Практическое Налогообложение
Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Страхование / Рынок страховых услуг /Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.03.2024 г. N ПП-108 "О комплексных мерах по дальнейшему развитию рынка страховых услуг"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
01.03.2024 г.
N ПП-108
О КОМПЛЕКСНЫХ МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ
В целях дальнейшего развития страхового рынка, повышения популяризации и качества страховых услуг путем широкого внедрения современных информационных технологий, а также дальнейшего совершенствования регулирования данной сферы:
1. Установить с 1 сентября 2024 года порядок, в соответствии с которым:
регистрация договоров страхования (перестрахования) и оформление страховых полисов по всем видам страхования посредством Единой автоматизированной информационной системы являются обязательными;
отменяется практика оформления страховых полисов по всем видам страхования только в бумажной форме;
неоформление страховых полисов посредством Единой автоматизированной информационной системы является основанием для признания их недействительными и признается однократным грубым нарушением лицензионных требований и условий страховщика;
Национальное агентство перспективных проектов ведет рейтинг страховщиков по качеству оказываемых страховых услуг и публикует в средствах массовой информации.
2. Утвердить:
"Дорожную карту" по дальнейшему развитию рынка страховых услуг Республики Узбекистан согласно приложению N 1;
минимальные размеры дифференцированного уставного капитала страховщиков согласно приложению N 2.
3. Согласиться с предложением Национального агентства перспективных проектов (далее - Агентство) и Фонда гарантирования страховых выплат (далее - Фонд) о безвозмездной передаче Фондом на баланс Агентства по балансовой стоимости Единой автоматизированной информационной системы регистрации и контроля за оборотом всех страховых полисов, Автоматизированной информационной системы "Страхование транспортных средств Республики Узбекистан", Единого страхового портала Узбекистана, Единого реестра страховых полисов и Единого мобильного приложения "Е-Sugurta servis".
При этом закупка новых информационных систем, обеспечение их полноценного функционирования и содержания, включая оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с разработкой программного обеспечения и актуализацией (обновлением) сведений, финансируются за счет средств Агентства.
4. Возложить обязательство обеспечения своевременного оформления договоров обязательного страхования:
гражданской ответственности работодателя и перевозчика - на Налоговый комитет и Министерство транспорта;
гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасных производственных объектах - на Инспекцию по контролю горнодобывающей, геологической и промышленной безопасности;
строительных рисков при строительстве объектов за счет государственных средств и кредитов под гарантию Правительства - на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Определить Агентство ответственным за разработку и внедрение соответствующей системы (модулей, программных продуктов) обязательного заключения договоров по вышеуказанным видам страхования.
При этом расходы, связанные с обеспечением исполнения задач, указанных в абзаце пятом данного пункта, финансируются за счет средств Агентства.
начиная с 1 января 2025 года принять меры по упрощению, автоматизации и поэтапному переходу к формированию отчетности страховщиков в Единой информационной системе;
в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о пересмотре страховых тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зависимости от наличия факторов, существенно влияющих на степень страхового риска, на основе актуарных расчетов;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить упрощение процессов заключения договоров обязательного страхования путем автоматизации расчета страховых премий и создания возможности обязательного заключения договоров в электронной форме с правом выбора страховщика;
в двухмесячный срок внести проект Закона, предусматривающий освобождение страхователей (потерпевших) от оплаты государственной пошлины по искам, вытекающим из договоров обязательного страхования.
6. Установить порядок, в соответствии с которым:
разрешается привлекать организации, отвечающие требованиям актов законодательства, техническим условиям и требованиям Агентства по разработке и запуску системы заключения договоров, автоматизации расчета страховых премий и направления заявлений по страховым случаям в электронной форме на основе партнерских соглашений;
начиная с 1 сентября 2024 года заключение договоров обязательного страхования, предусмотренных пунктом 5 настоящего постановления, осуществляется посредством информационных систем Агентства, заинтересованных министерств и ведомств, а также других привлеченных организаций в форме публичной оферты.
7. Генеральной прокуратуре совместно с Агентством установить действенный контроль за точным и единообразным исполнением актов законодательства по обязательному страхованию.
8. Установить, что средства календарных взносов страховщиков (перестраховщиков), определяемых согласно приложению N 3 к настоящему постановлению, перечисляются Агентству.
При этом не оплаченные страховщиками (перестраховщиками) соответствующие суммы календарных взносов за 2023 год подлежат перечислению на казначейский лицевой счет Агентства.
9. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Агентством исходя из потребностей национального страхового рынка в трехмесячный срок внести соответствующие предложения о сокращении срока обучения на направлении образования бакалавриата "страховое дело" с четырех лет до трех лет за счет сокращения непрофильных предметов путем пересмотра национальных стандартов и образовательных программ высшего образования на основе передового зарубежного опыта.
10. Агентству, Министерству экономики и финансов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечить с 1 июля 2024 года недопущение финансирования строительства объектов за счет государственных средств и кредитов под гарантию государства в случае отсутствия полиса страхования строительных рисков (на весь период строительства) путем разработки и внедрения соответствующих модулей в информационных системах Министерства экономики и финансов, их интеграции с Национальной информационной системой "Прозрачное строительство" и едиными информационными системами Агентства.
11. Агентству в срок до 1 января 2025 года изучить опыт передовых стран и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения, предусматривающие:
поэтапное внедрение системы обязательного страхования недвижимого имущества юридических лиц от бедствий природного и техногенного характера;
поэтапное внедрение принципов и продуктов "такафул";
поэтапное расширение вмененного вида страхования;
внедрение продуктов "зеленого страхования" (Green insurance);
расширение охвата и дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования.
12. Агентству информации и массовых коммуникаций, Агентству, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и содержания настоящего постановления, а также организацию тематических передач и вещаний, направленных на повышение культуры страхования и доверия населения к страховым услугам.
13. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
14. Признать утратившими силу некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 5.
15. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный
...