ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Транспорт / Городской транспорт /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.02.2023 г. N ПП-59 "О мерах по реформированию системы общественного транспорта"

Функцияни амалга оширишнинг имкони йўқ

Мазкур функциядан фақат мижозлар (фойдаланувчилар) фойдаланишлари мумкин

Ҳужжатнинг тўлиқ матни пуллик версияда мавжуд. Саволлар бўйича 1172 қисқа рақамига қўнғироқ қилинг.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

16.02.2023 г.

N ПП-59



О МЕРАХ

ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА


За последние годы проведена широкомасштабная работа по улучшению автотранспортного обслуживания населения, расширению маршрутной сети общественного транспорта и обновлению парка подвижного состава современными экологически чистыми автобусами.

На основе новых подходов с участием зарубежных экспертов разработана новая маршрутная сеть общественного транспорта города Ташкента.

Вместе с тем несоблюдение регулярности движения, требований к безопасности и качеству перевозок, отсутствие дифференцированных тарифов за проезд, необеспечение приоритетности движения общественного транспорта снижают его привлекательность.

Действующая система финансирования общественного транспорта не позволяет на системной основе обновлять парк подвижного состава и широко привлекать частные инвестиции в отрасль.

В целях полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках надлежащего качества и комфортности, создания привлекательной бизнес-среды для частного сектора путем внедрения в отрасль рыночных принципов, в частности, совершенствования системы финансирования и тарифной политики, а также в соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы:


1. Одобрить предложение Министерства транспорта и Министерства экономики и финансов о поэтапном внедрении системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта.


2. В рамках системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта установить порядок, в соответствии с которым:

расчеты с перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров автобусами (далее - перевозчики), осуществляются уполномоченным государственным органом на основании критериев "пройденный путь" и "качество";

отменяется практика установления для перевозчиков плана-задания по ежедневному сбору платы за проезд с передачей поступлений платы за проезд в ведение уполномоченного государственного органа;

по каждому автобусному маршруту перевозчики определяются по результатам электронного тендера;

начальная стоимость маршрута, выставляемого на тендерные торги, формируется по каждому автобусному маршруту за каждый километр пройденного расстояния с учетом затрат, связанных с перевозкой пассажиров, а также 10-процентной рентабельности;

при Министерстве транспорта Республики Каракалпакстан, управлениях транспорта областей и города Ташкента организуется автоматизированное диспетчерское управление и система контроля для мониторинга выполнения перевозчиками показателей маршрута, определения и оценки объема и качества выполненных работ, контроля оплаты за проезд и качества предоставленных услуг;

создаются специальные фонды при Министерстве экономики и финансов Республики Каракалпакстан, управлениях экономики и финансов областей и города Ташкента (далее - Специальные фонды) для содержания автоматизированного диспетчерского управления и системы контроля, аккумулирования поступлений от оплаты за проезд и осуществления расчетов с перевозчиками;

разница между расходами и доходами Специальных фондов компенсируется за счет средств Государственного бюджета;

к перевозчикам не применяется порядок возмещения убытков, понесенных в связи с оказанием услуг по предельным тарифам, и затрат, связанных с приобретением автобусов, за счет Государственного бюджета.

Министерству экономики и финансов принять во внимание, что при формировании параметров Государственного бюджета на 2024 год перевозчикам не возмещаются убытки, понесенные в связи с оказанием услуг по предельным тарифам на городских автобусных маршрутах, и затраты, связанные с приобретением автобусов.


3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством транспорта и Министерством экономики и финансов:

а) обеспечить внедрение в городах новой сети автобусных маршрутов, поэтапную организацию автоматизированной системы оплаты и автоматизированной диспетчерской службы:

до 1 марта 2023 года - в городе Ташкенте;

до 1 августа 2023 года - в городах Андижане, Самарканде, Намангане Карши и Ургенче;

до 1 июня 2024 года - в городе Нукусе и других областных центрах;

б) обеспечить поэтапное введение в действие системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта:

с 15 апреля 2023 года - в городе Ташкенте;

с 1 января 2024 года - в городах Андижане, Самарканде, Намангане, Карши и Ургенче;

с 1 июня 2024 года - в городе Нукусе и других областных центрах;

в) не менее чем за два месяца до сроков, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, в рамках внедрения системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта обеспечить:

определение начальной стоимости каждого маршрута, выставляемого на тендерные торги, и своевременное проведение электронных тендеров;

формирование средств, подлежащих выделению за счет Государственного бюджета, на основе расчетов.

Определить, что средства, необходимые для системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта, в 2023 году выделяются за счет дополнительных средств республиканского бюджета, с 2024 года предусматриваются в параметрах местных бюджетов.


4. Запретить закрепление за перевозчиками автобусных маршрутов в ином порядке, чем предусмотрено настоящим постановлением:

с 15 апреля 2023 года - в городе Ташкенте;

с 1 января 2024 года - в городах Андижане, Самарканде, Намангане, Карши и Ургенче;

с 1 июня 2024 года - в городе Нукусе и других областных центрах.


5. В целях внедрения гибких тарифов для пассажиров при пользовании общественным транспортом, а также популяризации электронных платежей внедрить порядок, в соответствии с которым:

применяются льготные и бесплатные тарифы исходя из количества пересадок с одного маршрутного пассажирского транспорта на другое в течение одного часа;

вводятся лимитные и безлимитные однодневные, одно-, трех-, шестимесячные и годовые тарифные планы при пользовании маршрутным пассажирским транспортом независимо от его вида;

устанавливаются стимулирующие тарифы при использовании на маршрутах электронной системы оплаты за проезд.

Хокимияту города Ташкента, исходя из настоящего пункта, разработать новые тарифы, провести их общественное обсуждение и рассмотрение в городском Кенгаше народных депутатов и ввести в практику с 1 апреля 2023 года.


6. Определить дополнительными источниками формирования средств Специальных фондов:

50 процентов от суммы штрафов, взимаемых за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное посредством специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации, установленных на маршрутных автобусах;

50 процентов средств, поступающих от размещения рекламы на маршрутных автобусах, а также часть поступлений от размещения рекламы на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры;

100 процентов от суммы штрафов, применяемых в соответствии с актами законодательства в отношении пассажиров за безбилетный проезд на регулярных маршрутах, а также перевозчиков за безбилетный провоз пассажиров;

часть выручки, подлежащую переводу государственному партнеру, за использование придорожных автоматизированных платных автомобильных стоянок, организованных на городских улицах на основе государственно-частного партнерства.


7. Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление о системе организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта, предусматривающее:

порядок осуществления расчетов между уполномоченными органами и перевозчиками на основании критериев "пройденный путь" и "качество";

совершенствование процедур открытия, закрытия и изменения автобусных маршрутов, а также дальнейшее расширение участия общественности в этом процессе;

источники формирования средств специальных фондов Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и города Ташкента, а также порядок их использования.


8. Утвердить:

"Дорожную карту" по внедрению системы организации и финансирования перевозок пассажиров по предельным тарифам на регулярных городских автобусных маршрутах на основе брутто-контракта согласно приложению N 1*;

"дорожные карты" по совершенствованию системы общественного транспорта в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах согласно приложениям NN 2 - 15*.


9. Принять к сведению, что Министерством транспорта, Министерством инвестиций, промышленности и торговли, АО "Узавтосаноат", АО "Узнацбанк" и АО "Тошшахартрансхизмат" по результатам переговоров, проведенных с крупными производителями автобусов Китайской Народной Республики, достигнуты договоренности о закупке:

200 восемнадцатиметровых и 500 двенадцатиметровых автобусов, работающих на природном газе, а также 300 двенадцатиметровых электробусов для общественного транспорта города Ташкента;

1 000 автобусов, работающих на природном газе, для общественного транспорта города Нукуса и областных центров.

Согласиться с предложением Министерства транспорта, Министерства инвестиций, промышленности и торговли, Министерства экономики и финансов и АО "Узнацбанк" о закупке автобусов и электробусов, предусмотренных настоящим пунктом, у производителей автобусов Китайской Народной Республики по прямым договорам.


10. Определить источниками финансирования заключаемых импортных контрактов по приобретению автобусов для города Ташкента:

15 процентов - кредиты, выделяемые за счет собственных средств АО "Узнацбанк" путем полного направления ожидаемой чистой прибыли банка по итогам первого полугодия 2023 года в его капитал;

85 процентов - кредиты за счет международных финансовых институтов и иностранных банков, выделяемые под государственную гарантию.

При этом банковские кредиты выделяются АО "Тошшахартрансхизмат" в китайских юанях по ставке 6,07 процента годовых, сроком до 10 лет с льготным периодом 1 год.


11. Разрешить АО "Узнацбанк" выделение кредитов до утверждения технико-экономического обоснования по приобретаемым автобусам для города Ташкента. При этом:

в порядке исключения, экономические нормативы по максимальному размеру риска на одного заемщика, в том числе лиц, связанных с банком, или группу взаимосвязанных заемщиков не распространяются на выделяемые кредиты АО "Узнацбанк";

расходы, связанные с погашением основного долга, выплатой процентов, комиссий и всех прочих расходов по обслуживанию привлекаемого кредита, покрываются до 1 января 2024 года за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, с 2024 года - за счет собственных средств перевозчиков.


12. Определить источниками финансирования приобретения автобусов для города Нукуса и областных центров:

15 процентов - авансовые платежи за счет собственных средств предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки;

85 процентов - кредиты за счет средств международных финансовых институтов и иностранных банков, выделяемые под государственную гарантию.

При этом банковские кредиты выделяются перевозчикам в китайских юанях по ставке 6,07 процента годовых, сроком до 10 лет с льготным периодом 1 год.


13. Министерству экономики и финансов:

оформить государственную гарантию в пользу международных финансовых институтов и иностранных банков по кредитным линиям, привлекаемым АО "Узнацбанк" для приобретения автобусов;

предоставить гарантийное письмо в пользу АО "Узнацбанк" по обязательствам АО "Тошшахартрансхизмат" в качестве обеспечения по заключаемым кредитным контрактам.


14. Министерству транспорта совместно с Агентством по управлению государственными активами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по закреплению за АО "Узнацбанк", АКБ "Узпромстройбанк" и АО "Асакабанк" автобусных парков АО "Тошшахартрансхизмат" для совершенствования их деятельности, финансового оздоровления и обеспечения перехода обслуживающих автобусных маршрутов на брутто-контракты.


14-1. Освободить сроком до 1 января 2026 года от таможенной пошлины технологическое оборудование, автобусные запасные части, комплектующие изделия и материалы, используемые для технического обслуживания, диагностики, промывки, очистки и ремонта автобусов и электробусов, не производимые в республике, ввозимые по перечням, формируемым в установленном порядке.

15. Министерству транспорта:

в месячный срок организовать в Ташкентском государственном транспортном университете регулярные учебные курсы для работников компетентных органов, перевозчиков, других организаций, занятых в пассажирских перевозках, с привлечением передовых специалистов в целях организации учебной работы по внедряемой настоящим постановлением системе;

в двухнедельный срок привлечь зарубежных экспертов по прямым договорам в целях эффективной организации внедряемой настоящим постановлением системы. При этом финансирование расходов, связанных с привлечением экспертов и оплатой их услуг, осуществляется за счет Фонда развития транспорта и логистики;

совместно с хокимиятом города Ташкента до 1 мая 2023 года с учетом транспорта, прибывающего из областей, совершенствовать новую маршрутную сеть, разработанную для города Ташкента, путем изучения пассажиропотока на всех видах транспорта, определения спроса на транспорт и проведения социологических опросов.

И.о. хокима города Ташкента Рахмонову Б. для осуществления мер, предусмотренных в абзаце четвертом настоящего пункта, обеспечить до 1 марта 2023 года выделение средств за счет дополнительных источников местного бюджета города Ташкента на IV квартал 2022 года.


16. Министерству внутренних дел и Национальной гвардии:

в двухмесячный срок внести предложения в Кабинет Министров по установлению специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации на отдельно выделенных полосах для общественного транспорта и на автобусах, созданию возможности для граждан отправлять через мобильное приложение видеозаписи о нарушениях правил дорожного движения, увеличению размера их стимулирования путем денежного вознаграждения за счет штрафов, взысканных с правонарушителей;

на постоянной основе обеспечить безопасность движения на маршрутах общественного транспорта, приоритетность общественного транспорта, незанятость полос и остановок, выделенных для общественного транспорта, другими видами транспорта.


17. Одобрить предложение Министерства экономики и финансов о внедрении практики строительства многоэтажных автостоянок в городе Ташкенте за счет Государственного бюджета или на основе государственно-частного партнерства с прямым выделением земельных участков специально создаваемому государственному учреждению и реализации их в качестве готового бизнеса субъектам предпринимательства с условием сохранения профиля автостоянки.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с хокимиятом города Ташкента, Министерством транспорта, Министерством экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров на утверждение порядок строительства многоэтажных автостоянок, предусмотренный настоящим пунктом.


18. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством транспорта и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства до конца 2023 года обеспечить разработку планов мероприятий по совершенствованию системы и инфраструктуры общественного транспорта в городе Нукусе и областных центрах, а также целевых программ по их реализации.


19. Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Министерством транспорта, Министерством экономики и финансов, органами государственной власти на местах с привлечением средств массовой информации, представителей общественности и экспертов обеспечить:

а) широкое освещение среди населения:

преимущества, удобства, мобильности и регулярности новых создаваемых маршрутов общественного транспорта;

преимущества и удобства использования электронных систем оплаты на общественном транспорте, а также дифференцированных тарифов;

организации деятельности группы контролеров, осуществляющих контроль оплаты за проезд в общественном транспорте;

б) проведение брифингов среди субъектов предпринимательства о привлекательности и превращении в гарантированный бизнес новой системы финансирования деятельности общественного транспорта на основе объема выполненных работ в соответствии с критериями "пройденный путь" и "качество".


20. Министерству транспорта совместно с Министерством экономики и финансов, заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения:

а) до конца года, исходя из требований настоящего постановления, о совершенствовании деятельности и бизнес-процессов, финансовом оздоровлении, цифровизации деятельности АО "Тошшахартрансхизмат" и внедрении современных методов корпоративного управления;

б) в двухмесячный срок:

о мерах государственной поддержки, направленных на стимулирование привлечения частного сектора в строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры общественного транспорта, в частности автовокзалов и автостанций;

о совершенствовании электронных тендерных процедур по закреплению автобусных маршрутов за перевозчиками с привлечением зарубежных экспертов;

в) в недельный срок о внесении автобусов, предназначенных для городского общественного транспорта, в перечень технологического оборудования, освобождаемого при импорте на территорию Республики Узбекистан от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость;

г) в трехмесячный срок о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


21. Возложить на министра транспорта Махкамова И.Р. и министра экономики и финансов Кудбиева Ш.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



*) Приложения приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 февраля 2023 г.









































Время: 0.0065
АВда рўйхатга олинган рақами бўйича қатъий мувофиқлик
  • Барчаси
  • амалдаги
  • кучини йўқотган
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • исталган сана
  • аниқ сана
  • давр
  • -

Қидирувни пастга тушириш