Проверки от А до Я

Нормативно-правовые акты / Конкуренция, ограничение монополистической деятельности, реклама и защита прав потребителей /

Закон Республики Узбекистан от 03.07.2023 г. N ЗРУ-850 "О конкуренции" (Принят Законодательной палатой 14.02.2023 г., одобрен Сенатом 02.03.2023 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.07.2023 г.

N ЗРУ-850



О КОНКУРЕНЦИИ


Принят Законодательной палатой 14 февраля 2023 года

Одобрен Сенатом 2 марта 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области конкуренции, связанных с осуществлением контроля и пресечением действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарных или финансовых рынках, а также к ущемлению прав и законных интересов потребителей в условиях конкуренции или естественной монополии.



Статья 2. Законодательство о конкуренции


Законодательство о конкуренции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о конкуренции, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Сфера применения настоящего Закона


Настоящий Закон распространяется на действия (бездействие) физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном или финансовом рынке в Республике Узбекистан, а также к ущемлению прав и законных интересов потребителей в условиях конкуренции или естественной монополии, совершаемые на территории Республики Узбекистан и (или) за ее пределами.

Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности.



Статья 4. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


предприятие с участием государства - осуществляющее хозяйственную деятельность юридическое лицо, в уставном фонде (уставном капитале) которого размер доли государства превышает 25 процентов, а также государственное унитарное предприятие или государственное учреждение, которому предоставлено право осуществления хозяйственной деятельности;


аффилированные лица предприятий с участием государства - юридические лица, 20 и более процентов уставного фонда (уставного капитала) которых прямо или косвенно принадлежат предприятиям с участием государства;


недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующего субъекта или группы лиц, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации;


потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товар у хозяйствующего субъекта;


экономическая концентрация - совершение сделок и (или) иных действий, приводящих к преобладанию хозяйствующего субъекта или группы лиц, которое оказывает влияние на состояние конкуренции на товарном или финансовом рынке;


дискриминационные условия - условия доступа на товарный или финансовый рынок, условия производства, потребления, приобретения, реализации или иной передачи товара, которые при прочих равных условиях ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (конкурентом);


финансовый рынок - сфера обращения финансовой услуги, оказываемой банками, кредитными, страховыми и другими финансовыми организациями, а также услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным устройством Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность оказания таких услуг;


скоординированные действия - действия без взаимного согласия двух или более хозяйствующих субъектов, удовлетворяющие интересы каждого из них, когда действия одного известны другому или совершаются исходя из действий каждого из них, которые ограничивают или могут привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав и законных интересов потребителей в условиях конкуренции;


конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов (конкурентов), при которой их самостоятельные действия исключают или ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном или финансовом рынке;


цифровая платформа - информационная система, обеспечивающая платное или бесплатное использование цифровых продуктов через всемирную информационную сеть Интернет;


естественная монополия - состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров;


субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект или группа лиц, осуществляющая деятельность по производству и (или) реализации товаров в условиях естественной монополии;


товар - продукт деятельности, предназначенный для приобретения и реализации, в том числе работы и услуги;


товарный рынок - сфера обращения товара, в том числе взаимозаменяемого товара (сопоставимого по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам которого потребитель готов заменить) на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным устройством Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность его приобретения или реализации;


хозяйствующий субъект - юридическое лицо, занимающееся деятельностью по производству, приобретению и реализации товаров, в том числе предприятие с участием государства и учреждение, занимающееся хозяйственной деятельностью физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.



Статья 5. Основные принципы в области конкуренции


Основными принципами в области конкуренции являются:

добросовестная конкуренция;

законность;

приоритет прав и законных интересов потребителей;

прозрачность;

равенство.



Статья 6. Основные направления государственной

политики в области конкуренции


Основными направлениями государственной политики в области конкуренции являются:

защита конкуренции, предупреждение и прекращение антиконкурентных действий с учетом приоритета прав и законных интересов потребителей;

формирование в обществе нетерпимости к любым антиконкурентным действиям;

развитие конкурентной среды и создание условий для эффективного функционирования товарных и финансовых рынков;

обеспечение свободы экономической деятельности участников товарных и финансовых рынков и свободного перемещения товаров;

формирование конкурентной среды в сферах, где осуществляют деятельность субъекты естественной монополии;

установление равных условий для участников товарных и финансовых рынков и сокращение участия государства в экономике;

повышение ответственности республиканских органов исполнительной власти за улучшение и развитие конкурентной среды.



Статья 7. Уполномоченный государственный орган

в области конкуренции и источники финансирования

его деятельности


Уполномоченным государственным органом в области конкуренции (антимонопольным органом) является Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - уполномоченный государственный орган).

В своей деятельности уполномоченный государственный орган непосредственно подотчетен Президенту Республики Узбекистан и Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность независимо от государственных органов, иных организаций и должностных лиц.

Финансирование деятельности центрального аппарата уполномоченного государственного органа и его территориальных органов осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.



Статья 8. Оценка воздействия нормативно-правовых

актов и их проектов на конкуренцию


Уполномоченный государственный орган оценивает воздействие нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию, а также разрабатывает предложения и рекомендации, направленные на устранение норм, которые прямо либо косвенно приводят или могут привести к ограничению конкуренции на товарном или финансовом рынке.

В уполномоченный государственный орган для оценки воздействия на конкуренцию вносятся проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:

введение новых ограничений, новых видов лицензий, разрешительных процедур для хозяйствующих субъектов или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур, лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;

введение дополнительных требований и условий для получения лицензий или документов разрешительного характера;

повышение требований к минимальному размеру уставного фонда (уставного капитала) юридических лиц;

ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или введение для них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;

установление для хозяйствующих субъектов любых видов льгот, гарантий, преференций, а также предоставление им новых прав, в том числе эксклюзивных.

Проекты нормативно-правовых актов, предусмотренные частью второй настоящей статьи, принимаются в установленном порядке исключительно при наличии заключений уполномоченного государственного органа по результатам оценки их воздействия на конкуренцию.

Уполномоченный государственный орган рассматривает отчеты, разработанные по результатам оценки воздействия нормативно-правовых актов и их проектов на конкуренцию.

Уполномоченный государственный орган и его территориальные органы проводят изучение действующих актов законодательства и документов, принятых государственными органами и иными организациями, на предмет их соответствия законодательству о конкуренции.

Изучение проводится по инициативе уполномоченного государственного органа, на основании обращений физических и юридических лиц, предложений и рекомендаций субъектов общественного контроля, а также результатов изучения материалов, опубликованных в средствах массовой информации.

В случае выявления актов законодательства, противоречащих законодательству о конкуренции, уполномоченный государственный орган:

по законам, указам и постановлениям Президента Республики Узбекистан и постановлениям

...
Время: 0.0250
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск