ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Статистика. Отчетность / Утратившие силу документы / Общие положения /Положение о Министерстве макроэкономики и статистики Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 11.10.1997 г. N 474)
Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ
Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин
Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 11.10.1997 г. N 474
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве макроэкономики и статистики
Республики Узбекистан
1. Министерство макроэкономики и статистики Республики Узбекистан является органом государственного управления, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической и статистической политики.
Главными задачами Министерства макроэкономики и статистики являются:
- определение конкретных направлений, путей и методов углубления экономических реформ, обеспечение рыночных механизмов управления экономикой республики;
- разработка макроэкономических и материальных балансов, прогнозов и прогнозных вариантных расчетов социально-экономического развития Узбекистана с использованием системы национальных счетов;
- совместно с Министерством финансов формирование и контроль за реализацией платежных, финансовых и внешнеторговых балансов;
- подготовка и координация осуществления инвестиционных программ в реальном секторе экономики, обеспечивающих оптимальные темпы и пропорции, рациональное использование минеральных и сырьевых ресурсов, устойчивое развитие и интеграцию экономики Узбекистана в мирохозяйственные связи;
- развитие и углубление современных индикативных, аналитических и статистических методов и инструментов учета и контроля за развитием экономики, культуры, повышением уровня жизни и благосостояния народа.
2. Министерство макроэкономики и статистики в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, решениями Олий Мажлиса, указами, распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан и настоящим Положением.
3. Министерство макроэкономики и статистики выполняет следующие функции:
а) в области прогнозирования социально-экономического развития и регулирования экономики:
- организует разработку и осуществляет обоснование социально-экономической политики государства, приоритетных направлений развития экономики, определяет пути и методы углубления экономических реформ, обеспечения рыночных механизмов управления экономикой республики;
- определяет и обосновывает механизмы реализации выработанных принципов и приоритетов реформирования экономики, организует разработку прогнозных вариантов макроэкономических балансов и программ социально-экономического развития Узбекистана на соответствующий период с использованием эконометрических моделей, основанных на системе национальных счетов;
- разрабатывает национальную стратегию устойчивого развития на основе интеграции социальных, экономических и экологических приоритетов, обеспечивающую укрепление связей с международным сообществом, и выполнения международных обязательств республики по обеспечению устойчивого развития. Осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств в этих вопросах;
- обосновывает государственную структурную политику, определяет основные направления и пути осуществления индустриальной и аграрной политики, развитие средств коммуникаций и экспортного потенциала страны, обеспечивающих оптимальные темпы и пропорции, рациональное использование минеральных и сырьевых ресурсов, устойчивое развитие и интеграцию экономики Узбекистана в мирохозяйственные связи, подготавливает предложения по стимулированию развития производства, механизма регулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;
- организует разработку государственной инвестиционной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности, изучение рынка инвестиций, конкурсный отбор, реализацию и контроль за осуществлением проектов с использованием централизованных капитальных вложений и иностранных инвестиций, подготавливает и координирует осуществление инвестиционных программ в реальном секторе экономики, обеспечивающих последовательную реализацию целей и задач структурной политики государства, проводит сводную экспертизу важнейших и крупных инвестиционных проектов, включая проекты, финансирование которых осуществляется с участием иностранного капитала;
- в установленном порядке формирует государственную инвестиционную программу и осуществляет согласование соответствующих адресных списков строек;
- принимает участие в:
- подготовке предложений по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной, валютной и ценовой политики, совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги формировании и контроле за реализацией платежных, финансовых и внешнеторговых балансов;
- разработке предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развитию и совершенствованию механизмов регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и осуществлению совместных проектов и программ;
- формировании и реализации позиции республики по вопросам, связанным с участием Узбекистана в деятельности международных экономических организаций;
- разработке и обеспечении реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению инвестиций субъектов республики за рубежом, а также в сотрудничестве с международными финансовыми организациями в инвестиционной сфере и экспертизе предложений в области международного инвестиционного сотрудничества;
- подготавливает годовые и ежеквартальные доклады о состоянии экономики республики, выявляет диспропорции в ее развитии и определяет пути их устранения, а также осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан решений по развитию экономики и проведению экономической реформы;
- организует изучение платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках и разрабатывает прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, прогнозирует ресурсную базу страны, подготавливает предложения по экономическому механизму рационального использования природных ресурсов и ресурсосбережения;
- в установленном порядке формирует и обеспечивает контроль за выполнением государственного оборонного заказа, мобилизационного плана экономики страны;
- участвует в реализации военно-экономического сотрудничества с зарубежными странами, разработке мероприятий по развитию производства военной техники и другого военного имущества, в создании и сохранении мобилизационных мощностей;
- разрабатывает принципы управления экономикой в особый период и в чрезвычайных ситуациях, осуществляет организационное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки страны, участвует в развитии системы государственного материального резерва, в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской защите;
- формирует в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнения работ и услуг) для государственных нужд за счет централизованных источников финансирования, включая государственное бронирование важнейших видов материально-технических ресурсов для нужд обороны и безопасности страны, государственный материальный резерв и резерв Правительства Узбекистана и организовывает работы по их осуществлению;
- участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики, разрабатывает региональный аспект прогноза социально-экономического развития республики, стратегии размещения производительных сил и совершенствования территориальной структуры экономики;
- участвует в разработке и реализации политики в области доходов и потребления населения;
- участвует в формировании и реализации государственной экологической политики и разработке мер по обеспечению экологической безопасности Узбекистана;
б) в области статистики:
- разрабатывает и обеспечивает реализацию государственной статистической политики, организует на основе единой научной методологии функционирование статистической информационной системы республики, проводит работу по планомерному расширению гласности и доступности экономической и социальной информации, превращения ее в важнейший фактор формирования общественного мнения;
- разрабатывает национальные счета и итоговые экономические балансы государства и, с учетом требований к ним, проводит поэтапное реформирование статистической системы республики, приведение ее в соответствие с международными нормами и стандартами, обеспечивающими развитие и углубление современных индикативных, аналитических и статистических методов и инструментов учета и контроля за развитием экономики, культуры, повышением уровня жизни и благосостояния народа;
- систематически совершенствует единую технологическую систему и программное обеспечение сбора, обработки, накопления, хранения и передачи статистической информации, координирует деятельность сети вычислительных центров и других организаций государственной статистической системы;
- обеспечивает достоверность, объективность, оперативность, стабильность, комплексность и системность статистических показателей, всесторонне характеризующих процессы, происходящие в экономической и социальной жизни;
- организует электронный обмен статистической информацией со статистическими службами зарубежных государств и международными статистическими организациями и ведет соответствующие информационные банки;
- формирует и поддерживает единое пространство социально- экономической информации на территории республики на общей методологической основе;
- осуществляет ведение государственного регистра всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории республики, и системы экономико-статистических классификаторов;
- проводит межгосударственные и межрегиональные статистические сопоставления по основным показателям функционирования экономики;
- организует и проводит статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных программ социально-экономического развития республики, ее регионов и отраслей народного хозяйства, постановлений Олий Мажлиса, указов Президента, постановлений и других нормативных актов Кабинета Министров Республики Узбекистан по экономическим и социальным вопросам;
- осуществляет статистические наблюдения и подготавливает обобщенную информацию о:
- процессах воспроизводства, состоянии финансов государства, предприятий и отраслей народного хозяйства, денежном обращении и кредитной системе, динамике цен и уровне инфляции;
- ходе экономических реформ, институциональных изменениях, становлении рыночных отношений и инфраструктуры рынка;
- конъюнктуре рынков труда, инвестиционных и потребительских товаров и услуг, динамике товарных запасов и экономической конъюнктуре в целом;
- демографических процессах, динамике и структуре трудовых ресурсов, оплате труда и его условий, уровне незанятого населения;
- уровне материальной обеспеченности жизни населения по социальным группам и группам доходности, прожиточном минимуме, состоянии жилищных условий, здравоохранении, образовании, культуре, правопорядке и экологической обстановке;
- динамике функционирования секторов и отраслей экономики, их научно-технического потенциала;
- внешнеэкономической деятельности и торговом балансе государства;
- разрабатывает методическую базу, организует и проводит тематические переписи, цензовые обследования, мониторинг по социально-экономическим вопросам;
- формирует и обеспечивает выполнение государственной программы статистических работ на предстоящий период (государственный заказ);
- организует совместно с министерствами, ведомствами, хозяйственными объединениями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, другими заинтересованными органами работу по обеспечению всех хозяйствующих субъектов (статистических единиц), находящихся на территории республики, бланками (формами) государственной статистической отчетности, централизованной в органах государственной статистики, и инструкциями по их заполнению;
- обеспечивает, в соответствии с планом статистических работ, республиканские и местные органы государственной власти статистической информацией, соответствующей направлениям их деятельности и информационной потребности, в установленном порядке.
4. Министерство макроэкономики и статистики представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
- прогноз макроэкономических показателей и социально- экономического развития страны на предстоящий период;
- материальные балансы по важнейшим видам сырья, материалов, готовой продукции и продовольственным товарам;
- мероприятия по формированию государственного резерва, мобилизационной подготовки страны и гражданской защите;
- объемы и структуру закупок продукции для государственных нужд;
- инвестиционную программу на предстоящий период;
- государственную программу статистических работ на предстоящий год (государственный заказ на проведение статистических работ);
- годовые и ежеквартальные доклады о состоянии экономики Узбекистана;
- экономически обоснованные заключения по:
вопросам развития отдельных отраслей, регионов страны и жизнеобеспечения населения;
проектам межправительственных договоров и соглашений в области внешнеэкономических связей, использованию централизованных валютных ресурсов, товарному наполнению иностранных кредитов, получаемых под правительственные гарантии;
регулированию денежного обращения, улучшению состояния денежных расчетов в экономике, формированию рынка ценных бумаг и движению акционерного капитала;
основным направлениям и методологии приватизации, демонополизации, развития конкуренции и управления государственным имуществом;
совершенствованию нормативно-правового обеспечения экономической реформы;
развитию инфраструктуры рынка и новых организационных форм рыночной экономики и другим вопросам, относящимся к компетенции Министерства макроэкономики и статистики.
5. Министерство макроэкономики и статистики при осуществлении своих задач и функций взаимодействует с другими государственными органами и местными органами исполнительной власти.
6. Министерству макроэкономики и статистики для осуществления возложенных на него функций предоставляется право:
- координировать в установленном порядке деятельность республиканских экономических органов, министерств, ведомств, корпораций, концернов, ассоциаций, компаний, Совета Министров Республики Каракалпакстан, местных органов управления в области прогнозирования, статистики, определения перспектив социально- экономического развития республики и регулирования экономики;
- запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
- издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, подлежащие обязательному выполнению органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями. В случае необходимости решения принимаются Министерством макроэкономики и статистики совместно или по согласованию с другими органами исполнительной власти;
- разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;
- представлять по поручению Правительства Узбекистана интересы Республики Узбекистан на международном уровне в части вопросов, входящих в его компетенцию, участвовать в подготовке и заключении торгово-экономических соглашений с иностранными государствами, торгово-экономическими союзами, в работе международных экономических, финансовых и статистических организаций, узбекистанских частей межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с иностранными государствами;
- определять в пределах средств, выделяемых министерству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области макроэкономики и статистики, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, научные учреждения Академии наук Республики Узбекистан, другие научно-исследовательские учреждения, предприятия, отдельных ученых и специалистов, а также участвовать в распределении бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на эти цели через Государственный комитет по науке и технике и Академию наук Республики Узбекистан;
- утверждать инструкции и формы по вопросам статистики и учета на основе единых статистических стандартов, классификаций, методологий, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациям, независимо от их подчиненности и форм собственности, местными органами управления, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
- осуществлять контроль за выполнением министерствами, ведомствами, корпорациями, концернами, ассоциациями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента мероприятий по мобилизационной подготовке народного хозяйства республики, проводить (при необходимости) экспертизу проектов размещения крупных объектов промышленности, транспорта и других отраслей материального производства на их соответствие требованиям устойчивости функционирования экономики в особый период и вносить в Кабинет Министров предложения по этим вопросам;
- получать на безвозмездной основе государственную статистическую отчетность, необходимые данные и материалы по всем учетно-статистическим работам в объемах и установленные сроки от министерств, ведомств, в том числе финансовых, банковских, таможенных и иных ведомств и служб, местных органов управления, предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц независимо от их подчиненности и форм собственности, а также от граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти и крупных хозяйствующих субъектов;
- осуществлять издательскую деятельность;
- осуществлять контроль за выполнением министерствами, ведомствами, местными органами управления, предприятиями, организациями, другими юридическими лицами, независимо от их подчиненности и форм собственности, законодательных и нормативных актов по вопросам статистики и учета;
- проверять достоверность отчетности и состояние первичного учета в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их подчиненности и форм собственности;
- в случае выявления искажений обязывать соответствующих юридических и физических лиц вносить исправления в первичный учет, бухгалтерский баланс и другие взаимосвязанные документы, а в случаях выявления преднамеренных искажений государственной статистической отчетности ходатайствовать о применении к виновным установленных законодательством Республики Узбекистан мер дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности:
- заключать в предусмотренном законодательством порядке и в соответствии с международными правовыми нормами договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств по вопросам совершенствования методологии и практики статистики, использования новых технологий электронной обработки статистической информации в экономической, демографической, социальной, экологической областях.
7. Министерство макроэкономики и статистики несет ответственность за повышение научного уровня, совершенствование методов и улучшение организации статистики и прогнозирования экономического и социального развития республики.
Министерство макроэкономики и статистики в рамках действующего законодательства правомочно принимать все необходимые меры по обеспечению качественного и своевременного выполнения возложенных на него задач.
8. Решения Министерства макроэкономики и статистики, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения центральными экономическими органами, министерствами, ведомствами, местными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами.
9. Назначение и освобождение от должности министра макроэкономики и статистики осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан.
Министр макроэкономики и статистики несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций, устанавливает степень персональной ответственности руководителей структурных подразделений центрального аппарата за руководство отдельными направлениями деятельности министерства.
Министр макроэкономики и статистики имеет двух первых заместителей министра, четырех заместителей министра - начальников департаментов. Первые заместители министра приравниваются к министрам, заместители министра - начальники департаментов - к первым заместителям министра.
Министр макроэкономики и статистики издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения подразделениями центрального аппарата Министерства и подведомственными организациями, а также утверждает принимаемые в пределах полномочий Министерства решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории республики.
10. В Министерстве макроэкономики и статистики образуется коллегия в количестве 11 человек, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает крупные народнохозяйственные проблемы, определяющие пути ускорения социально-экономического развития республики, конкретные направления и методы углубления экономических реформ, формирования рыночных механизмов управления экономикой, обеспечения ее сбалансированности и становления многоукладности, развития рыночной инфраструктуры, а также вопросы улучшения методологии и организации прогнозирования, совершенствования статистического учета и отчетности, введения системы национальных счетов, повышения уровня организации работы аппарата Министерства, подбора и расстановки кадров.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра макроэкономики и статистики.
11. Основными структурными подразделениями Министерства макроэкономики и статистики являются департаменты, возглавляемые заместителями министра - начальниками департамента, и отделы.
Начальники отделов Министерства макроэкономики и статистики назначаются на должность и освобождаются от должности решением министра.
12. Министерство макроэкономики и статистики руководит деятельностью находящихся при нем:
Института макроэкономических и социальных исследований,
Республиканского центра по изучению конъюнктуры товарных рынков,
Учебно-консалтингового центра рыночных отношений,
Редакции журнала "Иктисод ва хисобод" ("Экономика и статистика").
Министерство экономики и статистики Республики Каракалпакстан, главные управления экономики и статистики областей и г. Ташкента, а также отделы экономики и статистики в городах и районах республики подведомственны соответственно Совету министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов и Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан.
Методическое руководство и координацию их деятельности осуществляет Министерство макроэкономики и статистики Республики Узбекистан.
Назначение руководителей областных и Ташкентского городского главных управлений экономики и статистики, а также руководителей входящих в их состав управлений статистики осуществляется Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан по представлению хокимов областей и г. Ташкента, а руководителей районных и городских отделов экономики и статистики - соответственно, областными и Ташкентским городским главными управлениями экономики и статистики по представлению хокимов районов и городов.
Руководители районных и городских центров статистики и вычислительных работ назначаются на должность Государственным департаментом статистики Министерства макроэкономики и статистики по представлению начальников управлений статистики Министерства экономики и статистики Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского главных управлений экономики и статистики.
Центры статистики и вычислительных работ районов (городов) находятся в прямом подчинении управлений статистики Министерства экономики и статистики Республики Каракалпакстан, главных управлений экономики и статистики областей и г. Ташкента.
На территориальные органы экономики и статистики возлагается:
- разработка и реализация мер по углублению рыночных реформ в регионах:
- подготовка территориальных балансов, предложений по обеспечению комплексного развития регионов, рациональному использованию природных ресурсов;
- определение направлений и конкретных путей повышения уровня жизни населения на основе обеспечения его трудозанятости, насыщения потребительского рынка товарами и услугами, развития отраслей социальной сферы;
- внедрение методов сбора и обработки статистической информации, отвечающих международным нормам и стандартам, обеспечение полноты и оперативности статистического учета и анализа процессов, происходящих в экономической и социальной жизни региона.
13. Структура и численность работников центрального аппарата Министерства макроэкономики и статистики утверждается Кабинетом Министров. Министр макроэкономики и статистики имеет право вносить изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Министерства макроэкономики и статистики в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.
Штатное расписание центрального аппарата Министерства и положение о его структурных подразделениях утверждаются министром макроэкономики и статистики.
14. Министерство макроэкономики и статистики является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.