ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Закон Республики Узбекистан от 11.10.2006 г. N ЗРУ-60 "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан" (Принят Законодательной палатой 21.08.2006 г., одобрен Сенатом 25.08.2006 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

11.10.2006 г.

N ЗРУ-60



О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ

ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ И ИХ ВНЕСЕНИЯ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ПАЛАТУ ОЛИЙ

МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Принят Законодательной палатой 21 августа 2006 года

Одобрен Сенатом 25 августа 2006 года


      

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - Законодательная палата).


Статья 2. Законодательство о порядке подготовки проектов

законов и их внесения в Законодательную палату

Законодательство о порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.



Статья 3. Субъекты права законодательной инициативы

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице высшего представительного органа государственной власти, депутатам Законодательной палаты, Кабинету Министров Республики Узбекистан. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду, Верховному суду и Генеральному прокурору Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к их ведению.

Статья 4. Реализация права законодательной инициативы

Право законодательной инициативы реализуется посредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату.

Статья 5. Представитель субъекта права законодательной инициативы

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, Конституционный суд Республики Узбекистан, Верховный суд Республики Узбекистан назначает своего представителя для участия при рассмотрении в Законодательной палате внесенного им проекта закона, в том числе, как правило, для выступления с докладом на заседании Законодательной палаты при рассмотрении проекта закона в первом чтении. Иные субъекты права законодательной инициативы (кроме депутатов Законодательной палаты) также могут назначить своего представителя для участия при рассмотрении проекта закона в Законодательной палате, в том числе, как правило, для выступления с докладом на заседании Законодательной палаты при рассмотрении проекта закона в первом чтении.



Статья 6. Деятельность Кабинета Министров Республики Узбекистан

по подготовке проектов законов

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

1) осуществляет разработку проектов законов по собственной инициативе либо по поручению Президента Республики Узбекистан, а также на основе предложений и рекомендаций комитетов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и вносит их на рассмотрение Законодательной палаты;

2) дает республиканским органам исполнительной власти и органам хозяйственного управления поручения о подготовке проектов законов, организует и руководит работой по их подготовке;

3) направляет проекты законов на отзыв государственным органам, негосударственным организациям и научным учреждениям;

4) заслушивает сообщения республиканских органов исполнительной власти о практике применения действующего законодательства и результатах изучения его эффективности;

5) осуществляет иную деятельность по подготовке проектов законов.

Полномочный представитель Кабинета Министров Республики Узбекистан в Олий Мажлисе Республики Узбекистан обеспечивает тесное взаимодействие структурных подразделений секретариата Премьер-министра Республики Узбекистан, республиканских органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах в подготовке проектов законов, организует взаимодействие Кабинета Министров Республики Узбекистан с палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан в законотворческой деятельности.


Статья 7. Компетенция Министерства юстиции Республики

Узбекистан в области подготовки проектов законов

Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своей компетенции:

1) координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью республиканских органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления в вопросах законотворчества;

2) обеспечивает проведение единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики;

3) вырабатывает приоритетные направления совершенствования законотворческой деятельности, обеспечивает их реализацию;

4) разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;

5) рассматривает и обобщает предложения республиканских органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и органов государственной власти на местах по вопросам подготовки проектов законов;

6) проводит правовую экспертизу проектов законов на предмет определения их соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан, правилам законодательной техники, а также на предмет обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм;

6-1) осуществляет анализ проектов законов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства;

7) разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законами Республики Узбекистан, об обеспечении системности и целостности правового регулирования, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, осуществляет работу по кодификации законодательства;

8) осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов республиканскими органами исполнительной власти и органами хозяйственного управления.

Статья 8. Участие государственных органов, не обладающих

правом законодательной инициативы, негосударственных

организаций и граждан в подготовке проектов законов

Государственные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, негосударственные организации и граждане могут вносить на рассмотрение субъекта права законодательной инициативы проекты законов или предложения о необходимости принятия нового закона, внесения изменений, дополнений в закон, а также признания утратившим силу действующего закона или его части.

Субъект права законодательной инициативы может принять проекты законов или предложения, внесенные государственными органами, не обладающими правом законодательной инициативы, негосударственными организациями или гражданами, в качестве основы для разрабатываемых им проектов законов.


II. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ЗАКОНА

Статья 9. Порядок подготовки проекта закона

Подготовка проекта закона включает:

рассмотрение предложения о подготовке проекта закона и принятие решения о его подготовке;

организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта закона;

сбор необходимых материалов и информации;

разработку концепции проекта закона;

составление проекта закона;

проведение правовой и иной необходимой экспертизы.


Статья 10. Подготовка проекта закона совместно

несколькими субъектами права законодательной инициативы

Субъект права законодательной инициативы может обратиться к другим субъектам права законодательной инициативы с предложением о совместной подготовке проекта закона.



Статья 11. Организация подготовки проекта закона

Для подготовки проекта закона субъектом права законодательной инициативы может создаваться рабочая группа (комиссия).

В состав рабочей группы (комиссии) могут быть включены представители соответствующих подразделений субъекта права законодательной инициативы, республиканских органов исполнительной власти, отвечающих за состояние и развитие соответствующих отраслей, других заинтересованных государственных органов, научных и иных организаций, а также граждане. При этом представители негосударственных организаций, а также граждане включаются в состав рабочей группы (комиссии) с их согласия.

Члены рабочей группы (комиссии) должны обладать соответствующими знаниями и опытом, необходимыми для подготовки проекта закона.

Для обеспечения деятельности рабочей группы (комиссии) субъект права законодательной инициативы вправе получать из государственных органов и иных организаций материалы, статистические и другие данные, необходимые для подготовки проекта закона, получать консультации и рекомендации научных и иных организаций, ученых и специалистов, а также заключения экспертов по проекту закона.

Субъект права законодательной инициативы, в случаях необходимости, в пределах своей компетенции, может поручить в установленном порядке или заказать на договорной основе подготовку проекта закона государственным органам, научным учреждениям и иным организациям, отдельным гражданам.

Субъект права законодательной инициативы, в случаях необходимости, в пределах своей компетенции, вправе поручать подготовку альтернативных проектов законов нескольким государственным органам, научным учреждениям и иным организациям, отдельным гражданам или заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект закона.


Статья 12. Концепция проекта закона

Подготовка проекта закона начинается с разработки его концепции. В концепции должны быть определены:

основная идея, цель и предмет правового регулирования;

общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов;

обоснование необходимости разработки проекта закона;

основные положения проекта закона;

прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона.


Статья 13. Основные требования, предъявляемые

к проектам законов

При подготовке проектов законов учитываются принципы и нормы Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и международных договоров Республики Узбекистан. Проекты законов должны соответствовать правилам законодательной техники.


Статья 14. Изучение состояния законодательства

и правоприменительной практики при подготовке

проекта закона

Подготовка проекта закона основывается на глубоком изучении состояния законодательства, выявлении пробелов и противоречий, негативно влияющих на правовое регулирование определенной сферы общественных отношений, а также на анализе практики применения действующего законодательства.


Статья 15. Учет международного опыта при подготовке проектов законов

При подготовке проектов законов учитываются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также изучается опыт законодательного регулирования в других государствах.


Статья 16. Изучение общественного мнения при подготовке проекта закона

Субъект права законодательной инициативы до внесения в Законодательную палату проекта закона вправе организовать изучение общественного мнения, в том числе с участием представителей институтов гражданского общества и научно-исследовательских учреждений. Порядок и форма изучения общественного мнения по проекту закона определяются субъектом права законодательной инициативы.

Проекты законов, предусматривающие введение новых видов лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур, подлежат оценке регуляторного воздействия.

Оценка регуляторного воздействия проектов законов, предусмотренных частью второй настоящей статьи, осуществляется до проведения их правовой экспертизы.


Статья 17. Направление проекта закона на отзыв

Проект закона может быть направлен субъектом права законодательной инициативы на отзыв другим субъектам права законодательной инициативы, а также заинтересованным государственным органам, негосударственным организациям, научным учреждениям.

Проект закона направляется на отзыв субъектом права законодательной инициативы только после завершения работы над проектом и проведения экспертизы по нему.


III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ.

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ

Статья 18. Форма проектов законов

В зависимости от особенностей регулируемых отношений проекты законов разрабатываются в форме:

1) проектов конституционных законов и законов Республики Узбекистан;

2) проектов законов о внесении изменений, дополнений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, конституционные законы и законы Республики Узбекистан;

3) проектов законов о признании утратившими силу законов Республики Узбекистан или их отдельных норм.


Статья 19. Структура проекта закона

Проект закона, как правило, подразделяется на разделы, подразделы, главы и параграфы.

Проект закона может содержать преамбулу, которая содержит необходимость, разъяснение мотивов и целей его принятия, а также раскрывающую его суть и значение.

Проекты законов о внесении изменений, дополнений и поправок в Конституцию Республики Узбекистан, конституционные законы и законы Республики Узбекистан, а также проекты законов о признании утратившими силу законов Республики Узбекистан или их отдельных норм, как правило, имеют преамбулу, которая содержит необходимость, разъяснение мотивов и целей его принятия, а также раскрывающую его суть и значение.

Правовые нормы в преамбулу не включаются.

Разделы, подразделы, главы и параграфы имеют заголовки и нумеруются.

В проекте закона правовые нормы излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи могут подразделяться на части. В частях статей могут содержаться пункты, подпункты и абзацы. К статьям проектов кодексов и других законов, как правило, даются заголовки.

Разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи, а также части, пункты и подпункты статей располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы проекта.

В текст проекта закона могут быть включены следующие положения:

о сроке и порядке вступления в силу закона или его отдельных положений;

о признании утратившими силу ранее принятых законодательных актов или отдельных их положений в связи с принятием данного закона.


В текстах проектов законов указываются конкретные государственные органы, ответственные за организацию исполнения, доведения до исполнителей и разъяснение среди населения их сути и значения после принятия соответствующих законов.


Статья 20. Требования к изложению проекта закона

Проект закона излагается лаконично, четким, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм с соблюдением юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.


Статья 21. Использование понятий и терминов в тексте проекта закона

Используемые в проекте закона понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования.

В необходимых случаях в проектах законов дается краткое определение юридических, технических и других специальных терминов и понятий, применяются общепринятые сокращения и даются пояснения других сокращений.


Статья 22. Использование ссылок в проекте закона

Ссылки в статьях (частях, пунктах, подпунктах, абзацах) проекта закона на другие его статьи (части, пункты, подпункты, абзацы), разделы, подразделы, главы, параграфы, а также на иные законы и их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.


Статья 23. Проведение экспертизы проекта закона

После завершения работы над проектом закона для оценки его качества по решению субъекта права законодательной инициативы проект может быть подвергнут правовой и иной экспертизе (экономической, финансовой, научной, экологической, антикоррупционной и другой). По результатам экспертизы проекта закона эксперты представляют соответствующее заключение.

В качестве экспертов привлекаются организации и (или) лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта закона. Для проведения экспертизы могут быть привлечены ученые и специалисты, в том числе из других государств и международных организаций.

Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения проекта закона или изложенные в заключениях экспертов, носят рекомендательный характер. По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями.

Статья 24. Правовая экспертиза проекта закона

Проект закона подлежит обязательной правовой экспертизе. При проведении правовой экспертизы проверяется соответствие норм проекта закона Конституции и законам Республики Узбекистан, правилам законодательной техники, а также обоснованность и целесообразность применения отсылочных норм.

Правовая экспертиза проекта закона может проводиться юридической службой субъекта права законодательной инициативы, а также Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими организациями в соответствии с законодательством. При этом Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов законов после проведения иных видов экспертиз.


Статья 25. Финансово-экономическое обоснование проекта закона

При подготовке проекта закона, требующего материальных затрат, к нему прилагается финансово-экономическое обоснование, которое субъект права законодательной инициативы в обязательном порядке направляет в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан для согласования. Ответ должен быть направлен субъекту права законодательной инициативы не позднее тридцати дней с даты поступления соответствующего письменного обращения в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан.

По проектам законов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета Республики Узбекистан, необходимо заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан. Заключение должно быть направлено субъекту права законодательной инициативы не позднее тридцати дней с даты поступления соответствующего письменного обращения в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


  

IV. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ

СУБЪЕКТАМИ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ПАЛАТУ

Статья 26. Решение субъекта права законодательной инициативы

о внесении проекта закона в Законодательную палату

Проект закона обсуждается и вопрос о его внесении в Законодательную палату рассматривается соответственно на заседании Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, Конституционного суда Республики Узбекистан, Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

Решение о внесении проекта закона в Законодательную палату принимается Президентом Республики Узбекистан, депутатом Законодательной палаты и Генеральным прокурором Республики Узбекистан единолично.

Решение о внесении в Законодательную палату проекта закона, подготовленного несколькими субъектами права законодательной инициативы, принимается отдельно каждым из субъектов права законодательной инициативы.

В решении о внесении проекта закона в Законодательную палату указывается представитель субъекта права законодательной инициативы, который будет участвовать при рассмотрении проекта закона в Законодательной палате. В решении также указывается представитель субъекта права законодательной инициативы, который будет выступать с докладом при рассмотрении проекта закона в первом чтении (за исключением случаев, когда субъект права законодательной инициативы выступает лично).

Проект закона и прилагаемые к нему документы вносятся субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату на государственном языке. Одновременно могут быть представлены их переводы на других языках.


Статья 27. Документы, прилагаемые к проекту закона,

вносимому в Законодательную палату

Субъектом права законодательной инициативы при внесении проекта закона в Законодательную палату должны быть представлены следующие документы:

1) пояснительная записка к проекту закона с изложением его концепции;

2) проект закона о внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу законодательных актов, связанных с внесением проекта закона;

3) перечень подзаконных актов, подлежащих изменению, дополнению, признанию утратившими силу или принятию;

3-1) аналитическая сравнительная таблица с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан.

4) финансово-экономическое обоснование - для проектов законов, требующих материальных затрат;

5) заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан по проектам законов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета Республики Узбекистан.

При внесении в Законодательную палату проекта закона Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Конституционным судом Республики Узбекистан, Верховным судом Республики Узбекистан должно быть представлено соответствующее решение этих органов о внесении проекта закона в Законодательную палату.

Копии текста проекта закона и материалов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, должны быть представлены в электронной форме.


Статья 28. Изменение субъектом права законодательной инициативы

текста проекта закона, внесенного в Законодательную палату

Субъект права законодательной инициативы вправе изменить текст внесенного им в Законодательную палату проекта закона до принятия его в первом чтении.


Статья 29. Отзыв субъектом права законодательной инициативы

внесенного в Законодательную палату проекта закона

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им в Законодательную палату проект закона до принятия его в первом чтении. Если проект закона внесен несколькими субъектами права законодательной инициативы и все они приняли решение об его отзыве, то проект закона считается отозванным.


Статья 30. Повторное внесение проекта закона

в Законодательную палату

Субъекты права законодательной инициативы вправе повторно внести доработанный проект закона в Законодательную палату с учетом предложений Законодательной палаты.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.


Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      И. Каримов



"Народное слово", 13 октября 2006 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 41, ст. 406


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2006, N 10, ст. 537



























Время: 0.0064
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск