Статья 1. Законодательство Республики Узбекистан
о государственном санитарном надзоре
Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.07.1992 г.
N 657-XII
О ГОСУДАРСТВЕННОМ
САНИТАРНОМ НАДЗОРЕ
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия и радиационной безопасности населения, закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду и иные связанные с ним права и гарантии их реализации.
Государственный санитарный надзор - это деятельность санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений санитарного законодательства.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Республики Узбекистан
о государственном санитарном надзоре
Законодательство Республики Узбекистан о санитарном надзоре состоит из настоящего Закона и издаваемых органами государственной власти и управления в пределах их полномочий правовых актов.
Статья 2. Основные принципы обеспечения
санитарно-эпидемического благополучия населения
Основными принципами обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения являются:
гарантия прав человека на сохранение и укрепление здоровья на основе реализации комплекса законодательных, санитарно-противоэпидемических и организационных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды, улучшения питания, условий труда, быта, отдыха, воспитания, обучения;
приоритет предупредительной деятельности по предотвращению вредного влияния на здоровье населения факторов окружающей среды при планировании, размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию народнохозяйственных объектов, технологического оборудования и приборов, средств транспорта;
повышение санитарно-культурного уровня населения;
проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий как обязательной части производственной и социальной деятельности;
возмещение предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями независимо от форм собственности, отдельными лицами ущерба, причиненного здоровью населения и окружающей среде в результате несоблюдения санитарных норм, гигиенических нормативов и непроведения санитарно-противоэпидемических мероприятий;
осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением санитарных норм, правил и проведением санитарно- гигиенических мероприятий.
Статья 3. Санитарные нормы, правила
и гигиенические нормативы
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы разрабатываются научно-исследовательскими и другими учреждениями, утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан и подлежат опубликованию в трехмесячный срок после их утверждения.
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ГАРАНТИИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статья 5. Право на получение информации о состоянии
здоровья населения и окружающей среды
Каждый человек имеет право на получение достоверной информации о заболеваемости, эпидемической и радиационной обстановке, состоянии окружающей среды и их влиянии на здоровье людей, а также о результатах проведенных гигиенических и иных специальных экспертиз.
Статья 6. Право на возмещение ущерба,
причиненного здоровью человека
Каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью воздействием вредных химических, физических, биологических и других факторов окружающей среды, а также недоброкачественными продуктами питания, товарами народного потребления и другими изделиями промышленности.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ,
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
И ОБЯЗАННОСТИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Статья 7. Обязанности государственных органов, предприятий,
учреждений, организаций, объединений и отдельных лиц
по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны:
соблюдать утвержденные в установленном порядке санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
представлять органам, учреждениям, должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, достоверную и полную информацию о происшедших авариях, санитарно-эпидемической, радиационной обстановке.
Статья 8. Обязанности разработчиков
нормативно-технической документации
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица, разрабатывающие нормативно-техническую документацию, обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, направленные на обеспечения охраны здоровья, санитарно-эпидемического благополучия населения.
Указанные органы, предприятия, учреждения, объединения и отдельные лица до внедрения новых химических и биологических веществ, источников ионизирующего излучения и приборов, содержащих эти источники, парфюмерно-косметической продукции, материалов, технологических процессов, оборудования и других товаров народного потребления обязаны разрабатывать обоснованные предложения к нормативам по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения, методы контроля за их соблюдением, способы обезвреживания вредной продукции и отходов и представлять их на утверждение Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан.
Статья 9. Обязательность соблюдения
санитарных требований при проектировании,
строительстве и вводе в эксплуатацию объектов
Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности и отдельные лица при проектировании, строительстве, реконструкции объектов, техническом перевооружении предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.
Статья 10. Требования к содержанию территорий,
сооружений, зданий, эксплуатации оборудования
и транспортных средств
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать эксплуатацию технологического и иного оборудования, содержание территории, сооружений, производственных и санитарно-бытовых помещений и рабочих мест, жилых помещений, зданий детских, лечебно-профилактических, учебных, культурных, спортивных и иных учреждений, а также транспортных средств в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
Статья 11. Требования к применению, обезвреживанию,
утилизации, захоронению химических веществ,
биологических средств и материалов
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, обеспечивающие санитарно-эпидемическое благополучие населения, при хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов.
Применение новых химических веществ, биологических средств, материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции допускается только после токсиколого-гигиенической оценки, установления гигиенических нормативов с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.
Статья 12. Требования по обеспечению
радиационной безопасности
Органы государственного управления, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, трудовые коллективы и отдельные лица обязаны соблюдать нормы радиационной безопасности и санитарные правила при работе с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, а также стандарты, технические условия и требования других нормативных документов при добыче, получении, изготовлении, использовании, транспортировке, хранении, утилизации и захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения.
Статья 13. Порядок заселения жилых помещений
и проживания в них
Министерства, государственные комитеты, ведомства, местные органы власти и управления, иные собственники жилых помещений, предоставляющие их для проживания, обязаны при заселении этих помещений выполнять санитарные требования.
Не допускается проживание людей в жилых помещениях, не отвечающих действующим гигиеническим нормативам. Жильцы обязаны выполнять правила содержания и использования жилых помещений, утвержденные местными органами власти и управления.
Статья 14. Санитарные требования к продуктам питания,
их производству, транспортировке, хранению и реализации
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица, занимающиеся производством, хранением, транспортировкой, реализацией продуктов питания и пищевого сырья, обязаны соблюдать медико-биологические требования, санитарные нормы и гигиенические нормативы.
Ввоз и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ допускаются только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения (заключения) Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.
Статья 15. Санитарные требования
к хозяйственно-питьевому водоснабжению
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности обязаны обеспечить соответствие качества воды, подаваемой централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиеническим требованиям и государственным стандартам.
Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом.
Зоны санитарной охраны водопроводов и источников их питания, их санитарный режим утверждаются местными органами власти и управления.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд, в том числе при децентрализованном водоснабжении, требованиям действующих санитарных норм и правил.
Статья 16. Требования при поставке и реализации продукции,
закупаемой за рубежом
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны соблюдать санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, при поставке, реализации и использовании технологии материалов, сырья и продукции, закупаемых за рубежом.
Статья 17. Требования к соблюдению санитарных норм
и правил, регламентирующих условия образования
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, а также лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статья 18. Обязательность прохождения
медицинских осмотров
В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждения профессиональных заболеваний и отравлений, несчастных случаев работники предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности проходят предварительные периодические медицинские осмотры, порядок проведения которых устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Советом Федерации профсоюзов Республики Узбекистан.
Статья 19. Обязанности по предупреждению
возникновения и распространения заболеваний
Руководители предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности и отдельные лица обязаны обеспечивать своевременное проведение мер по предупреждению инфекционных, паразитарных и других групповых заболеваний, включая заболевания, обусловленные радиационным фактором, а также по ликвидации таких заболеваний в случае их возникновения.
В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных, паразитарных, других групповых заболеваний Кабинет Министров Республики Узбекистан, местные органы власти и управления по представлению главных государственных санитарных врачей могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозок.
Порядок и сроки проведения карантинно-организационных и профилактических мер в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, госпитализации инфекционных больных определяются местными органами власти и управления и главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий.
Санитарно-гигиеническая, санитарно-экологическая, медицинская, биологическая, техническая, социологическая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика по решению Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан органами и учреждениями, осуществляющими санитарный надзор, а также научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, другими учреждениями и организациями.
Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов, а также ответственность за нарушение установленных правил определяются законодательством.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР
И КОНТРОЛЬ
Статья 21. Органы и учреждения, осуществляющие
санитарный надзор и контроль
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Узбекистан осуществляет государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, расположенными на территории Республики Узбекистан независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также - отдельными лицами.
Санитарно-эпидемиологическая станция является медицинским профилактическим учреждением, обеспечивающим организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий и осуществление государственного санитарного надзора, действующим на основании настоящего Закона и положения о ней.
Ведомственный санитарный контроль на действующих и строящихся объектах Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан и Среднеазиатской железной дороги осуществляется санитарно-эпидемиологическими станциями соответствующих министерств и ведомств.
Санитарная милиция осуществляет санитарный контроль согласно положению, утверждаемому Министерством внутренних дел Республики Узбекистан по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Органы, учреждения и должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы обеспечивают методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью санитарно-эпидемиологических служб независимо от их ведомственной принадлежности.
Статья 22. Должностные лица, осуществляющие
государственный санитарный надзор на территории
Республики Узбекистан
Организация и проведение государственного санитарного надзора возлагаются на Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и его заместителей, главных государственных санитарных врачей областей, городов, районов и их заместителей.
Статья 23. Основные гарантии деятельности должностных лиц,
осуществляющих государственный санитарный надзор
Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, осуществляющие государственный санитарный надзор, являются представителями власти и находятся под защитой государства.
Статья 24. Недопустимость вмешательства в деятельность
по осуществлению государственного санитарного надзора
Вмешательство сторонних организаций в деятельность органов государственного санитарного надзора, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, с целью воспрепятствования их законной деятельности воспрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Статья 25. Компетенция Главного государственного
санитарного врача Республики Узбекистан
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан:
руководит органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, определяет основные задачи и приоритетные направления государственного санитарного надзора;
утверждает санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
разрабатывает, утверждает и издает республиканскую нормативно- техническую документацию по определению влияния факторов окружающей среды на организм человека;
разрабатывает и утверждает временные санитарные нормы и правила по осуществлению санитарно-противоэпидемических мероприятий при ликвидации аварийных ситуаций;
назначает главных государственных санитарных врачей областей и г. Ташкента;
рассматривает жалобы на действия руководителей учреждений санитарно-эпидемиологической службы;
определяет территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание и занятие хозяйственной деятельностью;
разрабатывает и проводит мероприятия по санитарной охране территорий от заноса и распространения карантинных инфекций;
осуществляет контроль за целевым использованием республиканского и местных эпидемических фондов и материально- технических ресурсов, выделяемых на санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан.
Статья 26. Компетенция главных государственных
санитарных врачей областей и г. Ташкента
Главные государственные санитарные врачи областей и г. Ташкента:
руководят подчиненными им органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы;
выдают заключения по проектам строительства и реконструкции объектов народного хозяйства;
издают акты на основе и во исполнение законов Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, актов Кабинета Министров Республики Узбекистан, решений местных органов власти и управления по вопросам санитарно-эпидемического благополучия;
определяют территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;
проводят мероприятия по санитарной охране территорий области и города от заноса и распространения карантинных инфекций;
осуществляют санитарно-противоэпидемические мероприятия при ликвидации аварийных ситуаций;
по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан назначают главных государственных санитарных врачей городов, районов.
Статья 27. Права должностных лиц, осуществляющих
государственный санитарный надзор
Должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их компетенции предоставляется право:
а) требовать от органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от форм собственности, а также от отдельных лиц устранения допущенных нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
б) осуществлять надзор за соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в проектах на строительство и реконструкцию объектов народного хозяйства;
в) в установленном порядке давать министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям независимо от форм собственности и отдельным лицам заключения по:
проектам планировки и застройки населенных пунктов и перспективным планам размещения объектов народного хозяйства, а также по проектам на строительство, реконструкцию предприятий, зданий и сооружений;
вопросам предоставления земельных участков под строительство, определения мест хозяйственно-бытового водоиспользования и условий спуска сточных вод после их очистки, утилизации и захоронения токсичных, химических, радиоактивных и других веществ;
г) давать заключения о соответствии жилых домов и зданий культурно-бытового назначения, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, а также сооружений действующим санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам;
д) давать заключения по представляемым предложениям об учебно- трудовой нагрузке и примерном режиме занятий детей и других лиц, находящихся на воспитании в детских учреждениях и обучающихся в учебных заведениях;
е) привлекать научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, другие учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности к проведению специальных экспертиз с оплатой за счет заказчика;
ж) в установленном законодательством порядке посещать предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности с целью контроля за выполнением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
з) требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций, объединений независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и отдельных лиц:
отстранения от работы лиц, систематически не выполняющих санитарные нормы, правила, противоэпидемический режим с учетом особенностей производства и характера выполняемых работ и представляющих опасность распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
госпитализации инфекционных и паразитарных больных, представляющих опасность для окружающих;
проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
представления информации и объяснений, необходимых для выяснения санитарного состояния объектов и проведения эпидемиологического анализа состояния здоровья населения;
и) производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для гигиенической экспертизы, лабораторных исследований, проводить необходимые лабораторные и инструментальные исследования непосредственно на объектах;
к) привлекать к осуществлению санитарного контроля специалистов других ведомств на договорной основе, а также представителей общественности.
Главные государственные санитарные врачи и их заместители при нарушении санитарного законодательства имеют право:
отклонять предпроектную и проектную документацию на отвод земельных участков, строительство, реконструкцию, расширение жилых, общественных, производственных и иных объектов, не отвечающую требованиям санитарных норм и правил;
приостанавливать эксплуатацию действующих производственных объектов, зданий культурно-бытового назначения, деятельность предприятий общественного питания и торговли, образовательных, лечебно-профилактических и санитарно-курортных учреждений, запрещать применение оборудования, инструментов, гидротехнических сооружений до устранения нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
приостанавливать строительство населенных пунктов, зданий и сооружений, реконструкцию и проведение отдельных видов работ на указанных объектах в случаях нарушения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, химических веществ, технологического оборудования, процессов и инструментария, продуктов питания и пищевого сырья, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующих излучений, биологических средств, тары, пластических, полимерных и других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, пищевыми продуктами и лекарственными средствами, изделий из них и других товаров народного потребления, не зарегистрированных в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, или в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;
запрещать применение химических веществ, средств и методов, используемых в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, при производстве и обработке пищевых продуктов, стимуляторов и регуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных, пестицидов, парфюмерно-косметической продукции в случае возникновения опасности вредного влияния их на здоровье людей до предоставления разработчиком научно-обоснованных данных о безопасности этих веществ и материалов;
запрещать использование воды, признанной непригодной к употреблению для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
временно отстранять от работы лиц, нарушающих санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы.
