ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Информация. Информатизация. Связь / Издательско-полиграфическая деятельность /Закон Республики Узбекистан от 26.11.2021 г. N ЗРУ-731 "Об издательской деятельности" (Принят Законодательной палатой 04.03.2021 г., одобрен Сенатом 23.04.2021 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
26.11.2021 г.
N ЗРУ-731
ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят Законодательной палатой 4 марта 2021 года
Одобрен Сенатом 23 апреля 2021 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области издательской деятельности.
Статья 2. Законодательство об издательской деятельности
Законодательство об издательской деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об издательской деятельности, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
тираж - количество изготовленных экземпляров издательской продукции;
издание - информация, зафиксированная на материальном носителе в виде текста и (или) изображения, прошедшая редакционно-издательскую обработку, предназначенная для изготовления издательской продукции;
издательская продукция - продукция, изготовленная в соответствии с изданием, путем применения полиграфических технологий печати и (или) программно-технологических средств визуализации;
издательская деятельность - совокупность организационных, творческих, производственных и иных мер, направленных на подготовку и выпуск в свет изданий.
Статья 4. Основные принципы издательской деятельности
Основными принципами издательской деятельности являются:
свобода издательской деятельности;
популяризация и повышение культуры чтения;
защита авторских прав;
недопустимость злоупотребления свободой издательской деятельности.
Статья 5. Принцип свободы издательской деятельности
Субъекты издательской деятельности независимы в своей деятельности, в том числе в определении тематики, специализации, производственной кооперации, выборе авторов, определении тиражей, цен на издательскую продукцию, установлении форм связей между собой, с производителями и поставщиками, а также с другими организациями.
Не допускается требование от издательств предварительного согласования материалов, изъятия или исправления отдельных частей текста со стороны должностных лиц государственных органов и общественных объединений, если они не являются авторами издания.
Цензура подготовленных к изданию рукописей и материалов не допускается.
Статья 6. Принцип популяризации и повышения культуры чтения
Государство, издательства, изготовители и распространители издательской продукции способствуют популяризации и повышению культуры чтения.
Популяризация и повышение культуры чтения осуществляются путем:
содействия формированию благоприятной среды для продвижения чтения и обеспечения доступности социально значимой литературы;
издания, распространения и популяризации лучших произведений классиков национальной и мировой литературы, а также обеспечения доступности их для читателей;
формирования в общественном сознании устойчивых представлений о ценности и значимости книги;
вовлечения в чтение всех слоев населения, прежде всего молодежи.
Статья 7. Принцип защиты авторских прав
Основными задачами защиты авторских прав в издательской деятельности являются обеспечение соблюдения авторских прав, а также противодействие производству и распространению контрафактной продукции.
Статья 8. Принцип недопустимости злоупотребления
свободой издательской деятельности
Не допускается изготовление и (или) распространение изданий и издательской продукции, в которых содержатся:
призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
призывы к массовым беспорядкам, а также к участию в собраниях, митингах, уличных шествиях и демонстрациях, проводимых с нарушением установленного порядка;
информация, содержащая угрозу общественному порядку или безопасности;
пропаганда войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
информация, возбуждающая национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;
информация, в том числе выраженная в неприличной форме, демонстрирующая неуважение к обществу, государству, государственным символам;
пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
пропаганда порнографии и подстрекательство к совершению самоубийства;
информация, направленная на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
иная информация, изготовление или распространение которой влечет за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Запрещается выпуск и распространение изданий и издательской продукции, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию граждан, содержание которых можно рассматривать как вмешательство в их частную жизнь.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОДДЕРЖКА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 9. Основные направления государственной
политики в области издательской деятельности
Основными направлениями государственной политики в области издательской деятельности являются:
совершенствование нормативно-правовой базы;
развитие государственно-частного партнерства в этой области;
организация и развитие научных исследований;
подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в издательскую сферу;
осуществление государственной поддержки субъектов издательской деятельности;
создание равных возможностей для субъектов предпринимательства на рынке издательских услуг;
контроль за соблюдением требований и условий осуществления издательской деятельности в соответствии с законодательством;
развитие международного сотрудничества.
Статья 10. Государственное регулирование в области
издательской деятельности
Государственное регулирование в области издательской деятельности осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и уполномоченным государственным органом в области издательской деятельности.
Статья 11. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области издательской деятельности
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области издательской деятельности;
обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в области развития издательской деятельности;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты в области издательской деятельности;
определяет порядок прохождения уведомительных процедур в области издательской деятельности;
определяет порядок контроля за соблюдением издательством требований и условий осуществления издательской деятельности;
определяет порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области издательской деятельности;
устанавливает порядок представления обязательных экземпляров издательской продукции;
определяет порядок ведения государственного реестра в области издательской деятельности;
осуществляет международное сотрудничество в области издательской деятельности и заключает межправительственные договоры.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия уполномоченного государственного
органа в области издательской деятельности
Уполномоченным государственным органом в области издательской деятельности является Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее - уполномоченный государственный орган).
Уполномоченный государственный орган:
реализует единую государственную политику в области издательской деятельности;
участвует в разработке и реализации государственных программ и иных программ в области развития издательской деятельности;
разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативно-правовых актов в области издательской деятельности;
ведет государственный реестр в области издательской деятельности;
оказывает содействие развитию издательской деятельности;
оказывает методическую и консультативную помощь субъектам издательской деятельности по вопросам, связанным с организацией их деятельности;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области издательской деятельности;
развивает международное сотрудничество в области издательской деятельности, участвует в работе международных организаций в данном направлении;
осуществляет контроль за соблюдением требований и условий осуществления издательской деятельности;
выдает обязательные для исполнения органами государственного управления, органами исполнительной власти на местах, субъектами издательской деятельности, предписания об устранении нарушений законодательства в области издательской деятельности.
Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Государственная поддержка издательской деятельности
Государственная поддержка издательской деятельности осуществляется путем:
предоставления налоговых льгот и преференций при осуществлении издательской деятельности;
укрепления финансовой и материально-технической базы субъектов издательской деятельности;
поддержки выпуска социально значимой литературы;
предоставления государственных грантов, субсидий и социальных заказов в целях исполнения законодательства, государственных и отраслевых программ, а также для выпуска издательской продукции, предназначенной для комплектования фондов информационно-библиотечных учреждений;
налаживания системы финансирования организации и качественного издания в республике переводов лучших образцов национальной и мировой литературы;
материального поощрения субъектов издательской деятельности посредством проведения конкурсов;
привлечения инвестиций в развитие информационно-библиотечной деятельности.
Государственная поддержка издательской деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 14. Субъекты издательской деятельности
Субъектами издательской деятельности являются:
издательство;
изготовитель;
заказчик;
распространитель.
Издательством является юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее подготовку и выпуск в свет изданий.
Издательство вправе:
составлять и утверждать программу выпуска издательской продукции;
получать заказы, связанные с созданием произведений художественного, художественно-публицистического, общественно-политического, учебного и научного характера по востребованной тематике;
заключать договоры с авторами и субъектами издательской деятельности;
приобретать имущественные права автора, в том числе права на использование его произведения в других странах;
принимать участие в качестве посредника при заключении договоров с иностранными физическими и юридическими лицами для использования произведений авторов с их разрешения в других странах и произведений иностранных авторов в Республике Узбекистан;
принимать участие в национальных и международных конкурсах, выставках, ярмарках в области издательской деятельности;
выступать в качестве изготовителя и распространителя издательской продукции.
Издательство может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
оформлять издания в соответствии с техническими регламентами (национальными стандартами) в области издательской деятельности;
соблюдать требования законодательства об авторском праве, требования технических регламентов (национальных стандартов) в области издательской деятельности, нормативно-правовых актов, регламентирующих издательскую деятельность;
представлять информацию о выпущенных в свет изданиях уполномоченному государственному органу.
Издательство может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Изготовителем является юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие выпуск и тиражирование издательской продукции.
Изготовитель вправе:
заключать договоры на изготовление издательской продукции;
принимать заказы от субъектов издательской деятельности на изготовление, а также реализацию своей продукции.
Изготовитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Изготовитель обязан:
обеспечивать соблюдение законодательства об авторском праве;
обеспечивать изготовление издательской продукции в соответствии с изданием;
соблюдать установленные требования к качеству издательской продукции.
Изготовитель может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Заказчиком является физическое или юридическое лицо, предоставляющее заказ на издание и (или) издательскую продукцию.
Заказчик может предоставить издательству или изготовителю для выполнения услуг по редакционно-издательской обработке изданий, подготовке и выпуску издательской продукции следующие материалы:
произведения беллетристики, общественно-политического, рекламного, информационного, учебного, научного и технического характера;
выступления, лекции, речи, доклады;
музыкальные произведения с текстом и без текста;
драматические, музыкально-драматические произведения;
произведения прикладного искусства;
фотографии, иллюстрации, карты, планы, эскизы;
переводы, аннотации, обзоры, краткие содержания, другие разработки произведений, не наносящие ущерба содержанию оригинала, фольклорные разработки, на основе которых создаются произвольные произведения;
альманахи, антологии, энциклопедии, справочники и другие сборники;
другие произведения.
Заказчик имеет право определять язык, объем, тираж, а также порядок реализации и распространения издательской продукции.
Условия исполнения заказов, права и обязанности сторон устанавливаются заключенным в соответствии с законодательством договором между автором (соавтором) или лицом, являющимся владельцем объекта заказа, заказчиком, издательством, изготовителем и распространителем издательской продукции.
Заказчик может иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.
Распространителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение, в том числе продажу, издательской продукции.
Распространитель вправе:
самостоятельно формировать свои планы, определять масштабы своей деятельности, подбирать издательскую продукцию по тематической направленности;
принимать от юридических и физических лиц заказы на распространение издательской продукции;
устанавливать отношения с иностранными издательствами, изготовителями или распространителями издательской продукции в целях ее ввоза или вывоза.
Распространитель может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Распространитель обязан:
следовать требованиям издательской деятельности, установленным в настоящем Законе;
не разглашать сведения о лице, предоставившем материалы издательской продукции, без его разрешения;
осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.
Распространитель может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 19. Уведомление о начале осуществления
издательской деятельности
Издательская деятельность осуществляется в уведомительном порядке в соответствии с законодательством.
Не требуется прохождение уведомительных процедур при:
издании органами государственной власти и управления, центральными учреждениями, судами, органами прокуратуры официальных материалов, сборников нормативно-правовых актов и других документов;
издании негосударственными и некоммерческими организациями республиканского значения, а также организациями, образовательными и научными учреждениями материалов, необходимых для их деятельности, не рассчитанных для массового распространения либо тиражирования на правах рукописи;
издании средств массовой информации редакциями этих средств массовой информации.
Статья 20. Требования и условия осуществления
издательской деятельности
Требования и условия осуществления издательской деятельности заключаются в следующем:
соблюдение законодательства об издательской деятельности, технических и других требований в данной области;
осуществление подготовки и выпуск изданий по определенной специализации;
обеспечение соответствия издательско-полиграфического качества выпускаемых изданий определенным требованиям и стандартам;
соблюдение авторского права;
ведение учета подготовленных изданий (в том числе произведений, включенных в состав продукции) с указанием их названия, количества копий, а также документов, подтверждающих право издательства либо заказчика на это издание.
Статья 21. Контроль за соблюдением требований
и условий осуществления издательской деятельности
Контроль за соблюдением требований и условий осуществления издательской деятельности осуществляется уполномоченным государственным органом.
Уполномоченный государственный орган в установленном порядке проводит контрольные мероприятия для выявления случаев занятия физическими и юридическими лицами издательской деятельностью без направления уведомления.
Уполномоченный государственный орган вправе:
составлять на основании результатов проверок акты, в том числе с выездом на место, с указанием нарушений физическими и юридическими лицами установленных требований и условий, связанных с ведением издательской деятельности, принимать решения, обязывающие физических и юридических лиц устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
в случае выявления нарушения требований и условий, связанных с ведением издательской деятельности, принимать решение о приостановлении деятельности издательства на срок, не превышающий десяти рабочих дней, и подавать в установленном порядке в суд исковое заявление о прекращении деятельности издательства при условий их неустранения в установленный срок.
И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Статья 22. Распространение издательской продукции
Распространение издательской продукции осуществляется распространителем на основании договоров с другими физическими и юридическими лицами.
Распространение издательской продукции допускается только после выдачи разрешения заказчиком или издательством либо уполномоченным им лицом.
Юридические и физические лица вправе выпускать, распространять свои рукописи и иные материалы за счет собственных средств, если они не противоречат требованиям, установленным законодательством.
Статья 24. Выходные данные издания
Выходными данными издания является совокупность сведений, характеризующих издание и предназначенных для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета.
Все виды выпускаемой издательской продукции должны содержать выходные данные издания в соответствии с международными и национальными стандартами, техническими регламентами (национальными стандартами) в области издательской деятельности.
В состав выходных данных издания включаются:
международный стандартный номер издательской продукции;
фамилия, имя, отчество автора (соавторов, составителей, переводчиков);
заглавие издания;
сведения об издании, с которого сделаны перевод или перепечатка;
классификационные индексы;
знак охраны авторского права;
место выпуска издания;
наименование издательства;
год выпуска издания;
тираж;
объем печатных и учетно-издательских листов;
сведения о датах сдачи в набор и подписания в печать;
формат бумаги, доля листа;
гарнитура шрифта основного текста;
номер заказа;
информация об изготовителе издательской продукции и его почтовый адрес.
Статья 25. Издание документов, предназначенных
для служебного пользования или содержащих
сведения, составляющие государственные секреты
Правила и условия издания документов, предназначенных для служебного пользования или содержащих сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, устанавливаются в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 26. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в области издательской деятельности осуществляется на основе международных договоров и законодательства Республики Узбекистан.
Основными направлениями международного сотрудничества в области издательской деятельности являются:
укрепление материально-технической базы издательско-полиграфического комплекса путем внедрения новых технологий, привлечения для этого иностранных инвестиций;
создание сети по распространению отечественной издательской продукции за рубежом и соответственно иностранной в Республике Узбекистан;
совместная подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации и взаимный обмен опытом в области издательской деятельности;
проведение международных конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок (выставок) и других мероприятий в области издательской деятельности.
Статья 27. Сотрудничество с иностранными инвесторами
Субъекты издательской деятельности совместно с иностранными инвесторами могут организовывать издательско-полиграфические и книготорговые предприятия.
Статья 28. Вывоз и ввоз издательской продукции
Вывоз за пределы Республики Узбекистан, а также ввоз на территорию Республики Узбекистан из других государств издательской продукции осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Споры, возникающие в области издательской деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 30. Ответственность за нарушение
законодательства об издательской деятельности
Лица, виновные в нарушении требований законодательства об издательской деятельности, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 31. Признание утратившими силу некоторых
законодательных актов Республики Узбекистан
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года N 274-1 "Об издательской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 137);
2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года N 275-1 "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "Об издательской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 138);
3) раздел XII Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года N 447-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 1, ст. 8);
4) статью 16 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года N ЗРУ-352 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 4, ст. 98).
Статья 32. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 33. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 ноября 2021 г.