ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба / Утратившие силу акты / Прокуратура /Положение о Департаменте по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 28.11.2002 г. N 415)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Постановлению КМ РУз
от 28.11.2002 г. N 415
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте по борьбе
с налоговыми и валютными преступлениями
при Генеральной прокуратуре
Республики Узбекистан
1. Настоящее Положение определяет правовые основы деятельности, задачи и функции, систему и структуру, полномочия и ответственность Департамента по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
2. Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Департамент) является самостоятельным специализированным правоохранительным органом, основной целью деятельности которого является организация и проведение оперативно-аналитической, сыскной работы в сфере борьбы с налоговыми и валютными преступлениями и правонарушениями, укрепление налоговой дисциплины.
3. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕПАРТАМЕНТА
4. Основными задачами Департамента являются:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых и валютных преступлений и правонарушений;
- обеспечение реализации налоговой политики, расширение базы налогообложения, полноты охвата и учета налогоплательщиков, пресечение нарушений установленного порядка обращения наличных денежных средств;
- контроль за своевременным и полным возвратом валютных средств из-за рубежа по экспортным, бартерным и консигнационным контрактам;
- пресечение незаконного оборота наличной иностранной валюты, выявление поддельных банкнот;
- осуществление оперативных мероприятий по выявлению и пресечению фактов злоупотреблений и иных правонарушений в сфере валютно-обменных операций;
- выявление и пресечение фактов выплаты заработной платы и проведения расчетов в иностранной валюте резидентами и нерезидентами на территории республики;
- проверка обоснованности платежей в национальной и иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям;
- организация и проведение эффективной оперативно-аналитической, сыскной работы, направленной на выявление возможных механизмов и каналов незаконного оборота, оттока и сокрытия валютных средств, уклонения, ухода от уплаты налогов и иных обязательных платежей, от обязательств по продаже иностранной валюты, путей формирования "теневой" экономики, фактов коррупции;
- сбор, обработка и всесторонний анализ информации об операциях в иностранной валюте, проводимых с нарушением действующего законодательства;
- ведение единого централизованного учета и создание компьютерной базы данных о правонарушениях в валютной сфере и лицах, их совершивших;
- изучение и анализ валютных правонарушений, связанных с приобретением иностранной валюты и проведением импортно-экспортных и посреднических операций;
- осуществление в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере валютного регулирования, обратив особое внимание на вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- выработка мер и подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, прежде всего, в области предупреждения и профилактики правонарушений налоговой сфере и сфере валютного обращения;
- систематическая работа по укреплению правосознания людей, формированию у граждан понимания необходимости выполнения конституционных норм и действующего законодательства в сфере экономической деятельности, реализации налоговой политики и валютного регулирования;
- воспитание у населения понимания неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов, совершение преступлений в экономической, валютной и налоговой сфере.
III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА
5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
в сфере оперативно - розыскной деятельности:
а) осуществляет изучение и выявление механизмов:
- сокрытия объемов производства, прибыли (дохода), занижения объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг);
- реализации неучтенной (не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) хозяйствующими субъектами;
- зарождения, становления и функционирования "теневой" экономики, причин и условий, способствующих ее развитию;
- уклонения от постановки на учет в государственных налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- сокрытия и каналов оттока иностранных валютных средств, их незаконного оборота, уклонения от обязательств по продаже иностранной валюты;
б) организует и осуществляет:
- специальные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений хозяйствующими субъектами, имеющими наличный денежный оборот, установленного законодательством порядка обращения наличных денежных, в том числе, валютных средств, а также незаконного производства и оборота подакцизных товаров (продукции);
- оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, сборов и иных платежей, представления в налоговые органы отчетов, налоговых деклараций и расчетов;
в сфере контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства:
- осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства путем проведения проверок правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет хозяйствующими субъектами;
- проводит встречные проверки хозяйствующих субъектов, сличение имеющихся в проверяемой (ревизуемой) организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
- организует в соответствии с законодательством контрольные проверки органов государственной налоговой службы в целях выявления фактов недобросовестного исполнения их должностными лицами своих обязанностей;
- принимает меры по выявлению, пресечению, предупреждению и профилактике нарушений при осуществлении операций в иностранной валюте;
- выявляет и пресекает факты выплаты заработной платы и проведения расчетов в иностранной валюте резидентами и нерезидентами на территории республики;
- осуществляет сбор, обработку и всесторонний анализ информации об операциях в иностранной валюте, проводимых с нарушением действующего законодательства;
- осуществляет в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан взаимодействие и информационный обмен с уполномоченными органами иностранных государств в сфере валютного регулирования, обратив особое внимание на вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
в сфере производства дознания:
- возбуждает уголовные дела, организует и проводит доследственные проверки по фактам совершения налоговых и валютных преступлений;
- осуществляет контроль за производством дознания в территориальных подразделениях Департамента;
в сфере организационно-контрольного обеспечения:
- осуществляет организационные меры по разработке и проведению плановых, внеплановых и иных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в налоговой и экономической сфере, в том числе при осуществлении операций в иностранной валюте;
- проводит ведомственные проверки деятельности своих территориальных подразделений по выполнению ими функциональных обязанностей по соблюдению исполнительской и служебной дисциплины, действующего законодательства;
в сфере кадрового обеспечения:
- разрабатывает и реализует мероприятия по подбору и расстановке кадров, формированию кадрового резерва Департамента и его подразделений на местах;
- проводит организационные меры по созданию здорового морально-психологического климата в коллективе Департамента и его территориальных подразделений, обеспечивает организацию профессиональной подготовки и социальной защиты сотрудников;
в сфере информационно-аналитической работы, координации и правового обеспечения:
- обобщает практику применения законодательства по обеспечению экономической безопасности Республики Узбекистан, разрабатывает и вносит предложения Генеральному прокурору по совершенствованию законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, в том числе в области предупреждения и профилактики правонарушений в сфере валютно-обменных операций, а также незаконного ввоза и вывоза валютных средств;
- осуществляет сбор, всесторонний анализ и оценку фактов нарушений налогового и валютного законодательства и вносит в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению экономических, налоговых и валютных преступлений;
- ведет единый централизованный компьютерный учет правонарушений в валютной сфере и лиц, их совершивших;
- осуществляет информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности;
- информирует руководство прокуратуры о результатах и проблемах борьбы с преступностью в сфере экономики;
- ведет методические разработки по совершенствованию деятельности Департамента и его территориальных подразделений;
- организует и осуществляет обучение сотрудников, в том числе по использованию в работе достижений современной науки и новых технологий.
IV. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ДЕПАРТАМЕНТА
6. Департамент состоит из следующих подразделений:
- Управление по координации и информационно-аналитическому обеспечению борьбы с налоговыми и валютными преступлениями;
- Отдел по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых преступлений;
- Отдел по выявлению, пресечению и предупреждению валютных преступлений;
- Криминалистическая лаборатория;
- Оперативная группа;
- Отдел дознания по налоговым и валютным преступлениям;
- Отдел документальных проверок;
- Отделение нормативно-правовой базы;
- Инспекция по личному составу;
- Отдел кадров;
- Финансово-хозяйственное отделение;
- территориальные подразделения Департамента (управления по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при прокуратурах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также районные (городские) отделы по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при районных (городских) прокуратурах).
7. Департамент возглавляет начальник Департамента, приравненный по статусу к заместителю Генерального прокурора и назначаемый Президентом Республики Узбекистан.
Заместители начальника Департамента назначаются на должность Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента и по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.
Начальники территориальных управлений и их заместители, начальники районных (городских) отделов Департамента назначаются на соответствующие должности Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента.
8. Департамент является самостоятельным юридическим лицом, имеет расчетный, текущий и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба Республики Узбекистан и полным наименованием Департамента.
V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА
И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
9. Департамент и его территориальные подразделения в соответствии с возложенными на них задачами и выполняемыми функциями имеют право:
- доступа в установленном законом порядке к средствам телекоммуникации и компьютерным базам данных подразделений органов государственной налоговой службы, а также к документам налогоплательщиков в случаях выявления фактов искажения учета и отчетности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет;
- осуществлять в установленном законом порядке повторные проверки при наличии достоверных данных об укрытии правонарушений сотрудниками налоговых и других органов;
- осуществлять доследственные проверки и возбуждать уголовные дела;
- приглашать граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции подразделений Департамента;
- проверять в установленном порядке у граждан и должностных лиц необходимые документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступлений в налоговой сфере и сфере обращения иностранной валюты;
- истребовать от министерств, ведомств, банков, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на Департамент обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Департаментом информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;
- обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения и форм собственности, проводить контрольные обмеры выполненных работ и оказанных услуг, инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
- привлекать в установленном порядке специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ;
- изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы для проведения анализов, исследований и экспертиз;
- рассматривать в установленном законодательством порядке дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания;
- в соответствии с законодательством выполнять функции, предоставленные органам и агентам валютного контроля;
- получать от:
юридических и физических лиц сведения, справки, документы, касающиеся их деятельности;
банковских и иных кредитно-финансовых учреждений сведения об операциях, совершенных на расчетных и иных счетах хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков);
таможенных органов и Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли сведения об исполнении импортно-экспортных операций и другую информацию о хозяйствующих субъектах (налогоплательщиках).
10. Секретно.
11. Сотрудникам Департамента предоставляются и другие права, установленные законодательством Республики Узбекистан.
12. Сотрудники Департамента обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей. В случае разглашения тайны сотрудник несет ответственность в установленном законом порядке.
13. Департамент в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет оперативный контроль за деятельностью своих территориальных подразделений по всему спектру их деятельности.
14. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры обеспечивают контроль за деятельностью Департамента и его территориальных подразделений по соблюдению ими установленного порядка учета, регистрации и рассмотрения поступающих сообщений и заявлений, проведения проверок, дознания и связанных с ними процессуальных действий, законностью принимаемых решений по материалам проверок исполнения налогового законодательства и другим вопросам, отнесенным к полномочиям прокурора.
С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
15. Преемственность и последовательность процессуальных действий по выявлению и пресечению налоговых и валютных преступлений, от возбуждения уголовного дела до рассмотрения его в суде, обеспечивается в результате тесного взаимодействия и координации действий Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры всех уровней, которые расследуют уголовные дела по преступлениям в экономической, налоговой сфере и сфере обращения иностранной валюты, поддерживают по ним государственное обвинение в суде.
16. На Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан и ее органы на местах возлагаются:
- вопросы своевременного расследования уголовных дел по фактам экономических, налоговых и валютных преступлений, их скорейшей передачи в суд, имея в виду максимальное сокращение сроков рассмотрения уголовного дела с момента его возбуждения и до принятия решения судом;
- общий надзор за соблюдением законности и норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданско-процессуального кодексов, иных нормативно-правовых актов в ходе осуществления борьбы с экономическими, налоговыми и валютными преступлениями.
17. Департамент в сроки, установленные Генеральным прокурором Республики Узбекистан, обеспечивает предоставление отчетных, информационных и учетно-аналитических данных о работе Департамента и его территориальных подразделений и о состоянии законности в налоговой сфере и сфере валютного обращения.
18. Текущее и перспективное планирование мероприятий Департамента, осуществляемое на основе данных о состоянии законности в сферах валютного регулирования, налогообложения и платежей в бюджет, осуществляется по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
19. Приказы и указания Генерального прокурора, принятые в пределах его компетенции, а также решения коллегии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан по вопросам организации деятельности Департамента и его территориальных подразделений подлежат безусловному исполнению всеми сотрудниками Департамента и его территориальных подразделений.
20. Порядок взаимодействия Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры при осуществлении совместных мероприятий по укреплению законности в налоговой, бюджетных сферах и в сфере валютного регулирования, обеспечению принципа неотвратимости наказания за укрытие доходов и объектов налогообложения от учета, уклонение от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет утверждается Генеральным прокурором Республики Узбекистан.
VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ,
ОРГАНАМИ И АГЕНТАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
21. Департамент взаимодействует с органами государственной налоговой службы, органами и агентами валютного контроля по следующим направлениям:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых и валютных правонарушений, организация проведения соответствующих ревизий согласно ежемесячным, ежеквартальным и годовым мероприятиям по профилактике;
- содействие государственным налоговым инспекциям в выполнении прогнозных показателей, взыскании недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
- представление органами и агентами валютного контроля сведений о валютных правонарушениях;
- проведение совместных рейдов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и валютных правонарушений;
- обмен оперативно-значимой информацией.
22. Взаимодействие осуществляется и по другим направлениям в установленном порядке с учетом задач, функции и обязанностей Департамента.
VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
23. Начальник Департамента по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан, в рамках осуществляемой прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по укреплению законности и борьбе с преступностью:
- осуществляет взаимодействие с соответствующими службами других правоохранительных органов, разрабатывает и реализует долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми и валютными преступлениями;
- обеспечивает взаимодействие с другими подразделениями прокуратуры по всему спектру вопросов с тем, чтобы процессуально содействовать расследованию возбужденных уголовных дел по налоговым и валютным преступлениям;
- во взаимодействии с органами прокуратуры осуществляет контроль по уголовным делам, возбужденным Департаментом и его территориальными подразделениями, с момента их возбуждения и проведения следственных действий до рассмотрения и принятия решения в судебных инстанциях;
- осуществляет с органами внутренних дел мероприятия по обмену оперативной информацией, розыску и задержанию лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и совершивших налоговые и валютные преступления;
- производит с правоохранительными органами взаимный обмен информацией о правонарушениях в этой сфере.
СОТРУДНИКОВ ДЕПАРТАМЕНТА
24. Сотрудники Департамента за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
25. Вопрос привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентируется законодательством Республики Узбекистан и Положением о порядке прохождения службы в Департаменте по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями.
И ЛИКВИДАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА
26. Департамент создается и упраздняется постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.