ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм / Здравоохранение / Аптечные учреждения. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения /Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.07.2017 года N ПП-3137 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
17.07.2017 г.
N ПП-3137
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ
СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО
НАЗНАЧЕНИЯ*
В целях усиления социальной защиты и обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по доступным ценам приняты меры по совершенствованию системы регулирования ценообразования, поддержке фармацевтической промышленности и насыщению внутреннего рынка отечественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
В частности, установлены предельные торговые надбавки для оптовой и розничной реализации, внедрена система фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Для усиления защиты прав и законных интересов граждан, профилактики и предупреждения фактов продажи населению лекарственных средств и изделий медицинского назначения по завышенным ценам введено требование о выдаче товарных чеков.
Проведены структурные преобразования в фармацевтической отрасли, отечественным производителям предоставлены налоговые и таможенные льготы, для ускоренного развития фармацевтической промышленности созданы свободные экономические зоны.
Вместе с тем в данном направлении имеется ряд существенных упущений и недостатков, негативно сказывающихся на состоянии обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в их числе:
первое, излишние процедуры при импорте социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приводящие к искусственному затягиванию сроков их поставки и образованию дефицита на внутреннем рынке;
второе, отсутствие конкретных механизмов определения потребностей в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для рационального использования валютных ресурсов, обеспечения сбалансированного импорта и отечественного производства;
третье, несовершенство порядка определения предельных цен как на ввозимые по импорту, так и производимые в республике социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
четвертое, высокий уровень зависимости отечественных фармацевтических предприятий от импортных сырья и материалов по причине недостаточного использования местных сырьевых ресурсов;
пятое, недостатки в работе территориальных комиссий по лицензированию розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе отсутствие структур, обеспечивающих контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
В целях устранения вышеуказанных проблем, бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, недопущения искусственного дефицита и завышения цен:
до 1 января 2020 года закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в порядке исключения, осуществляются без проведения тендерных торгов по прямым договорам по ценам, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, обществом с ограниченной ответственностью "O`zmedimpeks" (далее - ООО "O`zmedimpeks");
поставка и реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения по импортным контрактам, заключенным до 1 июля 2017 года, осуществляются по условиям и фиксированным ценам, действовавшим на дату их заключения;
сертификация медицинской продукции осуществляется исключительно органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке;
в целях проведения мероприятий, определенных в государственных программах, утвержденных решениями в сфере здравоохранения, принятыми Президентом и Правительством Республики Узбекистан, своевременного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на данные цели, а также непрерывного обеспечения медицинских учреждений современным медицинским оборудованием, реагентами, реактивами, комплектующими, расходными материалами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, государственные закупки осуществляются ООО "O`zmedimpeks" на основании заказов Министерства здравоохранения. При этом для ООО "O`zmedimpeks" в Министерстве финансов открывается казначейский лицевой счет, его смета расходов - регистрируется Министерством здравоохранения в качестве получателя бюджетных средств в установленном порядке;
размер оплаты за услуги, оказываемые ООО "O`zmedimpeks" по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, специальных медицинских автотранспортных средств, приобретаемых в централизованном порядке, определяется по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством финансов и Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей;
закупка ООО "O`zmedimpeks" лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники и специальных медицинских автотранспортных средств по импортным контрактам на основании заказов Министерства здравоохранения осуществляется посредством коммерческого банка, обслуживающего ООО "O`zmedimpeks", на основе аккредитивной оплаты;
РВЭГП "Узмедэкспорт" обеспечить поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по сформировавшейся во втором полугодии 2017 года дополнительной потребности в них.
Предоставить ООО "O`zmedimpeks" право на договорной основе привлекать агентов по доставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Государственному комитету по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям в двухнедельный срок внести предложения по организации складских и холодильных помещений, а также собственной логистической сети РВЭГП "Узмедэкспорт".
2. Определить, что аптеки обязаны в срок до 1 января 2018 года переоформить лицензии на осуществление розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента.
3. Образовать сектора по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в сфере розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в структурах Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей со штатной численностью 2 единицы и Главного управления здравоохранения города Ташкента - 4 единицы, увеличив предельную численность управленческого персонала территориальных органов Министерства здравоохранения Республики Узбекистан на 30 единиц.
Министру здравоохранения (А. Шадманов) в двухнедельный срок внести изменения в структуры аппарата Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента.
4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с:
Министерством финансов, Министерством экономики, Министерством внешней торговли, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, ГАК "Узфармсаноат" в месячный срок критически пересмотреть Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения и по итогам внести предложения по его оптимизации, с включением в него лекарственных средств, отпускаемых строго по рецепту врача, с последующим обновлением по мере необходимости;
Государственным комитетом по статистике, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок внести в Кабинет Министров проект решения правительства об утверждении Положения о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, предусматривающего эффективную методологию определения потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения с учетом заболеваемости, количества больных, курсов лечения и других критериев, а также доведение сведений о потребности до заинтересованных министерств и ведомств, фармацевтических предприятий и оптовых организаций.
5. Республиканской комиссии по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в месячный срок внести предложения по совершенствованию порядка установления фиксированных оптовых и розничных цен на торговые наименования лекарственных средств и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотрев минимизацию воздействия изменения курсовой разницы на процесс формирования фиксированных цен.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан с привлечением специалистов в месячный срок провести критическое изучение деятельности ГАК "Узфармсаноат" и предприятий, входящих в его систему, в том числе на предмет ценообразования производимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также уровня использования местного сырья для признания предприятий производителями.
7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
в двухнедельный срок утвердить штатное расписание и обеспечить укомплектование секторов по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в сфере розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента высококвалифицированными специалистами, имеющими высшее фармацевтическое образование со стажем работы в области фармацевтики не менее трех лет;
совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством внешней торговли, АК "Узэлтехсаноат", Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, коммерческими банками в месячный срок разработать комплекс мер по оснащению аптек и их филиалов оборудованием и программными комплексами по выдаче товарных чеков;
совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в срок до 1 января 2018 года обеспечить переоформление действующих лицензий аптек, исходя из обновленных требований по лицензированию деятельности по розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в месячный срок утвердить форму книжки товарных чеков, являющихся бланками строгой отчетности, используемых при розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в случаях отсутствия или неисправности оборудования по выдаче товарных чеков либо временном отключении электроэнергии.
9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок разработать комплекс мер по формированию Министерством здравоохранения единого общедоступного реестра адресов и реестра работников (провизоров, фармацевтов) аптек, непосредственно причастных к нарушениям, действие лицензии которых было прекращено вследствие выявленных нарушений законодательства, в том числе за грубое нарушение порядка ценообразования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Органам по выдаче лицензий на розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на постоянной основе вносить в официальный веб-сайт Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения и портал открытых данных Республики Узбекистан сведения, имеющиеся в едином реестре адресов аптек и реестре работников (провизоров, фармацевтов), действие лицензии которых было прекращено вследствие нарушения законодательства, в том числе грубого нарушения порядка ценообразования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
10. Министерству здравоохранения совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством юстиции и Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Республики Узбекистан в месячный срок разработать комплекс мер по:
созданию собственной сети социальных аптек в целях повышения доступности социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
предупреждению неконтролируемого использования гражданами лекарственных средств, в том числе посредством обеспечения неукоснительного исполнения требований об отпуске лекарственных средств по рецептам врачей, за исключением лекарственных средств, включенных в Перечень безрецептурных лекарственных средств;
внедрению информационных систем, обеспечивающих мониторинг реализации социально значимых лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей.
11. Государственному советнику Президента Республики Узбекистан (А.Н. Юнусходжаев) создать рабочую группу для проведения мониторинга состояния производства и обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений республики социально значимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Рабочей группе обеспечить принятие необходимых мер по устранению недостатков, выявляемых в ходе мониторинга.
12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего постановления, в том числе значимости соблюдения фиксированных цен на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
13. Министерству здравоохранения совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, Государственного советника Президента Республики Узбекистан А.Н. Юнусходжаева и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
"Народное слово", 18 июля 2017 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
24 июля 2017 г., N 29, ст. 688