ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Положение о порядке проведения правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 02.11.2019 г. N ПП-4505)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 02.11.2019 г. N ПП-4505



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения правового мониторинга

исполнения нормативно-правовых актов


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет порядок проведения органами государственного управления правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов (далее - правовой мониторинг).


2. Основными задачами правового мониторинга являются:

внедрение единой практики применения нормативно-правовых актов;

изучение соответствия правоприменительной практики целям принятия нормативно-правовых актов;

обеспечение полноценности правового регулирования общественных отношений;

обеспечение соответствия нормативно-правовых актов законам и международным обязательствам Республики Узбекистан;

выявление и устранение в нормативно-правовых актах противоречий, разногласий, коррупциогенных факторов, а также дублирующих друг друга и коллизионных норм;

создание системы единых понятий и терминов в нормативно-правовых актах.


3. Объектами правового мониторинга являются:

Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указы и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан.


4. Правовой мониторинг осуществляется органами государственного управления по нормативно-правовым актам, являющимся предметом регулирования в пределах их компетенции.

Организация осуществления правового мониторинга и его координация проводятся юридическими службами (далее - юридические службы) органов государственного управления.

При проведении правового мониторинга органы государственного управления вправе привлекать адвокатов, специалистов научно-образовательных учреждений, представителей негосударственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества, а также граждан на договорной основе. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств внебюджетных фондов, утверждаемых в порядке, установленном законодательством.

Структурные подразделения государственных органов несут ответственность за предоставление юридической службе своевременной, полноценной, достоверной и качественной информации.


5. Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство юстиции) осуществляет координацию деятельности органов государственного управления по осуществлению правового мониторинга.

Министерство юстиции вправе:

выступать с инициативой об осуществлении правового мониторинга нормативно-правовых актов;

участвовать в правовом мониторинге, осуществляемом органами государственного управления.


6. Процессы, связанные с осуществлением правового мониторинга, проводятся на специальной электронной площадке Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов по формам, утверждаемым Министерством юстиции.


7. Правовой мониторинг осуществляется по схеме согласно приложению к настоящему Положению.

При необходимости осуществления дополнительного правового мониторинга на основе поручений Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров правовой мониторинг осуществляется органами государственного управления без внесения дополнений в план мониторинга.



ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ

ПЛАНА МОНИТОРИНГА


8. План осуществления правового мониторинга (далее - план мониторинга) ежегодно разрабатывается Министерством юстиции на основе предложений органов государственного управления, а также показателей, определенных в пункте 10 настоящего Положения, и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


9. В плане мониторинга отражаются:

наименования нормативно-правовых актов, подлежащих правовому мониторингу;

основания для осуществления правового мониторинга;

орган государственного управления, ответственный за осуществление правового мониторинга;

сроки осуществления правового мониторинга.


10. Нормативно-правовые акты, подлежащие правовому мониторингу, определяются по итогам анализа следующих показателей:

количества обращений (предложений, заявлений, жалоб) по вопросам разъяснения нормативно-правовых актов;

количества и содержания удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативно-правовых актов, в том числе с разногласиями и недостатками в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативно-правовых актов и нарушением их единообразного применения;

наличия незаконных либо необоснованных решений, действий (бездействия) органов государственного управления при применении нормативно-правовых актов;

количества и характера зафиксированных нарушений в сфере действия нормативно-правовых актов, а также количества случаев привлечения к ответственности виновных лиц;

количества вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей по отношениям, исходящим из урегулированных нормативно-правовых актов и оснований для их принятия;

иных показателей, указывающих на наличие недостатков в нормативно-правовых актах.


11. Органы государственного управления ежегодно в срок до 1 февраля на основе показателей, определенных в пункте 10 настоящего Положения, разрабатывают и вносят в Министерство юстиции соответствующие предложения по формированию проекта плана мониторинга за подписью первого руководителя.

Министерство юстиции ежегодно в срок до 20 февраля на основе предложений органов государственного управления разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект плана мониторинга.

Проект плана мониторинга ежегодно в срок до 20 марта рассматривается и утверждается в Кабинете Министров Республики Узбекистан.


ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА


12. Правовой мониторинг, осуществляемый органами государственного управления, состоит из следующих этапов:

сбор, обобщение и анализ информации касательно объекта правового мониторинга;

подготовка аналитической информации;

разработка предложений о внесении изменений в нормативно-правовые акты в случае выявления в них недостатков;

предоставление Министерству юстиции аналитической информации и предложений, подготовленных по итогам осуществления правового мониторинга.


13. При осуществлении правового мониторинга данные анализируются и оцениваются по следующим показателям:

наличию подзаконных актов, принятие которых предусмотрено в актах, имеющих высшую юридическую силу;

искажению смысла норм законодательства при принятии подзаконных актов;

несоответствию нормативно-правовых актов международным обязательствам Республики Узбекистан;

наличию противоречий между нормативно-правовыми актами общего характера и специальными нормативно-правовыми актами;

наличию противоречий в нормативно-правовых актах, принятых в разные периоды, регулирующих идентичные отношения;

наличию в нормативно-правовых актах коррупциогенных факторов, дублирующих друг друга, и коллизионных норм, а также единой системы понятий и терминов в нормативно-правовых актах;

полноценности правового регулирования социальных отношений;

наличию ошибок юридического и технического характера в нормативно-правовых актах;

количеству и содержанию обращений (предложений, заявлений, жалоб);

наличию (отсутствию) единой практики применения нормативно-правовых актов;

искажению смысла нормативно-правовых актов при их применении;

наличию незаконных либо необоснованных постановлений, действий (бездействия) при применении нормативно-правовых актов;

наличию норм, дающих возможность для широкого толкования компетенции органов государственной власти и управления;

количеству и характеру зарегистрированных правонарушений в сфере действия нормативно-правовых актов, а также случаев привлечения к ответственности виновных лиц;

иным показателям, указывающим на наличие недостатков в нормативно-правовых актах.


14. При наличии неясностей либо противоречий в нормативно-правовых актах, выявленных органами государственного управления в ходе осуществления правового мониторинга, Министерство юстиции проводит оценку предмета регулирования нормативно-правовых актов, формирует свое заключение и направляет органам государственного управления заключение по урегулированию конкретного случая.


15. Структурные подразделения органов государственного управления:

осуществляют правовой мониторинг и анализируют его результаты в соответствии с планом мониторинга;

предоставляют юридическим службам аналитическую информацию и предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты в случаях выявления в них недостатков.


16. Юридические службы координируют деятельность структурных подразделений органов государственного управления по организации и осуществлению правового мониторинга, а также обобщают аналитическую информацию и предложения, предоставленные структурными подразделениями.


17. Органы государственного управления в соответствии с планом мониторинга вносят в Министерство юстиции аналитическую информацию, а также свои предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты в случаях выявления в них недостатков по результатам правового мониторинга.



ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ

ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА


18. В целях проверки достоверности сведений, предоставленных органами государственного управления в период осуществления либо по итогам правового мониторинга нормативно-правовых актов, Министерство юстиции может осуществить дополнительный правовой мониторинг.


19. В случае нарушения сроков, установленных в плане мониторинга, предоставления недостоверной либо неполной, в том числе без охвата показателей, информации, определенных в пункте 13 настоящего Положения, Министерство юстиции по итогам правового мониторинга вправе вносить в органы государственного управления обязательные для исполнения представления по устранению правонарушений при осуществлении правового мониторинга исполнения нормативно-правовых актов.


20. Министерство юстиции ежеквартально анализирует состояние осуществления правового мониторинга органами государственного управления, по результатам которого при необходимости дает соответствующие консультации органам государственного управления о качественном и полноценном осуществлении правового мониторинга либо принимает меры, предусмотренные в пункте 19 настоящего Положения.


21. Состояние осуществления органами государственного управления правового мониторинга ежеквартально обсуждается на заседаниях коллегии органов государственного управления либо иных коллегиальных органов.


22. На заседаниях по обсуждению состояния осуществления правового мониторинга рассматриваются вопросы по принятию мер в отношении ответственных лиц органов государственного управления, допустивших нарушение требований настоящего Положения.



ГЛАВА 5. ИТОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА


23. Органы государственного управления, согласно плану мониторинга, ежегодно в срок до 1 февраля представляют в Министерство юстиции отчет о результатах осуществленного ими правового мониторинга предыдущего года.


24. Министерство юстиции ежегодно в срок до 20 февраля вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет о результатах правового мониторинга, осуществленного органами государственного управления.


25. Кабинет Министров Республики Узбекистан ежегодно в срок до 20 марта утверждает отчет о результатах правового мониторинга после проведения его обсуждения.

26. В отчет включаются:

результаты исполнения плана мониторинга;

необходимость принятия нормативно-правовых актов, внесения в них изменений и дополнений либо их отмены;

предложения по совершенствованию правоприменительной практики, усилению мер по устранению пробелов и противоречий, а также норм, способствующих коррупционным проявлениям в законодательстве;

органы государственного управления, ответственные за разработку проектов нормативно-правовых актов и реализацию мер по повышению эффективности правоприменительной практики и противодействия коррупции.


27. По итогам рассмотрения отчета о результатах правового мониторинга:

Кабинетом Министров Республики Узбекистан утверждается "Дорожная карта", направленная на реализацию результатов правового мониторинга;

отчет о результатах правового мониторинга может быть опубликован в средствах массовой информации;

результаты правового мониторинга могут быть использованы при подготовке Программы по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


28. Общественность может направить в Министерство юстиции свои замечания об осуществленном правовом мониторинге, а также предложения по улучшению качества правового мониторинга.


29. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению



СХЕМА

проведения правового мониторинга

исполнения нормативно-правовых актов

     

    

    

Этапы

     


    

Субъекты

    


      

Мероприятия

    


     

Сроки

    











1-й этап


Органы государственного

управления


      

1. Разработка соответствующих предложений по формированию проекта плана проведения правового мониторинга (далее - план мониторинга).


2. Представление предложений за подписью первого руководителя в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

      


Ежегодно в срок до 1 февраля











2-й этап


Министерство юстиции

Республики Узбекистан


    

1. Разработка проекта плана мониторинга.


2. Внесение проекта плана мониторинга в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

     


Ежегодно в срок до 20 февраля








3-й этап


Кабинет Министров

Республики Узбекистан


      

1. Обсуждение проекта плана мониторинга в Кабинете Министров Республики Узбекистан.

2. Утверждение плана мониторинга.

     


Ежегодно в срок до 20 марта








4-й этап


Органы государственного

управления


    

1. Проведение правового мониторинга.



      

В течение года

    

2. Внесение в Министерство юстиции Республики Узбекистан аналитической информации, а также предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты в случае выявления в них недостатков.

    

Ежеквартально








5-й этап


Министерство юстиции

Республики Узбекистан


      

1. Анализ состояния проведения правового мониторинга органами государственного управления.


2. Оказание при необходимости соответствующей консультационной помощи органам государственного управления по качественному и полноценному проведению правового мониторинга либо внесение обязательных для исполнения представлений по устранению правонарушений при проведении правового мониторинга по результатам анализа.

     


Ежеквартально

















6-й этап


Органы государственного

управления


     

Представление в Министерство юстиции Республики Узбекистан отчета о результатах правового мониторинга, проведенного в предыдущем году согласно плану мониторинга.

     


Ежегодно в срок до 1 февраля








7-й этап


   

Министерство юстиции

Республики Узбекистан

    


Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчета о результатах правового мониторинга.


Ежегодно в срок до 20 февраля








8-й этап


Кабинет Министров

Республики Узбекистан


      

1. Обсуждение в Кабинете Министров Республики Узбекистан и утверждение отчета о результатах правового мониторинга.


      

Ежегодно в срок до 20 марта

       

2. Утверждение "Дорожной карты", направленной на реализацию результатов правового мониторинга, а также принятие мер по опубликованию отчета о результатах правового мониторинга в средствах массовой информации.

     

В установленные сроки

        

         

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2 ноября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

11 ноября 2019 г., N 45, ст. 847













































Время: 0.0042
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск