ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 2008 года / Льготы по налогам и другим обязательным платежам /Указ Президента Республики Узбекистан от 21.05.2004 г. N УП-3431 "О Государственной общенациональной программе развития школьного образования на 2004-2009 годы"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.05.2004 г.
N УП-3431
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2004-2009 ГОДЫ
В Узбекистане с первых дней независимости последовательно осуществляется политика по реформированию сферы образования как ключевого звена проводимого курса реформ и обновления общества, как необходимое и обязательное условие демократических преобразований в обществе, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообщество.
Для достижения поставленной цели принята и успешно реализуется Национальная программа по подготовке кадров, направленная на обеспечение полного охвата выпускников 9-х классов системой профессионального образования, овладение учащимися, наряду с общим средним образованием, конкретной профессией. В соответствии с Программой создана сеть принципиально новых типов средних профессиональных учебных заведений. Построено 533 профессиональных колледжа и 54 академических лицея, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием. Создана отечественная индустрия по строительству и оснащению колледжей и лицеев. Разработаны новые образовательные стандарты и учебные программы.
Сегодня Национальная программа по подготовке кадров является единым образовательным комплексом, охватывающим весь процесс непрерывного образования и воспитания молодого поколения, где каждому звену системы образования отводится особое место и ответственность, от состояния и уровня развития которых, их взаимной сопряженности зависит выполнение Программы в целом, достижение поставленных в ней задач.
Вместе с тем, как показывает анализ, самым слабым звеном в единой цепи непрерывного образования является отставание школьного образования как важнейшего начального этапа. И главное здесь - слабая материальная база школ, около 40% которых располагаются в приспособленных нетиповых помещениях, а из общего количества 9727 школ 684 находятся в аварийном состоянии. Многие школы не оборудованы централизованным отоплением, питьевой водой и природным газом. Свыше 28% учащихся обучаются в две-три смены. Степень оснащенности школ учебно-лабораторным оборудованием составляет 29%, а современной компьютерной техникой - около 15%. Только половина школ имеет спортивные залы, а их оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем составляет 23%. Особенно плохо обстоит положение дел с материальной базой школ в сельской местности.
Слабым местом в школьном образовании остается сложившаяся система стимулирования труда учителей, прежде всего начальных классов, при которой талант, профессиональные качества педагогов все еще не становятся определяющими критериями при оплате их труда.
В целях ликвидации отставания школьного образования и устранения имеющихся серьезных проблемных вопросов, связанных с развитием материально-технической базы школ и формированием целостной единой системы непрерывного образования как важнейшего условия успешной реализации Национальной программы по подготовке кадров:
1. Принять к сведению, что Специальной комиссией и рабочими группами, образованными Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2004 года N Р-1910, с выездом в регионы республики проведена полная инвентаризация всех общеобразовательных школ, критически и детально изучено современное состояние их материально-технической базы, сделана паспортизация школ, разработаны критерии и определены, согласно приложениям N 1 и 2, конкретные типы и направления работ по их восстановлению.
2. Считать важнейшей задачей современного этапа реформирования системы образования в стране реализацию Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы.
Одобрить основные принципы и целевые задачи Государственной общенациональной программы, предусматривающие кардинальное улучшение всей системы школьного образования; формирование учебно-материальной базы и образовательных стандартов, отвечающих самым высоким современным требованиям; создание равных условий для обучения детей, независимо от места их проживания, на основе постепенного и поэтапного стирания различий в материальной базе и оснащении сельских и городских школ; всемерное стимулирование труда учителей.
Определить основные направления реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования:
укрепление и развитие материально-технической базы общеобразовательных школ с разработкой типовых проектов и конкретных адресных программ сноса аварийных, капитальной реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий школ;
оснащение школ современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, учебниками и учебно-методическими материалами;
совершенствование применяемых в системе образования учебных стандартов и учебных программ;
обеспечение общеобразовательных школ, в первую очередь в сельской местности, квалифицированными педагогическими кадрами, повышение их качественного состава, создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, усиление стимулирования их труда;
развитие спорта в общеобразовательных школах и укрепление их спортивной базы.
3. Возложить ответственность за выполнение всего комплекса работ по реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы на Специальную комиссию (Ш.М.Мирзиёев), Министерство народного образования Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, г. Ташкента, городов и районов.
Предусмотреть в целях координации работ по реализации Программы четкое определение по каждому отдельному городу и району фронта работ и сроки их осуществления, разработку карт дислокации школ, требующих сноса, капитальной реконструкции и капитального ремонта, и на этой основе подготовить конкретные программы проведения восстановительных работ по каждому объекту с тем, чтобы они не наносили ущерба учебному процессу в действующих школах.
4. Определить основными источниками финансирования Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, спонсорские средства юридических и физических лиц, иностранные кредиты и гранты.
5. Установить, что средства хозяйствующих субъектов, направляемые на целевой основе в виде спонсорских средств для финансирования Программы развития школьного образования на 2004-2009 годы, исключаются из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.
Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан на постоянной основе проводить работу с международными финансовыми институтами и другими зарубежными донорами по привлечению на льготных условиях иностранных кредитов и грантов для реализации Программы развития школьного образования.
6. Министерству финансов Республики Узбекистан:
в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке Положение о порядке формирования и использования средств внебюджетного Фонда школьного образования, предусмотрев в нем механизм, при котором Министерство финансов при утверждении бюджета будет доводить отдельной строкой до каждой области объем средств, намеченный для реализации Программы, с одновременным доведением через Фонд этих средств до служб единого заказчика при хокимиятах областей и г. Ташкента;
в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию при Министерстве финансов исполнительной дирекции Фонда, образованию совета по управлению Фондом, а также созданию в структуре Главного управления финансирования социальной сферы отдела школьного образования, на который возложить функции финансового контроля за использованием средств внебюджетного Фонда школьного образования.
7. Госархитектстрою Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
на основании проведенной инвентаризации школ систематизировать находящиеся в эксплуатации школы по типам, определить качественные и количественные критерии, по которым можно оценить современное состояние их материальной базы, обратив особое внимание на наличие необходимых коммуникаций, воды, тепла и школьной инфраструктуры;
по итогам систематизации разработать несколько вариантов типовых проектов и предельные нормативные затраты по восстановлению школ с учетом их привязки к условиям отдельной области, города, района, сельской местности по четырем направлениям - строительство новых школ взамен сносимых, капитальная реконструкция, капитальный ремонт и текущий ремонт. Главное требование при этом - в первую очередь обеспечение безопасности и соответствие требованиям учебного процесса, а также условий, при которых стоимость капитальной реконструкции и капитального ремонта не должна превышать стоимость строительства новых школ аналогичного типа;
организовать выставку макетов типовых проектов капитальной реконструкции школ, подготовить и издать альбомы с типовыми проектами и предельными нормативами затрат на капитальный и текущий ремонт для их практического использования.
Предоставить право Госархитектстрою для подготовки типовых проектов создавать рабочие группы из наиболее талантливых и одаренных проектировщиков и сметчиков.
8. Категорически запретить проведение работ по восстановлению школ без применения типовых проектов и предельных нормативных затрат, утвержденных Госархитектстроем Республики Узбекистан. Любое отклонение от типового проекта при привязке его к реальным условиям подлежит согласованию с Госархитектстроем.
Установить, что Госархитектстрой несет ответственность за соблюдение типовых проектов и утвержденных строительных норм и правил при проведении работ по восстановлению школ.
Специальной комиссии (Ш.М.Мирзиёев) совместно с Госархитектстроем в двухмесячный срок провести в областях республики семинары и совещания с заинтересованными структурами для доведения до конкретных исполнителей требований по повышению их ответственности за обязательное соблюдение требований типовых проектов с учетом условий города, села и горной местности.
9. Возложить функции заказчика по реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы на службы единого заказчика при Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах областей и г.Ташкента.
Госархитектстрою Республики Узбекистан закрепить за службами единого заказчика при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента своих конкретных представителей, на которых возложить ответственность за обеспечение соответствия проводимых работ по реализации Программы развития школьного образования утвержденным типовым проектам, строительным нормам и качеству.
10. Специальной комиссии (Ш.М.Мирзиёев), строительному и социальному комплексам Кабинета Министров совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:
в двухмесячный срок провести инвентаризацию существующих подрядных строительных организаций и объектов строительной индустрии, специализирующихся на реализации Программы развития школьного образования;
для реализации Программы использовать мощности предприятий строительной индустрии и подрядных организаций, задействованных при строительстве профессиональных колледжей и академических лицеев;
исходя из требований типовых проектов определить и утвердить в установленном порядке типовые строительные конструкции и узлы, которые будут использоваться при восстановлении школ, провести их экспертизу и испытания, после которых организовать их производство.
11. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами, исходя из накопленного опыта по оснащению профессиональных колледжей и академических лицеев, в срок до 1 октября 2004 года:
объявить конкурс и организовать проведение выставок школьных парт, мебели для школ и другого учебного оборудования, производимых отечественными предприятиями;
с участием Министерства народного образования Республики Узбекистан разработать пятилетнюю Программу государственного заказа на производство конкретных видов школьного и учебного оборудования;
провести тендер среди отечественных производителей для размещения государственного заказа на производство школьного и учебного оборудования.
12. Министерству народного образования Республики Узбекистан с участием Министерства высшего и среднего специального образования, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента в срок до 1 сентября 2004 года подготовить и внести в Кабинет Министров специальную программу по оснащению школ современным учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой на 2005 - 2009 годы.
При разработке указанной Программы предусмотреть:
обязательное применение методики и практики оснащения учебно-лабораторным оборудованием профессиональных колледжей и академических лицеев;
оснащение школ современной компьютерной техникой, создание специализированных классов (кабинетов физики, химии, биологии и др.) в сроки реализации Государственной общенациональной программы развития школьного образования в тесной увязке с источниками финансирования, наличием материальной базы по их ремонту, обеспеченностью школ соответствующими специалистами и преподавателями.
13. Правительственной комиссии по пересмотру и созданию новых учебных программ, учебников и учебных пособий для системы непрерывного образования (А.А.Азизходжаев) совместно с Агентством по печати и информации, Министерством народного образования Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2004 года разработать и внести на утверждение Кабинета Министров Программу по изданию учебников для общеобразовательных школ и учебно-методических пособий. При этом особое внимание обратить на соблюдение требований государственных образовательных стандартов.
14. Министерству финансов, Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан:
в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по пересмотру с 1 сентября 2004 года системы оплаты труда и тарифных ставок для учителей, предусматривающие создание эффективного механизма поощрения талантливых, преданных своей профессии, внесших конкретный вклад в учебный и воспитательный процесс учителей, в первую очередь учителей начальных классов;
организовать широкое обсуждение в средствах массовой информации, на специальных семинарах, конференциях и совещаниях учителей вопросы перевода системы оплаты труда учителей на отраслевую сетку и в срок до 1 октября 2004 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения.
15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять постановление правительства во исполнение настоящего Указа.
16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева.
Президент
Республики Узбекистан И.Каримов
к Указу Президента РУз
от 21.05.2004 г. N УП-3431
СОСТОЯНИЕ
материально-технической базы
общеобразовательных школ
республики
NN |
Территории |
Кол-во школ |
Контингент учащихся (тыс. чел.)
|
Количество школ в аварийном состоянии
|
Количество школ, подлежащих:
|
||||||
капитальной реконструкции
|
капитальному ремонту |
текущему ремонту |
|||||||||
ед.
|
в % к общему
|
ед.
|
в % к общему
|
ед.
|
в % к общему
|
ед.
|
в % к общему
|
||||
Республика Узбекистан
|
9727 |
6177,4 |
684 |
7,0 |
1904 |
19,6 |
4178 |
43,0 |
2198 |
22,6 |
|
1 |
Республика Каракалпакстан
|
763 |
359,6 |
82 |
10,7 |
154 |
20,2 |
324 |
42,5 |
154 |
20,2 |
в том числе по областям:
|
|||||||||||
2 |
Андижанская
|
744 |
557,1 |
37 |
5,0 |
159 |
21,4 |
396 |
53,2 |
80 |
10,8 |
3 |
Бухарская
|
538 |
342,3 |
6 |
1,1 |
59 |
11,0 |
137 |
25,5 |
317 |
58,9 |
4 |
Джизакская
|
542 |
265,9 |
62 |
11,4 |
135 |
24,9 |
260 |
48,0 |
44 |
8,1 |
5 |
Кашкадарьинская
|
1088 |
623,6 |
237 |
21,8 |
147 |
13,5 |
443 |
40,7 |
192 |
17,6 |
6 |
Навоийская
|
377 |
200,3 |
36 |
9,5 |
38 |
10,1 |
183 |
48,5 |
88 |
23,3 |
7 |
Наманганская
|
673 |
512,5 |
0 |
0,0 |
146 |
21,7 |
335 |
49,8 |
145 |
21,5 |
8 |
Самаркандская
|
1195 |
741,1 |
42 |
3,5 |
305 |
25,5 |
478 |
40,0 |
275 |
23,0 |
9 |
Сурхандарьинская
|
308 |
517,5 |
23 |
7,5 |
125 |
40,6 |
103 |
33,4 |
29 |
9,4 |
10 |
Сырдарьинская
|
824 |
152,8 |
108 |
13,1 |
82 |
10,0 |
367 |
44,5 |
232 |
28,2 |
11 |
Ташкентская
|
897 |
520,0 |
16 |
1,8 |
280 |
31,2 |
281 |
31,3 |
159 |
17,7 |
12 |
Ферганская
|
910 |
689,4 |
0 |
0,0 |
167 |
18,4 |
299 |
32,9 |
395 |
43,4 |
13 |
Хорезмская
|
536 |
342,4 |
28 |
5,2 |
78 |
14,6 |
313 |
58,4 |
86 |
16,0 |
14 |
Город Ташкент
|
332 |
352,9 |
7 |
2,1 |
29 |
8,7 |
259 |
78,0 |
2 |
0,6 |
к Указу Президента РУз
от 21.05.2004 г. N УП-3431
СОСТОЯНИЕ
оснащенности общеобразовательных школ
республики учебно-лабораторным
оборудованием
NN |
Территории |
Кол-во школ |
Кабинеты и лаборатории
|
Обес- печен- ность учеб- ника- ми |
||||||||
Физики
|
Химии |
Биологии |
Информатики |
|||||||||
Кол- во |
Уровень оснащен- ности (%) |
Кол- во |
Уровень оснащен- ности (%) |
Кол- во |
Уровень оснащен- ности (%) |
Кол-во компью- терных класс- комп- лектов
|
Кол-во рабо- чих мест |
Уровень оснащен- ности (%) |
||||
Республика Узбекистан
|
9727 |
6780 |
30,3 |
6324 |
29,5 |
5596 |
28,2 |
1431 |
14838 |
14,7 |
82,8 |
|
1 |
Республика Каракалпакстан
|
763 |
375 |
24,5 |
320 |
21,7 |
250 |
20 |
89 |
909 |
11,7 |
70,9 |
в том числе по областям:
|
||||||||||||
2 |
Андижанская
|
744 |
642 |
34,0 |
612 |
32,0 |
448 |
32 |
148 |
1501 |
19,9 |
80,6 |
3 |
Бухарская
|
538 |
478 |
53,8 |
436 |
52,8 |
406 |
52,9 |
119 |
1220 |
22,1 |
91,1 |
4 |
Джизакская
|
542 |
388 |
30,00 |
335 |
28 |
317 |
31 |
82 |
841 |
15,1 |
85,8 |
5 |
Кашкадарьинская
|
1088 |
747 |
36,00 |
791 |
38 |
611 |
36 |
106 |
1048 |
9,7 |
83,9 |
6 |
Навоийская
|
377 |
151 |
29,10 |
16 |
27,4 |
99 |
25,7 |
84 |
847 |
22,3 |
86,8 |
7 |
Наманганская
|
673 |
478 |
34,80 |
491 |
35,7 |
400 |
29,1 |
162 |
1782 |
24,1 |
91,0 |
8 |
Самаркандская
|
1195 |
767 |
28,00 |
673 |
21 |
659 |
21 |
109 |
1110 |
9,1 |
66,2 |
9 |
Сурхандарьинская
|
824 |
416 |
31,10 |
444 |
34,1 |
302 |
27,2 |
83 |
930 |
10,1 |
74,9 |
10 |
Сырдарьинская
|
308 |
260 |
13,70 |
227 |
13 |
185 |
16,9 |
51 |
561 |
16,6 |
89,7 |
11 |
Ташкентская
|
897 |
601 |
29,20 |
576 |
27,2 |
563 |
28,8 |
110 |
1152 |
12,3 |
66,3 |
12 |
Ферганская
|
910 |
763 |
30,0 |
754 |
31,0 |
695 |
26 |
129 |
1312 |
14,2 |
89,7 |
13 |
Хорезмская
|
536 |
384 |
16,50 |
349 |
16,8 |
301 |
16,5 |
78 |
802 |
14,6 |
87,1 |
14 |
Город Ташкент
|
332 |
330 |
34,00 |
300 |
34 |
360 |
31 |
81 |
823 |
24,4 |
94,7 |
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2004 г., N 21, ст. 250