ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Страхование / Участники страхового рынка. Страховые организации /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.03.2024 г. N ПП-108 "О комплексных мерах по дальнейшему развитию рынка страховых услуг"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.03.2024 г.

N ПП-108



О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ

РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ


В целях дальнейшего развития страхового рынка, повышения популяризации и качества страховых услуг путем широкого внедрения современных информационных технологий, а также дальнейшего совершенствования регулирования данной сферы:


1. Установить с 1 сентября 2024 года порядок, в соответствии с которым:

регистрация договоров страхования (перестрахования) и оформление страховых полисов по всем видам страхования посредством Единой автоматизированной информационной системы являются обязательными;

отменяется практика оформления страховых полисов по всем видам страхования только в бумажной форме;

неоформление страховых полисов посредством Единой автоматизированной информационной системы является основанием для признания их недействительными и признается однократным грубым нарушением лицензионных требований и условий страховщика;

Национальное агентство перспективных проектов ведет рейтинг страховщиков по качеству оказываемых страховых услуг и публикует в средствах массовой информации.


2. Утвердить:

"Дорожную карту" по дальнейшему развитию рынка страховых услуг Республики Узбекистан согласно приложению N 1;

минимальные размеры дифференцированного уставного капитала страховщиков согласно приложению N 2.


3. Согласиться с предложением Национального агентства перспективных проектов (далее - Агентство) и Фонда гарантирования страховых выплат (далее - Фонд) о безвозмездной передаче Фондом на баланс Агентства по балансовой стоимости Единой автоматизированной информационной системы регистрации и контроля за оборотом всех страховых полисов, Автоматизированной информационной системы "Страхование транспортных средств Республики Узбекистан", Единого страхового портала Узбекистана, Единого реестра страховых полисов и Единого мобильного приложения "Е-Sugurta servis".

При этом закупка новых информационных систем, обеспечение их полноценного функционирования и содержания, включая оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с разработкой программного обеспечения и актуализацией (обновлением) сведений, финансируются за счет средств Агентства.


4. Возложить обязательство обеспечения своевременного оформления договоров обязательного страхования:

гражданской ответственности работодателя и перевозчика - на Налоговый комитет и Министерство транспорта;

гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасных производственных объектах - на Инспекцию по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности;

строительных рисков при строительстве объектов за счет государственных средств и кредитов под гарантию Правительства - на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Определить Агентство ответственным за разработку и внедрение соответствующей системы (модулей, программных продуктов) обязательного заключения договоров по вышеуказанным видам страхования.

При этом расходы, связанные с обеспечением исполнения задач, указанных в абзаце пятом данного пункта, финансируются за счет средств Агентства.


5. Агентству:

начиная с 1 января 2025 года принять меры по упрощению, автоматизации и поэтапному переходу к формированию отчетности страховщиков в Единой информационной системе;

в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о пересмотре страховых тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зависимости от наличия факторов, существенно влияющих на степень страхового риска, на основе актуарных расчетов;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить упрощение процессов заключения договоров обязательного страхования путем автоматизации расчета страховых премий и создания возможности обязательного заключения договоров в электронной форме с правом выбора страховщика;

в двухмесячный срок внести проект Закона, предусматривающий  освобождение страхователей (потерпевших) от оплаты государственной пошлины по искам, вытекающим из договоров обязательного страхования.


6. Установить порядок, в соответствии с которым:

разрешается привлекать организации, отвечающие требованиям актов законодательства, техническим условиям и требованиям Агентства по разработке и запуску системы заключения договоров, автоматизации расчета страховых премий и направления заявлений по страховым случаям в электронной форме на основе партнерских соглашений;

начиная с 1 сентября 2024 года заключение договоров обязательного страхования, предусмотренных пунктом 5 настоящего постановления, осуществляется посредством информационных систем Агентства, заинтересованных министерств и ведомств, а также других привлеченных организаций в форме публичной оферты.


7. Генеральной прокуратуре совместно с Агентством установить действенный контроль за точным и единообразным исполнением актов законодательства по обязательному страхованию.


8. Установить, что средства календарных взносов страховщиков (перестраховщиков), определяемых согласно приложению N 3 к настоящему постановлению, перечисляются Агентству.

При этом не оплаченные страховщиками (перестраховщиками) соответствующие суммы календарных взносов за 2023 год подлежат перечислению на казначейский лицевой счет Агентства.


9. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Агентством исходя из потребностей национального страхового рынка в трехмесячный срок внести соответствующие предложения о сокращении срока обучения на направлении образования бакалавриата "страховое дело" с четырех лет до трех лет за счет сокращения непрофильных предметов путем пересмотра национальных стандартов и образовательных программ высшего образования на основе передового зарубежного опыта.


10. Агентству, Министерству экономики и финансов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечить с 1 июля 2024 года недопущение финансирования строительства объектов за счет государственных средств и кредитов под гарантию государства в случае отсутствия полиса страхования строительных рисков (на весь период строительства) путем разработки и внедрения соответствующих модулей в информационных системах Министерства экономики и финансов, их интеграции с Национальной информационной системой "Прозрачное строительство" и едиными информационными системами Агентства.


11. Агентству в срок до 1 января 2025 года изучить опыт передовых стран и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения, предусматривающие:

поэтапное внедрение системы обязательного страхования недвижимого имущества юридических лиц от бедствий природного и техногенного характера;

поэтапное внедрение принципов и продуктов "такафул";

поэтапное расширение вмененного вида страхования;

внедрение продуктов "зеленого страхования" (Green insurance);

расширение охвата и дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования.


12. Агентству информации и массовых коммуникаций, Агентству, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания настоящего постановления, а также организацию тематических передач и вещаний, направленных на повышение культуры страхования и доверия населения к страховым услугам.


13. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 4.


14. Признать утратившими силу некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 5.


15. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 01.03.2024 г. N ПП-108



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по дальнейшему развитию рынка страховых

услуг Республики Узбекистан


  

N

  

Меры

  

Механизмы реализации

Форма реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

  

I. СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ,

НАПРАВЛЕННОЙ НА ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СТРАХОВЫХ УСЛУГ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-

ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДАННУЮ СФЕРУ, НА ОСНОВЕ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИНЦИПОВ СТРАХОВАНИЯ

(ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СТРАХОВАНИЯ)

  

1.

Внесение изменений и дополнений по регулированию страховой деятельности в Законы Республики Узбекистан "О страховой деятельности", "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах" и "О государственной пошлине".

Внесение в Кабинет Министров проекта Закона, предусматривающего следующие изменения и дополнения в Законы Республики Узбекистан "О страховой деятельности", "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах" и "О государственной пошлине":

а) внедрение порядка уведомления уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности перестраховочных брокеров, сюрвейеров, аджастеров, ассистансов и актуарных организаций;

б) проведение собеседования с руководителями и главными бухгалтерами страховщиков (перестраховщиков) и страховых брокеров для определения знания ими актов законодательства о страховой деятельности и бухгалтерском учете;

в) предоставление уполномоченному государственному органу права на сбор, хранение и обработку информации, составляющей тайну страхования и банковскую тайну;

г) меры ограничения распределения прибыли страховщиков (перестраховщиков) в случае нарушения пруденциальных нормативов, а также несостоятельности (неплатежеспособности) или возникновения признаков несостоятельности (неплатежеспособности) вследствие данного распределения;

д) освобождение страхователей (потерпевших) от оплаты государственной пошлины по искам, вытекающим из договоров обязательного страхования.

  

Проект Закона

Сентябрь

2024 года

Национальное агентство перспективных проектов (НАПП)

2.

Утверждение обновленного порядка применения штрафных санкций к страховщикам (перестраховщикам) за нарушение актов законодательства о страховой деятельности, в том числе установленных экономических нормативов.

Разработка нормативно-правового акта о применении штрафных санкций, предусматривающего дополнительную ответственность:

а) по актам законодательства об обязательных видах страхования:

за нерассмотрение заявлений (страховых претензий) в сроки, установленные вышеуказанными актами;

за невыплату страхового возмещения в сроки, установленные вышеуказанными актами;

б) за назначение руководителей и главных бухгалтеров страховщиков, страховых брокеров и их обособленных подразделений без согласования с уполномоченным органом;

в) за невыполнение, в том числе несвоевременное выполнение обязательных для исполнения представлений и/или предписаний уполномоченного государственного органа;

г) за несоблюдение обязательства наличия денежных средств на расчетных (валютных) и иных банковских счетах страховщика (перестраховщика) в размере не менее 3 процентов суммы начисленного страхового возмещения за истекшие двенадцать месяцев.

  

Проект

нормативно-

правового акта

Апрель

2024 года

НАПП

3.

Совершенствование порядка оказания страховых услуг в электронной форме.

Разработка нового порядка оказания страховых услуг в электронной форме, предусматривающего в том числе:

а) регистрацию договоров страхования и оформление страховых полисов по всем видам страхования посредством Единой информационной системы;

б) упрощение процессов заключения договоров обязательного страхования путем автоматизации расчета страховых премий, обеспечение возможности обязательного заключения договоров в электронной форме с правом выбора страховщика, а также других мер;

в) регулирование страховых претензий;

г) требования и условия пользования страховщиками Единой информационной системой, а также полного или частичного приостановления пользования Единой информационной системой на период устранения правонарушений в соответствии с предписаниями Агентства.

  

Проект

нормативно-

правового акта

Май

2024 года

НАПП, Министерство цифровых технологий

4.

Усиление контроля за обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика лицами, осуществляющими данный вид деятельности.

  

Обеспечение внесения изменений в Правила дорожного движения, предусматривающих требование наличия полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика у лиц, осуществляющих данный вид деятельности.

  

Проект

нормативно-

правового акта

Май

2024 года

Министерство внутренних дел, Министерство транспорта

5.

Усиление требований обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасных производственных объектах.

  

Установление мер административной ответственности за нарушение требований обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасных производственных объектах.

  

Проект Закона

Май

2024 года

Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности

  

II. РАСШИРЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО

СТРАХОВОГО РЫНКА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВОЙ

СТРАХОВОЙ ПРАКТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

  

6.

Внедрение порядка определения и ведения рейтинга страховщиков по качеству оказания страховых услуг.

Разработка проекта Положения о порядке составления и ведения рейтинга страховщиков по качеству оказываемых страховых услуг, учитывающего в том числе следующие критерии:

а) норматив достаточности маржи неплатежеспособности страховой организации;

б) количество своевременно рассмотренных страховых претензий к общему количеству страховых претензий;

в) количество своевременно выплаченных страховых возмещений к общему количеству страховых претензий;

г) количество обращений (жалоб) потребителей страховых услуг, поступивших в Агентство, к общему количеству страхователей;

д) соотношение удовлетворенных страховых претензий к общему количеству страховых претензий;

е) соотношение собранных страховых премий к страховым выплатам по видам страхования.

  

Проект

ведомственного

нормативно-

правового акта

Июль

2024 года

НАПП, Торгово-промышленная палата, Министерство юстиции

7.

Внедрение практики осуществления обязательного страхования гражданской ответственности работодателя исключительно страховыми организациями, имеющими лицензию в сфере страхования жизни.

  

1. Изучение и анализ международного опыта.


2. Проведение анализа национального законодательства в целях имплементации международной практики.


3. По результатам анализа подготовка и внесение предложений в Администрацию Президента.

  

Аналитическая записка

Ноябрь

2024 года

НАПП

8.

Внедрение практики страхования ответственности туроператоров.

1. Изучение и анализ международного опыта.


2. Проведение анализа национального законодательства в целях имплементации международной практики.


3. По результатам анализа подготовка и внесение предложений в Администрацию Президента.

  

Аналитическая записка

Декабрь

2024 года

НАПП

  

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ

ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СТРАХОВЫХ УСЛУГ ПУТЕМ УСКОРЕННОЙ

ЦИФРОВИЗАЦИИ   СТРАХОВОГО   РЫНКА   И   ВНЕДРЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ СТРАХОВОГО РЫНКА

  

9.

Обеспечение обмена соответствующими данными об обязательных видах страхования между информационными системами министерств и ведомств и Единой информационной системой.

1. Разработка технологической инструкции по интеграции межведомственных информационных систем, предусматривающей обмен:

сведениями о лицах, имеющих разрешительные документы (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с перевозкой пассажиров;

сведениями о заключенных договорах по строительству объектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета и кредитов под гарантию Правительства;

сведениями об организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, деятельность которых связана с риском причинения вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей среде;

сведениями о работодателях;

сведениями о договорах обязательного страхования и страховых полисах.

  

Технологическая инструкция

Апрель

2024 года

НАПП

Министерство транспорта, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности, Министерство занятости и сокращения бедности, Налоговый комитет

2. Сбор и обработка представленных сведений для обеспечения заключения договоров обязательного страхования с последующей передачей.


3. Проведение испытаний по обмену данными.


4. Внедрение онлайн-обмена данными.

  

Система обмена данными

Июль

2024 года

10.

Внедрение механизма заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности работодателя и перевозчика в электронной системе "my.soliq.uz" Налогового комитета.

Разработка и внедрение следующих услуг:

1) автоматическое выявление работодателей и перевозчиков, не имеющих действующего полиса обязательного страхования, при регулярном представлении налоговых отчетов;

2) возможность принятия публичной оферты с правом выбора страховщика для заключения договора страхования в обязательном порядке;

3) автоматический расчет размера страховой премии в соответствии с законодательством;

4) направление страхового полиса в персональный кабинет налогоплательщиков;

5) направление заявлений о страховом случае в страховые организации.

  

Страховые услуги в электронной форме

Июль

2024 года

НАПП, Налоговый комитет, Министерство занятости и сокращения бедности, Министерство транспорта

11.

Внедрение механизма заключения договоров обязательного страхования строительных рисков в процессе строительства объектов за счет государственных средств и кредитов под гарантию Правительства в электронной системе.

Разработка и внедрение следующих услуг:

1) автоматическое выявление юридических лиц, не имеющих действующего полиса обязательного страхования;

2) возможность заключения договора страхования с правом выбора страховщика;

3) направление страхователю страхового полиса;

4) направление заявлений о страховом случае в страховые организации.

  

Страховые услуги в электронной форме

Июль

2024 года

НАПП, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

12.

Внедрение механизма заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасных производственных объектах в электронной системе.

1. Включение требования наличия полиса обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте в требования и условия лицензирования деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации объектов повышенного риска и потенциально опасных производств.

  

Проект

нормативно-

правового акта

Май

2024 года

НАПП, Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности

2. Разработка и внедрение следующих услуг:

а) автоматическое выявление юридических лиц, не имеющих действующего полиса обязательного страхования;

б) возможность заключения договора страхования с правом выбора страховщика;

в) направление страхователю страхового полиса;

г) направление заявлений о страховом случае в страховые организации.

  

Страховые услуги в электронной форме

Июль

2024 года

13.

Разработка предложений о приведении методики формирования страховых резервов и определения платежеспособности страховщиков (перестраховщиков) в соответствие с нормативами Solvency II.

1. Изучение и анализ международного опыта.


2. Проведение анализа национального законодательства в целях имплементации международной практики.


3. Подготовка и внесение предложений в Администрацию Президента по результатам анализа.

  

Аналитическая записка

Июль

2025 года

НАПП, Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана, Общество актуариев Узбекистана

14.

Установление требования наличия полиса обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте при лицензировании деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации объектов повышенного риска и потенциально опасных производств.

  

Внесение изменений и дополнений в Паспорт лицензирования деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации объектов повышенного риска и потенциально опасных производств, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2022 года N 80.

Проект

нормативно-

правового акта

Май

2024 года

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Инспекция по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности

15.

Пересмотр классификации степеней опасности видов деятельности работодателя и коэффициентов страховых тарифов обязательного страхования гражданской ответственности работодателя для определения коэффициентов и присвоения кода ОКЭД в разрезе отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.

  

Внесение изменений путем пересмотра нормативно-правовых актов, в частности:

определение коэффициентов страховых тарифов по каждому классу;

присвоение кода ОКЭД в разрезе каждой отрасли (подотрасли) экономики по классам профессионального риска.

Проект

нормативно-

правового акта

Октябрь

2024 года

НАПП, Министерство занятости и сокращения бедности, Агентство статистики, Налоговый комитет

16.

Критический пересмотр и обеспечение соответствия современным требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих страховую и инвестиционную деятельность страховых организаций.

Подготовка обновленной редакции следующих ведомственных нормативно-правовых актов:


1. Положения о страховых резервах страховщиков, предусматривающего в том числе:

внедрение резерва аквизационных расходов для учета незаработанной части платы, выплачиваемой страховым агентам, при этом определение формирования резерва аквизационных расходов в полном объеме начисления после вступления в силу договора страхования и расчета пропорционально оставшейся части страхового периода;


2. Положения о платежеспособности страховщиков и перестраховщиков;


3. Положения об инвестиционной деятельности страховщика и перестраховщика;


4. Положения о порядке оказания актуарных услуг;


5. Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для страховщиков и страховых посредников;


6. Положения о временной администрации страховщика;


7. Положения о квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю и главному бухгалтеру страховщика, страхового брокера и их обособленных подразделений;


8. Положения о единых требованиях и стандартах предоставления перестраховочных услуг и приведение его в соответствие с современными требованиями, при этом предусмотреть перестрахование рисков бедствий природного и техногенного характера.

  

Проект

нормативно-

правового акта

В течение

2024-2025 годов

НАПП, Общество актуариев Узбекистана, Минюст

17.

Разработка и распространение пропагандистских материалов в целях популяризации страховых услуг.

1. Подготовка пропагандистских материалов по страховым услугам и их преимуществам.


2. Публикация пропагандистских материалов по страховым услугам в средствах массовой информации в целях популяризации страхования среди населения и его широкой пропаганды.


3. Проведение брифингов, конференций и практических семинаров по данному направлению.


4. Подготовка и передача в эфир просветительских программ и радиопередач об упрощенном порядке фиксации дорожно-транспортных происшествий без участия сотрудников органов внутренних дел путем оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии (европротокола) посредством мобильного приложения "Е-Sugurta servis".

  

Комплекс организационных мер

В течение

2024-2025 годов

НАПП, АИМК, НТРК, Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана

  

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ   СТРАХОВОГО   РЫНКА,   РАЗВИТИЕ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ПОВЫШЕНИЕ

СТРАХОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

  

18.

Расширение сотрудничества с Международной ассоциацией страховых надзоров (IAIS).

  

Участие в мероприятиях, проводимых Международной ассоциацией страховых надзоров.

Организационные меры

Начиная

с 2024 года

ежегодно

НАПП, Министерство иностранных дел

19.

Установление сотрудничества в сфере страховой деятельности с аналогичными структурами зарубежных государств, международными финансовыми институтами и другими зарубежными организациями.

  

1. Проведение встреч и семинаров с экспертами международных финансовых институтов и других зарубежных организаций.


2. Внедрение практики обмена опытом с аналогичными структурами зарубежных государств.

  

Организационные меры

В течение

2024-2027 годов

НАПП

20.

Обеспечение регулярного повышения квалификации работников высших органов управления страховых организаций по страховому делу.

Повышение квалификации работников высших органов управления страховых организаций не реже одного раза в два года. При этом внедрить:

а) подготовку персонала, в частности:

работников высших органов управления - в объеме 80 академических часов;

работников органов управления среднего звена - в объеме 100 академических часов;

руководителей и работников подразделений - в объеме 120 академических часов;

б) систему выделения средств на обучение и повышение квалификации работников в размере не менее 3 процентов фонда оплаты труда.

  

Организационные меры

В течение

2024-2027 годов

Министерство высшего образования, науки и инноваций, НАПП, Ассоциация профессиональных участников страхового рынка Узбекистана

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 01.03.2024 г. N ПП-108



МИНИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

дифференцированного уставного

капитала страховщиков



в млн сумов

N

Виды страховой деятельности

  

с 1 октября

  

2025 год

  

2027 год

  

2029 год

1.

Добровольное страхование в сфере общего страхования

  

35 000

45 000

60 000

2.

Обязательное страхование в сфере общего страхования

  

50 000

75 000

100 000

3.

Добровольное страхование в сфере страхования жизни

  

25 000

30 000

35 000

4.

Обязательное страхование в сфере страхования жизни

  

40 000

45 000

50 000

5.

Исключительно перестрахование

  

80 000

100 000

120 000

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 01.03.2024 г. N ПП-108



ПОРЯДОК

определения размера и оплаты

календарного взноса



1. Страховые (перестраховочные) организации ежеквартально после уведомления Национальным агентством перспективных проектов Республики Узбекистан (далее - Агентство) в течение пяти рабочих дней оплачивают календарный взнос путем перечисления денежных средств в соответствующем размере на казначейский лицевой счет Агентства.


2. Ставка календарного взноса устанавливается в размере 0,2 процента чистой страховой премии страховых (перестраховочных) организаций.


3. Чистые страховые премии за каждый истекший квартал рассчитываются путем вычета перестраховочных премий по исходящему перестрахованию из суммы страховочных премий по прямому страхованию и сострахованию (доли страховой организации, определенной договором сострахования) и перестраховочных премий по входящему перестрахованию.


4. Средства календарного взноса в размере 80 процентов направляются на финансирование недостающей части страховых (перестраховочных) выплат или подлежащих возврату страховых премий страховщикам (застрахованным лицам, выгодоприобретателям) в случае признания банкротом страховщиков (перестраховщиков).

Оставшаяся часть суммы календарного взноса направляется на:

организацию комплекса мер по развитию страхового рынка, повышению доверия населения к страховому рынку и развитию страховой культуры в обществе, а также организацию семинаров, конференций и форумов по вопросам страховой деятельности с привлечением экспертов и специалистов международного уровня;

организацию обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе за рубежом, руководителей и работников Агентства;

покрытие расходов по привлечению отечественных и зарубежных специалистов, международных и зарубежных организаций, а также консалтинговых организаций;

финансирование текущих расходов Агентства;

покрытие затрат, связанных с осуществлением Агентством распорядительных и управленческих функций, в том числе на формирование и ведение электронных баз данных;

покрытие расходов по оплате услуг организаций и специалистов третьей стороны, связанных с разработкой, приобретением, внедрением и использованием информационных систем, а также разработкой программного обеспечения и актуализацией (обновлением) сведений, внесенных в информационные системы;

финансирование расходов в сфере информационной безопасности, включая оплату инжиниринговых и консультационных услуг, услуг обработки данных;

покрытие представительских расходов и расходов на мероприятия (подготовку видеороликов, периодических изданий, брошюр, буклетов, книг и сборников, проведение конференций, "круглых столов", семинаров и другие), направленные на улучшение деятельности Агентства;

выплату заработной платы и материальное стимулирование работников, включая премирование, выплату доплат и надбавок, а также социальное обеспечение;

выплату работникам Агентства вознаграждений за выслугу лет в сфере страхования и (или) в системе Агентства;

оказание материальной помощи.


5. Временно свободные средства календарных взносов могут размещаться на депозиты коммерческих банков.


6. Запрещается перечислять и временно снимать средства календарных взносов со счетов Агентства на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Постановлению Президента РУз

от 01.03.2024 г. N ПП-108



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в некоторые постановления

Президента   Республики   Узбекистан

и Правительства Республики Узбекистан



1. Абзац третий пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2008 года N ПП-872 "О дополнительных мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг" изложить в следующей редакции:

"кандидаты, рекомендуемые на должности руководителей и главных бухгалтеров страховщика, страхового брокера и их обособленных подразделений, назначаются (избираются) при условии их соответствия квалификационным требованиям, определенным в Положении о квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю и главному бухгалтеру страховщика, страхового брокера и их обособленных подразделений".


2. Абзац четвертый пункта 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2019 года N ПП-4412 "О мерах по реформированию и обеспечению ускоренного развития страхового рынка Республики Узбекистан" изложить в следующей редакции:

"уполномоченный государственный орган на основе анализа применяемых страховщиками страховых тарифов, уровня удовлетворенности потребителей качеством страховых услуг, эффективности страховых продуктов устанавливает минимальный уровень страховых резервов, обеспечивающих их адекватность принимаемым рискам страхования, а также имеет право устанавливать минимальные страховые тарифы рекомендательного характера на основании актуарных расчетов".


3. В абзаце третьем пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2021 года N ПП-5265 "О дополнительных мерах по цифровизации страхового рынка и развитию сферы страхования жизни" слова "2024 года" заменить словами "2028 года".


4. В постановлении Кабинета Министров от 24 июня 2008 года N 141 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":


а) приложение N 2 изложить в следующей редакции:


"ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 24.06.2008 г. N 141


СОСТАВ

Наблюдательного совета Фонда гарантирования

выплат по обязательному страхованию гражданской

ответственности владельцев транспортных средств

  

  

Максудов Д.С.

-

заместитель директора Национального агентства перспективных проектов, председатель Наблюдательного совета Фонда

  

Саидов О.Ч.

-

начальник Службы безопасности дорожного движения Департамента общественной безопасности МВД

  

Файзиев О.О.

-

начальник Департамента Национального агентства перспективных проектов

  

Абдурахимов К.А.

-

генеральный директор Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана

  

Закиров Л.Х.

-

директор Фонда гарантирования выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (с правом совещательного голоса), секретарь Наблюдательного совета Фонда

  

  

Примечание. При переходе членов Наблюдательного совета Фонда на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности";


б) абзац второй примечания приложения N 3 изложить в следующей редакции:

"Наблюдательный совет Фонда имеет право вносить, при необходимости, изменения в структуру и численность дирекции Фонда".


5. В приложении N 1 к Правилам обязательного страхования гражданской ответственности работодателя, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 24 июня 2009 года N 177:


а) в преамбуле Договора обязательного страхования гражданской ответственности работодателя слова "Министерством финансов Республики Узбекистан" заменить словами "уполномоченным государственным органом в сфере страхования";


б) пункт 11 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Подписывая настоящий договор страхования, работодатель выражает свое согласие на списание в бесспорном порядке страховщиком страховой премии со счета работодателя через банковское учреждение в случае неуплаты им страховой премии в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора".


6. В приложении N 2 к Правилам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 15 сентября 2015 года N 266:


а) в преамбуле Договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика слова "Министерством финансов Республики Узбекистан" заменить словами "уполномоченным государственным органом в сфере страхования";


б) пункт 12 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Подписывая настоящий договор страхования, перевозчик выражает свое согласие на списание в бесспорном порядке страховщиком страховой премии со счета перевозчика через банковское учреждение в случае неуплаты им страховой премии в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора".


7. В тексте на государственном языке позицию 9 приложения N 6 к Единому положению о порядке лицензирования отдельных видов деятельности посредством специальной электронной системы, утвержденному постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2022 года N 80, изложить в следующей редакции:

  


"

9.

Лицензия талаблари ва шартлари:

а) Ўзбекистон Республикасининг суғурта фаолияти ва жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштиришга, терроризмни молиялаштиришга ва оммавий қирғин қуролларининг тарқалишини молиялаштиришга қарши курашиш, шунингдек, шахсга доир маълумотларни сақлаш ва улардан фойдаланиш тўғрисидаги қонунчилик ҳужжатларига риоя қилиш;

б) суғурта фаолиятини амалга оширишда олинган ахборотларнинг қонунчилик ҳужжатлари талабларига мувофиқ махфийлигини таъминлаш;

в) лицензияловчи орган талабига кўра суғурта фаолиятини амалга оширишга доир қонунчилик ҳужжатларида белгиланган ахборотларни тақдим этиш;

г) қуйидаги шахсларни суғурталовчилар (қайта суғурталовчилар) ва суғурта брокерларининг раҳбарлик лавозимларига тайинланишига йўл қўймаслик:

террористик фаолиятда ёки оммавий қиргин қуролларини тарқатишда иштирок этган ёки иштирок этишда гумон қилинаётган;

шахсга қарши, жиноий фаолиятдан олинган даромадларни легаллаштириш, терроризм, оммавий қирғин қуролларини тарқатиш, уларни молиялаштириш, уюшган жиноятчилик, гиёҳванд моддалар ноқонуний савдоси, коррупция ва ахборот технологиялари билан боғлиқ иқтисодий жиноятларни содир этганлик учун судланганлиги олиб ташланмаган ёки ўталмаган шахслар;

д) "г" кичик бандда белгиланган шахсларнинг суғурталовчилар (қайта суғурталовчилар) ва суғурта брокерларининг устав капиталида иштирок этишига йўл қўймаслик;

е) лицензия талабгорининг (лицензиатнинг) ва улар алоҳида бўлинмаларининг раҳбари ва бош бухгалтерининг суғурта фаолиятини тартибга солиш ва назорат қилиш бўйича ваколатли давлат органи томонидан белгиланган малака талабларига мувофиқлиги, жумладан, касбий кўникмалар, билим ва тажрибанинг корпоратив бошқарув стандартларига мувофиқлиги ва ижобий ишчанлик обрўсига эга бўлиши;

ж) лицензия талабгорининг (лицензиатнинг) раҳбарлик лавозимларида ишловчи шахсларининг бошқа суғурта ташкилотларида раҳбарлик лавозимларида ўриндошлик асосида ишлашига йўл қўймаслик;

з) беш йил мобайнида суғурта фаолиятини амалга оширишга оид барча маълумотларни, жумладан иш ёзишмаларини сақлаш.

Суғурталовчилар (қайта суғурталовчилар) учун қўшимча лицензия талаблари ва шартлари:

а) устав фондининг қонунчилик ҳужжатларида белгиланган энг кам миқдорининг мавжуд бўлиши;

б) Ягона ахборот тизимидан фойдаланиш ва ушбу тизим доирасида ўзаро ахборот алмашиш бўйича тегишли келишувнинг мавжудлиги;

в) қонунчилик талаблари асосида электрон суғурта хизматлари кўрсатишни таъминлаш учун ахборот тизимининг мавжудлиги;

г) суғуртанинг барча турлари бўйича суғурта (қайта суғурта) шартномаларини Ягона ахборот тизими орқали рўйхатдан ўтказиш ва ушбу тизим орқали суғурта полисларини расмийлаштириш;

д) акциядорлар бўлган юридик шахсларнинг ҳаддан ташқари (потенциал олувчидан охирги бенефициар мулкдоргача учта поғонадан кўп) даражаларга табақалаштирилиши мавжуд бўлмаслиги;

е) Қорақалпоғистон Республикасида, барча вилоятлар ва Тошкент шаҳрида мажбурий суғурта шартномаларини тузиш, жабрланувчи (унинг меросхўри ёки ҳуқуқий вориси)нинг суғурта тўловлари тўғрисидаги талабларини кўриб чиқиш ва суғурта тўловларини амалга ошириш ваколати берилган ўз филиалларига эга бўлиши - транспорт воситалари эгаларининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилувчи суғурталовчилар учун;

ж) суғурталовчининг Транспорт воситалари эгаларининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилиш бўйича тўловларни кафолатлаш жамғармаси билан унга аъзолик тўғрисидаги ёзма битимнинг мавжуд бўлиши - транспорт воситалари эгаларининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилувчи суғурталовчилар учун;

з) Қорақалпоғистон Республикасида, барча вилоятлар ва Тошкент шаҳрида иш берувчининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилиш шартномалари ёки аннуитетлар шартномаси тузиш, иш берувчилар (ёки) жабрланувчилар ёхуд наф олувчиларнинг суғурта товонини тўлаш тўғрисидаги талабларини кўриб чиқиш ва суғурта тўловларини амалга ошириш ваколатига эга бўлган ўз филиаллари мавжуд бўлиши - иш берувчининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурталовчилар учун;

и) Қорақалпоғистон Республикасида, вилоятлар ва Тошкент шаҳрида ташувчининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилиш шартномасини тузишга, ташувчилар, жабрланувчилар ва наф олувчиларнинг суғурта товони ҳақидаги талабларини кўриб чиқишга ҳамда суғурта товонини амалга оширишга ваколатли ўз филиалларига эга бўлиши - ташувчининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилувчи суғурталовчилар учун;

к) суғурталовчида ташувчининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилишни амалга оширишга ҳақли бўлган суғурталовчилар ўртасида суғурта шерикчилигини тузиш ҳақида биргаликдаги фаолият тўғрисидаги шартноманинг мавжуд бўлиши - ташувчининг фуқаролик жавобгарлигини мажбурий суғурта қилувчи суғурталовчилар учун.

Суғурта брокерлари учун қўшимча лицензия талаблари ва шартлари:

а) суғурта брокерининг суғурта фаолиятини амалга оширишда шартнома мажбуриятларига риоя этилишини таъминлаш;

б) суғурта шартномасининг лицензиат мижози учун қулай шартларда тузилиши ва бажарилиши;

в) суғурталашга доир воситачилик фаолиятини асосий фаолият тури сифатида амалга ошириш.

Лицензия талаблари ва шартларининг бир марта қўпол равишда бузилиши жумласига кирадиган ҳаракатлар Ўзбекистон Республикасининг "Суғурта фаолияти тўғрисида"ги Қонуни 54-моддасида белгиланган.

  

".

  

  




ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Постановлению Президента РУз

от 01.03.2024 г. N ПП-108



ПЕРЕЧЕНЬ

некоторых постановлений Президента

Республики Узбекистан и Правительства

Республики Узбекистан, признаваемых

утратившими силу



1. Пункт 2 и приложение N 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2007 года N ПП-618 "О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг".


2. Позиция 14 приложения к постановлению Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2021 года N ПП-5265 "О дополнительных мерах по цифровизации страхового рынка и развитию сферы страхования жизни".


3. Пункты 1 - 6 и приложения NN 1 - 3 к постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 2019 года N 1060 "Об организации деятельности Агентства по развитию страхового рынка при Министерстве финансов Республики Узбекистан".


4. Пункт 40 Положения о порядке оказания страховых услуг в электронном виде, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 декабря 2022 года N 694.


5. Пункт 8 и позиция 9 приложения к постановлению Кабинета Министров от 4 августа 2023 года N 332 "О мерах по повышению эффективности противопожарной профилактики и совершенствованию государственного контроля в области пожарной безопасности".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 марта 2024 г.






































Время: 0.0433
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск