ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / По общим вопросам деятельности /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 20.12.1996 г. N 1/60 "О судебной власти"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  

ПЛЕНУМА

ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 1

ПЛЕНУМА

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 60

   

20.12.1996 г.



О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ


Статья 11 Конституции Республики Узбекистан установила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основной Закон государства провозгласил, что судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.

Только независимая судебная власть служит гарантом того, что любой гражданин может защищать свои нарушенные права в компетентном и объективном суде при гласном рассмотрении дела.

Требование о независимом суде является правом каждого человека. Это право закреплено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека и других актах международного права, к которым присоединилась Республика Узбекистан.

Ознакомление с работой судов показало, что законодательство о судебной власти, в основном, соблюдается, однако в их деятельности возникли некоторые вопросы, требующие разъяснений.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЮТ:


1. Судебная власть - это полномочия суда по рассмотрению уголовных, гражданских, экономических, административных дел и дел об административных правонарушениях на основе безусловного соблюдения принципа верховенства Конституции и законов Республики Узбекистан.

Согласно статье 138 Конституции Республики Узбекистан акты судебной власти обязательны для всех государственных органов и других организаций, должностных лиц и граждан.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение актов судебной власти влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


2. Исходя из смысла части второй статьи 55 Конституции Республики Узбекистан суды правомочны разрешать любой вопрос, имеющий характер правового спора, в том числе жалобы на незаконные решения, действия и бездействия государственных органов, других организаций и их должностных лиц.

Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 16 Конституции ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить ее нормам и принципам.


3. В соответствии с законом не допускается какое-либо ограничение судебного разбирательства, оказание прямого; или косвенного воздействия, угроза или вмешательство в судебную деятельность с любой стороны, должностного лица или гражданина по любому поводу.

Конституцией Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан "О судах" судьям дан высокий статус. Судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законом.

Согласие местных органов исполнительной власти для этого не требуется.

Закон обязывает государственные учреждения, граждан и организации относиться к суду с уважением.

Ни один институт государственной власти не вправе возложить на суд обязанности, не связанные с отправлением правосудия.

Проявление неуважения к суду недопустимо и подлежит наказанию в установленном законом порядке.


4. Никто не вправе требовать от судьи объяснений по поводу принятия им того или иного решения по делу.

Такие объяснения могут быть получены от него только в случаях, предусмотренных законом,

При этом следует иметь в виду, что сам факт отмены или изменения судебного решения не является основанием для требования от судей объяснений.


5. Письменные или устные обращения должностных лиц в суд, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, не подлежат рассмотрению.

Законом не предусмотрено установление контроля со стороны государственных органов, общественных объединений и других учреждений за рассмотрением судом жалоб и заявлении. Круг лиц, правомочных подавать жалобы на судебные решения, и порядок их рассмотрения строго определен процессуальным законодательством.


6. Средства массовой информации в своих сообщениях о рассматриваемых делах не вправе высказывать мнение о том, каким должно быть судебное решение, или другими средствами оказывать воздействие на суд в пользу какого-либо участвующего в деле лица. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 28 Конституции Республики Узбекистан и статьей 16 Закона "О судах" каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

7. Принцип независимости дает судам право и требует от них справедливого судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

В соответствии с принципом состязательности производства в суде, закрепленном в процессуальном законодательстве, прокурор является стороной в судебном процессе и пользуется равными правами с другими сторонами процесса.


8. Обратить внимание судов, что важнейшей гарантией независимости судей, их беспристрастности и объективности является тайна совещания судей и запрещение требовать ее разглашения.

Обсуждение дел судьей с представителями сторон, а равно другими лицами вызывает сомнения в беспристрастности судьи и потому является недопустимым. Судья участвует в обсуждении дела только в совещательной комнате. Судья также не вправе давать советы и высказывать мнение кому бы то ни было по поводу разрешения конкретного дела, поскольку в дальнейшем это дело может оказаться в его юрисдикции.


9. Разъяснить, что суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонные, районные (городские), военные суды подчинены вышестоящим судам только процессуально.

Судьи судов всех уровней подчинены председателям и заместителям председателя соответствующих судов только по вопросам организации работы.

Указанные должностные лица не имеют права давать рекомендации судьям по судебным делам, наказывать судей в дисциплинарном порядке.

Налагать на судей дисциплинарные наказания  имеют право только квалификационные коллегии судей.

Судьи в соответствии с законом вправе обжаловать решения квалификационных коллегий в Высшую квалификационную коллегию судей, решение Высшей квалификационной коллегии судей - в Высший судейский совет Республики Узбекистан. До вступления в законную силу решения квалификационной коллегии нельзя считать судью наказанным в дисциплинарном порядке.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только в том случае, если им было допущено преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия. Оценку этим обстоятельствам может дать только квалификационная коллегия судей.


10. В соответствии со статьей 91 Закона Республики Узбекистан "О судах" материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов осуществляется Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.

11. Закон запрещает судьям быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти, состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Вместе с тем, судьи могут объединяться в ассоциации.

12. Важной гарантией независимости суда является неприкосновенность судей, которая в соответствии с законом распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы,

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без получения заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан и без согласия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

Судья не может быть привлечен к административной ответственности без получения заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

13. При рассмотрении дел и материалов суды должны неукоснительно соблюдать принцип статьи 65 Конституции Республики Узбекистан о том, что государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Следует иметь в виду, что частная собственность наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Поэтому при рассмотрении дел суды должны выяснять, насколько государственные органы и должностные лица соблюдают права собственника, должным образом реагировать на факты необоснованных проверок, ревизий и т.д. и принимать меры к тому, чтобы причиненный в результате таких незаконных действий ущерб собственнику возмещался государственным органом или виновными должностными лицами.

14. Судебная власть должна базироваться на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.

Исходя из этого  суды обязаны по каждому делу обеспечить соблюдение законности и прав граждан и реагировать на каждый факт их нарушения. Неукоснительно должны соблюдаться все судебные процедуры, включая право каждого на защиту.

Надлежащую оценку должен получать каждый случай необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, незаконного ареста и содержания под стражей, применения или угрозы применения физического или психического насилия.

Разъяснить, что любые доказательства, полученные с применением противозаконных методов, не имеют юридической силы.

В то же время суды должны строго соблюдать принцип неотвратимости ответственности.

15. Осуществление судебной власти и полномочий судьи невозможно без соблюдения судьей высоких этических норм, формирующих его ответственность за порученное дело, авторитет и уважение к суду.

Судья обязан поддерживать честь и независимость судебной власти, быть честным и беспристрастным, строго соблюдать закон и уважать права граждан, избегать любых предосудительных поступков или поступков, которые могут показаться таковыми, избегать использования авторитета своей судейской должности в личных интересах  или интересах других лиц, поддерживать свою профессиональную компетентность в области права, проявлять терпение, собственное достоинство к сторонам в судебном процессе, придерживаться высоких моральных устоев в личной жизни.




























Время: 0.1722
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск