Статья 1. Природоохранное законодательство
Республики Узбекистан
Внимание!
NB! Об изменениях, вносимых в настоящий Закон с 1 июля 2024 года., см. Закон РУз от 28.12.2023 г. N ЗРУ-891
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
09.12.1992 г.
N 754-XII
ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы сохранения условий природной среды, рационального использования природных ресурсов. Он имеет целью обеспечить сбалансированное гармоничное развитие отношений между человеком и природой, охрану экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статья 1. Природоохранное законодательство
Республики Узбекистан
Отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом, а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране и использовании атмосферного воздуха, растительного и животного мира, иными актами законодательства Республики Узбекистан.
Отношения в области охраны природы в Республике Каракалпакстан также регулируются законодательством Республики Каракалпакстан.
Статья 2. Объекты охраны природы и охраняемые
природные территории
Объекты охраны природы (земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) подлежат охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения, нерационального использования.
К охраняемым природным территориям относятся государственные заповедники, комплексные (ландшафтные) заказники, природные парки, государственные памятники природы, территории для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных природных объектов и комплексов, охраняемые ландшафты, территории для управления отдельными природными ресурсами, государственные биосферные резерваты, национальные парки, межгосударственные охраняемые природные территории.
Целями охраны природы являются:
создание благоприятных условий для здоровья людей, сохранения экологического равновесия, рационального неистощительного природопользования в интересах эффективного и устойчивого социально- экономического развития республики;
сохранение богатства видов и генетического фонда живой природы;
сохранение многообразия экологических систем, ландшафтов и уникальных природных объектов;
обеспечение экологической безопасности;
сохранение объектов материального культурного наследия, связанных с объектами природы.
Для достижения целей охраны природы в процессе хозяйственной, управленческой и иной деятельности местные органы государственной власти, министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации, фермерские и кооперативные хозяйства, а также отдельные лица обязаны руководствоваться следующими принципами:
сохранение устойчивости биосферы и ее экологических систем как среды обитания человека и забота об экологической безопасности людей, о генофонде человека и его будущих поколений;
обеспечение прав граждан на благоприятную для жизни окружающую природную среду, обязательность экологического обучения во всех видах образовательных учреждений;
научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов общества;
платность специального и бесплатность общего природопользования;
обязательность экологической экспертизы;
стимулирование рационального природопользования и охраны природы;
необходимость воспроизводства природных ресурсов, недопущение вредных, необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
гласность в решении природоохранных задач;
сочетание национальных, региональных и международных интересов в области охраны природы;
ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства.
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.
Условия, порядок предоставления, использования и охраны природных ресурсов определяются законодательством Республики Узбекистан.
В Республике Узбекистан осуществляется общее и специальное природопользование.
Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными пользователями и без предоставления соответствующих разрешений.
В порядке специального природопользования предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам предоставляется во владение, пользование или аренду природные ресурсы на основании специальных разрешений за плату для осуществления производственной и иной деятельности.
II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Статья 7. Компетенция Законодательной палаты
и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в области
регулирования правоотношений по охране природы
К совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
определение основных направлений государственной политики в области охраны природы;
утверждение государственных экологических программ;
разработка и принятие законодательных актов в области охраны природы;
объявление территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия и экологической катастрофы, установление правового режима этих зон и статуса пострадавших;
координация контроля за исполнением природоохранного законодательства;
установление предельных размеров платы за пользование природными ресурсами, а также льгот по взиманию платежей;
решение других вопросов, предусмотренных законодательством.
Статья 8. Государственное управление в сфере экологии
и охраны окружающей среды
Государственное управление в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в Республике Узбекистан в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, органами государственной власти на местах.
Статья 9. Компетенция Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области охраны природы
К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны природы относятся:
проведение единой природоохранной политики;
регулирование использования природных ресурсов;
установление порядка и обеспечение ведения государственных кадастров природных ресурсов, утверждение запасов природных ресурсов республиканского значения;
разработка мер по предотвращению экологических кризисных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф;
реализация мер по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных аварий;
установление порядка платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, а также лимитов на использование природных ресурсов, размещение отходов;
создание системы экологического просвещения и воспитания, обеспечение ее функционирования;
утверждение границ районов особого природопользования, режимов охраны природы и хозяйственной деятельности;
развитие межгосударственных отношений в области охраны природы и природопользования;
осуществление иных мер, предусмотренных актами законодательства Республики Узбекистан.
Статья 10. Компетенция местных органов государственной
власти и управления в области охраны природы
К компетенции местных органов государственной власти и управления в области охраны природы относятся:
определение основных направлений охраны природы на своей территории, утверждение региональных (территориальных) экологических программ;
учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов;
материально-техническое обеспечение мероприятий по охране природы;
выдача разрешений на право пользования природными ресурсами в установленном порядке;
взимание платы за пользование природными ресурсами;
контроль за охраной природы, принятие решений о приостановлении, прекращении и перепрофилировании деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду;
регулирование других вопросов, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
Приостановление (за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и угрозы жизни и здоровью населения в связи со сверхнормативным загрязнением окружающей природной среды) или прекращение и перепрофилирование деятельности объектов местного значения, вредно воздействующих на окружающую среду, являющихся субъектами предпринимательства, осуществляется в судебном порядке.
Статья 11. Полномочия Государственного комитета Республики
Узбекистан по экологии и охране окружающей среды
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды осуществляет:
государственное управление в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
государственный контроль за соблюдением законодательства об обращении с отходами;
государственный экологический контроль за соблюдением законодательства об охране и использовании земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, охране атмосферного воздуха;
координацию работ по экологии и охране окружающей среды, обеспечение межведомственного взаимодействия при разработке и реализации единой природоохранной и
...Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент,
Мирабадский р-н, ул.Таллимаржон, 1/1
78-150-11-72 info@norma.uz