Расчеты с персоналом
Нормативно-правовые акты / Законодательные основы деятельности государственных органов / Экспертиза и систематизация нормативно-правовых актов /Постановление Президента Республики Узбекистан от 22.10.2021 г. N ПП-5263 "О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов"
Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ
Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин
Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
22.10.2021 г.
N ПП-5263
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИХ ПРОЕКТОВ
В стране проводятся широкомасштабные реформы, направленные на комплексное совершенствование системы противодействия коррупции, выявление и устранение причин и факторов совершения коррупционных правонарушений, предупреждение и противодействие коррупции во всех сферах жизни общества и государства.
Вместе с тем правоприменительная практика требует принятия мер по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения в актах законодательства норм, создающих условия для коррупции.
В целях дальнейшего совершенствования системы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов:
1. Принять к сведению, что Министерством юстиции совместно с соответствующими министерствами и ведомствами проведена антикоррупционная экспертиза 226 актов законодательства, регулирующих сферы строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок, по итогам которой в 75 из них выявлено 302 коррупциогенных фактора.
Утвердить "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в сферах строительства, здравоохранения, высшего образования и государственных закупок, согласно приложению N 1.
2. Одобрить предложение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Национального совета по противодействию коррупции, Министерства юстиции и Агентства по противодействию коррупции о разработке нормативно-правовых актов на основе принципа "законодательство, свободное от коррупции" с внедрением порядка проведения антикоррупционной экспертизы, предусматривающего:
поэтапное полное проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;
широкое привлечение общественности, научных организаций и независимых экспертов к проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
заполнение при разработке проектов нормативно-правовых актов разработчиком типовой формы вопросника по выявлению коррупциогенных факторов (далее - чеклист) и приложение его к проекту на всех этапах до принятия проекта;
непроведение правовой экспертизы и возвращение разработчику органами юстиции проектов нормативно-правовых актов, по которым не был заполнен чеклист;
определение коррупциогенных факторов, выявленных органами юстиции в нормативно-правовых актах и их проектах, одним из основных критериев оценки деятельности соответствующих государственных органов и организаций.
3. Утвердить:
План-график проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022-2026 годах согласно приложению N 2;
План проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2021 году согласно приложению N 3.
Установить, что с 2022 года ежегодно до 20 марта план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов утверждается решением Кабинета Министров.
При этом в данный план включаются в первую очередь акты законодательства, регулирующие социально-экономические отношения с наиболее высоким уровнем коррупции, в том числе явившиеся причиной широкого обсуждения среди общественности.
4. Предоставить с 1 января 2022 года представителям научных организаций и высших образовательных учреждений, а также физическим лицам - независимым экспертам право проведения научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
Установить порядок, в соответствии с которым:
проведение научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов осуществляется физическими лицами, внесенными в Реестр экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы актов законодательства и их проектов (далее - Реестр экспертов) за счет их собственных средств и (или) средств заказчиков;
Реестр экспертов ведется Министерством юстиции;
заключения по результатам проведения научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и организациями, а также справка, составленная по итогам их рассмотрения, направляется лицам, проводившим экспертизу, и Министерству юстиции.
Министерству юстиции (Давлетов Р.) в трехмесячный срок разработать и в установленном порядке утвердить требования, предъявляемые к формированию и ведению Реестра экспертов, а также лицам, проводящим научную и независимую антикоррупционную экспертизу.
5. Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.) при формировании государственного заказа на реализацию научно-исследовательских проектов учитывать проекты, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, в трехмесячный срок - объявить конкурсы научно-исследовательских проектов, включая целевые, по следующим направлениям:
разработка научно обоснованных предложений по научному решению проблем, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, а также повышению эффективности данной деятельности;
разработка научно обоснованных комплексных решений по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
6. Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе проводить с 2022 года конкурсы государственных грантов на лучшие предложения по проведению научной и независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
7. Установить, что при организации работ на основе Плана-графика проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022-2026 годах (далее - План-график):
а) государственные органы и организации проводят антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов, по итогам которой вносят в Министерство юстиции заполненный чеклист и предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов;
б) Министерство юстиции:
обобщает чеклист и предложения государственных органов и организаций, представленные по итогам антикоррупционной экспертизы, и разрабатывает "Дорожную карту" по устранению выявленных коррупциогенных факторов;
как правило, каждые полгода вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров аналитическую справку о результатах анализа состояния проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов;
совместно с соответствующими государственными органами и организациями ежегодно до 15 декабря разрабатывает и вносит в Кабинет Министров "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов, выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов, а также план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов на следующий год в рамках сфер, определенных в Плане-графике;
в) Кабинет Министров ежегодно до 20 марта утверждает план проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике, а также "Дорожную карту" по устранению коррупциогенных факторов.
8. Установить порядок, в соответствии с которым:
соответствующие государственные органы и организации проводят антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов по подведомственности в рамках сфер, определенных в Плане-графике;
в целях обеспечения качественного и полноценного выполнения работ по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике, Министерством юстиции может быть создана Специальная рабочая группа по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов (далее - Специальная рабочая группа), состоящая из работников государственных органов и организаций, негосударственных некоммерческих организаций, научных кругов и независимых экспертов;
члены Специальной рабочей группы, в том числе работники государственных органов и организаций, научных организаций и высших образовательных учреждений, привлекаются без отрыва от основного места работы, оплата их труда осуществляется на основании гражданско-правового договора, заключенного с Министерством юстиции;
средства технического содействия и гранты международных финансовых институтов и зарубежных доноров, а также внебюджетные средства государственных органов и организаций являются источниками финансирования деятельности Специальной рабочей группы, включая оплату труда членов Специальной рабочей группы и обеспечение компьютерами и канцелярскими принадлежностями, необходимыми для эффективной организации их работы;
государственные органы и организации могут подать заявку в Министерство юстиции для проведения Специальной рабочей группой антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в рамках сфер, определенных в Плане-графике. При этом расходы, связанные с проведением экспертизы, покрываются за счет внебюджетных средств государственных органов и организаций на договорной основе.
9. Министерству инвестиций и внешней торговли (Кудратов Л.) и Министерству юстиции (Давлетов Р.) принять меры по привлечению средств технического содействия и грантов международных финансовых институтов и зарубежных доноров для организации проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов в 2022-2026 годах.
10. Определить, что Министерство юстиции:
координирует и оказывает методическую помощь деятельности государственных органов и организаций в области проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
вносит в государственные органы и организации представления о соблюдении требований проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, устранении коррупциогенных факторов и норм;
вносит предложения о повышении квалификации и навыков работников государственных органов и организаций, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, включая организацию для них обучающих мероприятий.
11. Установить порядок, в соответствии с которым:
Министерство юстиции по итогам каждых шести месяцев оценивает деятельность работников юридических служб государственных органов и организаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, по результатам оценки - вносит в соответствующие государственные органы и организации предложения о применении мер поощрения или дисциплинарного взыскания к ним;
руководители государственных органов и организаций рассматривают вопрос о поощрении путем единовременной выплаты денежных средств в размере 100 процентов должностного оклада работников юридических служб либо привлечении их в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
Расходы, связанные с реализацией мер, предусмотренных настоящим пунктом, финансируются за счет внебюджетных средств государственных органов и организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством.
12. Возложить на руководителей государственных органов и организаций персональную ответственность за своевременное, качественное и полное проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.
Утвердить критерии оценки деятельности государственных органов и организаций по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов (далее - критерии оценки) согласно приложению N 4.
Учитывать критерии оценки при ежегодном формировании рейтинга оценки эффективности работ по противодействию коррупции в государственных органах и организациях по итогам каждого года.
13. Министерству юстиции (Давлетов Р.), Агентству по противодействию коррупции (Бурханов А.) совместно с Министерством иностранных дел (Камилов А.) и Министерством инвестиций и внешней торговли (Кудратов Л.) в двухмесячный срок в целях изучения опыта развитых государств в области проведения антикоррупционной экспертизы и оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов и их проектов внести предложения по организации визитов специалистов в данные государства.
14. Министерству юстиции (Давлетов Р.) и Агентству по противодействию коррупции (Бурханов А.):
а) совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.), Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.) и Национальным информационным агентством Узбекистана (Кучимов А.) на постоянной основе:
проводить для широкой общественности и представителей средств массовой информации брифинги по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с участием негосударственных некоммерческих организаций;
освещать суть и содержание, значение настоящего постановления, а также работу, осуществляемую в стране по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
б) в трехмесячный срок:
обеспечить совершенствование Портала обсуждения проектов нормативно-правовых актов и Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, предусмотрев создание для государственных органов, организаций и общественности возможности заполнения и размещения чеклиста по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
в) в двухмесячный срок совместно с заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
15. Возложить на министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств и организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 22.10.2021 г. N ПП-5263
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по устранению коррупциогенных факторов,
выявленных в результате проведения антикоррупционной
экспертизы нормативно-правовых актов в сферах
строительства, здравоохранения, высшего
образования и государственных закупок
N
|
Наименование мер
|
Нормативно-правовые акты и механизмы реализации
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
РЕГУЛИРУЮЩИЕ СФЕРУ СТРОИТЕЛЬСТВА
|
||||
1. |
Внедрение единой правоприменительной практики при приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов и обеспечение дальнейшего улучшения бизнес-среды в сфере строительства страны. |
Проект Указа Президента Республики Узбекистан. В проекте предусматривается: отмена практики предоставления разрешения на право осуществления проектной деятельности юридическим лицам, в штате которых отсутствует инженер, обладающий соответствующим сертификатом, определенной Указом Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2018 года N УП-5577 "О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства"; установление порядка сертификации специалистов в сфере строительства Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана; исключение словосочетания "другие критерии" из подпунктов "б" и "в" пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 13 марта 2020 года N УП-5963 "О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан", а также из Критериев расчета рейтинга проектно-изыскательских организаций и Критериев определения рейтинга строительно-подрядных организаций Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 9 ноября 2020 года N 699. |
1 декабря 2021 года |
Министерство строительства, заинтересованные министерства и ведомства |
2. |
Обеспечение законности, открытости и прозрачности при проведении экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в постановление Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2018 года N ПП-3550 "О мерах по совершенствованию порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов". В проекте предусматривается: приведение в соответствие текстов на государственном и русском языках постановления; установление порядка взыскания платы за проведение комплексной экспертизы технико-экономического обоснования или технико-экономического расчета проектов; установление конкретных требований, предъявляемых к составлению и содержанию документов, вносимых на экспертизу, исключение из абзаца девятого пункта 11 Положения слов "и иных актов законодательства"; приведение порядка проведения экспертизы предпроектной, проектной, тендерной документации и контрактов в соответствие с Законом "О государственных закупках"; определение перечня документов, требуемых для приложения при внесении инициаторами (заказчиками) в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" в целях проведения повторной экспертизы предпроектной и проектной документации инвестиционных и инфраструктурных проектов; установление порядка и механизма выдачи положительного заключения для проведения экспертизы тендерной документации и технического задания в целях осуществления государственных закупок, в случае отказа в проведении экспертизы контрактов - обжалования. При этом предусматривается исключение неточных ссылок (слов "в порядке, установленном законодательством", "в установленном порядке"), приведенных в Положении. |
1 февраля 2022 года |
Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство строительства, |