ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг / Общие положения /

Программа развития рынка капитала в 2021-2023 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 13.04.2021 г. N УП-6207)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 13.04.2021 г. N УП-6207



ПРОГРАММА

развития рынка капитала в 2021-2023 годах


Коренное совершенствование инвестиционного климата, дальнейшее углубление процессов реализации пакета государственных акций, уменьшение участия государства в экономике, неприкосновенность частной собственности, повышение ее роли и значения, в том числе переход к современным подходам в управлении государственными активами, превращение рынка капитала в один из ведущих факторов экономического развития являются важным условием устойчивого развития экономики страны.

В последнее время проводится работа по реформированию рынка ценных бумаг, в частности, по совершенствованию законодательной системы в данной сфере, усилению защиты прав инвесторов, эффективному регулированию рынка капитала и налаживанию сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Вместе с тем сегодня существует ряд насущных проблем, требующих своего решения, и недостатков, связанных с дальнейшим развитием рынка капитала, формированием конкурентной среды и стимулированием повышения ликвидности фондового рынка, в частности:

отсутствует государственная система стратегического планирования в области развития рынка капитала;

низкая доля ценных бумаг в свободном обращении относительно ВВП страны (0,3 процента);

наибольшая часть сделок на фондовом рынке (более 70 процентов объема на бирже) приходится на долю предприятий с государственным участием;

наблюдается низкая ликвидность рынка ценных бумаг, существует необходимость развития вторичного рынка государственных ценных бумаг, количество внедренных в практику видов финансовых продуктов недостаточно, кроме того, пакеты государственных акций не реализуются по принципу "одна акция - один лот", очевидна низкая заинтересованность хозяйствующих субъектов в привлечении капитала на рынке ценных бумаг;

слабо ведется работа по привлечению на рынок капитала крупных институциональных инвесторов с долгосрочными финансовыми ресурсами;

инфраструктура рынка не обеспечена на достаточном уровне современными информационно-коммуникационными системами, а также неэффективно используются возможности локальных систем в данной сфере;

абсолютно не развита инфраструктура рынка капитала на региональном уровне;

ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов в области рынка капитала, способных активно продвигать и реализовывать меры по увеличению рыночной капитализации;

существует множество правовых актов, которые предусматривают непропорциональное регулирование сферы и не соответствуют требованиям современного рынка и международным стандартам;

корпоративные отношения не организованы на основе современных подходов.

Эти недостатки препятствуют использованию огромного потенциала рынка капитала, обеспечению его капитализации и ликвидности на надлежащем уровне, эффективному привлечению инвестиций, развитию экономики и других сфер в жизни государства и общества.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основная цель данной Программы - кардинальное совершенствование государственной политики, предусматривающей углубление реализации реформ, направленных на доведение общего объема свободных ценных бумаг в ВВП страны до 5 процентов, что включает в себя следующие приоритетные стратегические задачи:

повышение конкурентоспособности и доведение до 45 трлн сумов до конца 2023 года капитализации рынка капитала за счет внедрения привлекательных для инвесторов механизмов, создание эффективного альтернативного механизма банковского кредитования;

повышение доступности рынка капитала для всех категорий инвесторов посредством активной интеграции с международными финансовыми рынками, широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий и применения передовых подходов, успешно апробированных за рубежом;

доведение до 5 процентов до конца 2023 года части проектов, финансируемых путем выпуска ценных бумаг в рамках республиканской и региональных инвестиционных программ, посредством обеспечения гармоничного функционирования и развития всех сегментов рынка капитала с целью максимального удовлетворения инвестиционных потребностей населения, предпринимателей и экономики;

создание необходимых условий для активного финансирования инвестиций, направленных на цели развития на фондовом рынке, путем внедрения передовых международных практик, устранения излишних барьеров, ограничений и чрезмерного регулирования сферы;

разработку необходимой законодательной базы, обеспечивающей целостность регулирования рынка капитала, предупреждение системных рисков с внедрением соответствующих международных критериев и опыта;

развитие устойчивой системы обеспечения рынка капитала кадрами, отвечающими современным требованиям, создание привлекательных условий для привлечения перспективных, в том числе зарубежных специалистов;

