ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Утратившие силу акты / Наука /Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по науке и технике (Утверждено Постановлением КМ РУз от 03.08.1992 г. N 360)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением КМ РУз
от 03.08.1992 г. N 360
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном комитете Республики Узбекистан
по науке и технике
1. Государственный комитет Республики Узбекистан по науке и технике (ГКНТ Республики Узбекистан) является органом, формирующим и реализующим государственную научно-техническую политику, направленную на обеспечение социально-экономического развития Узбекистана.
В своей деятельности ГКНТ Республики Узбекистан руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, решениями Верховного Совета, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров и настоящим Положением.
ГКНТ Республики Узбекистан подчиняется Кабинету Министров при Президенте Республики Узбекистан.
2. Главными задачами и направлениями деятельности ГКНТ Республики Узбекистан являются:
- определение приоритетных направлений научно-технического прогресса и концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов на их развитие;
- создание и обеспечение функционирования системы экономико-правовых и организационных механизмов государственной поддержки, стимулирования и регулирования развития науки и техники, освоения научно-технических достижений в народном хозяйстве;
- формирование, реализация и регулирование программ научно-технического обеспечения государственных приоритетов социально-экономического развития республики; координация академической, вузовской и отраслевой науки в разработке и реализации государственных программ фундаментальных исследований; координация сфер науки и производства, министерств, ведомств и органов местного самоуправления в рамках государственной научно-технической политики через соответствующие структуры этих органов;
- всемерное содействие развитию связей науки с производством, основанных на взаимовыгодной экономической основе, в формах, адекватных рыночным взаимоотношениям;
- организация и развитие инфраструктуры сферы науки и техники, включающей систему патентно-лицензионной службы, научно-технической информации, подготовки и аттестации научных кадров, государственной экспертизы научно-технических проектов и программ, капитального строительства по отрасли "наука";
- разработка стратегии развития международного научно-технического сотрудничества и обеспечение государственных интересов при ее реализации.
3. ГКНТ Республики Узбекистан в соответствии с определенными для него задачами:
а) обеспечивает совместно с Академией наук республики, отраслевыми академиями, министерствами и ведомствами организацию работ по систематическому анализу состояния и определению тенденций развития научно-технического потенциала республики в контексте мировой науки и техники; определяет приоритеты научно-технического прогресса, направленные на решение проблем социально-экономического развития; разрабатывает краткосрочные и долгосрочные прогнозы функционирования сферы науки и техники;
б) формирует государственные заказы по развитию науки и техники, связанные с решением важнейших научно-технических проблем: определяет потребность и подготавливает проекты распределения средств, выделяемых из государственного бюджета, материально-технических ресурсов из центральных источников, в том числе валютных ассигнований и поставок по импорту;
в) разрабатывает совместно с комитетами Верховного Совета, Академией наук, отраслевыми академиями, Министерством юстиции и Министерством финансов, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями проекты законов Республики Узбекистан по вопросам науки и техники, нормативные документы по организации научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрения, по вопросам изобретательства, патентно-лицензионной работы, подготовки и аттестации кадров;
г) осуществляет координацию разработки и реализации государственных программ фундаментальных исследований и использования достигнутых результатов; обеспечивает руководство, координацию и регулирование формирования, реализации результатов программ научно-технического обеспечения государственных приоритетов социально - экономического развития республики;
д) способствует развитию рыночных форм взаимоотношений собственников инноваций с их потребителями, выступая в качестве третьей стороны, обеспечивающей государственную поддержку новым технологиям и производствам;
е) осуществляет методическое руководство деятельностью органов патентно-лицензионной службы, систем научно-технической информации, подготовки, переподготовки и аттестации научно-педагогических кадров независимо от их ведомственной подчиненности; обеспечивает подготовку аналитической информации по важнейшим направлениям научно-технического прогресса; организует пропаганду научно-технических достижений, координирует издательскую деятельность органов научно-технической информации;
ж) координирует деятельность министерств и ведомств в области научно-технического сотрудничества с зарубежными странами; способствует скорейшей реализации предложений предприятий и организаций об использовании зарубежных высоких технологий, организации совместных производств и предприятий; обеспечивает представительство Республики Узбекистан в международных научно-технических организациях и дипломатических миссиях; организует пропаганду за рубежом научно-технических достижений, содействует их продвижению на внешний рынок; руководит работой по продаже лицензий; обеспечивает в пределах своей компетенции организацию загранкомандировок ученых и специалистов;
з) осуществляет периодический комплексный анализ научно - технического уровня отраслей народного хозяйства, эффективности использования потенциала; проводит выборочные государственные проверки научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, вносит в необходимых случаях предложения об изменении направлений деятельности научных учреждений, о ликвидации малоэффективных организаций и учреждений; рассматривает предложения министерств и ведомств о создании новых организаций и принимает по ним решения;
и) разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения об учреждении премий и присвоении почетных званий Республики Узбекистан за выдающиеся достижения в области науки и техники при выполнении комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ, масштабного освоения инноваций в народном хозяйстве;
к) осуществляет контроль за: рациональным использованием государственных бюджетных средств, распределяемых ГКНТ Республики Узбекистан; исполнением государственных заказов в области науки и техники; реализацией государственных программ; работой органов научно-технической информации и патентно-лицензионной службы, выполнением обязательств Республики Узбекистан по межправительственным соглашениям о научно-техническом сотрудничестве.
4. ГКНТ Республики Узбекистан предоставляется право:
а) создавать для обеспечения реализации государственной научно-технической политики научно-технические и экспертные советы, временные коллективы, инженерные центры, малые и совместные предприятия, технополисы, технопарки; быть учредителями и участниками инновационных фондов, объединений, общественных и международных организаций; осуществлять издательскую деятельность;
б) выдавать научно-исследовательским, проектно-конструкторским организациям и предприятиям с их согласия государственные заказы на проведение научных исследований и разработок;
в) привлекать для разработки прогнозов, проектов крупных межотраслевых научно-технических программ и проведения экспертиз Академию наук республики, отраслевые академии наук, Общество изобретателей и рационализаторов Узбекистана, научно-технические общества, научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические организации, высшие учебные заведения и другие учреждения, объединения и предприятия, а также отдельных ученых и специалистов;
г) направлять работников Комитета и подведомственных учреждений в зарубежные научно-организационные и патентно-информационные центры для стажировки, изучения опыта работ, установления прямых взаимовыгодных контрактов, формирования патентных фондов;
д) проводить конкурсы по решению крупных межотраслевых научно-технических программ, разработке принципиально новой техники, технологии и материалов, имеющих важное народнохозяйственное значение;
е) организовывать и проводить государственную экспертизу научно-технических проектов и программ по приоритетным для республики направлениям научно-технического прогресса;
ж) участвовать в переговорах и подписывать по поручениям Правительства республики договоры и соглашения по вопросам межгосударственного научно-технического сотрудничества, способствовать установлению прямых контактов исследовательских и конструкторско-технологических организаций республики с ведущими зарубежными научными и техническими центрами на основе взаимовыгодных отношений, вносить предложения о командировании за рубеж научных кадров для учебы, стажировки и работы;
з) организовывать республиканские и международные научно - технические конференции, симпозиумы, семинары и совещания;
и) получать от министерств и ведомств, Академии наук и отраслевых академий, концернов, ассоциаций, хокимиятов, предприятий, организаций и учреждений, а также от Госкомстата республики материалы, необходимые для выполнения возложенных на Комитет задач;
к) иметь в своем распоряжении резерв по ассигнованиям из государственного бюджета на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы, в том числе в иностранной валюте, для оперативного решения задач, связанных с проведением важнейших работ государственного значения, выплаты вознаграждения победителям конкурсов, а также для оплаты в установленном порядке труда ученых и специалистов, в том числе зарубежных, привлекаемых ГКНТ Республики Узбекистан для работы в научно-технических и экспертных советах;
л) производить по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, проверки в министерствах, ведомствах, научно-исследовательских учреждениях, проектно-конструкторских организациями на предприятиях; принимать обязательные для министерств и ведомств решения в пределах компетенции.
5. Назначение и освобождение от должности председателя ГКНТ Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан. Заместители председателя Комитета назначаются и освобождаются от должности Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан по представлению председателя ГКНТ Республики Узбекистан.
Председатель ГКНТ Республики Узбекистан несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций, устанавливает степень ответственности заместителей Председателя, членов коллегии, научно-технического совета и руководителей структурных подразделений центрального аппарата Комитета, а также за работу подведомственных организаций и учреждений.
Председатель ГКНТ Республики Узбекистан обладает правами министра Республики Узбекистан.
6. В пределах своей компетенции ГКНТ Республики Узбекистан издает на основе и во исполнение законов Республики Узбекистан, решений Верховного Совета, указов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров республики постановления и приказы, инструкции, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, концернами, ассоциациями, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
7. В ГКНТ Республики Узбекистан образуется коллегия, состав которой утверждается Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает вопросы формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Узбекистан, повышения уровня организации работы аппарата и другие вопросы, относящиеся к компетенции Комитета.
Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и приказами ГКНТ Республики Узбекистан.
8. ГКНТ Республики Узбекистан осуществляет взаимодействие с постоянно функционирующими комитетами и комиссиями Верховного Совета Республики Узбекистан, постоянными органами Кабинета Министров, органами местного самоуправления (хокимиятами) по вопросам, относящимся к его компетенции.
9. При ГКНТ Республики Узбекистан действует Республиканский центр научно-технической и патентно-лицензионной информации (УзНТПИ) с Республиканской научно-технической библиотекой.
УзНТПИ обеспечивает защиту государственных интересов в области изобретательства, охрану авторских прав в науке и технике, эффективное использование открытий, изобретений, промышленных образцов и товарных знаков в Республике Узбекистан, формирует патентный фонд, координирует патентно-лицензионную работу и создание информационных систем.
Положение о УзНТПИ утверждается Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
10. Структура и численность центрального аппарата ГКНТ Республики Узбекистан утверждается Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан. Председатель Комитета при необходимости вносит изменения в структуру в пределах установленных численности и фонда заработной платы работников центрального аппарата Комитета.
Штатное расписание центрального аппарата Комитета и положения о его структурных подразделениях утверждаются председателем ГКНТ Республики Узбекистан.
11. ГКНТ Республики Узбекистан является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.