Практическое Налогообложение
Нормативно-правовые акты / Законодательные основы деятельности государственных органов / Регулирование деятельности министерств и ведомств / в других сферах /Указ Президента Республики Узбекистан от 19.05.2020 г. N УП-5997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
19.05.2020 г.
N УП-5997
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЮСТИЦИИ
В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов и учреждений юстиции по качественной организации единой государственной правовой политики, в том числе нормотворческой деятельности, формированию последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечению эффективности системы государственного управления, повышению правовой культуры населения, оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам, а также в целях широкого внедрения цифровых технологий в сферу:
1. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее - Министерство) следующие дополнительные задачи и функции:
совершенствование последовательной правовой политики, направленной на обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе, а также обеспечение безусловного соблюдения прав и законных интересов граждан;
эффективное налаживание работы по систематизации и кодификации законодательства во всех сферах, пересмотр устаревших актов законодательства, их гармонизация с осуществляемыми в настоящее время реформами;
проведение анализа правовых проблем, встречающихся в повседневной жизни граждан, обеспечение совершенствования актов законодательства, регулирующих общественные отношения по устранению выявленных недостатков;
внедрение и развитие эффективных гражданско-правовых механизмов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;
расширение масштаба доведения до населения, субъектов предпринимательства и иностранных инвесторов сути и значения принятых актов законодательства, повышение эффективности деятельности отраслевых министерств и ведомств в данном направлении;
непрерывное совершенствование сферы административных процедур на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;
координация деятельности по оценке регуляторного воздействия системы государственного управления;
обеспечение проведения фундаментальных правовых исследований о правовых факторах, препятствующих улучшению позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах;
запуск системы "виртуальная юстиция" путем широкого внедрения цифровых технологий в деятельность органов и учреждений юстиции и цифровизации государственных услуг.
Министерству принять необходимые меры по реализации дополнительных задач и функций, указанных в настоящем пункте.
2. Утвердить:
Концепцию развития органов и учреждений юстиции в 2020-2024 годах согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по реализации в 2020-2021 годах Концепции развития органов и учреждений юстиции в 2020-2024 годах согласно приложению N 2;
Целевые показатели (индикаторы) развития органов и учреждений юстиции в 2020-2024 годах согласно приложению N 3.
Министерству, начиная с 2021 года, ежегодно до 1 декабря обеспечивать разработку и внесение в Кабинет Министров программы мер по реализации данной концепции в следующем году с проведением глубокого анализа исполнения задач текущего года.
3. Министерству до конца 2020 года обеспечить достижение, в том числе следующих целевых параметров (индикаторов):
доведение доли проектов законов прямого действия до 20 процентов от общего количества проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Министерством;
внесение предложения о передаче негосударственному сектору не менее 10 функций министерств и ведомств с проведением функционального анализа системы государственного управления;
изучение деятельности 8 министерств и ведомств, образованных (преобразованных) в 2018-2019 годах, в том числе Министерства строительства, Агентства по развитию рынка капитала, Агентства по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, Агентства по развитию садоводства и тепличного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства, Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан;
доведение до 12 процентов доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме;
увеличение на 15 единиц количества новых услуг, оказываемых населению Центрами государственных услуг;
доведение до 95 процентов доли государственных нотариальных контор, преобразованных в форму негосударственного нотариата;
обеспечение проведения глубокого анализа норм ответственности и санкций, установленных 29 подзаконными актами, и внесения их в соответствующие законы.
4. Определить Министерство уполномоченным органом по осуществлению мониторинга эффективности и результативности проводимых административных реформ, функционального анализа полной и качественной реализации министерствами и ведомствами полномочий и функций, а также достижению установленных целей в данной сфере.
Внедрить порядок, в соответствии с которым Министерство:
изучает эффективность осуществляемых задач и функций, возложенных на образованные (преобразованные) министерства и ведомства, в том числе входящие в их состав отдельные организации (агентства, инспекции, центры и другие) по истечении не менее 6 месяцев со дня их образования (преобразования);
вправе привлекать к данным изучениям квалифицированных специалистов других министерств и ведомств по вопросам, относящимся к их компетенции;
по итогам изучения подготавливает обоснованные аналитические материалы и предложения и вносит их на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;
рассматривает новые инициативы, разработанные министерствами и ведомствами в рамках административных реформ, и выдает по ним обязательные к принятию во внимание заключения;
оценивает показатели (индикаторы) эффективности осуществляемых задач и функций министерств и ведомств, в том числе входящих в их состав отдельных организаций (агентств, инспекций, центров и других), и по результатам вносит обобщенный отчет для обсуждения на заседании Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также предложения по применению соответствующих мер ответственности в отношении должностных лиц государственных органов, не достигших показателей (индикаторов) эффективности.
5. Согласиться с предложениями Комиссии по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года N УП-5505, Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства о внедрении с 1 июля 2020 года в практику порядка, предусматривающего:
запрет регулирования вопросов, входящих в полномочия органов хозяйственного управления, и корпоративных отношений путем принятия подзаконных актов или через административные методы;
установление правовых норм, предусматривающих ответственность для физических и юридических лиц исключительно законами;
недопущение включения в ведомственные нормативно-правовые акты правовых норм, устанавливающих дополнительные платежи и сборы для физических и юридических лиц, предусматривающих излишние административные и иные ограничения, приводящие к образованию необоснованных затрат для них, имеющих разрешительный характер;
недопущение включения правовых норм в нормативные акты в области технического регулирования;
проведение в Министерстве обязательной правовой экспертизы нормативных актов в области технического регулирования, а также постановки на учет и вступления их в силу после получения положительного заключения.
6. Утвердить:
Программу пересмотра норм подзаконных актов, устанавливающих правовую ответственность и санкцию, согласно приложению N 4;
дополнительные меры по совершенствованию законодательства об административных процедурах согласно приложению N 6.
7. Внедрить с 1 июля 2020 года "пакетный" принцип, предусматривающий введение концептуально новых механизмов при подготовке проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которым:
при разработке нового проекта закона отсылочные нормы, направленные на его реализацию, разрабатываются и вступают в силу одновременно с новым законом или в установленный законом срок;
если положения, устанавливаемые новым проектом закона, требуют внесения соответствующих изменений в ранее принятые законы, то внесение изменений в ранее принятые законы осуществляется одновременно с принятием нового закона;
министерства и ведомства вносят изменения и дополнения в принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты по одному и тому же вопросу одним актом;
Министерству предоставляется право вносить соответствующие изменения в акты, имеющиеся в Государственном реестре ведомственных нормативно-правовых актов, при этом они должны быть по одному и тому же вопросу и технического характера.
8. Установить порядок, в соответствии с которым:
в целях систематизации законодательства и сокращения излишнего правового регулирования в период с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года приостанавливается принятие ведомственных нормативно-правовых актов (за исключением принятия ведомственных нормативно-правовых актов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу, а также предусматривающих их унификацию);
разработка, согласование, принятие, проведение правовой экспертизы и государственная регистрация проектов ведомственных нормативно-правовых актов осуществляются посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов с 1 июля 2020 года - в тестовом режиме, с 1 октября 2020 года - полностью.
9. В структуре центрального аппарата Министерства:
б) упразднить должность заместителя министра юстиции - ректора Ташкентского государственного юридического университета с сохранением должности ректора Ташкентского государственного юридического университета;
в) ввести должности заместителей министра юстиции Республики Узбекистан;
г) создать в рамках предельной штатной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:
Управление по развитию гражданско-правовых отношений;
Управление по совершенствованию и ведению мониторинга административных процедур.
10. Одобрить предложение Министерства о создании в качестве эксперимента при отделах юстиции района (города) в городе Намангане и Каршинском районе центров по оказанию юридических услуг государственным органам и организациям (далее - Центры по оказанию юридических услуг) в целях обеспечения оказания качественных юридических услуг государственным органам и организациям.
Установить, что Центры по оказанию юридических услуг:
создаются за счет сокращения действующих штатных единиц юридических служб государственных органов и организаций района (города), финансируемых из бюджета;
осуществляют возложенные законодательством на юридические службы задачи и функции в соответствующей организации.
Министерству, основываясь на результатах эксперимента до 1 января 2021 года, внести обоснованные предложения о распространении данной системы на все регионы республики.
11. Образовать Национальный правовой информационный центр "Адолат" (далее - Центр) в форме государственного учреждения на базе Государственного учреждения "Центр правовой информации "Адолат", Государственного унитарного предприятия редакции газеты "Инсон ва конун" и редакции общественно-правового журнала "Хукук ва бурч" при Министерстве путем их объединения.
Определить, что:
Центр является ведущим государственным учреждением республики в сферах подготовки и оперативного доведения до населения и исполнителей правовой информации и материалов о правовой пропаганде, направленных на повышение правосознания и правовой культуры населения в обществе, а также официального опубликования текстов нормативно-правовых актов;
редакция газеты "Инсон ва конун" и редакция общественно-правового журнала "Хукук ва бурч" в структуре Центра осуществляют свою деятельность с сохранением действующих сфер оказания услуг и финансируются за счет собственных средств, а недостающая часть данных средств - покрывается за счет внебюджетных средств Министерства.
12. Министерствам и ведомствам, принимающим нормативные документы о техническом регулировании, в трехмесячный срок обеспечить представление Министерству технических регламентов, нормативных документов о стандартизации, санитарных, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных правилах и нормах, градостроительных нормах и правилах, экологических правилах и нормах, а также других документов в области технического регулирования для размещения их в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан.
Министерству в срок до 1 января 2021 года полностью завершить работы по размещению нормативных документов в области технического регулирования в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и внести информацию об их результатах в Кабинет Министров.
13. Министерству обеспечить:
а) с 1 июля 2020 года отмену практики принятия приказа министра юстиции Республики Узбекистан при государственной регистрации ведомственного нормативно-правового акта и внедрение порядка государственной регистрации ведомственного нормативно-правового акта с присвоением ему уникального номера и внесением в государственный реестр;
б) внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложений о привлечении к соответствующей ответственности должностных лиц министерств и ведомств, систематически нарушающих требования актов законодательства и настоящего Указа в сфере нормотворческой деятельности;
в) в месячный срок:
внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложений об отмене рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение актов законодательства, имеющихся в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан;
внесение проектов постановлений правительства об организации деятельности Центров по оказанию юридических услуг и Национального правового информационного центра "Адолат";
г) внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
проекта постановления Президента Республики Узбекистан о внедрении комплексной системы оценки регуляторного воздействия;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа, в том числе предусматривающих административную ответственность за неисполнение обязательных к исполнению представлений органов юстиции.
14. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства согласно приложению N 7.
15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 19.05.2020 г. N УП-5997
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации в 2020-2021 годах Концепции
развития органов и учреждений юстиции
в 2020-2024 годах
N
|
Наименование мероприятий
|
Форма реализации
|
Сроки реализации
|
Ответственные исполнители
|
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ, КООРДИНАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
||||
1. |
Систематизация законодательства, упрощение правового регулирования путем применения метода "регуляторной гильотины", в том числе сокращение подзаконных актов и принятие законов прямого действия. |
Комплекс мер |
Ноябрь 2020 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. |
Внедрение комплексной системы оценки регуляторного воздействия. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
Июль 2020 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
3. |
Разработка механизмов проведения научной лингвистической экспертизы проектов нормативно-правовых актов. |
Проект постановления Кабинета Министров |
Март 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
4. |
Дальнейшее совершенствование единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов путем внедрения в нормотворческий процесс инновационных методов деятельности с применением современных информационно- коммуникационных технологий. |
Организационные меры |
Декабрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
Развитие гражданско-правовых отношений, в том числе совершенствование норм гражданского законодательства, предусмотрев при этом:
гармонизацию норм гражданского законодательства с передовой зарубежной практикой, внедрение в сферу передовых международных стандартов;
налаживание взаимоувязанной правовой экспертизы регуляторных и диспозитивных норм с целью развития институтов гражданского законодательства и минимизации вмешательства в частноправовые отношения между равноправными субъектами.
Проект закона
Май
2022 года
Министерство юстиции
(Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства
6. |
Обеспечение неофициального перевода на иностранные языки нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, а также имеющих важное значение для иностранных инвесторов. |
Организационные меры |
2020-2021 годы |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
||||
7. |
Совершенствование правовых основ государственного управления на основе всестороннего функционального изучения деятельности органов государственного управления на регулярной основе. |
Комплекс мер |
Ноябрь 2020 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
8. |
Создание единой информационной базы о деятельности органов государственного управления, а также разработка и внедрение в деятельность органов юстиции эффективных механизмов всестороннего и критического анализа действенности системы государственного управления. |
Комплекс мер |
Январь 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
9. |
Проведение опросов среди предпринимателей об имеющихся проблемах и предложениях по их решению, проведение пресс-конференций по актуальным вопросам предпринимательской деятельности с привлечением иностранных инвесторов. Реализация мер по обеспечению надежной защиты прав и законных интересов предпринимателей, иностранных инвесторов, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательства по итогам проведения данных конференций. |
Комплекс мер |
2020-2021 годы |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов), Бизнес-омбудсман (Д.Косимов) |
10. |
Создание специального интерактивного юридического портала "Advice for business", предоставляющего всю необходимую информацию по осуществлению предпринимательской деятельности - от регистрации предприятия до его ликвидации. |
Организационно- технические мероприятия |
Август 2020 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов), Бизнес-омбудсман (Д.Косимов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
11. |
Утверждение технико-экономических обоснований и технико-экономических расчетов, образование государственных комиссий и утверждение документов по приемке завершенных строительством объектов государственного значения, а также разработка обоснованных предложений по отмене практики принятия правительственных решений по вопросам передачи объектов государственной собственности от одной организации другой. |
Проект нормативно- правового акта |
Август 2020 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство строительства (Б.Зокиров), заинтересованные министерства и ведомства |
РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР И ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
|
||||
12. |
Внедрение системы "виртуальная юстиция" путем поэтапной цифровизации баз данных органов и учреждений юстиции, а также государственных услуг. |
Ведомственный акт |
Февраль 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
13. |
Внедрение государственных услуг информативного характера, в частности порядка получения справок в автоматическом режиме без очереди и оформления заявки (с запросом USSD через мобильную связь). |
Организационные меры |
Октябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков) |
16. |
Совершенствование на постоянной основе инфраструктуры Центров государственных услуг, а также сокращение очередей путем создания комнат для отдыха на территории Центров государственных услуг. |
Комплекс мер На основе плана-графика |
2020-2021 годы |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство финансов (Т.Ишметов), заинтересованные министерства и ведомства |
17. |
Разработка единой платформы для государственных услуг, подключение всех ответственных органов к данной платформе. |
Комплекс мер На основе плана-графика |
Март 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), заинтересованные министерства и ведомства |
18. |
Поэтапное расширение перечня государственных услуг, оказываемых по экстерриториальному принципу, а также предоставление возможности их дистанционного использования за пределами Республики Узбекистан. |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2020 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), Министерство иностранных дел (А.Камилов), заинтересованные министерства и ведомства |
19. |
Разработка и внедрение стандартов деятельности в сфере государственных услуг (стандарт интеграции информационных систем, а также технические стандарты). |
Проект нормативно- правового акта |
Январь 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садиков), заинтересованные министерства и ведомства |
20. |
Расширение видов услуг, предоставляемых Центрами государственных услуг. |
Комплекс мер На основе плана-графика |
Март 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
21. |
Автоматизация социально значимых государственных услуг. |
Комплекс мер На основе плана-графика |
Апрель 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
|
||||
22. |
Изучение вопросов присоединения Республики Узбекистан к другим международным договорам в сфере интеллектуальной собственности и подготовка предложений по присоединению в дальнейшем к ним. |
Проект нормативно- правового акта |
Ноябрь 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
23. |
Совершенствование национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности и модернизация системы интеллектуальной собственности, направленной на защиту прав правообладателей интеллектуальной собственности (Patent Trolling). |
Проект нормативно- правового акта |
Апрель 2021 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), заинтересованные министерства и ведомства |
24. |
Совершенствование экспертизы объектов интеллектуальной собственности путем применения современных IT-решений и методов аутсорсинга. |
Комплекс мер |
Ноябрь 2021 года |