язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Промышленность/ Промышленная безопасность ОПО. Техническое регулирование/ Закон Республики Узбекистан от 28.09.2006 г. N ЗРУ-57 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Принят Законодательной палатой 29.06.2006 г., одобрен Сенатом 25.08.2006 г.)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.09.2006 г.

N ЗРУ-57



О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ОБЪЕКТОВ


Принят Законодательной палатой 29 июня 2006 года

Одобрен Сенатом 25 августа 2006 года


    

Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность).



Статья 2. Законодательство о промышленной безопасности


Законодательство о промышленной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о промышленной безопасности, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Промышленная безопасность. Авария и инцидент


Промышленной безопасностью является состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и их последствий.

Аварией на опасных производственных объектах является разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Инцидентом на опасных производственных объектах является отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований, содержащихся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности.



Статья 4. Опасные производственные объекты


К опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:


1) используются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

вещества, способные образовывать взрывопожароопасную среду;

вредные вещества, относящиеся по степени воздействия на живой организм к I, II и III классам опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным), в соответствии с утвержденными стандартами;

взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

отходы производства, содержащие вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека и окружающей среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре, превышающей температуру кипения рабочей жидкости при нормальном атмосферном давлении;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.


Статья 5. Учет и идентификация

опасных производственных объектов


Опасные производственные объекты подлежат обязательному учету в государственном реестре опасных производственных объектов специально уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Порядок учета и ведения государственного реестра опасных производственных объектов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии со статьей 4 настоящего Закона в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 6. Государственное регулирование

в области промышленной безопасности


Государственное регулирование в области промышленной безопасности осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан, специально уполномоченный государственный орган, а также другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности.

Государственное регулирование в области промышленной безопасности включает:

установление требований промышленной безопасности;

государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности;

сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

лицензирование отдельных видов деятельности;

экспертизу промышленной безопасности;

другие меры в соответствии с законодательством.



Статья 7. Требования промышленной безопасности


Требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.



Статья 8. Требования промышленной безопасности

к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию

опасного производственного объекта


Для осуществления строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта необходимо наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации.

Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменение проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, осуществляют авторский надзор в установленном порядке.

Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке. В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяется соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.



Статья 9. Требования промышленной безопасности

к эксплуатации опасного производственного объекта


Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, соответствующих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников опасных производственных объектов;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственным процессом в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьей 15 настоящего Закона, а также проведение диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию специально уполномоченного государственного органа или других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;

предотвращать несанкционированное проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать и утверждать декларацию промышленной безопасности в установленном порядке;

выполнять приказы, постановления и предписания специально уполномоченного государственного органа и других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта в случае аварии или инцидента, а также при обнаружении иных обстоятельств, отрицательно влияющих на промышленную безопасность;

участвовать в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению причин, приведших к аварии, и их профилактике;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по их устранению и профилактике;

своевременно информировать в установленном порядке специально уполномоченный государственный орган, другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности, органы государственной власти на местах, а также органы самоуправления граждан и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников опасных производственных объектов в случае аварии;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.


Статья 10. Требования промышленной безопасности

к работникам опасного производственного объекта


Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать требования, содержащиеся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно информировать соответствующих лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

приостанавливать работы в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте в установленном порядке;

участвовать в проведении работ по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте в установленном порядке.



Статья 11. Требования промышленной безопасности

по готовности к действиям по локализации и ликвидации

последствий аварии на опасном производственном объекте


Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

заключать с соответствующими профессиональными аварийно-спасательными службами договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством, создавать собственные аварийно-спасательные службы или нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте в соответствии с законодательством;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий на случай аварии на опасном производственном объекте, а также поддерживать указанные системы в исправном состоянии.


Статья 12. Государственный надзор за соблюдением

требований промышленной безопасности


Государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется в целях проверки выполнения требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

Государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляет специально уполномоченный государственный орган, а также другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности.


Статья 13. Сертификация технических устройств,

применяемых на опасном производственном объекте


Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством порядке.


Статья 14. Лицензирование отдельных видов деятельности

в области промышленной безопасности


Лицензирование отдельных видов деятельности в области промышленной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством.


Статья 15. Экспертиза промышленной безопасности


Экспертизой промышленной безопасности является оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке подлежат:

проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и сооружения на опасном производственном объекте;

декларация промышленной безопасности и другие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие в установленном порядке аккредитацию на ее проведение, за счет средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект или предполагающей его эксплуатацию.

Результатом экспертизы промышленной безопасности является заключение экспертизы.

Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и выдачи заключения экспертизы устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 16. Техническое расследование причин аварии

на опасном производственном объекте


По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин в порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом.

Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте проводится комиссией, возглавляемой представителем специально уполномоченного государственного органа. В состав указанной комиссии включаются:

представители органа государственной власти на местах, на территории которого располагается опасный производственный объект;

представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

представители других организаций в соответствии с законодательством.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники, а также другие организации и государственные органы в пределах своей компетенции обязаны предоставлять комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте необходимую информацию для осуществления ею своих полномочий.

Результаты технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте оформляются актом, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, допустившие эти нарушения, меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и предложения по предупреждению подобных аварий.

Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.


Статья 17. Образование государственной комиссии

по техническому расследованию причин аварии

на опасном производственном объекте


В случаях и порядке, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан, образуется государственная комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте.



Статья 18. Производственный контроль

за соблюдением требований промышленной безопасности


Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением установленных требований промышленной безопасности.

Порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в специально уполномоченный государственный орган или другие государственные органы, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности.


Статья 19. Декларация промышленной безопасности


В целях обеспечения защиты населения и территорий от аварий на опасных производственных объектах и информирования государственных органов, органов самоуправления граждан и населения о состоянии промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, разрабатывает декларацию промышленной безопасности.

Для опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в абзацах втором, третьем и четвертом пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, в количествах, равных или превышающих предельные нормы, установленные Кабинетом Министров Республики Узбекистан, разработка декларации промышленной безопасности обязательна.

Декларация промышленной безопасности должна включать всестороннюю оценку риска аварии на опасном производственном объекте, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварии, обеспечению готовности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, утвердивший декларацию промышленной безопасности, несет ответственность в установленном порядке за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается и представляется государственным органам, общественным объединениям и гражданам в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 20. Обязательное страхование

ответственности за причинение вреда в случае аварии

на опасном производственном объекте.

Ответственность работодателя


Ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте подлежит обязательному страхованию в порядке, устанавливаемом законодательством.

Работодатель несет ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу работников опасного производственного объекта в соответствии с трудовым законодательством.


Статья 21. Ответственность за нарушение

законодательства о промышленной безопасности


Лица, виновные в нарушении законодательства о промышленной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.


Статья 22. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     И. Каримов



"Народное слово", 29 сентября 2006 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 39, ст. 386


"Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2006, N 9, ст. 499