ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Единая методика юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним (Приложение к Закону РУз 20.04.2021 г. N ЗРУ-682)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Закону РУз от 20.04.2021 г. N ЗРУ-682



ЕДИНАЯ МЕТОДИКА

юридико-технического оформления проектов

нормативно-правовых актов, а также информационно-

аналитических материалов, прилагаемых к ним


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящая Единая методика определяет порядок юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов (далее - проект), а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним.


2. Основные принципы оформления проекта:

точность и определенность юридической формы;

ясность и доступность языка;

полнота правового регулирования соответствующей сферы отношений;

конкретность правового регулирования;

использование апробированных терминов, понятий и выражений;

максимальная четкость и лаконичность формулировки норм;

унификация, единообразие формы, структуры и способа изложения правовых предписаний;

соблюдение правил законодательной техники.



ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ

И СТРУКТУРЕ ПРОЕКТА


§ 1. Общие положения


3. Текст проекта должен быть изложен лаконично, простым и ясным языком. Текст проекта не должен приводить к различным толкованиям и разночтениям. Предложения проекта строятся в соответствии с общепринятыми грамматическими, орфографическими и пунктуационными правилами с использованием официального стиля языка и юридической терминологии.


4. Текст проекта должен соответствовать следующим требованиям:

простота и краткость предложений;

точность формулировки;

системность и последовательность изложения.


5. Не допускается употребление в проекте, а также информационно-аналитических материалах, прилагаемых к ним:

форм разговорной речи;

терминов иностранных языков при наличии равнозначных слов и понятий на государственном языке;

устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;

аббревиатур и сокращений (за исключением общепринятых аббревиатур и сокращений, а также сокращенных наименований организаций в приложениях к подзаконным актам).


6. При использовании в проекте понятий и терминов, которые отсутствуют в законодательстве, а также технических и других специальных понятий, даются их определения. Не требуется определение общеупотребляемых понятий в соответствии с законодательной практикой.


7. Определение понятия или термина должно полностью раскрывать его содержание. Не допускается определение понятия или термина через это же понятие и термин, а также другие понятия и термины, которые сами нуждаются в определении.


8. При необходимости определения трех и более понятий, многократно употребляемых в проекте, они указываются в отдельном пункте (статье) и приводятся в начале текста проекта.


9. При неоднократном употреблении словосочетаний они излагаются в полной редакции в той структурной единице (статье, части, пункте, подпункте, абзаце), где использованы впервые, и в скобках указывается в именительном падеже сокращенное обозначение, которым данное понятие употребляется в последующих положениях проекта.


10. В проекте, как правило, повторно не воспроизводятся правовые нормы, содержащиеся в нормативно-правовом акте той же юридической силы.

При необходимости в проекте воспроизводятся отдельные положения из нормативно-правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой.


11. Включение в текст проекта ссылок на другие нормативно-правовые акты допускается лишь в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений. Ссылки должны быть конкретными и указывать на конкретный нормативно-правовой акт либо на его отдельные положения.

Каждая ссылка должна быть обоснована в подготавливаемой к проекту пояснительной записке с указанием реквизитов нормативно-правового акта, его структурной единицы, на которую делается ссылка.

В проекте не допускаются ссылки на конкретные нормативно-правовые акты низшей юридической силы, протоколы, поручения и письма государственных органов.


12. При необходимости сделать ссылку в законопроекте (законе) на закон указываются вид и наименование закона в порядке последовательности. При этом по постановлениям палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан также указываются дата его принятия и номер.


13. Не допускается повторное изложение текста статьи (пункта) в других статьях (пунктах) того же нормативно-правового акта, а также включение в ведомственные нормативно-правовые акты норм, предусматривающих принятие других ведомственных нормативно-правовых актов.


14. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие и раскрытие предмета правового регулирования.


15. В зависимости от объема, проект подзаконного акта делится на следующие структурные единицы по нисходящей: разделы, подразделы, главы, параграфы, пункты, подпункты и абзацы.

Деление законопроектов осуществляется в соответствии с параграфом 2 настоящей главы.


16. Разделы проекта нумеруются римскими, а подразделы и главы - арабскими цифрами и имеют заголовки. Параграфы обозначаются знаком "§", нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки.

Обозначение и наименование разделов, подразделов, глав и параграфов пишутся с прописной буквы, "полужирным" шрифтом, с выравниванием текста по центру, без кавычек, одинарным межстрочным интервалом и без отступа, в одну строку с обозначением их номера, после которого ставится точка.


17. Не допускается введение структурной единицы:

"раздел", если в проекте нет глав;

"подраздел", если в проекте нет разделов;

"подпункт" и "абзац" если в проекте нет пунктов.


18. Каждый разрабатываемый проект должен иметь наименование. Наименование должно быть изложено кратко, ясно и отражать его основной предмет правового регулирования.


19. Проект может иметь преамбулу, которая содержит разъяснение мотивов и целей его принятия и размещается в начале.

Преамбула нормативно-правового акта может быть изложена в нескольких абзацах, логически развивающих ее содержание.

Преамбула не должна:

содержать самостоятельных нормативных предписаний;

делиться на статьи и пункты;

содержать ссылки на другие нормативно-правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием нормативно-правового акта;

содержать значение основных понятий, применяемых в проекте;

нумероваться.


20. В преамбуле проекта могут указываться (для ведомственных нормативно-правовых актов обязательно) нормативно-правовые акты, во исполнение или на основании которых он принимается.


21. Правовые нормы в проекте излагаются в виде статей и пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой, а также не имеют заголовков, за исключением статьей.

Двойная нумерация правовых норм не допускается.


22. Каждая статья и пункт, как правило, должны содержать одну правовую норму и иметь полное и законченное содержание.

В постановляющую часть проекта, кроме законопроектов, включаются наиболее важные правовые нормы.


23. Пункты могут подразделяться на подпункты или абзацы.


24. Подпункты обозначаются строчными буквами с закрывающей круглой скобкой. Буквы должны быть изложены в последовательности по алфавиту.


25. Подпункты могут подразделяться только на абзацы. Не допускается использование дефиса или других знаков в начале абзацев.


26. К проекту могут быть приложены требования, перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, схемы, структуры, образцы документов, бланков, а также документы рекомендательного характера (типовые положения, уставы, договоры, методические рекомендации и др.).


27. Если пунктами (подпунктами, абзацами) постановляющей части проекта, в законопроектах статьями (частями, пунктами, подпунктами, абзацами) предусматривается утверждение документов, то соответствующая структурная единица нормативно-правового акта и наименование утверждаемого им документа должны излагаться в соответствии друг с другом.


28. Приложения, состоящие из разделов, имеют сквозную нумерацию пунктов. Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.



§ 2. Особенности структуры законопроектов (закона)


29. Структура законопроекта обусловлена его содержанием и строится в следующей последовательности:

область применения или действия;

общие положения: основные принципы правового регулирования, определение используемых в законе понятий и специальных терминов, права и обязанности субъектов, а также механизмы реализации норм разрабатываемого законопроекта;

норма об ответственности за нарушение норм принимаемого закона;

нормы, подразумевающие внесение изменений и дополнений в некоторые законы, а также признание законов утратившими силу в связи с принятием данного закона;

субъект, на которого возлагается обеспечение исполнения, доведение, разъяснение сути и значения принимаемого закона;

поручение о приведении нормативно-правовых актов в соответствие с принимаемым законом;

порядок вступления закона в силу.


30. Употребляются следующие структурные единицы законопроекта (закона) по нисходящей:

часть;

раздел;

подраздел;

глава;

параграф;

статья.


31. Употребляются следующие структурные единицы статьи законопроекта (закона) по нисходящей:

часть;

пункт;

подпункт;

абзац.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.


32. Обозначение и наименование части законопроекта (закона) печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроектов (закона) печатается "полужирным" шрифтом.


33. Разделы нумеруются римскими, а подразделы и главы - арабскими цифрами и имеют заголовки. Параграфы обозначаются знаком "§", нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки.

Обозначение и наименование подразделов, глав и параграфов пишутся с прописной буквы, а обозначение и наименование разделов прописными буквами "полужирным" шрифтом, без кавычек, одинарным межстрочным интервалом, в одну строку с обозначением их номера, после которого ставится точка.


34. Статья законопроекта (закона):

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование, за исключением законопроектов о внесении изменений и дополнений в некоторые законы, а также признании их утратившими силу.

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы "полужирным" шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Если статья не имеет наименования, то точка ставится после номера статьи и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа "полужирным" шрифтом.

Статья подразделяется на части, которые не нумеруются. Порядковая расположенность частей статьи определяется посредством последовательного подсчета абзацев, начинающихся с прописной буквы и заканчивающихся точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающей круглой скобкой. Части статей могут делиться на абзацы.

Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами в скобках, или абзацы.


35. Нумерация частей, разделов, подразделов, глав, параграфов и статей законопроекта (закона) должна быть сквозной. Недопустима отдельная нумерация статей каждой главы (параграфа) или отдельная нумерация глав каждого раздела (подраздела).


36. Недопустимо включение в законопроект (закон) примечаний к частям, разделам, подразделам, главам, параграфам, статьям или законопроекту (закону) в целом.


37. Если к законопроекту (закону) имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами с обозначением знаком "№". При ссылках на приложения в тексте законопроекта (закона) указывается знак "№".

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы со шрифтом в размере 12 после текста законопроекта (закона) без указания на номер и дату подписания закона.

Наименование приложения располагается по центру страницы.



§ 3. Общие требования к изложению норм

законопроекта (закона)


38. Закон должен отвечать следующим требованиям:

детальное изложение норм, обеспечивающее его единообразное толкование, не требующее разработки и принятия подзаконных актов для их конкретизации;

присутствие в тексте закона конкретного механизма его реализации;

присутствие исчерпывающего перечня прав и обязанностей субъектов правоотношений в законопроекте;

отсутствие декларативных и абстрактных норм.


39. Нормы закона должны быть взаимосвязаны с нормами других законов. При этом формулировки норм закона должны излагаться единообразно с формулировками, применяемыми в других законах.


40. В ходе составления текста законопроекта (закона) в нем систематизируется законодательство, объединяются все правовые нормы, содержащиеся в подзаконных актах, создаются новые нормы, восполняющие пробелы в законодательстве, устраняются несогласованности, неоправданные повторения и противоречия между отдельными правовыми предписаниями.

При этом с принятием закона все старые подзаконные акты, нормы, которые отражены в законе, утрачивают свою регулятивную необходимость и подлежат признанию утратившими силу.


41. По мере возможности в одном акте должны быть полностью урегулированы все вопросы определенной отрасли права и сферы общественных отношений. При необходимости изменения отдельных норм закона, необходимо оформить их в качестве изменений и дополнений к данному закону без оформления нового самостоятельного нормативно-правового акта.


42. Одновременно с проектом закона разрабатываются:

перечень подзаконных актов, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием закона;

сравнительная таблица, содержащая нормы подзаконных актов, которые вошли в проект закона и обоснование такого объединения;

проекты решений о внесении изменений и дополнений в действующие подзаконные акты или признании их утратившими силу в связи с принятием закона.



ГЛАВА 3. ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ПРОЕКТОВ И ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ

ИСТОЧНИКОВ ОПУБЛИКОВАНИЯ


§ 1. Общие положения


43. Текст проекта должен располагаться на одной стороне листа бумаги формата А4 без уменьшения его масштаба.


44. Если проект изложен на двух или более страницах, каждая его страница и приложения к нему должны быть отдельно пронумерованы. Порядковый номер страницы печатается вверху страницы от центра, начиная с цифры 2. На первой странице цифра 1 не проставляется.


45. Проекты, как правило, подготавливаются с использованием редактора Microsoft Word и следующих параметров:

левое поле страницы 3 см, правое поле 2 см, нижняя и верхняя поля 2 см;

размер шрифта для проектов ведомственных нормативно-правовых актов 12, для остальных - 14;

первая строка с отступом 1,27 см (для законопроектов - 1,25 см);

межстрочный интервал (множитель) 1.


46. Сверху в правом углу на первой странице размещается слово "Проект" (за исключением проекта ведомственного нормативно-правого акта), его размер должен быть идентичным размеру шрифта текста.


47. Текст вида оформляется заглавными буквами "полужирным" шрифтом с выравниванием текста по центру, одинарным межстрочным интервалом и без отступа. Вид проекта законодательных актов, указа и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан и решения органов государственной власти на местах отражается в двух строках.


48. Наименование пишется строчными буквами "полужирным" шрифтом с выравниванием текста по центру, без кавычек, одинарным межстрочным интервалом и без отступа.


49. В каждой строке текста слова должны быть законченными без переносов. В конце каждой строки, как правило, не оставляются союзы, знак "№", части цифр, аббревиатур и т.п.


50. Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы со шрифтом в размере 12 с указанием номера приложения (если имеется несколько приложений), вида нормативно-правового акта, к которому прилагается, и оставленным местом для даты и номера акта.


51. Наименование приложения пишется строчными буквами "полужирным" шрифтом с выравниванием текста по центру, без кавычек, одинарным межстрочным интервалом и без отступа.



§ 2. Особенности юридико-технического оформления

законопроектов (законов) о ратификации международных

договоров Республики Узбекистан


52. Если законопроект (закон) о ратификации международных договоров Республики Узбекистан включает в себя ратификацию нескольких международных договоров, то такой законопроект (закон) оформляется в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов (законов), содержащих статьи без наименования.

Наименование международного договора Республики Узбекистан в законопроекте (законе) о ратификации должно быть полностью идентично наименованию этого международного договора в подписанном оригинале.



§ 3. Особенности юридико-технического оформления

проекта ведомственного нормативно-правового акта


53. Тексты приказов и постановлений министерства или ведомства должны быть напечатаны на соответствующих бланках с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и содержать наименование органа (органов), их принявших.

54. Утверждение одним приказом или постановлением нескольких положений, правил или инструкций не допускается.



§ 4. Порядок указания официальных источников опубликования


55. При внесении изменений и дополнений в закон указываются:

официальный источник опубликования закона или официальный источник опубликования закона в новой редакции (если она была);

официальные источники опубликования всех последующих изменений и дополнений, внесенных в законодательный акт.


56. При признании закона утратившим силу указывается официальный источник опубликования закона или официальный источник опубликования закона в новой редакции (если она была). Также отдельно признаются утратившими силу и законы, которыми вносились изменения и дополнения в основной закон, признаваемый утратившим силу, с указанием источника их официального опубликования.



ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

ПРОЕКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, А ТАКЖЕ

ПРИЗНАНИИ ИХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ


§ 1. Общие положения


57. Проект о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также признании их утратившими силу готовится, как правило, в следующих случаях:

выполнения требований законов Республики Узбекистан, актов Президента Республики Узбекистан и решений Кабинета Министров по приведению законодательства в соответствие с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, а также во исполнение поручений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

если разрабатываемый проект влечет за собой необходимость внесения изменений или дополнений в иные нормативно-правовые акты, а также признания их утратившими силу;

выявления в процессе подготовки проекта наличия нормативно-правового акта, регулирующего аналогичные отношения, и установления возможности правового регулирования путем внесения изменений и дополнений в данный нормативно-правовой акт без принятия нового нормативно-правового акта;

устранения множественности нормативно-правовых актов по одним и тем же вопросам и выявленных противоречий правовых норм.


58. Внесением изменений в нормативно-правовой акт признается:

замена цифр, слов, предложений, граф, блоков и позиций;

признание утратившими силу абзацев, подпунктов, пунктов, статей (части статей), параграфов, глав, подразделов, разделов, частей, приложений или исключение цифр, слов, предложений, граф, блоков, позиций и абзацев;

изложение абзацев, подпунктов, пунктов, статей (части статей), параграфов, глав, подразделов, разделов, частей, приложений, а также наименований параграфов, глав, подразделов, разделов, частей, приложений в новой редакции.

Графа - раздел или пункт текста, документа, изложенная в форме таблицы, ограниченной двумя вертикальными линиями.

Блок - часть функционально объединенных таблиц разных форм (квадрат, прямоугольник, цилиндр, овал и т.д.).

Позиция - раздел, подраздел, глава, пункт, подпункт текста, документа, изложенная в графе в форме таблицы, ограниченной двумя горизонтальными линиями.


59. Внесением дополнений в нормативно-правовой акт признается:

дополнение структурной единицы нормативно-правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;

дополнение нормативно-правовых актов структурными единицами (частью, разделом, подразделом, главой, параграфом, приложением, графой, блоком, позицией, статьей (частью статьи), пунктом, подпунктом и абзацем).


59-1. В наименовании проекта подзаконного акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в подзаконные акты, а также признание их утратившими силу, должна быть указана суть вносимых данным проектом основных изменений и дополнений.

59-2. Проект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, а также признание их утратившими силу, как правило, имеет преамбулу, содержащую в себе пояснение о необходимости, причинах и целях принятия проекта, а также раскрывающую суть и значение нормативно-правового акта. В преамбуле подзаконного акта, при необходимости, указываются акты законодательства, во исполнение или на основании которых он принимается.

60. Текст, предусматривающий внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, разделяется на:

пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой;

подпункты, которые нумеруются строчными буквами со скобкой;

абзацы.


61. Если статьей или пунктом предусмотрено только одно изменение или дополнение в соответствующий нормативно-правовой акт, то подпункты не используются.


62. При внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт не меняется цифровая нумерация его разделов, подразделов, глав, параграфов, статей, пунктов и цифровая или буквенная нумерация подпунктов.


63. Если нормативно-правовой акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.


64. Добавление цифр, помещаемых над основными цифровыми или буквенными обозначениями, допускается лишь при внесении последующих изменений и дополнений. Такие обозначения используются только при последующих вставках во избежание изменения всей нумерации структурных единиц.


65. Если соответствующие дополнения вносятся в конец структурной единицы нормативно-правового акта (части, раздела, подраздела, главы, параграфа, статьи (части статьи), пункта, подпункта и абзаца), то существующая нумерация продолжается.


66. При дополнении статьи, пункта или подпункта новым абзацем меняется нумерация последующих абзацев данной статьи, пункта или подпункта в соответствующем порядке.


67. Если проект предусматривает внесение изменений и дополнений, а также признание утратившими силу одновременно нескольких нормативно-правовых актов или их структурных единиц, то эти акты располагаются в хронологическом порядке (по юридической силе и датам их принятия). В пределах одной и той же даты принятия нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их номерами в возрастающем порядке.


68. В случае, если в проекте, содержащем нормы о внесении изменений и дополнений в подзаконные акты, а также о признании их утратившими силу, эти нормы составляют два или более пунктов и имеют большой объем, они готовятся в виде приложения (приложений) к проекту.

В этом случае в структурной единице проекта подзаконного акта, предусматривающей утверждение приложения, вкратце излагается суть вносимых изменений и дополнений, а также признаваемых утратившими силу норм.

69. При внесении изменений и дополнений в нормативно-правовой акт указываются вид, дата принятия, номер, наименование данного акта.


70. Если соответствующие изменения и дополнения вносятся в приложение нормативно-правового акта, то в проекте не приводится наименование соответствующего нормативно-правового акта, а указывается наименование утвержденного им приложения.


71. Изменяемые, дополняемые и исключаемые слова и цифры заключаются в кавычки.


72. Если требуется значительно изменить текст приложения, части, раздела, подраздела, главы, параграфа, статьи, пункта, подпункта, абзаца и предложения, то необходимо изложить их в новой редакции.


73. В случае если часть, пункт или подпункт нормативно-правового акта состоит из абзацев, каждый из которых является продолжением вводного абзаца, исчисление абзацев начинается с вводного абзаца.


74. Приложение к проекту, предусматривающее признание подзаконных актов утратившими силу, состоит только из пунктов. В этом случае приводится перечень нормативно-правовых актов, признаваемых утратившими силу, состоящий из пунктов.


75. При необходимости признания утратившим силу нормативно-правового акта в целом или его структурной единицы до подпункта включительно данный акт в целом или его структурная единица до подпункта включительно признается утратившим силу.

В случае необходимости признания утратившей силу структурной единицы нормативно-правового акта в виде абзаца данный абзац исключается.


76. При признании соответствующих структурных единиц нормативно-правового акта утратившими силу нумерация последующих структурных единиц не меняется.

При исключении абзаца последовательность следующих абзацев пересматривается.

77. Если в нормативно-правовом акте имеется только одна действующая структурная единица, а остальные утратили силу, то при необходимости признания утратившей силу данной структурной единицы обязательно признание утратившим силу всего нормативно-правового акта.


78. В перечни нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются акты или нормы временного характера, срок действия которых истек.


79. Срок действия отдельной нормы или в целом нормативно-правового акта, который истек, не продлевается. В этом случае готовится проект, предусматривающий введение новой нормы.


80. Если подлежащие признанию утратившими силу статья (часть, пункт, подпункт и абзац статьи), пункт, подпункт или абзац содержат указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то подлежат признанию утратившими силу данная структурная единица и приложение, предусмотренное в ней.

Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то подлежат признанию утратившими силу (исключению) только соответствующие структурные единицы приложения.


81. В случае признания утратившим силу нормативно-правового акта полностью или частично подлежат признанию утратившими силу также соответствующие положения нормативно-правового акта, которыми были внесены изменения и дополнения в нормативно-правовой акт, признаваемый утратившим силу полностью или частично.

В случае признания утратившим силу нормативно-правового акта, которым было предусмотрено признание утратившим силу ранее принятого нормативно-правового акта, то действие предыдущего не восстанавливается. Данное правило распространяется также на признание утратившим силу (исключение) структурной единицы нормативно-правового акта.



§ 2. Особенности структуры законопроектов (законов)

о  внесении  изменений  и  дополнений  в  законы,  а  также

законопроектов (законов), содержащих перечни законов,

признаваемых утратившими силу


82. Законопроект (закон) о внесении изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан состоит из статей, не имеющих наименования. Статьи делятся на пункты или абзацы. Пункты в статьях делятся на абзацы.

Нормы о внесении изменений и дополнений в законы и признании утратившими силу законов или их структурных единиц могут излагаться в законах в виде самостоятельных статей, состоящих из пунктов нумеруемых арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.



ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ,

ПРИЛАГАЕМЫМ К ПРОЕКТУ


83. Информационно-аналитические материалы, прилагаемые к проекту, как правило, готовятся с использованием редактора Microsoft Word и следующих параметров в зависимости от объема информационно-аналитического материала:

левое поле страницы 1-3 см, правое поле 1-2 см, нижняя и верхняя поля 1-2 см;

размер шрифта 11-14 в зависимости от объема информационно-аналитического материала;

первая строка с отступом 0,50-1,27 см;

межстрочный интервал (множитель) 1-1,2.


84. В пояснительной записке к проекту должны содержаться:

основание для подготовки нормативно-правового акта и обоснование необходимости его принятия, в том числе сведения о нормативно-правовых актах, в которых поручено подготовить проект, а также о поручениях вышестоящего органа (при наличии поручения);

полное наименование разработчика проекта;

цели и задачи, а также основные положения, определяемые проектом, их краткое обоснование. При этом определяются основные цели, на достижение которых направлен проект, кратко указываются отдельные положения проекта, посредством которых можно достичь конкретных целей;

ожидаемые результаты от принятия нормативно-правового акта. При этом приводятся предполагаемые позитивные изменения в правовом регулировании, которые могут произойти в связи с принятием нормативно-правового акта. Ожидаемые результаты могут быть изложены также с указанием количественных показателей;

информация о принципах, положениях и формулировках международных документов и законодательства зарубежных стран, относящихся к предмету проекта (для подзаконных актов - при необходимости). При наличии положительного зарубежного опыта в соответствующей сфере в пояснительной записке может быть указано государство, вид, наименование и краткое содержание акта, в котором предусмотрена норма, учтенная при подготовке;

характеристика содержания проекта, в котором кратко излагается его структура с содержанием разделов, подразделов, глав, параграфов и статей (для подзаконных актов - при необходимости). При необходимости раскрывается основная суть положений, составляющих наиболее важную часть нормативно-правового акта;

информация о наличии или отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в другие нормативно-правовые акты либо признания их утратившими силу в связи с принятием нормативно-правового акта;

обоснование каждой ссылки на другие нормативно-правовые акты, используемые в проекте. При этом кратко раскрывается содержание нормы проекта, на которую делается ссылка;

краткое финансово-экономическое обоснование - в случае если реализация положений нормативно-правового акта требует дополнительных финансовых затрат или влечет потери Государственного бюджета Республики Узбекистан. Если реализация положений нормативно-правового акта не требует указанных затрат или не влечет потерь, то об этом в пояснительной записке приводится соответствующая информация;

информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении проекта и его результатах, в том числе информация о результатах проведенного обсуждения проекта на Портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов;

информация о согласовании проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом перечисляются заинтересованные министерства и ведомства, с которыми согласован (завизирован) проект;

краткое изложение содержания разногласий по проекту и мотивированное мнение о них (в случае наличия разногласий);

другие сведения, необходимые для обоснования проекта.


85. Сопоставительная таблица состоит из следующих трех граф:

действующая редакция соответствующей структурной единицы нормативно-правового акта, в которую предлагается внесение изменения или дополнения;

предлагаемая проектом редакция;

обоснование вносимых изменений и дополнений.

Графы действующей и предлагаемой редакций соответствующей структурной единицы в сопоставительной таблице излагаются в следующем виде:

изменяемые слова (цифры) в графах действующей редакций выделяются курсивом с подчеркиванием, а в графах предлагаемой редакций выделяются "полужирным" шрифтом;

в графе предлагаемой редакции дополняемые слова (цифры) выделяются "полужирным" шрифтом;

в графе действующей редакции исключаемые слова (цифры) и абзацы, а также другие структурные единицы, признаваемые утратившими силу, обозначаются "курсивным полужирным" шрифтом.

Если в проекте излагается новая редакция соответствующей структурной единицы, то выделяются только изменяемые, дополняемые, исключаемые слова (цифры).

В графах действующей и предлагаемой редакций соответствующие части структурной единицы, связанные со структурной единицей, в которую вносится изменение, и обеспечивающие наглядность вносимых поправок, приводятся обычным шрифтом.

Также используется обозначение части или абзаца, применяются слова "дополняется", "исключается", "переносится".


86. Таблица разногласий (кроме таблицы разногласий, подготовленной по проекту, которым предусмотрено внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты) состоит из следующих трех граф:

предлагаемая редакция соответствующей структурной единицы нормативно-правового акта;

замечания и предложения заинтересованных органов, а также поступившие через портал обсуждения проектов нормативно-правовых актов;

результаты рассмотрения.

В графе "Предлагаемая редакция" таблицы разногласий приводится соответствующая структурная единица нормативно-правового акта, по которому представлены замечания и предложения.

В графе "Замечания и предложения заинтересованных органов" таблицы разногласий приводятся замечания и предложения органа и организации, представивших свои замечания и предложения по проекту, или редакция, изложенная на их основании.

В графе "Результаты рассмотрения" таблицы разногласий разработчиком указываются сведения о результатах рассмотрения представленных замечаний и предложений. Если замечания и предложения учитываются, то приводится новая редакция структурной единицы, по которой даны замечания и предложения. Если замечания и предложения не учитываются, то указываются в соответствующем порядке обосновывающие сведения, в связи с которыми данные замечания и предложения не учтены.


87. Таблица разногласий, подготовленная по проекту, которым предусмотрено внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, состоит из следующих четырех граф:

действующая редакция соответствующей структурной единицы нормативно-правового акта, в которую предлагается внесение изменений и дополнений;

предлагаемая проектом редакция;

замечания и предложения заинтересованных органов;

результаты рассмотрения.

Первые две графы излагаются по сопоставительной таблице.

В графах "Замечания и предложения заинтересованных органов" и "Результаты рассмотрения" органом, вносящим проект, указываются сведения, предусмотренные в абзацах шестом и седьмом пункта 86 настоящей Единой методики соответственно.


88. В справке о хронологии разработки и согласования нормативно-правового акта указываются:

вид нормативно-правового акта;

наименование нормативно-правового акта;

основание для внесения нормативно-правового акта;

наименование разработчика проекта;

таблица, содержащая информацию о дате согласования нормативно-правового акта, наименовании министерства и ведомства, Ф.И.О. и должности его руководителя, результаты согласования, дату внесения нормативно-правового акта в органы, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов.


89. В концепции должны быть определены:

основная идея, цель и предмет правового регулирования;

общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов;

обоснование необходимости разработки законопроектов;

основные положения законопроектов;

прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона.


90. При определении основной идеи, цели и предмета правового регулирования в концепции раскрываются содержание законопроекта, основные задачи и цели, на достижение которых он направлен, общественные отношения, которые он призван урегулировать, а также излагается сфера применения, на которую распространяется его действие, полномочия (права и обязанности) субъектов правоотношений.


91. В общей характеристике и оценке состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений отражается состояние действующих в этой сфере нормативно-правовых актов, в частности, указываются:

нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, а также международные договоры Республики Узбекистан;

пробелы и противоречия в законодательстве, наличие устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений;

рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;

общепризнанные принципы и нормы международного права, а также опыт правового регулирования в зарубежных странах;

результаты проведения статистических, социологических, политологических, а также иных научных исследований;

перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона.

В обосновании необходимости разработки законопроектов излагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия закона.


92. Излагаемые аргументы должны быть конкретными, обоснованными и устанавливать причинно-следственную связь проблемы с несовершенством действующего законодательства. Указываются также отрасль законодательства, к которой относится законопроект, положения Конституции и законов Республики Узбекистан, на реализацию которых он направлен, а также его значение для правовой системы.


93. В основных положениях законопроектов излагаются правила, которые будут установлены в будущем законе, его примерная структура с кратким содержанием, при возможности, разделов, подразделов, глав, параграфов и статей.


94. Прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона включает описание предполагаемых последствий и ожидаемых конечных результатов его реализации. При этом должны учитываться не только положительные, но и возможные негативные последствия реализации будущего закона. При прогнозе правовых последствий будущего закона при необходимости также учитываются административно-правовые, судебно-правовые механизмы, обеспечивающие его исполнение.


95. Разработчик может указать в концепции и иную необходимую информацию.

Подготовленная концепция утверждается руководителем разработчика, если иное не предусмотрено в поручении о подготовке законопроекта, после чего осуществляется непосредственно подготовка текста законопроекта.

При необходимости концепция может быть предварительно согласована с вышестоящими органами.


96. К подготовленному законопроекту также прилагаются:

аналитическая сравнительная таблица с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан;

перечень подзаконных актов, подлежащих принятию, изменению или дополнению, признанию утратившими силу в связи с принятием законопроекта. При этом кратко указываются основания для принятия, изменения или дополнения подзаконного акта и органы, ответственные за их принятие, изменение или дополнение;

К законопроекту могут быть приложены и иные аналитические и информационные материалы.



ГЛАВА 6. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТА ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ РАЗРАБОТЧИКА


97. Проект до его визирования первым руководителем разработчика подвергается правовой экспертизе его юридической службой на предмет соответствия Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм.

В ходе правовой экспертизы проектов юридическая служба осуществляет также их анализ на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.


98. В случае соответствия проекта законодательству, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм юридическая служба готовит правовое заключение по нему, которое подписывается руководителем юридической службы (в случае отсутствия должности руководителя юридической службы - юрисконсультом).


99. В правовом заключении юридической службы отражаются:

сведения о нормативно-правовых актах, которыми поручено разработать нормативно-правовой акт (наименование, дата принятия, номер, официальный источник опубликования, соответствующая статья или пункт (подпункт, абзац), в которых приведено поручение), а также о поручениях вышестоящего органа (наименование органа, номер и дата поручения, при необходимости, должностное лицо, которое поручило) (при наличии поручения);

краткое изложение сути и значения основных положений проекта с разъяснением их правовой природы;

вывод о соответствии проекта законодательству, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения каждой отсылочной нормы проекта;

сведения о проведении антикоррупционной и иных видов экспертиз проекта.


100. При несоответствии проекта законодательству и правилам законодательной техники, а также необоснованности и нецелесообразности применения отсылочных норм юридическая служба возвращает проект на доработку с соответствующими замечаниями структурному подразделению разработчика, ответственному за подготовку проекта.



ГЛАВА 7. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА

С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ОРГАНАМИ

И ОРГАНИЗАЦИЯМИ


101. После рассмотрения проекта юридической службой разработчик визирует проект на уровне первого руководителя и направляет его на окончательное согласование (визирование) заинтересованным органам и организациям (далее - заинтересованные органы) посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


102. В обязательном порядке согласовываются с:

Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан - все проекты, в том числе проекты государственных программ развития и инвестиционных программ;

Министерством финансов Республики Узбекистан - проекты по вопросам выделения ассигнований из Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также осуществления государственных закупок;

Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан - проекты по вопросам инвестиций, торговли и экономического регулирования;

Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан - проекты по вопросам регулирования государственной гражданской службы, в том числе оплаты труда и материального стимулирования работников государственных органов и организаций, а также изменений их организационно-штатной структуры, утвержденных Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров;

Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан - проекты по вопросам государственно-частного партнерства;

Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана - проекты по вопросам, затрагивающим права и законные интересы фермерских, дехканских и подсобных хозяйств;

Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан- проекты по вопросам, прямо или косвенно воздействующим на осуществление предпринимательской деятельности;

Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан - проекты по вопросам конкуренции на товарных и финансовых рынках;

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента - проекты, касающиеся социально-экономического развития территорий и местных государственных программ;

Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам - проекты, касающиеся геологического изучения недр, их использования и охраны, а также управления отношений в горнодобывающей сфере;

Палатой адвокатов Республики Узбекистан - проекты по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и судопроизводством.

Палатой налоговых консультантов Узбекистана - проекты по вопросам регулирования отношений в области деятельности по налоговому консультированию;

Проекты в обязательном порядке согласовываются и с иными государственными органами и организациями в случаях, предусмотренных законодательством.

По проектам, связанным с деятельностью правительства, требуется заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан.


103. В случае, если руководитель заинтересованного органа имеет замечания и предложения по проекту, он указывает свои замечания и предложения с обоснованием в Единой электронной системе разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов и визирует проект с замечаниями и предложениями.


104. Замечания и предложения, не обоснованные в письме, могут не приниматься разработчиком. При этом ответственность за последствия непринятия необоснованных замечаний и предложений возлагается на первого руководителя заинтересованного органа, не обосновавшего свои замечания и предложения.


105. При наличии замечаний и предложений по проекту, принятие которых существенно меняет содержание и структуру проекта, заинтересованный орган может предложить разработчику свой вариант проекта посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.


106. Разработчик рассматривает замечания и предложения заинтересованных органов, в случае необходимости вносит соответствующие поправки в проект.


107. По замечаниям и предложениям заинтересованных органов составляется таблица разногласий, которая подписывается первым руководителем (в исключительных случаях - его первым заместителем) разработчика.

Результаты рассмотрения отражаются в таблице в виде "принято", "не принято". По непринятым замечаниям и предложениям указывается обоснование их непринятия.


108. Таблица разногласий вместе с проектом вносится в орган, принимающий нормативно-правовой акт, в установленном порядке.



ГЛАВА 8. ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ПРОЕКТА В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


109. После согласования со всеми заинтересованными органами разработчик до внесения проекта в орган, принимающий нормативно-правовой акт, направляет его в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы с приложением:

таблицы по результатам рассмотрения предложений;

правового заключения, подписанного руководителем юридической службы разработчика (в случае отсутствия должности руководителя юридической службы - юрисконсультом), в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, должность, контактные телефоны подписавшего его лица;

сопоставительной таблицы, если проектом предусматривается внесение изменений и дополнений в иные нормативно-правовые акты;

плана-графика разработки проекта - для проектов законов;

аналитической сравнительной таблицы с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан (для подзаконных актов - при необходимости);

таблицы разногласий, если проект согласован (завизирован) заинтересованными органами с замечаниями и предложениями, и копий писем этих органов, в которых изложены эти замечания и предложения;

отчета и заключения о проведении оценки регуляторного воздействия (в случаях, предусмотренных законодательством);

справки о хронологии разработки и согласовании проекта.


110. Проект возвращается Министерством юстиции Республики Узбекистан разработчику без проведения правовой экспертизы в следующих случаях:

проект не согласован со всеми заинтересованными органами на уровне их первых руководителей (в исключительных случаях - их первых заместителей);

к проекту не приложены документы, указанные в пункте 109 настоящей Единой методики.


111. По итогам правовой экспертизы проекта министр юстиции Республики Узбекистан (в исключительных случаях - первый заместитель министра) визирует проект.

При наличии замечаний и предложений проект визируется с замечаниями и предложениями.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 20 апреля 2021 г.
























































Время: 0.0050
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск