ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Ценные бумаги. Рынок ценных бумаг / Общие положения /

Закон Республики Узбекистан от 29.04.2023 г. N ЗРУ-836 "О государственном долге" (Принят Законодательной палатой 29.03.2022 г., одобрен Сенатом 04.08.2022 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.04.2023 г.

N ЗРУ-836



О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ


Принят Законодательной палатой 29 марта 2022 года

Одобрен Сенатом 4 августа 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с государственным долгом и его управлением.



Статья 2. Законодательство о государственном долге


Законодательство о государственном долге состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственном долге, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


государственная гарантия - обязательство Республики Узбекистан перед займодателем полностью или частично погасить задолженность, возникающее при невыполнении заемщиком-резидентом условий договора займа;


государственное заимствование - привлечение активов, по которым возникают обязательства Республики Узбекистан как заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиков-резидентов;


государственный долг - обязательства Республики Узбекистан, возникшие в результате внутренних и внешних заимствований;


рефинансирование государственного долга - погашение государственного долга посредством государственного заимствования;


займодатель - резидент или нерезидент Республики Узбекистан (иностранные государства, международные организации, международные финансовые и экономические институты, иностранные правительственные финансовые организации, иностранные инвесторы и другие нерезиденты Республики Узбекистан), предоставившие или намеривающие предоставить активы по договору займа;


заемщик - резидент Республики Узбекистан (заемщик-резидент) или Республика Узбекистан в лице Кабинета Министров Республики Узбекистан, привлекшие активы либо документально заверившие намерение привлечь активы от займодателя по договору займа.



ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ


Статья 4. Полномочия палат Олий Мажлиса

Республики Узбекистан в области управления

государственным долгом


Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в области управления государственным долгом:

устанавливают предельные размеры по государственному долгу и годовые лимиты по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;

рассматривают отчеты о реализации стратегии управления государственным долгом;

рассматривают отчеты о состоянии и изменении государственного долга, а также о целевом и эффективном использовании средств, заимствованных государством, в том числе о ходе реализации и результативности проектов, осуществляемых за счет государственного заимствования;

обсуждают меры, предусмотренные в части третьей статьи 35 настоящего Закона, когда размер государственного долга достигает пятидесяти процентов по отношению к валовому внутреннему продукту.

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законом.



Статья 5. Полномочия Президента Республики

Узбекистан в области управления

государственным долгом


Президент Республики Узбекистан:

принимает соответствующие нормативно-правовые акты по заимствованию от имени Республики Узбекистан и выдаче государственной гарантии в рамках предельных размеров по государственному долгу;

заключает от имени Республики Узбекистан договоры государственного займа и дополнительные соглашения к ним или наделяет другой орган полномочием заключать их от имени Республики Узбекистан;

утверждает порядок государственного внешнего заимствования.

Президент Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законом.



Статья 6. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области управления

государственным долгом


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

устанавливает приоритетные направления для государственного заимствования;

утверждает стратегию управления государственным долгом и контролирует ее реализацию;

вносит предложения в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по установлению предельных размеров по государственному долгу и годовых лимитов по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;

принимает соответствующие нормативно-правовые акты по заимствованию от имени Республики Узбекистан и выдаче государственной гарантии в рамках предельных размеров по государственному долгу;

заключает от имени Республики Узбекистан договоры государственного займа и дополнительные соглашения к ним или наделяет другой орган полномочием заключать их от имени Республики Узбекистан;

определяет порядок выпуска, размещения, обращения и погашения государственных казначейских облигаций;

определяет порядок выдачи государственной гарантии.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия Счетной палаты

Республики Узбекистан в области управления

государственным долгом


Счетная палата Республики Узбекистан:

проводит мониторинг за эффективностью управления государственным долгом;

осуществляет оценку размеров и целесообразности государственных внешних заимствований;

осуществляет контроль за эффективным и рациональным использованием средств, заимствованных государством, а также за своевременным и полным обслуживанием государственного долга;

проводит мониторинг и осуществляет контроль за формированием проектов, реализуемых за счет государственного заимствования;

осуществляет контроль за полной и эффективной реализацией проектов, реализуемых за счет государственного заимствования;

проводит аудит проектов, реализованных и завершенных за счет государственных заимствований, и в конце каждого года направляет информацию о результатах аудита в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Счетная палата Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Центрального банка

Республики Узбекистан в области управления

государственным долгом


Центральный банк Республики Узбекистан в качестве фискального агента Правительства Республики Узбекистан на основе договора, заключенного с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан:

участвует в размещении государственных казначейских облигаций, регистрации их размещения, выплате стоимости, процентов и других платежей по государственным казначейским облигациям, а также в осуществлении других операций;

организует банковские операции по государственному долгу;

предоставляет коммерческим банкам агентские полномочия для организации банковских операций по государственному долгу.

Центральный банк Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Министерства экономики

и финансов Республики Узбекистан в области

управления государственным долгом


Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан является уполномоченным органом (далее - уполномоченный орган) в области управления государственным долгом.

Уполномоченный орган:

разрабатывает проект стратегии управления государственным долгом и вносит его на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по установлению предельных размеров по государственному долгу и годовых лимитов по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;

соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан, заимствует от имени Республики Узбекистан;

представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение о целесообразности выдачи государственной гарантии;

оформляет государственную гарантию (документ, подтверждающий государственную гарантию);

оценивает влияние государственных заимствований на устойчивость государственного долга;

участвует во всех переговорах по государственному заимствованию, а также реструктуризации государственного долга;

определяет от имени Республики Узбекистан размер, срок, валюту, вид процентной ставки (фиксированный или переменный), долговой инструмент и другие условия государственного заимствования;

принимает меры по приостановлению заимствования от имени Республики Узбекистан или выдачи государственной гарантии исходя из предельных размеров по государственному долгу, стратегии управления государственным долгом, устойчивости государственного долга и рисков, возникающих при управлении государственным долгом (далее - риски, связанные с государственным долгом);

разрабатывает предложения по установлению маржи Республики Узбекистан для покрытия рисков, связанных с государственным долгом, при перекредитовании заемных средств, привлеченных от имени Республики Узбекистан;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по определению источников средств для обслуживания государственного долга;

обеспечивает обслуживание государственного долга;

в случае возникновения ситуации, позволяющей займодателю потребовать от заемщика полностью или частично погасить задолженность до окончания периода задолженности из-за невыполнения в срок обязательств, установленных в договоре займа, по которому выдана государственная гарантия (далее - события государственной гарантии), производит выплаты основного долга, процентов и других платежей в соответствии с документом, подтверждающим государственную гарантию (далее - исполнение государственной гарантии);

осуществляет систематический мониторинг за исполнением условий договора о государственной гарантии и договора о перекредитовании, а также за финансовым состоянием финансовых организаций, участвующих в финансировании проектов за счет заимствования от имени Республики Узбекистан (далее - финансовые организации, участвующие в реализации проекта);

принимает меры по приостановлению привлечения нового государственного долга организациями, не выплачивающими платежи по государственному долгу, в срок до погашения данной задолженности;

выпускает государственные ценные бумаги от имени Республики Узбекистан и при этом подписывает документы от имени Республики Узбекистан по оказанию консультационных и иных услуг;

определяет и реализует политику в области регулирования и развития рынка государственных казначейских облигаций;

принимает решения о выпуске государственных казначейских облигаций для рефинансирования или погашения ранее выпущенных государственных казначейских облигаций;

управляет денежными средствами и другими краткосрочными финансовыми активами в различных валютах в рамках управления государственным долгом;

ведет учет и отчетность государственного долга, формирует информационную базу данных по государственному долгу;

готовит отчеты о государственном долге палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров Республики Узбекистан;

осуществляет операции по координации выпуска международных облигаций государственных предприятий и юридических лиц с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере пятидесяти процентов и более, в том числе входящих в их состав предприятий (далее - предприятия с участием государства);

управляет условными обязательствами государства, в том числе принимает меры по выявлению, предотвращению, устранению и снижению рисков по условным обязательствам государства.

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ДОЛГОМ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И СТРАТЕГИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ


Статья 10. Управление государственным долгом


Управление государственным долгом состоит из:

разработки стратегии управления государственным долгом;

государственного заимствования;

управления средствами, заимствованными государством;

управления рисками, связанными с государственным долгом;

реструктуризации государственного долга;

перекредитования средств, заимствованных государством;

оформления и предоставления государственной гарантии;

ведения перечня договоров государственного займа и государственных гарантий;

ведение учета и отчетности государственного долга;

обеспечения обслуживания государственного долга и исполнения государственной гарантии.



Статья 11. Основные принципы управления

государственным долгом


Основными принципами управления государственным долгом являются:

приоритетность обеспечения макроэкономической стабильности;

приоритетность государственного долга;

своевременность и полнота исполнения обязательств по государственному долгу;

результативность использования средств, заимствованных государством;

открытость и прозрачность.



Статья 12. Принцип приоритетности обеспечения

макроэкономической стабильности


При управлении государственным долгом приоритетное значение имеет предотвращение рисков, представляющих угрозу макроэкономической стабильности, путем строгого контроля за размером государственного заимствования, а также целенаправленного и эффективного использования средств, заимствованных государством.



Статья 13. Принцип приоритетности

государственного долга


Государственный долг, независимо от того, когда и каким способом привлекался, имеет приоритетный и равный статус.

Основной долг, проценты и другие платежи по государственному долгу обеспечиваются доходами консолидированного бюджета Республики Узбекистан.

Расходы, связанные с обслуживанием государственного долга и исполнением государственной гарантии, являются приоритетными расходами Государственного бюджета Республики Узбекистан.



Статья 14. Принцип своевременности и полноты

исполнения обязательств по государственному долгу


Гарантируется своевременное и полное исполнение обязательств по государственному долгу, в том числе по государственной гарантии.



Статья 15. Принцип результативности использования

средств, заимствованных государством


Заемщики, выступающие с инициативами по реализации проектов за счет государственного заимствования, несут ответственность за обеспечение результативности этих проектов.



Статья 16. Принцип открытости и прозрачности


Принцип открытости и прозрачности обеспечивается путем публикации информации об управлении государственным долгом в средствах массовой информации, ее размещения и обновления на официальном веб-сайте уполномоченного органа, а также внесения в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Информация об управлении государственным долгом включает в себя:

стратегию управления государственным долгом и ее реализацию;

размер государственного долга и его изменение;

планируемое государственное заимствование;

средства, заимствованные государством;

договора по государственному заимствованию;

сведения о целевом использовании и эффективности средств, заимствованных государством, и об обслуживании государственного долга.



Статья 17. Цели управления государственным долгом


Целями управления государственным долгом являются:

в среднесрочной перспективе обеспечение потребности в покрытии дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в финансировании проектов, реализуемых за счет государственного заимствования (далее - потребность Правительства Республики Узбекистан в финансировании посредством государственного заимствования) при наиболее оптимальном уровне затрат и рисков;

продление среднего срока погашения государственного долга, а также диверсификация государственного долга по валютам и источникам;

расширение практики государственного заимствования в валюте Республики Узбекистан;

предотвращение, устранение или снижение рисков, связанных с обслуживанием государственного долга.



Статья 18. Стратегия управления государственным долгом


Стратегией управления государственным долгом является документ, определяющий основные направления управления государственным долгом, исходя из целей управления государственным долгом.

Стратегия управления государственным долгом включает в себя:

текущее состояние и прогнозы государственного долга;

показатели затрат и риска портфеля государственного долга;

состояние и прогнозы обслуживания государственного долга;

текущее состояние финансовых рынков и прогнозы на следующий период;

показатели устойчивости государственного долга;

рекомендации по установлению предельных размеров по государственному долгу;

потребность Правительства Республики Узбекистан в финансировании посредством государственного заимствования;

план по своевременному обеспечению потребности Правительства Республики Узбекистан в финансировании посредством государственного заимствования при наиболее оптимальном уровне затрат и рисков;

меры по управлению рисками, связанными с государственным долгом, а также снижению расходов на обслуживание государственного долга, а также другую соответствующую информацию.



Статья 19. Утверждение стратегии управления

государственным долгом


Стратегия управления государственным долгом утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан вместе с фискальной стратегией сроком на три года.

Стратегия управления государственным долгом уточняется и обновляется ежегодно.

Уточненная и обновленная стратегия управления государственным долгом на следующий год:

вносится уполномоченным органом в Кабинет Министров Республики Узбекистан до 1 июня текущего года;

обсуждается и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан до 15 июня текущего года;

после утверждения Кабинетом Министров Республики Узбекистан вносится для сведения в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и публикуется уполномоченным органом на своем официальном веб-сайте.



Статья 20. Управление средствами,

заимствованными государством


Средства, заимствованные государством, переводятся на счет заемщика в Республике Узбекистан, если иное не согласовано с займодателем.

Уполномоченный орган, если иное не согласовано с займодателем, вправе разместить заемные средства, привлеченные от имени Республики Узбекистан, в депозиты Центрального банка Республики Узбекистан или коммерческих банков, а также на основании соответствующих нормативно-правовых актов, принятых Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан, вправе перекредитовать или направить заёмных средств на другие цели.

Процентные расходы, начисляемые до целевого использования заемных средств, привлеченных от имени Республики Узбекистан для покрытия дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, покрываются за счет средств Гарантийного фонда по обслуживанию государственного долга при Комитете казначейской службы при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан (далее - Гарантийный фонд) или Государственного бюджета Республики Узбекистан.



Статья 21. Управление рисками, связанными

с государственным долгом


Риски, связанные с государственным долгом, включают в себя:

риск изменения валютных курсов;

риск изменения процентных ставок;

риск рефинансирования государственного долга;

риск возникновения дефицита ликвидности на финансовых рынках;

риск, связанный с финансовыми потерями (ущербом), возникающими в результате неисполнения заемщиком-резидентом или финансовыми организациями, участвующими в реализации проекта, обязательств перед уполномоченным органом в срок и условиях, указанных в договоре (далее - кредитный риск), и другие риски.

Управление рисками, связанными с государственным долгом, состоит из набора действий, осуществляемых для выявления, предотвращения, устранения и снижения рисков, которые могут возникнуть при управлении государственным долгом.

Управление рисками, связанными с государственным долгом, включает в себя следующие действия:

осуществление операций с производными финансовыми инструментами (деривативами) по процентным ставкам и валюте;

выкуп, досрочное погашение или обмен государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Республики Узбекистан, на государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Республики Узбекистан, в других видах и (или) на иных условиях, а также другие операции;

рефинансирование государственного долга;

разработка предложений по установлению предельных размеров по государственному долгу и введение фискальных правил;

планирование источников, валюты, процентной ставки и долгового инструмента средств при государственном заимствовании;

оценка финансового состояния заемщиков-резидентов и рисков, связанных с реализацией проекта, финансирование которого предлагается за счет государственного заимствования;

осуществление систематического мониторинга за финансовым состоянием заемщиков-резидентов;

обеспечение выделения из Государственного бюджета Республики Узбекистан достаточных средств для обслуживания государственного долга и исполнения государственной гарантии.

Управление рисками, связанными с государственным долгом, может включать и другие действия в соответствии с законодательством.

Уполномоченный орган может пользоваться помощью Центрального банка Республики Узбекистан и платными или неоплачиваемыми услугами других организаций, в том числе иностранных и международных, при управлении рисками, связанными с государственным долгом.

Плата за услуги по оценке рисков, связанных с государственным долгом, может покрываться за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и средств заемщиков-резидентов, обратившихся за государственной гарантией.

Методология оценки рисков, связанных с государственным долгом, определяется уполномоченным органом.



ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ЗАИМСТВОВАНИЕ, ПЕРЕКРЕДИТОВАНИЕ

И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ,

ПРИВЛЕЧЕННЫХ ГОСУДАРСТВОМ, УСЛОВНЫЕ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА


Статья 22. Обеспечение приоритетности

государственного долга


Из Государственного бюджета Республики Узбекистан выделяются достаточные средства для выплаты основного долга, процентов и других платежей по государственному долгу и исполнения государственной гарантии.

Средства, выделяемые из Государственного бюджета Республики Узбекистан на расходы, связанные с обслуживанием государственного долга и исполнением государственной гарантии, определяются ежегодно Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год. Запрещается перенаправление средств, выделенных из бюджета на эти цели (за исключением средств, сэкономленных в течение финансового года), приостановление расходов, связанных с обслуживанием государственного долга и исполнением государственной гарантии.

Международные резервы Республики Узбекистан (за исключением резервов Правительства Республики Узбекистан) не используются в качестве обеспечения по отношению к выплатам основного долга, процентов и других платежей по государственному долгу.



Статья 23. Государственное заимствование


Государственное заимствование состоит из внутренних и внешних заимствований.

Государственным внутренним заимствованием является привлечение средств от резидентов Республики Узбекистан, по которым возникают обязательства Республики Узбекистан в качестве заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами.

Государственным внешним заимствованием является привлечение средств из иностранных источников (иностранных государств, международных организаций, международных финансовых и экономических институтов, иностранных правительственных финансовых организаций и других нерезидентов Республики Узбекистан), по которым возникают обязательства Республики Узбекистан в качестве заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами.

Государственное заимствование может осуществляться в качестве:

выпуска и размещения государственных ценных бумаг от имени Республики Узбекистан;

заимствование от имени Республики Узбекистан посредством кредитов и кредитных линий;

заимствование под государственную гарантию.

При заимствовании уполномоченным органом от резидента Республики Узбекистан не требуется обеспечение исполнения обязательств посредством залога, гарантии, поручительства и других способов.

Государственное заимствование осуществляется соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан в установленном порядке в рамках предельных размеров по государственному долгу.

Право заключать от имени Республики Узбекистан договоры государственного займа и дополнительные соглашения к ним имеет Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченный ими орган.

В случае, если полномочие на заключение договоров государственного займа от имени Республики Узбекистан предоставляется Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан другому органу, то договоры государственного займа и дополнительные соглашения к ним должны быть согласованы с уполномоченным органом до их заключения.

Решение о выпуске государственных казначейских облигаций в рамках предельных размеров по государственному долгу принимаются уполномоченным органом на основании дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, прогноза временного кассового разрыва и ситуации на финансовых рынках.

Проекты, реализуемые за счет государственного заимствования, формируются в установленном порядке по согласованию со Счетной палатой Республики Узбекистан и уполномоченным органом в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом.

Проекты, реализуемые за счет государственного заимствования в регионах, согласовываются с соответствующими Кенгашами народных депутатов.

Проекты, сформированные в соответствии с частями десятой и одиннадцатой настоящей статьи и согласованные с соответствующими Кенгашами народных депутатов, включаются в инвестиционную программу Республики Узбекистан.

Запрещается заключать договоры государственного займа и договоры займа, по которым выдана государственная гарантия по проектам, не имеющим предпроектной оценки или технико-экономического обоснования, за исключением проектов, направленных на повышение институционального потенциала.

Договором государственного займа является соглашение о создании, изменении или прекращении прав и обязанностей сторон по заимствованию от имени Республики Узбекистан.

Договором займа, по которому выдана государственная гарантия, является соглашение о создании, изменении или прекращении прав и обязанностей сторон по заимствованию, по которому выдана государственная гарантия.

Соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан об утверждении параметров технико-экономического обоснования проектов, реализуемых за счет государственного заимствования, определяются руководители, ответственные за экономическую и финансовую эффективность проектов, достижение установленных показателей, возврат займа, а также их ответственность.



Статья 24. Цели государственного заимствования


Государственное заимствование осуществляется для:

покрытия дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан;

финансирования социальных и инфраструктурных проектов, а также проектов, направленных на охрану окружающей среды;

рефинансирования государственного долга;

достижения целей, установленных в стратегии управления государственным долгом;

управления денежными средствами, в том числе осуществления операций по покрытию временного кассового разрыва;

поддержки платежного баланса.

Государственное заимствование в иных целях, не предусмотренных настоящей статьей, осуществляется по решению Президента Республики Узбекистан.

Государственное заимствование осуществляется в первую очередь для покрытия дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан.



Статья 25. Требования, предъявляемые при выдаче

государственной гарантии и перекредитовании

заемных средств, привлеченных государством


Для получения государственной гарантии и перекредитуемых заемных средств, привлеченных от имени Республики Узбекистан (далее - перекредитуемые средства), заемщики-резиденты и финансовые организации, участвующие в реализации проекта, должны:

иметь положительные показатели платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности, в соответствии с финансовыми отчетами, прошедшими аудиторскую проверку;

не иметь просроченной задолженности по заемным средствам, привлеченным государством, и перед Государственным бюджетом Республики Узбекистан.

Проекты, предлагаемые для реализации за счет государственного заимствования, должны:

соответствовать приоритетным направлениям социально-экономического развития и стратегическим целям государства;

быть физически и финансово осуществимыми;

быть результативными и приносить экономические, социальные или иные выгоды;

иметь технико-экономическое обоснование, разработанное в установленном порядке и прошедшее экспертизу.



Статья 26. Государственный долг


Государственный долг включает в себя государственный внутренний долг и государственный внешний долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (на срок до одного года), среднесрочным (на срок от одного до пяти лет) и долгосрочным (на срок от пяти и более лет) в валюте Республики Узбекистан или иностранных валютах.

Государственный долг включает прямые обязательства Республики Узбекистан и государственную гарантию.

Прямым обязательством Республики Узбекистан является обязательство, возникающее в результате заимствования от имени Республики Узбекистан, по которому Республика Узбекистан несет прямую ответственность перед займодателем в соответствии с договором государственного займа.

Если займодателей несколько, то займодателем может являться лицо, выполняющее функции уполномоченного распорядителя в группе займодателей.



Статья 27. Государственный внутренний долг


Государственным внутренним долгом является совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственного внутреннего заимствования.

Государственный внутренний долг может быть в следующих формах:

обязательства, возникающие в результате первичного размещения государственных казначейских облигаций от имени Республики Узбекистан среди резидентов Республики Узбекистан;

обязательства, возникающие в результате заимствования от имени Республики Узбекистан от резидентов Республики Узбекистан посредством кредитов и кредитных линий;

обязательства, возникающие в результате заимствования заемщиками-резидентами от резидентов Республики Узбекистан под государственную гарантию.

Государственное внутреннее заимствование может осуществляться в валюте Республики Узбекистан или в иностранных валютах.



Статья 28. Государственный внешний долг


Государственным внешним долгом является совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственного внешнего заимствования.

Государственный внешний долг может быть в следующих формах:

обязательства, возникающие в результате первичного размещения международных облигаций от имени Республики Узбекистан (далее - суверенные международные облигации) и государственных казначейских облигаций среди нерезидентов Республики Узбекистан;

обязательства, возникающие в результате заимствования от имени Республики Узбекистан от нерезидентов Республики Узбекистан посредством кредитов и кредитных линий;

обязательства, возникающие в результате заимствования заемщиками-резидентами от нерезидентов Республики Узбекистан под государственную гарантию.

Государственное внешнее заимствование может осуществляться в валюте Республики Узбекистан или в иностранных валютах.



Статья 29. Реструктуризация государственного долга


Реструктуризация государственного долга осуществляется на основании соответствующих нормативно-правовых актов, принятых Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с займодателями.

Государственный долг может быть реструктурирован следующим образом:

путем изменения сроков и условий погашения государственного долга;

путем изменения основного долга, процентной ставки или формы государственного долга;

другими путями, не запрещенными законодательством.

Реструктуризация долга, привлеченного от имени Республики Узбекистан, осуществляется уполномоченным органом.

Для реструктуризации долга, заимствованного под государственную гарантию, первоначально требуется согласие уполномоченного органа.

Заемщики-резиденты в письменной (электронной) форме обращаются в уполномоченный орган для получения согласия на реструктуризацию своих долгов, заимствованных под государственную гарантию, приложив информацию:

о размере долга, подлежащего реструктуризации, процентной ставке, графике погашения, а также о других условиях;

об обоснованной причине необходимости реструктуризации долга, привлеченного под государственную гарантию;

о средствах, необходимых для выделения из Государственного бюджета Республики Узбекистан в связи с реструктуризацией долга, привлеченного под государственную гарантию;

о плане реструктуризации долга, привлеченного под государственную гарантию.

Уполномоченный орган оставляет без рассмотрения обращения заемщиков-резидентов без приложения информации, указанной в части пятой настоящей статьи, и письменно уведомляет об этом заемщиков-резидентов.

Уполномоченный орган дает согласие на реструктуризацию долга, привлеченного под государственную гарантию при полном соблюдении следующих требований:

реструктуризация долга, привлеченного под государственную гарантию не должна оказывать негативного влияния на суверенный кредитный рейтинг и макроэкономическую стабильность Республики Узбекистан;

реструктуризация долга, привлеченного под государственную гарантию не должна приводить к неисполнению заемщиком-резидентом обязательств перед уполномоченным органом, а также не должна требовать выделения дополнительных средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

реструктуризация долга, привлеченного под государственную гарантию не должна влиять на своевременное и полное погашение других долгов заемщика-резидента, привлеченных под государственную гарантию;

при реструктуризации долга, привлеченного под государственную гарантию, необходимо строго соблюдать финансовые условия и требования (ковенанты), изложенные в договоре займа, по которому выдана государственная гарантия.

Уполномоченный орган может пользоваться услугами международных и национальных финансовых и юридических консультантов при реструктуризации долгов, заимствованных от имени Республики Узбекистан.



Статья 30. Перекредитование заемных средств,

привлеченных от имени Республики Узбекистан


Заемные средства, привлеченные от имени Республики Узбекистан могут быть перекредитованы уполномоченным органом для финансирования проектов, реализуемых за счет государственного заимствования.

В случае, если заемные средства, привлеченные от имени Республики Узбекистан перекредитуются, уполномоченный орган соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан, заключает договор о перекредитовании и дополнительные соглашения к нему.

Размер, целевое использование, валюта, основной долг, проценты, а также другие условия перекредитуемых средств определяются договором о перекредитовании.

Условия договора о перекредитовании определяются исходя из условий договора государственного займа, должной осмотрительности при изучении деятельности заемщиков-резидентов или финансовых организаций, участвующих в реализации проекта ("due diligence"), экспертизы технико-экономического обоснования проекта и кредитного риска.

Заемные средства, привлеченные от имени Республики Узбекистан в иностранных валютах, могут быть перекредитованы в этих валютах или в валюте Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган может вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по установлению максимального размера заемных средств, привлеченных от имени Республики Узбекистан, которые могут быть перекредитованы каждому заемщику-резиденту или финансовой организации, участвующей в реализации проекта, исходя из кредитного риска.

Уполномоченный орган осуществляет систематический мониторинг за соблюдением условий договора о перекредитовании, а также финансового состояния заемщиков-резидентов и финансовых организаций, участвующих в реализации проекта. Заемщики-резиденты и финансовые организации, участвующие в реализации проекта предоставляют своевременную, полную и качественную информацию, запрашиваемую уполномоченным органом об их финансовом состоянии и соблюдении условий договора о перекредитовании.



Статья 31. Условные обязательства государства


К условным обязательствам государства относятся нижеследующие:

гарантии, предоставляемые частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;

долги, привлеченные предприятиями с участием государства, за исключением долгов, привлеченных от имени Республики Узбекистан или под государственную гарантию.

Внешнее заимствование предприятиями с участием государства осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 32. Обязательства, которые не считаются

государственным долгом


Другие обязательства, отличные от обязательств, предусмотренных в статье 26 настоящего Закона, не считаются государственным долгом, в том числе:

условные обязательства государства;

обязательства Центрального банка Республики Узбекистан.

В случае если долги резидентов Республики Узбекистан, в том числе предприятий с участием государства, не были привлечены от имени Республики Узбекистан или под государственную гарантию, Республика Узбекистан не несет ответственности по таким долгам.



Статья 33. Ограничения, применяемые

к привлечению средств при принятии бюджета

Республики Каракалпакстан, местных бюджетов

областей и города Ташкента, а также к предоставлению

финансовых гарантий и поручительств


При принятии и исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента не допускается:

осуществление заимствований (за исключением межбюджетных трансфертов в форме бюджетных ссуд);

выдача финансовых гарантий и поручительств за счет средств соответствующих бюджетов в пользу других юридических и физических лиц.



ГЛАВА 5. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ДОЛГУ И ГОДОВЫХ

ЛИМИТОВ ПО ГАРАНТИЯМ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ

ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРУ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ


Статья 34. Предельные размеры по государственному долгу


Предельные размеры по государственному долгу состоят из максимального размера государственного долга и годовых лимитов по государственному долгу.



Статья 35. Максимальный размер государственного долга


Размер государственного долга не должен превышать шестидесяти процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.

При изменении годового прогнозного показателя валового внутреннего продукта в течение финансового года применяется прогноз валового внутреннего продукта, определенный Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан.

При достижении размера государственного долга пятидесяти процентов по отношению к валовому внутреннему продукту Кабинет Министров Республики Узбекистан в установленном порядке вносит в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан меры, не допускающие превышения размера государственного долга, предусмотренного в части первой настоящей статьи.



Статья 36. Установление годовых лимитов

по государственному долгу


Годовые лимиты по государственному долгу представляют собой предельный чистый размер ежегодно заключаемых новых договоров по государственному заимствованию и ежегодно устанавливаются Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год.

Годовые лимиты по государственному долгу могут устанавливаться в относительных или абсолютных значениях в разрезе:

государственного внутреннего и внешнего заимствования;

государственного заимствования в валюте Республики Узбекистан и иностранных валютах;

целей государственного заимствования;

договоров государственного займа и договоров займа, по которым выдана государственная гарантия.

Учет размеров договоров государственного займа и договоров займа, по которым выдана государственная гарантия, в рамках годовых лимитов по государственному долгу ведется в валюте, в которой установлены годовые лимиты по государственному долгу, на основании валютного курса, установленного Центральным банком Республики Узбекистан на дату заключения этих договоров.

В годовые лимиты по государственному долгу не включаются нижеследующие:

новые договоры по государственному заимствованию в размере, равном стоимости ранее заключенных и полностью или частично аннулированных договоров по государственному заимствованию в финансовом году, в котором устанавливаются годовые лимиты по государственному долгу;

государственные ценные бумаги, выпускаемые в течение финансового года от имени Республики Узбекистан и погашаемые в течение данного финансового года;

государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Республики Узбекистан в размере, не превышающем ранее выпущенные государственные ценные бумаги от имени Республики Узбекистан, подлежащие к рефинансированию, в целях рефинансирования государственного долга;

государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Республики Узбекистан в целях обмена на государственные ценные бумаги такой же стоимости, выпущенные от имени Республики Узбекистан, имеющие иную форму и (или) условия.



Статья 37. Установление годовых лимитов по гарантиям,

предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения

о государственно-частном партнерстве


Годовые лимиты по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, представляют собой предельный размер новых договоров, заключаемых ежегодно, и ежегодно могут устанавливаться Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год.

Годовые лимиты по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, могут устанавливаться в валюте Республики Узбекистан или эквиваленте иностранных валют, в относительных или абсолютных значениях.

Учет размеров гарантий в рамках годовых лимитов по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, ведется в валюте, в которой установлены годовые лимиты по гарантиям, предоставляемым частному партнеру в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, на основании валютного курса, установленного Центральным банком Республики Узбекистан на дату оформления этих гарантий.



ГЛАВА 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ

БУМАГИ, ВЫПУСКАЕМЫЕ ОТ ИМЕНИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 38. Виды государственных ценных бумаг,

выпускаемых от имени Республики Узбекистан


Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Республики Узбекистан, состоят из государственных казначейских облигаций и суверенных международных облигаций.



Статья 39. Государственные казначейские облигации


Государственные казначейские облигации могут размещаться между резидентами, а также между нерезидентами Республики Узбекистан по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган может выпускать государственные казначейские облигации в следующих видах:

облигации с фиксированной ставкой;

облигации с плавающей ставкой;

дисконтные облигации (облигации с нулевой купонной ставкой);

облигации, привязанные к инфляции.

Уполномоченный орган может выпускать государственные казначейские облигации и в иных видах, не запрещенных законодательством.



Статья 40. Суверенные международные облигации


Суверенные международные облигации выпускаются в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства и размещаются среди нерезидентов Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган может выпускать суверенные международные облигации в следующих видах:

облигации с фиксированной ставкой;

облигации с плавающей ставкой;

дисконтные облигации (облигации с нулевой купонной ставкой);

облигации, привязанные к инфляции.

Уполномоченный орган может выпускать суверенные международные облигации и в иных видах, не запрещенных законодательством.

Выпуск суверенных международных облигаций осуществляется без государственной регистрации уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством иностранного государства.

Отбор международных финансовых и юридических консультантов, а также фискальных, платежных, трансфертных и листинговых агентов, организующих выпуск и размещение суверенных международных облигаций, и утверждение оплаты за их услуги осуществляется уполномоченным органом. При этом не применяются требования законодательства о государственных закупках.

Уполномоченный орган разрабатывает проспект эмиссии в процессе выпуска и размещения суверенных международных облигаций. Информация, необходимая для разработки проспекта эмиссии, должна быть своевременно и в полном объеме представлена министерствами и ведомствами на основании запроса уполномоченного органа.


ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ


Статья 41. Общие положения о выдаче

государственной гарантии


Государственная гарантия предоставляется займодателям в качестве обеспечения исполнения заемщиками-резидентами обязательств по полученным ими кредитам и кредитным линиям для финансирования проектов, реализуемых за счет государственного заимствования.

Государственная гарантия оформляется уполномоченным органом на основании соответствующих нормативно-правовых актов, принятых Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан в рамках предельных размеров по государственному долгу.

Государственная гарантия выдается в письменной форме.

Республика Узбекистан безусловно выполняет взятые на себя обязательства по государственной гарантии.



Статья 42. Порядок выдачи государственной гарантии


Заемщики-резиденты в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, обращаются с заявлением в письменной (электронной) форме в уполномоченный орган о выдаче государственной гарантии, прилагая следующие документы:

проект договора займа по предусмотренному заимствованию;

прогнозные графики освоения и погашения привлекаемых заемных средств, подписанные заемщиком-резидентом;

технико-экономическое обоснование проекта, предусматривающего финансирование за счет заимствования под государственную гарантию;

финансовые отчеты заемщика-резидента за последние три года, заполненные по установленным законодательством формам, а также заключение аудиторской организации, включающее в себя мнение о достоверности и соответствии данных финансовых отчетов требованиям законодательства о бухгалтерском учете;

другие документы в соответствии с порядком выдачи государственной гарантии.

Уполномоченный орган оставляет без рассмотрения заявления заемщиков-резидентов без приложения документов, предусмотренных в части первой настоящей статьи, и в письменной (электронной) форме уведомляет об этом заемщиков-резидентов.

Заявление, внесенное заемщиком-резидентом после получения письменного (электронного) уведомления об оставлении заявления о выдаче государственной гарантии без рассмотрения, считается вновь внесенным и представляется на общих основаниях.

Заемщики-резиденты несут ответственность за неправильное указание или искажение информации в документах, представленных уполномоченному органу.

Уполномоченный орган, изучив заявления заемщиков-резидентов и прилагаемые к ним документы, в срок, установленный порядком выдачи государственной гарантии, проводит анализ денежных потоков, оценку финансовой состоятельности заемщика-резидента для реализации проекта, рисков, связанных с реализацией проекта, и жизнеспособности проекта и вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение о целесообразности или нецелесообразности предоставления государственной гарантии, а также в письменной (электронной) форме уведомляет об этом заемщика-резидента.

Запрещается выдача государственной гарантии без заключения уполномоченного органа о целесообразности выдачи государственной гарантии.

За выдачу государственной гарантии уполномоченным органом взимается плата, используемая для покрытия возможных финансовых потерь и расходов, связанных с выдачей государственной гарантии (далее - плата за выдачу государственной гарантии), в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. По долгам, источником погашения которых являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, плата за выдачу государственной гарантии не взимается.

Размер платы за выдачу государственной гарантии определяется исходя из рисков, связанных с реализацией проекта, а также кредитного риска.

Уполномоченный орган вправе требовать от заемщиков-резидентов обеспечения заемных средств, привлеченных под государственную гарантию, залогом или поручительством, равным стоимости не менее стоимости заемных средств.

При принятии решения о выдаче государственной гарантии уполномоченный орган заключает с заемщиком-резидентом договор о государственной гарантии и оформляет государственную гарантию (документ, подтверждающий государственную гарантию).

Договором о государственной гарантии является соглашение между уполномоченным органом и резидентом Республики Узбекистан о создании, изменении или прекращении прав и обязанностей сторон по использованию, учету и возврату заемных средств, привлеченных под государственную гарантию.



Статья 43. Обязательства, по которым не выдается

государственная гарантия


Государственная гарантия не выдается по обязательствам:

физических лиц;

юридических лиц, в уставном фонде (уставном капитале) которых доля государства составляет менее пятидесяти процентов;

нерезидентов Республики Узбекистан;

Центрального банка Республики Узбекистан;

предприятий с участием государства, находящихся в процессе реорганизации или ликвидации, и в отношении которых применены процедуры неплатежеспособности;

некоммерческих организаций;

предприятий с участием государства, имеющих просроченную задолженность перед Государственным бюджетом Республики Узбекистан;

возникающим в результате заимствования без технико-экономического обоснования для финансирования проектов, требующих технико-экономического обоснования.



Статья 44. Обязательства заемщиков-резидентов


Заемщики-резиденты должны своевременно и полностью выполнять все обязательства, предусмотренные договором о государственной гарантии и договором займа, по которому выдана государственная гарантия.

В течение срока действия государственной гарантии заемщикам-резидентам запрещается:

заключать новые договоры, предусматривающие заимствование без согласия уполномоченного органа;

без согласования с уполномоченным органом распределять прибыль в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств, установленных договором о государственной гарантии и договором займа, по которому выдана государственная гарантия.



Статья 45. Утрата силы государственной гарантии


Государственная гарантия считается утратившей силу при полном выполнении финансовых и иных обязательств, предусмотренных договором займа, по которому выдана государственная гарантия.



ГЛАВА 8. ОБСЛУЖИВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ИСПОЛНЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГАРАНТИИ


Статья 46. Общие положения по обслуживанию

государственного долга и исполнению

государственной гарантии


Обслуживание государственного долга включает в себя осуществление платежей по основному долгу, процентов и других платежей, установленных договорами по государственному заимствованию, в порядке и сроки, предусмотренные в этих договорах.

Исполнение государственной гарантии осуществляется в соответствии с документом, подтверждающим государственную гарантию.

Источники обслуживания государственного долга определяются соответствующими нормативно-правовыми актами, принимаемыми Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Расходы, связанные с обслуживанием государственного долга и исполнением государственной гарантии, могут осуществляться за счет средств заемщиков-резидентов или финансовых организаций, участвующих в реализации проекта, Гарантийного фонда, Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников.

Оформление всех видов договоров, в том числе дополнительных соглашений к договорам, по кредитам и кредитным линиям, покрываемым за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан, осуществляется по согласованию с уполномоченным органом.

Отрицательные расхождения, возникшие в результате перекредитования средств, заимствованных в иностранных валютах от имени Республики Узбекистан, в этих же валютах или в валюте Республики Узбекистан покрываются из средств Гарантийного фонда, Государственного бюджета Республики Узбекистан или иных источников.

Обязательства по государственному долгу признаются исполненными при полной уплате всех платежей, установленных договором государственного займа и договором займа, по которому выдана государственная гарантия.

Независимо от несвоевременного или неполного исполнения заемщиками-резидентами или финансовыми организациями, участвующими в реализации проекта обязательств по перекредитуемым средствам, уполномоченный орган несет ответственность за своевременное и полное исполнение данных обязательств.



Статья 47. Гарантийный фонд


Средства Гарантийного фонда формируются за счет платы за выдачу государственной гарантии, маржи Республики Узбекистан и других средств, установленных законодательством.

Законом о Государственном бюджете Республики Узбекистан на очередной год устанавливается минимально допустимый в течение финансового года размер средств Гарантийного фонда.

Порядок формирования средств Гарантийного фонда и использования этих средств определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 48. Исполнение обязательств

по государственному долгу


Заемщики-резиденты и финансовые организации, участвующие в реализации проекта, должны своевременно и в полном объеме производить выплаты по основному долгу, процентам и другим платежам по государственному долгу.

В случае возникновения вероятности несвоевременной или неполной выплаты основного долга, процентов и других платежей по заемным средствам, привлеченным от имени Республики Узбекистан, заемщики-резиденты или финансовые организации, участвующие в реализации проекта, должны уведомлять уполномоченный орган в письменной (электронной) форме о вероятности неплатежеспособности не менее чем за тридцать дней до даты оплаты.

В уведомлении, направленном в уполномоченный орган, обосновываются причины невозможности осуществления выплат основного долга, процентов и других платежей по заемным средствам, привлеченным от имени Республики Узбекистан.

В случае если уполномоченный орган признает обоснованными предоставленные заемщиками-резидентами или финансовыми организациями, участвующими в реализации проекта, причины невозможности осуществления выплат основного долга, процентов и других платежей по заемным средствам, привлеченным от имени Республики Узбекистан, уполномоченный орган в соответствии с направленным уведомлением осуществляет выплату основного долга, процента и иных платежей по заемным средствам, привлеченным от имени Республики Узбекистан, при условии безусловного и полного взыскания с данного заемщика-резидента и финансовых организаций, участвующих в реализации проекта, за счет средств Гарантийного фонда, а в случае недостаточности средств Гарантийного фонда - за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, в противном случае уведомляет заемщиков-резидентов и финансовые организации, участвующие в реализации проекта, об отказе в осуществлении выплат основного долга, процентов и иных платежей по заемным средствам за счет средств Гарантийного фонда, Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников.

Уполномоченный орган имеет право безусловно взыскать со всех счетов заемщиков-резидентов или финансовых организаций, участвующих в реализации проекта, сумму, равную размеру платежей, подлежащих уплате заемщиком-резидентом в соответствии с договором о перекредитовании, в любой валюте, если эти платежи не произведены в сроки, установленные договором о перекредитовании.

Уполномоченный орган при возникновении события государственной гарантии осуществляет выплаты основного долга, процентов и других платежей, гарантированных государственной гарантией, за счет средств Гарантийного фонда, а в случае недостаточности средств Гарантийного фонда - за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан или иных источников, при условии безусловного и полного последующего взыскания суммы этих выплат с заемщика-резидента.

По просроченной задолженности, погашенной за счет средств Гарантийного фонда или Государственного бюджета Республики Узбекистан и не возвращенной в срок, взыскиваются пени и штрафы в установленном порядке в соответствии с условиями договора о перекредитовании или договора о государственной гарантии.

Уплата пени и штрафа не освобождает заемщиков-резидентов или финансовые организации, участвующих в реализации проекта, от исполнения обязательств, принятых по договору о перекредитовании или договору о государственной гарантии.

Уполномоченный орган ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в Счетную палату Республики Узбекистан информацию о случаях невозврата заемщиками-резидентами и финансовыми организациями, участвующими в реализации проекта, платежей, возмещенных за счет средств Гарантийного фонда или Государственного бюджета Республики Узбекистан.



ГЛАВА 9. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. ОТКРЫТОСТЬ

И ПРОЗРАЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ


Статья 49. Ведение учета и отчетности

государственного долга


Учет государственного долга ведется в валюте Республики Узбекистан или в эквиваленте иностранных валют.

Учет государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Республики Узбекистан в виде дисконтных облигаций (облигаций с нулевой купонной ставкой), ведется по номинальной цене, устанавливаемой при первоначальном выпуске этих ценных бумаг.

Уполномоченный орган может вести и публиковать отчетность государственного долга в соответствии с международными стандартами.



Статья 50. Предоставление информации

о государственном долге


Заемщики-резиденты и финансовые организации, участвующие в реализации проекта, предоставляют в установленных формах информацию о государственном долге в уполномоченный орган не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Предприятия с участием государства ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в установленных формах должны предоставить в уполномоченный орган информацию о долгах, привлеченных ими (за исключением долгов, привлеченных от имени Республики Узбекистан или под государственную гарантию).

Формы предоставления информации о государственном долге определяются уполномоченным органом.



Статья 51. Открытость и прозрачность

информации о государственном долге


Кабинет Министров Республики Узбекистан ежеквартально вносит в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию:

о состоянии и изменении государственного долга;

о проектах, реализуемых за счет государственного заимствования (организация, реализующая проект, и стоимость проекта, план закупок, осуществленные закупки, своевременное погашение задолженности, эффективность завершенного проекта и достижение целей, предусмотренных в технико-экономическом обосновании, и другую информацию);

об эффективности и достижении целей, предусмотренных в технико-экономическом обосновании завершенных проектов, реализованных за счет государственного заимствования. При этом информация об эффективности и достижении целей, предусмотренных в технико-экономическом обосновании завершенного проекта, вносится в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение последующих пяти лет с даты завершения проекта.

Информация, указанная в части первой настоящей статьи, публикуется Кабинетом Министров Республики Узбекистан в средствах массовой информации.

Уполномоченный орган размещает уточненную информацию о состоянии и изменении государственного долга на своем официальном веб-сайте ежеквартально, до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Государственные органы, бюджетные организации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов и другие юридические лица, имеющие официальные веб-сайты, ежеквартально, в обязательном порядке до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, регулярно публикуют на своих официальных веб-сайтах информацию о соответствующих проектах, финансируемых за счет государственного заимствования, и об освоенных средствах, а также достигнутых результатах по завершенным проектам.

Юридические лица, не имеющие официальных веб-сайтов, ежеквартально, в обязательном порядке до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, размещают на официальных веб-сайтах соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, города Ташкента, районов и городов информацию об освоенных средствах, а также достигнутых результатах по проектам, финансируемым за счет государственного заимствования и по завершенным проектам.



Статья 52. Предоставление информации международным

организациям и иностранным инвесторам


Уполномоченный орган может предоставлять информацию о государственном долге и условных обязательствах государства международным финансовым и экономическим институтам, иностранным правительственным финансовым организациям, международным рейтинговым агентствам, иностранным инвесторам и другим нерезидентам Республики Узбекистан в соответствии с порядком, установленным законодательством.



ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 53. Разрешение споров


Споры, возникающие в области государственного долга, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 54. Ответственность за нарушение

законодательства о государственном долге


Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном долге, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 55. Государственный контроль за соблюдением

законодательства о государственном долге


Государственный контроль за соблюдением законодательства о государственном долге осуществляется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Счетной палатой Республики Узбекистан, другими органами государственного управления и органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.



Статья 56. Внесение изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты

Республики Узбекистан


1. Внести в статью 10 Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года N 818-XII "О Кабинете Министров Республики Узбекистан" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 декабря 2019 года N ЗРУ-591) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 12, ст. 885; 2021 г., приложение к N 4) следующие дополнение и изменение:

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"принимает меры по управлению государственным долгом, в частности определяет приоритетные направления для государственного заимствования, заключает от имени Республики Узбекистан договоры государственного займа и дополнительные соглашения к ним, утверждает стратегию управления государственным долгом и контролирует ее реализацию, обеспечивает поддержание государственного долга на безопасном уровне для макроэкономической стабильности";

абзацы шестой и седьмой считать соответственно абзацами седьмым и восьмым.


2. Внести в Закон Республики Узбекистан "О внешних заимствованиях" от 29 августа 1996 года N 263-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 126; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 12, ст. 350; 2018 г., N 7, ст. 431; 2021 г., приложение к N 4) следующие изменения и дополнение:


1) в статье 1:

абзац пятый исключить;

абзацы шестой, седьмой и восьмой считать соответственно абзацами пятым, шестым и седьмым;


2) в статье 2:

дополнить частью второй следующего содержания:

"Отношения, связанные с государственным долгом, регулируются отдельным законом";

часть вторую считать частью третьей;


3) статьи 4, 5 и 8 исключить;


4) в статье 9:

абзацы шестой и седьмой исключить;

абзацы восьмой, девятый и десятый считать соответственно абзацами шестым, седьмым и восьмым;


5) статью 9-1 исключить.


3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 22 июля 2008 года N ЗРУ-163 "О рынке ценных бумаг" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 июня 2015 года N ЗРУ-387) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 6, ст. 227; 2018, N 1, ст. 1; 2019, N 1, ст. 5, N 3, ст. 166, N 4, ст. 199, N 12, ст. 891; 2020 г., N 7, ст. 449, N 10, ст. 593; 2021 г., N 1, ст. 13, приложение к N 4, N 10, ст.ст. 968, 973) следующие изменения:


1) в части второй статьи 1 слова "казначейские обязательства" заменить словами "государственные казначейские облигации";


2) в статье 3:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"государственные ценные бумаги - государственные казначейские облигации, международные облигации, выпущенные от имени Республики Узбекистан, а также облигации Центрального банка Республики Узбекистан";

абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

"государственные казначейские облигации - эмиссионные ценные бумаги, удостоверяющие внесение владельцем денежных средств в республиканский бюджет Республики Узбекистан и дающие право на получение фиксированного дохода в течении всего срока владения этими эмиссионными ценными бумагами, независимо от срока их погашения".


4. Внести в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 26 декабря 2013 года N ЗРУ-360 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., приложение 1 к N 12; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 12, ст. 452; 2016 г., N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 6, ст. 300, N 10, ст. 605, N 12, ст. 772; 2018 г., N 1, ст. 1, N 7, ст.ст. 431, 433, N 12, ст. 783; 2019 г., N 1, ст. 1, N 5, ст. 265, N 8, ст. 470, N 9, ст. 588, N 11, ст. 791, N 12, ст.ст. 884, 891; 2020 г., N 3, ст. 203, N 11, ст. 652, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 7, 13, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804, N 10, ст. 973, N 12, ст. 1198) следующие изменения:


1) абзац двадцать четвертый статьи 3 текста на узбекском языке изложить в следующей редакции:

"давлат қарзи - Ўзбекистон Республикасининг ички маблағни ва хориждан маблағ жалб қилиш натижасида юзага келган мажбуриятлари";


2) абзац тридцатый части первой статьи 29 изложить в следующей редакции:

"обеспечивает обслуживание государственного долга, исполняет государственную гарантию";


3) абзац пятый пункта 8 части первой статьи 70 изложить в следующей редакции:

"расходы, связанные с обслуживанием государственного долга и исполнением государственной гарантии";


4) в абзаце одиннадцатом части шестой статьи 112 слова "погашения и обслуживания государственного долга" заменить словами "обслуживания государственного долга";


5) части пятую и шестую статьи 152 изложить в следующей редакции:

"Государственное заимствование осуществляется для:

покрытия дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан;

финансирования социальных и инфраструктурных проектов, а также проектов, направленных на охрану окружающей среды;

рефинансирования государственного долга;

достижения целей, установленных в стратегии управления государственным долгом;

управления денежными средствами, в том числе осуществления операций по покрытию временного кассового разрыва;

поддержки платежного баланса.

Государственное заимствование осуществляется в первую очередь для покрытия дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан";


6) часть третью статьи 153 изложить в следующей редакции:

"Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан обеспечивает обслуживание государственного долга, исполняет государственную гарантию";


7) в статье 154:

абзацы второй и третий части второй изложить в следующей редакции:

"финансирование или софинансирование проектов, реализуемых за счет государственного заимствования;

перекредитование кредитов (займов) для финансирования мероприятий по реализации проектов, реализуемых за счет государственного заимствования";

из части третьей слова "размер которой не может превышать 50 процентов ставки, по которой привлекается кредит (займ)" исключить;


8) в статье 156:

в части второй:

в абзаце втором слова "государственных ценных бумаг" заменить словами "государственных казначейских облигаций";

в абзаце третьем слова "государственным ценным бумагам" заменить словами "государственным казначейским облигациям";

в абзаце четвертом слова "государственным ценным бумагам" заменить словами "государственным казначейским облигациям";

часть третью исключить.


5. Внести в Закон Республики Узбекистан от 1 июля 2019 года N ЗРУ-546 "О Счетной палате Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 7, ст. 384, N 9, ст. 588; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст.ст. 803, 804, N 12, ст. 1198) следующие изменения:


1) абзац девятый статьи 4 изложить в следующей редакции:

"осуществление оценки целесообразности, обоснованности и эффективности проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований";


2) статью 25 изложить в следующей редакции:


"Статья 25. Функции Счетной палаты в сфере

осуществления оценки целесообразности, обоснованности

и эффективности проектов, реализуемых за счет

средств бюджетов бюджетной системы

и государственных заимствований


Счетная палата в сфере осуществления оценки целесообразности, обоснованности и эффективности проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований:

проводит мониторинг и осуществляет контроль за формированием проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;

осуществляет контроль за полнотой и эффективностью реализации проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;

проводит аудит проектов, реализованных и завершенных за счет государственных заимствований, в конце каждого квартала направляет информацию о результатах аудита в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан";


3) в абзаце десятом статьи 29 слова "осуществляет контроль за его своевременным обслуживанием" заменить словами "осуществляет контроль за его своевременным и полным обслуживанием".



Статья 57. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству экономики и финансов Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 58. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 59. Переходные положения


Заключенные до вступления в силу настоящего Закона договора по заимствованию от имени Республики Узбекистан и выданные государственные гарантии остаются в силе.



Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 1 мая 2023 г.
























































Время: 0.0052
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск