с заглублением и спрямлением русла, замену участков перфорированных труб, строительство дополнительных смотровых колодцев, водолазные работы в закрытых коллекторах по очистке и удалению корней и других предметов;
ремонт скважин вертикального водопонижения, сетей вертикального и горизонтального дренажа, коллекторов, прочистку или полную перекладку вышедших из строя дренажных линий и отдельных систем коллекторов;
капитальный ремонт выполняется специализированными подрядными организациями согласно проектно-сметной документации и адресным спискам, утвержденным в установленном порядке.
38. Эксплуатация объектов дренажа включает в себя постоянный контроль за работой сооружений, проведение планово-предупредительных работ, осуществление текущего ремонта, очистку и периодические осмотры линейных сооружений, контроль и поддержание заданного уровня грунтовых вод.
39. К системе санитарной очистки объектов благоустройства относится уличная очистка - уборка дворовых территорий, улиц и мест общего пользования, разделяющаяся на летнюю уборку (подметание, поливка, мойка, борьба с пылью) и зимнюю уборку (удаление снега, борьба с гололедом).
40. Очистка территорий в городах, районных центрах, городских поселках и сельских населенных пунктах, предусматривающая комплекс мероприятий, включающий сбор, вывоз размещение, хранение, транспортировку, утилизацию, обезвреживание твердых бытовых отходов, а также удаление и транспортировку жидких бытовых отходов в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническим нормативами и экологическими требованиями, осуществляется организациями, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами.
§ 7. Содержание и эксплуатация
мест погребения (кладбищ)
41. Кладбища находятся в непосредственном ведении органов государственной власти района, города, на которые возлагается обязанность по их содержанию в надлежащем состоянии и благоустройству.
Непосредственная деятельность по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства кладбищ, оказанию услуг по погребению осуществляется управлениями благоустройства (управлениями гражданского обслуживания) районов (городов), учреждаемыми органами государственной власти на местах.
42. Благоустройство, капитальный и текущий ремонт кладбищ, содержание их в надлежащем состоянии осуществляются за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента с выделением средств по отдельной статье расходов. При этом содержание рабочих по копке могил и ритуальным услугам осуществляется за счет средств, поступивших от населения за оказанные платные услуги, по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти на местах.
Также на содержание и благоустройство кладбищ используются добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
Благоустройство кладбищ может быть осуществлено также путем хашара при содействии органов самоуправления граждан.
К элементам благоустройства кладбищ относятся ограждения территории кладбищ, места погребения, зеленые насаждения, проезды, аллеи, дороги и дорожки, хозяйственные дворы, административные здания, подсобные строения, инженерные сооружения и т. д.
Территория кладбищ ограждается и разбивается на пронумерованные секторы, участки, разделенные между собой дорогами и аллеями.
VII. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ
И ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ
ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ
43. Юридические и физические лица - собственники или пользователи, в том числе арендаторы зданий и сооружений в населенном пункте, являются ответственными за осуществление работ по благоустройству на закрепленной за ними территории земельного участка.
44. Собственники или пользователи зданий или сооружений:
обеспечивают удовлетворительное содержание и соответствие современным требованиям внешнего облика зданий и сооружений, по мере необходимости могут изменить внешний вид зданий и сооружений (ремонт фасадов) по согласованию с территориальными органами по архитектуре и строительству;
осуществляют работы по благоустройству на прилегающих к зданиям и сооружениям (отведенных) земельных участках, обеспечивают на территориях озеленение, посадку и полив деревьев и цветов, уход за ними, организуют проведение работ по предотвращению заболевания деревьев, обрезке деревьев, придавая форму, производят их побелку;
предотвращают складирование на обочине, проезжей части строительных материалов, оборудования, строительных и бытовых отходов, загрязнение обочины, проезжей части и тротуаров;
обеспечивают качественное ограждение строительных площадок в целях обеспечения эстетичного вида и соблюдения техники безопасности в процессе выполнения строительных работ;
поддерживают удовлетворительное техническое состояние подземных и наземных инженерных сетей в порядке, установленном техническими условиями.
45. Возведение строений и сооружений на землях населенных пунктов общего пользования разрешается только в соответствии с целевым назначением земель.
46. Участки из земель населенных пунктов общего пользования, кроме дорог и арычной сети, могут предоставляться юридическим и физическим лицам во временное пользование на условиях аренды под строения и сооружения облегченного типа (торговые палатки, киоски, рекламные сооружения) по решению органов государственной власти на местах.
47. Запрещается установка рекламных средств, не отвечающих должному уровню и установленным стандартам, в том числе вывешивание объявлений и афиш в неразрешенных и не предназначенных для этих целей местах.
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА
48. Юридические и физические лица за уклонение от осуществления работ по благоустройству или нарушение правил благоустройства привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2009 г., N 10-11, ст. 112
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2009 г., N 3, ст. 17