Внимание!

NB! По состоянию законодательства на 1 июня 2023 года


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Кодексы стран СНГ / Республика Беларусь /

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


6 января 2021 г.

N 92-З


Принят Палатой представителей

18 декабря 2020 г.


Одобрен Советом Республики

18 декабря 2020 г.



Текст приводится по состоянию на 1 июня 2023 года,

с изменениями и дополнениями, внесенными законами

от 4 января 2022 г. N 144-З; от 9 декабря 2022 г. N 226-З


ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(Разделы I- III. Главы 1-15. Статьи 1.1. - 15.4.)

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(Разделы IV-V. Главы 16-25. Статьи 16.1. - 25.1.)

ПРИЛОЖЕНИЕ



ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Раздел I. Общие положения (Главы1-2. Статьи 1.1. - 2.16.)

Раздел II. Участники административного процесса.

Доказательства (Главы 3-7. Статьи 3.1. - 7.5)

Раздел III. Административный процесс (Главы 8-15.

Статьи 8.1. - 15.4)



РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. Основные положения (Статьи 1.1. - 1.4.)

Глава 2. Задачи и принципы административного процесса

(Статьи 2.1. - 2.16)



ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1.1. Законодательство, определяющее порядок

административного процесса

Статья 1.2. Задачи Процессуально-исполнительного кодекса

Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 1.3. Действие Процессуально-исполнительного кодекса

Республики Беларусь об административных правонарушениях

Статья 1.4. Разъяснение отдельных терминов Процессуально-

исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных

правонарушениях



Статья 1.1. Законодательство, определяющее порядок

административного процесса*


1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и нормах международных договоров Республики Беларусь, иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, национальных традициях, социальных и культурных ценностях белорусского народа и определяет:

1) порядок административного процесса;

2) права и обязанности участников административного процесса;

3) порядок применения профилактических мер воздействия;

4) порядок исполнения административных взысканий.


2. Настоящий Кодекс является единственным законом, определяющим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, определяющие порядок административного процесса, права и обязанности его участников, являются составной частью законодательства, определяющего порядок административного процесса, и подлежат включению в настоящий Кодекс.


3. Определенный настоящим Кодексом порядок административного процесса является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.


4. Если международным договором Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора.



---------------------------------------

*) Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точкой. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки - порядковый номер статьи в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей - арабскими цифрами со скобкой.



Статья 1.2. Задачи Процессуально-исполнительного кодекса

Республики Беларусь об административных правонарушениях


1. Задачами Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются:

1) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц (далее, если не установлено иное, - охраняемые интересы);

2) установление правовой процедуры ведения административного процесса;

3) регулирование вопросов применения профилактических мер воздействия и исполнения постановлений о наложении административных взысканий.


2. Настоящий Кодекс призван способствовать обеспечению справедливости, повышению правосознания и правовой культуры физических лиц, их воспитанию в духе соблюдения настоящего Кодекса и иных актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, уважению национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц.



Статья 1.3. Действие Процессуально-исполнительного кодекса

Республики Беларусь об административных правонарушениях


1. Административный процесс на территории Республики Беларусь ведется в соответствии с настоящим Кодексом независимо от места совершения административного правонарушения.


2. При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, его рассмотрения и исполнения административного взыскания.


3. Действие настоящего Кодекса распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, юридические лица, а также на государственные органы и их должностных лиц.


4. В отношении лиц, обладающих иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, производятся только по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство таких действий испрашивается через Министерство иностранных дел.



Статья 1.4. Разъяснение отдельных терминов

Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь

об административных правонарушениях


1. Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения:

1) административно арестованные - физические лица, подвергнутые административному взысканию в виде административного ареста и отбывающие его в местах, определяемых в соответствии с законодательными актами;

2) административный процесс - определенный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении;

3) близкие родственники - родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля;

4) дело об административном правонарушении - обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению;

5) жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов, нарушенных при ведении административного процесса;

6) жилище - помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и другие помещения);

7) законные представители - родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представители организаций, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов, попечителей потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;

8) защита - процессуальная деятельность, осуществляемая в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;

9) заявитель - физическое или юридическое лицо, обратившееся в суд, орган, ведущий административный процесс, в порядке, определенном настоящим Кодексом, за защитой своего действительного или предполагаемого права либо сообщившее об известном ему готовящемся или совершенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);

10) лицо, в отношении которого ведется административный процесс, - физическое лицо, в отношении которого судом, органом, ведущим административный процесс, устанавливается виновность в совершении административного правонарушения, или юридическое лицо, в отношении которого судом, органом, ведущим административный процесс, устанавливается наличие оснований и условий административной ответственности;

11) лицо, подвергнутое административному взысканию, - физическое или юридическое лицо, в отношении которого вступило в законную силу постановление о наложении административного взыскания;

12) материалы - предметы и документы, являющиеся составной частью дела об административном правонарушении либо представленные для приобщения к нему;

13) ночное время - промежуток времени с 22 до 6 часов;

14) повестка - письменное уведомление о вызове в суд, орган, ведущий административный процесс, для производства процессуальных действий;

15) постановление - решение, вынесенное судьей или органом, ведущим административный процесс;

16) представители - близкие родственники, другие члены семьи потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, их законные представители, адвокаты, представители юридического лица, индивидуального предпринимателя;

17) привод - принудительное доставление физического лица, не явившегося без уважительной причины по вызову в суд, орган, ведущий административный процесс;

18) процессуальные действия - предусмотренные настоящим Кодексом действия уполномоченных на то должностных лиц, производимые в ходе административного процесса;

19) процессуальный срок - период времени, который начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно календарной даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, кроме случаев исчисления срока при административном задержании, административном аресте, краткосрочном выезде административно арестованного за пределы места отбывания административного ареста;

20) родственники - лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадеда и прабабки включительно, а также супруг (супруга), близкие родственники супруга (супруги);

21) судья - профессиональный судья суда общей юрисдикции;

22) участники административного процесса - судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания - помощник судьи), свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой;

23) ходатайство - устная или письменная просьба, обращенная к суду, органу, ведущему административный процесс;

24) члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные физические лица, проживающие совместно с участником административного процесса и ведущие с ним общее хозяйство.


2. Термины "вред", "орган, ведущий административный процесс", "санкция", "суд", применяемые в настоящем Кодексе, имеют значения, определенные КоАП.



ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА


Статья 2.1. Задачи административного процесса

Статья 2.2. Законность при ведении административного процесса

Статья 2.3. Обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов

Статья 2.4. Презумпция невиновности

Статья 2.5. Неприкосновенность личности

Статья 2.6. Уважение чести и достоинства личности,

деловой репутации

Статья 2.7. Неприкосновенность жилища и иных законных владений

Статья 2.8. Право физического лица, в отношении которого

ведется административный процесс, на защиту

Статья 2.9. Публичность административного процесса

Статья 2.10. Всестороннее, полное и объективное исследование

обстоятельств дела

Статья 2.11. Язык, на котором ведется административный процесс

Статья 2.12. Равенство перед законом, равенство защиты прав,

свобод и законных интересов

Статья 2.13. Независимость судьи, должностного лица органа,

ведущего административный процесс

Статья 2.14. Открытое рассмотрение дела об административном

правонарушении

Статья 2.15. Право обжалования процессуальных действий,

постановлений

Статья 2.16. Прокурорский надзор за исполнением законов

при ведении административного процесса



Статья 2.1. Задачи административного процесса


Задачами административного процесса являются защита охраняемых настоящим Кодексом интересов путем своевременного, всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях, разрешение их в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенных по делам об административных правонарушениях постановлений, а также предупреждение (профилактика) административных правонарушений.



Статья 2.2. Законность при ведении административного процесса


1. Суд, орган, ведущий административный процесс, при ведении административного процесса обязаны соблюдать требования настоящего Кодекса.


2. Нарушение положений настоящего Кодекса при ведении административного процесса влечет установленную законом ответственность и признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы.


3. Доказательства, полученные с нарушением порядка, определенного настоящим Кодексом, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении.



Статья 2.3. Обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов


1. Суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса, создать предусмотренные настоящим Кодексом условия для ее осуществления, своевременно принимать меры по удовлетворению их законных требований.


2. Ограничение прав, свобод и законных интересов участников административного процесса допускается только по основаниям и в порядке, определенным настоящим Кодексом.


3. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не установленных настоящим Кодексом, либо к отказу от своих прав.


4. Никто не должен принуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.


5. В случае причинения административным правонарушением имущественного вреда суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять меры к его возмещению.


6. Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод при ведении административного процесса, подлежит возмещению в определенном законодательством порядке.



Статья 2.4. Презумпция невиновности


1. Физическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока его виновность в совершении административного правонарушения не будет установлена в порядке, определенном настоящим Кодексом.


2. Обязанность доказывать виновность физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс, за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 10.4 настоящего Кодекса. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность.


3. Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях. Любые сомнения относительно обоснованности выводов о виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, о наличии оснований и условий административной ответственности юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, толкуются в их пользу.



Статья 2.5. Неприкосновенность личности


1. Никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований и в нарушение порядка, определенного настоящим Кодексом.


2. Судья, прокурор, орган, ведущий административный процесс, обязаны немедленно освободить всякого незаконно административно арестованного, административно задержанного свыше срока, установленного законом или постановлением о наложении административного взыскания.


3. Никто из участвующих в административном процессе физических лиц не должен подвергаться насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Принуждение к даче объяснений путем насилия, угроз и применения иных незаконных мер запрещается.


4. Содержание административно арестованного или административно задержанного должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу для их жизни и здоровья.



Статья 2.6. Уважение чести и достоинства личности, деловой репутации


При ведении административного процесса запрещаются совершение действий и принятие решений, создающих опасность для жизни и здоровья участников административного процесса и иных лиц, а равно унижающих честь, умаляющих достоинство личности, порочащих деловую репутацию физического или юридического лица.



Статья 2.7. Неприкосновенность жилища и иных законных владений


1. Неприкосновенность жилища и иных законных владений гарантируется законом. Никто не вправе войти в жилище и иное законное владение лица против его воли.


2. Производство процессуальных действий, связанных со вторжением в жилище и иные законные владения, осуществляется по основаниям и в порядке, определенным настоящим Кодексом.



Статья 2.8. Право физического лица, в отношении которого

ведется административный процесс, на защиту


1. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может реализовывать как лично, так и с помощью защитника в порядке, определенном настоящим Кодексом.


2. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные настоящим Кодексом средства и способы для своей защиты.


3. Нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении него постановления о наложении административного взыскания.



Статья 2.9. Публичность административного процесса


Государственные органы, должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по:

обнаружению административного правонарушения, выявлению лиц, его совершивших;

предупреждению (профилактике) административных правонарушений.



Статья 2.10. Всестороннее, полное и объективное исследование

обстоятельств дела


Суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершения административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.



Статья 2.11. Язык, на котором ведется административный процесс


1. Административный процесс в Республике Беларусь ведется на белорусском и (или) русском языках.


2. Участнику административного процесса, не владеющему или недостаточно владеющему языками, на которых ведется административный процесс, обеспечивается право устно или письменно делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении на родном языке или на языке, которым он владеет. В этих случаях, а также при ознакомлении с делом об административном правонарушении он вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, определенном настоящим Кодексом.


3. Постановление суда, органа, ведущего административный процесс, в определенном настоящим Кодексом порядке вручается лицу, в отношении которого ведется административный процесс, его законному представителю, защитнику, представителю в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют.



Статья 2.12. Равенство перед законом, равенство защиты прав,

свобод и законных интересов


1. Все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав, свобод и законных интересов.


2. Административный процесс ведется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.


3. Административный процесс ведется на основе равенства юридических лиц перед законом независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности, а также от других обстоятельств.


4. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Особенности порядка ведения административного процесса в отношении отдельных категорий лиц или отдельных категорий дел об административных правонарушениях определяются настоящим Кодексом.



Статья 2.13. Независимость судьи, должностного лица органа,

ведущего административный процесс


1. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, независимы и принимают решение по делу об административном правонарушении только в соответствии с законодательством.


2. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершения административного правонарушения либо с целью добиться принятия незаконного решения влечет установленную законом ответственность.



Статья 2.14. Открытое рассмотрение дела об административном

правонарушении


1. Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.


2. В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, судом, органом, ведущим административный процесс, может проводиться закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении.


3. В случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников, судом может проводиться закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении.


4. Закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении проводится с соблюдением всех правил административного процесса.


5. О закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассматривающими дело, выносится постановление.



Статья 2.15. Право обжалования процессуальных действий,

постановлений


Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении, в порядке, определенном настоящим Кодексом.



Статья 2.16. Прокурорский надзор за исполнением законов

при ведении административного процесса


1. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законодательных актов при ведении административного процесса.


2. Осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции:

1) требует от должностного лица органа, ведущего административный процесс, представления материалов дела об административном правонарушении;

2) дает органу, ведущему административный процесс, письменные указания по делу об административном правонарушении;

3) санкционирует производство процессуальных действий и применение мер обеспечения административного процесса в случаях и порядке, определенных настоящим Кодексом;

4) проверяет законность применения к лицу, в отношении которого ведется административный процесс, административного задержания и иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения на него административного взыскания;

5) освобождает своим постановлением физическое лицо, незаконно подвергнутое административному задержанию;

6) отменяет своим постановлением противоречащие законодательным актам постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом;

7) опротестовывает противоречащие законодательным актам постановления по делам об административных правонарушениях;

8) поручает органу, ведущему административный процесс, подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению;

9) истребует из соответствующих суда, органа, ведущего административный процесс, дела об административных правонарушениях;

10) приостанавливает исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, за исключением постановлений о наложении административного взыскания в виде административного ареста или депортации;

11) отменяет своим постановлением постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное органом, ведущим административный процесс, по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и противоречащие законодательным актам постановления, вынесенные в соответствии со статьями 10.3 и 10.5 настоящего Кодекса;

12) проверяет соблюдение сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.


3. Постановления, поручения и указания прокурора по делу об административном правонарушении направляются органу, ведущему административный процесс, и являются обязательными для исполнения в установленные прокурором сроки.



РАЗДЕЛ II. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


Глава 3. Суд, органы, ведущие административный процесс,

и их должностные лица. Подведомственность дел

об административных правонарушениях (Статьи 3.1 - 3.32)

Глава 4. Участники административного процесса, защищающие

свои или представляемые права и интересы, иные участники

административного процесса, их права и обязанности

(Статьи 4.1 - 4.10)

Глава 5. Обстоятельства, исключающие возможность участия

в административном процессе (Статья 5.1. - 5.4.)

Глава 6. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка

доказательств (Статья 6.1. - 6.15)

Глава 7. Обжалование действий и решений судьи, должностного

лица органа, ведущего административный процесс (Статьи 7.1. - 7.5.)



ГЛАВА 3. СУД, ОРГАНЫ, ВЕДУЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

ПРОЦЕСС, И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Статья 3.1. Суд, органы, ведущие административный процесс,

уполномоченные рассматривать дела об административных

правонарушениях

Статья 3.2. Суд

Статья 3.3. Сельский, поселковый исполнительный комитет

Статья 3.4. Административная комиссия

Статья 3.5. Комиссия по делам несовершеннолетних

Статья 3.6. Органы внутренних дел

Статья 3.7. Органы Комитета государственного контроля

Статья 3.8. Государственная инспекция охраны животного

и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

Статья 3.9. Органы государственного пожарного надзора

Министерства по чрезвычайным ситуациям

Статья 3.10. Органы государственного санитарного надзора

Статья 3.11. Органы пограничной службы

Статья 3.12. Таможенные органы

Статья 3.13. Налоговые органы

Статья 3.14. Органы Министерства финансов, финансовые управления

(отделы) местных исполнительных и распорядительных органов

Статья 3.15. Национальный банк

Статья 3.16. Органы Министерства транспорта и коммуникаций

Статья 3.17. Органы железнодорожного транспорта

Статья 3.18. Органы Министерства лесного хозяйства

Статья 3.19. Органы Министерства природных ресурсов и охраны

окружающей среды

Статья 3.20. Департамент по ценным бумагам Министерства финансов

Статья 3.21. Орган государственного энергетического и газового

надзора Министерства энергетики

Статья 3.22. Органы Департамента государственной инспекции труда

Министерства труда и социальной защиты

Статья 3.23. Органы государственной безопасности

Статья 3.24. Государственные природоохранные учреждения,

осуществляющие управление заповедниками и национальными

парками

Статья 3.25. Органы Министерства юстиции

Статья 3.26. Органы Государственного комитета по имуществу

Статья 3.27. Органы Государственного комитета по стандартизации

Статья 3.28. Порядок образования коллегиальных органов,

уполномоченных рассматривать дела об административных

правонарушениях

Статья 3.29. Полномочия должностных лиц органов, ведущих

административный процесс

Статья 3.30. Лица, уполномоченные составлять протоколы

об административных правонарушениях

Статья 3.31. Место ведения административного процесса

Статья 3.32. Направление дела об административном

правонарушении по подведомственности



Статья 3.1. Суд, органы, ведущие административный процесс,

уполномоченные рассматривать дела об административных

правонарушениях


1. Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) судом;

2) сельским, поселковым исполнительным комитетом;

3) административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета, администрации района в городе;

4) комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, администрации района в городе;

5) органами внутренних дел;

6) органами Комитета государственного контроля;

7) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

8) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям;

9) органами государственного санитарного надзора;

10) органами пограничной службы;

11) таможенными органами;

12) налоговыми органами;

13) органами Министерства финансов, финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

14) Национальным банком;

15) органами Министерства транспорта и коммуникаций;

16) органами железнодорожного транспорта;

17) органами Министерства лесного хозяйства;

18) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

19) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов;

20) органом государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики;

21) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты;

22) органами государственной безопасности;

23) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

24) органами Министерства юстиции;

25) органами Государственного комитета по имуществу;

26) органами Государственного комитета по стандартизации.


2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.


3. Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых относится к компетенции районного (городского) суда и в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, рассматриваются единолично судьей областного (Минского городского) суда.



Статья 3.2. Суд


1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.1, 10.2, 10.4-10.9, частью 1 статьи 10.10, статьей 10.11, частями 1 и 5 статьи 10.12, статьями 10.15, 10.16, частью 2 статьи 10.17, статьями 10.19, 10.21, 11.1-11.4, 12.1 (за правонарушения, совершенные физическими лицами), частями 1 и 3 статьи 12.2, частью 1 статьи 12.8, статьями 12.9, 12.12, 12.15, 12.17, частями 2 и 3 статьи 12.23, статьями 12.33, 12.34, частью 2 статьи 13.1, статьей 13.8, частями 1 и 3-6 статьи 13.9, статьей 13.10, частью 6 статьи 13.16, статьями 13.18-13.21, частями 4-11 статьи 13.22, статьей 13.27, частями 1 и 2 статьи 13.30, статьями 13.31, 15.1, 15.2, 15.4, 15.5, 15.7, 16.4-16.7, частью 1 статьи 16.8, статьями 16.9-16.12, частями 1 и 2 статьи 16.17, статьями 16.19, 16.22-16.24, 16.25 (за правонарушения, совершенные физическими лицами), 16.26, 16.27 (за правонарушения, совершенные физическими лицами), 16.29, частью 2 статьи 16.30, статьями 16.34-16.37, частями 2 и 3 статьи 16.44, статьями 17.2-17.4, частями 2 и 3 статьи 17.6, частью 1 статьи 18.4, статьями 18.10-18.13, частью 2 статьи 18.14, статьей 18.15, частью 3 статьи 18.17, статьями 18.21, 18.23, 18.25, 18.30, 18.31, 18.34, 18.35, 19.1, 19.2, частями 2-5 статьи 19.3, статьями 19.5, 19.6, 19.8, 19.10-19.12, 20.1, 20.6, 21.1, 21.2, 21.4, 22.5, 22.7, 22.8, 22.12, 23.1, 23.4, частями 1-3 и 5 статьи 23.5, статьями 23.6, 23.7, 23.10, 24.1-24.5, 24.10, 24.11, частями 1 и 2 статьи 24.12, статьями 24.13-24.16, 24.22-24.27, частью 2 статьи 24.28, статьями 24.29, 24.30, 24.39-24.41, 24.46, 24.54, частью 2 статьи 24.56, статьями 24.58, 25.1-25.13, 26.1-26.3 КоАП, а также дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.


2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.1 (за правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), 12.3, 12.19, частью 1 статьи 12.23, статьями 13.2, 13.3, частями 1 и 2 статьи 13.6, статьей 13.7, частью 2 статьи 13.9, статьями 13.11, 13.12, частью 1 статьи 13.23, статьей 13.25, частями 3-7 статьи 13.30, статьями 13.32, 13.33, 16.25 (за правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), 16.27 (за правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), частью 4 статьи 22.6, частями 4 и 6 статьи 23.5, частями 1, 3, 5 и 7 статьи 24.7, статьями 24.8, частью 1 статьи 24.28, статьей 24.37, частью 1 статьи 24.38, статьями 24.59, 25.1, 25.3, 25.6, 25.7, частью 1 статьи 25.8, статьей 25.9 КоАП, а также дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены прокурором, рассматриваются единолично судьей экономического суда области (города Минска).


3. Дела об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, совершенных на территории индустриального парка резидентами, инвесторами индустриального парка, совместной компанией, в том числе их должностными лицами, а также дела об административных правонарушениях в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, совершенных заказчиками, подрядчиками в строительной деятельности, инженерными организациями, в том числе их должностными лицами, в связи со строительством объектов индустриального парка, рассматриваются единолично судьей экономического суда.


Примечание. 1. Под индустриальным парком в настоящей статье и статье 11.28 настоящего Кодекса понимается особая экономическая зона - Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий камень".

2. Под совместной компанией в настоящей статье и статье 11.28 настоящего Кодекса понимается совместная белорусско-китайская компания по развитию индустриального парка.



Статья 3.3. Сельский, поселковый исполнительный комитет


Сельский, поселковый исполнительный комитет рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.5, 16.13, 16.14, частями 3 и 4 статьи 16.17, статьями 16.36, 22.10, 22.11, 24.47 (за правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без письменного уведомления районного исполнительного комитета и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма), 24.48, 24.49, 24.55 КоАП.



Статья 3.4. Административная комиссия


Административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета, администрации района в городе рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.10, 12.22, 12.31, 13.2, 13.5, 13.11, частью 2 статьи 16.8, статьями 16.14, 16.16, частями 3 и 4 статьи 16.17, статьями 16.18, 16.20, 16.21, частями 3 и 4 статьи 16.25, частями 2-9 статьи 16.27, статьей 16.28, частью 1 статьи 16.30, статьями 16.37-16.41, 16.44, 16.45, 18.2, 18.3, частями 2 и 3 статьи 18.4, статьями 18.5-18.7, 18.9, частями 1-4 статьи 18.18, статьями 18.26-18.29 (за исключением правонарушений, совершенных водителями транспортных средств), 18.33, 19.4, 19.9, 20.2-20.5, 20.7, 21.3, 21.5, 21.6, 22.1-22.5, 22.9-22.11, 23.2, 23.3, частью 8 статьи 24.36, частью 2 статьи 24.38, статьями 24.42, 24.49, 24.55 КоАП.



Статья 3.5. Комиссия по делам несовершеннолетних


Комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, администрации района в городе рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (за исключением правонарушений, совершенных несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно не проживающими в Республике Беларусь, а также случаев, когда санкциями КоАП предусмотрены конфискация, взыскание стоимости, запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений), а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.3, 19.4 (за правонарушения, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими) КоАП.



Статья 3.6. Органы внутренних дел


1. Органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 10.17, статьями 10.20, 11.1, 12.3, 12.28, частью 1 статьи 13.1, частью 4 статьи 13.6 (в части нарушения установленного законодательными актами запрета на допуск в игорное заведение (виртуальное игорное заведение) или к участию в азартных играх физических лиц, не достигших двадцатиоднолетнего возраста), частью 7 статьи 13.11, частями 4, 5, 8, 10 и 11 статьи 13.22, статьями 13.23, 13.24, 17.1, частью 1 статьи 17.6, статьями 18.1-18.3, 18.8-18.13, частью 1 статьи 18.14, статьями 18.15-18.25, 18.29-18.32, 18.37, 19.1, 19.3, 19.6, 19.7, 19.9, 22.10, частями 1 и 2 статьи 22.12, статьями 23.9, 24.1, 24.19, 24.24, частью 1 статьи 24.30, статьями 24.31-24.35 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел.


2. От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных органов внутренних дел, а также входящих в их состав отделов и отделений милиции, их заместители.


3. От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8, 18.10-18.13, частью 1 статьи 18.14, статьями 18.15-18.25, 18.29-18.32, 18.37, 22.10, 24.1 КоАП, вправе рассматривать начальник специального подразделения дорожно-патрульной службы "Стрела" Министерства внутренних дел и его заместители, начальники управлений, отделов, отделений Государственной автомобильной инспекции и их заместители, а при отсутствии в отделах внутренних дел исполнительных комитетов отделов, отделений Государственной автомобильной инспекции - старшие государственные автомобильные инспекторы.


4. От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8, 18.10-18.13, 18.17-18.21 КоАП, вправе рассматривать командиры (начальники) строевых подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции и их заместители.


5. От имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 13.11, статьями 24.33, 24.35 КоАП, вправе рассматривать начальники отделов по гражданству и миграции и их заместители, начальники отделений по гражданству и миграции территориальных органов внутренних дел, начальник отделения по контролю за пребыванием иностранных граждан на территории Республики Беларусь отдела внутренних дел на воздушном транспорте.



Статья 3.7. Органы Комитета государственного контроля


1. Органы Комитета государственного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.5, 10.10, частями 3 и 4 статьи 10.12, статьями 10.14, 10.18, 10.19, 11.2, 11.3, частью 2 статьи 12.2, статьями 12.3-12.14, 12.16-12.20, 12.22-12.24, 12.26-12.30, 12.32, частью 1 статьи 13.1, статьей 13.2, частью 4 статьи 13.3, статьями 13.4, 13.5, частями 3-6 статьи 13.6, статьями 13.7-13.9, 13.11-13.15, частями 1-5 статьи 13.16, статьей 13.17, частью 8 статьи 13.18, статьей 13.19, частями 1-5 и 7-11 статьи 13.22, статьями 13.23-13.26, 13.28, 13.29, 13.34, 13.35, 14.1-14.9, 15.3, 15.6-15.8, 16.1, 16.3, частью 1 статьи 16.6, статьями 16.9-16.13, 16.15-16.18, частями 1 и 2 статьи 16.19, частями 2-9 статьи 16.27, статьей 16.28, частями 1-3 статьи 16.35, статьей 16.36, частями 1 и 3 статьи 16.44, статьями 17.5, 18.26, 21.1, 22.1, 22.2, частями 1-3, 5 и 6 статьи 22.3, статьями 22.4, 22.5, частями 1-3 статьи 22.6, статьями 22.8, 22.10, 22.11, 22.13, 22.14, частями 1-3 статьи 23.9, статьями 24.1, 24.2, 24.4-24.6, частями 1, 3, 5 и 7 статьи 24.7, частями 1 и 2 статьи 24.8, частями 1 и 2 статьи 24.9, статьями 24.11-24.13, частями 1 и 3 статьи 24.14, статьями 24.17, 24.24, 24.25, 24.43, 24.48, частью 1 статьи 24.49, статьями 24.50-24.53, 25.3, 25.5, 25.9 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Комитета государственного контроля.


2. От имени органов Комитета государственного контроля дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Председатель Комитета государственного контроля и его заместители, директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля и его заместители, начальники главных управлений (управлений) и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и их заместители, председатели межрайонных комитетов государственного контроля и лица, их замещающие, начальники органов финансовых расследований и их заместители.



Статья 3.8. Государственная инспекция охраны животного

и растительного мира при Президенте Республики Беларусь


1. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.12, 16.1, 16.16, частями 1, 2 и 4 статьи 16.17, статьями 16.18, 16.20-16.23, частями 2-4 статьи 16.25, частями 2-9 статьи 16.27, статьей 16.34, частями 1 и 2 статьи 16.36 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.


2. От имени Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальник этой Государственной инспекции и его заместители, начальники областных и межрайонных инспекций охраны животного и растительного мира и их заместители.



Статья 3.9. Органы государственного пожарного надзора

Министерства по чрезвычайным ситуациям


1. Органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 5 статьи 24.7, частью 1 статьи 24.8, статьей 24.11, частями 1-7 и 9 статьи 24.36 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям.


2. От имени органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный инспектор Республики Беларусь по пожарному надзору и его заместители, старшие государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору, государственные инспекторы Республики Беларусь по пожарному надзору, главные государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору и их заместители, старшие государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору, государственные инспекторы областей и города Минска по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы городов и районов по пожарному надзору.



Статья 3.10. Органы государственного санитарного надзора


1. Органы государственного санитарного надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 13.11, частью 4 статьи 16.35, частью 3 статьи 16.44, статьей 17.5, частью 2 статьи 22.10, частью 4 статьи 22.12, частью 2 статьи 24.8 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов государственного санитарного надзора.


2. От имени органов государственного санитарного надзора дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Главный государственный санитарный врач, главный государственный санитарный врач Управления делами Президента Республики Беларусь, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов, районов в городах и их заместители.



Статья 3.11. Органы пограничной службы


1. Органы пограничной службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 18.19, статьями 24.18-24.21, 24.35, частями 1 и 3 статьи 24.56 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов пограничной службы.


2. От имени органов пограничной службы дела об административных правонарушениях вправе рассматривать Председатель Государственного пограничного комитета и его заместители, начальники пограничных управлений, групп, отрядов, коменданты пограничных комендатур, начальники отделов пограничной службы (береговой охраны), отделов, отделений пограничного контроля, пограничных застав, постов и их заместители.



Статья 3.12. Таможенные органы


1. Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.35, частью 9 статьи 14.4, статьями 14.8, 15.3, 15.6, 15.8-15.13, частью 1 статьи 17.6, частями 1, 2 и 5 статьи 18.19, частью 1 статьи 18.36, статьями 18.37, 24.11, 24.21 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами таможенных органов.


2. От имени таможенных органов дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники таможенных органов и их заместители.


3. От имени таможенных органов

...
Время: 0.0530
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск