Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1998 по 2007 гг. / Общереспубликанские налоги /

Инструкция о порядке налогообложения доходов (прибыли) иностранных юридических лиц в Республике Узбекистан (Зарегистрирована МЮ 08.10.1998 г. N 498, утверждена 13.07.1998 г. МФ N 37, ГНК N 98-105)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

08.10.1998 г.

N 498



УТВЕРЖДЕНА

МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 37

ГОСУДАРСТВЕННЫМ

НАЛОГОВЫМ КОМИТЕТОМ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 98-105

13.07.1998 г.



ИНСТРУКЦИЯ

о порядке налогообложения доходов

(прибыли) иностранных юридических лиц

в Республике Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая инструкция разработана на основании ст.1-4, 10-14, 16-17, 19, 28, 30-42, 122-124, 126-129, 135 Налогового кодекса Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года, введенного в действие с 1 января 1998 года.


1.2. Положения настоящей инструкции распространяются на иностранные юридические лица - нерезидентов, получающих доход (прибыль) на территории Республики Узбекистан.


1.3. Налогоплательщик - нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, является плательщиком налога по доходам (прибыли) из источников в Республике Узбекистан.


1.4. Доход (прибыль) нерезидента, не связанный с постоянным учреждением, подлежит налогообложению у источника выплаты, если источник дохода (прибыли) находится в Республике Узбекистан.


1.5. При заключении сделок с иностранными юридическими лицами не разрешается включение в условия этих сделок налоговых оговорок, в соответствии с которыми налогоплательщики и иные лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан, обязуются нести расходы иностранных юридических лиц по уплате налогов и сборов.


1.6. Для целей настоящей Инструкции, территория Республики Узбекистан означает территорию Республики Узбекистан, включая территориальные воды и воздушное пространство.


1.7. Если международным Соглашением (договором) Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящей инструкции, то применяются правила международного Соглашения (договора).


1.8. По заключению Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, взимание налогов и сборов с иностранных юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе взаимности в случаях, когда компетентным органом соответствующего иностранного государства подтверждается, что такие же меры осуществляются по отношению к юридическим лицам Республики Узбекистан.


II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ)

ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОЛУЧЕННЫХ

ИМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


1. Плательщики налога


2.1.1. Плательщиками налога на доход (прибыль) из источников в Республике Узбекистан являются иностранные юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Узбекистан через постоянное учреждение.


2.1.2. Под постоянным учреждением иностранного юридического лица в Республике Узбекистан для целей налогообложения понимается любое место активной деятельности по извлечению дохода на территории Республики Узбекистан, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Республике Узбекистан.


2.1.3. Термин "постоянное учреждение" в данной инструкции применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.


2.1.4. В частности, "постоянное учреждение" включает в себя:

место управления, отделение, офис, контору, фабрику, мастерскую, шахту, нефтяную или газовую скважину, каменоломню или любое другое место добычи полезных ископаемых (природных ресурсов).

"Постоянное учреждение" также включает в себя строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект, или деятельность по техническому надзору.

Для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Моментом окончания существования стройплощадки является дата полного завершения или полной остановки работ, подтвержденных соответствующими актами. Строительный участок не прекращает существования, если работы на нем временно приостановлены.

Каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное учреждение. Если субподрядчиками являются другие иностранные юридические лица, их деятельность со дня начала работы на данной строительной площадке также рассматривается как отдельные постоянные учреждения субподрядчиков.

В определенных случаях, таких как строительство дорог или разведка полезных ископаемых, то есть где имеет место регулярное перемещение места деятельности, используются другие критерии определения постоянного места. В таких случаях весь проект рассматривается как постоянное учреждение, независимо от его передвижного характера.


2.1.5. Если получаемый доход (прибыль) постоянным учреждением по долгосрочным договорам на выполнение подрядных работ признается по мере выполнения отдельных этапов работы, то уплаченная по итогам соответствующего отчетного года сумма налога является окончательной.

В случае, если получаемый доход (прибыль) постоянным учреждением признается по мере завершения и сдачи всей работы, то сумма уплаченных ежегодных платежей может корректироваться.


2.1.6. Иностранное юридическое лицо, являющееся одним из учредителей предприятия с иностранными инвестициями, сам по себе не приводит к образованию постоянного учреждения иностранного юридического лица.

Если иностранное юридическое лицо, являющееся учредителем предприятия с иностранными инвестициями, кроме выполнения зафиксированных в учредительных документах предприятия обязанностей, выполняет также другую деятельность в Республике Узбекистан от своего имени (в пользу иного юридического лица или в свою пользу), то такая его деятельность считается осуществляемой на территории Республики Узбекистан через постоянное учреждение, либо получаемый доход данного иностранного учредителя рассматривается как полученный из источников, не связанный с деятельностью через постоянное учреждение (в зависимости от вида деятельности).


2.1.7. Дочернее предприятие (или филиал) иностранного юридического лица, зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, не рассматривается как постоянное учреждение иностранного юридического лица, поскольку в целях налогообложения такое дочернее предприятие (или филиал) является независимым юридическим субъектом и самостоятельным налогоплательщиком.

В то же время иностранное юридическое лицо может возложить на дочернее предприятие (или филиал) также и выполнение представительских функций. В таком случае дочернее предприятие (или филиал) иностранного юридического лица в целях налогообложения, кроме того, что является самостоятельным налогоплательщиком, одновременно рассматривается как и постоянное учреждение головного предприятия. При этом данное дочернее предприятие (или филиал) головного предприятия может осуществлять представительские полномочия без нотариально удостоверенного договора или доверенности.


2.1.8. Если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность на территории Республики Узбекистан через посредническую организацию, при этом имеет через эту посредническую организацию доход (прибыль), то такая деятельность посреднической организации приводит к образованию постоянного учреждения иностранного юридического лица. В таких случаях посредническая организация при определении налогового статуса рассматривается и как самостоятельный налогоплательщик, и как постоянное учреждение иностранного юридического лица.


2.1.9. Уполномоченные представители осуществляют свои полномочия на основе договора или доверенности, копии которых представляются в соответствующий налоговый орган.


2.1.10. Место иностранного юридического лица на территории Республики Узбекистан, образованное не в коммерческих целях, не рассматривается как "постоянное учреждение", подлежащее налогообложению по доходам (прибыли) на территории Республики Узбекистан. Например:

а) использование сооружений, принадлежащих иностранному юридическому лицу, исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров, принадлежащих иностранному юридическому лицу;

б) содержание запасов товаров, принадлежащих иностранному юридическому лицу, исключительно для целей хранения и демонстрации без права продажи;

в) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров и/или для сбора информации для своей головной фирмы, а также только в целях осуществления подготовительного или вспомогательного характера в интересах исключительно своего головного предприятия.



2. Учет постоянных учреждений иностранных

юридических лиц в органах государственной

налоговой службы


2.2.1. Постоянные учреждения иностранных юридических лиц, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан, обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана органом государственной налоговой службы подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными Соглашениями (договорами).


2.2.2. Если иностранное юридическое лицо имеет в Республике Узбекистан несколько постоянных учреждений, каждое постоянное учреждение обязано встать на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы по месту нахождения.


2.2.3. При постановке на учет в органе государственной налоговой службы по месту нахождения каждому постоянному учреждению иностранного юридического лица присваивается один регистрационный (идентификационный) номер налогоплательщика.


2.2.4. При уклонении от постановки на учет постоянного учреждения в налоговом к иностранному юридическому лицу через его полномочного представителя, т.е. через постоянное учреждение применяются соответствующие штрафные санкции в порядке, установленным законодательством Республики Узбекистан.



3. Бухгалтерский учет в постоянных учреждениях

иностранных юридических лиц на территории

Республики Узбекистан


2.3.1. Постоянные учреждения должны вести бухгалтерский учет, позволяющий учитывать согласно Налоговому кодексу Республики Узбекистан получаемый совокупный доход и соответствующие вычеты по ним для определения налогооблагаемой базы.


2.3.2. Хозяйственные операции, проводимые в иностранной валюте, пересчитываются в национальную валюту "сум" по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан на момент их совершения.

Все бухгалтерские записи должны быть подтверждены соответствующими документами, в частности, контрактами иностранных фирм с контрагентами Республики Узбекистан, заключенными при участии постоянного учреждения, выписками из банковских счетов, счетами- фактурами и другими первичными документами. Должна быть ясная и простая связь между каждой записью в счетах и формах учета.

Наличные выплаты должны подтверждаться соответствующими первичными документами.

Операции, учитываемые постоянным учреждением, должны включать все доходы и вычеты по ним, за которые оно несет ответственность, как на территории Республики Узбекистан, так и за границей.


2.3.3. Имущество, передаваемое головным офисом постоянному учреждению, учитывается последним по стоимости этого имущества у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и других затрат.


2.3.4. Учетные данные постоянного учреждения должны включать в себя информацию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки готовой продукции, производственных запасов и незавершенного производства, предусмотренных в законодательстве о бухгалтерском учете Республики Узбекистан.


2.3.5. Бухгалтерские документы постоянного учреждения должны быть представлены по требованию работника органов государственной налоговой службы при исполнении им своих служебных обязанностей.



4. Порядок исчисления налогооблагаемой базы

иностранного юридического лица, получающего доходы

(прибыль) на территории Республики Узбекистан:


- прямым методом;

2.4.1. Налогообложению подлежит доход (прибыль) постоянного учреждения из источников в Республике Узбекистан, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан как разница между совокупным доходом и вычетами по ним, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в Республике Узбекистан, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как на территории Республики Узбекистан, так и за границей.


- расчетным методом;

2.4.2. При определении облагаемого дохода (прибыли) следует учитывать следующие особенности его формирования:

а) налогообложению подлежит только та часть дохода (прибыли) иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Республике Узбекистан. Для целей налогообложения не учитывается доход (прибыль) иностранного юридического лица, полученный по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в Республике Узбекистан, а также операциями по экспорту в Республику Узбекистан продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству Республики Узбекистан становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы Республики Узбекистан, за исключением дохода, полученного от продажи продукции с расположенных на территории Республики Узбекистан и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов;

б) в случаях, когда иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность не только в Республике Узбекистан и при этом не ведет отдельного учета, позволяющего определить доход от деятельности, осуществляемой им через постоянное учреждение на территории Республики Узбекистан, сумма налогооблагаемого дохода (прибыли) может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, исходя из уровня рентабельности иностранного юридического лица. В каждом конкретном случае принимается один из следующих критериев:

- удельный вес дохода от реализации продукции (работ, услуг) в Республике Узбекистан в общей выручке иностранного юридического лица от всей деятельности;

- удельный вес расходов, связанных с деятельностью в Республике Узбекистан в общей сумме расходов иностранного юридического лица;

- удельный вес численности персонала, занятого осуществлением деятельности в Республике Узбекистан, в общей численности персонала иностранного юридического лица;

(Примеры определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, приведены в приложении N 5 к данной Инструкции).


2.4.3. При определении суммы налогооблагаемого дохода (прибыли) на основе расчета одним из вышеприведенных методов, из определенной суммы налогооблагаемого дохода (прибыли) произведенные дополнительные расходы не подлежат вычету.


2.4.4. Принятый метод исчисления облагаемого дохода (прибыли) за отчетный год официально извещается плательщиком в представляемой декларации о доходах и расходах в орган государственной налоговой службы. Изменение принятого метода исчисления облагаемого дохода (прибыли) в последующем может быть в исключительных случаях по согласованию с органами государственной налоговой службы.


5. Сроки отчетности и уплата налога на доход (прибыль)

постоянным учреждением иностранного

юридического лица


2.5.1. Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, через постоянное учреждение представляет в орган государственной налоговой службы по месту нахождения постоянного учреждения отчет о характере деятельности в Республике Узбекистан (в произвольной форме), а также декларацию о доходах и расходах по форме, указанной в приложении N 1.

При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены за месяц до ее прекращения.


2.5.2. Отчетный год определен в 12 месяцев - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом считается период с начала осуществления деятельности по 31 декабря этого же года. В случае начала деятельности после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с начала деятельности по 31 декабря следующего года включительно.


2.5.3. Орган государственной налоговой службы исчисляет сумму налога на доход (прибыль) иностранного юридического лица и выписывает платежное извещение в течение 10 дней с даты непосредственного представления декларации о доходах и расходах, с указанием срока уплаты налога в платежном извещении в один месяц с даты его выписки.

На сумму исчисленного налога плательщику выдается платежное извещение по форме, указанной в приложении N 2. Корешок платежного извещения служит основанием для ведения карточки лицевых счетов. При перечислении суммы налога на прибыль на лицевой стороне платежного извещения в графе "Вид платежа" должна быть сделана запись "налог с иностранного юридического лица".


2.5.4. Налог на доход (прибыль) исчисляется органом государственной налоговой службы в национальной валюте "сум" и уплачивается постоянным учреждением иностранного юридического лица или самим иностранным юридическим лицом "сумами" перечислением в сроки, указанные в платежном извещении. По желанию плательщика данный налог может быть уплачен и в иностранной валюте, покупаемой банками Республики Узбекистан, в пересчете в "сумы" по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день уплаты налога.


2.5.5. Излишне внесенные суммы, при условии отсутствия задолженности по налогам, засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику органом государственной налоговой службы в тридцатидневный срок по его письменному заявлению.


2.5.6. Налогооблагаемый доход (прибыль) иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, подлежит обложению налогом по ставке 35 процентов.


2.5.7. В дополнение к исчисленным и подлежащим уплате в бюджет суммам налога на доход (прибыль), постоянное учреждение иностранного юридического лица обязано с каждой суммы дохода (прибыли), непосредственно переводимого за рубеж, исчислять и уплачивать в бюджет налог в размере 10 процентов от суммы перевода.


2.5.8. Исчисление и уплата налога в размере 10 процентов от переводимой суммы дохода (прибыли) за рубеж постоянным учреждением иностранного юридического лица не производится, если средства за рубеж за экспортную продукцию (работу, услуги) переведены резидентом Республики Узбекистан напрямую непосредственно иностранному юридическому лицу.


2.5.9. Уплаченные суммы налогов иностранным юридическим лицом за рубежом, при расчете суммы налога на доход (прибыль), подлежащий уплате в Республике Узбекистан в связи с деятельностью на территории Республике Узбекистан, в зачет не принимаются.



III. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ)

ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ СВЯЗАННЫХ

С ПОСТОЯННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ, ИСТОЧНИК КОТОРЫХ

НАХОДИТСЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН


3.1. Доход (прибыль) иностранного юридического лица (нерезидента) из источников в Республики Узбекистан, не связанный с деятельностью в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, подлежит налогообложению у источника выплаты по совокупному доходу без осуществления вычетов, по следующим ставкам:

- Дивиденды и проценты ___________________________

15 процентов

- Страховые премии, выплаченные на страховку или перестраховку рисков ____________________________

10 процентов

- Телекоммуникации или транспортные услуги для международной связи при передвижении между РУз и другими государствами (доходы от фрахта) ________

6 процентов

- Роялти, доходы по аренде, доходы от оказания услуг, включая услуги по управлению, консультации и др. доходы, кроме доходов, которые уже облагались налогом на доходы (прибыль) _____________________

20 процентов

При этом налог удерживается и зачисляется в бюджет предприятием, выплачивающим доход (прибыль) в национальной валюте в установленном порядке.

3.4. Ответственность за удержание и перечисление налога на доходы в бюджет несет юридическое лицо, выплачивающее доход (прибыль). При неудержании суммы налога юридическое лицо, выплачивающее доход (прибыль), обязано внести в бюджет сумму неудержанного налога и связанные с ним штрафы и пени.


3.5. Юридические лица Республики Узбекистан, выплатившие доходы (прибыль) иностранным юридическим лицам, обязаны:

- перечислить налог в бюджет в течение пяти дней после окончания месяца, в котором была произведена выплата;

- в течение тридцати дней после окончания финансового года представлять в налоговые органы по месту регистрации, а также направлять юридическим лицам, получающим доход, по их требованию справку, в которой отражаются регистрационный номер этих лиц, их название, общая сумма дохода и общая сумма удержанного налога за отчетный год.


3.6. Уплаченные суммы налогов у источника в размере 10 % с доходов (прибыли) нерезидента за выплаченные на страховку или перестраховку рисков, могут пересматриваться при наступлении страховых случаев.

При наступлении страхового случая, затраты по выплате за страхование принимаются в зачет на уменьшение дохода (прибыли) нерезидента-страхователя, с которого удержано и перечислено в бюджет налог у источника выплаты. Данный перерасчет может быть сделан юридическим лицом, выплатившим доход (прибыль) нерезиденту и удержавшим у источника выплаты налог.

В случае, если по результатам перерасчета установлено, что у источника выплаты дохода (прибыли) удержана и уплачена в бюджет излишняя сумма налога, то излишне уплаченная сумма налога возвращается налогоплательщику в тридцатидневный срок по его письменному заявлению или засчитывается в счет будущих платежей.


3.7. Иностранное юридическое лицо, имеющее право на налоговую льготу согласно международному Соглашению (договору), обязано представить в орган государственной налоговой службы официальное подтверждение факта постоянного местопребывания данного лица в стране, с которой Республика Узбекистан имеет международное Соглашение (договор) по налоговым вопросам.

Заявление на снижение суммы налога или освобождение (форма заявления приведена в приложении N З) подается в органы государственной налоговой службы до уплаты налога. Для предприятий, объединений и организаций, являющихся юридическими лицами Республики Узбекистан и выплачивающих доход (прибыль) иностранному юридическому лицу, отметка органа государственной налоговой службы на данном заявлении является основанием для снижения суммы налога или освобождения от налога. Подобное заявление подается ежегодно.

При подаче заявления о возврате уплаченных сумм налога (форма заявления приведена в приложении N 4), орган государственной налоговой службы рассматривает заявление и осуществляет возврат излишне начисленных и уплаченных налогов в общеустановленном порядке.



IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ.

КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ


4.1. Права и обязанности иностранных юридических лиц - нерезидентов, получающих доход (прибыль) на территории Республики Узбекистан и являющихся налогоплательщиками по законодательству Республики Узбекистан, регулируются на территории Республики Узбекистан Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства.


4.2. Осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства иностранными юридическими лицами на территории Республики Узбекистан, органами государственной налоговой службы производится в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе" и иными актами законодательства.


4.3. Налоговые органы могут обязать иностранные юридические лица представить бухгалтерские записи, а также документацию для пропорционального распределения доходов и расходов, касающихся деятельности в Республике Узбекистан. Учетная информация, которую органы государственной налоговой службы считают важной для контроля за налоговым учетом, может быть затребована ими с переводом на доступный проверяющим язык. По запросу налогового органа перевод должен заверяться сертифицированным переводчиком.


* * *


С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу инструкция Министерства финансов и Главного государственного налогового управления при Кабинете Министров Республики Узбекистан от 5 апреля 1993 года N 22.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

В Государственную налоговую инспекцию






НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ЗА 199__ ГОД


иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Республики Узбекистан через постоянное учреждение



(наименование постоянно учреждения)


1. Полное наименование иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Республики Узбекистан



2. Адрес иностранного юридического лица, в отношении которого заполняется декларация:



- в стране его регистрации




- в Республике Узбекистан



3. Идентификационный номер постоянного учреждения иностранного юридического лица, присвоенный налоговыми органами:



4. Фамилия и имя лица, ответственного за представление декларации



5. Общая сумма валового дохода, полученного иностранным юридическим лицом (в сумах)



в том числе по видам деятельности (указать отдельно виды деятельности и полученные в связи с ними доходы в сумах):


Виды деятельности

Доходы*




1


2


3


4


5


6


7




-----------------------------------

Д* Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в сумы по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день отгрузки товара, выполненные работы, оказанные услуги и другие операции подлежащие получению (полученные) на счет или в кассу иностранного юридического лица или его постоянного учреждения.

6. Общая сумма затрат, связанных с деятельностью на территории Республики Узбекистан (в том числе понесенных за границей) в сумах:

в том числе по видам деятельности (указать отдельно виды деятельности и связанные с ними расходы в сумах):

Виды деятельности

Расходы*




1


2


3


4


5


6


7



-----------------------------------

Р* Расходы в иностранной валюте пересчитываются в сумы по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан, действующему на день их осуществления.


7. Сумма облагаемого дохода:





(сумма прописью)


Прошу рассмотреть настоящую декларацию для целей налогообложения. Правильность показанных сведений в настоящей декларации подтверждаю.


"___"___________ 199_ г.


(личная подпись)

Декларация зарегистрирована в налоговом органе "___"___________ 199_ г.





(подпись налогового работника)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2


Государственная налоговая инспекция


___________________________________

(наименование инспекции)



Платежное извещение

N.........(лицевого счета)

По налогу с доходов (прибыли) иностранного юридического лица, полученного в связи с деятельностью в Республике Узбекистан

за 199 _ год

Полное наименование иностранного юридического лица


Страна, в которой зарегистрировано юридическое лицо



Регистрационный (идентификационный) номер постоянного учреждения иностранного юридического лица, присвоенный органами государственной налоговой службы:


и его наименование в Узбекистане



(наименование постоянного учреждения)



Сумма налога (сумах)


Исчислено за 199 год ____________________________________

Доплата (зачет) по перерасчету за 199 год __________________

Недоимка за 199 год _____________________________________

Пеня на недоимку 199 год ________________________________

Подлежит к уплате всего по сроку " " _______ 199 г. _________



(сумма прописью)



"__ " ________ 199 _ г.

Начальник государственной

налоговой инспекции





МП



(место отреза)


Полное наименование иностранного юридического лица


Страна, в которой зарегистрировано юридическое лицо



Регистрационный (идентификационный) номер постоянного учреждения иностранного юридического лица, присвоенный органами государственной налоговой службы:


и его наименование в Узбекистане



(наименование постоянного учреждения)


Налог с дохода (прибыли) за 199 год


Дата выписки платежного извещения "__ "____________199 _ года


Платежное извещение N_________


(лицевого счета)

Подлежит к уплате всего по сроку "__" _______ 199 г. _________



(прописью)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3


В Государственную налоговую инспекцию

_____________________________________

_____________________________________


ЗАЯВЛЕНИЕ

об освобождении (полном или частичном) от налога

на доходы (прибыль) иностранного юридического лица,

получение которых не связано с деятельностью

на территории Республики Узбекистан через

постоянное учреждение


Полное наименование иностранного юридического лица


Страна, в которой зарегистрировано иностранное юридическое лицо



В соответствии с положениями Соглашения между Республикой Узбекистан и



(название страны, полное название Соглашения)


от "__"__________199 г. при выплате в Республике Узбекистан причитающегося дохода



(указывается вид дохода)

в сумме


(указывается сумма дохода прописью)


прошу разрешить выплатить доход





(наименование и адрес предприятия, учреждения, организации, выплачивающее эти доходы)

без удержания налога, с частичным его удержанием (не нужное вычеркнуть)


(не облагаемый размер из общей суммы налога при частичном освобождении)


дата и место

заполнения ___________________________

подпись


Компетентный орган


(название страны)


подтверждает

Заявитель действительно имеет постоянное местопребывание в



(указать страну местопребывания)

и согласно ст. _____ Соглашения между Республикой Узбекистан и




(название страны, полное название Соглашения)

от "__" __________199 г.

доход заявителя, полученный им в Республике Узбекистан, подлежит налогообложению в



(название страны, указать полностью или частично)

дата и место

заполнения ___________________________

печать

подпись



Отметка налогового органа Республики Узбекистан

Подтверждается, что указанное в данном заявлении соответствует положениям Соглашения между Республикой Узбекистан и




(название страны, полное название Соглашения)



от "__"__________199 _ г.



и что сумма причитающегося с заявителя налога на доход (прибыль) у источника выплаты:





а) оплачивается полностью в




(страна, где оплачивается налог)



или при частичном освобождении,

б) подлежащий уплате в Республике Узбекистан составляет




(указать сумму налога, подлежащей к уплате и освобождаемую сумму)



Начальник налоговой

инспекции _______________________________

печать подпись __________________________

"___"__________199 г.

-----------------------------------

Примечание.


1) Заявление заполняется в трех экземплярах и заверяется компетентными органами страны постоянного местопребывания заявителя. После этого экземпляры заявления предоставляются в налоговый орган по месту выплаты дохода в Республике Узбекистан. Налоговый орган, проверив соответствие имеющегося заявления положениям Соглашения с указанной страной, делает соответствующую отметку и два экземпляра возвращает заявителю. Один из таких экземпляров заявитель представляет в предприятие, учреждение или организацию, которые выплачивают ему доход в Республике Узбекистан. На этом основании производится либо полное, либо частичное освобождение плательщика от удержания налога в Республике Узбекистан.


2) Все денежные суммы в настоящем заявлении указываются в валюте платежа.


3) Заявление может быть подано не получателем дохода, а уполномоченным им на это лицом. В этом случае податель заявления должен представить соответствующим образом оформленные полномочия.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4



В Государственную налоговую инспекцию

_____________________________________

_____________________________________


ЗАЯВЛЕНИЕ

На возврат налога, удержанного у источника выплаты в Республике Узбекистан с дохода иностранного юридического лица, не связанный с деятельностью в Республике Узбекистан через постоянное учреждение



Полное наименование иностранного юридического лица


Страна, в которой зарегистрировано иностранное юридическое лицо



В соответствии с положениями Соглашения между Республикой Узбекистан и




(название страны, полное название Соглашения)


от "__"__________199 _ г. прошу возвратить сумму налога, удержанного у источника выплаты с дохода, полученного в качестве



(указывается вид полученного дохода)


1. Наименование и адрес предприятия, учреждения, организации, выплатившей доход



2. Дата выплаты (перевода) дохода _____________________

3. Сумма дохода до удержания налога __________________

4. Сумма уплаченного налога в бюджет _________________

5. Сумма налога, подлежащая возврату _________________

Сумму возврата прошу перевести на счет N ____________ в



(наименование и адрес банка)

Настоящим подтверждаю достоверность указанных сведений.

дата и место

заполнения ___________________________

подпись


Компетентный орган



(название страны)



подтверждает

Заявитель действительно имеет постоянное местопребывание в



(указать страну местопребывания)

и согласно ст. _____ Соглашения между Республикой Узбекистан и






(название страны, полное название Соглашения)

от "__" __________199 г.

доход заявителя, полученный им в Республике Узбекистан, подлежит налогообложению в



(название страны)

дата и место

заполнения ___________________________

печать




Подпись ________________





Отметка налогового органа Республики Узбекистан

Подлежит возврату из бюджета




(сумма цифрами и прописью)

Начальник налоговой

инспекции _______________________________

печать подпись __________________________

"___"__________199 г.


-----------------------------------

Примечание.

1) Все денежные суммы в настоящем заявлении указываются в валюте платежа.

2) Заявление заполняется в двух экземплярах и заверяется компетентными органами страны постоянного местопребывания заявителя.

После этого заявления представляются в налоговый орган по месту выплаты дохода в Республике Узбекистан. Налоговый орган, проверив соответствие имеющегося заявления положениям Соглашения с указанной страной, делает на них соответствующую отметку и возвращает один экземпляр заявителю.

3) Заявление может быть подано не получателем дохода, а уполномоченным им на это лицом. В этом случае податель заявления должен представить соответствующим образом оформленные полномочия.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 5



ПРИМЕРЫ

расчета налога на доход иностранного

юридического лица, осуществляющего деятельность

в Республике Узбекистан через постоянное учреждение


Налог на прибыль при условном методе расчета налоговых обязательств иностранных юридических лиц, исходящем из норматива, например 22 процента рентабельности, исчисляется по одной из нижеприведенных формул.

При определении условного дохода на основе понесенных расходов:

- расходы, непосредственно связанные с подлежащей налогообложению деятельностью в Республике Узбекистан, умножаются на рентабельность (22 %), а затем на ставку налогообложения.


При определении условного дохода на основе полученных доходов:

- доходы, непосредственно связанные с деятельностью, подлежащей налогообложению в Республике Узбекистан, умножаются на рентабельность (22) и делятся на (100 плюс рентабельность), затем умножаются на ставку налогообложения.


Пример 1

Иностранное юридическое лицо (фирма "Х" посредническо-сбытовая, входящая в многоотраслевой концерн) зарегистрировано в стране, с которой у Республики Узбекистан отсутствует соглашение по налоговым вопросам. Фирма осуществляет деятельность через постоянное учреждение. Ее деятельность в Республике Узбекистан заключается в следующем:

а) учреждение в Республике Узбекистан защищает интересы третьих юридических лиц на основе агентского соглашения, т.е. деятельность в пользу других фирм на основе определенного вознаграждения (посредническая деятельность);

б) бесплатное представительство интересов третьих юридических лиц, входящих в один концерн с фирмой Х", по указанию головной фирмы этого концерна;

в) экспорт товаров фирм своего концерна в Республике Узбекистан от собственного имени (т. е. от имени фирмы "Х");

г) реклама собственных товаров (организация выставок, конференций), сбор конъюнктурной информации о рынке Республики Узбекистан в интересах этого юридического лица;

д) совместная с юридическим лицом по законодательству Республики Узбекистан эксплуатация игровых автоматов с денежным выигрышем на территории Республики Узбекистан;

е) благотворительная деятельность.


Налогообложению подлежит доход от видов деятельности, указанных в подпунктах "а", "б" и "д".


При этом доход от деятельности, названной в подпунктах "а" и "д", может подлежать налогообложению прямым методом, а от "б" - на основе расчетного метода.


Согласно представленным документам доходы от деятельности "а" 4 000 000 сумов (из расчета, что доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитаны плательщиком налога в сумы по курсу, действовавшему на день отгрузки товара и/или выполненных работ, услуг), по деятельности "б" по условному расчету доход составил 2 000 000 сумов, а по деятельности "д" доходы составили 5 000 000 сум. Остальные виды деятельности не приводят к непосредственному поступлению дохода, связанному с деятельностью в Республике Узбекистан.


При этом общие расходы иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Республике Узбекистан через постоянное учреждение составили в отчетном периоде 8000000 сум.


Удельные веса видов деятельности по отчету иностранного юридического лица составили:


"а" - 25 % , "б" - 30 % , "в" - 15 %, "г" - 5 %, "д" - 15 %, "е" - 10 %


Расчет налога в данном случае осуществляется следующим образом:

По виду деятельности "а" доход составляет 4 000 000 сумов. Затраты, приходящиеся на вид деятельности "а", составляют (8 000 000 сум х 25%) = 2 000 000 сум. Налогооблагаемая база по виду деятельности "а" составит (4 000 000 сум - 2 000 000 сум) = 2 000 000 сум. Сумма налога по этому виду деятельности по ставке 35% составит: 2 000 000 сум х 35 % = 700 000 сум.


Затраты, приходящиеся на вид деятельности "б" исходя из расчета по удельному весу затрат, составляют (8 000 000 сум х 30%) = 2 400 000 сум при доходе всего 2 000 000 сум. Соответственно отсутствует налогооблагаемая база.


По виду деятельности "д" доход составляет 5 000 000 сум, затраты, приходящиеся на вид деятельности "д", составляют (8 000 000 сум х 15 %) = 1 200 000 сум. Налогооблагаемая база по виду деятельности "д" составит (5 000 000 - 1 200 000) = 3 800 000 сум. Сумма налога по этому виду деятельности при ставке налогообложения 35 % составит: (3 800 000 сум х 35%) = 1 330 000 сум.


Расходы на благотворительные цели составили 1 000 000 сумов при общей сумме налогооблагаемой базы (по виду деятельности "а" 2 000 000 и по виду деятельности "д" 3 800 000) 5 800 000 сумов. Соответственно, общая сумма налогооблагаемой базы может быть уменьшена на 43 000 сумов (1% от 4 300 000 сумов) или на сумму налога (при ставке налогообложения 35 %) 15 050 сум (43 000 х 35%).


Общая сумма рассчитанного таким образом налога на доходы (прибыль), предъявляемая к уплате иностранным юридическим лицом через постоянное учреждение, составляет:


700 000 сумов + 1 330 000 - 15 050 = 2 014 950 сум или

налогооблагаемая база с учетом вычитаемых расходов на благотворительные цели составит (5 800 000 сумов - 43 000 сумов) = 5 757 000 сумов, которые подлежат налогообложению по установленной ставке, в данном случае по ставке 35 %.

5 757 000 х 35% = 2 014 950 сум.


В случае перевода постоянным учреждением (представительством) иностранного юридического лица за рубеж средств в размере 2 000 000 сум, то оно обязано дополнительно с этой переводимой суммы исчислить налог в размере 10%, что составит 200 000 сумов (2 000 000 х 10%).


Пример 2

Иностранная фирма "Y", зарегистрированная в стране, с которой у Республики Узбекистан отсутствует соглашение по налоговым вопросам, осуществляет в Республике Узбекистан через постоянное учреждение (представительство) 2 вида деятельности (с точки зрения ее налогового статуса) - сбор коммерческой информации для своей компании и заключает коммерческие сделки, по которым резиденты Узбекистана перечисляют средства за оказываемую работу и/или услугу непосредственно на счет иностранной фирмы за границу (постоянное учреждение (представительство) при этом за проделываемую работу отдельной платы не получает).

Непосредственных доходов постоянное учреждение (представительство) иностранной фирмы в связи с деятельностью в Республике Узбекистан не получает. Общая сумма расходов, понесенных на территории Республики Узбекистан иностранной фирмой в отчетном периоде - 100 000 сумов. Выяснено (путем переговоров с главой постоянного учреждения (представительства) "Y"), что доли деятельности определяются следующим образом: I - 30 %, II - 70 %, а общая рентабельность иностранной фирмы при этом составляет 22 процента.


Налог в таком случае рассчитывается при установленной ставке налогообложения в размере 35% следующим образом:

100 000 сумов х 70 % х 22 % х 35% = 5 390 сум.


Пример 3

Многоотраслевая иностранная фирма "Z", зарегистрированная в стране, с которой у Республики Узбекистан отсутствует соглашение по налоговым вопросам, осуществляет в Республике Узбекистан в течение 5 лет 2 вида деятельности, доход от которых необходимо обложить налогом за все время деятельности:


I - осуществление розничной торговли;

II - осуществление строительно-монтажных работ.


Каждый из указанных видов деятельности рассматривается как осуществляемый через постоянное учреждение (представительство). При этом расчет налога на доход (прибыль) в данном случае может быть произведен прямым методом (доходы - расходы).


От деятельность N 1 в первом отчетном году полученная выручка составила 10 млн.сумов, затраты при этом - 6 млн.сумов. Налогоблагаемый доход соответственно составит (10 млн.сум - 6 млн.сум) = 4 млн.сумов. Сумма налога за данный отчетный период при установленной ставке налогообложения в размере 10% составит (4 млн.сум х 10 %) = 0,4 млн. сумов. Налог в остальные годы деятельности взимается аналогичным образом по установленной ставке на каждый год.


Финансовые результаты, связанные с деятельностью II, распределяются по годам следующим образом (в тыс.сумах),

РАСХОДЫ

ДОХОДЫ

1 год

10 000

8 000 (по акту выполненных работ)

2 год

60 000

50 000 (по акту выполненных работ)

3 год

45 000

85 000 (по акту выполненных работ)

4 год

50 000

40 000 (по акту выполненных работ)

5 год

25 000

32 000 (окончательный расчет)

В данном случае фирма освобождается от налогообложения в Республике Узбекистан в первый, во второй и четвертый годы по итогам деятельности, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы, так как расходы превышают над доходами.


Облагаемый доход третьего года деятельности составляет:

85 000 тыс.сум - 45 000 тыс.сум = 40 000 тыс. сумов


Ставка налогообложения в третий год деятельности составляла 10% с налогооблагаемого дохода, соответственно налог в бюджет составляет (40 000 тыс.сум х 10%) = 4 000 тыс.сум.


Налогообложение по итогам 5-го года деятельности:

Облагаемый доход составляет 32 000 - 25 000 = 7 000 тыс.сумов.

Ставка налогообложения в 5-й год деятельности составляет 35 %.

Сумма налога составляет 7 000 х 35 % = 2 450 тыс. сумов.


В случае если доход (прибыль) признается постоянным учреждением (представительством) по мере завершения и сдачи всей работы, то сумма уплаченных ежегодных платежей может корректироваться.


Пример 4

Российская фирма "Т" осуществляет в Республике Узбекистан следующие виды деятельности:

1 - торговля (от своего имени) со своего зарубежного склада, когда резидент Узбекистана становится собственником покупаемого объекта до пересечения границы (т.е. до растаможки).

2 - представление интересов фирмы "Т" в Республике Узбекистан по оказанию услуг и получения доходов от использования морских, воздушных судов, железнодорожных или автомобильных транспортных средств в международных перевозках.

Первый вид не подлежит налогообложению согласно действующему общеустановленному налоговому законодательству и положениям настоящей Инструкции.

Второй вид деятельности согласно действующему налоговому законодательству Республики Узбекистан и данной Инструкции налогообложению подлежит, однако в данном случае следует руководствоваться подписанным 02.03.94 г., вступившим в силу 27.07.95 г. Соглашением между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения доходов и имущества. Статья 8 указанного Соглашения разъясняет, что доходы предприятия одного договаривающегося Государства, полученные от использования морских, речных и воздушных судов, железнодорожных и/или автомобильных транспортных средств в международных перевозках, облагаются налогом только в этом Государстве, следовательно, налогообложению в другом Государстве не подлежит. Следовательно, доходы от второго вида деятельности также не подлежат налогообложению в Республике Узбекистан.


Пример 5

Иностранная фирма "М" осуществляет через постоянное учреждение (представительство) деятельность, подлежащую налогообложению в Республике Узбекистан. При этом практически невозможно (или очень трудоемко) вычислить валовую сумму доходов, которые непосредственно связаны с деятельностью в Республике Узбекистан.


Известно, что валовой доход фирмы как юридического лица (из всех источников, одним из которых является деятельность в Республике Узбекистан) составляет 15,2 млн.сумов по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день составления отчета иностранным юридическим лицом.


При этом выяснено, что на данной фирме количество работающих всего составляет 16 сотрудников, в том числе в Республике Узбекистан - 2 сотрудника. По согласованию с представителем фирмы в Республике Узбекистан расчет налога может производиться следующим образом:


Условный валовой доход, полученный фирмой в отчетном периоде из Республики Узбекистан, составит: 15,2 млн.сум х 2 : 16 = 1,9 млн.сум, рентабельность при этом составляет 22 процента.


Сумма причитающегося налога на условно исчисленный доход при ставке налогообложения 35 % составит:

1 900 тыс.сум х 22 : 122 х 35 % = 119,9 тыс.сумов




















Время: 0.1490
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск