ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Сейсмология /Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.05.2023 г. N ПП-158 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
16.05.2023 г.
N ПП-158
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Разные бедствия, возникающие вследствие сильных землетрясений и тектонического движения земных плит, происходящие в последнее время в зарубежных странах, требуют ускорения работ по обеспечению сейсмической безопасности в стране, внедрения современных подходов в данную сферу.
В целях внедрения новых методов обеспечения сейсмической безопасности, повышения сейсмостойкости зданий и сооружений, внедрения на практике современной системы прогнозирования сильных землетрясений и подготовки к ним:
1. Поэтапно запустить с 1 декабря 2023 года Национальную систему раннего оповещения о сильных землетрясениях в республике и определить Министерство по чрезвычайным ситуациям ответственным за данную систему.
Установить, что в рамках данной Национальной системы на основе интеграции со станциями, входящими в глобальную систему международных сейсмических наблюдений:
а) мониторинг сейсмических явлений в Узбекистане и на приграничных с ним территориях ведется в режиме реального времени;
б) после регистрации сильных колебаний на двух и более сейсмических станциях, расположенных вблизи эпицентра землетрясения, и определения землетрясения на территории республики магнитудой 5 баллов и выше по шкале МСК-64:
посредством специальных программ на сейсмологических станциях автоматически анализируются сейсмические данные и оперативно определяются параметры землетрясения;
посредством мобильного приложения "Оповещение о сильном землетрясении" в считанные секунды населению рассылается срочное оповещение о надвигающемся сильном землетрясении на определенных территориях республики.
Все расходы, связанные с запуском Национальной системы раннего оповещения о сильных землетрясениях в республике, покрываются за счет Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности (далее - Фонд).
2. Определить, что в рамках формирования единой системы ведения сейсмологических наблюдений на водохранилищах на территории республики Республиканским центром сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям осуществляется следующее:
ведение сейсмологических и сейсмометрических наблюдений на плотинах водохранилищ;
ведение мониторинга землетрясений при заполнении водохранилищ;
оценка изменения сейсмического режима в процессе заполнения водой водохранилищ и водопользования.
3. Запустить с 1 августа 2023 года электронную платформу "Сейсмологические наблюдения на водохранилищах" (далее - электронная платформа) и определить ответственным за ее ведение Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга.
Расходы, связанные с разработкой и обеспечением функционирования электронной платформы, финансировать за счет средств Фонда.
4. Установить с 1 сентября 2023 года порядок, в соответствии с которым после регистрации землетрясений магнитудой 5 баллов и выше по шкале МСК-64 на плотинах водохранилищ, на которых налажено ведение сейсмологических и сейсмометрических наблюдений:
а) Республиканским центром сейсмопрогностического мониторинга оперативно вносятся в электронную платформу данные сейсмологических и сейсмометрических наблюдений;
б) организации, ответственные за плотины водохранилищ, незамедлительно выявляют и вносят в электронную платформу такие негативные последствия землетрясений, как оседание, смещение, образование разломов, изменение режима фильтрации;
в) Академия наук в трехдневный срок:
на основе данных, внесенных в электронную платформу, изучает динамические свойства плотин водохранилищ и проводит оценку их напряженно-деформированного состояния;
подготавливает информацию о динамическом состоянии плотин водохранилищ с учетом изменения сейсмического режима в полученных данных сейсмологических и сейсмометрических наблюдений, заключения для принятия соответствующих мер, а также вносит их в электронную платформу;
г) организации, ответственные за плотины водохранилищ, совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Академией наук и органами государственной власти на местах при указании в заключениях, внесенных в электронную платформу, случаев возникновения чрезвычайных ситуаций незамедлительно разрабатывают и реализуют соответствующие меры и программу действий.
5. Начиная с 1 августа 2023 года:
внедрить практику повышения квалификации ответственных работников, осуществляющих деятельность на водохранилищах, по ведению сейсмологических и сейсмометрических наблюдений и первичного анализа каждые два года;
определить Министерство по чрезвычайным ситуациям и Академию наук ответственными за организацию и проведение курсов повышения квалификации.
Возложить на руководителей государственных органов и организаций, ответственных за водохранилища и плотины на территории республики, персональную ответственность за строгое обеспечение участия своих работников, занимающихся сейсмологическими и сейсмометрическими наблюдениями, на курсах повышения квалификации в соответствии с планом-графиком Министерства по чрезвычайным ситуациям и Академии наук.
6. Принять следующие меры:
утвердить Программу мер по обеспечению сейсмической безопасности и усилению контроля в строительстве (далее - Программа мер) согласно приложению N 1;
образовать Республиканский совет по координации мероприятий обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан (далее - Республиканский совет) в составе согласно приложению N 2.
Определить основными задачами Республиканского совета:
регулярную координацию деятельности ответственных исполнителей в рамках обеспечения своевременной и качественной реализации Программы мер;
организацию проведения инструментально-технического обследования (микродинамических испытаний) сейсмостойкости конструкций всех зданий и сооружений в регионах, включая построенные новые этажностью два и более этажей, с помощью современного специального оборудования;
организацию разработки методов, новых конструктивных решений сейсмической защиты зданий и сооружений, в том числе с привлечением проектных организаций, в рамках организации работ по обеспечению сейсмической безопасности территорий;
координацию разработки научно обоснованных мер по оценке различных уровней сейсмического риска в сейсмоактивных зонах и снижению потерь от землетрясений;
организацию работ по внедрению практики разработки проектов генерального плана городских территорий на основе карт сейсмического микрорайонирования;
организацию работ по изучению сейсмостойкости плотин водохранилищ и гидротехнических сооружений и устранению выявленных недостатков;
принятие мер по разработке нормативно-правовых актов по оценке сейсмических риска, воздействия и опасности на основе зарубежного опыта;
координацию разработки комплекса мероприятий и программ по снижению ущерба и последствий для зон с высокой вероятностью возникновения землетрясений исходя из местных условий;
обучение всех слоев населения правилам действий до, во время и после землетрясения и организацию разработки комплексных мер по повышению их подготовленности;
координацию качественного контроля за строительными материалами, изделиями и конструкциями, производимыми в республике и ввозимыми на основе импорта из-за рубежа, для использования на объектах строительства;
организацию работ по повышению квалификации и переподготовке специалистов, принимающих участие в строительстве, обеспечении сейсмической безопасности и осуществлении градостроительной деятельности, а также совершенствованию процессов сертификации.
7. Образовать в исполнительной структуре Кабинета Министров Отдел координации вопросов обеспечения сейсмической безопасности (далее - Координационный отдел).
Определить основными задачами Координационного отдела:
осуществление постоянной координации деятельности ответственных органов и организаций в сфере обеспечения сейсмической безопасности;
развитие науки и широкое внедрение современных информационных технологий, включая инновационные, в сферу обеспечения сейсмической безопасности;
организацию работ по цифровизации процесса прогнозирования сейсмической опасности;
осуществление постоянного мониторинга мер снижения уровня сейсмической опасности, реализуемых в республике;
организацию разработки государственных программ и нормативно-правовых актов по обеспечению сейсмической безопасности населения;
принятие мер по обеспечению сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений совместно с соответствующими министерствами и ведомствами;
разработку предложений по повышению сейсмической безопасности и обеспечению сейсмостойкости зданий и сооружений на основе результатов мониторинга и анализа сейсмической обстановки на территориях республики;
ведение мониторинга контрольных мероприятий, проводимых по строящимся зданиям и сооружениям, а также регулярную разработку предложений по обеспечению открытости и прозрачности процессов их осуществления;
изучение соответствия сейсмостойкости строящихся зданий и сооружений требованиям нормативных актов в области технического регулирования, а также принятие мер по устранению выявленных недостатков;
координацию работ по классификации зданий и сооружений по сейсмической уязвимости, проведению инструментально-технического обследования (микродинамических испытаний) с помощью современного специального оборудования и программного обеспечения, а также повышению сейсмостойкости зданий и сооружений;
организацию работ по проведению вибродинамического обследования зданий и сооружений, строящихся в сейсмоактивных зонах, включая испытания и проверки с помощью современной цифровой инструментальной аппаратуры;
координацию комплекса мер по подготовке населения республики к действиям во время землетрясений.
Установить, что Координационный отдел:
формируется за счет сокращения 5 штатных единиц управленческого персонала Министерства по чрезвычайным ситуациям;
является рабочим органом Республиканского совета.
8. Республиканскому совету (Арипов А.):
а) в недельный срок:
провести организационное заседание, обсудить с министерствами и ведомствами вопросы обеспечения качественного и своевременного исполнения задач, определенных в Программе мер;
утвердить сроки и план-график в разрезе министерств и ведомств, органов государственной власти на местах, постоянно контролировать реализацию определенных в нем задач в целях организации исполнения возложенных на себя задач;
критически пересмотреть результаты своевременного и качественного исполнения задач в сфере строительства и обеспечения сейсмической безопасности, установленных в нормативно-правовых актах, принятых за последние два года Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров, принять меры по устранению выявленных недостатков;
принять меры по укомплектованию Координационного отдела высококвалифицированными кадрами;
организовать направление членов Республиканского совета, специалистов министерств и ведомств, ответственных за данную сферу, в краткосрочную служебную командировку в зарубежные государства с развитой сферой обеспечения сейсмической безопасности и контроля в строительстве.
Определить, что расходы (транспортные, гостиничные, суточные и прочие), связанные с направлением членов Республиканского совета и специалистов, покрываются за счет средств Фонда;
б) ежеквартально критически обсуждать исполнение определенных задач, обеспечить принятие мер по устранению недостатков, выявленных в исполнении, министерствами и ведомствами.
9. Внедрить с 1 января 2024 года практику разработки проектов генерального плана городов, расположенных в сейсмоактивных зонах, на основе карт сейсмического микрорайонирования соответствующих территорий.
Установить, что:
генеральные планы городов, расположенных в сейсмоактивных зонах, утверждаются после проведения обсуждений и согласования их всесторонней обоснованности на основе карт сейсмического микрорайонирования на Республиканском совете;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства является органом государственного управления, ответственным за обеспечение обоснованности и соответствия генеральных планов городов, расположенных в сейсмоактивных зонах, картам сейсмического микрорайонирования;
карты сейсмического микрорайонирования территорий разрабатываются (в соответствии с программами и до сроков разработки генеральных планов городов) Академией наук.
10. Академии наук в срок до 1 октября 2023 года завершить разработку и представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства карты сейсмического микрорайонирования городов Андижана, Намангана, Ферганы, Бухары, Джизака, Шахрисабза и Зарафшана.
Определить, что:
архивные или имеющиеся сведения, необходимые для разработки карт сейсмического микрорайонирования, представляются по запросу Академии наук государственными органами, учреждениями и организациями в короткие сроки на безвозмездной основе;
Академией наук в средствах массовой информации организуются пресс-туры и брифинги, даются разъяснения по всем видам карт сейсмического районирования и микрорайонирования, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
11. Внедрить практику изучения на территориях республики, в том числе в водохранилищах и крупных горнодобывающих промышленных комплексах, показателей, имеющихся активных тектонических разломов земной коры, разработки их электронных карт и паспорта, на их основе - оценки их сейсмической опасности.
При этом электронные карты активных тектонических разломов земной коры являются основанием для размещения сейсмопрогностических станций в регионах и прогнозирования вероятности сильных землетрясений в целях определения источников землетрясений и подготовки к сильным землетрясениям.
Академии наук совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям:
с 1 июня 2023 года организовать работу по изучению показателей имеющихся на территориях республики активных тектонических разломов земной коры на основании конкретного плана-графика с привлечением ответственных организаций;
по итогам изучений сформировать базу данных, создать электронные карты и паспорта активных тектонических разломов земной коры;
регулярно представлять соответственно в Министерство горнодобывающей промышленности и геологии, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, организации, ответственные за водохранилища, органы государственной власти на местах предложения, разработанные по активным тектоническим разломам земной коры.
Определить, что ответственными организациями в двухнедельный срок рассматриваются предложения, представленные по показателям активных тектонических разломов земной коры, принимаются меры по смягчению их воздействия, возможных последствий и по данному вопросу регулярно вносится информация в Республиканский совет.
12. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, Министерству по чрезвычайным ситуациям совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 августа 2023 года определить конкретные меры по созданию специальной инфраструктуры для сохранения жизни людей (далее - инфраструктуры) вследствие сильного и разрушительного землетрясения в районах (городах) и внести в Республиканский совет для согласования.
При этом в разрезе каждого района (города):
определить открытые и безопасные территории, необходимые для эвакуации населения;
определить и представить в Комитет по управлению государственными резервами приблизительную потребность в количестве палаток и иных альтернативных конструкций (сэндвич-построек, контейнеров), необходимых для размещения эвакуированного населения;
разработать меры по строительству автомобильных дорог, при необходимости - реконструкции действующих в целях оперативной организации безопасной эвакуации населения на определенные территории, доставки средств, необходимых для жизнедеятельности эвакуированного населения;
определить и представить в Комитет по управлению государственными резервами приблизительную потребность в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и медицинской технике, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических средствах, необходимых для оказания скорой медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате сильного землетрясения;
разработать порядок организации поставки продуктов питания для эвакуированных граждан, а также план обеспечения электроэнергией и питьевой водой.
Установить, что мероприятия по созданию инфраструктур проводятся поэтапно за счет средств Государственного бюджета.
Республиканскому совету установить строгий контроль за своевременным и качественным проведением мероприятий по созданию инфраструктур и ежеквартально критически обсуждать отчеты ответственных лиц в данном направлении.
13. Начиная с 1 июня 2023 года ежегодно в рамках "Недели подготовки населения к землетрясению" на основе плана-графика в махаллях всех регионов республики с участием населения регулярно проводить командно-штабные, специально-тактические и объектные учебные занятия по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях, связанных с землетрясениями.
При этом особое внимание уделять:
повышению подготовки спасательных служб и спасательных формирований, а также формирований гражданской защиты к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с землетрясениями, с участием жителей махаллей;
обучению учащихся и студентов образовательных организаций методам самозащиты от последствий землетрясения, оказанию первой помощи пострадавшим;
проведению разъяснительной работы по предупреждению случаев самовольного сноса несущих опор и самовольного внесения изменений в другие конструкции зданий гражданами, проживающими в многоэтажных домах.
Министерству по чрезвычайным ситуациям (Кулдашев А.):
в двухнедельный срок утвердить программу проведения в текущем году "Недели подготовки населения к землетрясению" в махаллях;
совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Хаджаев А.) принять меры по широкому освещению "Недели подготовки населения к землетрясению" в средствах массовой информации.
14. Начиная с 2023/2024 учебного года организовать обучение Правилам передвижения во время землетрясения с их поэтапным включением в действующие образовательные программы дошкольного, общего среднего, среднего специального и профессионального образования.
Определить, что в образовательных организациях внеурочные занятия по обучению Правилам передвижения во время землетрясения проводятся совместно с территориальными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям.
15. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям обеспечить подготовку и доведение до широкой общественности на системной основе телевизионных передач, сюжетов, вещаний и статей о правильном передвижении во время землетрясения.
16. Принять к сведению, что согласно законодательству строго запрещается самовольное внесение изменений в параметры, указанные в утвержденной проектно-сметной документации строительства зданий и сооружений, конструкции эксплуатируемых зданий и сооружений данных категорий, влияющих на их сейсмостойкость, в том числе в первые этажи и подвалы.
Генеральной прокуратуре совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проект закона по кардинальному усилению административной и уголовной ответственности по фактам нарушения законодательства о градостроительстве, строительства и реконструкции зданий, сооружений или иных объектов с нарушением установленных запретов (ограничений).
17. Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с хокимиятами районов (городов) и другими соответствующими организациями начиная с 1 сентября 2023 года:
а) на основе плана-графика выявлять:
конструкции, самовольно построенные в местах общего пользования (на лестничных пролетах, чердаках и в столовых общего пользования) многоквартирных домов, отнесенных к III-IV категориям по сейсмической безопасности, расположенных в сейсмоактивных зонах республики;
изменения, самовольно внесенные в конструкции многоквартирных домов, в том числе подвалов и первых этажей, влияющие на их сейсмостойкость;
б) обеспечить принятие мер согласно законодательству по выявленным фактам строительства незаконных конструкций и самовольного внесения изменений в конструкции, влияющих на их сейсмостойкость.
18. Принять к сведению, что:
получение отчетов об инженерно-геологических исследованиях площади строительства (строящихся новых и реконструируемых) объектов, градостроительная документация которых требует экспертизы, и о результатах их экспертизы, является обязательным;
при разработке и проведении экспертизы проектной документации реконструируемых объектов представляются заключения о проведенном инструментально-техническом обследовании технического состояния их конструкций.
19. Установить порядок, в соответствии с которым:
к заключениям инструментально-технического обследования технического состояния конструкций зданий и сооружений, а также к документам, подтверждающим проведение инженерно-геологических исследований, прилагаются видеозаписи всего процесса проведения исследований (с указанием даты и времени выполнения работ) и лабораторные результаты, которые вводятся в Национальную информационную систему "Прозрачное строительство" и ведется их реестр;
организации, проводящие инструментально-техническое обследование и инженерно-геологические исследования, несут ответственность за каждое проведенное исследование, а также за качество и достоверность каждого выданного по ним заключения;
отчеты о результатах инструментально-технического обследования и инженерно-геологических исследований признаются действительными в случае включения их в Единый реестр заключений инструментально-технического обследования и Единый реестр отчетов по результатам инженерно-геологических исследований, созданные в Национальной информационной системе "Прозрачное строительство".
а) разрешение для начала строительных работ по изменению конструкции строящихся или действующих объектов, отнесенных к II-IV категориям по сейсмической безопасности, (изменение количества этажей, возведение пристроек, добавление этажа) предоставляется исключительно после проведения повторной экспертизы измененной градостроительной документации проекта и получения положительного заключения;
б) начиная с 1 июня 2023 года:
разработка проектной документации по зданиям и сооружениям, отнесенным к IV категории по сейсмической безопасности, выполняется проектно-изыскательскими организациями, имеющими категорию "С" и выше в Электронном рейтинге проектно-изыскательских организаций и ведущими проектно-изыскательскими организациями;
строительные работы по зданиям и сооружениям, отнесенным к III-IV категориям по сейсмической безопасности, выполняются строительно-подрядными организациями, имеющими категорию "ССС" и выше (включая все категории видов "А" и "B") в Электронном рейтинге строительно-подрядных организаций.
При этом:
данное правило не распространяется на объекты, по которым до настоящего времени проведена экспертиза градостроительной документации, получено положительное заключение и начаты строительно-монтажные работы;
на тендере по определению подрядчиков в рамках проектов государственных объектов разрешается участие наряду с отечественными строительно-подрядными организациями также зарубежным подрядчикам в порядке, установленном законодательством;
в) начиная с 1 октября 2023 года вводится порядок сертификации специалистов, осуществляющих деятельность в направлениях разработки и проведения экспертизы проектной документации, выполнения строительно-монтажных работ и осуществления контрольных функций по зданиям и сооружениям II-IV категорий сейсмической безопасности.
При этом Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках сертификации специалистов является органом государственного управления, ответственным за качественную организацию учебных курсов, проведение аккредитации образовательных организаций и формирование для этого корпуса национальных тренеров.
21. В целях дальнейшего усиления контроля в сфере строительства:
а) осуществить:
начиная с 1 января 2024 года внедрение в практику проведение мероприятий государственного контроля, технического контроля заказчика, авторского контроля разработчика и внутреннего контроля подрядчика на объектах специалистами, имеющими специальные знания и сертификат по соответствующим направлениям;
в срок до 1 сентября 2023 года разработку и внесение в установленном порядке проекта закона, предусматривающего ответственность за невыполнение каждого обязательного предписания, выдаваемого проектной организацией заказчику согласно проекту в ходе строительно-монтажных работ и уполномоченный орган;
б) определить обязательным регулярное внесение в Национальную информационную систему "Прозрачное строительство" данных о мероприятиях государственного контроля за строительными объектами, технического контроля заказчика, авторского контроля разработчика и внутреннего контроля подрядчика, выявленных в них недостатках и просчетах (в форме чек-листа), а также их устранении и обеспечить открытость этих данных для общественности.
22. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
в двухнедельный срок утвердить при согласовании с Кабинетом Министров план-график проведения в регионах инструментально-технического обследования зданий, по которым признана необходимость проведения такого обследования на основе электронно-технических паспортов, обеспечить проведение инструментально-технического обследования;
ежемесячно вносить в Республиканский совет информацию о проведении инструментально-технического обследования.
Определить, что:
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в разрезе каждого района (города) разрабатываются программы мер по устранению недостатков, выявленных при проведении инструментально-технического обследования, которые утверждаются Республиканским советом;
все расходы, связанные с проведением инструментально-технического обследования, покрываются за счет средств местных бюджетов.
23. Министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента при формировании программ развития социальной и производственной инфраструктуры обратить внимание в первую очередь на объекты социальной сферы с сейсмической уязвимостью.
24. Создать:
в Ташкентском архитектурно-строительном университете учебно-научную лабораторию "Механика грунтов, почва и фундаменты", предназначенную для проектирования прочности и деформации грунтов под воздействием землетрясения, физико-механических свойств, зданий и сооружений в сложных грунтовых условиях, а также исследования строительства фундаментов;
в Ферганском политехническом институте учебно-научную лабораторию "Оценка сейсмостойкости конструкций зданий и сооружений", предназначенную для оценки технического состояния зданий и сооружений по сейсмостойкости, учета сейсмической нагрузки при увеличении количества этажей эксплуатируемых зданий, а также проверки сейсмостойкости строительных конструкций.
Установить, что штатные единицы учебно-научных лабораторий аккумулируются за счет оптимизации численности профессоров-преподавателей Ташкентского архитектурно-строительного университета и Ферганского политехнического института.
Кабинету Министров в соответствии с обоснованными предложениями Ташкентского архитектурно-строительного университета и Ферганского политехнического института принять меры по поэтапному обеспечению учебно-научных лабораторий необходимым оборудованием за счет средств Фонда.
25. Академии наук, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
26. Возложить на министра по чрезвычайным ситуациям Кулдашева А.Х. и министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Закирова Б.И. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер вносить информацию Президенту Республики Узбекистан по итогам каждого квартала.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 16.05.2023 г. N ПП-158
ПРОГРАММА МЕР
по обеспечению сейсмической безопасности
и усилению контроля в строительстве
N |
Наименование мер |
Механизмы реализации
|
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Ответственные исполнители |
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
|||||
1. |
Определение имеющихся недостатков, приводящих к нарушению требований сейсмостойкости на строящихся и эксплуатируемых объектах, проведение полной инвентаризации нормативных актов, регулирующих сейсмостойкость зданий и сооружений, и нормативных актов в области технического регулирования. |
1. Формирование рабочей группы с широким привлечением ведущих специалистов и ученых сферы.
|
Май 2023 года |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Министерство юстиции (А. Ташкулов), Узбекское агентство по техническому регулированию (Д. Саттаров), Академия наук (С. Мирзаев), Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев) |
2. Инвентаризация нормативно-правовых актов, регулирующих сейсмостойкость зданий и сооружений, и нормативных актов в области технического регулирования.
|
Июнь 2023 года |
||||
3. Внесение в Кабинет Министров предложений по устранению имеющихся недостатков в нормативно-правовых и нормативных актах в области технического регулирования, приводящих к нарушению требований сейсмостойкости в строящихся и эксплуатируемых объектах.
|
Июль 2023 года |
3. |
Установление надежного контроля за строительными материалами. |
1. Установление на предприятиях контроля за процессом производства строительных материалов на территории республики.
|
Постоянно |
- |
Узбекское агентство по техническому регулированию (Д. Саттаров), Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А. Баходиров), Таможенный комитет (А. Мавлонов) |
2. Пересмотр порядка проведения экспертизы на соответствие нормативным актам в области технического регулирования по сейсмостойкости.
|
Сентябрь 2023 года |
||||
4. |
Кардинальное усиление административной и уголовной ответственности по фактам нарушения градостроительного законодательства, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, сооружений или других объектов с нарушением установленных запретов (ограничений). Установление ответственности за неполное выполнение каждого обязательного указания, отдаваемого заказчику проектной организацией согласно проекту в ходе строительно-монтажных работ.
|
Разработка проекта закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс Республики Узбекистан. |
Август 2023 года |
- |
Генеральная прокуратура (Н. Йулдошев), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Министерство юстиции (А. Ташкулов) |
5. |
Выявление фактов нарушения градостроительного законодательства, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, сооружений или других объектов с нарушением установленных запретов (ограничений). |
1. На основе плана-графика выявление: конструкций, самовольно построенных в местах общего пользования (на лестничных проходах, чердаках, в столовых общего пользования) многоквартирных домов, отнесенных к III и IV категории по сейсмической безопасности, расположенных в сейсмоактивных зонах республики; изменений, самовольно внесенных в конструкции, влияющие на сейсмостойкость зданий и сооружений, в том числе подвалов и первых этажей. 2. Обеспечение принятия мер в соответствии с законодательством по выявленным незаконным конструкциям и фактам самовольного внесения изменений в конструкции, влияющие на сейсмостойкость зданий.
|
Начиная с 1 сентября 2023 года на основе плана-графика |
- |
Инспекция по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (К. Тулаганов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, организации, управляющие многоквартирными домами (по согласованию) |
6. |
Рассмотрение установления уголовной ответственности за производство строительных материалов, не отвечающих требованиям стандартов качества и прочности. |
1. Тщательное изучение данного вопроса совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. |
Май 2023 года |
- |
Узбекское агентство по техническому регулированию (Д. Саттаров), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А. Баходиров), Министерство юстиции (А. Ташкулов), Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре (Д. Рахимов)
|
2. Разработка предложений о внесении изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс Республики Узбекистан. |
Сентябрь 2023 года |
||||
7. |
Разработка и внедрение выполнения строительных работ на основе карт сейсмического микрорайонирования крупных городов и областных центров республики с учетом требований сейсмостойкости, предъявляемых к строительству зданий и сооружений. |
1. Внедрение практики разработки проектов генерального плана городов, расположенных в сейсмоактивных зонах, на основе карт сейсмического микрорайонирования соответствующих территорий.
|
1 января 2024 года |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Академия наук (С. Мирзаев) |
2. Разработка цифровых карт сейсмического микрорайонирования городов Ташкента, Гулистана, Нурафшана, Джизака, Чирчика, Бекабада.
|
Декабрь 2023 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Академия наук (С. Мирзаев) |
||
3. Разработка цифровых карт сейсмического микрорайонирования городов Самарканда, Карши, Термеза, Бухары, Алмалыка, Янгиера, Янгиюля.
|
Январь 2024 года |
||||
4. Разработка цифровых карт сейсмического микрорайонирования городов Навои, Нукуса, Ургенча, Зарафшана, Шахрисабза, Каттакургана, Кувасая, Хивы.
|
Сентябрь 2024 года |
||||
5. Разработка цифровых сейсмических карт микрорайонирования городов Коканда, Ангрена, Кагана, Маргилана, Ханабада, Ахангарана, Ширина.
|
Март 2025 года |
||||
II. ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ СЕЙСМОЛОГИЧЕСКИХ И КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
|||||
8. |
Увеличение количества сейсмологических и комплексных прогностических станций с целью полного мониторинга сейсмической опасности на западных территориях республики. |
1. Оценка возможностей сети сейсмологических наблюдений республики.
|
Май 2023 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), Академия наук (С. Мирзаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Определение количества станций, необходимых для создания оптимальной сети сейсмологических наблюдений на западных территориях республики.
|
Июнь 2023 года |
||||
3. Проведение инструментальных сейсмометрических наблюдений на вновь открываемых станциях и выбор земельных площадей для станций.
|
Сентябрь 2023 года |
||||
4. Поэтапная закупка научного оборудования для вновь открываемых станций.
|
2023-2025 годы |
||||
5. Установка и ввод в эксплуатацию научного оборудования на станциях.
|
2023-2025 годы |
||||
9. |
Проведение инструментальных сейсмологических наблюдений на нефте- и газохранилищах, в водоемах, ведение мониторинга напряженно-деформированного состояния земной коры, связанного с добычей твердых полезных ископаемых, а также техногенных землетрясений. |
1. Формирование перечня месторождений углеводородов, по которым будет внедрен мониторинг сейсмогеодинамических процессов.
|
Май 2023 года |
Средства организаций, пользователей участками недр |
АО "Узбекнефтегаз" (Б.Сидиков), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), АО "Узбекгидроэнерго" (А. Сангинов), АО "Навоийский горно-металлургический комбинат" (K. Санакулов), АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат" (А. Хурсанов), Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), Академия наук (С. Мирзаев), Агентство по кадастру (Ф. Пулатов), Министерство горнодобывающей промышленности и геологии (Б. Исламов) |
2. Поэтапная организация системы мониторинга сейсмогеодинамических процессов на углеводородных месторождениях.
|
2023-2024 годы |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
|||
3. Закупка оборудования, необходимого для проведения сейсмологических наблюдений на 28 водохранилищах, отнесенных к I и II классам.
|
Сентябрь 2023 года |
||||
4. Поэтапное налаживание постоянных сейсмологических наблюдений на 28 водохранилищах.
|
2023-2024 годы |
||||
5. Формирование перечня крупных месторождений, принадлежащих АО "Навоийский горно-металлургический комбинат" и АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат".
|
Май 2023 года |
||||
6. Поэтапное налаживание мониторинга напряженно-деформированного состояния земной коры и техногенных землетрясений, связанных с добычей твердых полезных ископаемых.
|
2023-2024 годы |
||||
10. |
Осуществление космического мониторинга динамики деформации, смещения и осадки плотин водохранилищ. |
1. Ежегодное формирование перечня водохранилищ для проведения космического мониторинга.
|
Ежегодно до 15 декабря |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Агентство "Узбеккосмос" (Ш. Кадыров), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), АО "Узбекгидроэнерго" (А. Сангинов), Академия наук (С. Мирзаев) |
2. Обмен первичными данными, необходимыми для проведения космического мониторинга.
|
Ежегодно до 1 февраля |
||||
3. Утверждение технических заданий и договоров по согласованию с министерствами и ведомствами, ответственными за водохранилища, при осуществлении космического мониторинга.
|
Ежегодно до 1 марта |
||||
4. Осуществление космического мониторинга.
|
Ежегодно до 1 ноября |
||||
5. Визуализация данных, полученных в результате космического мониторинга, в специальной геоинформационной системе "Damb Monitorn System".
|
Постоянно |
||||
6. Представление в министерства и ведомства, ответственные за водохранилища, данных, проанализированных в геоинформационной системе "Damb Monitoral System".
|
Ежегодно до 15 декабря |
||||
11. |
Осуществление космического мониторинга динамики деформации, смещения и осадки площадей, на которых расположены здания и сооружения. |
1. Формирование рабочей группой перечня территорий ежегодного проведения космического мониторинга.
|
Ежегодно до 15 декабря |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Агентство "Узбеккосмос" (Ш. Кадыров), Академия наук (С. Мирзаев), заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Обмен первичными данными, необходимыми для проведения космического мониторинга.
|
Ежегодно до 1 февраля |
||||
3. Утверждение технического задания и договоров по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
|
Ежегодно до 1 марта |
||||
4. Осуществление космического мониторинга.
|
Ежегодно до 1 ноября |
||||
5. Визуализация данных, полученных в результате космического мониторинга, в специальной геоинформационной системе "Seysmo Monitoring System".
|
Постоянно |
||||
6. Представление в заинтересованные министерства и ведомства данных, проанализированных в геоинформационной системе "Seysmo Monitoring System".
|
Ежегодно до 15 декабря |
||||
12. |
Формирование единой системы ведения сейсмологических наблюдений на водохранилищах на территории республики. |
1. Разработка и запуск "Электронной платформы ведения сейсмологических наблюдений на водохранилищах" в установленном порядке.
|
1 августа 2023 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям (К. Кучкаров), Министерство цифровых технологий (Ш. Шерматов), Академия наук (С. Мирзаев), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамроев), АО "Узбекгидроэнерго" (А. Сангинов) |
2. Разработка и внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проекта постановления Правительства о внесении изменений и дополнений в Положение о порядке постоянного ведения инструментальных сейсмологических наблюдений на водохранилищах, расположенных в сейсмоактивных зонах республики.
|
Июль 2023 года |
||||
III. ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРУ СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
|||||
13. |
Создание цифровизированной симуляционной модели, предоставляющей возможность экономической оценки степени ущерба городу Ташкенту вследствие сильного землетрясения. |
1. Создание и размещение на платформе GIS базы данных по сейсмостойкости всех зданий и сооружений, построенных в городе Ташкенте. 2. Определение сейсмической уязвимости зданий и сооружений, включенных в базу данных, и размера их полного повреждения вследствие сильного землетрясения. 3. Оценка сейсмической опасности очагов высокой вероятности возникновения землетрясений на территории города Ташкента. 4. Разработка программы оценки степени повреждения зданий и сооружений, построенных в городе, при возникновении сильных землетрясений. 5. Разработка и проведение тестового испытания симуляционной платформы на платформе GIS.
|
2023-2024 годы |
Средства целевого финансирования Агентства инновационного развития |
Академия наук (С. Мирзаев), Министерство высшего образования, науки и инноваций (Ш. Турдыкулова), Министерство цифровых технологий (Ш. Шерматов), хокимият города Ташкента (Ш. Умурзаков), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Агентство по кадастру (Ф. Пулатов) |
14. |
Поэтапное создание Национальной системы раннего оповещения о сильных землетрясениях в республике. |
1. Формирование рабочей группы с широким привлечением квалифицированных специалистов и ученых сферы.
|
Июнь 2023 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), Академия наук (С. Мирзаев), Министерство цифровых технологий (Ш. Шерматов) |
2. Выбор мест для установки акселерометров в сейсмоактивных зонах республики.
|
Июнь 2023 года |
||||
3. Внесение предложений в Фонд по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности по закупке акселерометров, регистрирующих сильные землетрясения.
|
Июнь 2023 года |
||||
4. Закупка по годам и установка научного оборудования на основе предложений.
|
Начиная с августа 2023 года
|
||||
5. Разработка мобильного приложения "Оповещение о сильном землетрясении".
|
Август 2023 года |
||||
6. Поэтапный запуск Национальной системы раннего оповещения о сильных землетрясениях в республике.
|
Начиная с декабря 2023 года |
||||
7. В целях запуска данной системы и достойного поощрения квалифицированных специалистов для обеспечения работы Центра установление специальных надбавок для работников Центра в рамках средств, высвобождаемых за счет оптимизации до 20 процентов штатных единиц Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям.
|
Июнь 2023 года |
||||
15. |
Создание и доведение до широких масс сайта "Сейсмостойкий дом" и его мобильного приложения, предназначенных для пропаганды элементарных правил сейсмостойкого строительства частного жилья из местного сырья. |
1. Создание сайта и его мобильного приложения, пропагандирующих строительство сейсмостойких домов.
|
Ноябрь 2023 года |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Министерство цифровых технологий (Ш. Шерматов), Академия наук (С. Мирзаев) |
2. Внесение в созданные сайт и его мобильное приложение сведений о строительстве сейсмостойких домов и типовых проектов сейсмостойкого жилья для их использования населением.
|
Декабрь 2023 года |
||||
IV. ОПЫТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОЧНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
|
17. |
Установление надежного контроля за системой проведения инструментально-технических обследований. |
1. Осуществление контроля в обязательном порядке проведения инструментально-технического обследования на сейсмостойкость при вводе в эксплуатацию новых объектов III-IV категорий, построенных в сейсмоактивных зонах.
|
Постоянно |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров) |
2. Определение необходимых мер по результатам проведенных обследований и изучений.
|
Постоянно |
||||
3. Регулярное внесение информации по объектам, на которых проведены инструментально-технические обследования, в Республиканский совет по координации мероприятий обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан.
|
Ежеквартально |
||||
18. |
Организация работ по дополнительной закупке гидролокаторов, биорадаров и другой аналогичной специальной изыскательской техники для спасательных отрядов Министерства по чрезвычайным ситуациям. |
1. Формирование перечня оборудования (с указанием наименования, технических характеристик, организаций-производителей, цен), необходимого для организации современных поисково-спасательных работ.
|
Июнь 2023 года |
Средства Государственного бюджета |
Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), Министерство экономики и финансов (Ш. Кудбиев) |
2. Закупка оборудования на основе разработанного перечня, разработка программы его реализации.
|
Июнь 2023 года |
||||
3. Приобретение и предоставление спасательным отрядам Министерства по чрезвычайным ситуациям необходимого поисково-спасательного оборудования на основе утвержденной программы.
|
Декабрь 2023 года |
||||
V. ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
|||||
19. |
Изучение причин возникновения землетрясений, устранение нарушений в сфере сейсмостойкости зданий и сооружений, а также организация служебных командировок в страны, где произошли стихийные бедствия, в целях изучения передового зарубежного опыта по сейсмической безопасности. |
1. Направление членов Республиканского совета, профильных специалистов министерств и ведомств, исследователей научно-исследовательских учреждений в зарубежные служебные командировки для изучения и практического применения опыта. 2. Проведение анализа материалов, собранных на основе непосредственного изучения, разработка плана реализации на практике с учетом местных условий. 3. Применение на практике передового зарубежного опыта на основе плана мер. |
В течение 2023 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Министерство иностранных дел (Б. Саидов), Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Академия наук (С. Мирзаев), Туринский политехнический университет в городе Ташкенте (Ж. Иноятходжаев), Ташкентский архитектурно-строительный университет, Наманганский инженерно-строительный институт, Ферганский политехнический институт, Национальный исследовательский университет "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства"
|
20. |
Установление сотрудничества с соответствующими организациями Японии в сфере строительства сейсмостойких зданий и сооружений на основе меморандума о взаимопонимании. |
1. Проведение научно-исследовательских работ в сфере сейсмостойкого строительства с привлечением ученых и специалистов Узбекистана и Японии.
|
Постоянно |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Академия наук (С. Мирзаев) |
2. Проведение научных и научно-методических конференций, семинаров, симпозиумов, "круглых столов", встреч и выставок, представляющих двусторонний интерес.
|
Постоянно |
||||
3. Обмен опытом в сфере строительства сейсмостойких зданий и сооружений.
|
Постоянно |
||||
4. Изучение и внедрение в Узбекистане опыта организации качественного контроля в строительстве и определения авторского контроля главного инженера проекта, начальника участка и внутреннего контролера подрядной организации, проектной организации, технического контроля заказчика, а также персональной ответственности инспектора государственного контроля, прикрепленного к объекту, до окончания срока эксплуатации зданий.
|
Начиная с июня 2023 года |
||||
5. Внедрение и развитие в Узбекистане технологий сейсмической изоляции и других методов обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений.
|
По согласованию |
||||
21. |
Повышение квалификации ответственных работников, осуществляющих деятельность на водохранилищах, по ведению сейсмологических и сейсмометрических наблюдений и первичному анализу. |
1. Разработка плана поэтапного повышения квалификации специалистов.
|
Июнь 2023 года |
Средства организаций, ответственных за плотины водохранилищ, Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности
|
Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), Академия наук (С. Мирзаев), Министерство водного хозяйства (Ш. Хамраев), АО "Узбекгидроэнерго" (А. Сангинов) |
2. Обучение специалистов по направлению сферы на основании утвержденного плана.
|
На основании плана каждые два года |
||||
VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ К ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯМ
|
|||||
22. |
Повышение практических навыков правильного передвижения населения во время землетрясения путем вовлечения в учебные тренировки и занятия. |
1. Разработка типовой программы учебных тренировок на тему "Меры по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях, связанных с землетрясением" для командно-штабных, специальных тактических и объектных учебных тренировок.
|
Май 2023 года |
- |
Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), заинтересованные министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Включение темы "Меры по обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с землетрясениями" в план каждой запланированной командно-штабной, специальной тактической и объектной учебной тренировки.
|
Постоянно |
||||
3. Обеспечение проведения каждой запланированной командно-штабной, специальной тактической и объектной учебной тренировки с участием всех служб, структур низовой системы Министерства по чрезвычайным ситуациям, приближенной к реальным условиям.
|
На основании плана учебных тренировок |
||||
4. Широкое привлечение незанятого населения к учебным тренировкам.
|
На основании плана учебных тренировок |
||||
23. |
Создание мультимедийных образовательных ресурсов, обучающих защите от землетрясений, для воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся школ. |
1. Создание мультимедийных образовательных ресурсов, обучающих защите от землетрясений, для воспитанников дошкольных образовательных организаций.
|
Сентябрь 2023 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Академия наук (С. Мирзаев), Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) |
2. Создание мультимедийных образовательных ресурсов, обучающих защите от землетрясений, для учащихся школ.
|
Июнь 2024 года |
||||
24. |
Обеспечение подготовки и системного доведения до сведения широкой общественности телевизионных программ, сюжетов, трансляций и статей о правильном передвижении во время землетрясения Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством в сотрудничестве с ответственными ведомствами. |
1. Передача в эфир на всех теле- и радиоканалах УзНТРК передач, сюжетов, роликов и трансляций о правильном передвижении граждан во время землетрясения.
|
Постоянно |
- |
Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев), Национальное информационное агентство Узбекистана (А. Кучимов), Министерство по чрезвычайным ситуациям (А. Кулдашев), заинтересованные министерства и ведомства |
2. Налаживание публикации статей, обращений и памяток в печатных и электронных средствах массовой информации.
|
Постоянно |
||||
VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
|
|||||
25. |
Проведение профилактических мероприятий по использованию строительных материалов и повышению уровня сейсмостойкости в целях обеспечения сейсмической безопасности при строительстве индивидуального жилья. |
1. Проведение разъяснительной работы с гражданами по повышению сейсмической безопасности при строительстве индивидуального жилья на территориях махаллей. 2. Распространение пособий, памяток и других агитационных материалов по повышению грамотности граждан и обеспечению сейсмической безопасности жилья. 3. Проведение широкомасштабных пропагандистских мероприятий в средствах массовой информации по соблюдению сейсмической безопасности при строительстве индивидуального жилья.
|
С 1 июля на основании плана-графика |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Академия наук (С. Мирзаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев) |
26. |
Разработка технологии повышения прочности зданий и сооружений сетками из базальтового сырья. |
1. Проведение научных исследований по повышению прочности зданий и сооружений сетками из базальтового сырья.
|
Декабрь 2023 года |
Средства Ассоциации "Узпромстройматериалы" |
Ассоциация "Узпромстройматериалы" (А. Баходиров), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров), Туринский политехнический университет в городе Ташкенте (Ж. Иноятходжаев)
|
2. Налаживание в строительстве технологии повышения прочности зданий и сооружений сетками из базальтового сырья.
|
Июнь 2024 года |
||||
27. |
Разработка методики оценки сейсмического риска многоэтажных зданий. |
1. Проведение научных исследований по разработке методики оценки сейсмического риска многоэтажных зданий.
|
Февраль 2024 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности
|
Академия наук (С. Мирзаев), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров) |
2. Внедрение оценки сейсмического риска многоэтажных зданий.
|
Март 2024 года |
||||
28. |
Разработка пространственного метода оценки сейсмостойкости многоэтажных зданий с плитным фундаментом. |
1. Проведение научных исследований по разработке и пространственному методу оценки сейсмостойкости многоэтажных зданий.
|
Декабрь 2024 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Академия наук (С. Мирзаев), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров) |
2. Разработка рекомендаций по внесению дополнений в строительные нормативные правила (КМК 2.01.03-19 "Строительство в сейсмических зонах") по континуальной оценке сейсмостойкости многоэтажного здания с плитным фундаментом.
|
Март 2025 года |
||||
29. |
Разработка методов снижения показателей сейсмического воздействия и сейсмической интенсивности на строительных площадках. |
1. Проведение научных исследований по методам снижения показателей сейсмического воздействия и сейсмической интенсивности на строительных площадках с просадочным лессовым основанием.
|
Февраль 2024 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности |
Академия наук (С. Мирзаев), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров) |
2. Применение на практике выработанных методов снижения показателей сейсмического воздействия и сейсмической интенсивности на строительных площадках с просадочным лессовым основанием.
|
Март 2024 года |
||||
30. |
Разработка методики проверки и мониторинга сейсмостойкости зданий на основе действующих норм. |
1. Исследование методики проверки и мониторинга сейсмостойкости зданий на основе действующих норм.
|
Декабрь 2024 года |
Средства Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности
|
Академия наук (С. Мирзаев), Ферганский политехнический институт (У. Саломов), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Б. Закиров) |
2. Тестирование зданий с помощью методики проверки и мониторинга сейсмостойкости зданий.
|
Март 2025 года |
к Постановлению Президента РУз
от 16.05.2023 г. N ПП-158
СОСТАВ
Республиканского совета по координации
мероприятий обеспечения сейсмической
безопасности населения и территории
Республики Узбекистан
1. |
Арипов А.Н. |
- |
Премьер-министр, председатель Республиканского совета
|
2. |
Кулдашев А.Х. |
- |
министр по чрезвычайным ситуациям, заместитель председателя Республиканского совета
|
3. |
Зокиров Б.И. |
- |
министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства, заместитель председателя Республиканского совета
|
4. |
Арипов Э.Т. |
- |
первый заместитель секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан
|
5. |
Хамраев Ш.Р. |
- |
министр водного хозяйства
|
6. |
Махкамов И.Р. |
- |
министр транспорта
|
7. |
Исламов Б.Ф. |
- |
министр горнодобывающей промышленности и геологии
|
8. |
Абдурахмонов И.Ю. |
- |
министр высшего образования, науки и инноваций
|
9. |
Туляганов К.Н. |
- |
начальник Инспекции по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
|
10. |
Мирзаев С.З. |
- |
вице-президент Академии наук Республики Узбекистан
|
11. |
Саттаров Д.Н. |
- |
директор Узбекского агентства по техническому регулированию
|
12. |
Пулатов Ф.Ж. |
- |
директор Агентства по кадастру при Министерстве экономики и финансов
|
13. |
Кадиров Ш.М. |
- |
директор Агентства космических исследований и технологий
|
14. |
Кучкаров К.И. |
- |
начальник Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям
|
15. |
Рафиков В.А. |
- |
директор Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан
|
16. |
Сангинов А.А. |
- |
председатель правления АО "Узбекгидроэнерго"
|
17. |
Магрупов Й.Д. |
- |
генеральный директор Проектного научно-исследовательского института инженерных изысканий в строительстве, геоинформатики и градостроительного кадастра (по согласованию)
|
18. |
Аббосхонов Т.Х. |
- |
ответственный работник Администрации Президента Республики Узбекистан
|
19. |
По должности |
- |
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента
|
20. |
По должности |
- |
начальник отдела координации сферы обеспечения сейсмической безопасности Кабинета Министров, секретарь Республиканского совета |
Примечание. При переходе членов Республиканского совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 мая 2023 г.