Приостановление деятельности субъектов предпринимательства осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
Статья 28. Обжалование постановлений главных
государственных санитарных врачей и их заместителей
Обжалование постановлений о наложении административных штрафов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 29. Ответственность за нарушение
санитарного законодательства
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности, должностные и другие лица несут дисциплинарную и административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан за:
1) химическое, физическое, биологическое и другие загрязнения почвы, атмосферного воздуха, пищевых продуктов, воздуха рабочей зоны, открытых и подземных источников водоснабжения, водоемов и прибрежной полосы водохранилищ, используемых населением для культурно-бытовых целей;
2) разработку нормативно-технической документации по обеспечению охраны здоровья, санитарно-эпидемического благополучия и радиационной безопасности населения без учета санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
3) разработку нормативно-технической документации по внедрению технологического оборудования, процессов и инструментария, производству и применению новых видов сырья, продуктов питания и пищевого сырья, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующего излучения, химических веществ и продуктов, биологических средств, тары, других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, пищевыми продуктами и лекарственными средствами, изделий из них, парфюмерно-косметической продукции и других товаров народного потребления, медицинских и иммунобиологических препаратов без согласования с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан;
4) проектирование, строительство, реконструкцию зданий и сооружений, систем водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, гидротехнических сооружений, других объектов без соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и без согласования с органами государственного санитарного надзора;
5) использование земельного участка для нового строительства, реконструкции, расширения объектов без согласования с органами государственного санитарного надзора;
7) несоблюдение требований к качеству пищевого сырья и продуктов, использование в пищу продуктов, содержащих радионуклиды, токсические, биологические, химические и другие вещества и соединения, опасные для жизни и здоровья людей выше установленных гигиенических нормативов;
8) нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при производстве, хранении, транспортировке и реализации пищевого сырья и продуктов питания;
9) применение тары, материалов, контактирующих с пищевым сырьем, продуктами питания и лекарственными средствами, кормовых добавок без разрешения органов государственного санитарного надзора;
10) нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при поставке, реализации и использовании импортных технологий, материалов, сырья и продукции;
11) необеспечение соответствия качества воды, подаваемой централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, гигиеническим требованиям;
12) необеспечение соответствия санитарным нормам и требованиям качества воды водоемов, используемых для хозяйственно-бытовых целей;
13) нарушение санитарных правил содержания населенных пунктов и территорий, накопления, хранения, транспортировки и утилизации промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно-бытовых отходов, в том числе радиоактивных и токсических веществ;
14) нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по охране атмосферного воздуха;
15) несоблюдение санитарных норм, правил и нормативов в образовательных учреждениях всех типов, в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения и иных учреждениях и предприятиях;
16) нарушение норм радиационной безопасности и санитарных правил при работе с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, а также при захоронении радиоактивных отходов;
17) невыполнение мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации инфекционных, паразитарных заболеваний;
18) необоснованный отказ в проведении санитарно-гигиенической, медицинской, биологической, технической, социологической и иных специальных экспертиз по направлениям органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы;
19) допуск к работе лиц, не прошедших медицинские осмотры или признанных непригодными к труду по состоянию здоровья;
20) непрохождение обязательных медицинских осмотров или нарушение сроков прохождения их отдельными категориями работников;
21) неисполнение предписаний, заключений и постановлений органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
22) уклонение от представления материалов, необходимых для выявления санитарно-гигиенического состояния, эпидемической ситуации и радиационной обстановки на объекте;
23) срыв пломб и возобновление работ на объектах, закрытых органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;
24) нарушение требований законодательства об обязательном гигиеническом обучении некоторых категорий рабочих и служащих, а также лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Суммы административных штрафов поступают в противоэпидемические фонды Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
Статья 31. Возмещение материального ущерба
в результате нарушения санитарных норм, правил
и гигиенических нормативов
Предприятия, учреждения, организации, объединения независимо от форм собственности и отдельные лица, виновные в нарушении санитарного законодательства, обязаны возместить материальный ущерб, связанный с нарушением здоровья, затратами на лечение и восстановление здоровья потерпевших, проведение лечебно-профилактических, санитарно- противоэпидемических мероприятий в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Если международными договорами Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международных договоров.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",
1992 г., N 9, ст. 355