ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Пенсии. Пособия. Социальная защита / Социальное обслуживание /Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.09.2023 г. N ПП-319 "О мерах дальнейшего совершенствования системы оказания социальных услуг и помощи населению"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
28.09.2023 г.
N ПП-319
О МЕРАХ
ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
УСЛУГ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
В целях организации социальной защиты на уровне махалли, оказания социальных услуг и помощи на основе комплексного подхода, предупреждения попадания населения в тяжелое социальное положение, повышения адресности и эффективности социальной защиты, а также обеспечения социализации нуждающихся в поддержке слоев населения:
1. Внедрить с 15 октября 2023 года в порядке эксперимента новую систему оказания социальных услуг и помощи группами социальных работников центров социальных услуг "Инсон" Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) на начальном этапе в 28 районах (городах) согласно приложению N 1.
2. Определить основными задачами и направлениями деятельности групп социальных работников (далее - социальные работники) центров социальных услуг "Инсон" районов (городов):
оказание профессиональных социальных услуг лицам и семьям, оказавшимся в тяжелом положении и с высоким риском попадания в тяжелое положение (далее - население, нуждающееся в социальной защите), на основе комплексного подхода непосредственно на уровне махалли;
разработку планов оказания социальных услуг и помощи населению, нуждающемуся в социальной защите, в индивидуальном порядке (далее - план оказания индивидуальных социальных услуг) путем оценки его потребностей и имеющихся возможностей;
организацию оказания социальных услуг и помощи в соответствии с планом оказания индивидуальных социальных услуг, при необходимости - внесение соответствующих корректировок в план оказания индивидуальных социальных услуг;
привлечение внутренних ресурсов, включая добровольцев социальной поддержки (родственников, соседей, волонтеров), к оказанию социальных услуг и помощи, а также координацию их деятельности в данном направлении;
предоставление населению разъяснений о гарантированных государством социальных услугах и помощи, а также правах граждан на доступ к данным услугам.
При этом руководители государственных органов и организаций несут персональную ответственность за всестороннее содействие социальным работникам в оказании социальных услуг и помощи.
3. Установить, что:
начиная с 15 октября 2023 года признание либо отмена признания претендентов в качестве одиноко проживающего или одинокого престарелого и лица с инвалидностью, нуждающегося в постороннем уходе, а также включение в список (исключение из списка) одиноких престарелых и лиц с инвалидностью производятся на основании решения центров социальных услуг "Инсон";
директорам центров социальных услуг "Инсон" предоставляется право на осуществление временной регистрации на срок до шести месяцев населения, нуждающегося в социальной защите, не имеющего определенного места жительства, в учреждения при Агентстве, имеющие жилищный фонд.
4. Утвердить План мер по совершенствованию системы оказания социальных услуг и помощи в республиканском масштабе согласно приложению N 2.
5. Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. принимать меры по решению системных проблем, возникающих в процессе внедрения новой системы оказания социальных услуг и помощи в 28 районах (городах), указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению.
Отметить, что в период эксперимента хокимияты районов (городов) утверждают "дорожные карты" по организации системы оказания социальных услуг и помощи населению в центрах социальных услуг "Инсон".
6. Советнику Президента Республики Узбекистан - директору Агентства Оллоёрову М.П. в трехмесячный срок по результатам эксперимента внести предложение о внедрении системы социальных услуг и помощи во всех регионах.
7. Определить, что:
Агентство и его территориальные подразделения являются полномочным органом по работе с женщинами и детьми, подвергшимися притеснению и насилию;
критерии оценки эффективности деятельности социальных работников утверждаются Агентством в установленном порядке;
вознаграждения, выплачиваемые по результатам оценки эффективности деятельности социальных работников, финансируются за счет средств Государственного фонда социальной защиты;
Социальной инспекции и ее территориальным управлениям предоставляется полномочие вносить в министерства и ведомства, деятельность которых координируется Агентством, и организации их системы предписания по применению мер дисциплинарного наказания в отношении их работников за неоказание социальных услуг и помощи в порядке, установленном законодательством, (или оказание в неполном объеме).
Установить, что государственные закупки, связанные с организацией деятельности центров социальных услуг "Инсон" и социальных работников, осуществляются в порядке исключения путем заключения прямых договоров.
8. Министерству юстиции обеспечить:
в срок до 1 ноября 2023 года утверждение совместно с Агентством регламента, определяющего основные направления деятельности подразделений "Окно социальных услуг";
в срок до 1 декабря 2023 года оснащение по заказам Агентства материально-технической базой, мебелью, включая средства связи (интернет, коммуникации и другое), необходимыми для полноценного осуществления деятельности подразделений "Окно социальных услуг";
начиная с 1 января 2024 года организацию в полном объеме деятельности подразделений "Окно социальных услуг", специализированных на оказании социальных услуг и помощи населению, нуждающемуся в социальной защите, в центрах государственных услуг и их филиалах.
9. Обеспечить:
а) Агентству в срок до 1 ноября 2023 года:
разработку и функционирование отдельного электронного модуля (e-case), осуществляющего координацию социальных услуг в Информационной системе "Единая национальная социальная защита" (далее - ИС "Социальная защита");
совместно с Министерством цифровых технологий - внедрение в порядке эксперимента опыта онлайн-приема заявлений граждан социальными работниками центров социальных услуг "Инсон" в 28 районах (городах), указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению;
б) Министерству цифровых технологий и Агентству совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством молодежной политики и спорта в срок до 1 декабря 2023 года - интеграцию в ИС "Социальная защита" информационных баз "Тетрадь милосердия", "Саховат ва кумак", "Молодежная тетрадь" и "Женская тетрадь", включая сведения о гражданах, включенных в эти тетради, а также назначенных им выплатах.
10. Агентству обеспечить:
а) в срок до 1 марта 2024 года:
совместно с Министерством занятости и сокращения бедности и Министерством молодежной политики и спорта - внедрение в махаллях системы выявления проблем населения, нуждающегося в социальной защите, на основе единого вопросника;
внесение в Правительство предложений о выявлении населения, оказавшегося в тяжелом положении, а также с высоким риском попадания в тяжелое положение;
б) в срок до 1 марта 2024 года - внесение в Правительство предложений о внедрении практики заключения договора на оказание социальных услуг при предоставлении государством социальных услуг и помощи.
11. Рекомендовать Общественному фонду по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан выделять по заявкам Агентства средства соответствующим негосударственным некоммерческим организациям.
12. Кабинету Министров в недельный срок обеспечить утверждение:
соответствующего постановления Правительства, охватывающего процессы организации деятельности центров социальных услуг "Инсон" и социальных работников в махаллях;
электронных баз данных и перечня данных межведомственного обмена, подлежащих интеграции с ИС "Социальная защита".
13. Агентству совместно с министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
14. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 3*.
15. Возложить на советника Президента Республики Узбекистан - директора Агентства Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложение N 3 не приводится.
к Постановлению Президента РУз
от 28.09.2023 г. N ПП-319
ПЕРЕЧЕНЬ
районов (городов), в которых
на начальном этапе внедряется оказание
социальных услуг и помощи
N |
Наименование районов (городов)
|
Количество махаллей (единиц) |
Количество социальных работников |
Республика Каракалпакстан
|
|||
1. |
Берунийский район
|
40 |
28 |
2. |
Ходжейлийский район
|
28 |
18 |
Андижанская область
|
|||
3. |
Город Андижан
|
83 |
52 |
4. |
Ходжаабадский район
|
39 |
16 |
Бухарская область
|
|||
5. |
Каракульский район
|
50 |
26 |
6. |
Пешкунский район
|
37 |
20 |
Джизакская область
|
|||
7. |
Бахмальский район
|
33 |
22 |
8. |
Галляаральский район
|
35 |
26 |
Кашкадарьинская область
|
|||
9. |
Каршинский район
|
58 |
40 |
10. |
Дехканабадский район
|
54 |
22 |
Навоийская область
|
|||
11. |
Канимехский район
|
15 |
6 |
12. |
Город Навои
|
36 |
22 |
Наманганская область
|
|||
13. |
Касансайский район
|
59 |
24 |
14. |
Чустский район
|
72 |
36 |
Самаркандская область
|
|||
15. |
Пахтачинский район
|
59 |
26 |
16. |
Город Каттакурган
|
36 |
10 |
Сурхандарьинская область
|
|||
17. |
Город Термез
|
37 |
20 |
18. |
Узунский район
|
51 |
26 |
Сырдарьинская область
|
|||
19. |
Хавастский район
|
28 |
14 |
20. |
Город Гулистан
|
24 |
12 |
Ташкентская область
|
|||
21. |
Янгиюльский район
|
64 |
28 |
22. |
Ташкентский район
|
70 |
26 |
Ферганская область
|
|||
23. |
Город Фергана
|
73 |
46 |
24. |
Дангаринский район
|
46 |
22 |
Хорезмская область
|
|||
25. |
Ургенчский район
|
60 |
28 |
26. |
Янгибазарский район
|
30 |
14 |
Город Ташкент
|
|||
27. |
Алмазарский район
|
64 |
44 |
28. |
Мирзо-Улугбекский район
|
70 |
46 |
к Постановлению Президента РУз
от 28.09.2023 г. N ПП-319
ПЛАН МЕР
по совершенствованию системы
оказания социальных услуг и помощи
в республиканском масштабе
N |
Наименование мер |
Механизмы реализации
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные министерства и ведомства
|
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
|
|||||
1. |
Организация работы по отбору социальных работников на должность. |
При назначении социальных работников на должность принятие следующих мер: формирование списка кандидатов на должности социальных работников; опубликование списка вакантных должностей в открытых источниках; принятие на работу на должность социального работника наиболее достойных и обладающих способностями лиц на основе объективной оценки.
|
Практические меры |
Октябрь 2023 года |
Национальное агентство социальной защиты, Агентство развития государственной службы |
2. |
Разработка документов по служебной деятельности социального работника.
|
Утверждение Стандартов организации и ведения работ по оказанию социальных услуг (кейс-менеджмент).
|
Практические меры |
Октябрь 2023 года |
Национальное агентство социальной защиты |
3. |
Внедрение системы социальных услуг в районах (городах), в которых на начальном этапе в порядке эксперимента внедряется оказание социальных услуг и помощи. |
Разработка и утверждение хокимами районов (городов) "дорожных карт", предусматривающих: выделение и обеспечение необходимым оборудованием отдельного помещения для социального работника в здании схода граждан махалли в каждой махалле; распределение задач между ответственными органами в сфере оказания социальных услуг и помощи.
|
Практические меры |
Октябрь 2023 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, хокимияты районов (городов), Национальное агентство социальной защиты |
4. |
Улучшение условий труда социальных работников. |
Принятие мер по выделению отдельного помещения для социальных работников на местах, в том числе в сходах граждан махаллей, а также созданию условий, необходимых для их деятельности.
|
Практические меры |
Январь 2024 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Национальное агентство социальной защиты
|
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
|
|||||
5. |
Проведение смотра-конкурса "Самый активный социальный работник". |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: определение порядка и сроков проведения смотра-конкурса "Самый активный социальный работник"; опубликование объявления о проведении смотра-конкурса в средствах массовой информации и его пропаганда среди широкой общественности; разработка критериев оценки и условий смотра-конкурса; система поощрения победителей смотра-конкурса.
|
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2023 года |
Национальное агентство социальной защиты, Агентство развития государственной службы, Министерство высшего образования, науки и инноваций |
Совершенствование системы включения населения, нуждающегося в социальной защите, в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" и "Молодежную тетрадь". |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: процедуры включения центрами оказания социальных услуг "Инсон" и социальными работниками населения, нуждающегося в социальной защите, в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" и "Молодежную тетрадь"; механизм приема заявлений населения, нуждающегося в социальной защите, о включении в "Железную тетрадь", "Женскую тетрадь" и "Молодежную тетрадь", а также создания возможности для их направления на рассмотрение по подведомственности руководителям секторов, в отделы семьи и женщин районов (городов), а также районные (городские) отделы Агентства по делам молодежи.
|
Проект нормативно- правового акта |
Март 2024 года |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство занятости и сокращения бедности, Министерство экономики и финансов, Агентство по делам молодежи, Комитет семьи и женщин |
|
Совершенствование системы подготовки приемных родителей. |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: организация Центром повышения квалификации работников системы социальной защиты при Национальном агентстве социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство) в районах (городах) курсов подготовки приемных родителей; стимулирование организации курсов подготовки также другими государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги семьям и детям; механизмы повышения квалификации социальных работников, включая работников министерств и ведомств, ведущих деятельность в направлениях, координация и мониторинг которых осуществляется Агентством, на договорной основе.
|
Проект нормативно- правового акта |
Март 2024 года |
Национальное агентство социальной защиты, Национальная гвардия, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Комитет семьи и женщин |
|
III. РАБОТА С КАТЕГОРИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ, НУЖДАЮЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
|
|||||
8. |
Расширение спектра социальных услуг, оказываемых лицам без определенного места жительства. |
Предусматривается реализация следующих комплексных мер: |
Ноябрь 2023 года |
Министерство внутренних дел, Национальное агентство социальной защиты |
|
создание приютов (шелтеров) путем пересмотра деятельности центров реабилитации лиц без определенного места жительства органов внутренних дел; |
Практические меры |
||||
разработка порядка размещения центрами социальных услуг "Инсон" лиц без определенного места жительства в центры реабилитации лиц без определенного места жительства.
|
Совместное решение |
Министерство внутренних дел, Национальное агентство социальной защиты |
|||
9. |
Совершенствование системы выдачи путевок в санатории населению, нуждающемуся в социальной защите. |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: совершенствование системы выдачи путевок в санатории для пожилых граждан, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда в системе Агентства; внедрение прозрачного механизма сокращения образующихся очередей на получение путевок в санатории; компенсирование расходов на лечение пожилых граждан, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда в санаториях системы Федерации профсоюзов Узбекистана; пересмотр периодичности выдачи путевок; внедрение системы управления санаториями на условиях государственно-частного партнерства.
|
Проект нормативно- правового акта |
Ноябрь 2023 года |
Национальное агентство социальной защиты, Федерация профсоюзов Узбекистана, Фонд "Нуроний" |
10. |
Совершенствование системы организации образования детей с особыми образовательными потребностями. |
В проекте нормативно-правового акта предусматривается создание: единых психолого-медико-педагогических комиссий; краткосрочных групп для образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в специализированных дошкольных образовательных организациях, школах, школах-интернатах; отделений детской реабилитации в региональных центрах реабилитации и протезирования лиц с инвалидностью.
|
Проект нормативно- правового акта |
Ноябрь 2023 года |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство экономики и финансов, Министерство дошкольного и школьного образования |
11. |
Обеспечение техническими средствами реабилитации населения, нуждающегося в социальной защите. |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: кардинальное совершенствование порядка обеспечения населения, нуждающегося в социальной защите, протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации; внедрение информационных технологий в процесс обеспечения современными протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации; внедрение системы стимулирования субъектов, поставляющих протезно-ортопедические изделия и средства реабилитации.
|
Проект нормативно- правового акта |
Ноябрь 2023 года |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и сокращения бедности |
Повышение ответственности государственных органов и организаций в сфере социальной защиты. |
В проекте нормативно-правового акта предусматривается внесение соответствующих изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности по прямому применению мер административного наказания за воспрепятствование деятельности работников системы социальной защиты, невыполнение их законных требований и другие нарушения закона.
|
Проект нормативно- правового акта |
Февраль 2025 года
|
Национальное агентство социальной защиты, Верховный суд, Генеральная прокуратура |
|
Внедрение системы освобождения от государственной пошлины при защите интересов отдельной категории лиц. |
В проекте нормативно-правового акта предусматривается освобождение от государственной пошлины: органов опеки и попечительства по их исковым заявлениям, связанным с признанием родителей ограниченно недееспособными, лишением родительских прав, отобранием детей у родителей без лишения родительских прав, а также выселением родителей, лишенных родительских прав, без предоставления другого жилого помещения, если установлено, что их совместное проживание со своими детьми не представляется возможным; центров социальных услуг "Инсон" за осуществление ими временной регистрации лиц без определенного места жительства на срок до шести месяцев в учреждениях Агентства, имеющих жилищный фонд.
|
Проект нормативно- правового акта |
Февраль 2024 года |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство юстиции, Уполномоченный по правам ребенка, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство занятости и сокращения бедности |
|
Совершенствование системы работы с лицами, имеющими инвалидность. |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: совершенствование системы оценки функциональности лиц с инвалидностью; определение мер по обеспечению поэтапного перехода от медицинской модели к социальной модели оценки и установления инвалидности.
|
Проект нормативно- правового акта |
Апрель 2024 года
|
Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и сокращения бедности
|
|
15. |
Организация трансляции на государственных и частных телеканалах информационных материалов, направленных на обеспечение социализации слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке, и создание при этом дополнительных возможностей доступа к такой информации лиц с инвалидностью. |
Разработка плана мер государственных и частных телеканалов, а также принятие мер по обеспечению трансляции новостей и развлекательных передач с сурдопереводом либо субтитрами на постоянной основе. Подготовка и передача в эфир на государственных и частных телеканалах цикла сериалов, теленовелл, специальных телепередач и радиотрансляций, способствующих выработке мотивации у семей, оказавшихся в трудном жизненном положении, освещающих проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, а также направленных на изменение существующих в обществе стереотипов, борьбу с насилием, социализацию лиц с инвалидностью.
|
Программа практических мер |
Постоянно |
Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальная медиаассоциация Узбекистана, Национальное агентство социальной защиты, Агентство информации и массовых коммуникаций, Агентство кинематографии Узбекистана |
16. |
Совершенствование системы адресной поддержки лиц, нуждающихся в социальной защите. |
В проекте нормативно-правовых актов предусматривается предоставление разъяснений о критериях составления договора на оказание социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной защите, а также реализация программы социальной адаптации, разработанной к социальному договору в индивидуальном порядке.
|
Проект нормативно- правового акта |
Февраль 2024 года |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство занятости и сокращения бедности |
17. |
Совершенствование системы социальной защиты детей лиц, выехавших на работу в зарубежные страны (трудовых мигрантов). |
Подготовка предложений по усилению социальной защиты, а также защиты прав и интересов детей, родители которых выехали в зарубежные государства, в том числе во внешнюю трудовую миграцию.
|
Аналитическая информация |
Март 2024 года |
Национальная гвардия, Национальное агентство социальной защиты, Уполномоченный по правам ребенка, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство занятости и сокращения бедности
|
18. |
Совершенствование системы усыновления. |
В проекте нормативно-правового акта предусматриваются: расширение требований, предъявляемых к усыновителям, исходя из их возраста или семейного положения; упрощение системы усыновления; установление испытательного срока для лиц, усыновивших ребенка, или внедрение порядка передачи ребенка в патронат на определенный срок; усиление ответственности за правонарушения, выявленные в процессе усыновления, и последующем.
|
Проект нормативно- правового акта |
Май 2024 года |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство юстиции, Верховный суд, Генеральная прокуратура, Министерство здравоохранения, Министерство занятости и сокращения бедности |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 октября 2023 г.