ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Акты комплексного характера о внесении изменений и дополнений / Законы и постановления ОМ РУз / 2022 г. /Закон Республики Узбекистан от 16.06.2022 г. N ЗРУ-779 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Принят Законодательной палатой 11.06.2022 г., одобрен Сенатом 13.06.2022 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
16.06.2022 г.
N ЗРУ-779
О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Принят Законодательной палатой 11 июня 2022 года
Одобрен Сенатом 13 июня 2022 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года N 417-XII "О референдуме Республики Узбекистан" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года N 265-II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 9-10, ст. 176; 2005 г., N 1, ст. 18; 2019 г., N 9, ст. 588; 2021 г., приложение к N 4; 2022 г., N 3, ст. 216) следующие изменения и дополнения:
1) в статье 1:
часть вторую заменить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:
"Референдум, наряду с выборами, является непосредственным выражением воли народа.
Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой.
Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не предусмотрено решениями, принятыми референдумом";
часть третью считать частью пятой;
2) в статье 8:
часть первую после слов "наблюдатели от политических партий" дополнить словами "органов самоуправления граждан";
в части второй слова "пятнадцать дней" заменить словами "десять дней";
часть третью дополнить предложением следующего содержания:
"Мандаты наблюдателям от других государств и международных организаций выдаются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан";
3) в статье 9:
абзац третий части первой изложить в следующей редакции:
"присутствовать на участке референдума, наблюдать за ходом подготовительных работ, за размещением кабин или комнат для тайного голосования и опечатыванием урн для голосования, за регистрацией граждан, выдачей им бюллетеней для голосования";
дополнить частью третьей следующего содержания:
"Наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за три дня до посещения участков референдума, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы";
4) в статье 18:
абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"рассматривает обращения голосующих граждан и иных участников референдума и принимает по ним решения, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, не урегулированные настоящим Законом, регулируются также Избирательным кодексом Республики Узбекистан и иными законодательными актами о выборах";
5) текст статьи 19 изложить в следующей редакции:
"Окружная комиссия по проведению референдума образуется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан не позднее десяти дней после опубликования решения о назначении референдума в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и восьми - восемнадцати других членов комиссии.
Кандидатуры в члены окружных комиссий по проведению референдума обсуждаются на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и не позднее семи дней после объявления решения о проведении референдума рекомендуются для утверждения Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан";
6) пункт 11 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"11) рассматривает обращения голосующих граждан и иных участников референдума и принимает по ним решения, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума";
7) текст статьи 21 изложить в следующей редакции:
"Участковая комиссия по проведению референдума образуется окружной комиссией по проведению референдума не позднее двадцати пяти дней после опубликования решения о назначении референдума в составе пяти - девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
В необходимых случаях численный состав участковой комиссии по проведению референдума может быть увеличен или уменьшен.
При дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах функции председателя участковой комиссии по проведению референдума осуществляет их руководитель.
Кандидатуры в члены участковой комиссии по проведению референдума предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения соответствующей окружной комиссией по проведению референдума";
8) в статье 23:
часть вторую заменить частями второй и третьей следующего содержания:
"Членами окружных и участковых комиссий по проведению референдума не могут быть члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан.
Не могут быть рекомендованы в состав участковой комиссии по проведению референдума лица, работающие в одной организации, если их число составит более половины членов данной комиссии, за исключением участковых комиссий по проведению референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах содержания под стражей и лишения свободы";
части третью - седьмую считать соответственно частями четвертой - восьмой;
часть седьмую исключить;
часть восьмую считать частью седьмой;
9) в статье 24:
дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Членам комиссий по проведению референдума выплачивается компенсация в целях покрытия расходов на транспорт, питание и других расходов в размере, указанном в смете расходов на подготовку и проведение референдума";
части четвертую - седьмую считать соответственно частями пятой - восьмой;
10) текст статьи 25 изложить в следующей редакции:
"Решения комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы гражданами, а также наблюдателями в суд в течение пяти дней после принятия данного решения. Решения Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение пяти дней после принятия решения. Жалоба рассматривается в течение трех дней после ее поступления, а если до дня референдума осталось менее шести дней - незамедлительно.
Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы";
11) главу IV дополнить статьей 25-1 следующего содержания:
"Статья 25-1. Порядок рассмотрения комиссиями
по проведению референдума обращений
физических и юридических лиц
Комиссии по проведению референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения референдума обращения физических и юридических лиц о нарушении требований настоящего Закона или по другим вопросам организации референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее чем за шесть дней до референдума либо в день голосования - незамедлительно, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума.
Обращения должны регистрироваться в регистрационном журнале.
Председатель комиссии по проведению референдума в сроки, установленные настоящим Законом, созывает и проводит заседание соответствующей комиссии для рассмотрения обращения и принятия по нему решения. На заседание могут быть приглашены заинтересованные лица.
Обращение, поступившее в участковую комиссию по проведению референдума, в полномочия которой не входит разрешение поставленных вопросов, в трехдневный срок направляется соответствующим органам с сообщением об этом лицу, направившему обращение.
Члены комиссий по проведению референдума, рассмотревшие обращение, обязаны сообщить лицу, направившему его, о результатах рассмотрения и принятом решении";
12) дополнить статьей 26-1 следующего содержания:
"Статья 26-1. Включение граждан, находящихся
в иностранных государствах, в списки
голосующих граждан
Граждане, находящиеся в иностранных государствах, могут обратиться в письменной форме в участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, или в электронной форме через официальный веб-сайт Министерства иностранных дел Республики Узбекистан о включении их в список голосующих граждан за пятнадцать дней до референдума.
Участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в течение трех дней проверяют персональные данные, указанные в обращениях граждан, находящихся в иностранных государствах, о включении их в список голосующих граждан и решают вопрос о включении гражданина в список голосующих граждан.
Участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, незамедлительно представляют в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан сведения о гражданах, включенных в список голосующих граждан.
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан незамедлительно представляет сведения о гражданах, включенных в список голосующих граждан, в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан для внесения соответствующих изменений в Единый электронный список избирателей";
13) в статье 27:
часть вторую дополнить предложением следующего содержания:
"Гражданам, находящимся в иностранных государствах, обеспечивается возможность ознакомления с касающимися их данными из списка голосующих граждан также через официальные веб-сайты Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах";
дополнить частью третьей следующего содержания:
"Внесение изменений в списки голосующих граждан приостанавливается за пять дней до референдума";
14) из части второй статьи 28 слова "в вышестоящие комиссии по проведению референдума или" исключить;
15) в статье 30:
часть первую изложить в следующей редакции:
"Участковые комиссии по проведению референдума получают бюллетени для голосования от окружных комиссий по проведению референдума не позднее трех дней до дня проведения референдума, в том числе дня досрочного голосования. Председатель или заместитель председателя либо секретарь окружной и участковой комиссии по проведению референдума подтверждает своей подписью выдачу и получение бюллетеней для голосования на соответствующем документе";
дополнить частью третьей следующего содержания:
"На основании сведений, представленных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, о количестве голосующих на участках референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан обеспечивает изготовление и доставку бюллетеней для голосования";
16) в статье 35-1:
в части второй слова "соответствующей окружной комиссией" заменить словами "Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан";
из части шестой слова "и подписью голосующего" исключить;
17) дополнить статьей 35-2 следующего содержания:
"Статья 35-2. Голосование по месту пребывания
гражданина в иностранном государстве
Досрочное голосование в густонаселенных районах иностранных государств может проводиться по месту пребывания гражданина в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан и соглашениями с уполномоченными государственными органами иностранных государств.
Участковая комиссия по проведению референдума, образованная при дипломатическом и ином представительстве Республики Узбекистан в иностранном государстве, принимает решение о времени и месте голосования по месту пребывания граждан и информирует об этом граждан, наблюдателей посредством средств массовой информации.
Голосование по месту пребывания граждан проводится в присутствии не менее чем двух членов участковой комиссии по проведению референдума, образованной при дипломатическом и ином представительстве Республики Узбекистан в иностранном государстве.
После окончания голосования члены участковой комиссии по проведению референдума открывают переносную урну для голосования, без подсчета голосов складывают бюллетени для голосования в специальный мешок, опечатывают мешок и составляют об этом акт.
Мешок с бюллетенями для голосования в опломбированном виде вместе с актом доставляется на участок референдума и хранится до начала процесса подсчета голосов в день референдума";
18) в статье 37:
абзац второй части первой изложить в следующей редакции:
"общее число граждан, включенных в список голосующих граждан по округу референдума";
часть третью дополнить предложением следующего содержания:
"Копия данного протокола незамедлительно вывешивается в помещении окружной комиссии по проведению референдума для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов";
19) текст статьи 39 изложить в следующей редакции:
"Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан не позднее десяти дней после проведения референдума публикует принятое по итогам референдума решение на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и в официальных источниках.
В случае принятия на референдуме закона, его текст публикуется вместе с решением по итогам референдума";
20) текст статьи 40 изложить в следующей редакции:
"Принятые на референдуме решение, закон вступают в силу со дня официального опубликования итогов референдума Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан, если иное не вытекает из решения, закона, принятого на референдуме.
Решение, принятое на референдуме, в том числе решение, принятое в форме закона, в день официального опубликования итогов референдума для организации его исполнения направляется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан";
21) статью 41 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется принятие нормативно-правового акта, орган государственной власти в пределах своей компетенции в течение десяти дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, обязан определить перечень нормативно-правовых актов по данному вопросу и срок их подготовки".
Статья 2. Внести в статью 3 Закона Республики Узбекистан от 2 декабря 2004 года N 706-II "О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 1, ст. 10; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 4, ст. 224; 2019 г., N 9, ст. 588; 2020 г., N 8, ст. 488, N 9, ст. 537; 2021 г., N 1, ст. 13, приложение к N 4) следующие дополнение и изменение:
дополнить частью второй следующего содержания:
"В случае передачи территории избирательного округа в состав другой административно-территориальной единицы или образования на его территории новой административно-территориальной единицы полномочия депутата, избранного от этого избирательного округа, сохраняются. При этом депутат входит в состав Кенгаша народных депутатов, расположенного на территории избирательного округа, или Кенгаша народных депутатов, сформированного на вновь образованной административно-территориальной единице, а срок полномочий депутата соответствует сроку полномочий данного Кенгаша народных депутатов";
части вторую, третью и четвертую считать соответственно частями третьей, четвертой и пятой.
Статья 3. Внести в Избирательный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 июня 2019 года N ЗРУ-544 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 6, ст. 327; 2021 г., N 2, ст. 139, приложение к N 4, N 6, ст. 518; 2022 г., N 3, ст. 213), следующие дополнения и изменения:
1) в статье 9:
дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:
"Число избирательных округов для выборов в областной Кенгаш народных депутатов вновь образованной области устанавливается Центральной избирательной комиссией по представлению Сената, а число избирательных округов для выборов в районный, городской Кенгаш народных депутатов вновь образованного района, города устанавливается соответствующим областным Кенгашем народных депутатов с учетом требований частей пятой и шестой настоящей статьи.
Избирательные округа по выборам в областной Кенгаш народных депутатов вновь образованной области образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Сената, а избирательные округа по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов вновь образованного района, города - соответствующим областным Кенгашем народных депутатов";
части седьмую, восьмую и девятую считать соответственно частями девятой, десятой и одиннадцатой;
2) в статье 19:
части вторую и третью заменить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:
"Областные, районные, городские избирательные комиссии, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, образуются соответствующими местными Кенгашами не менее чем за восемьдесят дней до выборов в составе одиннадцати - двадцати одного члена комиссии и осуществляют свои полномочия до объявления начала следующей избирательной кампании.
Во вновь образованных административно-территориальных единицах областная избирательная комиссия по выборам в областной Кенгаш народных депутатов образуется Сенатом, а районные, городские избирательные комиссии по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов образуются соответствующим областным Кенгашем народных депутатов не менее чем за двадцать пять дней до выборов в составе одиннадцати - двадцати одного члена комиссии и осуществляют свои полномочия до объявления начала следующей избирательной кампании.
Председатели областных, районных, городских избирательных комиссий избираются из числа ее членов по представлению соответствующего местного Кенгаша на заседании избирательной комиссии. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, председатель областной избирательной комиссии назначается Сенатом";
часть четвертую считать частью пятой;
3) статью 88 дополнить частью второй следующего содержания:
"Выборы в местные Кенгаши во вновь образованных административно-территориальных единицах проводятся на срок, не превышающий срока завершения полномочий других местных Кенгашей, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан";
4) главу 15 дополнить статьей 93-1 следующего содержания:
"Статья 93-1. Выборы депутатов местных Кенгашей
во вновь образованных административно-
территориальных единицах
Выборы депутатов местных Кенгашей во вновь образованных административно-территориальных единицах проводятся в течение двух месяцев после принятия в установленном порядке решений об образовании административно-территориальных единиц.
Выборы депутатов областного Кенгаша народных депутатов во вновь образованной административно-территориальной единице назначаются Центральной избирательной комиссией, а выборы депутатов районных, городских Кенгашей народных депутатов назначаются соответствующим областным Кенгашем народных депутатов не менее чем за месяц до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Кодекса. При этом избирательный округ образуется за двадцать восемь дней до выборов, окружная избирательная комиссия - за двадцать пять дней до выборов, а избирательный участок - за двадцать дней до выборов, участковые избирательные комиссии - за пятнадцать дней до выборов. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за пятнадцать дней до выборов.
Выборы депутатов местных Кенгашей во вновь образованной административно-территориальной единице могут не проводиться в случае, если до начала следующей избирательной кампании осталось менее чем три месяца или количество депутатов, сохранивших полномочия и вошедших в состав местного Кенгаша вновь образованной административно-территориальной единицы, составляет пятнадцать человек в районном, городском Кенгаше народных депутатов и тридцать человек в областном Кенгаше народных депутатов".
Статья 4. Закон Республики Узбекистан от 28 августа 2020 года N ЗРУ-635 "Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., N 8, ст. 492; 2021 г., N 8, ст. 800) дополнить статьей 40-1 следующего содержания:
"Статья 40-1. Изменение границ избирательных
округов при решении вопросов административно-
территориального устройства
В случае образования, упразднения или изменения границ административно-территориальной единицы рассматривается вопрос о передаче избирательных округов, расположенных на ее территории, в состав соответствующей административно-территориальной единицы.
В случае, предусмотренном частью первой настоящей статьи, вопросы, связанные с передачей избирательных округов, рассматриваются в установленном законодательством порядке до внесения на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложений об образовании, упразднении или изменении границ административно-территориальных единиц".
Статья 5. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 6. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 июня 2022 г.