Практическая Бухгалтерия

ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / 5. Учет готовой продукции / 1. Учет готовой продукции /

1. Готовая продукция и ее первоначальная оценка

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОЦЕНКА



Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. В отличие от других запасов готовая продукция относится к активам, произведенным предприятием и представляющим конечный результат производственного цикла, то есть к активам, законченным обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Готовая продукция учитывается в количественных и стоимостных показателях. Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых на предприятии, исходя из ее физических свойств (объем, вес, площадь, линейные единицы или поштучно). Для учета однородной продукции могут применяться условно - натуральные измерители (например, консервы в условных банках, чугун в пересчете на передельный, отдельные виды продукции, исходя из их веса или объема полезного вещества, и т.д.).


Готовая продукция приходуется по производственной себестоимости. В производственную себестоимость готовой продукции включаются затраты, непосредственно связанные с ее производством согласно технологии и организации производства (п. 1 Положения о составе затрат, утв. ПКМ РУз  от 05.02.1999 г. N 54).

Затраты, образующие производственную себестоимость готовой продукции, группируются по следующим элементам:

- производственные материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда, связанные с производством;

- расходы на социальное страхование, относящиеся к производству;

- амортизация основных средств и нематериальных активов производственного назначения;

- прочие затраты производственного характера (с 30.06.2020 г. - п. 35 НСБУ N 4, рег. МЮ 30.06.2020 г. N 3259, до 30.06.2020 г. - п. 28 НСБУ N 4, рег. МЮ 17.07.2006 г. N 1595).


К прочим затратам относятся и расходы на обязательную сертификацию (п. 1.5.7 раздела Б Положения о составе затрат). С 1 мая 2021 г. перечень продукции, подлежащей обязательной технической экспертизе соответствия нормативным требованиям, установлен Постановлением КМ РУз от 30.01.2021 г. N 43 (с 16.11.2021 г. действует в ред. ПКМ РУз от 16.11.2021 г. N 683). С 11.01.2024 г. перечень дополнен в соответствии с Постановлением КМ РУз от 08.01.2024 г. N 13.

Постановлением N 43 также утверждены перечни:

продукции и отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации (приложение N 1);

продукции, находящейся под надзором государственной ветеринарной службы (приложение N 2);

продукции, соответствующей санитарно-эпидемиологическому заключению (приложение N 3). Постановлением КМ РУз от 16.11.2021 г. N 683 данный перечень сокращен.

До 01.05.2021 г. перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, был определен Постановлением КМ РУз "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества" от 28.04.2011 г. N 122.

Следует отметить, что с 1 января 2023 г. введен порядок обязательного отражения идентификационного кода продукции (ИКПУ) при ее сертификации (абз. 6 п. 4 Постановления КМ РУз от 28.04.2021 г. N 249, введен Постановлением КМ РУз от 22.08.2022 г. N 471).

С 1 октября 2024 г. внедряется порядок государственной регистрации продукции с высоким уровнем риска (п.3 Указа Президента РУз от 27.02.2024 г. N УП-41).

С 1 октября 2024 г. в соответствии с Постановлением Президента РУз от 28.02.2024 г. N ПП-91 (п. 2 а) при подтверждении фактов производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов в области технического регулирования, предусмотрено приостановление Инспекцией по контролю в области технического регулирования сертификата соответствия на данную продукцию. За невыполнение предписаний об изъятии из обращения продукции или отзыве не менее 60% продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов в области технического регулирования, Постановлением N ПП-91 предусмотрен штраф в размере 100% стоимости реализованной продукции.


Для отдельных видов продукции законодательством установлены единые требования по безопасности - Общие технические регламенты. См. подробнее

С введением в действие технических регламентов сертификация продукции, к безопасности которой устанавливаются обязательные требования на основании данных технических регламентов, приобретает обязательный характер (п. 10 Постановления Президента РУз от 12.12.2018 г. N ПП-4059).

Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (ранее - Агентство по защите прав потребителей)* имеет право проводить контрольные закупки товаров народного потребления для их проверки (тестирования) на соответствие нормативным документам в области технического регулирования в соответствии со специальным Положением, утв. ПКМ РУз от 08.02.2021 г. N 59. При выявлении некачественных товаров, потребление которых опасно для здоровья человека, Комитет выдает производителю обязательное для исполнения предписание, предусматривающее прекращение производства, реализации, изъятие продукции из оборота в соответствии со специальным Положением, утв. ПКМ РУз от 19.12.2022 г. N 716.

С 1 сентября 2021 г. за правонарушения в областях технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии к предприятиям-производителям и должностным лицам применяются штрафы в размерах, установленных п. 12 Указа Президента РУз от 02.06.2021 г. N УП-6240. При этом продукция, признанная не соответствующей обязательным требованиям, подлежит изъятию из свободного обращения и уничтожению.

С 29.08.2023 г. финансовые санкции в отношении юридических лиц за нарушение законодательства о техническом регулировании установлены ст.46 Закона РУз "О техническом регулировании" от 27.02.2023 г. N ЗРУ-819. Уплата штрафа не освобождает от ответственности за вред, причиненный покупателям (потребителям) продукции.


Следует отметить, что в Узбекистане вводится маркировка отдельных видов  продукции:

- маркировка средствами цифровой идентификации. Перечень товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке в 2021-2024 гг., и сроки ее начала утверждены Постановлением КМ РУз от 20.11.2020 г. N 737 (в ред. Постановления КМ РУз от 30.06.2023 г. N 269). Следует отметить, что срок обязательной маркировки воды и прохладительных напитков перенесен с 1 июля 2023 г. до 1 марта 2024 г. в соответствии с Постановлением КМ РУз от 30.06.2023 г. N 269 (п.1, приложение к ПКМ). При этом особенности и сроки маркировки каждого вида продукции регулируются отдельными положениями, утверждаемыми Кабинетом министров. В частности, с 02.11.2022 г. особенности маркировки воды и безалкогольных напитков, а также графики поэтапного внедрения системы их маркировки (в зависимости от группы напитков) установлены Постановлением КМ РУз от 01.11.2022 г. N 631.


См. подробнее о цифровой маркировке


- маркирования пищевых продуктов знаками, указывающими безопасность или вред для здоровья человека количества соли, сахара и жиров, содержащихся в их составе (п. 11 Постановления Президента РУз от 10.11.2020 г. N ПП-4887).  Маркировка вводится в  два этапа:

...
Время: 0.0210
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск