ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды / Акты о внесении изменений и дополнений / Бюджетная система /Закон Республики Узбекистан от 28.12.2021 г. N ЗРУ-740 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (Принят Законодательной палатой 10.12.2021 г., одобрен Сенатом 15.12.2021 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
28.12.2021 г.
N ЗРУ-740
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Принят Законодательной палатой 10 декабря 2021 года
Одобрен Сенатом 15 декабря 2021 года
Статья 1. Внести в статью 25 Закона Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года N 913-XII "О государственной власти на местах" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 9, ст. 320; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 9, ст. 241; 1999 г., N 1, ст. 20; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 12, ст. 418; 2007 г., N 4, ст. 163, N 9, ст. 420; 2008 г., N 12, ст. 640; 2013 г., N 12, ст. 350; 2014 г., N 4, ст. 86, N 5, ст. 130; 2015 г., N 6, ст. 228; 2017 г., N. 6, ст. 300, N 8, ст. 383, N 9, ст. 510, N 12, ст. 772; 2018 г., N 7, ст. 431; 2019 г., N 1, ст. 1, N 11, ст. 792, N 12, ст. 891; 2020 г., N 9, ст. 537; 2021 г., N 1. ст.ст. 3, 7, 13, приложение к N 4; N 8, ст. 800) следующие дополнение и изменение:
дополнить частью второй следующего содержания:
"Хокимы областей и города Ташкента направляют в Счетную палату Республики Узбекистан:
проекты местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год для рассмотрения и представления соответствующего заключения;
годовой отчет об исполнении местных бюджетов областей и города Ташкента за прошедший финансовый год для проведения внешнего аудита и оценки";
части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой.
Статья 2. Внести в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 26 декабря 2013 года N ЗРУ-360 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., приложение 1 к N 12; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 12, ст. 452; 2016 г., N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 6, ст. 300, N 10, ст. 605, N 12, ст. 772; 2018 г., N 1, ст. 1, N 7, ст.ст. 431, 433, N 12, ст. 783; 2019 г., N 1, ст. 1, N 5, ст. 265, N 8, ст. 470, N 9, ст. 588, N 11, ст. 791, N 12, ст.ст. 884, 891; 2020 г., N 3, ст. 203, N 11, ст. 652, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 7, 13, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804, N 10, ст. 973), следующие изменения и дополнения:
1) абзац двенадцатый части первой статьи 25 изложить в следующей редакции:
"вносит в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан для рассмотрения проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан вместе с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан";
2) в части первой статьи 26:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента по бюджету Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента соответственно";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"проводит внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов и представляет по ним заключение в Кабинет Министров Республики Узбекистан";
дополнить абзацами девятым и десятым следующего содержания:
"проводит внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и представляет по ним заключения в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента соответственно;
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан";
абзацы девятый и десятый считать соответственно абзацами одиннадцатым и двенадцатым;
3) в статье 28:
дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента направляют в Счетную палату Республики Узбекистан:
для рассмотрения и представления соответствующего заключения проекты бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год;
для проведения внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента за прошедший финансовый год";
часть четвертую считать частью пятой;
4) в статье 36:
в части первой слова "а также бюджетных субсидий" заменить словами "спонсорских средств и других доходов, установленных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также бюджетных трансфертов и субсидий";
часть третью после слов "без образования юридического лица" дополнить словами "в том числе при министерствах, государственных комитетах и ведомствах";
5) часть вторую статьи 46 изложить в следующей редакции:
"Не допускается создание фондов, формируемых за счет средств консолидированного бюджета Республики Узбекистан, но не входящих в его состав";
6) абзац шестой статьи 50 изложить в следующей редакции:
"платежей в счет возврата средств бюджетных ссуд, кредитных линий и кредитов, предоставленных юридическим лицам-резидентам и кредитов, выданных иностранным государствам, а также процентных поступлений по ним";
7) в пункте 4 статьи 51 слова "от размещения, предоставления в пользование и продажи" заменить словами "от размещения и предоставления в пользование";
8) статью 72 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
"5-1) на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения";
9) статью 94 дополнить частью пятой следующего содержания:
"Хокимияты районов и городов направляют средства, равные 5 процентам утвержденных расходов бюджетов районов и городов (за исключением средств резервных фондов бюджетов районов и городов), на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения";
10) текст статьи 99 изложить в следующей редакции:
"Проекты бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на очередной год:
направляются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в Счетную палату Республики Узбекистан для представления соответствующего заключения - до 20 сентября текущего года. Счетная палата Республики Узбекистан не позднее 1 октября текущего года представляет заключение по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента;
размещаются для общественного обсуждения Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента не позднее 10 октября текущего года;
пересматриваются на основании поступивших обоснованных предложений и замечаний по итогам их общественного обсуждения и вносятся Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента вместе с заключением Счетной палаты Республики Узбекистан не позднее 25 октября текущего года.
В течение одной недели после официального опубликования Закона о Государственном бюджете Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента принимаются соответственно решения о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента в соответствии с Законом о Государственном бюджете.
Проекты бюджетов районов и городов на очередной год хокимиятами районов и городов:
размещаются для общественного обсуждения не позднее 10 октября текущего года;
пересматриваются на основании поступивших обоснованных предложений и замечаний по итогам их общественного обсуждения и вносятся соответственно в Кенгаши народных депутатов районов и городов не позднее 1 ноября текущего года.
В течение трех рабочих дней после принятия решений о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента Кенгашами народных депутатов районов и городов принимаются соответственно решения о бюджетах районов и городов в соответствии с данными решениями.
Соответствующие решения о бюджете Республики Каракалпакстан, местных бюджетах областей и города Ташкента, районов и городов размещаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, районов и городов на своих официальных веб-сайтах в течение трех рабочих дней после их принятия";
11) в статье 119:
в части первой:
абзац четвертый исключить;
абзацы пятый, шестой и седьмой считать соответственно абзацами четвертым, пятым и шестым;
из части второй слова "(за исключением суммы остатков средств на начало года, поступивших от приватизации государственных активов)" исключить;
12) в части шестой статьи 126 цифру "10" заменить цифрой "30";
13) часть вторую статьи 143 изложить в следующей редакции:
"Расходы за счет перевыполнения прогноза доходов Государственного бюджета, средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также от реализации права на земельные участки на электронной торговой площадке, осуществляются без внесения изменений в Государственный бюджет";
14) абзац второй части первой статьи 145 изложить в следующей редакции:
"10 и более процентов - палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основании заключения Счетной палаты Республики Узбекистан";
15) в части первой статьи 151:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"отчислений от доходов, полученных от продажи государственных активов, в республиканский бюджет Республики Узбекистан по установленным нормативам";
абзацы второй, третий и четвертый считать соответственно абзацами третьим, четвертым и пятым;
16) в статье 158:
дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"Бюджетные ссуды и кредитные линии предоставляются резидентам - юридическим лицам по процентным ставкам не менее 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан.
Запрещается предоставление бюджетных ссуд и кредитных линий резидентам - юридическим лицам в иностранной валюте";
части вторую и третью считать соответственно частями четвертой и пятой;
17) часть седьмую статьи 165 изложить в следующей редакции:
"Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления хокимиятов областей и города Ташкента представляют:
а) квартальный отчет об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента за отчетный период по формам, установленным Министерством финансов Республики Узбекистан:
в Министерство финансов Республики Узбекистан - в установленные им сроки;
в Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты - в течение трех рабочих дней после представления в Министерство финансов Республики Узбекистан отчета об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
б) годовой отчет об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента за отчетный период по формам и в сроки, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан, в Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты, а также в Министерство финансов Республики Узбекистан";
18) в статье 166-1:
абзац пятый части первой заменить абзацами пятым и шестым следующего содержания:
"реализации проектов, осуществляемых за счет капитальных вложений;
проведенных конкурсах (тендерах) и осуществленных государственных закупках";
дополнить частями пятой, шестой и седьмой следующего содержания:
"Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан и соответствующие распорядители бюджетных средств по итогам каждого квартала не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, размещают на своих официальных веб-сайтах информацию об исполнении программ развития социальной и производственной инфраструктуры, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, в разрезе распорядителей бюджетных средств первого уровня.
Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, а по итогам года - до 1 апреля, размещают на своих официальных веб-сайтах перечень налоговых и таможенных льгот, а также информацию о размере предоставленных налоговых и таможенных льгот в разрезе налогоплательщиков.
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов в обязательном порядке размещают на своих официальных веб-сайтах, а также на информационном портале "Открытый бюджет" постановления (распоряжения) по использованию дополнительных средств соответствующих местных бюджетов в течение трех рабочих дней после их принятия";
часть пятую считать частью восьмой;
в части восьмой слова "первой - четвертой" заменить словами "первой - седьмой";
19) текст статьи 167 изложить в следующей редакции:
"Кабинет Министров Республики Узбекистан до 5 апреля года, следующего за отчетным годом, направляет в Счетную палату Республики Узбекистан годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов для проведения внешнего аудита и оценки.
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента до 5 апреля, следующего за отчетным годом, направляют в Счетную палату Республики Узбекистан годовой отчет об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в установленной форме Министерством финансов Республики Узбекистан для проведения внешнего аудита и оценки.
Счетная палата Республики Узбекистан:
не позднее 10 мая года, следующего за отчетным годом, направляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключения по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов;
не позднее 10 мая года, следующего за отчетным годом, направляет Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, города Ташкента, соответствующие заключения по годовому отчету об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
Кабинет Министров Республики Узбекистан не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом, представляет в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан годовой отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов вместе с заключением Счетной палаты Республики Узбекистан.
Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты представляют годовые отчеты об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента вместе с заключением Счетной палаты Республики Узбекистан соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента в сроки, предусмотренные в статье 168 настоящего Кодекса.
Заключения Счетной палаты Республики Узбекистан по результатам внешнего аудита и оценки ежегодных отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов подлежат обязательному опубликованию";
20) абзац второй статьи 174 изложить в следующей редакции:
"проведение экспертизы проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента".
Статья 3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года N ЗРУ-546 "О Счетной палате Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 7, ст. 384, N 9, ст. 588; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804) следующие изменения:
1) абзац второй статьи 4 изложить в следующей редакции:
"проведение экспертизы проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан (далее - закон о Государственном бюджете), проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и анализ фискальной стратегии на среднесрочный период";
2) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Функции Счетной палаты в сфере проведения
экспертизы проекта закона о Государственном бюджете,
проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных
бюджетов областей и города Ташкента и анализа
фискальной стратегии на среднесрочный период
Счетная палата в сфере проведения экспертизы проекта закона о Государственном бюджете, проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и анализа фискальной стратегии на среднесрочный период:
проводит изучение и анализ формирования проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в целях определения обоснованности их показателей, дачи оценки качества прогнозирования их доходов и планирования расходов, долговой политики и межбюджетных отношений;
представляет заключение по проекту закона о Государственном бюджете, по проекту закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента";
3) абзацы девятый и десятый статьи 30 изложить в следующей редакции:
"представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также по проекту закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента заключение соответственно по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
осуществляет внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента";
4) часть первую статьи 35 изложить в следующей редакции:
"Заключение готовится Счетной палатой по результатам экспертизы проекта закона о Государственном бюджете и анализа фискальной стратегии на среднесрочный период, а также проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, по результатам внешнего аудита и оценки ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, по результатам рассмотрения проекта закона о внесении изменений и дополнений в Закон о Государственном бюджете, по результатам контроля за поступлением финансовых и иных средств политическим партиям и их целевым использованием, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством".
Статья 4. Счетной палате Республики Узбекистан, Министерству финансов Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 5. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 6. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 декабря 2021 г.