ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Гидрометеорология /

Закон Республики Узбекистан от 12.01.2022 г. N ЗРУ-745 "О гидрометеорологической деятельности" (Принят Законодательной палатой 12.10.2021 г., одобрен Сенатом 19.11.2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

12.01.2022 г.

N ЗРУ-745



О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Принят Законодательной палатой 12 октября 2021 года

Одобрен Сенатом 19 ноября 2021 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области гидрометеорологической деятельности.



Статья 2. Законодательство

о гидрометеорологической деятельности


Законодательство о гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гидрометеорологической деятельности, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


мониторинг загрязнения окружающей природной среды - постоянные комплексные наблюдения за окружающей природной средой и загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения;


гидрометеорологическая информация - результаты наблюдений за гидрометеорологическими явлениями и состоянием окружающей природной среды, а также информация, полученная путем обработки и анализа, предназначенные для использования, распространения и хранения;


гидрометеорологические процессы - последовательное развитие во времени и пространстве гидрометеорологических явлений, характеризующих состояние атмосферы и гидросферы;


активное воздействие на гидрометеорологические процессы - управление гидрометеорологическими процессами путем воздействия на окружающую природную среду (принудительный спуск лавин, предотвращение выпадения града, осадков, прохождения селей) для минимизации потенциального ущерба населению, отраслям экономики и социальной сфере;


гидрометеорологические явления - формы проявления процессов, происходящих в атмосфере, на поверхности земли и объектах, находящихся на ней, в поверхностных водах (атмосферное давление, ветер, влажность, температура воздуха и воды, уровень и расход воды, паводки, сели, заморозки), которые характеризуют гидрометеорологические условия;


гидрометеорологическая деятельность - процесс производства (наблюдение, сбор, обработка, анализ, хранение и использование) гидрометеорологической информации в области метеорологии, гидрологии, гляциологии, климатологии, агрометеорологии, аэрологии, авиационной метеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активного воздействия на гидрометеорологические процессы, а также ее распространение;


специализированная гидрометеорологическая информация - гидрометеорологическая информация, подготовленная в соответствии с требованиями потребителя и требующая дополнительных работ и затрат на обработку, анализ, хранение и предоставление;


охранная зона - земельный участок или водная акватория, ограниченные замкнутой линией вокруг гидрометеорологических станций и постов на расстоянии двухсот метров от границы их территории;


экстренная гидрометеорологическая информация - незамедлительно предоставляемая гидрометеорологическая информация об опасных гидрометеорологических явлениях, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью населения, а также нанести ущерб окружающей природной среде, отраслям экономики и социальной сфере;


общая гидрометеорологическая информация - гидрометеорологическая информация, предоставляемая органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, юридическим и физическим лицам для общественного пользования.



Статья 4. Основные принципы

гидрометеорологической деятельности


Основными принципами гидрометеорологической деятельности являются:

глобальность, системность и непрерывность;

единство и сопоставимость методов сбора, обработки, хранения и распространения данных, полученных в результате гидрометеорологических наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды;

полнота, достоверность и доступность гидрометеорологической информации;

открытость и безопасность.



Статья 5. Принцип глобальности, системности

и непрерывности гидрометеорологической деятельности


Принцип глобальности, системности и непрерывности гидрометеорологической деятельности заключается в комплексном изучении гидрометеорологических явлений, которые характеризуют условия взаимосвязанности атмосферы, гидросферы и почвы.

Принцип глобальности, системности и непрерывности гидрометеорологической деятельности обеспечивается путем проведения постоянного мониторинга гидрометеорологических явлений и непрерывного формирования фонда данных гидрометеорологических наблюдений.



Статья 6. Принцип единства и сопоставимости методов

сбора, обработки, хранения и распространения данных,

полученных в результате гидрометеорологических

наблюдений и мониторинга загрязнения

окружающей природной среды


Принцип единства и сопоставимости методов сбора, обработки, хранения и распространения данных, полученных в результате гидрометеорологических наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, заключается в соблюдении требований стандартизации и метрологического контроля средств измерений, использовании унифицированных методов и подходов к сбору, обработке и анализу данных гидрометеорологических наблюдений, основанных на национальных и международных рекомендациях и правилах.



Статья 7. Принцип полноты, достоверности

и доступности гидрометеорологической информации


Принцип полноты, достоверности и доступности гидрометеорологической информации заключается в достаточном для принятия решений наборе гидрометеорологических параметров, сохранении ее ценности и актуальности к моменту использования, эффективном восприятии и понимании информации потребителем.

Принцип полноты, достоверности и доступности гидрометеорологической информации обеспечивается за счет методически правильного ее сбора, обработки, анализа и преобразования для принятия решений потребителями.



Статья 8. Принцип открытости и безопасности

осуществления гидрометеорологической деятельности


Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан формирует открытые информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности, и обеспечивает доступ к ним с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Безопасность осуществления гидрометеорологической деятельности обеспечивается путем неукоснительного соблюдения требований техники безопасности и охраны труда.



Статья 9. Объекты гидрометеорологической деятельности


Объектами гидрометеорологической деятельности являются атмосфера, гидросфера, почва, а также компоненты, загрязняющие окружающую природную среду.



Статья 10. Субъекты гидрометеорологической деятельности


Субъектами гидрометеорологической деятельности являются:

Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан и его территориальные управления;

органы государственного управления и органы государственной власти на местах;

организации и структурные подразделения органов государственного управления, осуществляющие гидрометеорологическую деятельность на основании специального сертификата метрологической аттестации средств измерений;

юридические лица, осуществляющие гидрометеорологическую деятельность на основании специального сертификата метрологической аттестации средств измерений;

специализированные организации по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

научно-исследовательские и образовательные организации в области гидрометеорологии.

Субъекты гидрометеорологической деятельности образуют Национальную систему гидрометеорологической службы Республики Узбекистан.



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 11. Основные направления государственной

политики в области гидрометеорологической деятельности


Основными направлениями государственной политики в области гидрометеорологической деятельности являются:

разработка и реализация государственных и иных программ;

принятие нормативно-правовых актов, определяющих условия и порядок осуществления гидрометеорологической деятельности, разработка систем учета и отчетности;

формирование, совершенствование и обеспечение функционирования единой государственной системы гидрометеорологических наблюдений и измерений;

обеспечение органов государственного управления, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией;

координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, юридических лиц по выполнению гидрометеорологических работ;

осуществление инновационной и инвестиционной деятельности;

проведение научных фундаментальных и прикладных исследований в области гидрометеорологии, изменения климата, загрязнения окружающей природной среды;

развитие международного сотрудничества.



Статья 12. Полномочия Кабинета

Министров Республики Узбекистан в области

гидрометеорологической деятельности


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области гидрометеорологической деятельности;

утверждает государственные программы в области гидрометеорологической деятельности и обеспечивает их выполнение;

принимает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты в области гидрометеорологической деятельности;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области гидрометеорологии;

определяет порядок осуществления гидрометеорологической деятельности.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия специально

уполномоченного государственного органа

в области гидрометеорологической деятельности


Специально уполномоченным государственным органом в области гидрометеорологической деятельности является Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

реализует единую государственную политику в области гидрометеорологической деятельности;

разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты государственных программ в области гидрометеорологической деятельности;

разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты в области гидрометеорологической деятельности;

в пределах своих полномочий участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов;

ведет наблюдения, собирает, обрабатывает, анализирует, хранит и использует гидрометеорологическую информацию;

обеспечивает формирование, пополнение, хранение и использование Государственного фонда гидрометеорологической информации Республики Узбекистан;

обеспечивает органы государственного управления, органы государственной власти на местах, юридических и физических лиц информацией о наблюдаемых и ожидаемых гидрометеорологических условиях, изменении климата, уровне загрязнения окружающей природной среды, в том числе экстренной гидрометеорологической информацией;

взаимодействует с органами государственного управления, органами государственной власти на местах, специализированными организациями по активному воздействию на гидрометеорологические процессы, негосударственными некоммерческими организациями;

обеспечивает развитие и усовершенствование государственной системы гидрометеорологических наблюдений, модернизацию гидрометеорологической сети;

входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

проводит научные фундаментальные и прикладные исследования в области гидрометеорологии, изменения климата, загрязнения окружающей природной среды;

осуществляет фоновый мониторинг в виде долгосрочного систематического наблюдения за уровнем содержания загрязняющих веществ на всех объектах окружающей природной среды, расположенных вдали от объектов производственной и хозяйственной деятельности на охраняемых природных территориях;

координирует и интегрирует международные системы производства гидрометеорологической информации и мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области гидрометеорологической деятельности;

осуществляет международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Полномочия органов

государственного управления в области

гидрометеорологической деятельности


Органы государственного управления в области гидрометеорологической деятельности в пределах своих полномочий:

организуют и координируют осуществление гидрометеорологической деятельности отраслевого значения;

обеспечивают работу подведомственных им гидрометеорологических станций и постов в соответствии с законодательством.

Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 15. Полномочия органов

государственной власти на местах в области

гидрометеорологической деятельности


Органы государственной власти на местах в области гидрометеорологической деятельности в пределах своих полномочий:

организуют и координируют осуществление гидрометеорологической деятельности территориального значения;

утверждают и реализуют территориальные программы в области гидрометеорологической деятельности;

финансируют территориальные программы и развивают социальную инфраструктуру, в том числе осуществляют привлечение территориальных управлений государственных органов в области финансирования производственной и хозяйственной деятельности, а также гидрометеорологической деятельности к реализации этих программ;

выделяют земельные участки для организации государственной сети гидрометеорологических наблюдений и мониторинга загрязнения окружающей природной среды;

оказывают содействие специально уполномоченному государственному органу в осуществлении гидрометеорологической деятельности и смягчении негативного воздействия опасных гидрометеорологических явлений на отрасли экономики и социальную сферу.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 16. Осуществление гидрометеорологической

деятельности юридическими лицами


Юридические лица осуществляют гидрометеорологическую деятельность в порядке, установленном законодательством о гидрометеорологической деятельности.

Гидрометеорологическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами, должна соответствовать основным принципам гидрометеорологической деятельности.

Юридические лица, осуществляющие гидрометеорологическую деятельность, могут обмениваться информацией со специально уполномоченным государственным органом на договорной основе в соответствии с законодательством о гидрометеорологической деятельности.

Гидрометеорологическая деятельность юридических лиц координируется специально уполномоченным государственным органом.



ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПОТРЕБИТЕЛИ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ,

ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ


Статья 17. Производители и потребители

гидрометеорологической информации


Производителями гидрометеорологической информации являются:

специально уполномоченный государственный орган;

научно-исследовательские институты в области гидрометеорологии;

юридические лица, осуществляющие гидрометеорологическую деятельность, имеющие ведомственную сеть гидрометеорологических наблюдений.

Потребителями гидрометеорологической информации являются органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, юридические и физические лица.

Гидрометеорологическая информация может предоставляться иностранным юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.



Статья 18. Права и обязанности производителей

гидрометеорологической информации


Производители гидрометеорологической информации имеют право:

осуществлять деятельность в соответствии с законодательством о гидрометеорологической деятельности;

предоставлять специализированную гидрометеорологическую информацию за фиксированную плату;

приобретать гидрометеорологическую информацию у юридических лиц, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность;

защищать авторские и смежные права на научную и иную продукцию в области гидрометеорологии;

отказывать в предоставлении гидрометеорологической информации потребителю в случае нарушения потребителем условий получения информации.

Производители гидрометеорологической информации обязаны:

проводить наблюдения за гидрометеорологическими явлениями и процессами в соответствии с требованиями нормативных документов, в том числе в области технического регулирования;

соблюдать условия договора о производстве и предоставлении гидрометеорологической информации;

вести учет выполненных гидрометеорологических работ и предоставлять информацию в установленном порядке;

предоставлять полную, достоверную и доступную гидрометеорологическую информацию органам государственного и хозяйственного управления, юридическим и физическим лицам;

предоставлять по требованию специально уполномоченного государственного органа результаты наблюдений для предупреждения угрозы развития опасных гидрометеорологических явлений, стихийных бедствий, загрязнения окружающей природной среды.

Производители гидрометеорологической информации могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 19. Права и обязанности потребителей

гидрометеорологической информации


Потребители гидрометеорологической информации имеют право:

получать гидрометеорологическую информацию в соответствии с законодательством о гидрометеорологической деятельности;

выбирать производителя гидрометеорологической информации;

отказываться от получения гидрометеорологической информации и расторгать договор с производителем этой информации в случае нарушения требования нормативных документов, в том числе в области технического регулирования, и несоблюдения условий договора.

Потребители гидрометеорологической информации не имеют права вмешиваться в технологические процессы деятельности производителей гидрометеорологической информации.

Потребители гидрометеорологической информации обязаны:

использовать специализированную гидрометеорологическую информацию в соответствии с целевым назначением и режимом защиты этой информации;

соблюдать условия договоров, заключенных с производителями гидрометеорологической информации.

Потребители гидрометеорологической информации могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 20. Государственный фонд

гидрометеорологической информации

Республики Узбекистан


Все данные, полученные от государственной сети гидрометеорологических наблюдений, составляют Государственный фонд гидрометеорологической информации Республики Узбекистан, находящийся в ведении специально уполномоченного государственного органа.

Документы Государственного фонда гидрометеорологической информации Республики Узбекистан входят в Национальный архивный фонд Республики Узбекистан и хранятся в соответствии с законодательством об архивном деле.



Статья 21. Порядок и условия предоставления

гидрометеорологической информации


Гидрометеорологическая информация предоставляется ее потребителям в соответствии с законодательством о гидрометеорологической деятельности.

Официальные предупреждения, прогнозы и другая гидрометеорологическая информация, связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности населения, предотвращением возможного ущерба, предоставляются потребителям гидрометеорологической информации только специально уполномоченным государственным органом.

Общая гидрометеорологическая и специализированная гидрометеорологическая информация предоставляются специально уполномоченным государственным органом министерствам и ведомствам, органам государственной власти на местах на основании совместных программ (соглашений) о взаимном обмене данными.

Общая гидрометеорологическая и экстренная гидрометеорологическая информация предоставляются потребителям гидрометеорологической информации, не указанным в части третьей настоящей статьи, путем размещения на официальном веб-сайте специально уполномоченного государственного органа и на Портале открытых данных Республики Узбекистан.

Специализированная гидрометеорологическая информация предоставляется ее потребителям на договорной основе.



Статья 22. Предоставление специализированной

гидрометеорологической информации и иных услуг

в области гидрометеорологической деятельности


Предоставление специализированной гидрометеорологической информации и иных услуг в области гидрометеорологической деятельности специально уполномоченным государственным органом осуществляется путем подготовки аналитических материалов, проведения лабораторных и научно-исследовательских работ.

На основании запроса высших образовательных организаций и научных учреждений доступ потребителям к соответствующей гидрометеорологической информации по теме исследования предоставляется бесплатно при условии самостоятельной работы с материалами Государственного фонда гидрометеорологической информации Республики Узбекистан.

Специализированная гидрометеорологическая информация предоставляется бесплатно по запросу органам государственной власти, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан, Службе государственной безопасности Республики Узбекистан, органам прокуратуры, судам, а также Министерству обороны и Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, которые ведут деятельность по активному воздействию на гидрометеорологические процессы.



Статья 23. Охрана государственной сети

гидрометеорологических наблюдений


Отвод земельных участков для размещения на них гидрометеорологических станций и постов специально уполномоченного государственного органа осуществляется в соответствии с законодательством.

В целях обеспечения непрерывности, полноты, достоверности и доступности гидрометеорологической информации в границах территорий гидрометеорологических станций и постов устанавливаются охранные зоны, обеспечивающие сохранение естественных условий.

Земельные участки и водные акватории, расположенные в пределах охранных зон гидрометеорологических станций и постов, используются в соответствии с правилами выполнения работ в охранных зонах.

Пользователи земельных участков и водных акваторий, расположенных в пределах охранных зон гидрометеорологических станций и постов, могут быть ограничены в использовании данных участков и акваторий в соответствии с правилами выполнения работ в охранных зонах.

В охранных зонах гидрометеорологических станций и постов запрещается:

осуществлять без согласия специально уполномоченного государственного органа работы, не обеспечивающие сохранность государственной сети гидрометеорологических наблюдений и доступ к ней;

вести хозяйственную деятельность, строительство объектов, производство других работ, которые могут отразиться на достоверности гидрометеорологической информации.

Земельные участки опорных пунктов гидрометеорологических наблюдений (гидрометеорологических станций и постов) не подлежат изъятию, и запрещается их перемещение в другое место.

Государственное имущество, используемое в гидрометеорологической деятельности, не подлежит приватизации.

Деятельность государственной сети гидрометеорологических наблюдений осуществляется в соответствии с международными стандартами и законодательством Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 24. Финансирование

гидрометеорологической деятельности


Финансирование гидрометеорологической деятельности производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законодательством.



Статья 25. Международное сотрудничество

в области гидрометеорологической деятельности


Национальная гидрометеорологическая служба Республики Узбекистан является неотъемлемой частью международной гидрометеорологической сети.

Международное сотрудничество в области гидрометеорологической деятельности и обмен информацией осуществляются на основе международных договоров и законодательства Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан содействует формированию и развитию единых международных сетей гидрометеорологических наблюдений, осуществлению контроля за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, обмену информацией.

Специально уполномоченный государственный орган представляет и защищает интересы Республики Узбекистан в вопросах, связанных с гидрометеорологической деятельностью, при взаимодействии с международными организациями и гидрометеорологическими службами других государств, а также координирует гидрометеорологическую деятельность юридических лиц Республики Узбекистан при осуществлении международного сотрудничества в области гидрометеорологической деятельности.

Порядок участия специально уполномоченного государственного органа в международном сотрудничестве по вопросам гидрометеорологической деятельности определяется международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.



Статья 26. Разрешение споров


Споры в области гидрометеорологической деятельности разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства

о гидрометеорологической деятельности


Лица, виновные в нарушении законодательства о гидрометеорологической деятельности, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 28. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Центру гидрометеорологической службы Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 29. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 января 2022 г.


"Народное слово", 13 января 2022 г.











































Время: 0.0321
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск