ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Среднее образование /

Положение о внешкольном учреждении (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 18.02.1995 г. N 59)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 18.02.1995 г. N 59



ПОЛОЖЕНИЕ

о внешкольном учреждении


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Внешкольные учреждения являются составной частью системы народного образования и предназначены для получения дополнительного образования.


2. Внешкольные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Законом "Об образовании", другими законодательными актами и настоящим Положением.

Специфика деятельности детских школ музыки и искусства и детских школ "Баркамол авлод" определяется отдельными постановлениями Кабинета Министров.

3. На основе настоящего Положения в каждом внешкольном учреждении разрабатывается свой Устав с учетом региональных особенностей, профиля (названия) учреждения, перспектив его развития, норм, правил и традиций коллектива, материально-технического состояния, финансового обеспечения и программы деятельности. Устав утверждается вышестоящим органом народного образования. В нем не могут быть изменены цели и основные задачи внешкольного учреждения, ограничены права учащихся и педагогических работников.



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


1. Главными задачами внешкольного учреждения являются:

реализация государственной политики в области внешкольного образования с целью формирования всесторонне развитой творческой личности;

систематическое обновление содержания внешкольного образования, отвечающего потребностям различных возрастных групп учащихся, населения;

реализация концепции внеклассной и внешкольной воспитательной работы для получения дополнительного образования и подготовки к деятельности в новых социально-экономических условиях;

приобщение учащихся к культуре, отражающей богатство общечеловеческих и народных ценностей;

формирование потребности в получении дополнительных знаний, навыков и их дальнейшее обогащение;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого подростка;

воспитание отношения к труду как высшей ценности жизни;

развитие потребности в творческом подходе к любым формам деятельности;

совершенствование механизма взаимодействия с другими учреждениями народного образования;

совершенствование учебно-воспитательной и методической работы с целью повышения качества обучения и воспитания кружковцев.


2. Внешкольные учреждения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляют следующие функции:

предоставляют всем учащимся в основном от 6 до 18 лет равные возможности для разностороннего развития и самоопределения в сфере свободного времени;

создают условия для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся, их самообразования и творческого труда;

совместно с местными органами власти осуществляют меры по укреплению материально-технической базы внешкольного учреждения;

изучают потребность и, в соответствии с этим, открывают кружки по интересам детей, направленные на развитие творческого потенциала личности;

дают дополнительное образование по основам наук;

обучают детей традиционным национальным видам искусств и ремесел;

организуют и проводят среди учащихся соревнования, слеты туристов, смотры технического и художественного творчества и другие мероприятия, направленные на выявление, рост юных талантов и развитие личности.



III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. В целях более полного удовлетворения индивидуальных потребностей, профессиональной ориентации, организации свободного времени и отдыха детей и подростков государственные органы, предприятия различных форм собственности, общественные объединения и граждане могут создавать внешкольные учреждения культурно-эстетического, естественно-научного, технического, опытно-натуралистического, туристско-краеведческого и других направлений.


2. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "Об образовании" внешкольные учреждения открываются во всех территориальных делениях (поселок, район, город, область, республика) по решению соответствующего хокимията. Внешкольное учреждение может действовать как самостоятельно, так и в структуре научно-производственного и учебно-воспитательного комплекса (центра).


3. Коллектив внешкольного учреждения самостоятельно разрабатывает программу его деятельности с учетом особенностей социально-экономического развития региона, существующей сети внешкольных учреждений. Утверждает структуру и штатное расписание в пределах единого фонда оплаты труда.


4. Основная деятельность учащихся во внешкольном учреждении осуществляется в равновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и т.п.).

Занятия могут проводиться как по программам одного, двух профилей, так и по комплексным, сквозным (этика, театр, искусство, музыка, спорт и др.), индивидуально, по группам, всем творческим объединениям. Ведется индивидуальная работа с детьми с инвалидностью по месту жительства.

5. Цели, задачи и содержание объединения строятся на педагогически обоснованном выборе руководителей, форм, средств и методов работы, учебных планов и программ, разрабатываемых Министерством народного образования Республики Узбекистан. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые учебно-методическим советом Республиканского учебно-методического центра (РУМЦ).


