ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Субъекты предпринимательства / Дочерние и зависимые хозяйственные общества /

Положение о государственных предприятиях (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.10.2006 г. N 215)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 16.10.2006 г. N 215



ПОЛОЖЕНИЕ

о государственных предприятиях


   

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан и другими актами законодательства определяет правовое положение государственного предприятия, особенности создания и деятельности государственного предприятия, его филиалов и представительств, права и обязанности учредителя, исполнительного органа, имущественные отношения между государственным предприятием и его учредителем.


2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:


государственное предприятие - коммерческая организация в форме государственного унитарного предприятия, образованная на базе находящегося в государственной собственности имущества, переданного ему в оперативное управление, которая в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (или по его поручению - уполномоченного им государственного органа-учредителя) и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им;


учредитель государственного предприятия (далее - учредитель) - Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченные им государственные органы.

3. Государственное предприятие обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, в том числе валютные, эмблему, штампы и бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, с указанием его фирменного наименования на государственном языке. Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать слова "давлат корхонаси".

Государственное предприятие может от своего имени в порядке, установленном законодательством, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.


4. Государственное предприятие c согласия учредителя может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законодательством допускается участие юридических лиц.

Государственное предприятие не вправе быть учредителем другого государственного предприятия.


II. ОСОБЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


6. Государственные унитарные предприятия могут создаваться в исключительных случаях только по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

7. Государственное предприятие создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено решением о его создании.


8. Учредительным документом государственного предприятия является устав, утвержденный учредителем и зарегистрированный в соответствующих государственных органах в установленном законодательством порядке.


9. Устав государственного предприятия должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование, местонахождение (почтовый адрес);

предмет и цели деятельности;

порядок управления деятельностью государственного предприятия;

размер уставного фонда, порядок и источники его формирования;

порядок увеличения и уменьшения уставного фонда;

условия распоряжения имуществом, в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения;

порядок распределения дохода (прибыли) и возмещения убытков;

порядок образования резервного и иных фондов;

права, обязанности и ответственность наблюдательного совета и руководителя;

порядок составления, проверки и утверждения годовых отчетов;

комитеты, создаваемые в структуре наблюдательного совета и их задачи;

порядок реорганизации и ликвидации государственного предприятия.

Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие законодательству.


10. В недельный срок после государственной регистрации, оформления соответствующих кадастровых документов государственные предприятия представляют соответственно в Агентство по управлению государственными активами или его территориальный орган копии:

решения о создании государственного предприятия;

зарегистрированного устава предприятия.

В недельный срок после завершения формирования уставного фонда указанные предприятия также представляют соответственно в Агентство по управлению государственными активами или его территориальный орган копии актов приема-передачи государственного имущества.

11. Изменения в устав государственного предприятия вносятся по решению учредителя и подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Государственное предприятие в недельный срок после регистрации внесенных в устав изменений и дополнений обязано уведомить об этом соответственно Агентство по управлению государственными активами или его территориальный орган.


II-I. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

11-1. Органами управления государственного предприятия являются учредитель, наблюдательный совет и исполнительный орган (руководитель).

Деятельность наблюдательного совета, требования, предъявляемые к его членам, регулируются настоящим Положением и положением о наблюдательном совете предприятия, утверждаемым решением учредителя.



III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕДИТЕЛЯ


12. Учредитель имеет право в установленном законодательством порядке:

определять цели, предмет, виды деятельности государственного предприятия;

вносить изменения и дополнения в устав учрежденного им государственного предприятия;

досрочно прекратить трудовой договор с руководителем государственного предприятия в порядке, установленном трудовым законодательством;

принимать решение о реорганизации или ликвидации государственного предприятия, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы;

обращаться в суд с иском о признании сделки с имуществом государственного предприятия недействительной;

изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственного предприятия и распорядиться им;

при необходимости, вносить в Кабинет Министров предложения по приватизации или разгосударствлению государственного предприятия;

предъявлять иск о взыскании убытков, причиненных государственному предприятию, к руководителю государственного предприятия и членам наблюдательного совета;

создавать наблюдательный совет, назначать и досрочно прекращать полномочия его членов;

на получение части чистой прибыли государственного предприятия, распределяемой в срок не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года, кроме отчислений, направляемых в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

13. Учредитель обязан:

назначить руководителя государственного предприятия, заключить с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством;

в течение трех месяцев с момента государственной регистрации государственного предприятия сформировать его уставный фонд путем передачи ему в оперативное управление государственного имущества;

ежегодно утверждать бизнес-план предприятия, предусматривающий показатель оценки эффективности деятельности исполнительного органа, не менее одного раза в год заслушивать отчет исполнительного органа о ходе его выполнения;

согласовывать соответственно с Агентством по управлению государственными активами или его территориальным органом решение о выдаче исполнительному органу государственного предприятия разрешения на распоряжение в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения имуществом, рыночная стоимость которого превышает тысячекратный размер базовой расчетной величины;

осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью, а также за отчуждением переданного предприятию государственного имущества;

ежегодное собрание государственных унитарных предприятий проводится не позднее чем через шесть месяцев по окончании года, а отчисления в государственный бюджет производятся не позднее чем через 60 дней с даты принятия решения о распределении чистой прибыли.


III-I. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО

СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

13-1. Наблюдательный совет государственного предприятия является органом управления предприятия и осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением регулирования вопросов, включенных настоящим Положением и уставом предприятия в круг полномочий учредителя.


13-2. Количество членов наблюдательного совета устанавливается уставом государственного предприятия и должно быть не менее трех человек, общее количество должно составлять нечетное число.

Наблюдательный совет назначается учредителем сроком на три года.


13-3. Наблюдательный совет имеет следующие полномочия:

вносить учредителю предложения по назначению и освобождению от должности руководителя государственного предприятия;

устанавливать квалификационные требования (образование, коммерческий, финансовый и отраслевой опыт и др.), предъявляемые к кандидатуре руководителя государственного предприятия;

назначать и освобождать от должности заместителей руководителя государственного предприятия;

утверждать положение о службе внутреннего аудита государственного предприятия, назначать сотрудников службы внутреннего аудита, освобождать их должности;

заслушивать отчеты руководителя и органов внутреннего контроля государственного предприятия, в том числе о закупках, произведенных предприятием;

рассматривать отчет о деятельности дочерних хозяйствующих обществ, а также филиалов (представительств), связанной и не связанной с основной (уставной) деятельностью государственного предприятия;

утверждать политику управления государственным предприятием;

вносить учредителю бизнес-план государственного предприятия для одобрения и утверждения, а также осуществлять контроль за его исполнением;

вносить изменения и дополнения в организационную структуру, программу развития, устав государственного предприятия, вносить учредителю предложения об отборе аудиторской организации и сумме оплаты за ее услуги, участии в других юридических лицах;

принимать решения о благотворительных пожертвованиях, в том числе о безвозмездном перечислении (получении) денежных средств учредителем и в рамках, установленных законодательством;

принимать решение о проведении аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия (за исключением обязательной аудиторской проверки), об определении аудиторской организации, установлении размера оплаты за ее услуги;

предварительно утверждать финансовые отчеты государственного предприятия;

создавать службу корпоративного консультанта, утверждать положение, определяющее порядок ее деятельности, и назначать корпоративного консультанта;

заключать крупные сделки, связанные с получением или отчуждением имущества государственного предприятия в случаях, установленных уставом государственного предприятия или решением учредителя, за исключением сделок, связанных с отчуждением зданий и сооружений (в том числе незавершенных строительством), а также акций (доли), принадлежащих государственному предприятию;

свободно пользоваться отчетами, документами и сведениями по любым вопросам, связанным с деятельностью предприятия, а также истребовать их для выполнения задач, возложенных на наблюдательный совет;

решение иных вопросов в соответствии с уставом государственного предприятия и положением о наблюдательном совете, а также актами законодательства.


13-4. Вопросы, относящиеся к полномочиям наблюдательного совета, не могут быть переданы для решения руководителю предприятия.


13-5. Член наблюдательного совета государственного предприятия обязан уделять необходимое время для выполнения возложенных на него функций, добросовестно выполнять возложенные на него обязанности и учитывать интересы государственного предприятия при принятии решения.

Наблюдательный совет государственного предприятия должен ежеквартально заслушивать отчет исполнительного органа о выполнении бизнес-плана предприятия и осуществлять контроль за его выполнением.


13-6. Члены наблюдательного совета несут ответственность перед учредителем в соответствии с актами законодательства.



IV. ИМУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


14. Имущество государственного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного учредителем за государственным предприятием на праве оперативного управления;

доходов государственного предприятия от своей деятельности, а также дивидендов по доле государственных предприятий в уставном капитале других обществ;

иных источников, не противоречащих законодательству.

Стоимость имущества государственного предприятия отражается в самостоятельном балансе предприятия.


15. Право оперативного управления государственным имуществом у созданного государственного предприятия возникает с момента подписания руководителем предприятия и учредителем акта приема-передачи.


16. Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками государственного предприятия.


17. Распоряжение имуществом государственного предприятия в следующих случаях осуществляется исполнительным органом государственного предприятия, по согласованию с учредителем:

реализация основных средств, сдача их в аренду;

приобретение акций (долей) хозяйственных обществ;

иное распоряжение имуществом, не соответствующее целям деятельности государственного предприятия.

При этом реализация зданий и сооружений (включая незавершенные строительством), а также акций (долей), принадлежащих государственному предприятию, осуществляется Агентством по управлению государственными активами.

Средства, поступившие от реализации зданий и сооружений (включая незавершенные строительством), а также акций (долей), принадлежащих государственному предприятию, независимо от источников их приобретения, распределяются Агентством по управлению государственными активами в установленном законодательством порядке, как средства от приватизации государственного имущества.


V. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


18. Руководитель государственного предприятия является единоличным исполнительным органом государственного предприятия и организует выполнение поставленных перед предприятием задач, действует от имени предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени государственного предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Штатная численность работников государственного предприятия и размеры их заработной платы утверждаются руководителем по согласованию с учредителем.


19. Руководитель государственного предприятия отчитывается перед учредителем и наблюдательным советом о деятельности предприятия в порядке, установленном его уставом.

20. Руководитель государственного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах государственного предприятия и несет в установленном законодательством порядке ответственность за своевременные платежи в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды, выплату заработной платы, удовлетворение всех требований, вытекающих из трудовых правоотношений и приравненных к ним платежей, неперечисление денежных средств на нужды, связанные непосредственно с производственной деятельностью, за убытки, причиненные государственному предприятию его действиями (бездействием), в том числе в случае утраты переданного предприятию государственного имущества.


VI. ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


21. Государственное предприятие по согласованию с учредителем может создавать филиалы и открывать представительства с соблюдением требований законодательства.

В недельный срок после создания филиала или представительства государственное предприятие обязано уведомить об этом Агентство по управлению государственными активами (его территориальный орган).

22. Филиалы и представительства государственного предприятия действуют от имени создавшего их государственного предприятия на основании утвержденных государственным предприятием положений и наделяются имуществом создавшего их государственного предприятия.


23. Руководитель филиала или представительства государственного предприятия назначается, по согласованию с учредителем, руководителем государственного предприятия и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена руководителем государственного предприятия.



VII. ПРИБЫЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


24. Чистая прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды, а также отчислений от чистой прибыли государственного предприятия в Государственный бюджет Республики Узбекистан и учредителю, остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя.

25. Государственное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный и иные фонды, в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия, размер которых утверждается учредителем.



VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


26. Государственное предприятие несет ответственность по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного предприятия при недостаточности его имущества.


27. Государственное предприятие не несет ответственности по обязательствам учредителя.


28. Ответственность по обязательствам филиала и представительства государственного предприятия несет создавшее их государственное предприятие.



IX. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


29. Государственное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам финансовую отчетность и иные документы, перечень которых определен законодательством, и несет ответственность за сохранность документов и передачу их на государственное хранение в установленном порядке.


30. Контроль за деятельностью государственного предприятия как хозяйствующего органа осуществляется учредителем и другими уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством.



X. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


31. Государственное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению учредителя, по согласованию соответственно с Агентство по управлению государственными активами или его территориальным органом, в порядке, предусмотренном законодательством, или по решению суда.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 42, ст. 417









































Время: 0.1757
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск