ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность / Утратившие силу акты / Оценочная деятельность /Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ N 13) "Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности" (Утвержден Постановлением Госкомимущества от 22.05.2012 г. N 01/19-18/09, зарегистрированным МЮ 18.06.2012 г. N 2371)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению Госкомимущества
от 22.05.2012 г. N 01/19-18/09,
зарегистрированному МЮ
18.06.2012 г. N 2371
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НСОИ N 13
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Настоящий Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ N 13) "Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности" (далее - НСОИ N 13) в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 208), постановлениями Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года N ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., N 18, ст. 145) и от 26 ноября 2010 года N ПП-1438 "О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 48, ст. 442) определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в области оценки объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов в Республике Узбекистан.
1. Целью НСОИ N 13 является определение норм и правил по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, устанавливающих определения, требования к информации, порядок проведения оценки, подходы и методы оценки, требования к оформлению результатов оценки.
2. Основными задачами НСОИ N 13 являются:
обеспечение согласованности действий оценщиков путем использования стандартных понятий и правил оценки объектов интеллектуальной собственности;
определение процедур, призванных содействовать объективности и повышению качества оценки;
установление требований к исходной информации, содержанию отчета об оценке и изложению материала, исключающему неоднозначное толкование отчетов об оценке;
содействие формированию эффективной национальной системы оценки объектов интеллектуальной собственности.
3. В НСОИ N 13 используются следующие основные понятия:
объект интеллектуальной собственности (далее - ОИС) - исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг;
нематериальные активы (далее - НМА) - идентифицируемые объекты имущества, не имеющие материально-вещественного содержания, которые организация содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или реализации товаров либо для осуществления административных и иных функций в течение длительного срока.
4. Объектами оценки, на которые распространяется действие НСОИ N 13, являются:
произведения науки, литературы и искусства;
исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания;
изобретения, промышленные образцы, полезные модели;
программы для электронных вычислительных машин и базы данных;
топологии интегральных микросхем;
селекционные достижения;
нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау, геологическая и другая коммерческая информация о природной среде);
фирменные наименования в составе комплексной предпринимательской лицензии;
товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товара.
К объектам оценки могут быть отнесены и другие НМА и ОИС, охраняемые лицензионными, авторскими или иными договорами на приобретение прав на НМА и ОИС, заключенные в соответствии с законодательством.
5. Стоимость объектов оценки определяется с учетом имущественных прав на них, обременений и ограничений таких прав.
6. НСОИ N 13 предназначен для оценочных организаций, оценщиков, заказчиков оценочных услуг и подлежит обязательному применению при оказании услуг по оценке стоимости НМА и ОИС и экспертизе достоверности отчетов об оценке стоимости НМА и ОИС.
7. При применении НСОИ N 13 следует руководствоваться Методическими указаниями, приведенными в приложении к НСОИ N 13.
ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТАНДАРТАМИ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
8. Национальные стандарты бухгалтерского учета определяют порядок учета нематериальных активов и критерии, которым должны удовлетворять нематериальные активы для их признания в качестве такового.
9. Термин "устаревание НМА и ОИС" в оценочной практике необходимо отличать по смыслу от термина "амортизация" НМА и ОИС, используемого в бухгалтерском учете (амортизационные отчисления).
В бухгалтерском учете стоимость НМА должна распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации. Термин "амортизация", используемый в бухгалтерском учете, понимается не как устаревание НМА или снижение его рыночной стоимости, а как списание стоимости НМА в течение времени их полезного функционирования.
10. Различия в стандартах оценки и бухгалтерского учета также заключаются в том, что денежное выражение стоимости, применяемой при оценке имущества, является не историческим фактом, а оценкой полезности НМА и ОИС в конкретный момент времени. Эта оценка может отличаться от реальных цен, зафиксированных в тех или иных сделках и отраженных в системе бухгалтерского учета.
ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
11. Оценка стоимости НМА и ОИС состоит из следующих этапов:
определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки;
идентификация объекта оценки;
сбор и анализ информации;
выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки;
согласование результатов, полученных при применении различных подходов оценки и определение итоговой стоимости объекта оценки;
составление отчета об оценке.
§ 1. Определение задания на оценку
12. Задание на оценку составляется заказчиком совместно с оценочной организацией и оформляется как приложение к договору об оценке объекта оценки.
Задание на оценку должно содержать:
наименование объекта оценки;
наименование правообладателя;
дату оценки;
цель (цели) оценки и предполагаемое использование результатов оценки;
вид стоимости, соответствующий цели оценки;
допущения и ограничительные условия;
перечень исходной информации, которая должна быть представлена заказчиком или иным уполномоченным лицом;
сроки проведения оценочных работ.
В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки задание на оценку может содержать дополнительные условия.
13. При оценке стоимости НМА и ОИС установлению подлежит рыночная стоимость объекта оценки, если иное не указано в договоре об оценке объекта оценки или в нормативно-правовом акте. В случаях когда необходимо установление отличной от рыночной стоимости, причины применения и различия между определяемой и рыночной стоимостью должны быть раскрыты и описаны в отчете об оценке.
Рыночная стоимость объекта оценки определяется без учета затрат на совершение сделки купли-продажи и связанных со сделкой налогов и других обязательных платежей.
§ 2. Идентификация объекта оценки
14. При идентификации объекта оценки оценщик устанавливает соответствие представленной документации фактическому состоянию объекта оценки и имущественных прав на него. Также проводится анализ возможных допущений и ограничительных условий, которые могут возникнуть в процессе оценки.
15. Идентификация объекта оценки предполагает:
установление факта наличия объекта оценки и правоустанавливающих документов на него;
определение вида имущественных прав на объект оценки;
установление целей, способов и других существенных фактов использования объекта оценки;
определение даты начала использования.
16. По итогам идентификации объекта оценки оценочной организацией совместно с заказчиком составляется и заверяется в установленном порядке лист идентификации (лист исходных данных) объекта оценки.
17. Оценщик осуществляет сбор и анализ информации об объекте оценки и рыночной информации в объеме, необходимом и достаточном для обоснованного выбора и применения подходов и методов оценки.
18. Источниками информации об объекте оценки являются:
исходная информация, предоставляемая заказчиком или иным уполномоченным лицом;
информация, полученная при ознакомлении оценщиком с объектом оценки и по результатам интервьюирования правообладателя и (или) пользователя объекта оценки;
информация, полученная от третьих лиц, а также опубликованная в средствах массовой информации и сети Интернет.
19. Исходная информация должна содержать сведения:
об объекте оценки, позволяющие однозначно идентифицировать данный объект, включая описание материального носителя, на котором закреплен НМА и ОИС;
о правообладателе объекта оценки;
о затратах, понесенных на создание НМА и ОИС;
о преимуществах, приносимых НМА и ОИС;
о прибыли, приносимой использованием НМА и ОИС;
о технико-экономических параметрах использования объекта оценки;
отчеты по финансово-хозяйственной деятельности правообладателя НМА и ОИС.
В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки оценщик может расширить перечень исходной информации или запросить необходимую информацию в процессе проведения оценки.
20. Дополнительно оценщик должен собрать и проанализировать информацию о рынке/сегменте рынка, к которому относится НМА и ОИС.
21. При проведении оценки необходимо выявить все особые обстоятельства и ограничения, связанные с особенностями объектов оценки и их использованием.
§ 4. Выбор, обоснование и применение
подходов и методов оценки
22. При проведении оценки объекта оценки оценщик должен применить (или обосновать отказ от применения) доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке.
23. Выбор установленных НСОИ N 13 методов в рамках каждого подхода к оценке осуществляется оценщиком самостоятельно с учетом цели оценки, специфики объекта оценки, ограничительных условий, наличия и полноты информационной базы.
24. Для оценки стоимости объекта оценки доходным подходом оценщиком применяется один из следующих методов, основанных на преобразовании ожидаемых от объекта оценки доходов в единую величину стоимости на дату оценки:
метод прямой капитализации;
метод дисконтирования денежных потоков.
25. Использование доходного подхода возможно при получении доходов (выгод) от использования НМА и ОИС. Доходом от использования НМА и ОИС является разница между денежными поступлениями и денежными расходами (далее - денежный поток), получаемая правообладателем за предоставленное право использования НМА и ОИС в определенный период времени.
26. Для объектов оценки, приносящих за равные периоды времени денежные потоки от использования НМА и ОИС, равные по величине между собой или изменяющиеся одинаковыми темпами, величина стоимости определяется методом прямой капитализации будущих денежных потоков.
27. Определение рыночной стоимости методом прямой капитализации включает следующие этапы:
определение денежных потоков, создаваемых с использованием объекта оценки;
определение величины соответствующей ставки капитализации денежных потоков от использования объекта оценки;
расчет рыночной стоимости объекта оценки путем капитализации денежных потоков от его использования.
28. В случае если денежные потоки, приносимые использованием НМА и ОИС неравномерны, величина стоимости определяется методом дисконтирования денежных потоков.
29. Определение рыночной стоимости методом дисконтирования денежных потоков включает следующее этапы:
определение величины и структуры денежных потоков, создаваемых с использованием объекта оценки;
определение величины соответствующей ставки дисконтирования;
расчет рыночной стоимости объекта оценки путем дисконтирования всех денежных потоков, связанных с использованием объекта оценки.
30. Для построения дохода (денежного потока) от использования НМА и ОИС оценщиком используется один из следующих методов:
а) для случаев, когда имеются данные о фактическом технико-экономическом эффекте от оцениваемого объекта:
метод преимущества в прибыли;
метод преимущества в объеме реализации;
метод выигрыша в себестоимости;
метод расчета фактических лицензионных платежей;
метод экономии на эксплуатационных затратах;
б) для случаев, когда данные о фактическом технико-экономическом эффекте от оцениваемого объекта отсутствуют:
метод освобождения от роялти;
метод выделения доли лицензиара в прибыли лицензиата;
метод выделения доли прибыли экспертным путем.
31. Ставка капитализации для денежных потоков, создаваемых НМА и ОИС, должна учитывать величину ставки дисконтирования (отдачи на капитал) и возврат капитала, инвестированного в приобретение НМА и ОИС.
32. Ставка дисконтирования рассчитывается одним из следующих методов:
метод кумулятивного построения;
метод средневзвешенной стоимости капитала;
метод оценки капитальных активов.
33. Сравнительный подход основан на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа НМА и ОИС. Сравнительный подход предполагает сравнение данных по сделкам на объекты, аналогичные объекту оценки.
34. При сравнительном подходе проводится сравнение объекта оценки с аналогами, которые были проданы на открытом рынке.
Использование сравнительного подхода осуществляется при наличии достоверной и доступной информации о ценах аналогов объекта оценки (далее - аналог) и действительных условиях сделок с ними. При этом может использоваться информация о ценах сделок, предложений и спроса.
35. При оценке стоимости объекта оценки сравнительным подходом используются следующие методы оценки:
метод стоимости приобретения;
метод сравнительного анализа продаж.
36. Определение стоимости объекта оценки сравнительным подходом включает следующие основные этапы:
определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами (далее - элементы сравнения);
определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого объекта;
определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого объекта;
корректировка по каждому из элементов сравнения цены каждого аналога на его отличие от оцениваемого объекта;
расчет стоимости объекта оценки путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
37. К элементам сравнения относятся факторы, изменение которых влияет на стоимость объекта оценки и сложившиеся на рынке характеристики сделок с аналогичными объектами. Наиболее важными элементами сравнения, которые могут быть использованы для сравнения, являются:
объем оцениваемых имущественных прав на объект оценки и аналог;
условия финансирования сделок с объектом оценки (соотношение собственных и заемных средств, условия предоставления заемных средств) и аналогом;
изменение цен на объект оценки за период с даты заключения сделки с аналогом до даты проведения оценки;
отрасль, в которой были или будет использован объект оценки и аналог;
территория, на которую распространяется действие предоставляемых прав на объект оценки и аналог;
функциональные, технологические, экономические характеристики объекта оценки и аналога;
спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки и аналога;
объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной с использованием объекта оценки и аналога;
срок использования объекта оценки и аналога;
затраты на освоение объекта оценки и аналога;
условия платежа при совершении сделок с объектом оценки и аналогом;
обстоятельства совершения сделок с объектом оценки и аналогом.
38. В основе затратного подхода лежит определение стоимости НМА и ОИС путем учета затрат на их воссоздание с учетом величины прибыли (если характер НМА и ОИС допускает такое воссоздание) за вычетом устаревания.
Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа. Предполагается возможность того, что в качестве заменителя данного имущества можно создать другое имущество, которое либо является копией оригинала, либо может обеспечить равную полезность.
Если воссоздание предполагает полное воспроизводство оцениваемого НМА и ОИС, применяется метод стоимости затрат на воспроизводство. Если имеется иной НМА и ОИС с такими же свойствами как оцениваемый объект, можно условно считать его аналогом оцениваемого и применять метод стоимости замещения.
39. Основными методами затратного подхода являются:
метод стоимости создания;
метод стоимости затрат на воспроизводство;
метод стоимости замещения.
Применение методов затратного подхода подразумевает, что вклад НМА и ОИС в прибыль организации превышает затраты на воссоздание НМА и ОИС.
40. При оценке НМА и ОИС на основе затратного подхода следует учитывать следующие виды затрат:
затраты на приобретение имущественных прав на НМА и ОИС;
затраты на создание НМА и ОИС, включая расходы на лабораторные исследования, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские работы;
затраты на амортизацию основных фондов организации, участвующих в работах по созданию объекта оценки;
затраты на доведение НМА и ОИС до состояния готовности к производству;
затраты на организацию производства товаров (услуг) с использованием НМА и ОИС или на реализацию НМА и ОИС;
затраты на правовую и другие виды охраны НМА и ОИС;
другие возможные затраты.
41. При оценке НМА и ОИС затратным подходом проводятся следующие работы:
определяются затраты, связанные с созданием, приобретением и введением в действие НМА и ОИС на дату оценки;
определяется величина устаревания НМА и ОИС;
определяется прибыль предпринимателя;
стоимость НМА и ОИС определяется как разница между величиной затрат и величиной устаревания, увеличенная на прибыль предпринимателя.
§ 5. Согласование результатов, примененных
подходов оценки и определение итоговой
стоимости объекта оценки
42. Оценщик для определения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование результатов примененных подходов оценки.
В случае существенного расхождения результатов оценки, полученных с применением различных подходов к оценке, оценщик должен привести в отчете об оценке анализ причин полученного расхождения. Существенным следует считать расхождение, имеющее величину более 30% от максимального результата оценки.
43. Согласование, как правило, осуществляется определением удельных весов для результатов оценки, полученных при использовании различных подходов оценки, при этом оценщик должен учесть:
цель оценки и предполагаемое использование результатов оценки;
специфику оцениваемого объекта оценки;
вид стоимости;
количество и качество информации, использованной при применении подходов оценки.
44. Выбор метода согласования и удельных весов, а также все сделанные при этом суждения и допущения должны быть обоснованы оценщиком в отчете об оценке.
45. Итоговая стоимость объекта оценки должна быть представлена в денежной форме в виде единой величины.
§ 6. Составление отчета об оценке
46. Результаты оценки должны быть оформлены в виде отчета об оценке, составленном в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержащем подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценочной организации относительно стоимости объекта оценки.
47. Отчет должен содержать заявление о соответствии требованиям национальных стандартов оценки и раскрытие любых отступлений от них.
48. При составлении отчета об оценке необходимо соблюдение следующих положений:
в отчете должна быть изложена вся доступная информация, достаточная для определения стоимости объекта оценки;
содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначное толкование;
состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов, описание процесса оценки, расчеты и пояснения к расчетам должны позволить пользователю отчета об оценке воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам;
отчет об оценке не должен содержать информацию, которая не используется в процессе оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, в случае если она не является обязательной согласно требованиям законодательства об оценочной деятельности.
49. Структура отчета об оценке стоимости НМА и ОИС должна содержать следующие основные разделы:
титульный лист;
оглавление;
обобщающую часть (сопроводительное письмо);
задание на оценку и основные факты и выводы;
принятые допущения и ограничивающие условия;
описание объекта оценки;
анализ рынка объекта оценки;
описание выбора и применения подходов и методов оценки;
расчетная часть;
определение итоговой стоимости объекта оценки;
приложения.
50. Отчет об оценке должен быть пронумерован и подписан оценщиком (оценщиками) постранично, прошит, а также утвержден руководителем оценочной организации и заверен печатью этой организации (при наличии печати).
51. Приложения к отчету об оценке должны содержать копии документов, использованных оценщиком в процессе подготовки отчета об оценке, а также копии лицензии оценочной организации, квалификационных сертификатов оценщиков и полиса страхования гражданской ответственности.
52. При определении стоимости гудвилла необходимо учесть, что гудвилл, являясь НМА, возникает в результате воздействия различных факторов, которые невозможно идентифицировать и оценить отдельно от организации, в связи с чем гудвилл оценивается в соответствии с Национальным стандартом оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ N 9) "Оценка стоимости бизнеса" (рег. N 2026 от 28 октября 2009 г.) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., N 44, ст. 475).
ГЛАВА V. ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ
РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
53. Раскрытие информации, использованной в процессе оценки в отчете об оценке, должно быть осуществлено таким образом, чтобы пользователи отчета об оценке, не имеющие специальных познаний в области оценочной деятельности, могли понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком действий для установления стоимости объекта оценки.
54. Раскрытию подлежит примененная в процессе оценки информация за исключением информации, носящей конфиденциальный характер. Конфиденциальная информация раскрывается оценщиком исключительно по согласованию с заказчиком и (или) лицами, предоставившими такую информацию, или по соответствующему решению суда. Степень конфиденциальности используемой информации определяется заказчиком и (или) лицами, предоставляющими такую информацию или имеющими к ней непосредственное отношение.
55. Информация, использованная для оценки и приведенная в отчете об оценке, должна иметь ссылку на источник, независимо от того, является он письменным или устным.
ОТ СТАНДАРТА
56. Недопустимо какое-либо отступление от требований НСОИ N 13, касающихся изложения процесса оценки и полученного результата, раскрытия любых допущений и ограничительных условий, которые затрагивают оценку и вывод об итоговой стоимости.
57. В случае проведения оценки в соответствии с требованиями нормативно-правового акта, требования которого отличаются от требований настоящего стандарта, оценщик должен определить данные различия, их влияние на выбор вида определяемой стоимости и установить ограничения применения полученного результата.
58. Настоящий Национальный стандарт оценки имущества согласован с Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Агентством по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан, Обществом оценщиков Узбекистана, Ассоциацией оценочных организаций.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2012 г., N 25, ст. 279