подготовку и переподготовку специалистов для рынка капитала, системное налаживание повышения их квалификации;

охват 40 тысяч человек до конца 2023 года в рамках программ поддержки повышения знаний, навыков и финансовой грамотности миноритарных инвесторов, иных участников рынка капитала и широких слоев населения.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ


1. УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЭМИТЕНТОВ,

НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ И РОСТ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ


В целях увеличения предложения на рынке капитала и устранения имеющихся проблем в развитии корпоративного управления:

повышение привлекательности предприятий с участием государства, трансформация предприятий, внедрение в них корпоративного управления и финансового аудита, а также повышение операционной эффективности;

внедрение финансовых инструментов, таких как биржевые инвестиционные фонды (Exchange traded funds), в том числе посредством привязки к золоту (Gold ETF);

диверсификация существующих типов облигаций посредством введения новых типов, таких как ипотечные ценные бумаги и облигации "Сукук";

внедрение ценных бумаг и других финансовых услуг, касающихся рынка капитала, на основе принципов исламского финансирования;

внедрение принципов корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) во всех акционерных обществах и разъяснение сути этих принципов широкой общественности;

привлечение инвесторов на отечественный рынок капитала путем широкого внедрения инструментов краудфандинга;

внедрение практики выпуска государственных ценных бумаг для целевого финансирования развития вторичного рынка государственных ценных бумаг и инфраструктуры;

развитие рынка корпоративных облигаций;

поощрение приватизации предприятий с государственным участием посредством публичного предложения на отечественной фондовой бирже.



2. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

РЫНКА КАПИТАЛА


Для коренного совершенствования имеющейся инфраструктуры рынка капитала будут приняты следующие меры:

обеспечение участия брокеров фондовой биржи во вторичных торгах государственными ценными бумагами путем установления программных связей между АО "Узбекская республиканская валютная биржа" и Республиканской фондовой биржей "Тошкент";

осуществление расчетов путем открытия счета в Центральном банке ГУП "Центральный депозитарий ценных бумаг";

создание единой платформы раскрытия корпоративной и рыночной информации по раскрытию информации листинговыми компаниями и акционерами на базе Единого портала корпоративной информации и соответствующих разделов веб-сайта Республиканской фондовой биржи "Тошкент";

создание на официальном веб-сайте Республиканской фондовой биржи "Тошкент" электронного табло базы данных, открытого для всех инвесторов, включающего в себя наименование эмитента, тип акции, проценты, выплачиваемые по привилегированным акциям, размер выплачиваемых дивидендов и дату их выплаты;

создание самоуправляемого негосударственного объединения профессиональных участников рынка капитала, представляющего интересы его членов;

повышение инвестиционной привлекательности Республиканской фондовой биржи "Тошкент" путем укрепления ее материально-технической базы и пересмотра организационной структуры;

создание возможностей для хранения, ведения учета ценных бумаг и развития других депозитарных операций;

создание правовых основ для организации деятельности национальных рейтинговых агентств в области рынка капитала.



3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА


Для развития рынка капитала путем широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере необходимы:

обеспечение непрерывности деятельности Единого программно-технического комплекса (ЕПТК), развитие, а также создание его резервного центра;

разработка и внедрение в практику мобильных приложений, позволяющих совершать операции на фондовом рынке в режиме онлайн;

создание возможности для клиентов-резидентов или нерезидентов Республики Узбекистан открывать счета депо дистанционно без их личного участия;

внедрение методов проверки клиентов в соответствии с системами "Знай своего клиента" (KYC) и "Борьба с легализацией доходов" (AML) с целью получения персональных данных инвестиционных посредников при заключении договоров с ними;

выполнение Центральным депозитарием ценных бумаг функций Национального агентства оцифровки и внедрение международных стандартов ISO;

разработка и запуск программного обеспечения ЕПТК, позволяющего Министерству финансов выполнять свои надзорные функции.



4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОПРОСОВ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

РЫНКА КАПИТАЛА


Основная цель данного направления - создание эффективной правовой базы с учетом опыта развитых зарубежных государств и разработка актов законодательства прямого действия. В частности:

разработка закона прямого действия в данной сфере, в том числе проекта закона "О рынке капитала", на основе принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO);

обеспечение подлинной независимости регулятора рынка капитала для эффективного выполнения возложенных на него задач;

разработка предложений по совершенствованию деятельности инвестиционных фондов с целью стимулирования интеграционных процессов в отраслях экономики и внедрения новых механизмов финансирования, а также внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее деятельность холдинговых предприятий;

совершенствование правил торговли, клиринга и расчетов, а также правил для инвестиционных консультантов и посредников с учетом оптимизации функциональных возможностей и устранения бюрократии соответствующих процедур;

внедрение механизма эффективного регулирования движения капитала с учетом всех возможных рисков и уровня развития финансового рынка страны;

принятие мер для подписания многостороннего Меморандума взаимопонимания о консультациях, сотрудничестве и обмене информацией между Министерством финансов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO);

усиление надзорных функций и правового регулирования путем закрепления следующих полномочий за Министерством финансов на законодательном уровне:

самостоятельное применение штрафов к физическим лицам и финансовых санкций к юридическим лицам за нарушение требований законодательства в сфере рынка капитала;

совершенствование порядка инициирования и проведения проверок деятельности участников рынка капитала с учетом передового международного опыта;

внедрение практики публикации информации о решениях о применении мер воздействия в рамках надзорных функций.



5. РАСШИРЕНИЕ БАЗЫ ИНВЕСТОРОВ И ПОВЫШЕНИЕ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Для обеспечения комплексного решения имеющихся проблем увеличения спроса на рынке капитала и стимулирования роста спроса на рынке капитала особенно важно реализовать следующие мероприятия по различным направлениям:

установление порядка дистанционного открытия счетов депо юридическими лицами, в том числе нерезидентами Республики Узбекистан, и подачи заявлений на первичное (IPO) и вторичное (SPO) публичное предложение акций, заказа на покупку государственных и корпоративных облигаций и иных ценных бумаг;

создание дополнительных возможностей для нерезидентов Республики Узбекистан для приобретения ценных бумаг отечественных эмитентов;

поощрение участия страховых компаний на рынке капитала;

создание инвестиционных фондов в сотрудничестве с международными финансовыми институтами;

внедрение устойчивых механизмов при реализации программ повышения финансовой грамотности населения по вопросам, касающимся сферы рынка капитала;

проведение международных конференций и других мероприятий для разъяснения сути, значения и реализации Программы.



6. РАЗВИТИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЦЕННЫХ БУМАГ


В целях развития рынка государственных ценных бумаг, в том числе их вторичного рынка, с учетом передового зарубежного опыта, внедрения международных стандартов в данном направлении и расширения базы инвесторов:

расширение возможности приобретения нерезидентами и резидентами Республики Узбекистан государственных ценных бумаг (кроме облигаций Центрального банка), а также внедрение института маркет-мейкера;

развитие вторичного рынка государственных ценных бумаг, в том числе внедрение практики выпуска государственных ценных бумаг с привязкой к инфляции;

адаптация рынка государственных ценных бумаг к международным стандартам, обеспечение прозрачности и применение современных информационно-коммуникационных технологий в данном направлении;

выпуск государственных ценных бумаг для целевого финансирования развития инфраструктуры.



7. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ

РЫНКА КАПИТАЛА, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ

ИХ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕОБУЧЕНИЯ


В целях обеспечения сферы квалифицированными специалистами, их переобучения и регулярного повышения квалификации необходимо осуществление следующих мер:

создание комплексной системы подготовки кадров, направленной на обучение знаниям и навыкам в области регулирования рынка капитала;

разработка учебных программ в сотрудничестве с престижными зарубежными образовательным учреждениями;

создание институциональной базы по развитию потенциала кадров, включая внедрение отдельных направлений по специальности рынка капитала в Банковско-финансовой академии и Высшей школе бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности;

подготовка и переподготовка работников Министерства финансов и принятие мер по повышению их квалификации в зарубежных странах с развитыми рынками капитала;

привлечение в Министерство финансов высококвалифицированных специалистов, в том числе имеющих опыт работы в органах, регулирующих рынок ценных бумаг зарубежных стран.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 апреля 2021 г.








































Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск