Практическое Налогообложение

VI. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ И ДРУГИМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ / Льготы по налогу на добавленную стоимость /

1. Льготы по налогу на добавленную стоимость

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ



Льготы по НДС определены ст. 243 - 246 НК, а также другими нормативно-правовыми актами.

Льготы, предусмотренные старым Налоговым кодексом, утв. Законом РУз от 25.12.2007 г. N ЗРУ-136, действовали до 1 апреля 2020 г.

                   

Льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость  предоставляются на постоянной основе и на определенный срок.


Льготы по НДС используются налогоплательщиком с момента возникновения права на них в течение всего периода их действия. При этом если предпринимательская деятельность осуществляется в интересах другого лица на основе договора поручения, комиссии, то льготы также применяются.


Постановлением Президента РУз от 31.05.2018 г. N ПП-3756 определен новый порядок предоставления льгот (п. 2):

налоговые и таможенные льготы будут предоставляться законами и актами Президента Республики Узбекистан в целом для отраслей, сфер деятельности, территорий, т.е. не должны являться индивидуальными. Индивидуальные льготы могут предоставляться в исключительных случаях только актами Президента РУз для реализации социально значимых проектов, либо в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;

временные льготы предоставляются актами Президента РУз на срок не более 3-х лет, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Узбекистан;

перечни товаров, ввозимых с применением льгот по таможенным платежам, и поправки в них формируются предприятием, которому предоставлена льгота, только при наличии закона или акта Президента РУз о предоставлении льгот, а также вносятся в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов". При получении положительного заключения ГУП по итогам комплексной экспертизы данного перечня, предприятие вправе осуществлять импорт указанных в перечне товаров в установленном порядке;

Министерство экономического развития и сокращения бедности* (ранее - Министерство экономики и промышленности) вправе вносить в Кабинет Министров РУз обоснованные предложения по досрочному прекращению предоставленных льгот.

Новый порядок предоставления льгот закреплен и в новом Налоговом кодексе, утв. Законом РУз от 30.12.2019 г. N ЗРУ-599. При этом согласно ст. 4 Закона РУз от 30.12.2019 г. N ЗРУ-599 льготы, предусмотренные нормативно-правовыми актами, принятыми до 1 января 2020 г., действуют до истечения срока их действия.


Согласно ст. 75 НК льготы по НДС могут предоставляться только Налоговым кодексом, не могут носить индивидуальный характер и предусматривать целевое использование высвобождаемых средств (целевые льготы). С 1 апреля 2020 г. действующие целевые льготы по НДС применяются без направления высвобождаемых средств на определенные цели, т.е. при реализации продукции предприятия, которым предоставлены целевые льготы,  НДС не начисляют и, соответственно, теряют право на зачет входящего НДС (п. 15 Указа Президента РУз от 03.04.2020 г. N УП-5978, п. 13 письма Минфина РУз от 16.04.2020 г. N 06/04-01-03-32/1107).


Статьей 75 кодекса также определено, что предприятие не может отказаться от  применения льгот по НДС, в отличие от других налогов.

           

Учет налоговых льгот осуществляется налоговыми органами с использованием информационных систем и присвоением каждому виду налоговых льгот специального идентификационного кода (ч.12 ст. 75 НК, введена Законом РУз от 29.12.2021 г. N ЗРУ-741).

Постановлением Президента РУз от 23.01.2024 г. N ПП-39 предусмотрено введение с 1 апреля 2024 г. порядка, согласно которому льготы и преференции будут применяться к субъектам предпринимательства в зависимости от уровня их рейтинга, присвоенному согласно Рейтингу устойчивости субъектов предпринимательства, порядок определения которого установлен специальным Положением, утв. ПКМ РУз от 30.01.2024 г. N 55 (пп. 1, 2, 5 Постановления).


                                    

                

Вновь создаваемым предприятиям с иностранными инвестициями предоставлено право с 01.01.2017 г. в течение 5 лет применять ставку НДС, действовавшую на дату гос.регистрации, вне зависимости от суммы инвестированных средств, если предприятие является производственным (п. 3 Указа Президента РУз от 05.10.2016 г. N УП-4848, Комментарий к Указу Президента N УП-4848).

Ранее вновь создаваемые ПИИ с вкладом иностранного инвестора в денежной форме не менее 5 млн. долл. США могли в течение 10 лет с момента гос.регистрации применять нормы и положения по уплате НДС, действовавшие на дату их гос.регистрации согласно п. 2 Указа Президента РУз от 10.04.2012 г. N УП-4434 (в редакции, предшествующей Указу Президента РУз от 30.04.2021 г. N УП-6218) и ст. 12 Закона РУз  "Об иностранных инвестициях" от 30.04.1998 г. N ЗРУ-609-I. Действующими нормативно-правовыми актами данная преференция не предусмотрена.















                

*) С 1 января 2023 г. на базе Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства финансов образовано Министерство экономики и финансов (п. 13 Указа Президента РУз от 21.12.2022 г. N УП-269, пп. 3, 4 приложения N 2 к Указу N УП-269).

...
Время: 0.0052
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск