ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Сейсмология /

Указ Президента Республики Узбекистан от 30.05.2022 г. N УП-144 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности Республики Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.05.2022 г.

N УП-144



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


За последние годы в стране реализованы широкомасштабные комплексные меры по развитию сфер сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности, а также коренному повышению эффективности деятельности профильных организаций. В настоящее время важное значение имеет последовательное продолжение реформ в данных сферах, внедрение новых методов обеспечения сейсмической безопасности населения.

В целях обеспечения адресности реформ в сферах сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности, широкого внедрения в указанные сферы цифровых технологий, определения приоритетных направлений поднятия процесса подготовки высококвалифицированных кадров на качественно новый уровень:


1. Утвердить:

Концепцию совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года (далее - Концепция), а также ее целевые показатели и индикаторы согласно приложениям NN 1 и ;

"Дорожную карту" по реализации в 2022-2023 годах Концепции совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2*.

Определить, что "Дорожная карта" по реализации Концепции в 2024-2025 годах утверждается Кабинетом Министров отдельно.


2. Установить, что Концепция и ее целевые показатели предусматривают:

а) в рамках направления сейсмологии:

совершенствование механизма исследований механизма зарождения и природы землетрясений, проявления предвестников землетрясений в различных геодинамических условиях;

разработку онлайн-карт сейсмического микрорайонирования территорий в макросейсмических баллах и инженерных показателях;

разработку среднемасштабной карты тектонических разломов земли разного уровня и оценку их сейсмического потенциала;

б) в рамках направления обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений:

принятие мер, необходимых для обеспечения сейсмостойкости индивидуального жилья;

внедрение системы непрерывного космического мониторинга уровня сейсмостойкости зданий и сооружений, а также плотин водохранилищ;

в) в рамках направления совершенствования сети сейсмических наблюдений:

расширение возможности полного мониторинга территории республики за счет увеличения числа автоматизированных комплексно-прогностических станций;

обеспечение непрерывной связи национальной сети сейсмического мониторинга со станциями, входящими в глобальную систему международных сейсмических наблюдений;

г) в рамках направления координации деятельности органов государственного управления в сфере сейсмической безопасности:

развитие науки и образования в сфере сейсмологии и регулирование деятельности по подготовке населения и государственных органов к действиям при землетрясениях;

совершенствование системы контроля сейсмостойкости зданий и сооружений, водохранилищ и гидротехнических сооружений, строящихся на территории республики.


3. Возложить ответственность:

на первых руководителей государственных органов за обеспечение своевременной и эффективной реализации мер, определенных Концепцией и "Дорожной картой";

на Республиканский совет по координации мероприятий обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан (далее - Совет) за осуществление контроля и координации качества и своевременности реализации мер, определенных Концепцией и "Дорожной картой".

4. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 сентября 2022 года внедряется порядок выдачи заключений о сейсмостойкости объектов, по факторам опасности отнесенных к IV категории, строительство которых планируется в сейсмоактивных зонах республики.

При этом возложить на организации-заказчиков ответственность за направление проектно-сметной документации объектов IV категории на получение научных заключений до внесения ее для экспертизы в уполномоченный орган, Академию наук - за выдачу научных заключений по сейсмостойкости объектов.

Академии наук совместно с Министерством строительства в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект нормативно-правового акта о внедрении порядка выдачи заключений о сейсмостойкости зданий и сооружений, по факторам опасности отнесенных к IV категории, строительство которых планируется в сейсмоактивных зонах Республики Узбекистан;

б) Академия наук внедряет практику организации работ по регулярному формированию перечня и инструментально-техническому обследованию до 1 апреля ежегодно сейсмически уязвимых объектов социальной сферы на основе данных Единой интегрированной платформы электронных технических паспортов зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах республики, по согласованию с Кабинетом Министров.

При этом определить, что средства на работы по инструментально-техническому обследованию покрываются за счет средств Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности (далее - Фонд);

в) с 1 октября 2022 года внедряется практика инвентаризации сейсмостойкости многоквартирных жилых домов на территории республики по годам, предусматривающая регулярное внесение по результатам инвентаризации в органы исполнительной власти на местах предложений о поэтапном строительстве новых домов вместо многоквартирных жилых домов с истекшим сроком эксплуатации и выявленными признаками сейсмической уязвимости и аварийности.

При этом Инспекцию по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства определить в качестве государственного органа управления, ответственного за инвентаризацию сейсмостойкости многоквартирных жилых домов по годам;

г) с 1 мая 2023 года внедряется система непрерывного космического мониторинга сейсмостойкости плотин водохранилищ, предусматривающая регулярное обеспечение ответственных за данное направление государственных органов космическими снимками и обработанными данными.

Определить Агентство космических исследований и технологий при Кабинете Министров ответственным государственным органом за внедрение указанной системы.


5. Академии наук:

в срок до 1 июля 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке Программу снижения сейсмического риска с широким привлечением специалистов и представителей научного сообщества в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности;

в срок до 1 августа 2022 года сформировать и представить в Министерство инновационного развития предложения (тематику), направленные на научное решение проблем в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности;

в срок до 1 февраля 2023 года совместно с учеными Туринского политехнического университета в городе Ташкенте изучить макросейсмические шкалы, применяемые в развитых государствах, и разработать национальную макросейсмическую шкалу "UMS-22";

в 2022-2025 годах разработать цифровые карты сейсмического микрорайонирования городов Андижана, Ташкента, Гулистана, Нурафшана, Намангана, Ферганы, Самарканда, Джизака, Бухары, Навои, Карши, Термеза, Нукуса и Ургенча.


6. В целях внедрения практики раннего прогнозирования и оценки сейсмического риска на плотинах водохранилищ с 1 апреля 2023 года:

наладить практику разработки визуальных 3D-моделей территорий республики с риском затопления вследствие прорыва плотин в результате землетрясения посредством симуляционной программы в рамках космического мониторинга;

создать систему обеспечения соответствующих министерств и ведомств необходимыми космическими снимками и обработанными данными для организации спасательных работ вследствие прорыва плотин.

Агентству по космическим исследованиям и технологиям при Кабинете Министров совместно с Академией наук, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством водного хозяйства и Государственной инспекцией по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства в срок до 1 февраля 2023 года обеспечить внедрение указанной практики и системы.


7. Установить, что начиная с 2023 года проводятся регулярные испытания и обследования с помощью вибродинамических устройств или современного цифровизированного инструментального оборудования в целях устранения недостатков, повышения сейсмостойкости и обеспечения качества запланированных к серийному строительству зданий и сооружений этажностью 9 и более этажей в сейсмически активных зонах республики.

При этом определить, что испытания и обследования проводятся организациями-заказчиками, ответственными за строительные работы.


8. Министерству строительства в срок до 1 декабря 2022 года изучить и проанализировать новейшие современные методы в условиях Узбекистана, представить Совету информацию о ходе разработки градостроительных норм и правил "Проектирование многоэтажных зданий" на основе результатов научных исследований и опытных испытаний.


9. Министерству транспорта:

а) в срок до 1 декабря 2022 года:

провести инвентаризацию, обобщить результаты и создать единую цифровую базу данных по всем искусственным сооружениям республики (мостам, тоннелям, эстакадам, железнодорожным мостам и другим);

внести в Кабинет Министров предложение о закреплении выявленных бесхозных искусственных сооружений по ведомственной принадлежности;

б) в срок до 1 марта 2023 года сформировать электронные технические паспорта сейсмостойкости всех действующих искусственных сооружений республики и обеспечить их внесение в Единую интегрированную платформу электронных технических паспортов зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах республики.


10. Министерству водного хозяйства и АО "Узбекгидроэнерго":

в срок до 1 августа 2022 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о закупке оборудования, необходимого для проведения сейсмических наблюдений:

на первом этапе (2022-2023 годы) - в 32 водохранилищах, отнесенных к I и II категориям;

на втором этапе (2024-2025 годы) - в 26 водохранилищах, отнесенных к III и IV категориям;

в срок до 1 июля 2023 года совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Академией наук обеспечить проведение экспертизы сейсмостойкости подведомственных категорированных водохранилищ и гидротехнических сооружений на основе экспресс-методики.


11. Ввести в срок до 1 августа 2022 года в центральном аппарате Министерства водного хозяйства в рамках действующих штатных единиц должность специалиста по организации непрерывного сейсмологического мониторинга;

Министерству водного хозяйства принять меры для назначения на данную штатную единицу специалиста, имеющего опыт работы в данной сфере.


12. Определить, что:

а) расходы на проведение сейсмических наблюдений в водохранилищах системы Министерства водного хозяйства покрываются за счет средств местных бюджетов на основе плана-графика, утвержденного Советом.

Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей обеспечивают своевременное выделение средств для проведения сейсмологических наблюдений на водохранилищах;

б) Академия наук и Министерство по чрезвычайным ситуациям по заказам Министерства водного хозяйства обеспечивают своевременное и качественное проведение сейсмических наблюдений.


13. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2023 года:

а) для руководящих кадров и работников государственных органов, ответственных за обеспечение сейсмической безопасности, проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки посредством Национальной электронной платформы, предназначенной для подготовки всех слоев населения к землетрясениям.

При этом курсы повышения квалификации и переподготовки ориентируются на повышение навыков руководящих кадров по разъяснению населению правил поведения во время землетрясений, основам выживания при землетрясениях, а также подготовке к сильным землетрясениям;

б) Министерство по чрезвычайным ситуациям и Академия наук:

регулярно каждые три года организовывают курсы повышения квалификации и переподготовки;

разрабатывают, размещают и регулярно обновляют современные программы повышения квалификации на Национальной электронной платформе.

Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с Академией наук в срок до 1 декабря 2022 года утвердить и внедрить порядок ведения Национальной электронной платформы, а также проведения курсов повышения квалификации и переподготовки.


14. Министерству по чрезвычайным ситуациям:

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 августа 2022 года разработать мобильное приложение, предназначенное для самостоятельного обучения всех слоев населения правильным действиям до землетрясения, во время и после землетрясения;

в срок до 1 июня 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект постановления Правительства, предусматривающий утверждение Положения о порядке подготовки к землетрясениям населения Республики Узбекистан.


15. В целях расширения системы подготовки квалифицированных кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации сейсмостойких зданий и сооружений в разрезе регионов:

внедрить с 2022/2023 учебного года практику подготовки магистров по специальности "Сейсмостойкость зданий и сооружений" в Наманганском инженерно-строительном институте и Ферганском политехническом институте;

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности принять меры по включению показателей приема по данной специальности в параметры государственного заказа на 2022/2023 учебный год в рамках действующих квот.


16. Одобрить предложения Министерства высшего и среднего специального образования и Туринского политехнического университета в городе Ташкенте, предусматривающие:

внедрение с 2022/2023 учебного года в Туринском политехническом университете в городе Ташкенте обучения по специальности "Сейсмическая стойкость памятников истории";

разработку до 1 декабря 2022 года в Туринском политехническом университете в городе Ташкенте и включение в учебные программы современных компьютерных моделей сценариев и методов расчета ущерба от стихийных бедствий разного уровня для сейсмоопасных зон;

организацию с 1 сентября 2022 года в Туринском политехническом университете в городе Ташкенте интенсивных курсов для профессоров-преподавателей и студентов высших образовательных учреждений по предмету "Моделирование зданий и сооружений с помощью современных компьютерных программ".


17. Создать учебно-научные лаборатории:

"Оценка сейсмостойкости водохранилищ и гидротехнических сооружений" в Национальном исследовательском университете "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства" по оценке сейсмостойкости грунтовых сооружений, плотин, оснований и фундаментов водохранилищ с помощью современных цифровых методов и программ (Plaxis, Ansys, Abaqus и других);

"Сейсмическая защита зданий и сооружений" в Наманганском инженерно-строительном институте по оценке технического состояния сооружений с точки зрения сейсмостойкости, а также осуществлению научных исследований о методах активной сейсмической защиты.

Определить, что штатные единицы учебно-научных лабораторий Национального исследовательского университета "Ташкентский научно-исследовательский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства" и Наманганского инженерно-строительного института формируются за счет оптимизации их профессоров-преподавателей.

Кабинету Министров принять меры по поэтапному оснащению учебно-научных лабораторий необходимым оборудованием в соответствии с обоснованными предложениями Национального исследовательского университета "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства" и Наманганского инженерно-строительного института, за счет средств Фонда.


18. Кабинету Министров в двухмесячный срок сформировать делегацию, состоящую из специалистов сферы и членов Совета, и принять меры по организации краткосрочных курсов ознакомления и стажировки в целях изучения передового зарубежного опыта обеспечения сейсмической безопасности в зарубежных странах.

Установить, что расходы, связанные с организацией курсов ознакомления и стажировки, покрываются за счет средств Фонда.


19. Агентству космических исследований и технологий при Кабинете Министров:

в срок до 1 декабря 2022 года совместно с Академией наук и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработать интерактивную онлайн-карту, отображающую сейсмоактивные, среднеактивные, неактивные территории и площади республики;

в срок до 1 августа 2023 года создать радиолокационную систему космического мониторинга, предназначенную для выявления таких последствий землетрясений, как деформация, смещение, оседание зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах.


20. Одобрить предложение Академии наук о строительстве отдельных административного здания и лабораторного корпуса, а также капитальном ремонте и оснащении действующих зданий и сооружений, находящихся на земельной площади, выделенной Институту механики и сейсмостойкости сооружений.

Академии наук представить в Министерство экономического развития и сокращения бедности предложения о включении работ по строительству, ремонту и оборудованию, предусмотренных данным пунктом, в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023 год.


21. Освободить сроком на 3 года от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) организации, принимающие произведенные в зарубежных государствах лабораторное оборудование, вычислительную технику и комплектующие материалы, финансируемые за счет Фонда.


22. Внести дополнения и изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3.


23. Академии наук совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством строительства и иными заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


24. Возложить на министра по чрезвычайным ситуациям Кулдошева А.Х., министра строительства Закирова Б.И., министра водного хозяйства Хамраева Ш.Р. и президента Академии наук Юлдашева Б.С. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Осуществление контроля и координации деятельности ведомств, ответственных за исполнение настоящего Указа, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого полугодия.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиеёв



*) Приложение N 2 приводится в тексте на узбекском языке.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1а

к Указу Президента РУз

от 30.05.2022 г. N УП-144



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

Концепции совершенствования системы обеспечения

сейсмической безопасности населения и территории

Республики Узбекистан до 2025 года

  

  

N

Целевые показатели

Единица измерения

  

Индикаторы (по годам)

  

  

Всего

  

2022

2023

2024

2025

1.

Увеличение количества городов республики с картами сейсмического микрорайонирования по инженерным показателям на основе мирового опыта.

  

шт.

24

3

6

7

8

2.

Увеличение количества оценок сейсмического риска в разрезе районов и городов Республики Каракалпакстан, областей, а также районов города Ташкента.

  

шт.

208

40

50

55

63

3.

Увеличение количества опытно-экспериментальных лабораторий для проведения оценки (испытаний) зданий и сооружений, а также их конструкций по критериям прочности, жесткости и приоритетности при воздействии сейсмических сил.

  

шт.

10

2

2

3

3

4.

Проведение испытаний по определению прочности и сейсмостойкости натурных конструкций зданий и сооружений при сложных напряжениях (одновременное растяжение-сжатие, изгиб, сдвиг и кручение).

  

шт.

18

2

3

5

8

5.

Увеличение количества публикаций статей ученых республики в зарубежных журналах в области сейсмологии, сейсмостойкости зданий и сооружений и сейсмобезопасности (Web of Science и Scopus).

  

шт.

250

40

60

70

80

6.

Увеличение численности работников с ученой степенью в области сейсмологии, сейсмостойкости зданий и сооружений и сейсмической безопасности, а также повышение качества защищенных диссертаций (PhD, DSc).

  

шт.

100

15

25

30

30

7.

Направление кадров, осуществляющих деятельность в области сейсмической безопасности, в ведущие мировые институты и центры для повышения квалификации и прохождения стажировки.

  

чел.

150

30

40

40

40

8.

Организация семинаров и конференций с участием специалистов ведущих организаций мира по сейсмической безопасности.

  

шт.

14

2

3

4

5

9.

Расширение сети широкополосных сейсмометров (установка 25 широкополосных сейсмометров).

  

шт.

25

4

6

7

8

10.

Оптимизация сети сейсмостанций, открытие новых станций, позволяющих регистрировать землетрясения по республике магнитудой два балла и выше (М>2,0).

  

шт.

14

2

3

4

5

11.

Расширение сети магнитометрических наблюдений (установка по республике дополнительно 15 магнитометров).

  

шт.

15

2

3

4

6

12.

Расширение сети гидрогеосейсмологических наблюдений.

  

шт.

20

3

4

6

7

13.

Повышение квалификации инженерно-технических работников Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга по работе с современным научным оборудованием и программным обеспечением.

  

шт.

100

10

20

30

40

14.

Налаживание обмена данными с соседними республиками (по 20 станциям).

  

шт.

20

3

4

6

7

15.

Оснащение пунктов магнитометрических наблюдений полностью цифровыми магнитометрами.

  

шт.

15

2

3

4

6

16.

Приобретение деформометрической (6 шт.) и наклонометрической (6 шт.) аппаратуры для расширения направлений прогнозирования с изучением мирового опыта.

  

шт.

12

-

3

4

5

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 30.05.2022 г. N УП-144



ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в некоторые акты Президента

Республики Узбекистан



1. Пункт 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года N УП-5392 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере строительства" дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

"принятие необходимых мер по обеспечению сейсмостойкости зданий и сооружений, строящихся на территории Республики Узбекистан, оценку и контроль их соответствия требованиям нормативных актов в области технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности".


2. Пункт 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 17 февраля 2017 года N ПП-2789 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности" дополнить абзацем девятым следующего содержания:

"развитие сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности".

4. В пункте 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2020 года N ПП-4794 "О мерах по коренному совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан":


а) дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:

"материальное стимулирование работников организаций, осуществляющих научные исследования и наблюдения в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности";


б) абзац пятнадцатый считать абзацем шестнадцатым соответственно.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 мая 2022 г.


"Народное слово", 31 мая 2022 г.













































Время: 0.0328
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск