ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Пенсии. Пособия. Социальная защита / Социальная защита населения /

Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 25.07.2022 г. N УП-175)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 25.07.2022 г. N УП-175



СТРАТЕГИЯ

социальной защиты населения

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан (далее - Стратегия) определяет приоритетные направления и комплексные меры развития системы социальной защиты населения в период до 2030 года, а также в результате реализации ее "Дорожной карты" будет обеспечено достижение намеченных целевых показателей.


2. Стратегия разработана на основе результатов и рекомендаций "Оценки системы социальной защиты в Узбекистане", подготовленных Международной организацией труда, Всемирным банком и Детским фондом Организации Объединенных Наций в 2020 году.


3. Стратегия предусматривает создание системы, обеспечивающей для всех граждан минимальный уровень социальной защиты в соответствии с рекомендациями N 202 Международной организации труда по минимальному уровню социальной защиты.


4. Стратегия охватила следующие программы социальной защиты, гарантированной государством:


1) в рамках программ социальной помощи:

назначение материальной помощи малообеспеченным семьям;

назначение детских пособий малообеспеченным семьям;

оказание материальной помощи нуждающимся семьям в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области;

назначение пенсий по возрасту;

назначение пенсий пожилым гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, и нетрудоспособным гражданам;

назначение пособия по уходу законному представителю ребенка, занятому уходом за детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет, нуждающимися в постороннем уходе;

назначение пособия по инвалидности с детства (лицам с инвалидностью I и II группы);

назначение пособия детям с инвалидностью (до 18 лет);

назначение пособия детям, не достигшим возраста 18 лет, заболевшим ВИЧ-инфекцией и другими опасными для жизни и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями;

назначение пособия по случаю потери кормильца;

назначение единовременного пособия на погребение;

выдачу единовременного пособия при рождении ребенка ("суюнчи пули");

назначение компенсационной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг;

социальную защиту лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предоставление льгот лицам пенсионного возраста, отслужившим военную службу на радиационно-ядерных объектах;

назначение дополнительной выплаты на продукты питания ветеранам войны 1941-1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и гражданам, работавшим в период блокады города Ленинграда;

назначение дополнительной выплаты на покупку продуктов питания и одежды ветеранам войны 1941-1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей и гражданам, работавшим в период блокады города Ленинграда;

выплату денежного вознаграждения участникам Второй мировой войны в связи с Днем памяти и почестей;

предоставление некоторым категориям граждан льгот по бесплатному пользованию городским пассажирским транспортом;

освобождение детей малообеспеченных семей в государственных дошкольных образовательных организациях от платежа;

освобождение детей малообеспеченных семей от арендной платы за учебники в общеобразовательных средних школах;

обеспечение одеждой детей малообеспеченных семей в общеобразовательных средних школах;

освобождение от расходов на питание учащихся из малообеспеченных семей в школах-интернатах, специализированных на преподавании отдельных предметов;

оказание помощи и содействия семьям, включенным в "Железную тетрадь", женщинам, включенным в "Женскую тетрадь", молодежи, включенной в "Молодежную тетрадь", детям-сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки, включенным в "Мехр дафтари";

обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки;

обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, продуктами питания, одеждой и средствами санитарии;

выплату пособия на каждого ребенка-сироту, взятого на воспитание в семью (патронат), и детей, оставшихся без родительской опеки;

обеспечение жильем женщин, проживающих в нежилых помещениях, и совершеннолетних девушек, нуждающихся в жилье, лишенных родителей или одного из них, а также находящихся на попечении матери-одиночки, отца-одиночки или иных лиц;

предоставление единовременной материальной помощи нуждающимся в социальной защите слоям населения;


2) в рамках программ социального обеспечения:

назначение пенсии по возрасту;

назначение пенсии по инвалидности;

назначение пенсии по случаю потери кормильца;

назначение пенсии лицам, участвовавшим при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

назначение пособия по беременности и родам;

назначение пособия по временной нетрудоспособности;

назначение пособия по безработице;

назначение выходного пособия в связи с увольнением с работы;

назначение пособия на церемонию погребения в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца;


3) в рамках программ социальных услуг:

оказание медико-социальных услуг в домах "Мехрибонлик", детских городках, детских домах семейного типа и детских домах в системе Министерства здравоохранения;

оказание медико-социальных услуг в домах-интернатах "Саховат" для престарелых и лиц с инвалидностью, "Мурувват" - для лиц с инвалидностью, "Мурувват" - для детей с инвалидностью;

оказание медико-социальных услуг в санаториях для престарелых и лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда, в республиканском пансионате - для ветеранов войны и труда;

оказание услуг экспертизы Республиканской инспекцией медико-социальной экспертизы и ее территориальными подразделениями;

оказание медико-социальных услуг Национальным центром реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью, региональными центрами реабилитации для лиц с инвалидностью;

оказание услуг Республиканским центром реабилитации по предоставлению помощи жертвам торговли людьми;

оказание услуг Республиканским центром реабилитации и адаптации женщин и территориальными центрами;

оказание услуг центрами органов внутренних дел по реабилитации лиц без определенного места жительства;

услуги по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним;

услуги по обеспечению нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;

организацию оказания медико-социальных услуг в домашних условиях;

выплату дополнительных выплат одиноким престарелым, нуждающимся в постороннем уходе, и лицам с инвалидностью для приобретения продуктов питания;

обеспечение одиноких престарелых, нуждающихся в постороннем уходе, и лиц с инвалидностью лекарствами на бесплатной или льготной основе;

оказание социальных услуг престарелым и лицам с инвалидностью, а также формирование и реализацию программы индивидуальных социальных услуг;

оказание медицинских, психологических и других услуг семьям, включенным в "Железную тетрадь", женщинам, включенным в "Женскую тетрадь", молодежи, включенной в "Молодежную тетрадь", детям-сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки, включенным в "Мехр дафтари";


4) в рамках программ активных мер на рынке труда (далее - АМРТ):

организацию оплачиваемых общественных работ;

стимулирование занятости и вовлечение в предпринимательство за счет государственных целевых фондов (субсидий, грантов и кредитных линий);

оказание местными органами труда услуг лицам, находящимся в поиске работы, а также безработным лицам;

определение минимального количества рабочих мест и резервирование рабочих мест;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, находящихся в поиске работы, и безработных лиц;

оказание правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам Республики Узбекистан, подвергшимся насилию, принудительному труду и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, подтверждающих личность, без средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;

медицинское обслуживание граждан Республики Узбекистан, которым в период нахождения в трудовой миграции потребовалась медицинская помощь по причине травмы, несчастного случая, тяжелого заболевания, в случае невозможности оплатить стоимость оказанных медицинских услуг за счет средств трудового мигранта или медицинского страхования;

перевозку тел граждан Республики Узбекистан, умерших в период нахождения в трудовой миграции, а также граждан Республики Узбекистан, получивших увечье или тяжелые травмы во время трудовой деятельности за рубежом;

возвращение граждан Республики Узбекистан, ранее направленных на работу за рубеж в рамках организованного набора и депортированных вследствие нарушения законодательства страны пребывания, с последующим возмещением оплаченных средств за счет указанных граждан, а также возвращение граждан Республики Узбекистан, которым со стороны иностранных работодателей не были обеспечены оговоренные условия трудоустройства;

предвыездную адаптацию, профессиональную подготовку, обучение иностранным языкам граждан Республики Узбекистан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж;

выплата компенсаций на которые расходы выезжающим в трудовую миграцию гражданам;

покрытие гражданам, выезжающим в трудовую миграцию в порядке организованного набора в развитые государства, расходов на оформление "рабочей визы";

содействие организованному трудоустройству граждан за рубежом.



ГЛАВА 2. ПРЕДУСМАТРИВАЕМЫЕ ЦЕЛИ В РАМКАХ

ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


2.1. Цели в направлении развития системы

оказываемых населению социальных услуг.


Цель N 1: Развитие социальных услуг на уровне махалли. В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) налаживание механизма осуществления работы на уровне махалли в обеспечении социальной защиты населения, то есть исходя из общего положения семьи организация оказания социальной помощи и услуг по выведению ее из сложной жизненной ситуации на основе комплексного подхода.

При этом посредством разработки плана индивидуальной социальной защиты, вбирающего все программы социальной помощи и услуг, необходимых для выведения семьи из состояния бедности;

б) дальнейшее усиление работы по государственной социальной поддержке семей, предотвращение безосновательного отделения детей от их семей, недопущение насилия в отношении детей.


Цель N 2: Усиление потенциала работников, оказывающих социальные услуги. При этом:

а) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, оказывающих социальные услуги;

б) развитие деятельности районных (городских) отделов развития медико-социальных услуг и усиление их кадрового потенциала.


Цель N 3: Определение перечня и стандартов медико-социальных услуг.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) разработка и утверждение перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых на бесплатной основе (социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические услуги).

При этом определяется контингент лиц, получающих бесплатные социальные услуги;

б) разработка и утверждение стандартов оказания социальных услуг, определяющих объем, качество и сроки оказываемых социальных услуг, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для их оказания.


Цель N 4: Приведение определения инвалидности в соответствие с международными стандартами.

В данном направлении осуществляется поэтапный переход от традиционной "медицинской" модели к современной "социальной" модели определения инвалидности.

В социальной модели определения инвалидности в основном учитывается вопрос участия личности в жизни общества.


Цель N 5: Деинституциализация учреждений в форме интерната.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) создание условий для отдыха лиц, постоянно ухаживающих за детьми и лицами с тяжелыми заболеваниями или инвалидностью, во время их отдыха оказание временных медико-социальных услуг нуждающимся в уходе;

б) принятие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, принятие на воспитание в семьи, широкое внедрение услуг по временному уходу за ними;

в) в целях поэтапного отказа от институционального предоставления социальных услуг в приоритетном порядке профессионализация и лицензирование принятия на воспитание в семью (патронат), осуществление мониторинга бытовых условий и воспитания детей, находящихся под патронатом.

Преобразование учебно-воспитательных учреждений и учреждений по уходу в многопрофильные центры по поддержке детей и семей, подвергшихся социальным рискам, в том числе пострадавших от насилия.



2.2. Цели в направлении охвата трудоспособного

населения социальным обеспечением.


Цель N 6: Поэтапное внедрение системы социального страхования, а также ее развитие на основе международных стандартов.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) организация Фонда социального страхования;

б) определение источников финансирования страховых выплат;

в) принятие мер по осуществлению страховых выплат посредством системы социального страхования пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, выходных пособий при упразднении работодателя - юридического лица и отсутствии средств для выплат у упраздняемого предприятия, несчастных случаях на производстве;

г) обеспечение финансовой стабильности Фонда социального страхования;

д) стимулирование перехода лиц, осуществляющих трудовую деятельность в неофициальном секторе, в официальный сектор, путем обеспечения уровня дополнительной социальной защиты лиц, осуществляющих трудовую деятельность в официальном секторе, средствами социального страхования;

е) приведение национального законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда от 1952 года N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения".


Цель N 7: Усиление социальной охраны материнства.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) осуществление выплаты пособий по беременности и родам посредством системы социального страхования;

б) приведение национального законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда "Об охране материнства" N 183.



2.3. Цели в направлении укрепления программ

государственной социальной помощи.


Цель N 8: Обеспечение адресного доведения до нуждающихся слоев населения государственной социальной помощи, недопущение доведения бедных семей до нищеты, выведение семей из бедности.

В целях использования социальной помощи в качестве средства, направленного на выведение семьи из состояния бедности, налаживание системы предоставления детских пособий малообеспеченным семьям, выделяемых государством, посредством составления социального договора. В целях направления средств на развитие человеческого капитала при составлении социального договора разработка таких условий, как посещение детьми школ, учреждений дошкольного образования и других учреждений образования.

Также взаимоувязка программ социальной помощи с программами содействия занятости посредством социального договора и обеспечение работой безработных членов малообеспеченных семей, а также в последующем расширение условий социального договора.


Цель N 9: Упрощение порядка назначения социальной помощи и постоянное совершенствование его критериев.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) повышение адресности оказываемой государством социальной помощи, постоянное совершенствование и упрощение критериев оценки семей, нуждающихся в социальной защите, методов расчета дохода на члена семьи при назначении пенсии, применение черты бедности для определения малообеспеченности семьи;

б) индексация стоимости минимальных потребительских затрат исходя из уровня инфляции, пересмотр ее не менее чем каждые пять лет с учетом изменений доходов и расходов населения и исходя из этого размера применение системы определения размеров социальных пособий и минимальных пенсий;

в) обеспечение источником минимального дохода членов семей, занятых уходом за детьми с инвалидностью, нуждающимися в постоянном уходе.


2.4. Цели в направлении расширения

использования уязвимыми слоями населения

активных мер на рынке труда.


Цель N 10: Осуществление поддержки безработных лиц посредством инвестиций в человеческий капитал.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) направление ресурсов, выделенных на программы по привлечению безработных граждан к предпринимательству и содействию занятости, на развитие человеческого капитала, то есть на программы по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации и привлечению к предпринимательству, вместе с тем уменьшение доли незанятого населения, привлеченного к общественным работам;

б) отбор программ специальности, показывающих наилучшие результаты в обеспечении постоянной занятости незанятого лица с требованием наименьших расходов в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации;

в) привлечение частного сектора в сферу профессионального обучения и технического образования.


Цель N 11: Повышение эффективности программ АМРТ.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) проведение постоянного мониторинга результатов АМРТ для целевого и эффективного использования ресурсов, в том числе бюджетных средств.

При этом практика оказания Агентством по работе махаллабай и развитию предпринимательства, органами труда таких услуг, как привлечение безработных граждан к предпринимательству, содействие их занятости путем заключения социального договора, будет внедряться во всех регионах республики. Данная система обеспечит целевое и эффективное расходование государственных средств, а также будет контролировать обеспечение источником постоянного дохода незанятого населения в рамках программ;

б) реализация программ содействия занятости населения на основе принципа "махаллабай" посредством института помощников хокимов.

При этом изучение и оценка имеющихся АМРТ предотвратит существующие преграды в использовании АМРТ социально уязвимыми слоями населения, в частности женщинами, молодежью и лицами с инвалидностью;

в) повышение уровня занятости лиц, не способных конкурировать на рынке труда на равных условиях, путем адаптации общественных работ и других программ содействия занятости к удовлетворению потребностей малообеспеченных лиц, лиц с инвалидностью, женщин, занятых постоянным уходом, и других нуждающихся, уязвимых слоев населения;

г) в целях создания благоприятных условий социально нуждающимся категориям населения для осуществления предпринимательской деятельности развитие совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами платформы по поддержке стартап-программ предпринимателей с ограниченными возможностями, а также малообеспеченной молодежи и женщин.


Цель N 12: Налаживание системы мониторинга программ АМРТ.

В рамках данной программы будет полностью налажена система заключения социального договора между незанятым населением и местными органами труда, определяющего целевое использование средств, выделяемых при оказании услуг содействия занятости, а также социальную ответственность сторон в этом направлении.



ГЛАВА 3. СИСТЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ


3.1. Система институционального управления.


Цель N 13: Обеспечение взаимосвязанности деятельности органов, ответственных за программы социальной защиты населения.

При этом будут поэтапно расширяться задачи и функции Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан в сфере оказания социальных услуг, а также будет совершенствоваться его деятельность в качестве координирующего органа по государственной социальной защите и услугам.

Цель N 14: Создание единой базы данных по программам социальной защиты населения.

При этом информационная система "Единый реестр социальной защиты" будет трансформирована в единую базу данных по всем малообеспеченным и социально уязвимым слоям населения.


Цель N 15: Определение полномочного органа, ответственного за разработку и ведение единой государственной политики в сфере социальной защиты.

В дальнейшем будет рассмотрен вопрос создания государственного органа координирующего задачи и функции государства по социальной защите населения в рамках единой системы.

При этом будут предусмотрены следующие задачи данного органа:

а) ведение списка "Железной тетради", а также работа с включаемыми в нее семьями с тяжелыми социальным положением и условиями жизни;

б) социальная поддержка, оказание материального содействия, правовой, методической и практической помощи одиноким престарелым, нуждающимся в социальной защите, а также малообеспеченным семьям, женщинам и молодежи;

в) оказание социально-бытовых услуг престарелым и лицам с инвалидностью.



3.2. Финансирование сферы социальной

защиты населения.


Цель N 16: Совершенствование финансирования сферы социальной защиты.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) включение целевых параметров на среднесрочную перспективу в основные финансовые документы и процессы, а также применение принципа бюджетной системы, ориентированной на результат, при формировании бюджета сферы социальной защиты;

б) в целях обеспечения финансовой стабильности системы социального страхования определение источников доходов Фонда социального страхования;

в) привлечение дополнительных средств в сферу социальной защиты, в том числе организация новых проектов совместно с международными организациями на основе грантов;

г) отражение всех средств, направленных на государственную социальную защиту по предоставляемым государством социальной помощи и услугам, в качестве отдельного раздела расходов в Государственном бюджете;

д) применение бюджетной системы, ориентированной на результат, при формировании бюджета сферы социальной защиты.



ГЛАВА 4. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА


5. Стратегия будет оцениваться ежегодно исходя из исполнения реализованных мер и целевых показателей, а также для достижения целей до 2030 года в Кабинет Министров будут внесены предложения о внесении в нее соответствующих изменений.

6. Национальным агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан осуществляется мониторинг исполнения "Дорожной карты" по реализации Стратегии и, исходя из государственной политики в другом направлении и социально-экономической ситуации, в Стратегию могут вноситься соответствующие изменения в целях приведения сферы социальной защиты в соответствие с общей политикой.

Цель N 17: Успешная реализация Стратегии социальной защиты населения.

В данном направлении будут осуществлены следующие меры:

а) проведение оценки эффективности Стратегии социальной защиты населения;

б) осуществление работы по сбору, аккумулированию и анализу данных о сфере социальной защиты, в том числе количестве получателей социальной защиты в разрезе каждой программы, затраченных средствах, гендерно распределенных данных, а также отслеживанию изменений в показателях сферы социальной защиты и сравнению с целевыми показателями.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 июля 2022 г.





















































Время: 0.0041
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск