Практическое Налогообложение
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Образование. Наука. Инновации / Высшее образование /Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2023 г. N ПП-200 "О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере высшего образования, науки и инноваций в рамках административных реформ"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.07.2023 г.
N ПП-200
О МЕРАХ
ПО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года N УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":
1. Утвердить:
Приоритетные направления деятельности Министерства высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 1;
Программу реорганизации организаций в системе Министерства высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 2;
Организационную структуру Министерства высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 3;
Организационную структуру Агентства инновационного развития согласно приложению N 4;
Организационную структуру Агентства по оценке знаний и квалификаций согласно приложению N 5;
"Дорожную карту" по ускорению процессов трансформации сферы высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 6.
2. В целях совершенствования системы высшего образования и повышения качества обучения в соответствии с международными стандартами:
направления образования бакалавриата и специальности магистратуры будут пересмотрены на основе передового зарубежного опыта и потребности в кадрах сфер и отраслей экономики;
программы высшего образования будут пересмотрены на базе ведущих высших образовательных учреждений и на основе программ зарубежных высших образовательных организаций, включенных в топ-200 рейтинга сфер образования международных организаций;
требования, предъявляемые к учебно-лабораторной базе высших образовательных учреждений, будут адаптированы к образовательным программам, научные лаборатории - к технологическим процессам в сферах и отраслях экономики;
нагрузка профессоров-преподавателей будет ориентирована на учебную и научную деятельность, учебные процессы - на развитие у студентов навыков самостоятельного обучения.
3. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций о внедрении новой системы внешней оценки государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров (далее - образовательные организации), в соответствии с которой:
а) отменяется порядок проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций и внедряется система проведения их комплексной и специальной государственной аккредитации. При этом:
комплексная государственная аккредитация проводится каждые 4 года на основе результатов внешней оценки образовательных организаций;
образовательным организациям, не прошедшим комплексную государственную аккредитацию, для устранения выявленных недостатков предоставляется срок до 6 месяцев;
в отношении образовательных организаций, не устранивших выявленные недостатки, выносится решение о прекращении деятельности (аннулировании лицензии) либо закрытии образовательной программы;
студентам, обучающимся в образовательных организациях, лицензия которых аннулирована, или по закрытой образовательной программе, предоставляется право перевода обучения по соответствующим и профильным направлениям образования и специальностям государственных и негосударственных образовательных организаций в установленном порядке;
специальная государственная аккредитация проводится до начала учебного процесса по образовательным программам, по которым намечается подготовка кадров;
обучение студентов и учащихся по образовательным программам, не прошедшим специальную государственную аккредитацию, не допускается;
б) внедряется практика проведения международной аккредитации образовательных программ. При этом:
Министерство высшего образования, науки и инноваций устанавливает требования, предъявляемые к международным организациям по аккредитации, признаваемым в республике, и ведет их реестр;
образовательные программы, аккредитация которых проведена международными организациями по аккредитации, включенные в указанный реестр, освобождаются от проверки в очередной комплексной государственной аккредитации;
в) высшие образовательные организации, включенные в топ-1000 действующего перечня авторитетных международных рейтинговых организаций, признаваемых Министерством высшего образования, науки и инноваций, освобождаются от очередной комплексной государственной аккредитации;
г) государственная аккредитация образовательных организаций проводится Министерством высшего образования, науки и инноваций на платной основе, плата за аккредитацию в том числе направляется на выплату заработной платы специалистам, привлеченным к аккредитации.
4. Установить порядок ведения рейтинга высших образовательных организаций, осуществляющих деятельность в республике, в соответствии с которым:
а) рейтинг ведется Министерством высшего образования, науки и инноваций без вмешательства в деятельность и образовательный процесс образовательных организаций путем получения сведений посредством информационной системы;
б) начиная с 1 января 2024 года:
рейтинг ведется по государственным и негосударственным высшим образовательным организациям;
высшие образовательные организации, занимающие первые 10 позиций рейтинга на протяжении последних пяти лет, освобождаются от очередной комплексной государственной аккредитации;
в) начиная с 1 января 2025 года:
квота на подготовку кадров на основе государственного заказа выделяется негосударственным высшим образовательным организациям согласно их позиции в рейтинге;
внедряется ведение рейтинга высших образовательных организаций в разрезе сфер образования.
5. Установить, что:
а) начиная с 2023/2024 учебного года:
при приеме учащихся в академические лицеи предварительный этап отбора на основе письменного экзамена отменяется;
показатели приема на образовательные программы колледжей и техникумов на основе государственного гранта увеличиваются в два раза;
абитуриентам при сдаче документов в высшие образовательные учреждения предоставляется право выбора приоритета "государственного гранта" либо "направления образования" и участия в конкурсе по выбранному приоритету согласно последовательности направлений образования бакалавриата;
внедряется практика защиты стартап-проектов и рационализаторских идей, соответствующих направлениям образования студентов, в качестве их выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации;
организуется оплачиваемая краткосрочная целевая производственная практика студентов высших образовательных учреждений на предприятиях отраслей экономики и финансируется за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций;
б) начиная с 2024/2025 учебного года:
сдача вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения организуется по принципу "в начале тест, затем выбор", абитуриентам исходя из баллов, набранных ими по результатам тестовых испытаний, предоставляется возможность выбора высшего образовательного учреждения, направления образования и формы обучения;
сертификаты по результатам международных экзаменов по общеобразовательным предметам принимаются во внимание при приеме в государственные высшие образовательные учреждения.
При этом перечень признанных международных сертификатов утверждается решением Министерства высшего образования, науки и инноваций;
учебные программы академических лицеев, обладающих высоким потенциалом, разрабатываются на основе международных программ ("International Advanced Levels", "International Baccalaureate");
в) государственная аккредитация деятельности негосударственных образовательных организаций проводится Министерством высшего образования, науки и инноваций в рамках его полномочий в порядке уведомления уполномоченного органа.
6. Определить, что при формировании государственных научных программ внедряется следующий порядок:
а) Министерством высшего образования, науки и инноваций:
утверждается государственный заказ на научно-исследовательские работы (перечень тематических научных тем), направленные на научное решение проблем отраслей экономики и социальных сфер;
организуется научная экспертиза проектов соответствующими научно-техническими советами по направлениям науки;
утверждается окончательный перечень проектов, включаемых в государственные научные программы;
б) Агентством инновационного развития:
проводятся конкурсы в соответствии с требованиями государственного заказа на научно-исследовательские работы по утвержденным тематическим научным темам, а также организуется техническая и финансово-экономическая экспертиза научных проектов;
оформляются договоры по утвержденным проектам;
ведется промежуточный и итоговый мониторинг научных проектов;
в) проекты, включенные в государственные научные программы, финансируются за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций на основании решения Совета науки и инноваций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций;
г) процессы проведения конкурсов по научным проектам, реализуемым в соответствии с государственным заказом на научно-исследовательские работы, а также технической, научной и финансово-экономической экспертизы и отбора проектов осуществляются на Единой электронной интеллектуальной платформе государственных научных программ.
7. Организовать деятельность научно-технических советов по соответствующим направлениям науки при Министерстве высшего образования, науки и инноваций путем:
формирования состава научно-технических советов из 21 ученого, имеющих индекс "Хирш" в международных научных базах данных "Scopus" и "Web of Science" (за исключением сфер культуры, искусства, узбекского языка, истории), осуществляющих научно-исследовательские работы по новым научным направлениям международного уровня;
замены каждые 6 месяцев половины состава членов и полного обновления научно-технических советов в течение одного года;
внедрения практики привлечения зарубежных ученых (соотечественников) в качестве экспертов к обсуждению проектов, сформированных в рамках государственного заказа, на заседаниях научно-технических советов, а также проведения данных обсуждений в режиме онлайн.
8. Внедрить с 1 августа 2023 года порядок повышения результативности государственных научных программ, в соответствии с которым:
а) по фундаментальным проектам - в качестве соруководителей привлекаются ведущие ученые, осуществляющие деятельность в зарубежных престижных высших образовательных и научно-исследовательских организациях, добившиеся важных результатов по теме проекта, имеющие индекс "Хирш" 5 и более в международных научно-технических базах данных "Scopus" и "Web of Science";
б) по организации производства инновационной продукции на основе новых разработок:
Агентство инновационного развития определяет проекты коммерциализации и инновационный проект "спинн-офф" предприятия путем конкурса на основе потребности в инновациях (новых разработках и технологиях) отраслевых организаций;
проекты коммерциализации и инновационный проект предприятия "спин-офф", признанные победителями по результатам конкурса, финансируются за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций;
каждый проект коммерциализации и инновационный проект "спинн-офф" предприятия, а также завершенные научные проекты, профинансированные по результатам конкурса, прикрепляются к соответствующему отраслевому предприятию в целях организации в последующем серийного промышленного производства инновационной продукции;
в) внедряется порядок финансирования краткосрочных (до 1 года) целевых практических и инновационных проектов по направлениям, требующим обеспечения оперативного научного решения (инфекционные болезни, техногенные состояния, изменения климата и природные явления, микроэлектронные технологии).
9. Уполномочить министра высшего образования, науки и инноваций:
утверждать блоки предметов, по которым сдаются тестовые испытания, соответствующие направлениям образования бакалавриата, количество тестовых заданий и критерии оценки;
определять общие требования, предъявляемые к профессиональным (творческим) экзаменам, в процессе приема в высшие образовательные учреждения республики;
утверждать перечень профильных направлений образования, разрешаемых для перевода учебы студентов и поступления в магистратуру, а также перечень национальных и международных сертификатов, определяющих уровень знания иностранных языков, признаваемых при поступлении в средние специальные, профессиональные, высшие образовательные учреждения и учреждения послевузовского обучения;
утверждать планы научных и научно-технических мероприятий, ежегодно проводимых в международном и республиканском масштабах.
10. Министерству высшего образования, науки и инноваций в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
11. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности Министерства высшего
образования, науки и инноваций
Приоритетными направлениями деятельности Министерства высшего образования, науки и инноваций являются:
а) осуществление единой государственной политики в сфере высшего и послевузовского образования, научной и инновационной деятельности, среднего специального и профессионального образования, а также определение направлений стратегического развития сфер;
б) лицензирование деятельности в сфере оказания услуг среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, а также регулирование деятельности по повышению квалификации и переподготовке кадров;
в) обеспечение качества обучения и определение нормативов организации учебного процесса в средних специальных, профессиональных и высших образовательных организациях, а также развитие профессиональных навыков у управленческих и педагогических кадров образовательных организаций на основе международных критериев;
г) усиление духовно-нравственного содержания среднего специального, профессионального и высшего образования, воспитание молодежи в духе патриотизма и преданности идеям независимости на основе уважения национальных ценностей, гуманизма и высоких духовных идей;
д) повышение эффективности научно-исследовательских работ, координация реализации государственных научных и инновационных программ, а также обеспечение интеграции образования, науки и производства;
е) развитие международных связей по реализации совместных образовательных и научных программ в сфере среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, науки и инноваций;
ж) формирование государственных научных программ и координация системы подготовки кадров с ученой степенью на основе приоритетных направлений развития науки и технологий;
з) укрепление интеграции образования, науки и производства, коммерциализация новых разработок, развитие рационализаторской деятельности и стартап-экосистемы.
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ПРОГРАММА
реорганизации организаций в системе
Министерства высшего образования,
науки и инноваций
N |
Действующее полное (официальное) наименование организации
|
Предлагаемое полное (официальное) наименование организации |
Правила и комментарии к деятельности реорганизуемой организации |
1. |
Территориальные управления по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Каракалпакстан, управления высшего образования, науки и инноваций областей и города Ташкента Министерства высшего образования, науки и инноваций |
На базе территориальных управлений по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также управлений инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей Министерства инновационного развития создается Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Каракалпакстан, управления высшего образования, науки и инноваций областей и города Ташкента в форме государственных учреждений.
|
Управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей Министерства инновационного развития |
|||
2. |
Центр передовых технологий при Министерстве инновационного развития |
Центр передовых технологий при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Центр осуществляет деятельность в качестве научного учреждения и состоит из 7 научных лабораторий: Биотехнологической, Экспериментальной биофизики, Физико-химических методов исследований, Геофизики и наноминерологии, Фудомикс-лаборатории, Клеточных технологий и "Big Data". В целях обеспечения коммерциализации научной продукции в Центре налаживается деятельность "C.A.T. Sciene Accelerator" и инкубатора.
|
3. |
Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий при Министерстве инновационного развития |
Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
На Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий возлагаются задачи поддержки создания результатов научной деятельности, инновационных продуктов и услуг, в том числе новых устройств, материалов и технологий в реальном секторе экономики, их коммерциализации, привлечения инвестиций, а также организации форумов, международных ярмарок и выставок в данных направлениях на республиканском уровне.
|
4. |
Фонд финансирования науки и поддержки инноваций при Министерстве инновационного развития |
Фонд финансирования науки и поддержки инноваций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Фонд передается из системы Министерства инновационного развития в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций с сохранением действующего порядка и условий его финансирования.
|
5. |
Центр исследований развития высшего образования и внедрения передовых технологий при Министерстве высшего и среднего специального образования |
Центр исследований развития высшего образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Центр осуществляет деятельность в форме государственного учреждения, его основная деятельность направлена на: проведение анализа учебно-методической документации, квалификационных требований и образовательных программ системы высшего образования на основе государственных образовательных стандартов; методическое обеспечение непрерывности учебного процесса в высших образовательных учреждениях; организацию анализа, подготовки и издания учебной литературы нового поколения по всем предметам, включенным в образовательные программы; |