Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / По гражданским делам / Вопросы процессуального характера /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 03.02.2006 г. N 3 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с применением Земельного кодекса"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.02.2006 г.

N 3



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА


Основные задачи земельного законодательства, как определено Земельным кодексом Республики Узбекистан, состоят в регулировании земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущего поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укреплении законности в этой сфере.

Обобщение практики рассмотрения судами дел по земельным спорам показало, что суды в основном правильно применяют нормы Земельного кодекса Республики Узбекистан. Вместе с тем в отдельных случаях допускаются ошибки при определении подсудности, при разрешении споров о праве на земельный участок и его прекращении, определении порядка пользования земельным участком.

В целях устранения указанных выше недостатков, а также обеспечения правильного применения судами положений Земельного кодекса Республики Узбекистан при разрешении земельных споров, руководствуясь статьей 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что правильное разрешение дел, связанных с применением Земельного кодекса Республики Узбекистан, имеет важное значение для защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.


2. Под земельными правоотношениями следует понимать правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, предоставлением земельных участков юридическим и физическим лицам, осуществлением и защитой права владения и пользования земельными участками и иных вещных прав.


3. Обратить внимание судов, что жалобы на решения и действия (бездействие) органов государственного управления, административных органов и их должностных лиц, нарушающие права граждан в сфере земельных правоотношений подведомственны административным судам.

6. В порядке искового производства рассматриваются следующие вытекающие из земельных правоотношений споры:

о признании недействительными актов компетентных органов об изъятии земельного участка и взыскании причиненных в связи с этим убытков;

о взыскании убытков в связи с изъятием, выкупом земельного участка для государственных или общественных нужд;

об изъятии земельного участка, используемого не по назначению либо с нарушением земельного законодательства;

об установлении или прекращении сервитута;

об устранении нарушений, не связанных с правом пользования или владения земельным участком;

об определении порядка пользования и разделе земельного участка совместного владения или пользования;

об изъятии земельного участка из чужого незаконного владения;

о прекращении прав на земельные участки;

о возмещении убытков владельцам, пользователям, арендаторам и собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных статьями 86 и 87 Земельного кодекса Республики Узбекистан;

связанные с договорами аренды земельного участка и другие.


8. В стадии подготовки к судебному разбирательству дел по земельным спорам судья в соответствии со статьями 201, 204 ГПК должен истребовать необходимые документы, относящиеся к предмету спора, определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.

9. Стороны по делам, связанным с владением и пользованием юридическими и физическими лицами земельным участком, должны представить суду документы о праве на земельный участок.

Документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок;

документы, указанные в приложении N 1 к Инструкции "О порядке государственной регистрации прав на земельные участки в Республике Узбекистан", зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 мая 1999 года.


10. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями части 5 статьи 10 и статьи 21 Земельного кодекса Республики Узбекистан, при невозможности раздела земельного участка, он признается земельным участком совместного владения или пользования несколькими юридическими и физическими лицами, что отражается в государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними.

11. При разрешении споров о разделе и определении порядка пользования земельным участком совместного владения или пользования, а также определении границ земельного участка, суд, согласно части четвертой статьи 22 Земельного кодекса Республики Узбекистан, должен исходить из заключения государственного земельного кадастра или земельной экспертизы о возможности раздела земельного участка либо определения порядка пользования пропорционально долям. При отсутствии возможности разграничения земельного участка совместного владения или пользования пропорционально принадлежащим сторонам долям в праве собственности на домостроение, суд исходит из сложившегося порядка пользования земельным участком.

В силу требований части 4 статьи 62 Земельного кодекса Республики Узбекистан, не допускается раздел земельного участка, при котором та или иная часть участка или находящееся на нем строение лишаются коммунального обслуживания (освещения, канализации, трубопровода, оросительных устройств и т.п.), а их владельцы или пользователи - самостоятельного прохода или проезда.


12. При разрешении споров о праве владения или определении порядка пользования земельным участком совместного владения или пользования, возникших после того, как порядок пользования земельным участком ранее был определен между совладельцами, судам следует иметь в виду, что:

увеличение одним из совладельцев своей доли в общей собственности на жилой дом путем пристройки, надстройки или перестройки само по себе не является основанием для изменения размеров земельного участка совместного владения или пользования;

в случае отчуждения части жилого дома одним из собственников другому, в том числе, перехода его части в результате наследования, дарения и иным образом, порядок пользования может быть определен вновь, если при этом не будут ущемлены права других совладельцев;

если один из собственников жилого дома произвел отчуждение принадлежащей ему части строения в пользу третьего лица, то ранее установленный порядок пользования земельным участком будет обязателен и для нового собственника.


13. В резолютивной части решения по спорам о разделе или определении порядка пользования земельным участком совместного владения или пользования, суды должны указывать:

размеры и границы участков, передаваемых каждой из сторон; размеры и границы земельных участков совместного владения или пользования; размеры и границы проходов через участки к жилому дому, подсобным строениям и другие заслуживающие внимание обстоятельства.


14. Разрешая споры, связанные с прекращением прав на земельные участки, суды должны учитывать, что прекращение прав на земельные участки допускается лишь в случаях, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан.

При решении вопроса о законности и обоснованности решений компетентных органов об изъятии земельного участка на основании пунктов 6 - 11 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан, суды должны обращать внимание на соблюдение ими требований статьи 38 этого кодекса.


15. В соответствии с требованиями части 6 статьи 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан, в случае совершения владельцем, пользователем, арендатором и собственником земельного участка действий, явно свидетельствующих о его отказе от прав на земельный участок (отъезд за границу, неиспользование земельного участка свыше установленных сроков), этот земельный участок принимается на учет как бесхозяйное имущество в порядке, установленном законодательством. Указанное обстоятельство не влечет за собой прекращения предусмотренных статьей 40 Земельного кодекса Республики Узбекистан обязанностей владельца, пользователя арендатора и собственника этого земельного участка до его предоставления другому лицу, но не более года с момента отказа или со дня государственной регистрации как бесхозяйного имущества.


16. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Республики Узбекистан, сервитут устанавливается по соглашению между лицами, требующими установления сервитута, и владельцем, пользователем, арендатором, собственником чужого земельного участка. При недостижении ими согласия, сервитут в ограниченном порядке устанавливается решением суда по иску пользователя. При рассмотрении дел об установлении сервитута и его условий, суды должны привлекать к участию в деле соответствующие компетентные органы и получать их заключение об установлении сервитута. Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации и сохраняется при переходе земельного участка другому лицу. Установленный сервитут может быть прекращен в случаях прекращения оснований, по которым он был установлен.


17. При рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений компетентного органа об изъятии, выкупе земельного участка для государственных и общественных нужд, суды должны учитывать, что таковое изъятие допустимо в целях и соблюдении правил и гарантий, установленных статьями 37 и 41 Земельного кодекса Республики Узбекистан.

18. Разъяснить судам, что в соответствии частью 3 статьи 91 Земельного кодекса Республики Узбекистан, возврат самовольно захваченного земельного участка, находящегося в ведении государства, осуществляется по решению хокима соответствующего района, города, области. При самовольном захвате земельного участка, принадлежащего юридическому или физическому лицу, возврат земельного участка владельцу, пользователю, арендатору или собственнику из чужого незаконного владения, производится по решению суда.

Под самовольным захватом земельного участка следует понимать занятие земельного участка без решения компетентного органа, установления границ на местности, составления планов отвода и описаний земельного участка и без государственной регистрации документов, удостоверяющих право на земельный участок.


19. Обратить внимание судов, что убытки (включая упущенную выгоду), причиненные владельцу, пользователю, арендатору и собственнику земельного участка, возмещаются причинителем вреда в полном объеме в порядке и случаях, предусмотренных статьями 86 и 87 Земельного кодекса Республики Узбекистан, с соблюдением норм гражданского законодательства об общих основаниях ответственности за причинение вреда.

21. Рекомендовать Суду Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому судам регулярно обобщать судебную практику по делам о земельных спорах.


Исполняющий обязанности

Председателя Верховного суда                                         Н. Ташматов



Исполняющий обязанности

секретаря Пленума, Судья Верховного суда                  М. Хасанов



"Бюллетень Верховного суда Республики Узбекистан",

2006 г., N 1






































Время: 0.1696
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск