язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Расчеты/ Расчеты наличными денежными средствами/ Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 05.08.2002 г. N 280 "О мерах по дальнейшему сокращению внебанковского оборота денежных средств"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.08.2002 г.

N 280




О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ

СОКРАЩЕНИЮ ВНЕБАНКОВСКОГО

ОБОРОТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ


В целях дальнейшего совершенствования денежного обращения, расширения системы безналичных расчетов, сокращения внебанковского оборота и недопущения уклонения от уплаты налогов Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить разработанную Центральным банком, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан Программу мер по дальнейшему сокращению внебанковского оборота денежных средств согласно приложению.


2.

Предоставить право должностным лицам органов государственной налоговой службы осуществлять, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, внеплановые оперативные проверки соблюдения правил торговли и сдачи наличной выручки в оптовой и розничной торговле, общественном питании и сфере платных услуг.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов по выявленным налоговыми органами фактам нарушения установленных правил торговли и сдачи наличной выручки принимать жесткие меры в установленном законодательством порядке.

4. Отменить с 1 октября 2002 года на предприятиях и в организациях, независимо от формы собственности, государственное регулирование средств, направляемых на оплату труда.


5. Государственному налоговому комитету и Центральному банку Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внедрить систему электронного обмена информацией по обороту денежных средств в особо крупных размерах, включая выдачу наличных денег.


8. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан установить жесткий контроль за обеспечением безусловного соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица установленных правил торговли, обратив особое внимание на недопущение оптовой реализации товаров за наличный расчет, наличие контрольно-кассовых машин, своевременную инкассацию наличных денежных средств. К виновным лицам применять установленные законодательством меры ответственности, вплоть до уголовной.

9. Центральному банку Республики Узбекистан, коммерческим банкам совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан проработать и осуществить в порядке эксперимента с 1 января 2003 года поэтапный переход в г. Ташкенте на выплату заработной платы путем использования пластиковых карточек.


10. Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками в срок до 1 октября 2002 года разработать комплекс мер по выпуску в обращение кредитных пластиковых карточек.

Коммерческим банкам совместно с хозяйствующими субъектами, занимающимися розничной торговлей и оказанием услуг, расширить сеть терминалов, обеспечивающих прием пластиковых дебетных карточек в оплату товаров и услуг.


11. Комплексам Кабинета Министров совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, министерствами и ведомствами в двухмесячный срок принять меры по открытию предприятиями, производящими потребительские товары, фирменных магазинов с их дислокацией в густонаселенных районах, на рынках и в других местах массовой торговли.


12. Государственному налоговому комитету, Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Уэтелерадио, Узбекским агентством по печати и информации регулярно освещать в средствах массовой информации важность и содержание реализуемых мер по ограничению внебанковского оборота, недопустимость нарушения налогового законодательства и неотвратимость наказания за уклонение от уплаты налогов.


13. Государственному налоговому комитету, Центральному банку, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:

- разработать и утвердить в установленном порядке соответствующие ведомственные нормативные акты исходя из положений настоящего Постановления;

- внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Постановления.


14. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Азимова Р.С. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М.

Ежеквартально представлять информацию в Аппарат Президента Республики Узбекистан.



Председатель

Кабинета Министров                             И. Каримов.







ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 05.08. 2002 г. N 280

ПРОГРАММА МЕР

по дальнейшему сокращению внебанковского

оборота денежных средств


Наименование мер

Форма реализации

Срок выполнения

Ответственные исполнители

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ И КАНАЛОВ ВНЕБАНКОВСКОГО ОБОРОТА

1.

Изучение на действующих предприятиях соответствия фактических объемов производства данным статистической и бухгалтерской отчетности, объемам закупок сырья и материалов


Организация обследований, рейдов,

уточнение отчетности

До 15 сентября 2002 года, далее регулярно

ГНК,

Минмакроэкономстат,

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента


2.

Проведение краткосрочных проверок торговых точек на предмет наличия их регистрации в установленном порядке, оснащенности и исправности контрольно-кассовых машин, охвата инкассацией и полноты сдачи торговой выручки.


Материалы проверок, уточнение отчетности

регулярно

ГНК

3.

Анализ содержания и исполнения договоров, заключаемых между юридическими лицами и частными предпринимателями в сфере производства, строительства, торговли и услуг, обратив особое внимание на факты искусственного завышения или занижения цен, а также  применяемые схемы движения товаров и расчетов за них с целью  ухода от налогообложения


Аналитические материалы

До 20 августа 2002 года, далее регулярно

Министерство юстиции,

ГНК,

Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями

4.

Изучение в различных отраслях экономики фактов преобразования юридических лиц в индивидуальных предпринимателей, с целью сокрытия выручки и размера доходов, ухода от налогообложения


Аналитическая справка с конкретными предложениями

До 15 августа 2002 года

ГНК,

Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями

II. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОТТОКА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ВО ВНЕБАНКОВСКИЙ ОБОРОТ И ИСПОЛНЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЛАТЕЖАМ И РАСЧЕТАМ

5.

Проведение на регулярной основе контрольных обследований с определением реальных объемов товарооборота и осуществление мониторинга за полнотой оприходования наличной выручки хозяйствующими субъектами


Акты контрольных обследований

Постоянно

ГНК,

6.

