Малое предприятие

Нормативно-правовые акты / Банковское законодательство / Кредитование /

Указ Президента Республики Узбекистан от 28.11.2019 г. N УП-5886 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов ипотечного кредитования"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.11.2019 г.

N УП-5886



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ

ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ


    

В стране принимаются последовательные меры по улучшению жилищно-бытовых условий населения за счет расширения масштабов строительства доступных жилых и многоквартирных домов, внедрения в отрасль новых архитектурных и технических решений. Так, за прошедшие три года обеспечены жильем 104 тысячи семей, что в полтора раза больше, чем количество домов, построенных за последние десять лет.

Вместе с тем дальнейшее улучшение жилищных условий населения обуславливает необходимость формирования и развития современной рыночной системы ипотечного кредитования физических лиц, повсеместного вовлечения и полного перехода на строительство жилья частными подрядными организациями, постепенного наращивания финансирования коммерческими банками, а также усиления адресности и прозрачности предоставления государственной поддержки семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В целях дальнейшего расширения масштабов ипотечного кредитования, создания условий для развития частных подрядных организаций, внедрения новых механизмов оказания поддержки лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, рационального использования земельных ресурсов и активизации процессов урбанизации населенных пунктов:


1. Ввести новый порядок обеспечения населения жильем за счет ипотечных кредитов на основе рыночных принципов (далее - новый порядок), в соответствии с которым:

в целях обеспечения ипотечного рынка долгосрочными ресурсами Министерство финансов Республики Узбекистан размещает в коммерческих банках денежные средства на рыночных условиях сроком на 20 лет;

коммерческие банки предоставляют населению ипотечные кредиты за счет собственных средств и средств, выделяемых Министерством финансов Республики Узбекистан;

ипотечные кредиты, за счет средств, выделенных коммерческим банкам Министерством финансов Республики Узбекистан, предоставляются по рыночной ставке с установлением предельной суммы кредита на одного заемщика и предоставлением заемщику права самостоятельного выбора месторасположения и площади жилья;

отдельным лицам, в том числе с невысоким уровнем дохода и нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - отдельные лица), выплачиваются субсидии за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан на компенсацию части первоначального взноса и (или) процентов по ипотечному кредиту (далее - субсидии).

2. Внедрить новый порядок:

в сельской местности - на территориях, прилегающих к городам и административным центрам районов Республики Каракалпакстан и областей;

в городе Ташкенте, а также в городах Республики Каракалпакстан и областей.


3. Определить, что при реализации нового порядка:

а) в сельской местности:

строительство многоквартирных домов осуществляется с их расположением в форме макромассивов, включающих не менее 200 квартир;

субъекты предпринимательства, осуществляющие строительство многоквартирных домов, определяются по итогам электронных онлайн-аукционов;

земельные участки под застройку многоэтажных жилых домов реализуются субъектам предпринимательства через электронный онлайн-аукцион на основе права аренды с делением на лоты или целиком в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 8 июня 2021 года N УП-6243;

строительство многоквартирного дома осуществляется субъектом предпринимательства - победителем электронных онлайн-аукционов за счет собственных средств, кредитов коммерческих банков и других не запрещенных законодательством источников;

строительство подводящих и внутриплощадочных сетей водоснабжения и канализации и автомобильных дорог осуществляется хокимиятами областей за счет средств централизованных источников, включая средства международных финансовых институтов и местных бюджетов;

строительство подводящих и внутриплощадочных сетей электроснабжения и газоснабжения осуществляется соответственно за счет собственных средств АО "Региональные электрические сети" и АО "Худудгазтаъминот", при необходимости - за счет средств республиканского и местных бюджетов;

б) в городах:

земельные участки для строительства многоквартирных домов предоставляются субъектам предпринимательства на платной основе посредством электронного аукциона через электронную торговую платформу "E-AUKSION";

строительство многоквартирных домов осуществляется субъектом предпринимательства - победителем электронного аукциона за счет собственных средств, кредитов коммерческих банков и других не запрещенных законодательством источников;

строительство инженерно-транспортных коммуникаций осуществляется за счет средств субъекта предпринимательства - победителя электронного аукциона и других не запрещенных законодательством источников, при необходимости - за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Министерству строительства, Министерству экономики и промышленности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан механизмы, критерии проведения конкурсных торгов и квалификационные требования к субъектам предпринимательства, осуществляющим строительство многоквартирных домов в сельской местности в рамках нового порядка, включая критерии "цена - количество".


4. Установить, что в рамках нового порядка ипотечные кредиты за счет средств, выделенных коммерческим банкам Министерством финансов Республики Узбекистан, предоставляются на приобретение квартир, реализуемых на первичном рынке жилья (в том числе квартир, реализуемых на первичном рынке жилья и построенных вне рамок нового порядка) в размере, не превышающем ежегодно утверждаемого максимального размера ипотечного кредита, сроком на 20 лет и с первоначальным взносом в размере не менее 15 процентов от стоимости приобретаемой квартиры.

При этом:

максимальный размер ипотечного кредита ежегодно определяется Министерством экономического развития и сокращения бедности по согласованию с Министерством финансов и Министерством строительства исходя из расчетной стоимости жилья и пересматривается каждые шесть месяцев;

в случае превышения стоимости приобретаемой квартиры максимального размера ипотечного кредита оставшаяся часть стоимости оплачивается заемщиком за счет собственных средств и других источников, не запрещенных законодательством;

в случае снижения основной ставки Центрального банка размер процентов по ипотечным кредитам коммерческих банков и средствам, выделенным Министерством финансов Республики Узбекистан, соразмерно уменьшается, а в случае ее повышения - остается неизменным.

5. Министерству финансов совместно с Центральным банком Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать концепцию выдачи ипотечных кредитов на приобретение квартир в многоквартирных домах в соответствии с новым порядком, а также требования к потенциальным заемщикам.


6.

Определить, что в рамках нового порядка:

лица, получившие уведомление о предоставлении субсидии, часть первоначального взноса по ипотечному кредиту в размере не менее 5 процентов от стоимости жилья формируют за счет собственных средств;

независимо от местонахождения, стоимости и площади приобретаемой квартиры субсидии на компенсацию части первоначального взноса выплачиваются в фиксированном размере - 32 миллиона сумов, субсидии на компенсацию части процентных платежей - в течение первых пяти лет кредитного периода в части, превышающей 10 процентных пунктов;

субсидии на компенсацию части первоначального взноса и процентных платежей выплачиваются также в случае, когда цена приобретаемой квартиры превышает максимальный размер ипотечного кредита. При этом в случае, когда цена приобретаемой квартиры превышает максимальный размер ипотечного кредита, оставшаяся часть стоимости оплачивается заемщиком за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, путем увеличения суммы первоначального взноса.

Установить, что с 1 марта 2020 года заявления на получение субсидий подаются через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.


7. Министерству финансов Республики Узбекистан:

обеспечить выплату субсидий в пределах средств, утверждаемых в ежегодных параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан;

в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по совершенствованию порядка выплаты субсидий из Государственного бюджета и внебюджетных средств министерств и ведомств на оплату первоначального взноса по ипотечным кредитам, предоставляемым гражданам в рамках действующих целевых государственных программ, включая военнослужащих Министерства обороны, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан и сотрудников органов внутренних дел, с учетом требования абзаца второго пункта 9 настоящего Указа;

совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством юстиции, другими министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по утверждению критериев и порядка отбора лиц, которым выплачиваются субсидии.


8. Утвердить:

Целевые ориентиры по строительству многоквартирных домов и выплате субсидий в соответствии с новым порядком в сельской местности на 2020 год согласно приложению N 1;

Целевые ориентиры по строительству многоквартирных домов и выплате субсидий в соответствии с новым порядком в городах на 2020 год согласно приложению N 2.

9. Установить, что в рамках нового порядка:

на 2020 год для военнослужащих, в том числе Министерства обороны, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан и сотрудников органов внутренних дел сохраняются действующие условия кредитования и оплаты первоначального взноса, установленные ранее принятыми актами законодательства;

выбор земельных участков для строительства многоквартирных домов и инженерно-транспортных коммуникаций осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством строительства, Центром гидрометеорологической службы при Кабинете Министров и Агентством по кадастру при Государственном налоговом комитете;

для строительства многоквартирных домов предоставляются пустующие земельные участки, не входящие в категорию орошаемых земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, имеющие доступ к внешним инженерно-транспортным коммуникациям и расположенные в густонаселенных районах.

Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Агентством урбанизации при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан в трехмесячный срок сформировать банк данных свободных и неэффективно используемых земельных участков, имеющих доступ к внешним инженерно-транспортным коммуникациям ("Земельный банк").


10. Образовать Республиканскую комиссию по внедрению нового порядка строительства и реализации жилья на основе рыночных принципов в составе согласно приложению N 6, определив ее основными задачами:

координацию деятельности и обеспечение взаимодействия государственных органов, органов исполнительной власти на местах и иных организаций, участвующих в реализации нового порядка, в том числе в строительстве многоквартирных домов, предоставлении ипотечных кредитов, а также выплате субсидий;

проведение системного анализа и мониторинга реализации нового порядка с разработкой по итогам конкретных мер, направленных на решение проблемных вопросов;

обеспечение единой практики применения на местах внедряемых в соответствии с новым порядком механизмов ипотечного кредитования и субсидирования;

обеспечение внедрения эффективной системы отбора лиц, которым выплачиваются субсидии;

подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в целевые ориентиры по строительству многоквартирных домов и выплате субсидий в соответствии с новым порядком, в том числе при задержке либо неосуществлении строительства в отдельных регионах в установленные сроки;

заслушивание отчетов руководителей государственных органов, органов исполнительной власти на местах и иных организаций о проделанной работе в рамках реализации нового порядка.


11. Согласиться с предложениями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о реализации следующих программ также в 2020-2021 годах:

Программы по строительству доступных жилых домов в сельской местности с участием ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест";

Программы по строительству доступных многоквартирных домов в городах с участием ООО "ИК"Узшахар курилиш инвест" (далее - целевые государственные программы).


12. Утвердить:

Основные параметры по строительству доступных многоквартирных домов в сельской местности с участием ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" на 2020 год согласно приложению N 7;

Основные параметры по строительству доступных многоквартирных домов в городах с участием ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест" на 2020 год согласно приложению N 8.


13. Установить, что:

строительство доступных многоквартирных домов в сельской местности с участием ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" осуществляется путем их размещения исключительно в густонаселенных территориях в форме микромассивов, включающих не менее 100 квартир;

начиная с целевых государственных программ на 2020 год прекращается строительство одноэтажных доступных жилых домов, за исключением жилых домов, строительство которых еще не завершено, а также строительство которых еще не начато, но в отношении них уже заключены соответствующие договоры на строительство;

при строительстве доступных многоквартирных домов в городах с участием ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест" финансирование строительства доступных многоквартирных домов осуществляется после формирования в установленном порядке перечня потенциальных заемщиков за счет их первоначальных взносов, ипотечных кредитов коммерческих банков, собственных средств ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест", других не запрещенных законодательством источников.


14. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест" в срок до 1 января 2020 года осуществить выбор пустующих земельных массивов для строительства доступных многоквартирных домов.


15. Министерству строительства Республики Узбекистан обеспечить ведение государственного архитектурно-строительного надзора за качеством выполнения строительно-монтажных работ и проектных решений, а также соблюдением градостроительных норм и правил при строительстве многоквартирных домов и инженерно-транспортных коммуникаций.


16. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить действенный надзор за своевременным и целевым выделением, а также недопущением нерационального и самовольного использования земель, выданных под строительство многоквартирных домов.


17. Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан принять меры по пресечению антиконкурентных действий участниками электронного аукциона и конкурсных торгов, проводимых в соответствии с настоящим Указом, а также обеспечить защиту прав приобретателей жилья при их взаимоотношениях с субъектами предпринимательства, осуществляющими строительство многоквартирных домов.

18. Министерству финансов Республики Узбекистан:

изыскать дополнительные источники средств для размещения в коммерческих банках ресурсов в целях выделения ипотечных кредитов по рыночным ставкам, включая средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, кредиты международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, в том числе привлекаемых на поддержку бюджета, а также выпуск государственных международных облигаций, и другие не запрещенные законодательством источники;

совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан провести переговоры с Азиатским банком развития, Исламским банком развития и Саудовским фондом развития по внесению соответствующих изменений в ранее подписанные заемные соглашения исходя из требований настоящего Указа.


19. Определить, что с 1 января 2020 года:

а) ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест" при приобретении ими строительных материалов и оборудования, поставляемых в централизованном порядке генеральным подрядным организациям для строительства жилья путем отбора наилучших предложений (далее - приобретение материалов и оборудования), в рамках целевых государственных программ размещают на специальном информационном портале:

объявление, содержащее информацию, предусмотренную статьей 52 Закона Республики Узбекистан "О государственных закупках", а также окончательный срок приема закупочной комиссией предложений участников, который должен составлять не менее пятнадцати дней;

протокол закупочной комиссии по результатам отбора наилучших предложений - не позднее двух рабочих дней со дня его оформления для общественного обсуждения;

сведения о договорах, заключенных по результатам отбора наилучших предложений - не позднее трех рабочих дней со дня их заключения;

б) Счетная палата и Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан на постоянной основе проводят дистанционный анализ эффективности и результативности приобретения материалов и оборудования, при необходимости с выездом на места, с размещением итогов анализа на специальном информационном портале государственных закупок и своих официальных веб-сайтах соответственно.

20. Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра транспорта Республики Узбекистан Раматова А.Ж. - за осуществление общей координации процессов строительства многоквартирных домов в соответствии с настоящим Указом, привлечение квалифицированных строительных подрядных организаций к участию в электронном аукционе по предоставлению земельных участков;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра экономического развития и сокращения бедности Кучкарова Д.А. - за обеспечение прозрачного и открытого отбора лиц, которым выплачиваются субсидии, в том числе путем активного привлечения к данному процессу самих претендентов, широкой общественности и институтов гражданского общества;

председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б. - за принятие мер по обеспечению прав и законных интересов граждан при получении и обслуживании ипотечных кредитов и ведению мониторинга деятельности участвующих коммерческих банков в соответствии с новым порядком;

министра финансов Республики Узбекистан Ишметова Т.А. - за своевременное выделение из Государственного бюджета Республики Узбекистан необходимых средств и привлечение других финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

министра строительства Республики Узбекистан Закирова Б.И. - за обеспечение качественного выполнения строительно-монтажных работ и своевременного ввода в эксплуатацию многоквартирных домов и инженерно-транспортных коммуникаций;

председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента - за надлежащую организацию строительства многоквартирных домов и инженерно-транспортных коммуникаций, в том числе своевременное предоставление земельных участков для строительства указанных домов, достижение целевых ориентиров по их строительству, обеспечение эффективной работы территориальных конкурсных комиссий по определению подрядных организаций для строительства жилых домов в сельской местности, прозрачности и открытости их деятельности.


21. Заместителям Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. и Кучкарову Д.А., исходя из требований настоящего Указа, в недельный срок утвердить на 2020 год план мероприятий по организации работы органов исполнительной власти на местах и других участвующих организаций по эффективной и единообразной реализации нового порядка, а также широких разъяснительных мер среди населения по вопросам приобретения жилья, включая проведение циклов тематических студийных и выездных теле- и радиопередач.

В плане мероприятий предусмотреть месячный объем работы каждого хокима по выбору земельного участка, привлечению подрядных организаций для строительства домов, обеспечению своевременного ввода в эксплуатацию домов и инженерно-транспортных коммуникаций.


22. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 9.


23. Министерству финансов совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


24. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и Кучкарова Д.А., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 28.11.2019 г. N УП-5886



ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

по строительству многоквартирных домов

и выплате субсидий в соответствии с новым

порядком в сельской местности на 2020 год*


  

N

Наименование

регионов

Общее

количество

квартир

в много-

квартирных

домах

Расчетная

стоимость

затрат

(млрд сум.)

в том числе за счет:

Количество

лиц, которым

выплачиваются

субсидии на

компенсацию

части

процентной

ставки из

средств

Государст-

венного

бюджета

первона-

чальных

взносов

(млрд сум.)

ресурсов,

выделяемых

коммерческим

банкам для

последующего

кредитования

населения

(млрд сум.)

ВСЕГО

4 000

800,0

80,2

719,8

3 680

1.

Андижанская область


700

143,5

14,4

129,2

700

2.

Бухарская область


500

102,5

10,3

92,3

500

3.

Наманганская область


700

143,5

14,4

129,2

700

4.

Самаркандская область


900

184,5

18,5

166,1

900

5.

Сурхандарьинская область


500

82,0

8,2

73,8

180

6.

Ферганская область


700

143,6

14,4

129,2

700

  


Примечание.


*) В Целевые ориентиры по строительству многоквартирных домов и выплате субсидий в соответствии с новым порядком в сельской местности на 2020 год Кабинетом Министров Республики Узбекистан, при необходимости, могут быть внесены соответствующие изменения по предложению Республиканской комиссии по внедрению нового порядка строительства и реализации жилья на основе рыночных принципов.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 28.11.2019 г. N УП-5886



ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

по строительству многоквартирных домов

и выплате субсидий в соответствии с новым

порядком в городах на 2020 год*


   

N

Наименование

регионов

Общее

коли-

чество

...
Время: 0.0512
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск