ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг / Общие положения /Программа развития рынка капитала в 2021-2023 годах (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 13.04.2021 г. N УП-6207)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 13.04.2021 г. N УП-6207
ПРОГРАММА
развития рынка капитала в 2021-2023 годах
Коренное совершенствование инвестиционного климата, дальнейшее углубление процессов реализации пакета государственных акций, уменьшение участия государства в экономике, неприкосновенность частной собственности, повышение ее роли и значения, в том числе переход к современным подходам в управлении государственными активами, превращение рынка капитала в один из ведущих факторов экономического развития являются важным условием устойчивого развития экономики страны.
В последнее время проводится работа по реформированию рынка ценных бумаг, в частности, по совершенствованию законодательной системы в данной сфере, усилению защиты прав инвесторов, эффективному регулированию рынка капитала и налаживанию сотрудничества с международными финансовыми институтами.
Вместе с тем сегодня существует ряд насущных проблем, требующих своего решения, и недостатков, связанных с дальнейшим развитием рынка капитала, формированием конкурентной среды и стимулированием повышения ликвидности фондового рынка, в частности:
отсутствует государственная система стратегического планирования в области развития рынка капитала;
низкая доля ценных бумаг в свободном обращении относительно ВВП страны (0,3 процента);
наибольшая часть сделок на фондовом рынке (более 70 процентов объема на бирже) приходится на долю предприятий с государственным участием;
наблюдается низкая ликвидность рынка ценных бумаг, существует необходимость развития вторичного рынка государственных ценных бумаг, количество внедренных в практику видов финансовых продуктов недостаточно, кроме того, пакеты государственных акций не реализуются по принципу "одна акция - один лот", очевидна низкая заинтересованность хозяйствующих субъектов в привлечении капитала на рынке ценных бумаг;
слабо ведется работа по привлечению на рынок капитала крупных институциональных инвесторов с долгосрочными финансовыми ресурсами;
инфраструктура рынка не обеспечена на достаточном уровне современными информационно-коммуникационными системами, а также неэффективно используются возможности локальных систем в данной сфере;
абсолютно не развита инфраструктура рынка капитала на региональном уровне;
ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов в области рынка капитала, способных активно продвигать и реализовывать меры по увеличению рыночной капитализации;
существует множество правовых актов, которые предусматривают непропорциональное регулирование сферы и не соответствуют требованиям современного рынка и международным стандартам;
корпоративные отношения не организованы на основе современных подходов.
Эти недостатки препятствуют использованию огромного потенциала рынка капитала, обеспечению его капитализации и ликвидности на надлежащем уровне, эффективному привлечению инвестиций, развитию экономики и других сфер в жизни государства и общества.
Основная цель данной Программы - кардинальное совершенствование государственной политики, предусматривающей углубление реализации реформ, направленных на доведение общего объема свободных ценных бумаг в ВВП страны до 5 процентов, что включает в себя следующие приоритетные стратегические задачи:
повышение конкурентоспособности и доведение до 45 трлн сумов до конца 2023 года капитализации рынка капитала за счет внедрения привлекательных для инвесторов механизмов, создание эффективного альтернативного механизма банковского кредитования;
повышение доступности рынка капитала для всех категорий инвесторов посредством активной интеграции с международными финансовыми рынками, широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий и применения передовых подходов, успешно апробированных за рубежом;
доведение до 5 процентов до конца 2023 года части проектов, финансируемых путем выпуска ценных бумаг в рамках республиканской и региональных инвестиционных программ, посредством обеспечения гармоничного функционирования и развития всех сегментов рынка капитала с целью максимального удовлетворения инвестиционных потребностей населения, предпринимателей и экономики;
создание необходимых условий для активного финансирования инвестиций, направленных на цели развития на фондовом рынке, путем внедрения передовых международных практик, устранения излишних барьеров, ограничений и чрезмерного регулирования сферы;
разработку необходимой законодательной базы, обеспечивающей целостность регулирования рынка капитала, предупреждение системных рисков с внедрением соответствующих международных критериев и опыта;
развитие устойчивой системы обеспечения рынка капитала кадрами, отвечающими современным требованиям, создание привлекательных условий для привлечения перспективных, в том числе зарубежных специалистов;
подготовку и переподготовку специалистов для рынка капитала, системное налаживание повышения их квалификации;
охват 40 тысяч человек до конца 2023 года в рамках программ поддержки повышения знаний, навыков и финансовой грамотности миноритарных инвесторов, иных участников рынка капитала и широких слоев населения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЭМИТЕНТОВ,
НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ И РОСТ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В целях увеличения предложения на рынке капитала и устранения имеющихся проблем в развитии корпоративного управления:
повышение привлекательности предприятий с участием государства, трансформация предприятий, внедрение в них корпоративного управления и финансового аудита, а также повышение операционной эффективности;
внедрение финансовых инструментов, таких как биржевые инвестиционные фонды (Exchange traded funds), в том числе посредством привязки к золоту (Gold ETF);
диверсификация существующих типов облигаций посредством введения новых типов, таких как ипотечные ценные бумаги и облигации "Сукук";
внедрение ценных бумаг и других финансовых услуг, касающихся рынка капитала, на основе принципов исламского финансирования;
внедрение принципов корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) во всех акционерных обществах и разъяснение сути этих принципов широкой общественности;
привлечение инвесторов на отечественный рынок капитала путем широкого внедрения инструментов краудфандинга;
внедрение практики выпуска государственных ценных бумаг для целевого финансирования развития вторичного рынка государственных ценных бумаг и инфраструктуры;
развитие рынка корпоративных облигаций;
поощрение приватизации предприятий с государственным участием посредством публичного предложения на отечественной фондовой бирже.
РЫНКА КАПИТАЛА
Для коренного совершенствования имеющейся инфраструктуры рынка капитала будут приняты следующие меры:
обеспечение участия брокеров фондовой биржи во вторичных торгах государственными ценными бумагами путем установления программных связей между АО "Узбекская республиканская валютная биржа" и Республиканской фондовой биржей "Тошкент";
осуществление расчетов путем открытия счета в Центральном банке ГУП "Центральный депозитарий ценных бумаг";
создание единой платформы раскрытия корпоративной и рыночной информации по раскрытию информации листинговыми компаниями и акционерами на базе Единого портала корпоративной информации и соответствующих разделов веб-сайта Республиканской фондовой биржи "Тошкент";
создание на официальном веб-сайте Республиканской фондовой биржи "Тошкент" электронного табло базы данных, открытого для всех инвесторов, включающего в себя наименование эмитента, тип акции, проценты, выплачиваемые по привилегированным акциям, размер выплачиваемых дивидендов и дату их выплаты;
создание самоуправляемого негосударственного объединения профессиональных участников рынка капитала, представляющего интересы его членов;
повышение инвестиционной привлекательности Республиканской фондовой биржи "Тошкент" путем укрепления ее материально-технической базы и пересмотра организационной структуры;
создание возможностей для хранения, ведения учета ценных бумаг и развития других депозитарных операций;
создание правовых основ для организации деятельности национальных рейтинговых агентств в области рынка капитала.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА
Для развития рынка капитала путем широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере необходимы:
обеспечение непрерывности деятельности Единого программно-технического комплекса (ЕПТК), развитие, а также создание его резервного центра;
разработка и внедрение в практику мобильных приложений, позволяющих совершать операции на фондовом рынке в режиме онлайн;
создание возможности для клиентов-резидентов или нерезидентов Республики Узбекистан открывать счета депо дистанционно без их личного участия;
внедрение методов проверки клиентов в соответствии с системами "Знай своего клиента" (KYC) и "Борьба с легализацией доходов" (AML) с целью получения персональных данных инвестиционных посредников при заключении договоров с ними;
выполнение Центральным депозитарием ценных бумаг функций Национального агентства оцифровки и внедрение международных стандартов ISO;
разработка и запуск программного обеспечения ЕПТК, позволяющего Министерству финансов выполнять свои надзорные функции.
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
РЫНКА КАПИТАЛА
Основная цель данного направления - создание эффективной правовой базы с учетом опыта развитых зарубежных государств и разработка актов законодательства прямого действия. В частности:
разработка закона прямого действия в данной сфере, в том числе проекта закона "О рынке капитала", на основе принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO);
обеспечение подлинной независимости регулятора рынка капитала для эффективного выполнения возложенных на него задач;
разработка предложений по совершенствованию деятельности инвестиционных фондов с целью стимулирования интеграционных процессов в отраслях экономики и внедрения новых механизмов финансирования, а также внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее деятельность холдинговых предприятий;
совершенствование правил торговли, клиринга и расчетов, а также правил для инвестиционных консультантов и посредников с учетом оптимизации функциональных возможностей и устранения бюрократии соответствующих процедур;
внедрение механизма эффективного регулирования движения капитала с учетом всех возможных рисков и уровня развития финансового рынка страны;
принятие мер для подписания многостороннего Меморандума взаимопонимания о консультациях, сотрудничестве и обмене информацией между Министерством финансов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO);
усиление надзорных функций и правового регулирования путем закрепления следующих полномочий за Министерством финансов на законодательном уровне:
самостоятельное применение штрафов к физическим лицам и финансовых санкций к юридическим лицам за нарушение требований законодательства в сфере рынка капитала;
совершенствование порядка инициирования и проведения проверок деятельности участников рынка капитала с учетом передового международного опыта;
внедрение практики публикации информации о решениях о применении мер воздействия в рамках надзорных функций.
5. РАСШИРЕНИЕ БАЗЫ ИНВЕСТОРОВ И ПОВЫШЕНИЕ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Для обеспечения комплексного решения имеющихся проблем увеличения спроса на рынке капитала и стимулирования роста спроса на рынке капитала особенно важно реализовать следующие мероприятия по различным направлениям:
установление порядка дистанционного открытия счетов депо юридическими лицами, в том числе нерезидентами Республики Узбекистан, и подачи заявлений на первичное (IPO) и вторичное (SPO) публичное предложение акций, заказа на покупку государственных и корпоративных облигаций и иных ценных бумаг;
создание дополнительных возможностей для нерезидентов Республики Узбекистан для приобретения ценных бумаг отечественных эмитентов;
поощрение участия страховых компаний на рынке капитала;
создание инвестиционных фондов в сотрудничестве с международными финансовыми институтами;
внедрение устойчивых механизмов при реализации программ повышения финансовой грамотности населения по вопросам, касающимся сферы рынка капитала;
проведение международных конференций и других мероприятий для разъяснения сути, значения и реализации Программы.
6. РАЗВИТИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЦЕННЫХ БУМАГ
В целях развития рынка государственных ценных бумаг, в том числе их вторичного рынка, с учетом передового зарубежного опыта, внедрения международных стандартов в данном направлении и расширения базы инвесторов:
расширение возможности приобретения нерезидентами и резидентами Республики Узбекистан государственных ценных бумаг (кроме облигаций Центрального банка), а также внедрение института маркет-мейкера;
развитие вторичного рынка государственных ценных бумаг, в том числе внедрение практики выпуска государственных ценных бумаг с привязкой к инфляции;
адаптация рынка государственных ценных бумаг к международным стандартам, обеспечение прозрачности и применение современных информационно-коммуникационных технологий в данном направлении;
выпуск государственных ценных бумаг для целевого финансирования развития инфраструктуры.
7. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ
РЫНКА КАПИТАЛА, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
ИХ ОБУЧЕНИЯ И ПЕРЕОБУЧЕНИЯ
В целях обеспечения сферы квалифицированными специалистами, их переобучения и регулярного повышения квалификации необходимо осуществление следующих мер:
создание комплексной системы подготовки кадров, направленной на обучение знаниям и навыкам в области регулирования рынка капитала;
разработка учебных программ в сотрудничестве с престижными зарубежными образовательным учреждениями;
создание институциональной базы по развитию потенциала кадров, включая внедрение отдельных направлений по специальности рынка капитала в Банковско-финансовой академии и Высшей школе бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности;
подготовка и переподготовка работников Министерства финансов и принятие мер по повышению их квалификации в зарубежных странах с развитыми рынками капитала;
привлечение в Министерство финансов высококвалифицированных специалистов, в том числе имеющих опыт работы в органах, регулирующих рынок ценных бумаг зарубежных стран.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 апреля 2021 г.