ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная экспертиза. Криминалистика. Экспертные учреждения /

Концепция по развитию судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 05.07.2021 г. N УП-6256)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 05.07.2021 г. N УП-6256



КОНЦЕПЦИЯ

по развитию судебно-экспертной деятельности

в Республике Узбекистан на 2021-2025 годы


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Концепция по развитию судебно-экспертной деятельности в Республике Узбекистан (далее - Концепция) направлена на определение ближайших и долгосрочных перспектив развития сферы судебной экспертизы в нашей стране.

Основной целью Концепции является удовлетворение потребностей судов и правоохранительных органов в квалифицированных заключениях судебной экспертизы с учетом требований международных норм и стандартов, совершенствование на системной основе судебно-экспертной деятельности, формирование стабильной и соответствующей научным требованиям системы судебной экспертизы, усиление защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в судебных процессах, а также обеспечение беспристрастности и независимости судебных экспертов.

Концепция служит основой для разработки программ и комплексных мер по развитию деятельности сферы.



ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ СУДЕБНО-

ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ И ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ


В стране осуществляется ряд последовательных мер по ускоренному развитию судебно-экспертной деятельности, внедрению в сфере современных методов достижений науки и техники.

За последние два года в сфере судебной экспертизы проведены 34 научно-исследовательские работы, разработаны 29 новейших научных методологий, внедрены 8 новых судебно-экспертных видов.

В настоящее время 6 государственными учреждениями, а также негосударственными организациями судебной экспертизы осуществляются 55 видов исследовательских работ судебной экспертизы.

Созданы правовые основы организации негосударственных учреждений судебной экспертизы, переподготовки и повышения квалификации экспертов.

Организованы курсы повышения квалификации судебных экспертов. Внедрена дистанционная форма обучения судебных экспертов.

Обеспечено повышение квалификации и правовых знаний 397 судебных экспертов.

Вместе с тем в судебно-экспертной сфере сохраняются основные проблемы, подлежащие решению в ближайшем будущем:

во-первых, децентрализованность судебно-экспертной деятельности с организационной и научно-методической точки зрения является причиной для возникновения различных подходов по определенному виду экспертизы;

во-вторых, проведение исследований судебной экспертизы учреждениями судебной экспертизы при органах, осуществляющих доследственную проверку, дознание и следствие, не отвечает принципам независимости судебного эксперта и беспристрастности проверок;

в-третьих, отсутствует профессиональное научно-исследовательское учреждение, ведущее научно-исследовательские работы в сфере судебной экспертизы и выполняющее задачу по совершенствованию сферы в соответствии с современными требованиями с постоянным анализом проблем в данном направлении;

в-четвертых, не созданы эффективная система государственной поддержки негосударственных организаций судебной экспертизы, а также механизмы оказания им методического содействия;

в-пятых, отсутствие достаточных возможностей для повышения профессиональных знаний и навыков судебных экспертов, а также невыделение грантовых средств для повышения их квалификации и стажировки в зарубежных государствах препятствуют обеспечению данной сферы высококвалифицированными кадрами;

в-шестых, не принимаются достаточные меры по внедрению достижений науки и техники в судебно-экспертную деятельность, пассивна работа по разработке научно обоснованных предложений и действенных механизмов по комплексному изучению и решению системных проблем в данной сфере;

в-седьмых, неусовершенствованность механизмов материально-социального стимулирования работников учреждений судебной экспертизы не дает возможности для повышения эффективности проводимых исследований и предотвращения коррупционных случаев, привлечения добросовестных и высококвалифицированных кадров.



ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Приоритетными направлениями развития судебно-экспертной деятельности являются:

обеспечение беспристрастности и независимости судебных экспертов, совершенствование нормативно-правовой базы сферы;

расширение судебно-экспертной практики, повышение качества и надежности судебных экспертиз;

развитие научно-исследовательских работ в судебно-экспертной деятельности, включая совершенствование методологии и регламентов, а также внедрение в сферу достижений науки и техники;

повышение потенциала кадров судебно-экспертной деятельности, а также создание эффективной системы подготовки судебных экспертов;

развитие института негосударственной судебной экспертизы;

обеспечение и развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности;

укрепление материально-технической базы судебно-экспертной деятельности.



ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


§ 1. Обеспечение беспристрастности и независимости

судебных экспертов, совершенствование

нормативно-правовой базы сферы


1. Разработка новой редакции Закона "О судебной экспертизе", предусматривающего:

определение статуса негосударственных судебно-экспертных организаций, предъявляемых к ним требований, процедур проведения ими судебных экспертиз и исследований, а также регламентов работы;

методическое обеспечение негосударственной судебно-экспертной деятельности, а также внедрение механизма регулирования;

предоставление экспертами мнения специалиста на основе обращений физических и юридических лиц;

определение прав и обязательств специального уполномоченного органа;

внедрение системы ведения реестра экспертов, которым предоставляются полномочия проведения повторной экспертизы, и определение требований по включению их в реестр;

принятие присяги судебными экспертами;

внедрение институтов аккредитации и валидации в целях дальнейшего повышения надежности деятельности судебной экспертизы.


2. Последовательное приведение национального законодательства в сфере правового обеспечения независимости судебно-экспертной профессии, а также гарантий ее деятельности в соответствие с международными нормами и требованиями.


3. Разработка предложений по созданию в Узбекистане единой системы судебной экспертизы.


4. Внесение в процессуальные законодательные акты изменений и дополнений, предусматривающих участие и полномочия негосударственных судебных экспертов в дознании, предварительном следствии и судопроизводстве.


5. Широкое внедрение принципов государственно-частного партнерства в деятельности организаций судебной экспертизы.


6. Определение полномочий назначения экспертизы государственным и негосударственным организациям судебной экспертизы и получения заключения экспертизы на договорной основе по запросу адвоката.


7. Определение мер уголовной ответственности за случаи вмешательства в деятельность судебных экспертов.


8. Определение конкретных критериев и механизмов применения мер воздействия в отношении государственных и негосударственных судебных экспертов, допустивших факты нарушения закона.


9. Организация деятельности Квалификационной комиссии в целях обеспечения справедливого и беспристрастного рассмотрения случаев, связанных с незаконными действиями судебных экспертов.



§ 2. Расширение судебно-экспертной практики,

а также повышение качества и надежности

судебной экспертизы


1. Поэтапное внедрение в практику новых видов судебной экспертизы с учетом потребностей учреждений судебной экспертизы в квалифицированных заключениях судебной экспертизы правоохранительных органов, законных прав физических и юридических лиц, а также передового зарубежного опыта.


2. Выделение грантов на внедрение новых видов судебной экспертизы.


3. Развитие структуры государственных учреждений судебной экспертизы, в том числе в регионах республики.


4. Внедрение дополнительных видов исследований экспертизы в территориальных отделениях Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее - РЦСЭ) с учетом необходимых потребностей и имеющихся возможностей на местах. В частности, поэтапное создание в городах Фергане, Термезе, Ургенче лабораторий судебно-биологической экспертизы ДНК человека, в городе Самарканде - лаборатории судебно-биологической экспертизы ДНК человека, а также лаборатории криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий.


5. Внедрение (интеграция) единой информационной системы "E-ekspertiza", предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора и обработки данных о судебных экспертах и экспертизе, а также обеспечения всех видов информационного взаимодействия с организациями, причастными к осуществлению экспертных действий.


6. Проведение международной аккредитации лабораторий государственных учреждений судебной экспертизы с обеспечением их соответствия международным научно-техническим требованиям в целях обеспечения признания и применения в международном масштабе экспертных заключений.


7. Оценка в рейтинговой системе деятельности судебных экспертов на основе их профессиональной дееспособности, качества проведенных судебных экспертиз и других критериев.


8. Формирование электронной базы данных о деятельности судебных экспертов путем ведения их единого реестра.


9. Широкое внедрение в судебно-экспертную сферу современных информационных технологий и инноваций, в том числе создание информационного портала судебной экспертизы, направленного на доведение до населения информации о судебно-экспертной деятельности.


10. Предоставление учреждениям, занимающимся научной деятельностью, права проведения судебно-экспертных исследований по направлениям своей деятельности.



§ 3. Развитие научно-исследовательских работ

в сфере судебно-экспертной деятельности, включая

совершенствование методологии и регламентов, а также

внедрение в сферу достижений науки и техники


1. Создание Научно-исследовательского института судебной экспертизы.


2. Организация в РЦСЭ деятельности отдельного Совета по присвоению научных степеней доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) по специальности "судебная экспертиза".


3. Дальнейшее совершенствование научных основ решения судебно-экспертных задач и разработка единых научно-методических подходов.


4. Совершенствование системы оказания методической помощи судам и правоохранительным органам государственными учреждениями судебной экспертизы, в том числе издание практических пособий и другой литературы по вопросам назначения для них судебных экспертиз и использования их.


5. Принятие мер по разработке органами юстиции конкретных, глубоких и научно обоснованных предложений и действенных механизмов по комплексному изучению и системному решению проблем в судебно-экспертной сфере на основе конкретного плана работы.


6. Приведение имеющейся методологии в судебно-экспертной сфере в соответствие с международными стандартами и требованиями путем ее критического анализа.


7. Реализация фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, программ и проектов по исследованию актуальных проблем судебно-экспертной деятельности на основе конкретного плана-графика.


8. Подготовка учебников нового поколения в сфере судебной экспертизы и криминалистики с привлечением зарубежных ученых и специалистов.


9. Создание словаря терминов в сфере судебной экспертизы и криминалистики.


10. Создание электронного научного журнала "Судебная экспертиза Узбекистана".


11. Реализация комплекса мер по созданию единой базы данных по геномной информации по лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, биологическим следам, оставленным преступниками, неопознанным трупам, лицам, без вести пропавшим.



§ 4. Повышение потенциала кадров судебно-

экспертной деятельности, создание эффективной

системы подготовки судебных экспертов


1. Налаживание осуществления подготовки кадров в сфере судебной экспертизы на курсах по подготовке экспертов по соответствующим видам экспертизы, продолжительностью не менее шести месяцев, в период обучения в бакалавриате или магистратуре в высших образовательных учреждениях по принципу дуального образования на договорной основе.


2. Повышение качества переподготовки и повышения квалификации экспертов путем создания учебных кафедр в РЦСЭ, в которых постоянную деятельность осуществляют профессора-преподаватели.


3. Повышение качества переподготовки и повышения квалификации государственных и негосударственных судебных экспертов путем широкого внедрения в сферу инновационных методов и форм обучения, а также повышение квалификации судебных экспертов на основе кредитно-модульной системы.


4. Внедрение системы повышения профессиональной квалификации судебных экспертов на рабочем месте без отрыва их от производства.


5. Расширение сотрудничества с зарубежными судебно-экспертными организациями в области повышения профессиональных знаний и квалификации судебных экспертов, при этом налаживание повышения квалификации и стажировки не менее 10 судебных экспертов в год в зарубежных государствах за счет грантовых средств.


6. Организация на постоянной основе для сотрудников органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия, а также суда адресных учебных семинаров (вебинаров) о методах сбора, хранения и представления объектов исследования, необходимых для проведения судебных экспертиз.


7. Широкое привлечение к процессам повышения квалификации специалистов сферы судебной экспертизы зарубежных государств в качестве лекторов и преподавателей.


8. Упрощение процесса адаптации лиц, занимающихся научной деятельностью в сфере судебной экспертизы, к профессии эксперта.


9. Создание в учреждениях экспертизы соответствующих условий и предоставление различных льгот и финансовых возможностей для кадров с ученой степенью в целях повышения научного потенциала кадров, поддержки повышения работниками профессионального и научного потенциала на постоянной основе.


10. Присуждение учреждениям экспертизы статуса научного учреждения.



§ 5. Развитие института негосударственной

судебной экспертизы


1. Создание Объединения негосударственных организаций судебной экспертизы и частных экспертов.


2. Определение задач органов юстиции по регулированию деятельности негосударственных судебных экспертов, содействию организации их взаимодействия с государственными органами и организациями.


3. Проведение мониторинга профессиональной дееспособности негосударственных судебных экспертов и качества проведенной судебной экспертизы.


4. Определение порядка организации деятельности негосударственных организаций судебной экспертизы.


5. Сокращение с 10 лет до 3 лет срока осуществления в непрерывном порядке судебно-экспертной деятельности, предоставляющей судебным экспертам право сдачи итогового экзамена без прохождения курсов переподготовки по определенному виду судебной экспертизы.


6. Отмена требования необходимости наличия в штате негосударственной организации судебной экспертизы, помимо ее руководителя, не менее двух судебных экспертов, имеющих сертификат судебного эксперта по одинаковому или различным направлениям судебной экспертизы.


7. Внедрение института частных экспертов, занимающихся индивидуальной негосударственной судебно-экспертной деятельностью.


9. Расширение перечня видов судебной экспертизы, разрешенных для проведения негосударственными организациями судебной экспертизы.



§ 6. Развитие международного сотрудничества в сфере

судебно-экспертной деятельности


1. Вступление в членство Азиатской сети учреждений судебной экспертизы (Asian Forensic Sciences Network - AFSN).


2. Разработка на основе анализа наиболее актуальных проблем судебно-экспертной деятельности программы реализации фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, программ и проектов, в том числе с привлечением национальных, зарубежных и международных грантов.


3. Заключение международных документов, реализация совместных программ с ведущими зарубежными судебно-экспертными, научно-исследовательскими и другими организациями.


4. Усиление работы по организации для судебных экспертов страны зарубежных стажировок, семинаров и учебных курсов с участием международных экспертов.


5. Разработка порядка оказания услуг учреждениями и организациями судебной экспертизы Республики Узбекистан зарубежным организациям и иностранным гражданам с целью широкого использования ими возможностей судебной экспертизы.


6. Организация участия на регулярной основе судебных экспертов в международных научно-практических конференциях, в частности международных мероприятиях, проводимых под эгидой Всемирной ассоциации судебных экспертов (IAFS).


7. Создание технического комитета в целях внедрения в деятельность учреждений судебной экспертизы межгосударственных и международных стандартов, вступление в членство и обеспечение участия в деятельности межгосударственных и международных технических комитетов.



§ 7. Укрепление материально-технической базы

судебно-экспертной деятельности


1. Обеспечение государственных учреждений судебной экспертизы зданиями и сооружениями, соответствующими требованиям международного стандарта ISO/IEC 17025.


2. Реализация годовой программы по закупке программного обеспечения, реактивов, реагентов, расходных материалов, а также оборудования и инвентаря.


3. Обеспечение подключения государственных организаций судебной экспертизы к высокоскоростной сети Интернет в установленном порядке.


4. Усиление социальной защиты судебных экспертов путем увеличения платных услуг.


5. Оснащение выездных лабораторий в целях качественного проведения в установленные сроки исследований экспертизы.


6. Улучшение жилищных условий работников государственных учреждений судебной экспертизы путем выделения им земельных участков на основе государственно-частного партнерства.



ГЛАВА 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Реализация Концепции приведет к следующим результатам:

принятие мер по обеспечению независимости судебных экспертов;

достижение дальнейшего укрепления доверия физических и юридических лиц к системе судебной экспертизы;

развитие теории и практики судебной экспертизы в стране;

укрепление материально-технической базы государственных и негосударственных организаций судебной экспертизы, широкое внедрение в сферу принципов государственно-частного партнерства;

дальнейшее развитие научно-исследовательских, экспертных работ в сфере судебной экспертизы, внедрение в деятельность сферы достижений науки и техники;

дальнейшее совершенствование системы подготовки и повышения квалификации судебных экспертов;

совершенствование законодательства о судебной экспертизе и приведение его положений в соответствие с международными нормами;

развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности;

повышение эффективности показателей Узбекистана в международных авторитетных рейтингах и индексах, в частности, Индексе верховенства права (The Rule of Law Index) и Индексе восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index).



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 июля 2021 г.



































Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск