Кадровый Консультант
Кадровый консультант / Нормативно-правовые акты / Образование /Закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 г. N ЗРУ-637 "Об образовании" (Принят Законодательной палатой 19.05.2020 г., одобрен Сенатом 07.08.2020 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.09.2020 г.
N ЗРУ-637
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Принят Законодательной палатой 19 мая 2020 года
Одобрен Сенатом 7 августа 2020 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области образования.
Статья 2. Законодательство об образовании
Законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об образовании, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
государственная аккредитация - процесс государственного признания соответствия деятельности государственных образовательных учреждений и организаций, негосударственных образовательных организаций (далее - образовательные организации) государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам, а также предоставление права выдачи их выпускникам документов об образовании;
государственное образовательное учреждение - учреждение, созданное органами государственной власти и управления на базе имущества, находящегося в государственной собственности, предоставляющее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными образовательными требованиями;
государственные образовательные стандарты - совокупность требований к содержанию и качеству образования, устанавливаемых государством;
государственные образовательные требования - обязательные требования, предъявляемые к структуре, содержанию и условиям реализации образования, а также к физическим, личностным, интеллектуальным, научным и профессиональным качествам обучающихся;
квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность лица к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, подтверждаемый соответствующим документом об образовании;
специальность - наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации;
негосударственная образовательная организация - юридическое лицо, оказывающее образовательные услуги на основании лицензии на право осуществления деятельности по оказанию образовательных услуг или в уведомительном порядке в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и учебными программами;
воспитание - системный процесс, направленный на всестороннее развитие молодого поколения на основе конкретного целевого и социально-исторического опыта, формирование сознания, духовно-нравственных ценностей и мировоззрения;
образование - системный процесс, направленный на предоставление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, а также на формирование общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие способностей;
образовательный кампус - образовательно-воспитательная среда, обеспечивающая высокую эффективность учебного процесса, духовно-нравственного воспитания, включающая комплекс зданий и сооружений, образовательные корпуса, научно-исследовательские институты (центры), производственные комплексы и технопарки, места временного проживания участников образовательно-воспитательного процесса, лаборатории, информационно-ресурсные центры (библиотеки), спортивные сооружения, объекты общественного питания, объединенные на единой территории;
участники образовательно-воспитательного процесса - обучающиеся, родители или иные законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители;
аттестация образовательных организаций - основная форма государственного контроля по оценке деятельности образовательных организаций и определению содержания, уровня и качества подготовки кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и учебными программами.
Статья 4. Основные принципы в области образования
Основными принципами в области образования являются:
признание приоритетности образования;
свобода выбора формы получения образования;
недопустимость дискриминации в области образования;
обеспечение равных возможностей для получения образования;
внедрение национальных и общечеловеческих ценностей в образование и воспитание;
гуманистический, демократический характер образования и воспитания;
непрерывность и преемственность образования;
обязательность одиннадцатилетнего образования и годичной подготовки к общему среднему образованию детей от шести- до семилетнего возраста;
общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов и государственных образовательных требований;
единство и дифференцированность подхода к выбору учебных программ;
образование на протяжении всей жизни человека;
гарантия социальной защиты педагогов в обществе;
светский характер системы образования;
поощрение образованности, одаренности и таланта;
сочетание государственного и общественного управления в системе образования;
открытость и прозрачность в области образовательной деятельности.
Статья 5. Право на образование
Каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Право на образование обеспечивается:
развитием образовательных организаций;
поддержкой в образовательных организациях инновационной деятельности и реализацией учебных программ с применением инновационных технологий;
организацией образования с отрывом (дневное) и без отрыва (заочное, вечернее, дистанционное) от производства;
подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;
получением бесплатного общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования;
предоставлением гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, а также лицам, не получившим общее среднее образование, права на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных государственных образовательных учреждениях.
Иностранные граждане вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА, ВИДЫ И ФОРМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования включает в себя:
государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования, учебные планы и учебные программы;
образовательные организации, реализующие государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования и учебные программы;
организации, осуществляющие оценку качества образования;
научно-педагогические учреждения, выполняющие исследовательскую работу, необходимую для обеспечения функционирования и развития системы образования;
органы государственного управления в области образования, а также подведомственные им организации.
Система образования является единой и непрерывной.
Видами образования являются:
дошкольное образование и воспитание;
общее среднее и среднее специальное образование;
профессиональное образование;
высшее образование;
послевузовское образование;
переподготовка и повышение квалификации кадров;
внешкольное образование.
Статья 8. Дошкольное образование и воспитание
Дошкольное образование и воспитание является видом образования, направленным на обучение и воспитание детей, их интеллектуальное, духовно-нравственное, этическое, эстетическое и физическое развитие, а также на подготовку детей к общему среднему образованию.
Дошкольное образование и воспитание также предусматривает обязательную годичную подготовку детей в возрасте от шести до семи лет к начальному образованию.
Порядок организации дошкольного образования и воспитания определяется настоящим Законом, а также Законом Республики Узбекистан "О дошкольном образовании и воспитании".
Статья 9. Общее среднее и среднее
специальное образование
Общее среднее и среднее специальное образование направлено на освоение общеобразовательных учебных программ, необходимых знаний, умений и навыков.
Ступенями общего среднего образования (I-XI классы) являются:
начальное образование (I-IV классы);
базовое среднее образование (V-IX классы);
среднее образование (X-XI классы).
В первый класс общей средней образовательной организации дети принимаются в год исполнения им семи лет.
Начальное образование направлено на формирование у обучающихся основ грамотности, знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения общего среднего образования.
Базовое среднее образование предоставляет обучающимся в соответствии с учебной программой необходимый объем знаний, умений и навыков, развивает у них самостоятельное мышление и аналитические способности.
В рамках базового среднего образования (после VII класса) для формирования у обучающихся первичных знаний и навыков по профессиям осуществляются меры по их профессиональной диагностике и ориентации.
Среднее образование обеспечивает усвоение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой, а также выбор последующего вида образования и овладение профессиями, не требующими высокой квалификации.
Порядок организации профессиональной диагностики и ориентации, а также подготовки обучающихся профессиям, не требующим высокой квалификации, устанавливается законодательством.
Общее среднее образование осуществляется в общих средних образовательных организациях непрерывно, в течение обязательных одиннадцати лет.
Среднее специальное образование осуществляется в течение двух лет на основе девятилетнего базового среднего образования в академических лицеях и обеспечивает ускоренное развитие интеллектуальных способностей, а также углубленное, дифференцированное, профессионально и личностно-ориентированное образование обучающихся.
Общее среднее и среднее специальное образование в негосударственных образовательных организациях могут осуществляться на платно-контрактной основе.
Для развития способностей одаренных и талантливых детей могут создаваться Президентские, творческие и иные специализированные школы, а также школы-интернаты.
Дети с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, а также дети, нуждающиеся в длительном лечении, получают образование в государственных специализированных образовательных учреждениях, общих средних и средних специальных образовательных организациях в инклюзивной форме или в индивидуальном порядке в домашних условиях.
Количество обучающихся в классах (группах) общих средних и средних специальных образовательных организаций не должно превышать тридцати пяти.
Статья 10. Профессиональное образование
Профессиональное образование по приобретаемой профессии и специальности включает следующие уровни:
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
среднее специальное профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование осуществляется в профессиональных школах на базе выпускников IX классов на основе двухлетних интегрированных учебных программ общеобразовательных предметов и предметов специальностей по дневной форме обучения на бесплатной основе.
Среднее профессиональное образование осуществляется в колледжах на базе общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.
Среднее специальное профессиональное образование осуществляется в техникумах на базе общего среднего, среднего специального, начального профессионального и среднего профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.
Граждане, получившие до вступления в силу настоящего Закона среднее специальное, профессиональное образование (девятилетнее общее среднее и трехгодичное среднее специальное, профессиональное образование), также имеют право на получение среднего профессионального и среднего специального профессионального образования.
Профессиональные школы, колледжи и техникумы обеспечивают получение обучающимися выбранной ими профессии и специальности.
Граждане имеют право получать второе и последующее профессиональное образование на договорной основе.
Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры.
...