ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Утратившие силу акты / Культура /Положение о Министерстве по делам культуры Республики Узбекистан (Приложение N 5 к Постановлению КМ РУз от 09.06.2004 г. N 272)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Постановлению КМ РУз
от 09.06.2004 г. N 272
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве по делам культуры
Республики Узбекистан
1. Министерство по делам культуры Республики Узбекистан (далее - Министерство) является органом государственного управления.
Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. В систему Министерства входят Министерство по делам культуры Республики Каракалпакстан, управления по делам культуры областей и города Ташкента, районные (городские) отделы по делам культуры, Творческо-производственное объединение "Узбектеатр", Объединение национального танца "Узбекракс", Республиканское объединение "Узбекгосцирк", Республиканский фонд "Узбекмузей", Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, республиканский методический и информационный центр, Главное научно-производственное управление по охране и использованию объектов культурного наследия, республиканские музеи, Дирекция передвижных предприятий "Сахнадаги цирк", Дирекция академических, народных и художественных коллективов, редакции журналов "Гулистон", "Театр", "Мозийдан садо", Управление художественной экспертизы, Централизованная бухгалтерия, оркестры (симфонический, камерный, народных инструментов), Дом творческой молодежи, другие подведомственные Министерству культурные и образовательные учреждения.
Территориальные управления и отделы Министерства находятся в двойном подчинении и подотчетны Министерству и соответствующему органу государственной власти на местах.
4. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.
5. Финансирование деятельности Министерства, его территориальных управлений и отделов, других организаций, входящих в систему Министерства, осуществляется за счет средств государственного бюджета, а также других источников, не запрещенных законодательством.
6. Министерство, его территориальные управления и отделы, другие организации, входящие в систему Министерства, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА
7. Основными задачами Министерства по делам культуры являются:
проведение государственной политики в области культуры, возрождение и дальнейшее развитие на основе идеи национальной независимости веками формировавшейся высокой духовности, традиций и обычаев, богатого культурного наследия народа;
исходя из идеи национальной независимости, культурных и духовно-нравственных традиций народа Узбекистана осуществление культурно-просветительской работы среди населения, более полное удовлетворение культурных и эстетических потребностей граждан, широкая пропаганда профессионального, народного и самодеятельного творчества;
дальнейшее развитие театрального, музыкального, хореографического, эстрадного, циркового и народно-прикладного искусства, оказание всемерного содействия творческим коллективам в создании произведений, отражающих наиболее яркие страницы истории народа и его современной жизни, свободного демократического развития страны;
обеспечение наполнения культурно-массовых и праздничных мероприятий глубоким идейным содержанием, налаживание тесного сотрудничества с творческими союзами и общественными организациями республики, расширение межгосударственных и международных культурных связей;
охрана объектов культурного наследия, осуществление контроля за их использованием, а также ввозом и вывозом культурных ценностей;
совершенствование процесса подготовки кадров в духе национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизма и высокой нравственности, организация работы по стимулированию стремления людей к повышению своего общеобразовательного и культурного уровня, приобщению к лучшим образцам национальной и мировой культуры;
развитие и укрепление материально-технической базы библиотек, театров, клубов, домов и дворцов культуры, парков отдыха, музеев и других культурно-просветительских учреждений, максимальное и эффективное использование их возможностей в деле воспитания духовно богатых, интеллектуально развитых и высококультурных личностей;
всесторонняя поддержка творческой молодежи, создание необходимых условий для полноценного проявления ею своих талантов и дарований.
8. Для выполнения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции:
координирует работу министерств, ведомств, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций в сфере культуры;
ведет мониторинг за соблюдением законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, разрабатывает предложения по его совершенствованию и в установленном порядке представляет их в Кабинет Министров для рассмотрения;
разрабатывает международные проекты по культурному сотрудничеству и обеспечивает выполнение принятых международных соглашений;
обеспечивает развитие театрального, музыкального, хореографического, эстрадного, циркового и народно-прикладного искусства, оказывает всемерную помощь творческим коллективам в создании произведений, отражающих яркие страницы истории народа, его современной жизни, опыт независимого развития;
организует процесс подготовки кадров в духе национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизма и высокой нравственности, проведение работы по стимулированию стремления людей к повышению своего общеобразовательного и культурного уровня, приобщению к лучшим образцам национальной, мировой культуры и искусства;
обеспечивает создание в музеях созвучных идеям национальной независимости экспозиций, правдиво отражающих богатое культурное наследие узбекского народа, его роль и значение в истории человечества, этапы его развития, а также глубокое изучение перспектив современного развития, осуществление общенациональной политики по музееведению, ведению единого каталога экспонатов, находящихся в фондах музеев;
способствует воспитанию у людей чувства уважения и признания по отношению к общечеловеческим ценностям, богатому национальному культурному наследию посредством широкого ознакомления жителей республики с предметами древности, повествующими об истории народов Узбекистана, которые хранятся за рубежом, а также с уникальными экспонатами, демонстрируемыми в музеях страны;
осуществляет государственный контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательных актов по охране и использованию объектов культурного наследия;
участвует в разработке государственных программ по защите, охране, пропаганде и использованию объектов культурного наследия;
обеспечивает практическую реализацию государственных программ по внедрению, консервации, реконструкции объектов культурного наследия и их использованию;
обеспечивает установление, регистрацию, защиту, пропаганду и использование объектов культурного наследия;
осуществляет ведение государственного кадастра объектов культурного наследия, организует и проводит их историко-культурную экспертизу;
определяет классификацию предметов, представляющих культурную ценность, в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
принимает решения о вывозе, временном вывозе культурных ценностей;
регистрирует вывозимые и ввозимые, а также временно вывозимые и временно ввозимые культурные ценности;
обеспечивает проведение экспертизы культурных ценностей, объявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза;
выдает сертификаты, дающие право на вывоз и временный вывоз культурных ценностей;
принимает от соответствующих государственных органов задержанные или конфискованные в установленном законодательством порядке культурные ценности, проводит их экспертизу и определяет порядок их использования;
организует гастрольно-концертную деятельность, в том числе зарубежную гастрольно-концертную деятельность коллективов и солистов организаций, входящих в систему Министерства;
организует проведение в республике и зарубежных странах фестивалей, смотров-конкурсов, выставок профессионального и самодеятельного искусства;
совместно с Советом по развитию и координации эстрадного искусства обеспечивает координацию работ по совершенствованию тематических, репертуарных планов и программ культурно-просветительских и концертных мероприятий, проводимых во дворцах культуры, концертных залах и на стадионах республики;
приглашает известных исполнителей и деятелей искусства, ведущих педагогов-специалистов республики и зарубежных стран для преподавания в отечественных образовательных учреждениях;
обеспечивает участие творческой молодежи Узбекистана, обучающейся и осуществляющей плодотворную творческую деятельность за рубежом, в проводимых в республике смотрах, конкурсах и фестивалях;
обеспечивает организацию творческих поездок и участие одаренной молодежи в смотрах, конкурсах, фестивалях, других форумах, проводимых в области искусства в международном и республиканском масштабах;
принимает меры по развитию культурологии, театроведения, искусствознания, музыковедения и других научных направлений в данной области, подготовке научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
9. Министерство осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные управления и отделы и иные подведомственные ему организации.
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МИНИСТЕРСТВА
10. Министерство при осуществлении возложенных на него задач и функций имеет право:
получать соответствующую информацию, касающуюся всех сфер культуры, от министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений;
приобретать необходимое осветительное и звукоусилительное оборудование, музыкальные инструменты, другое необходимое оснащение для театрально-зрелищных организаций, культурно-просветительских и образовательных учреждений, входящих в систему Министерства;
выявлять и приобретать для пополнения музейных фондов и выставок произведений материалы кино, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, уникальных древних раритетов, имеющих историко-художественную ценность, а также сценических и музыкальных произведений, песен, издавать единый каталог экспонатов, находящихся в фондах музеев;
приглашать зарубежные коллективы и отдельных исполнителей для участия в проводимых в республике международных конкурсах, смотрах, фестивалях, других мероприятиях;
присваивать коллективам художественной самодеятельности учреждений культуры почетное звание "Коллектив народной самодеятельности";
изменять, совместно с соответствующими министерствами и ведомствами, категории организаций, входящих в систему Министерства;
выявлять представителей одаренной молодежи в области культуры, с направлением их на учебу за рубеж;
приглашать на договорной основе высококвалифицированных профессоров и преподавателей, известных отечественных и зарубежных деятелей искусства для преподавания, а также проведения мастер-классов в учебных заведениях, образовательных учреждениях, входящих в систему Министерства;
представлять в установленном порядке к награждению кандидатуры наиболее одаренных деятелей искусства, работников сферы культуры, проявивших особую самоотверженность и трудолюбие.
Министерство имеет также другие права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.
11. Министерство в пределах своей компетенции вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц и граждан.
Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные нормативные документы.
12. Министерство несет ответственность за обеспечение реализации государственной политики в области культуры и эффективное выполнение возложенных на него задач.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
13. Министерство возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством.
Министр имеет трех заместителей, в том числе одного первого заместителя.
14. Министр:
на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
вносит, при необходимости, изменения в структуру центрального аппарата Министерства в рамках установленной общей предельной численности, утверждает штатное расписание, а также смету расходов центрального аппарата Министерства, организаций и учреждений, входящих в систему Министерства;
утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных управлениях и отделах Министерства, положения других организаций и учреждений, входящих в систему Министерства;
назначает и освобождает в установленном порядке от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей территориальных управлений и отделов, других организаций и учреждений, входящих в систему Министерства.
Министр осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
15. В Министерстве создается коллегия из 7 человек в составе министра (председатель), его заместителей (по должности), а также других руководящих работников Министерства. Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра.
Коллегия Министерства рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, заслушивает отчеты руководителей структурных и территориальных подразделений Министерства, других организаций и учреждений, входящих в систему Министерства, рассматривает проекты важных приказов и других документов Министерства.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.
16. Министерство по делам культуры Республики Каракалпакстан, управления по делам культуры областей и города Ташкента осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.
Районные (городские) отделения по делам культуры осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными Министерством по делам культуры Республики Каракалпакстан, управлениями по делам культуры областей и города Ташкента по согласованию с районными (городскими) хокимиятами.
Руководители Министерства по делам культуры Республики Каракалпакстан, управлений по делам культуры областей и города Ташкента назначаются министром по представлению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.
Заведующие районными (городскими) отделами назначаются соответственно министром по делам культуры Республики Каракалпакстан, начальниками управлений по делам культуры областей и города Ташкента по представлению хокима соответствующего района (города).
17. Ликвидация и реорганизация Министерства по делам культуры осуществляется в порядке, установленном законодательством.