Юрист Предприятия
Юрист предприятия / Нормативно-правовые акты / Законодательные основы деятельности государственных органов /Закон Республики Узбекистан от 29.06.2022 г. N ЗРУ-781 "О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией" (Принят Законодательной палатой 01.02.2022 г., одобрен Сенатом 28.05.2022 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29.06.2022 г.
N ЗРУ-781
О ПРОЦЕДУРАХ
ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НУЖД
С КОМПЕНСАЦИЕЙ
Принят Законодательной палатой 1 февраля 2022 года
Одобрен Сенатом 28 мая 2022 года
Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона
Целью настоящего Закона является установление процедур изъятия земельных участков или их частей (далее - земельный участок), принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования или аренды, для общественных нужд с компенсацией.
Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на правах собственности, а также находящиеся в постоянном пользовании государственных органов и учреждений, предприятий, органов самоуправления граждан.
Статья 2. Законодательство о процедурах изъятия земельных
участков для общественных нужд с компенсацией
Законодательство о процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
обосновывающие материалы - документы, содержащие сведения о запланированном к изъятию земельном участке для общественных нужд с компенсацией, расположенных на нем объектах недвижимого имущества (в том числе состоянии жилых и нежилых помещений, их текущем предназначении), подтверждающие соответствие целей изъятия земельного участка с целями, признанными общественными нуждами, а также содержащие описание и сроки реализации проекта и работ, которые планируется осуществить на данном земельном участке;
земельный участок - часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре, в том числе земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, которая предоставлена в установленном порядке физическим и юридическим лицам соответственно на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды;
правообладатель земельного участка и объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, (далее - правообладатель) - физическое или юридическое лицо, обладающее правом пожизненного наследуемого владения, постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды на земельный участок и правом собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на данном земельном участке, на основании правоустанавливающих документов;
инициатор изъятия земельного участка для общественных нужд с компенсацией (далее - инициатор) - республиканские органы государственного управления, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, города Ташкента или районов (городов);
соглашение - нотариально удостоверенный письменный договор, заключаемый между соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятом соответствующей области, города Ташкента или района (города) и правообладателем по их согласию, в котором предусматриваются размер, вид и срок предоставления компенсации;
компенсация - возмещение убытков правообладателю в денежной или иной форме в связи с изъятием земельного участка для общественных нужд в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
объект недвижимого имущества - здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В целях настоящего Закона к объектам недвижимого имущества не относятся недра, в том числе месторождение полезных ископаемых.
Статья 4. Цели, являющиеся основанием изъятия земельных
участков для общественных нужд с компенсацией
Общественными нуждами признаются изъятие земельных участков с компенсацией в следующих целях:
предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон, зон свободной торговли;
выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;
разведка и разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых);
строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог республиканского и местного значения, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, инженерных объектов и линий системы энергетики и связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, системы ирригации и мелиорации;
исполнение утвержденных генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
осуществление проектов, предусматривающих строительство за счет централизованных инвестиций зданий и сооружений государственных учреждений образования, здравоохранения, культуры и медико-социального обслуживания, указанных в государственных инвестиционных программах.
Запрещается толкование изъятия земельных участков для любых иных целей в качестве изъятия для общественных нужд.
Статья 5. Основные принципы процедур изъятия земельных
участков для общественных нужд с компенсацией
Основными принципами процедур изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией являются:
законность;
приоритет права собственности;
неприкосновенность частной собственности;
открытость и прозрачность;
гарантированность компенсации.
ГЛАВА 2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОНДЫ
ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УБЫТКОВ ФИЗИЧЕСКИМ
И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ У НИХ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
НУЖД И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ КОМИССИИ
Статья 6. Централизованные фонды по возмещению убытков
физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них
земельных участков для общественных нужд
Централизованные фонды по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для общественных нужд создаются при Кабинете Министров Республики Узбекистан - на республиканском уровне (далее - республиканский фонд), а также при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента - на региональном уровне (далее - региональные фонды).
Республиканский фонд и региональные фонды не являются юридическими лицами.
Статья 7. Формирование средств республиканского
фонда и региональных фондов
Источниками формирования средств республиканского фонда являются:
средства республиканского бюджета и дополнительных источников республиканского бюджета в размере не менее 15 процентов резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан;
благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов Республики Узбекистан;
другие поступления, не запрещенные законодательством.
Источниками формирования средств региональных фондов являются:
средства дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в размере не менее 15 процентов резервных фондов соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;
средства, поступившие от реализации прав на земельные участки для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности на электронной торговой площадке, переводимые на специальные казначейские счета бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента в качестве дополнительных источников;
благотворительные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе нерезидентов Республики Узбекистан;
другие поступления, не запрещенные законодательством.
Средства, поступившие в республиканский фонд и региональные фонды, аккумулируются на казначейских лицевых счетах, открытых соответственно в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан,
...