Проверки от А до Я

Нормативно-правовые акты / Кодексы Республики Узбекистан /

Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (Утвержден Законом РУз от 25.01.2018 г. N ЗРУ-462)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

,,


РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Законодательство об административном судопроизводстве

Законодательство об административном судопроизводстве состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, то применяются правила международного договора.



Статья 2. Задачи административного судопроизводства

Задачами административного судопроизводства являются:

обеспечение верховенства закона, прав и законных интересов граждан, а также предприятий, учреждений, организаций (далее - юридические лица) в отношениях с административными органами;

защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений;

содействие укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

формирование уважительного отношения к закону и суду.



Статья 3. Сфера действия настоящего Кодекса

Действие настоящего Кодекса распространяется на порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

Действие настоящего Кодекса не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.



Статья 4. Право на обращение в суд

Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в административный суд (суд) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов.

В случаях, предусмотренных законодательством, в суд вправе обратиться прокурор, государственные органы и иные лица.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.



Статья 5. Форма обращения в суд

Обращение в суд осуществляется в форме:

заявления (жалобы) и ходатайства - по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

жалобы (протеста) - при обращении в суды апелляционной или кассационной, соответствующей ревизионной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Обращение и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в суд в виде электронного документа.



Статья 6. Административное дело

Административное дело формируется на основе документов, представленных в суд лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного судопроизводства, либо истребованных судом, а также судебных и иных актов, оформленных на бумажных носителях.

Административное дело может быть сформировано в электронной форме.

При формировании административного дела в электронной форме лица, участвующие в деле, и другие участники административного судопроизводства вправе представить в суд документы в электронной форме, подтвержденные своей электронной цифровой подписью. Письменные документы, представленные в суд лицами, участвующими в деле, и другими участниками административного судопроизводства, приобщаются к делу в электронной форме, после чего письменные документы возвращаются лицам, их представившим.

В случае формирования административного дела в электронной форме судебные акты подтверждаются электронной цифровой подписью судьи (судей), а протоколы судебных заседаний и отдельных процессуальных действий подтверждаются электронной цифровой подписью председательствующего и секретаря судебного заседания.

Передача административного дела в электронной форме в другой административный суд или иной орган осуществляется через информационную систему.

Административное дело, сформированное в электронной форме, может иметь копию на бумажном носителе.



Статья 7. Судебные акты

Суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления.

В суде первой инстанции по результатам рассмотрения дела по существу принимается решение, постановление.

Судами апелляционной, кассационной и ревизионной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных и ревизионных жалоб (протестов) принимаются постановления.

Акты суда, которыми дело не разрешается по существу, выносятся в форме определений.



ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА


Статья 8. Осуществление правосудия только судом

Правосудие по административным делам осуществляется только судом по правилам, установленным настоящим Кодексом.



Статья 9. Равенство перед законом и судом

Правосудие по административным делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, а юридических лиц - независимо от формы собственности, места нахождения, а также других обстоятельств.



Статья 10. Независимость судей и подчинение их только закону

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Гарантии независимости судей устанавливаются законом.



Статья 11. Активная роль суда

Административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда.

Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами лиц, участвующих в деле, представленными ими доказательствами и иными материалами дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.

Суд по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, собирает дополнительные доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, обязаны оказывать суду содействие в исследовании фактических обстоятельств дела и в сборе доказательств.



Статья 12. Язык административного судопроизводства

Административное судопроизводство ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности.

Участникам судебного процесса, не владеющим языком, на котором ведется административное судопроизводство, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения.

Судебные акты, принимаемые в ходе судебного разбирательства, составляются на том же языке, на котором проводилось судебное заседание.



Статья 13. Гласность судебного разбирательства

Разбирательство дел в судах открытое.

Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается, когда это необходимо для сохранения государственного секрета или иной охраняемой законом тайны. Слушание дела в закрытом судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи не допускается, а аудио- и видеозапись такого заседания не производится.

При проведении слушания в закрытом судебном заседании не допускается формирование дела в электронной форме.

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится определение.

Решение суда во всех случаях оглашается публично.



Статья 14. Непосредственность судебного разбирательства

Суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.



Статья 15. Разрешение административных дел на основании

законодательства

Суд разрешает административные дела на основании Конституции и законов Республики Узбекистан, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Узбекистан.

Суд, установив при рассмотрении административного дела несоответствие акта административного органа закону, в том числе принятие его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.

При рассмотрении административных дел все неустранимые противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу граждан и юридических лиц.



Статья 16. Обязательность судебных актов

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Узбекистан.

Неисполнение судебных актов влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом и иными законами.



ГЛАВА 3. СОСТАВ СУДА


Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

Административные дела (далее - дело) по первой инстанции в межрайонном административном суде, Административном суде Республики Каракалпакстан, административных судах областей и города Ташкента рассматриваются судьей единолично, в Верховном суде Республики Узбекистан дела рассматриваются по первой инстанции коллегиально в составе трех судей.

Рассмотрение дела в апелляционном, кассационном и ревизионном порядке осуществляется коллегиально в составе трех судей.

Рассмотрение дела в Президиуме Верховного суда Республики Узбекистан в ревизионном порядке осуществляется коллегиально при участии большинства членов Президиума Верховного суда Республики Узбекистан.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Все судьи при рассмотрении дела пользуются равными правами.

В случае, когда настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дело и разрешать отдельные вопросы, он действует от имени суда.    



Статья 18. Формирование состава суда

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, с использованием автоматизированной информационной системы.

Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.

Замена судьи или одного из судей возможна в случае:

заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;

невозможности рассмотрения дела ввиду отсутствия судьи.

После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.



Статья 19. Порядок разрешения вопросов судом

в коллегиальном составе

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Судья, председательствующий в судебном заседании, голосует последним.

Судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое в запечатанном конверте приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Суд вышестоящей инстанции вправе знакомиться с особым мнением судьи.



Статья 20. Недопустимость повторного участия судьи

в рассмотрении дела

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать при новом рассмотрении этого дела в суде первой инстанции, если решение суда отменено судом апелляционной, кассационной или ревизионной инстанции, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или ревизионной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, кассационной или ревизионной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, апелляционной или ревизионной инстанции.

Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде ревизионной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, апелляционной или кассационной инстанции, а также при пересмотре дела в ревизионном порядке в суде вышестоящей инстанции.        



ГЛАВА 4. ОТВОД СУДЬИ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ

АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА


Статья 21. Отвод судьи

Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он:

1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым;

2) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, секретаря судебного заседания, представителя или свидетеля;

3) является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;

4) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности;

5) является родственником судьи, входящего в состав коллегии, рассматривающей дело.



Статья 22. Отвод прокурора, эксперта, специалиста,

переводчика и секретаря судебного заседания

Прокурор, эксперт, специалист, переводчик и секретарь судебного заседания не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он:

1) является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;

2) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

Основаниями для отвода эксперта и специалиста также являются:

1) его служебная или иная зависимость в момент разбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

2) производство им ревизии, материалы которой послужили основанием или поводом для обращения в суд либо используются при рассмотрении дела.



Статья 23. Заявления об отводах

При наличии оснований, указанных в статьях 21 и 22 настоящего Кодекса, судья, прокурор, эксперт, специалист, секретарь судебного заседания и переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям им может быть заявлен отвод лицами, участвующими в деле. Отвод прокурору, эксперту, специалисту, секретарю судебного заседания, переводчику может быть рассмотрен также по инициативе суда.

Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу.

В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе или об отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод либо отвод, после начала рассмотрения дела по существу.

Повторный отвод по тем же основаниям не может быть заявлен тем же лицом. В случае заявления повторного отвода оно не подлежит рассмотрению.



Статья 24. Порядок разрешения заявленного отвода

В случае заявления отвода суд заслушивает мнение лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем суда.

Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.

Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело, разрешается этим же составом простым большинством голосов.

Вопрос о самоотводе или об отводе прокурора, эксперта, специалиста, секретаря судебного заседания и переводчика разрешается судом, рассматривающим дело.

Вопрос о самоотводе судьи разрешается судом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится определение.



Статья 25. Последствия удовлетворения заявления об отводе

В случае удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе судьи, или нескольких судей, либо всего состава суда дело рассматривается в том же суде, но в ином составе судей.

Если в результате удовлетворения самоотвода и отвода невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения дела в том же суде, оно должно быть передано в другой суд.



ГЛАВА 5. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ


§ 1. Подведомственность


Статья 26. Подведомственность дел

Административному суду подведомственны дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, за исключением дел, отнесенных к подведомственности Конституционного суда Республики Узбекистан, судов по гражданским делам, экономических судов и военных судов.

Законом могут быть отнесены к подведомственности административного суда и другие дела.

Административный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием граждан, юридических лиц и административных органов, а также иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.

Не допускается объединение нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны административному суду, а другие экономическому суду или суду по гражданским делам.


Статья 27. Дела, разрешаемые судом

Суд разрешает дела:

1) об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти на местах, органов государственного управления, иных организаций, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности (далее - административные органы), органов самоуправления граждан и их должностных лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц;

3) об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий;

4) об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния;

5) об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок;

6) по инвестиционным спорам, указанным в статье 27-1 настоящего Кодекса;

7) о конкуренции, указанные в статье 27-2 настоящего Кодекса;

8) об обжаловании исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, по требованиям, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Суд разрешает и иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, отнесенные законом к его компетенции.

Заявитель вправе предъявить наряду с заявлением (жалобой), указанным в настоящей статье, также требование о возмещении убытков, состоящих с этими требованиями в причинно-следственной связи.

Требования о возмещении убытков, заявленные отдельно от требований, указанных в настоящей статье, подлежат рассмотрению в суде по гражданским делам или экономическом суде по подведомственности.

Статья 27-1. Дела по инвестиционным спорам

К инвестиционным спорам относятся дела между инвесторами и административными органами, органами самоуправления граждан на решения, действия (бездействие) их должностных лиц, связанных с соблюдением условий инвестиционного договора.

Статья 27-2. Дела о конкуренции

Делами о конкуренции являются споры, отнесенные к подсудности административного суда, между юридическими лицами, в том числе иностранными, органами хозяйственного управления, индивидуальными предпринимателями и антимонопольным органом, вытекающие из отношений в области конкуренции на товарных и финансовых рынках.



Статья 27-3. Передача материалов дела

из административного суда в другой

суд по подведомственности

В случае предъявления требования в административный суд с нарушением правил подведомственности заявление (жалоба) передается на рассмотрение в суд по гражданским делам либо экономический суд по подведомственности.

Если при рассмотрении дела выявлено, что заявление (жалоба) было принято к производству с нарушением правил подведомственности, административный суд выносит определение о передаче материалов дела на рассмотрение суда по гражданским делам или экономического суда по подведомственности и прекращении административного судопроизводства.

Определение о передаче заявления (жалобы), материалов дела из административного суда в другой суд по подведомственности может быть обжаловано (опротестовано).

Заявление (жалоба), материалы дела, переданные из административного суда в другой суд по подведомственности, должны быть приняты судом, которому они переданы.

Споры о подведомственности между судами в Республике Узбекистан не допускаются.

§ 2. Подсудность


Статья 28. Подсудность дел

Дела, подведомственные суду, рассматриваются межрайонными административными судами, за исключением дел, подсудных Административному суду Республики Каракалпакстан, административным судам областей и города Ташкента, а также Верховному суду Республики Узбекистан.

По желанию крупного инвестора по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции дела данной категории рассматриваются непосредственно Верховным судом Республики Узбекистан, остальные инвестиционные споры по желанию инвестора рассматриваются Административным судом Республики Каракалпакстан, административными судами областей и города Ташкента в качестве суда первой инстанции.    



Статья 29. Дела, подсудные Административному суду

Республики Каракалпакстан, административным судам

областей и города Ташкента

Административный суд Республики Каракалпакстан, административные суды областей и города Ташкента рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, связанные с государственными секретами.

Административный суд Республики Каракалпакстан, административные суды областей и города Ташкента в зависимости от особых обстоятельств вправе изъять любое дело из межрайонного административного суда и принять его к своему производству по первой инстанции, передать дело из одного суда в другой.



Статья 30. Дела, подсудные Верховному суду Республики Узбекистан

Верховный суд Республики Узбекистан рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

1) об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов;

2) об оспаривании действий (решений) Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан рассматривает в качестве суда первой инстанции и иные дела, отнесенные законом к его компетенции.

Верховный суд Республики Узбекистан в зависимости от особых обстоятельств вправе изъять любое дело из любого административного суда и принять его к своему производству по первой инстанции, передать дело из одного суда в другой.


Статья 31. Дела, подсудные военным судам

Военные суды Республики Узбекистан рассматривают административные дела, отнесенные законом к их компетенции.



Статья 32. Общие правила подсудности

Заявление (жалоба) гражданина или юридического лица подается в суд по месту нахождения административного органа либо по месту работы должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) обжалуются.



Статья 33. Подсудность по выбору заявителя

Заявление (жалоба) к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, предъявляется в суд по выбору заявителя по месту нахождения одного из ответчиков.

Иски (жалобы), связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, не являющегося крупным инвестором, могут быть предъявлены в межрайонный административный суд или Административный суд Республики Каракалпакстан, административные суды областей и города Ташкента по месту нахождения ответчика.

Иски (жалобы), связанные с инвестиционной деятельностью крупного инвестора, а также иски, вытекающие из отношений в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, могут быть предъявлены в межрайонный административный суд или Верховный суд Республики Узбекистан.


Статья 34. Передача дела из одного административного суда в другой

Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому административному суду.

Суд передает дело на рассмотрение другого административного суда, если:

1) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

2) после отвода одного или нескольких судей их замена в данном суде становится невозможной, а также в других случаях, когда невозможно рассмотреть дело в данном суде.

О передаче дела на рассмотрение другого административного суда выносится определение.

Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено.

Споры о подсудности между административными судами не допускаются.



ГЛАВА 6. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА


§ 1. Административная процессуальная правоспособность

и дееспособность


Статья 35. Административная процессуальная правоспособность

Способность иметь административные процессуальные права и обязанности (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами и юридическими лицами.



Статья 36. Административная процессуальная дееспособность

Способность осуществлять свои права и обязанности в суде принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, и юридическим лицам.

Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, - со времени вступления в брак, а также в случае объявления его в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация).

Права, свободы и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также гражданина, признанного ограниченно дееспособным, защищаются в суде их законными представителями (родителями, усыновителями, попечителями, администрацией воспитательных, лечебных учреждений или другими аналогичными учреждениями). Однако, суд вправе привлекать к участию в таких делах самого несовершеннолетнего или гражданина, признанного ограниченно дееспособным.

В случаях, предусмотренных законом по делам, возникающим из административных правоотношений, несовершеннолетний имеет право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Однако, суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетнего.

Права, свободы и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, а также гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), защищаются в суде их законными представителями.



§ 2. Состав, права и обязанности участников административного

судопроизводства


Статья 37. Состав участников административного судопроизводства

Участниками административного судопроизводства являются лица, участвующие в деле, и лица, содействующие осуществлению правосудия.



Статья 38. Лица, участвующие в деле

Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, государственные органы и иные лица, в силу возложенных на них полномочий.



Статья 39. Права и обязанности лиц, участвующих в деле

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы, заявлять ходатайства, делать заявления, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы, заключения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле, обжаловать (опротестовывать) судебные акты и пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.


Статья 40. Стороны

Сторонами в административном судопроизводстве являются заявитель и ответчик.

Заявителями являются граждане и юридические лица, предъявившие требование в защиту своих прав и охраняемых законом интересов или в интересах которых заявлено требование.

Ответчиками являются административные органы, органы самоуправления граждан и их должностные лица, к которым предъявлено требование.

Стороны пользуются равными процессуальными правами.



Статья 41. Участие в деле нескольких заявителей и ответчиков

Требование может быть предъявлено совместно несколькими заявителями или к нескольким ответчикам.

Каждый из заявителей и ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно.

Процессуальные соучастники могут поручить ведение дела одному из соучастников.

При невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика суд первой инстанции до принятия решения с согласия заявителя привлекает к участию в деле этого ответчика.

Если законодательством предусмотрено обязательное участие в деле другого ответчика, суд по своей инициативе привлекает к участию в деле этого ответчика.

Суд вправе привлечь к участию в деле другого ответчика и по ходатайству заявителя. О привлечении или об отказе в привлечении к участию в деле другого ответчика выносится определение.

При привлечении другого ответчика к участию в деле рассмотрение дела производится сначала.



Статья 42. Замена ненадлежащего ответчика

Суд, установив, что требование предъявлено не к тому лицу, которое должно отвечать по заявлению (жалобе), может до принятия решения с согласия заявителя допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком.

Если заявитель не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия заявителя привлечь это лицо в качестве второго ответчика.

О замене ненадлежащего ответчика выносится определение.

После замены ненадлежащего ответчика рассмотрение дела производится сначала.



Статья 43. Процессуальное правопреемство

В случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом правоотношении (реорганизация юридического лица, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд производит замену этой стороны ее правопреемником.

Правопреемство возможно на любой стадии административного судопроизводства.

О замене стороны правопреемником выносится определение.

Определение о замене стороны правопреемником может быть обжаловано (опротестовано).

После замены стороны правопреемником административное судопроизводство продолжается в той же стадии, в которой произведена замена.

Для правопреемника все действия, совершенные в судебном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которого заменил правопреемник.


Статья 44. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования

относительно предмета спора

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия решения судом первой инстанции. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности заявителя.

В случае, если третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела производится сначала.



Статья 45. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований

относительно предмета спора

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне заявителя или ответчика до принятия решения суда первой инстанции, если оно может повлиять на их права либо обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета заявленного требования, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета заявленного требования, отказ от требования, признание требования либо заключение мирового соглашения, требование принудительного исполнения судебного акта.

О привлечении третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле или об отказе в этом выносится определение.

В случае, если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела производится сначала.



Статья 46. Участие прокурора в деле

Прокурор вправе участвовать в судебном заседании по всем делам.

Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, а также общества и государства.

Заявление в межрайонные административные суды предъявляют прокуроры Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента, районов (городов) и приравненные к ним прокуроры или их заместители, а в Административный суд Республики Каракалпакстан, административные суды областей и города Ташкента - прокуроры Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента или их заместители.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан или его заместитель вправе предъявить заявление во все административные суды Республики Узбекистан.

Отказ прокурора от предъявленного им заявления не лишает заявителя права требовать рассмотрения дела по существу.

Отказ заявителя от требования, которое было предъявлено в защиту его прав прокурором, влечет оставление заявления без рассмотрения.

Участие прокурора в разбирательстве дела обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда необходимость его участия в данном деле признана судом по делам, связанным с земельными правоотношениями, а также по делам, возбужденным на основании его заявления.

Прокурор, участвующий в деле, излагает мнение по существу дела, кроме дел, возбужденных по его заявлению в защиту прав и охраняемых интересов других лиц.

Прокурор, предъявивший заявление в интересах гражданина, юридического лица, общества и государства, пользуется правами и несет обязанности заявителя, за исключением права заключения мирового соглашения.


Статья 47. Участие в деле государственных органов и иных лиц

В случаях, предусмотренных законодательством, государственные органы и иные лица могут подать заявление в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Указанные органы и лица, подавшие заявление, пользуются всеми правами и несут обязанности заявителя.

Отказ государственного органа и иного лица от поданного им заявления не лишает заявителя права требовать рассмотрения дела по существу.

Отказ заявителя от требования, которое было предъявлено в защиту его прав государственным органом и иным лицом, влечет оставление заявления без рассмотрения.



Статья 48. Лица, содействующие осуществлению правосудия

В административном судопроизводстве наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, - свидетели, эксперты, специалисты и переводчики.



Статья 49. Секретарь судебного заседания

Во время судебного заседания помощник (старший помощник) судьи осуществляет функции секретаря судебного заседания.

Секретарь судебного заседания совершает действия, необходимые для подготовки административных дел к судебному разбирательству, извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства и проверяет их явку в суд, выясняет причины их неявки и докладывает об этом судье, ведет протокол по совершаемым процессуальным действиям, выполняет иные поручения судьи, связанные с подготовкой и проведением судебного заседания, а также направлением судебного акта на исполнение.



Статья 50. Свидетель

Свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу.

В качестве свидетелей не могут быть вызваны и допрошены:

представители по гражданскому, экономическому, административному делу или защитники по уголовному делу, адвокаты по делу об административном правонарушении - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или адвоката;

лица, которые в силу своих физических недостатков или психических расстройств неспособны правильно воспринимать факты или давать о них правильные показания.


Статья 51. Права и обязанности свидетеля

Свидетель имеет право пользоваться юридической помощью адвоката, давать показания на родном языке, если он не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется административное судопроизводство, и пользоваться в этом случае услугами переводчика, собственноручно излагать свои показания, при даче показаний пользоваться письменными заметками и документами.

Свидетель обязан явиться по вызову суда, давать правдивые показания об известных ему по делу сведениях и обстоятельствах, отвечать на вопросы судьи и лиц, участвующих в деле, соблюдать порядок во время судебного заседания.

Свидетель несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложных показаний, о чем предупреждается судом под расписку.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников.

Обязанность давать показания не распространяется на лиц, имеющих в соответствии с законом право отказа на дачу показаний по сведениям и обстоятельствам, ставшим им известным в силу выполнения профессионального долга.



Статья 52. Эксперт

В качестве эксперта может быть назначено физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, необходимыми для дачи заключения.

В качестве эксперта может выступать эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, эксперт негосударственной судебно-экспертной организации, работник иного предприятия, учреждения, организации или другое физическое лицо.

Не могут привлекаться в качестве эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений.



Статья 53. Права и обязанности эксперта

Эксперт имеет право: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии; принимать участие в осмотре на месте и заявлять ходатайства о представлении дополнительных материалов и объектов исследования, необходимых для производства экспертизы; участвовать в судебном разбирательстве в исследовании доказательств, относящихся к предмету экспертизы, и с разрешения суда задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям; осматривать вещественные доказательства и документы; излагать в своем заключении выводы не только по вопросам, которые перед ним были поставлены, но и по иным вопросам, относящимся к предмету экспертизы и имеющим значение для дела; делать заявления по поводу неправильного истолкования лицами, участвующими в деле, и свидетелями его заключения или показаний, подлежащие занесению в протокол судебного заседания; представлять заключение и давать показания на родном языке, если он не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется административное судопроизводство, и пользоваться в этом случае услугами переводчика; обжаловать в установленном законом порядке решения суда, действия (бездействие) судьи, в производстве которых находится дело, если эти решения, действия (бездействие) нарушают его права и свободы.

Эксперт обязан: при наличии оснований, предусмотренных статьями 21 и 22 настоящего Кодекса, немедленно заявить самоотвод; провести всестороннее и полное исследование представленных ему объектов исследования, дать обоснованное и объективное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании; дать показания по поводу проведенной им экспертизы и ответить на дополнительные вопросы для разъяснения данного им заключения; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы; обеспечить сохранность представленных объектов исследования и материалов дела; соблюдать порядок во время судебного разбирательства.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность.

Если эксперт убеждается, что поставленные вопросы не могут быть разрешены на основе его специальных знаний или представленные ему объекты исследования либо материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены либо состояние науки и судебно-экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированный акт о невозможности дачи заключения и направляет его в суд, назначивший экспертизу.



Статья 54. Специалист

Для участия в судебном заседании или процессуальных действиях в целях оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств путем дачи консультаций (пояснений) и помощи в применении научно-технических средств судом в качестве специалиста может быть привлечено не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными знаниями и навыками в области науки, техники, искусства или ремесла.

О привлечении специалиста к участию в судебном заседании выносится определение.

Требование суда о вызове специалиста обязательно для его работодателя.

Суд вправе привлечь специалиста и по ходатайству стороны. Лица, участвующие в деле, могут подать в суд ходатайство о привлечении в качестве специалиста конкретного лица, обладающего специальными знаниями и навыками.



Статья 55. Права и обязанности специалиста

Лицо, вызванное в качестве специалиста, имеет право: знать цель своего вызова; отказаться от участия в производстве по делу, если не обладает соответствующими специальными знаниями и навыками; с разрешения суда задавать вопросы участникам процессуального действия; обращать внимание участников процессуального действия на обстоятельства, связанные с его действиями при оказании содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, при применении научно-технических средств, подготовке материалов для назначения экспертизы; знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он принимал участие, а также в соответствующей части с протоколом судебного заседания и делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания относительно полноты и правильности фиксации хода

...
Время: 0.0065
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск