ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Расчеты / Расчеты с использованием банковских пластиковых карт /Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.11.2023 г. N ПП-381 "О мерах по усилению защиты прав потребителей цифровой продукции (услуг) и борьбы с правонарушениями, совершаемыми посредством цифровых технологий"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.11.2023 г.
N ПП-381
О МЕРАХ
ПО УСИЛЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЦИФРОВОЙ ПРОДУКЦИИ
(УСЛУГ) И БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ,
СОВЕРШАЕМЫМИ ПОСРЕДСТВОМ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В последние годы расширяется цифровой сектор экономики страны, стремительно развиваются ключевые драйверы его роста - платформы электронной коммерции и цифровые сервисы, а также финансовые технологии, связанные с качественной и безопасной обработкой осуществляемых платежей на маркетплейсах и цифровых сервисах.
Вместе с тем увеличение за последнее время случаев кражи или мошенничества с использованием банковских карт свидетельствует о недостаточности цифровой финансовой грамотности населения и квалификации сотрудников правоохранительных органов, об отсутствии современных систем предупреждения правонарушений в коммерческих банках и платежных организациях, у операторов платежных систем.
В целях дальнейшего развития цифровой экономики, усиления защиты прав потребителей цифровой продукции (услуг) и борьбы с правонарушениями, совершаемыми посредством цифровых технологий, а также повышения цифровой финансовой грамотности населения:
а) начиная с 1 июля 2024 года вводятся требования по созданию и осуществлению деятельности операторов платежных систем и платежных организаций исключительно в форме акционерного общества;
б) минимальный размер уставного капитала операторов платежных систем и платежных организаций:
с 1 июля 2024 года для операторов платежных систем составляет 50 млрд сумов, платежных организаций - 10 млрд сумов;
с 1 июля 2025 года для платежных организаций составляет 20 млрд сумов;
в) государственная доля в уставном капитале ООО "Национальный межбанковский процессинговый центр" передается Агентству по управлению государственными активами в полном объеме;
г) задачи, функции и полномочия Министерства цифровых технологий, Министерства инвестиций, промышленности и торговли - в сфере регулирования и развития электронной коммерции, Министерства экономики и финансов - в сфере регулирования деятельности по организации лотерей и букмекерской деятельности передаются Национальному агентству перспективных проектов (далее - Агентство).
2. В целях своевременного пресечения краж, мошенничества и других правонарушений уполномочить Центральный банк направлять обязательные указания коммерческим банкам, операторам платежных систем и платежным организациям о временном ограничении использования на срок до трех дней банковских карт, банковских счетов и счетов на мобильных приложениях в случае осуществления сомнительных (фрод) операций, связанных с банковскими картами.
3. Центральному банку совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и утвердить комплекс мер, предусматривающих:
совершенствование методов технической защиты при оказании гражданам онлайн-услуг коммерческими банками, операторами платежных систем и платежными организациями, внедрение антифрод-систем, автоматизацию контроля осуществленных подряд трех и более переводов, внедрение механизмов контроля использования банковских карт и осуществления денежных переводов между физическими лицами в крупном размере с использованием дополнительных биометрических и иных мер защиты;
повышение цифровой финансовой грамотности населения по предупреждению современных угроз, в частности незаконных операций с банковскими картами (их реквизитами), в том числе посредством электронных платежных систем.
4. Утвердить "Дорожную карту" по совершенствованию системы борьбы с правонарушениями, совершаемыми посредством цифровых технологий, и защиты прав потребителей цифровой продукции (услуг) согласно приложению.
Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное исполнение задач, определенных в "Дорожной карте".
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
при наличии сведений об определении кода операции или иных идентификаторов платежной системы, указывающих на осуществление получателем денежных средств деятельности по организации и проведению азартных игр, а также операций движения капитала, коммерческим банкам запрещается осуществлять трансграничные переводы с помощью банковских карт в пользу получателей средств, находящихся за пределами Республики Узбекистан;
на основании обращений Агентства информационные ресурсы сети Интернет, предоставляющие возможность незаконного участия в азартных играх и осуществления операций движения капитала, включаются Агентством информации и массовых коммуникаций в Реестр информационных ресурсов всемирной информационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Узбекистан.
6. Генеральной прокуратуре совместно с Верховным судом, Министерством внутренних дел, Агентством, Службой государственной безопасности, Министерством юстиции, Министерством цифровых технологий и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, предусматривающих совершенствование уголовных и уголовно-процессуальных основ установления места и способа совершения преступлений посредством цифровых технологий, а также порядка выявления, сбора, проверки, экспертизы, учета и хранения электронных (цифровых) доказательств.
7. Министерству внутренних дел совместно со Службой государственной безопасности, Генеральной прокуратурой и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок утвердить методику расследования преступлений, совершенных посредством информационно-коммуникационных технологий.
8. Министерству высшего образования, науки и инноваций, Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре, Службе государственной безопасности и Национальной гвардии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 апреля 2024 года внести предложения о совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность по борьбе с преступлениями, совершенными посредством информационно-коммуникационных технологий. При этом предусмотреть:
определение государственных высших образовательных учреждений, осуществляющих начиная с 2024/2025 учебного года подготовку кадров по предупреждению преступлений в сфере цифровых технологий, установление в параметрах государственного заказа на подготовку кадров в данной сфере показателей приема на основе государственного гранта;
организацию в Правоохранительной академии, Институте повышения квалификации Министерства внутренних дел, а также образовательных учреждениях Службы государственной безопасности постоянно действующих курсов по переподготовке и повышению квалификации сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку, дознание и предварительное следствие.
9. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законы Республики Узбекистан "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах", "О государственной пошлине", а также другие акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 30.11.2023 г. N ПП-381
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по совершенствованию системы борьбы
с правонарушениями, совершаемыми посредством
цифровых технологий, и защиты прав
потребителей цифровой продукции (услуг)
N |
Наименование мероприятий |
Механизмы реализации
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Укрепление системы защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой на онлайн-торговых платформах и в социальных сетях. |
1. Изучение и анализ методологии всех торговых онлайн-платформ, направленной на гарантирование имущественных интересов продавцов и покупателей, предусматривающих: - внедрение порядка обеспечения защиты имущественных интересов сторон на онлайн-торговых платформах; - разработку и опубликование рейтинга оценки деятельности онлайн-торговых платформ.
|
Организационные меры |
Декабрь 2023 года |
Национальное агентство перспективных проектов (НАПП), Центральный банк, Министерство инвестиций, промышленности и торговли, Министерство цифровых технологий, Министерство экономики и финансов |
2. Определение разрешительных процедур по организации деятельности электронных торговых площадок (цифровых маркетплейсов). Принятие действенных мер вплоть до ограничения деятельности организаций, осуществляющих противозаконную деятельность посредством EPOS терминалов, предоставленных банками.
|
Проект закона |
Февраль 2024 года |
|||
3. Разработка и утверждение единого механизма принятия мер правового воздействия по фактам организации электронной коммерции в социальных сетях и на онлайн-торговых платформах без соблюдения требований, установленных законодательством. При этом уделяется внимание: - созданию Рабочей группы из представителей налоговых органов, заинтересованных министерств и ведомств, а также организации эффективной деятельности по выявлению фактов организации электронной коммерции в социальных сетях и на онлайн-торговых платформах; - широкой разъяснительной работе среди населения о негарантированности имущественных прав продавцов и покупателей при использовании торговых площадок, организованных в социальных сетях.
|
Организационные меры |
Май 2024 года |
Налоговый комитет, НАПП, Министерство экономики и финансов, Министерство инвестиций, промышленности и торговли, Министерство цифровых технологий |
||
2. |
Совершенствование деятельности операторов платежных систем и платежных организаций. |
Введение требований по: а) созданию операторов платежных систем и платежных организаций исключительно в форме акционерного общества - начиная с 1 июля 2024 года; б) установлению минимального размера уставного капитала для операторов платежных систем в размере 50 млрд сумов, платежных организаций в размере 10 млрд сумов - начиная с 1 июля 2024 года, для платежных организаций в размере 20 млрд сумов - начиная с 1 июля 2025 года.
|
Проект закона |
Январь 2024 года |
Центральный банк, Министерство экономики и финансов, Министерство юстиции, Агентство по управлению государственными активами |
3. |
Обеспечение равной конкурентной среды для деятельности операторов платежных систем.
|
Внесение в Кабинет Министров предложений по обеспечению равной конкурентной среды для деятельности операторов платежных систем. |
Комплексная программа мер |
Март 2024 года |
Агентство по управлению государственными активами, Комитет по конкуренции |
4. |
Внедрение антифрод-систем в банках и платежных организациях, у операторов платежных систем. |
1. Внедрение транзакционной антифрод-системы у операторов платежных систем и централизованной антифрод-системы в Центральном банке для использования сессионных антифрод-систем в банках и платежных организациях.
|
Комплексная программа мер |
Декабрь 2023 года (утверждение программы) |
Центральный банк, Ассоциация банков, Министерство цифровых технологий |
2. Внедрение системы идентификации клиентов в Центральном банке с использованием современной системы биометрической идентификации. 3. Внедрение в банках, платежных организациях и у операторов платежных систем системы идентификации данных посредством SIM-карты, IMEI-кода мобильного устройства, сети Интернет (роуминга). 4. Повышение уровня безопасности мобильных приложений банков и платежных систем (ограничение возможности осуществления зарегистрировавшимся новым пользователем перевода денежных средств на срок до 1 часа с незамедлительной отправкой основному пользователю СМС-сообщения о входе в его профиль, а также сбор данных IMEI, IMSI, DeviceID и другой дополнительной информации о мобильных устройствах). 5. Внедрение механизма защиты разового пароля (one time password), получаемого пользователями посредством СМС-сообщения. 6. Принятие неотложных мер (блокировка и другие) по обращениям о случаях кражи средств с банковских карт.
|
2024-2025 годы (обеспечение исполнения программы) |
||||
5. |
Усиление безопасности данных банковских карт. |
Внедрение современных программных средств отслеживания и мониторинга распространения данных банковских карт на информационных ресурсах в сети Интернет.
|
Организационные меры |
Декабрь 2024 года |
Центральный банк |
6. |
Установление порядка конфискации, ареста, хранения и передачи крипто-активов в рамках уголовных дел. |
Установление порядка конфискации, ареста, хранения и передачи крипто-активов, выявленных в ходе проведения доследственной проверки или расследования преступлений. Внедрение порядка открытия и ведения крипто-кошельков правоохранительными органами, ведущими борьбу с незаконным оборотом крипто-активов.
|
Ведомственный нормативно- правовой акт |
Январь 2024 года |
МВД, Генеральная прокуратура, НАПП, Министерство юстиции |
7. |
Предоставление следователю права на самостоятельное получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами.
|
Дополнение Уголовно-процессуального кодекса нормой, предусматривающей получение сведений о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами в качестве следственного действия. |
Проект закона |
Март 2024 года |
МВД, Генеральная прокуратура, Служба государственной безопасности |
8. |
Совершенствование порядка оформления электронных доказательств. |
Определение понятия "электронное (цифровое) доказательство", процедур выявления, сбора, проверки, проведения экспертизы, оценки, фиксации, хранения электронных доказательств, а также прав и обязательств участников этих процессов. Установление порядка проведения осмотра и обыска киберпространства без участия понятых с помощью обязательной видеозаписи по преступлениям, совершенным с использованием информационных технологий. Установление конкретных требований (видов информации) к хранению данных при хранении цифровых отпечатков в информационных ресурсах.
|
Нормативно- правовые акты |
Февраль 2024 года |
Генеральная прокуратура, МВД, Верховный суд, Служба государственной безопасности |
9. |
Внедрение системы непрерывной, поэтапной подготовки и переподготовки профессиональных кадров в направлении предупреждения преступлений в сфере цифровых технологий. |
1. Определение высших образовательных учреждений, подготавливающих с 2024/2025 учебного года кадры по предупреждению преступлений в сфере цифровых технологий, принятие во внимание квоты на подготовку кадров в данной сфере при определении ежегодных параметров государственного заказа приема на учебу в государственные высшие образовательные учреждения. 2. Привлечение с 2024/2025 учебного года минимум по одному ведущему отечественному и зарубежному специалисту, эксперту и профессору-преподавателю для участия в обучении и повышении квалификации сотрудников подразделений кибербезопасности по организационно-техническим подходам и использованию технологий искусственного интеллекта для предупреждения преступлений в сфере цифровых технологий. 3. Внедрение краткосрочного обучения борьбе с киберпреступностью сотрудников Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Генеральной прокуратуры и Верховного суда, проходящих службу по выявлению и раскрытию преступлений, ведущих по ним расследование и судебные действия, в подведомственных данным организациям образовательных учреждениях один раз в каждые два года. 4. Организация постоянно действующих специальных учебных курсов для следователей и сотрудников оперативно-розыскных служб органов прокуратуры по специальности "Цифровая криминалистика", а также открытие специальности магистратуры - "кибер-право". 5. Открытие в средних специальных образовательных учреждениях системы правоохранительных органов направления образования "Информационная безопасность", проведение отбора учащейся молодежи, имеющей базовые знания в области информационных технологий, а также обеспечение квалифицированного обучения в данном направлении.
|
Проект нормативно- правового акта |
Март 2024 года |
МВД, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции |
10. |
Поддержка научно-исследовательской деятельности по борьбе с преступлениями в сфере цифровых технологий. |
Создание Научно-исследовательского института цифровой криминалистики на базе Научно-методического центра цифровой криминалистики. Рассмотрение вопроса о создании материально-технической базы и выделении дополнительно 10 штатных единиц, необходимых для полноценной организации деятельности Института. Создание в составе института Специализированного цифрового исследовательского центра, Группы содействия цифровым расследованиям, Группы оказания методической помощи и Лаборатории цифровой криминалистики (Digital forensic lab).
|
Постановление Президента Республики Узбекистан |
Март 2024 года |
Генеральная прокуратура, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов |
11. |
Совершенствование государственного контроля над онлайн-играми, основанными на риске. |
Создание Рабочей группы из представителей заинтересованных ведомств, изучение опыта стран, внедривших эффективную систему регулирования основанных на риске онлайн-игр, с выездом на места (Грузия, Республика Корея, Сингапур, Венгрия, Эстония и другие государства), и внесение проекта нормативно-правового акта. |
Организационные меры Проект нормативно- правового акта |
Март-апрель 2024 года Июнь 2024 года |
НАПП, Служба государственной безопасности, МВД, Генеральная прокуратура, Министерство экономики и финансов, Министерство юстиции, Министерство цифровых технологий, Министерство иностранных дел
|
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 1 декабря 2023 г.