Расчеты с персоналом
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Образование. Наука / Органы управления, подготовка специалистов, аттестация /Положение о порядке организации курсов целевого обучения резерва управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 03.12.2015 г. N 351)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 03.12.2015 г. N 351
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации курсов целевого обучения резерва
управленческих кадров высших и средних специальных,
профессиональных образовательных учреждений
1. Настоящее Положение определяет порядок организации курсов целевого обучения резерва управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений (далее - курсы целевого обучения).
2. Формирование перспективного резерва управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений (далее - резерв управленческих кадров) направлено на совершенствование деятельности по подбору и расстановке кадров, своевременное удовлетворение потребности высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в управленческих кадрах, сокращение периода адаптации при назначении на управленческие должности, повышение эффективности профессиональной и деловой активности кадров.
3. На курсы целевого обучения принимаются лица, отбираемые Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан - в части резерва кадров на управленческие должности высших образовательных учреждений и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан - в резерв кадров на управленческие должности средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, исходя из требований, определенных настоящим Положением.
4. Резерв управленческих кадров является источником подбора кандидатов для назначения на управленческие должности высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.
5. Лица, отбираемые в резерв управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, направляются на курсы целевого обучения один раз по соответствующей должности, на которую они отбираются в качестве резерва.
6. Лица, успешно окончившие курсы целевого обучения, включаются в резерв управленческих кадров на целевые должности сроком на 3 года и имеют определенное преимущество при выдвижении кандидатур на руководящие должности по соответствующему типу образовательного учреждения.
7. Суммарная продолжительность курсов целевого обучения составляет 8 недель (352 часа) при обучении с отрывом от основной работы. При этом максимальное количество аудиторных занятий и самостоятельной работы устанавливается в объеме 44 часов в неделю.
Продолжительность опосредованных, в том числе дистанционных форм обучения резерва управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений определяется Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
8. Общее организационно-методическое руководство и координацию работы с перспективным резервом управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений осуществляют управления по кадровым вопросам Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерств и ведомств, имеющих в своем ведении высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
9. Целью курсов целевого обучения является совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, деловых качеств лиц, отбираемых в резерв управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, путем формирования эффективной системы обучения, основанной на передовых образовательных технологиях.
10. Задачей курсов целевого обучения является освоение слушателями нормативно-правовых основ организации учебно-воспитательного процесса, развитие знаний, умений и практических навыков по организационным, социально-правовым, информационным, финансово-экономическим, педагогико-психологическим основам управления образовательными учреждениями.
11. Организация курсов целевого обучения осуществляется, исходя из перспектив социально-экономического развития страны, потребностей высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в управленческих кадрах, а также с учетом мировых достижений в области управления и требований к формированию управленческих компетенций.
Организация курсов целевого обучения резерва управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений осуществляется в соответствии со схемой согласно приложению N 1.
III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШИХ
И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
12. Общими требованиями, обеспечивающими необходимый и достаточный уровень подготовленности резерва управленческих кадров к управленческой деятельности в образовательных учреждениях, являются:
знание сущности, основных задач и методов управленческой деятельности, технологии выработки и принятия управленческих решений;
знание законодательных и экономических основ функционирования системы, к которой относится профессиональная деятельность, основ административного и трудового права, порядка разрешения гражданских и трудовых споров;
знание методов эффективного руководства образовательным учреждением, системы стимулирования труда различных категорий работников;
знание истории, современной структуры и перспектив развития системы высшего и среднего специального, профессионального образования, основных направлений государственной образовательной политики и зарубежного опыта в этой области;
знание основ финансово-хозяйственной деятельности и особенностей предпринимательства в профессиональной сфере;
знание принципов духовно-нравственной и воспитательной работы среди молодежи и работников на основе национальной идеи;
способность объективно анализировать состояние и динамику деятельности образовательного учреждения;
умение корректно формулировать цели и задачи деятельности образовательного учреждения (подразделения) с учетом духовно-нравственных аспектов;
умение разрабатывать и оценивать проекты и планы развития образовательного учреждения и его подразделений, прогнозировать и оценивать последствия реализации планов и решений;
умение эффективно организовывать освоение инноваций, направленных на совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности;
умение составлять организационные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и его подразделений;
умение организовывать и поддерживать качественное ведение делопроизводства на основе использования электронных технологий, с привлечением современных методов охраны интеллектуальной собственности и защиты производственной информации;
умение четко формулировать цели и задачи;
умение формировать работоспособную команду и гармоничную атмосферу в коллективе;
иметь навыки работы на компьютерной технике и во всемирной сети Интернет, качественный уровень владения современными информационно-коммуникационными технологиями, а также навыки применения системы "Электронное правительство";
владение современными методами планирования, построения альтернативных вариантов решения проблем, способность к проведению их анализа и синтеза, нахождению оптимальных решений;
владение методами контроля, внешней и внутренней оценки деятельности образовательного учреждения (подразделения);
владение методами обучения и самообучения в процессе своей и осуществляемой в кооперации с коллегами деятельности, эффективными техниками решения коммуникативных задач, навыками делового общения, профессиональной лексикой, приемами ведения деловых бесед, совещаний и переговоров, средствами предупреждения и разрешения конфликтов в трудовых коллективах;
наличие способностей к практической деятельности по решению профессиональных задач в различных организациях;
обладание устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке и саморазвитию), к творческой самореализации;
умение прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательного учреждения;
умение анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и находить эффективные пути их решения;
умение осуществлять посредничество между различными общественными и государственными структурами;
целеустремленность, гибкость мышления, работоспособность, дисциплинированность;
сообразительность, интеллектуальная зрелость и способность к экспертной оценке проблемы, ситуаций, адаптивность;
наличие научного представления о здоровом образе жизни, владение умениями и навыками физического совершенствования;
наличие способностей к грамотному изложению своих мыслей письменно и устно (в том числе перед большой аудиторией);
обладание основами разговорной речи на одном из иностранных языков.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВ
ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
13. Содержание курсов целевого обучения направлено на освоение управленческими кадрами новых знаний, умений, навыков и определяется соответствующими образовательными программами.
Качество обучения определяется степенью необходимого и достаточного уровня подготовленности слушателей, соответствия их знаний и практических умений требованиям, предъявляемым к управленческим кадрам.
14. Базовыми требованиями к содержанию образовательных программ курсов целевого обучения являются:
соответствие профессиональным квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям и должностям;
ориентация на современные управленческие технологии;
соответствие содержания программ установленным видам и формам обучения.
V. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ОРГАНОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ
ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
15. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
осуществляет общее руководство, утверждает учебные планы и программы курсов целевого обучения, определяет механизмы и методы совершенствования процессов целевого обучения резерва управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
ежегодно до 1 сентября отбирает кандидатов для включения в состав резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений и определяет предварительный контингент слушателей, направляемых на курсы целевого обучения;
ежегодно до 1 октября утверждает план-график проведения курсов целевого обучения резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений с указанием конкретного количества слушателей и сроков прохождения обучения;
утверждает целевые задания по обеспечению требуемой квалификации резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений;
осуществляет общий контроль за качеством обучения резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений;
организует мониторинг за профессиональным ростом выпускников курсов целевого обучения.
16. Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
осуществляет общее руководство, определяет механизмы и методы совершенствования процессов целевого обучения резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
ежегодно до 1 сентября отбирает кандидатов для включения в состав резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и определяет предварительный контингент слушателей, направляемых на курсы целевого обучения;
ежегодно до 1 октября утверждает план-график проведения курсов целевого обучения резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений с указанием конкретного количества слушателей и сроков прохождения обучения;
утверждает целевые задания по обеспечению требуемой квалификации резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
осуществляет общий контроль за качеством обучения резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
организует мониторинг за профессиональным ростом выпускников курсов целевого обучения.
17. Головной научно-методический центр организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее - Головной научно-методический центр):
разрабатывает учебные планы и программы по целевому обучению резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, с учетом непрерывности и преемственности образовательных программ;
осуществляет разработку учебной, методической, информационно-аналитической литературы для курсов целевого обучения резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений;
ежегодно с 1 ноября в соответствии с утвержденным планом-графиком организует учебный процесс с применением модульной системы обучения, на основе образовательных программ, подготовленных с учетом общепризнанных международных образовательных стандартов и требований, а также использованием современных форм и методов обучения, передовых педагогических, информационно-коммуникационных и инновационных технологий;
обеспечивает тесную связь теоретического обучения с практикой управленческой деятельности, организацию обязательных стажировок слушателей в соответствующих управлениях и отделах, подразделениях Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, базовых высших образовательных учреждениях, органах государственного управления образованием для отработки на практике полученных в ходе учебного процесса теоретических знаний, а также основных положений и выводов выпускных квалификационных работ, подготовленных по итогам обучения;
обучает резерв управленческих кадров высших образовательных учреждений с отрывом от работы согласно утвержденному план-графику;
несет ответственность за организацию и проведение на должном качественном уровне курсов целевого обучения резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений;
анализирует и обобщает эффективный зарубежный опыт и достижения лучших образовательных учреждений по подготовке управленческих кадров.
18. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования при Центре среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (далее - Институт):
разрабатывает учебные планы и программы по целевому обучению резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений с учетом непрерывности и преемственности образовательных программ;
осуществляет разработку учебной, методической, информационно-аналитической литературу для курсов обучения резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
ежегодно с 1 ноября в соответствии с утвержденным планом-графиком организует учебный процесс с применением модульной системы обучения, на основе образовательных программ, подготовленных с учетом общепризнанных международных образовательных стандартов и требований, а также использования современных форм и методов обучения, передовых педагогических, информационно-коммуникационных и инновационных технологий;
обеспечивает тесную связь теоретического обучения с практикой управленческой деятельности, организацию обязательных стажировок слушателей в соответствующих управлениях и отделах, подразделениях Центра среднего специального, профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, органах государственного управления образованием для отработки на практике полученных в ходе учебного процесса теоретических знаний, а также основных положений и выводов выпускных квалификационных работ, подготовленных по итогам обучения;
обучает резерв управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений с отрывом от работы согласно утвержденному плану-графику;
несет ответственность за организацию и проведение на должном уровне курсов целевого обучения резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
анализирует и обобщает зарубежный опыт и достижения лучших образовательных учреждений по подготовке управленческих кадров.
19. Высшие образовательные учреждения:
ежегодно до 1 августа формируют контингент и представляют рекомендации в соответствующие министерства и ведомства по подчиненности для рассмотрения и последующего включения отобранных лиц в состав резерва управленческих кадров высших образовательных учреждений;
создают условия для профессионального роста выпускников курсов целевого обучения и ведут мониторинг за их профессиональной деятельностью.
20. Территориальные управления Центра среднего специального, профессионального образования:
ежегодно до 1 августа формируют контингент и представляют рекомендации в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента для рассмотрения и последующего включения отобранных лиц в состав резерва управленческих кадров средних специальных, профессиональных образовательных учреждений;
создают условия для профессионального роста выпускников курсов целевого обучения и ведут мониторинг их профессиональной деятельности.
21. Ежегодно до 15 августа министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента рассматривают и обобщают сведения, полученные от образовательных учреждений о лицах, предлагаемых для включения в резерв управленческих кадров, и направляют свои рекомендации по кандидатам соответственно в Министерство высшего и среднего специального образования и Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
22. Перспективный резерв управленческих кадров - это контингент кадров, проявивших себя положительно по всем критериям, с необходимыми профессиональными и личностными качествами, сформированный на основе индивидуального отбора и комплексной оценки их деятельности.
Порядок отбора кандидатур в перспективный резерв управленческих кадров высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений приведен в приложении N 2.
23. Перспективный резерв управленческих кадров формируется на следующие должности:
ректор (директор филиала) высшего образовательного учреждения;
проректор (заместитель директора филиала) высшего образовательного учреждения;
декан высшего образовательного учреждения;
директор среднего специального, профессионального образовательного учреждения;
заместитель директора среднего специального, профессионального образовательного учреждения.
24. Отбор лиц для включения в состав перспективного резерва управленческих кадров осуществляется, как правило, из числа контингента по следующим категориям должностей:
на должность ректора (директора филиала) высшего образовательного учреждения - из контингента проректоров (заместителей директоров филиалов) и деканов факультетов с опытом управленческой работы не менее 10 лет;
на должность проректора (заместителя директора филиала) высшего образовательного учреждения - из контингента деканов факультетов и заведующих кафедрами с опытом управленческой работы не менее 5 лет. При этом в резерв на должность проректора (заместителя директора филиала) по финансово-экономическим вопросам
...