6. С разрешения администрации в работе объединений могут участвовать родители совместно с учащимися (помимо основного состава) при наличии свободных рабочих мест и согласия руководителя кружка.


7. Кружки, в зависимости от требований программ, организуются как на весь учебный год, так и на более короткие сроки.

Комплектование кружков начинается в мае и заканчивается, в основном, 10 сентября текущего года. Занятия кружков начинаются не позднее 15 сентября текущего года и заканчиваются, как правило, 25 мая следующего года.

Расписание занятий объединений составляется администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Для занятий кружков 1-го года обучения всех профилей предусматривается 4 академических часа в неделю, 2-го и последующих - 6 академических часов в неделю. Для детей 6-летнего возраста занятия в кружке проводятся в течение 35 минут не более 2-х академических часов в неделю.

В связи с особенностями программы туристско-краеведческих кружков 1 и 2-го и последующих годов обучения предусматривается 6 академических часов в неделю.

В состав каждого кружка 1-го года обучения должно входить не менее 10, а второго и последующих лет - не менее 8 человек.

Данное количество учащихся в группе считается минимально допустимым. Внешкольное учреждение может увеличить число кружковцев в зависимости от специфики профиля кружка (ВИА, хоровой, танцевальный и т.д.), а также проводить индивидуальную работу с особо одаренными детьми при наличии углубленных авторских программ.


8. В период каникул внешкольное учреждение организует разнообразную массовую работу с учащимися и их родителями, представляя им все имеющиеся возможности для полноценного досуга и отдыха (в т.ч. кружковые, секционные, студийные и другие занятия с новыми переменными составами учащихся, на базе загородных лагерей, с дневным пребыванием), по месту жительства детей и подростков, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, экспедиции, соревнования. В летнее время внешкольное учреждение может открывать профильные лагеря и туристические базы для учащихся.


9. Внешкольное учреждение может организовать филиалы на базе других учебно-воспитательных учреждений, на предприятиях, в организациях, по месту жительства детей и подростков.


10. Для развития и поддержки устойчивых интересов учащихся, их одаренности и самоопределения в будущей профессии внешкольное учреждение проводит совместную работу с научными, исследовательскими, творческими организациями, создавая на своей и их базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, создает научные объединения учащихся.


11. Внешкольное учреждение, обладающее материально-техническими и кадровыми условиями, по согласованию с органами народного образования может осуществлять производственную практику учащихся во внешкольном учреждении.


12. В соответствии с Положением об аттестации и аккредитации учреждений народного образования внешкольное учреждение, получив сертификат, имеет право выдавать документ о дополнительном образовании и присвоении квалификации по профессии.


13. Внешкольное учреждение организует и проводит различные региональные, городские, районные, сельские очно-заочные массовые мероприятия: праздники, соревнования, олимпиады, осуществляет поиск современных форм работы; поддерживает социально значимые инициативы и движения.


14. Республиканские, областные, городские (с районным делением) внешкольные учреждения ведут работу по оказанию методической помощи всем категориям работников внешкольных учреждений, совместно с институтом усовершенствования учителей обеспечивают повышение квалификации их работников, ведут работы по созданию и совершенствованию программ кружков и клубов школ и внешкольных учреждений на основе передового опыта, разрабатывают методические рекомендации.



IV. ВОСПИТАННИКИ ВНЕШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ


1. Воспитанники внешкольных учреждений являются членами коллектива, принимают участие в решении учебных, воспитательных задач, в организации своего досуга и отдыха.

Воспитанники внешкольных учреждений имеют право:

заниматься в нескольких кружках (объединениях), менять их в течение года;

пользоваться учебно-производственной и культурно-спортивной базой внешкольного учреждения;

избирать и быть избранными в органы коллективного руководства внешкольным учреждением;

участвовать в работе трудовых объединений, в том числе действующих на принципах хозяйственного расчета, кооперативных форм хозяйствования;

вносить предложения по улучшению деятельности внешкольного учреждения.


2. Учащиеся внешкольного учреждения обязаны:

соблюдать дисциплину и порядок, установленные во внешкольном учреждении;

развивать свои творческие способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.



V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

ИЛИ ЛИЦ, ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ


Родители или лица, их заменяющие, имеют право:

выбирать для своих несовершеннолетних детей типы внешкольных учреждений и язык обучения;

требовать от администрации внешкольного учреждения создания необходимых условий, соответствующих уставу внешкольного учреждения; уважительного отношения к личности ребенка;

участвовать в управлении внешкольным учреждением.


Родители или лица, их заменяющие, обязаны:

заботиться о физическом и психическом здоровье детей;

относиться с уважением к достоинству ребенка, воспитывать у него трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к Отечеству, к старшим по возрасту, к государственному и родному языкам, к семье, национальным, историческим и культурным ценностям;

воспитывать уважение к законам, праву, свободе человека;

создавать необходимые условия для занятия детей во внешкольном учреждении.

На родителей возлагается равная ответственность за воспитание и развитие ребенка.



VI. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


1. Деятельность работников внешкольных учреждений направлена на развитие личности учащихся, их общей культуры, активности, самостоятельности, ответственности, сознательной дисциплины, организованности и порядка.


2. Замещение должностей во внешкольных учреждениях осуществляется путем заключения письменного трудового договора в соответствии с постановлением Министерства труда и Совета Федерации профсоюзов Узбекистана от 6 января 1994 г. N 1/1 (30-22). В соответствии с действующим законодательством по труду, проводится периодическая аттестация руководителей кружков.

Педагогические работники внешкольных учреждений имеют право:

участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности внешкольных учреждений;

самостоятельно определять форму проведения занятий, средства и методы обучения и воспитания учащихся;

разрабатывать оригинальные, творческие программы кружковых занятий;

разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательной и методической работы;

избирать и быть избранным в органы коллективного управления внешкольного учреждения.

Педагогические работники внешкольных учреждений обязаны:

на высоком профессиональном уровне вести учебно-воспитательную работу, активно участвовать в совершенствовании содержания образования и создании средств обучения;

строить свои взаимоотношения с учащимися, воспитывать их в духе преданности идеалам государства;

непрерывно повышать свой теоретический уровень, педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию;

осуществлять систематическую работу с родителями учащихся и лицами, их заменяющими.



VII. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШКОЛЬНЫМ

УЧРЕЖДЕНИЕМ


1. Руководит внешкольным учреждением директор, назначаемый вышестоящим органом народного образования.

Директор не менее одного раза в квартал представляет соответствующему сходу граждан отчет о своей деятельности

2. Управление государственными внешкольными учреждениями осуществляется при участии учащихся, педагогических работников, сотрудников, родителей, других представителей общественности.


3. Высшим органом самоуправления внешкольного учреждения является собрание (конференция) коллектива.

Делегаты с правом решающего голоса избираются собраниями педагогических работников, учащихся среднего и старшего возраста, а также родителей.


4. Общее собрание коллектива:

избирает прямым тайным голосованием совет внешкольного учреждения, его председателя, определяет срок их полномочия;

принимает устав внешкольного учреждения и вносит в него необходимые изменения;

утверждает основные направления совершенствования и развития внешкольного учреждения, повышения качества и эффективности его деятельности;

при необходимости создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы внешкольного учреждения и устанавливает их полномочия.

Общее собрание коллектива проводится не реже одного раза в год.


5. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников во внешкольном учреждении создается методический совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников.

Методический совет обсуждает различные варианты содержания деятельности (учебные планы, программы, учебные пособия и т.п.), ее формы и методы, способы реализации, организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта, принимает решения по всем другим вопросам профессиональной деятельности педагогических работников.

При методическом совете могут создаваться секции, объединения по направлениям работы.

Председатель методического совета избирается коллективом педагогических работников.



VIII. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА


1. Финансирование государственных внешкольных учреждений осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, средств предприятий, объединений, организаций, отдельных лиц и дополнительных источников.

Внешкольные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям платные услуги, а также заниматься иными видами коммерческой деятельности, не запрещенной действующим законодательством.


2. Дополнительными источниками средств внешкольного учреждения являются:

выручка от реализации продукции, изделий, выполненных учащимися и педагогическими работниками;

выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования в свободное от основных занятий время;

выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и т.д.;

поступления средств от министерств, предприятий, учреждений, общественных организаций за услуги по повышению квалификации педагогических кадров внешкольных учреждений и других ведомств;

добровольные взносы и передаваемые ценности от государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан;

прочие поступления.

Все поступившие из различных источников средства, кроме денежных сумм, предназначенных конкретным исполнителям по трудовым соглашениям, составляют доход внешкольного учреждения.


3. К дополнительным работам (платным услугам) относятся услуги и работы, оказываемые сверх основной программы деятельности внешкольного учреждения.

Выполнение договорных работ (платных услуг) производится в основном по профилю конкретного внешкольного учреждения.

Платные услуги не могут осуществляться взамен основной бесплатной деятельности с детьми, подростками и юношеством, финансируемой из Государственного бюджета Республики Узбекистан (не за счет снижения уровня бесплатного обслуживания). При этом платные услуги не могут осуществляться, если показатели основной деятельности снижаются.

Контроль уровня бесплатного обслуживания осуществляется соответствующим органом народного образования.

Внешкольное учреждение по мере возможности, наличия свободных помещений, рабочих мест, оборудования и т.д. может осуществлять платные услуги в соответствии с профилем.

Выполнение договорных работ (платных услуг, реализация продукции, сдача в аренду помещений, сооружений, оборудования) в свободное от основной деятельности с учащимися время, проводится по тарифам и ценам, утвержденным в установленном порядке прейскурантом, а при отсутствии таковых по договорным тарифам и ценам.

Установление вышестоящими органами плановых заданий на работы (сельхозпродукцию) и платные услуги не допускается.

Суммы бюджетных ассигнований внешкольному учреждению в случае оказания им дополнительных работ (платных услуг) не уменьшаются, а поступающие из различных источников средства включаются в общий доход учреждения и составляют его фонд финансовых средств.


4. Внешкольное учреждение может использовать банковский кредит.

Краткосрочный кредит выдается на развитие и укрепление материально-технической базы внешкольного учреждения. Долгосрочный кредит предоставляется на цели производственного (научно-технического) и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития.


5. Внешкольному учреждению предоставляется право решать следующие вопросы организации и оплаты труда:

устанавливать работникам надбавки за сохранение основного состава учащихся в объединениях, творческие достижения, высокое качество проводимых мероприятий, выполнение особо важных работ. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышение качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учреждения.

Указанные надбавки уменьшаются либо отменяются полностью при ухудшении качества работы, снижении наполняемости объединений и других показателей, невыполнении учебных планов и программ;

устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничений размеров этих доплат в соответствии с перечнем совмещенных профессий (должностей) за счет и в пределах фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда);

применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряды, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда, а также гибкие режимы труда.

Условия и порядок премирования педагогических и других работников определяются советом трудового коллектива по согласованию с профсоюзной организацией.

Надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе и размеры премий руководителю внешкольного учреждения утверждаются решением вышестоящего органа управления.

На премирование работников учреждения, а также на установление им различного рода доплат (надбавок) не могут быть направлены средства, предназначенные на оплату труда учащихся.


6. Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета во внешкольном учреждении определяется действующим законодательством.

Бухгалтерский учет по усмотрению совета внешкольного учреждения может проводиться самостоятельно или совместно с другими внешкольными учреждениями, учебным заведениями, организациями и предприятиями, а также через централизованную бухгалтерию.


7. Документация внешкольного учреждения ведется в соответствии с типовой инструкцией, утвержденной Министерством народного образования Республики Узбекистан.


8. Материально-техническая база внешкольных учреждений включает землю, строения, лаборатории, библиотеки, спортивные сооружения, коммуникации, машины и оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое используется для обучения и воспитания.

Материально-техническая база внешкольных учреждений развивается за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также дополнительных источников финансирования.


IX. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ

СОТРУДНИЧЕСТВЕ


В порядке, установленном законодательством, внешкольные учреждения участвуют в международном сотрудничестве по проблемам внешкольного воспитания и образования, имеют право по согласованию с вышестоящим органом народного образования устанавливать прямые связи с учебными заведениями и научными учреждениями зарубежных стран.

В пределах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, внешкольные учреждения могут участвовать во внешнеэкономической деятельности и вправе иметь валютные средства.





























Время: 0.1566
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск