язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность/ Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан/ 01. НСБУ N 1 "Учетная политика и финансовая отчетность"/ Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) N 1 "Учетная политика и финансовая отчетность" (Зарегистрирован МЮ 14.08.1998 г. N 474, утвержден МФ 26.07.1998 г. N 17-07/86)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

3АРЕГИСТРИРОВАН

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.08.1998 г.

N 474



УТВЕРЖДЕН


МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.07.1998 г.

N 17-07/86



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


НСБУ N 1


УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ

ОТЧЕТНОСТЬ

ВВЕДЕНИЕ


Общие положения


1. Настоящий Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) разработан на основе Закона Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Узбекистан. Данный стандарт должен применяться в сочетании с другими НСБУ.



Цель стандарта


2. Настоящий НСБУ устанавливает основы для формирования и составления финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью обеспечения сопоставимости финансовых отчетов хозяйствующего субъекта за разные отчетные периоды, а также финансовых отчетов разных хозяйствующих субъектов.

Для достижения этой цели данный стандарт предусматривает концепции, которые должны быть в основе учетной политики и финансовой отчетности, хозяйствующих субъектов содержание и минимальные требования к содержанию финансовой отчетности.

Детальные требования для отражения, измерения и раскрытия отдельных операций и событий описываются в других НСБУ.

Данный стандарт не описывает требования к информации, которая должна быть предоставлена, кроме финансовой отчетности. Например, хозяйствующие субъекты могут предоставлять финансовый обзор в качестве дополнительной информации к финансовым отчетам.


3. В настоящем стандарте под учетной политикой понимается совокупность способов, принимаемых руководителем хозяйствующего субъекта для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы их группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, приемы и методы.


4. Учетная политика хозяйствующего субъекта формируется руководителем субъекта на основе настоящего НСБУ для того, чтобы финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта, представляемые в финансовой отчетности за разные годы, были сопоставимы.


5. Финансовая отчетность является способом представления финансовой информации, характеризующей деятельность хозяйствующего субъекта за определенный период, независимо от того, является ли он отдельным самостоятельным хозяйствующем субъектом или входит в консолидированную группу хозяйствующих субъектов.


6. Целью финансовых отчетов является предоставление информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта, показателях его деятельности и о движении денежных средств, необходимой широкому кругу пользователей для принятия экономических решений.

Финансовые отчеты показывают также результаты управления ресурсами хозяйствующего субъекта, осуществляемого руководством.


7. Для достижения цели настоящего стандарта финансовые отчеты должны содержать следующую информацию, которая помогает пользователям в прогнозировании движения денежных средств и, в частности, сроков и вероятности формирования денежных средств и их эквивалентов:

7.1. Об активах, находящихся под контролем хозяйствующего субъекта (являющихся источниками вероятных притоков наличных денежных средств или другой экономической выгоды);

7.2. Об обязательствах хозяйствующего субъекта (являющихся источниками вероятных оттоков денежных средств или другой экономической выгоды);

7.3. О нераспределенной прибыли хозяйствующего субъекта (которая представляет изменения в экономических ресурсах и обязательствах хозяйствующего субъекта от одного периода к другому, за исключением взносов владельцев и выплат владельцам);

7.4. О движении денежных средств (в качестве показателя возможного движения денежных потоков в будущем).

Данная информация необходима пользователям финансовой отчетности для оценки возможности хозяйствующего субъекта выплачивать дивиденды и проценты, а также своевременно производить расчеты по обязательствам.


8. Руководитель хозяйствующего субъекта несет ответственность в соответствии с законодательством за учетную политику, а также за подготовку и представление финансовых отчетов хозяйствующего субъекта.



Сфера действия


9. Настоящий НСБУ применяется при подготовке финансовых отчетов общего назначения, перечень которых приведен в пункте 12 настоящего стандарта. Необходимо руководствоваться этим стандартом как при подготовке финансовой отчетности отдельных хозяйствующих субъектов, так и при составлении консолидированной финансовой отчетности.


10. Настоящий НСБУ распространяется:

10.1. В части формирования учетной политики - на все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности;

10.2. В части раскрытия учетной политики - на хозяйствующие субъекты, публикующие свою финансовую отчетность согласно законодательству, учредительным документам либо по собственной инициативе.


11. Действие настоящего НСБУ не распространяется на порядок составления финансовой отчетности банками, бюджетными и страховыми организациями.



Состав финансовой отчетности


12. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" годовая финансовая отчетность состоит из следующих общих форм отчетов:


12.1. Бухгалтерский баланс - форма N 1;

12.2. Отчет о финансовых результатах - форма N 2;

12.4. Отчет о денежных потоках - форма N 4;

12.5. Отчет о собственном капитале - форма N 5;

12.6. Примечания, расчеты и пояснения.


13. Состав периодической (квартальной) отчетности может отличаться от годовой отчетности в сторону уменьшения количества форм отчетов.



Дополнительная информация

(примечания, расчеты, пояснения)


14. Учитывая многообразие деятельности различных хозяйствующих субъектов, финансовые отчеты не могут обеспечить всю информацию, необходимую пользователям для принятия экономических решений. Поэтому годовые финансовые отчеты дополнительно должны включать финансовый обзор, составляемый администрацией, который описывает и объясняет главные признаки финансовой деятельности и финансового состояния хозяйствующего субъекта, и основные неопределенности, с которыми они сталкиваются.

В этом обзоре раскрываются основные факторы, влияющие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта и на его инвестиционную политику для поддержания и укрепления деятельности, включая дивидендную политику в текущем и будущем периодах, в частности:


14.1. Источники финансирования хозяйствующего субъекта и управление рисками;

14.2. Изменение внешней среды, в которой функционирует хозяйствующий субъект, его реакция на эти изменения и их влияние на деятельность субъекта;

14.3. Прочая информация, важная для принятия решений пользователями.


15. Представление дополнительной информации. Пояснения, примечания и расчеты представляются хозяйствующим субъектом как в виде специальных форм, так и в произвольном виде.



ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ


Принцип начисления


16. Финансовые отчеты, за исключением отчета о денежных потоках, составляются по принципу начисления.

Согласно принципу начисления активы, пассивы, собственный капитал, доходы, расходы, хозяйственные операции и события отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения (или фактического получения), а не в момент, когда по ним получают или выплачивают денежные средства и их эквиваленты.

Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только об операциях в прошлом с оплатой или получением денежных средств, а также об обязательствах по выплате денежных средств в будущем, что является необходимым при принятии соответствующих экономических решений.



Ведение учета методом двойной записи


17. Принцип ведения учета методом двойной записи означает, что хозяйствующий субъект должен вести регистрацию бухгалтерских операций на основе системы двойной записи. Система двойной записи заключается в том, что одна и та же сумма по одной и той же операции отражается на двух счетах бухгалтерского учета - в дебете одного и кредите другого.



Непрерывность


18. Подготовка финансовой отчетности по принципу непрерывности означает, что хозяйствующий субъект является постоянно действующим и будет продолжать свою деятельность в течение неопределенно долгого периода времени, то есть считается, что хозяйствующий субъект не имеет намерения, надобности ликвидировать или существенно сокращать сферу своей деятельности.

Если руководитель полагает, что необходимо ликвидировать хозяйствующий субъект или сократить масштабы его деятельности, или возможны условия и ситуации, располагающие к этому, то в пояснениях к финансовым отчетам необходимо раскрыть содержание такого факта и основу, по которым составлены финансовые отчеты, и причину отхода от принципа непрерывности.

Принцип непрерывности означает также, что срок ведения бухгалтерского учета должен соответствовать сроку существования хозяйствующего субъекта, то есть бухгалтерский учет у хозяйствующего субъекта должен вестись до момента ликвидации или объявления его банкротом. Со дня прекращения своего существования хозяйствующий субъект прекращает ведение бухгалтерского учета.



Денежная оценка хозяйственных операций,

активов и пассивов


19. Все хозяйственные операции, события, активы и пассивы должны быть измерены в едином, однородном выражении - денежной оценке.

В Республике Узбекистан денежным измерителем является сум и его доли - тийин.



Достоверность


20. Информация является достоверной, когда в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость и на нее могут полагаться пользователи.

Достоверность операций или событий обычно должна быть подтверждена первичными учетными документами.



Предусмотрительность (осторожность)


21. Принцип предусмотрительности (осторожности) предполагает, что в финансовой отчетности не должна допускаться завышенная оценка активов и доходов и заниженная оценка обязательств или расходов.

Применение этого принципа не дает права создавать скрытые резервы или завышенное обеспечение, преднамеренное уменьшение и завышение активов или прибыли, обязательств и расходов.



Преобладание содержания над формой


22. Содержание данного принципа означает, что если информация в учетных документах и финансовой отчетности достоверно отражает содержание операций и событий, эта информация должна быть учтена и представлена в финансовой отчетности.



Сопоставимость показателей


23. Для того, чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой за разные отчетные периоды. Пользователи должны быть информированы об учетной политике, используемой хозяйствующим субъектом при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах таких изменений.


24. В финансовой отчетности необходимо раскрывать всю сравнительную информацию в отношении предыдущего периода. Обзорная и описательная информация финансовых отчетов предыдущего периода должна быть представлена за текущий отчетный период и обновлена, когда это необходимо, для объективного представления финансовых отчетов текущего отчетного периода.


25. При корректировке показателей или классификации статей финансового отчета для обеспечения сопоставимости с текущим сопоставимые суммы должны быть переклассифицированы, и одновременно характер, сумма, причина такой переклассификации должны быть раскрыты. Если это невозможно, хозяйствующий субъект должен раскрыть причину переклассификации и характер изменений, которые были бы внесены в случае, если бы суммы были переклассифицированы.


26. Если информация служит лишь для представления, например, выверки сальдо на начало и конец периода по нематериальным и материальным активам, в таких случаях не требуется сопоставимая информация.

Рамки требования представлять сопоставимую информацию могут быть сужены по мере разработки новых стандартов и изменения существующих. Переходные положения в новых и пересмотренных стандартах могут и не требовать представления сопоставимой информации, когда стандарт используется впервые.


27. Существуют обстоятельства, при которых оказывается невозможной переклассификация сопоставимой информации в целях сопоставимости с текущим периодом. Например, информация в предыдущем периоде могла быть собрана таким образом, что переклассификация оказывается невозможной, что практически сделает невозможным преобразование информации. При таких обстоятельствах должен быть раскрыт характер поправок к сопоставимым суммам, которые были бы внесены.


28. Для соблюдения принципа сопоставимости необходимо выполнять следующие условия:


28.1. Требование в отношении всей количественной информации;

28.2. При изменении подходов представления отчетности в отчетном году информация за предшествующий период должна быть переклассифицирована для целей сопоставимости;

28.3. Если по практическим соображениям переклассификация не может быть сделана, должны быть раскрыты причины и характер изменений, которые имели бы место в случае осуществления переклассификации.



Нейтральность финансовой отчетности


29. Информация, представляемая в финансовой отчетности, для обеспечения ее надежности должна быть свободной от предвзятости.



Фактическая оценка активов и обязательств


30. Принцип фактической оценки активов и обязательств предполагает, что основой оценки является их себестоимость или стоимость приобретения.

В отдельных случаях, предусмотренных стандартами, фактическая оценка может отличаться от стоимости приобретения.



Соответствие доходов и расходов отчетного периода


31. Соответствие доходов и расходов отчетного периода означает, что в данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов данного отчетного периода. Если между отдельными видами расходов и доходов трудно установить непосредственную зависимость, расходы распределяются между несколькими отчетными периодами в соответствии с какой-либо системой распределения. Это относится, например, к амортизируемым расходам, которые распределяются на несколько лет.



Понятность


32. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть доступна и понятна пользователям.



Значимость


33. 3начимость финансовой информации заключается в том, что эта информация должна удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Сущность и ценность (существенность) информации могут оказывать влияние на ее значимость.



Существенность


34. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, принятых на основе финансовой отчетности.


35. В финансовых отчетах в одной статье отражаются суммы, которые должны быть обобщены со сходными по характеру или функциям и которые не должны представляться отдельно.

Однако информация, которая является существенной как индивидуально, так и в совокупности, не должна полностью обобщаться с прочей информацией. В этой связи информация является существенной, если ее нераскрытие могло бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовых отчетов.

Существенность зависит от размера статьи, рассматриваемой при особых конкретных обстоятельствах его пропуска.


36. Финансовая отчетность является результатом обработки хозяйственных операций, которые структурно объединены в группы по их характеру и функциям. Заключительной стадией данного процесса является представление классифицированной информации в сжатом виде, которая будет отражена в финансовых отчетах или в пояснениях в виде статей.

Существенным является также выделение в финансовом отчете отдельных показателей или их объединение в одну статью с другими показателями. Поэтому, если некоторые статьи активов или пассивов, доходов или расходов являются несущественными, то одновременно оцениваются характер и размер статьи или совокупности статей. В зависимости от обстоятельств определяющим фактором может служить либо характер, либо размер статьи.


37. Если исходная информация не является существенной, то нет необходимости выполнять требования раскрытия, представленные в НСБУ. Однако, если существенная информация была объединена в финансовых отчетах общего пользования в одну статью с другой существенной информацией, то в пояснениях к финансовой отчетности необходимо раскрыть эту информацию.


38. Существенность связана с понятностью и степенью точности, с которой представлены финансовые отчеты. Использование степени точности при округлении информации до тысяч или миллионов допускается до тех пор, пока не нарушается принцип существенности.



Правдивое и беспристрастное представление


39. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций и движении денежных средств субъекта.



Завершенность


40. В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной.



Последовательность


41. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты хозяйствующего субъекта за разные отчетные периоды для определения тенденции изменений в его финансовом положении.


42. Представление и классификация статей финансовой отчетности должны сохраняться за отчетные периоды, если только существенные изменения в характере операций хозяйствующего субъекта или анализ форм представления отчетности не свидетельствуют о том, что является целесообразным изменить форму представления отчетности.


43. Время от времени значительное приобретение или выбытие, или некоторые другие важные изменения в характере операционной деятельности субъекта, или обзор финансового отчета приводят к целесообразности иного представления финансовых отчетов. В этих случаях хозяйствующий субъект должен обеспечить соответствие между соблюдением принципов существенности и сопоставимости. Хозяйствующий субъект может изменить представление финансовой отчетности только в том случае, если пересмотренная структура сохранится в течение довольно длительного периода или если преимущество альтернативного представления очевидно. Предполагается, что учетная политика последовательно проводится из одного периода в другой.



Своевременность


44. Информация является полезной, если она представляется своевременно. Финансовые отчеты теряют свою полезность, если они не представляются в распоряжение пользователей в течение разумного времени после даты составления. При необоснованной задержке отчетной информации она может потерять свою значимость. Хозяйствующий субъект должен быть способен составить финансовый отчет в течение срока, указанного в пунктах 62-65 настоящего НСБУ. Никакие факторы, даже сложность операций хозяйствующего субъекта, не должны быть использованы в качестве причины неспособности представить отчеты своевременно.

Публикация финансовой отчетности должна производиться в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете" .


45. Если составление и представление отчета задерживаются до тех пор, пока все аспекты будут известны, даже очень надежная информация может принести мало пользы, поскольку пользователи были вынуждены принимать решения ранее. В целях достижения баланса между значимостью и надежностью надо решить, как лучше всего удовлетворить потребности пользователей при принятии экономических решений.



Оффсеттинг (взаимозачеты статей)


46. Между активами и пассивами не должно быть взаимозачетов, за исключением случаев, когда это предусмотрено другими НСБУ.


47. Статьи доходов и расходов не могут взаимозасчитываться, за исключением случаев, когда:


47.1. НСБУ требует или разрешает это;

47.2. Прибыль, убытки, а также расходы, связанные с подобными операциями и событиями являются несущественными ни индивидуально, ни в совокупности. Такие суммы должны быть обобщены и представлены на нетто-основе или когда их представление наилучшим образом отражает сущность операции или группы однородных сделок.


48. В случае если доходы и расходы взаимозачтены, тем не менее хозяйствующий субъект должен, основываясь на принципе существенности, рассмотреть потребность в раскрытии этих сумм в примечаниях к финансовым отчетам. Например, если в бухгалтерском балансе предусмотрено отражение дебиторской задолженности по статье "Расчеты с покупателями и заказчиками" за вычетом созданных резервов по сомнительным долгам. Но в пояснительной записке отражаются отдельно как сумма дебиторской задолженности, так и сумма созданных резервов по сомнительным долгам.



Объективность


49. Финансовая отчетность должна объективно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств субъекта.

Для достижения принципа объективности каждый хозяйствующий субъект при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности обязан применять НСБУ и основные принципы бухгалтерского учета.


50. Скорость нововведений по различным видам деятельности может привести к операциям и ситуациям, по которым еще не разработаны НСБУ. В этих случаях объективность финансовой отчетности лучше всего достигается путем выбора и применения учетной политики, разработка которой должна производиться хозяйствующим субъектом самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом.



Учетная политика


51. Учетная политика субъекта должна быть определена на основе принципов, сформулированных в пунктах 16-50 настоящего стандарта.

Учетная политика выражает специфические принципы, конвенции, правила и практические подходы, используемые хозяйствующим субъектом для подготовки и составления финансовой отчетности.


52. Учетная политика должна быть организована таким образом, чтобы финансовая отчетность могла быть сформирована на основе всех приемлемых НСБУ и при отсутствии специфических требований являлась бы:


52.1. Значимой для потребностей пользователей;

52.2. Надежной в том смысле, что она:

52.2.1. Объективно представляет все результаты деятельности и финансовое состояние субъекта;

52.2.2. Отражает экономическую суть событий и операций, а не просто представляет юридическую форму;

52.2.3. Является нейтральной (беспристрастной) и непринудительной;

52.2.4. Является осмотрительной без ущерба нейтральности;

52.2.5. Является полной (завершенной) во всех существенных аспектах, то есть полностью отражает все факты хозяйственной деятельности субъекта;

52.3. Сопоставимой с финансовой отчетностью других субъектов с подобным родом деятельности;

52.4. Понятной.


53. При формировании учетной политики субъекта по конкретному направлению (вопросу), организации, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности следует руководствоваться законодательством Республики Узбекистан по бухгалтерскому учету.


54. При отсутствии специфических НСБУ руководитель субъекта вправе пользоваться собственными решениями при разработке учетной политики, которые представляют наиболее полезную информацию пользователям финансовых отчетов хозяйствующего субъекта.

В процессе применения собственных решений руководитель рассматривает:


54.1. Требования и руководства в НСБУ относительно подобных вопросов;

54.2. Любую другую информацию, опубликованную Министерством финансов Республики Узбекистан;

54.3. Критерии определения, отражения и измерения для активов, обязательств, доходов и расходов, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан;

54.4. Практику отрасли, принятую основными мировыми финансовыми рынками капиталов.


55. Учетная политика хозяйствующего субъекта подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) руководителя хозяйствующего субъекта.

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные субъектом при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа, за исключением вновь созданных хозяйствующих субъектов в течение отчетного года.

При этом они применяются всеми структурными подразделениями хозяйствующего субъекта (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места расположения.

Вновь созданный хозяйствующий субъект оформляет избранную им учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации финансовой отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Избранная субъектом учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).


56. В течение календарного года учетная политика не изменяется.


Допускаются изменения в учетной политике хозяйствующего субъекта в случаях:


56.1. Реорганизации субъекта (слияния, разделения, присоединения);

56.2. Смены собственников;

56.3. Изменений законодательства Республики Узбекистан или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Узбекистан;

56.4. Разработки новых способов бухгалтерского учета.

Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 55 настоящего стандарта.

Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением в законодательстве Республики Узбекистан, должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверенных субъектом данных на дату (первое число месяца), с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.



ОСНОВНЫЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ РЕКВИЗИТЫ

ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ


57. Финансовые отчеты должны быть четко идентифицированы в одних и тех же формах финансовых отчетов.


58. Следующая информация должна быть полностью отражена предпочтительно на каждой странице финансовых отчетов:


58.1. Наименование субъекта, форма собственности, юридический адрес, подчиненность, идентификационный номер и другие реквизиты для распознавания субъекта;

58.2. Охватывают ли финансовые отчеты индивидуальное предприятие или группу предприятий;

58.3. Отчетная дата или период, охваченный финансовыми отчетами.


59. Для правильного понимания представленной отчетной информации следующие реквизиты должны быть также раскрыты и при необходимости повторены:


59.1. Валюта, которой измерены финансовые отчеты и, если использованы несколько валют, то валюты, в которых они выражены;

59.2. Уровень точности, использованный в представлении цифр в финансовых отчетах, например, показаны ли цифры в тысячах, миллионах, и т.д.



ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД И ОТЧЕТНАЯ ДАТА


60. Отчетным периодом финансовой отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря.

Финансовая отчетность может представляться за период, отличный от календарного года, за месяц или квартал, в случаях, предусмотренных законодательством.


61. Отчетной датой для финансовых отчетов является последний календарный день отчетного периода. Так, для годового бухгалтерского баланса субъекта отчетной датой является 31 декабря, для годового отчета о финансовых результатах отчетным будет период с 1 января по 31 декабря.



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


62. Финансовая отчетность представляется:


62.1. Собственникам субъекта (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом, участникам, учредителям) - в соответствии с учредительными документами;

62.2. Органам государственной налоговой службы - по месту регистрации субъекта;

62.3. Органам государственной статистики;

62.4. Другим органам в соответствии с законодательством.


63. Хозяйствующие субъекты представляют финансовую отчетность не позднее 15 февраля следующего за отчетным года.


64. Для министерств, ведомств, других органов управления и некоторых субъектов Министерство финансов Республики Узбекистан устанавливает иные сроки представления отчетности.


65. Датой представления финансовой отчетности для расположенного в одном городе субъекта считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего - дата ее отправления, обозначенная в штемпеле почтового предприятия.

В тех случаях, когда дата представления отчетности совпадает с нерабочим днем, срок представления переносится на следующий за ним первый рабочий день.



БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС


Цель бухгалтерского баланса


66. Бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта должен отражать финансовое состояние на отчетную дату таким образом, чтобы дать возможность понять его ресурсы и его финансовую структуру.



Различие между оборотными (текущими)

и долгосрочными активами


67. Каждый субъект должен определить, представлять (или не представлять) текущие активы и текущие обязательства как отдельные классификации в бухгалтерском балансе. Пункты с 69 по 71 данного стандарта применяются тогда, когда проводится это разграничение. Когда хозяйствующий субъект выбирает вариант неосуществления этой классификации, информация по срокам погашения активов и обязательств тем не менее должна быть раскрыта.


68. Когда хозяйствующий субъект поставляет товары и услуги, используя ясно определяемый операционный цикл, то отдельная классификация текущих и долгосрочных активов и обязательств в балансовом отчете представляет полезную информацию путем проведения отличия между чистыми активами, которые постоянно обращаются в качестве оборотного капитала и активами , которые используются в долгосрочных операциях субъекта. Он также отмечает активы, которые ожидают получить в течение текущего операционного цикла, и обязательства, которые подлежат к оплате в течение того же периода. Когда субъект представляет текущие и долгосрочные активы и обязательства отдельно, то они классифицируются в соответствии с пунктами 69-76.



Оборотные (текущие) активы



69. Актив должен быть классифицирован как текущий актив в случаях, когда:


69.1. Является частью операционной деятельности хозяйствующего субъекта и ожидается его получение или потребление в нормальном ходе операционного цикла субъекта;

69.2. Содержится главным образом для целей перепродажи или на краткий период и ожидается его использование в течение 12 месяцев от отчетной даты. Все прочие активы должны быть классифицированы как нетекущие активы (долгосрочные активы).


70. Существует два отдельных вида текущих активов. Первый представляет часть оборотного капитала хозяйствующего субъекта, который получен или потреблен в ходе нормального операционного цикла хозяйствующего субъекта. Второй представляет категорию текущих активов, которые не являются операционными активами, но содержатся для торговой или инвестиционной целей и ожидается их продажа в течение 12 месяцев от отчетной даты. Текущие активы включают запасы и дебиторскую задолженность, которые будут получены или потреблены в течение 12 месяцев от отчетной даты.


71. Операционный цикл хозяйствующего субъекта - это среднее время между приобретением материалов, производством и реализацией за наличный расчет или за финансовые активы, легко оборачиваемые в денежные средства. С целью классификации операционных активов между долгосрочными и текущими операционным циклом считается один год, если только для именно этой отрасли или вида деятельности больший период не является более соответствующим.



Долгосрочные (нетекущие) активы


72. Основываясь на методе классификации, требуемом в пункте 67, нетекущие активы субъекта состоят из активов:


72.1. Используемых на продолжительной основе в деятельности субъекта, включая собственность, здание и оборудование, нематериальные активы, расходы на развитие и гудвилл;

72.2. Сохраняемых с целью их инвестиций и которые не должны реализовываться в течение 12 месяцев со дня отчетности.



Краткосрочные (текущие) обязательства


73. Обязательство является текущим, если:


73.1. Расчет по ним осуществляется в течение 12 месяцев со дня отчетности.

73.2. Оставшиеся статьи обязательств являются нетекущими.


74. Характеристика текущих обязательств схожа с характеристикой текущих активов. Некоторые текущие обязательства, такие как кредиторская задолженность, задолженность по заработной плате, налогам и прочим операционным расходам, требуют расчета за счет текущих активов, так как являются обязательствами по статьям, формирующим оборотный капитал, используемый в обычном операционном цикле субъекта. Такие операционные статьи классифицируются в виде текущих обязательств, даже если подлежат расчету в течение периода, превышающего 12 месяцев с отчетной даты.


75. К текущим обязательствам также относятся: банковские овердрафты, дивиденды к оплате, подоходные налоги, прочая неторговая кредиторская задолженность, текущая часть краткосрочных обязательств, требующих уплаты процентов, по которым трудно определить, что они являются текущими с точки зрения операционного цикла, хотя они требуют расчета в течение 12 месяцев со дня отчетности.

Обязательства, требующие уплаты процентов, которые финансируют оборотный капитал на долгосрочной основе и не подлежат расчету в течение 12 месяцев, являются долгосрочными (нетекущими) обязательствами.



Рефинансирование краткосрочных (текущих) обязательств


76. Обязательства, подлежащие расчету в течение 12 месяцев с отчетной даты, должны классифицироваться в виде нетекущих только при условиях, что:


6.1. Первоначальный срок был продолжительней, чем 12 месяцев;

76.2. Субъект планирует рефинансировать обязательство на долгосрочной основе;

76.3. Это намерение поддерживается соглашением на рефинансирование или реструктуризацию платежей, которое заполняется до одобрения финансовой отчетности.

Сумма любой краткосрочной задолженности, которая исключается из текущих обязательств, вместе с информацией в поддержку ее представления должна быть раскрыта в примечаниях к бухгалтерскому балансу.



Информация, подлежащая отражению в бухгалтерском балансе


77. Бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта должен быть представлен так, чтобы он отражал различные составляющие реквизиты финансового состояния. Обязательными элементами бухгалтерского баланса являются следующие:


77.1. Материальные активы;

77.2. Нематериальные активы;

77.3. Финансовые активы;

77.4. Запасы;

77.5. Дебиторская задолженность;

77.6. Денежные средства и денежные эквиваленты;

77.7. Кредиторская задолженность;

77.8. Отчисления;

77.9. Обязательства, требующие уплаты процентов;

77.10. Собственный капитал и резервы.


78. В настоящем стандарте не указывается порядок или форма, по которому необходимо представлять бухгалтерский баланс. Форма бухгалтерского баланса представлена в отдельном НСБУ "Бухгалтерский баланс ".


79. Обязательные требования в пункте 77 включают отдельные строки для отражения резервов.

Резервами являются обязательства, которые могут быть оценены только путем использования значительной степени приблизительной оценки. Создание резервов предусматривается законодательством или уставом для обеспечения субъекта и кредиторов дополнительной защитой от последствий убытков.



Информация, представляемая в примечаниях, расчетах и пояснениях


80. Субъект обязан раскрыть в пояснениях:

80.1. По каждому классу акционерного капитала:

80.1.1. Число объявленных акций;

80.1.2. Число эмитированных, полностью оплаченных, эмитированных, не полностью оплаченных акций;

80.1.3. Номинальную стоимость акции;

80.1.4. Уменьшение числа неоплаченных акций в начале и в конце года;

80.1.5. Права, предпочтения и ограничения, относящиеся к каждому классу акционерного капитала, в том числе ограничение на распределение дивидендов и погашение капитала;

80.1.6. Акции, принадлежащие самому обществу, дочерним и ассоциированным обществам хозяйствующего субъекта;

80.1.7. Акции, зарезервированные для эмиссии по опциону и торговому контракту, в том числе сроки и суммы;

80.2. Описание сущности и целей резерва в собственном капитале;

80.3. Наличие в обязательствах суммы для выплаты дивидендов (доходов), которые не были формально одобрены собранием акционеров (учредителей, участников).


81. Субъект должен отразить изменения в собственном капитале, показывая отдельно:

81.1. Остаток накопленной прибыли или убытков в начале периода и на дату отчета и значительные изменения за период, включая чистую прибыль за период и распределение каждому классу акционеров (учредителей, участников);

81.2. Суммовое изменение текущей суммы каждого класса собственного капитала и резервов на начало и конец периода.



ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ


Цель отчета о финансовых результатах


82. Отчет о финансовых результатах характеризует финансовую деятельность хозяйствующего субъекта за отчетный период и представляется способом, который позволяет понять различные аспекты этой деятельности.



Информация, которая должна быть представлена в отчете

о финансовых результатах


83. Отчет о финансовых результатах должен содержать следующие обязательные элементы:

83.1. Выручку;

83.2. Результаты операционной деятельности;

83.3. Результаты финансовой деятельности;

83.4. Чрезвычайные прибыли и убытки;

83.5. Чистую прибыль или убыток за период.

Дополнительные строки, заголовки и итоги должны быть представлены на лицевой стороне отчета о финансовых результатах в соответствии с НСБУ.



Информация, представляемая в примечаниях,

расчетах и пояснениях


84. Хозяйствующий субъект должен представить в примечаниях, расчетах и пояснениях к финансовой отчетности анализ доходов и расходов путем их классификации по видам доходов и расходов или по видам деятельности.


85. Хозяйствующие субъекты, классифицирующие расходы по видам деятельности, обязаны раскрыть дополнительную информацию по видам расходов, включая износ (амортизацию), расходы, связанные с содержанием персонала, на использованное сырье и товары народного потребления и т.п.



ОТЧЕТ О ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКАХ


87. Хозяйствующий субъект обязан представлять отчет о денежных потоках в соответствии с НСБУ "Отчет о денежных потоках".


88. НСБУ "Отчет о денежных потоках" устанавливает требования по представлению отчета о денежных потоках и относящихся к нему пояснениях. Информация о потоке наличности является полезной при представлении пользователям финансовых отчетов возможности оценки способности хозяйствующего субъекта генерировать денежные средства и денежные эквиваленты на нужды хозяйствующего субъекта.



ОТЧЕТ О СОБСТВЕННОМ КАПИТАЛЕ


89. В отчете о собственном капитале представляется информация о движении собственного капитала, формировании резервов, начисленных к выплате дивидендов.



ПРИМЕЧАНИЯ, РАСЧЕТЫ И ПОЯСНЕНИЯ

К ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


Цель составления примечаний, расчетов

и пояснений


90. В примечаниях, расчетах и пояснениях к финансовым отчетам хозяйствующие субъекты должны:


90.1. Представить информацию о выбранной и применяемой основе составления финансовых отчетов и учетной политике хозяйствующего субъекта.

90.2. Раскрыть информацию, требуемую НСБУ, которая не была представлена нигде в финансовых отчетах;

90.3. Представить дополнительную аналитическую информацию, которая не представлена в финансовых отчетах, но необходимую для точного и правдивого представления финансовой отчетности.



Структура пояснений


91. Пояснения к финансовым отчетам должны представляться систематически в виде пояснительной записки.

Информация в пояснениях должна быть представлена со ссылкой на соответствующую статью, представленную в финансовой отчетности.


92. Пояснения обычно представляются таким образом, что помогают пользователю лучше понять финансовые отчеты и сравнить их с финансовыми отчетами других хозяйствующих субъектов:


92.1. Отчет о соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета;

92.2. Отчет об основе измерения и применяемой политики бухгалтерского учета;

92.3. Вспомогательная информация для статей, представленных в финансовых отчетах;

92.4. Другие раскрытия, включающие:

92.4.1. Условные обязательства, простые обязательства и другие финансовые раскрытия;

92.4.2. Нефинансовые раскрытия.


93. Информация об основе подготовки финансовых отчетов и специфической политике бухгалтерского учета должна быть представлена в виде отдельного отчета перед примечаниями к финансовым отчетам.



Раскрытие учетной политики


94. Раздел об учетной политике в пояснительной записке к финансовым отчетам должен описывать следующее:


94.1. Основу (основы) оценки используемую (используемые) при подготовке финансовых отчетов;

94.2. Каждую специфическую часть учетной политики, которая имеет важное значение в точном представлении финансовых отчетов;

94.3. Разъяснительный отчет в случае происхождения каких-либо изменений в учетной политике.


95. В дополнение к специфической учетной политике, используемой в составлении финансовых отчетов, очень важно для пользователя осознавать основу (основы) оценки, используемую в финансовых отчетах (первоначальная стоимость, текущая стоимость, реализационная стоимость, дисконтируемая стоимость и балансовая стоимость). Эти принципы схожи во многих отношениях с принципами непрерывности и начисления в том, что они формируют основу создания финансовой отчетности. Они отличаются от этих принципов тем, что при некоторых обстоятельствах существует выбор между основами оценок.

Если в финансовых отчетах используется более, чем одна основа оценки, например, при оценке только определенного вида основных средств, необходимо предоставить отражение категорий активов и обязательств, к которым была применена отдельная основа измерения.


96. При рассмотрении приоритетности раскрытия для пользователя специфики учетной политики руководители должны учитывать, что она дает возможность оценить риски и будущие потоки денежных средств хозяйствующего субъекта. Раскрытие учетной политики включает в себя, но не ограничивается следующей информацией:


96.1. Отражение прибыли;

96.2. Принципы консолидации;

96.3. Сочетание видов деятельности;

96.4. Совместная деятельность;

96.5. Отражение и износ (амортизация) материальных и нематериальных активов;

96.6. Капитализация стоимости привлеченных средств и прочие расходы;

96.7. Капитальные вложения;

96.8. Инвестиционная собственность;

96.9. Финансовые инструменты и инвестиции;

96.10. Аренда;

96.11. Расходы, связанные с исследованием и развитием;

96.12. Товарно-материальные запасы;

96.13. Налоги, включая отсроченные налоги;

96.14. Резервы;

96.15. Содержание персонала;

96.16. Перевод иностранной валюты;

96.17. Определение видов деятельности, географических сегментов и метод распределения расходов между сегментами;

96.18. Учет инфляции;

96.19. Правительственные субсидии.



Другие раскрытия


97. Хозяйствующий субъект должен раскрыть следующую информацию, если эта информация не была раскрыта в других финансовых отчетах:


97.1. Правовую форму хозяйствующего субъекта; страну учреждения и юридический адрес зарегистрированного офиса (или точное место деловой деятельности, если оно отличается от адреса зарегистрированного офиса);

97.2. Описание сущности операций хозяйствующих субъектов его основной деятельности;

97.3. Название головной компании или головной компании группы;

97.4. Среднесписочную численность работников.



"Бюллетень нормативных актов министерств,

государственных комитетов и ведомств

Республики Узбекистан", 1999 г., N 5, стр. 125