Обеспечение строгого контроля за соблюдением правил торговли и полнотой сдачи наличной выручки в розничной торговле, общественном питании и сфере платных  услуг, с принятием жестких мер по выявляемым фактам нарушений.


Проверки, в том числе при инкассации наличной выручки

Постоянно

ГНК,

7.

Поэтапная замена старых моделей контрольно-кассовых машин на контрольно-кассовые машины с фискальной памятью


Комплекс мер

до 1 июля 2003 г.

ГНК,

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента

8.

Разработка и внедрение системы электронного обмена информацией по обороту денежных средств в особо крупных размерах, включая выдачу наличных денег


Электронная система обмена информацией

До 1 сентября 2002 г.

ГНК, 

Центральный банк,

коммерческие банки

9.

Упорядочение  деятельности по оказанию транспортных услуг, развитие конкурентной среды в данной сфере, усиление контроля за реализацией билетов на маршрутных линиях транспорта общего пользования


Комплекс мер

До 1 октября 2002 г.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента,

Агентство автомобильного и речного транспорта



10.

Усиление контроля за соблюдением порядка оптовой реализации товаров народного потребления предприятиями-производителями и оптовыми поставщиками с применением к нарушителям финансовых санкций.


Материалы проверок

регулярно

ГНК,

11.

Проведение через средства массовой информации широкой  работы по разъяснению важности и содержания  реализуемых мер по ограничению внебанковского оборота, недопустимости нарушения налогового законодательства и неотвратимости  наказания за уклонение от уплаты налогов


Выступления, статьи, теле- и радио-передачи

регулярно

Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями,

ГНК,

Узтелерадио,

Агентство печати и информации

12.

Пересмотр действующих и введение новых финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, предусмотрев усиление ответственности за:

сокрытие и занижение доходов физическими лицами;

занижение налогооблагаемой базы налогов и других обязательных платежей;

невнесение на счет в банке наличных денежных средств;

неприменение контрольно-кассовых машин хозяйствующими субъектами, занимающимися розничной торговлей  и оказанием услуг.


Проект изменений в законодательные акты

До 1 октября 2002 г.

Министерство финансов,

ГНК,

Министерство юстиции

III. СТИМУЛИРОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ

ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ


13.

Стимулирование привлечения денежных средств населения в банки, прежде всего, на среднесрочные и долгосрочные депозиты путем повышения привлекательности вкладов, внедрения новых инструментов, введение системы материального поощрения работников банков за прирост вкладов населения. 


Мероприятия

постоянно

Центральный банк,

коммерческие банки


14.

Внедрение системы гарантирования банковских вкладов населения на основе формирования Фонда гарантирования вкладов населения в банках


Комплекс мер

до 1 января 2003 г.

Центральный банк,

коммерческие банки


15.

Осуществление широкомасштабной рекламной кампании о привлекательности имеющихся видов банковских вкладов


Выступления, статьи, теле- и радио-передачи,

постоянно

Узтелерадиокомпания,

Агентство по печати и информации,

Коммерческие банки


16.

Совершенствование института обеспечения банковской тайны, установление жестких рамок на представление коммерческими банками информации по операциям и счетам клиентов


Проект Закона "О банковской тайне"

До 1 января 2003 г.

Центральный банк

17.

Организация выпуска в обращение кредитных пластиковых карточек  коммерческих банков


Комплекс мер

До 1 октября 2002 года

Центральный банк, коммерческие банки

18.

Проведение в г. Ташкенте эксперимента по выплате  заработной платы, стипендий и пенсий путем использования пластиковых карточек


Мероприятия

С 1 января 2003 г.

Министерство финансов, Центральный банк, коммерческие банки


IV. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОПТОВОЙ И ФИРМЕННОЙ ТОРГОВЛИ

19.

Расширение сети фирменных розничных магазинов предприятий республики, занятых производством товаров народного потребления, с их дислокацией в густонаселенных районах, на рынках и других местах массовой торговли


Комплекс мер

До 1 января  2003 г.

Комплексы Кабинета Министров,

Совет Министров Республики Каракалпакстан, Хокимияты областей и  г.Ташкента

20.

Обеспечение максимального возврата налично-денежных средств путем проведения ярмарок сельскохозяйственной продукции на рынках, жилых массивах и других удобных для населения специально отведенных местах, организации передвижной торговли в период сбора урожая хлопка, с организацией инкассации торговой выручки в установленном порядке


Мероприятия

В течение III-IV квартала 2002 г.

Узбекбрляшув,

Узбексавдо,

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г.Ташкента

21.

Оптимальное сокращение перечня продукции, цены на которую подлежат декларированию в соответствии с законодательством. Совершенствование механизма декларирования цен предприятиями-монополистами с учетом реального спроса и предложения.


Проект изменений в нормативные акты

До 1 октября 2002 г.

Министерство финансов,

Госкомитет по демонополизации и развитию конкуренции

V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

22.

Разработка системы декларирования доходов и уплаты налогов  физическими лицами при совершении крупных покупок и иных расходов сверх определенного уровня


Проект решения Правительства

До 1 декабря 2002 г.

Министерство финансов,

ГНК

23.

Отмена ограничений на получение коммерческими банками и хозяйствующими субъектами по первому требованию наличных денег со своих счетов, с введением максимального допустимого размера платежей, совершаемых в наличной форме


Проект решения Правительства

До 1 января 2003 года

Центральный банк


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2002 г., N 15-16, ст.120


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2002 г., N 8, ст. 46