Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда / Утратившие силу документы, документы прошлых лет /

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 03.06.1993 г. N 17 "О практике разрешения споров, связанных с недостачами продукции (товаров) при поставках" (Извлечение)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО

СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.06.1993 г.

N 17



О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,

СВЯЗАННЫХ С НЕДОСТАЧАМИ

ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ)

ПРИ ПОСТАВКАХ

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)


В целях обеспечения единообразия судебной практики разрешения споров по недостачам продукции (товаров) при поставках, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Высшего хозяйственною суда Республики Узбекистан,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Разъяснить в порядке толкования, что при разрешении хозяйственных споров по недостачам продукции (товаров) органам хозяйственного суда Республики Узбекистан надлежит руководствоваться следующим:


1. При разрешении споров по недостачам продукции (товаров) хозяйственные суды должны руководствоваться Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов" и иными законодательными актами, регламентирующими правила поставки продукции (товаров) и его приемки.

2. Обратить внимание хозяйственных судов на необходимость проведения тщательной подготовки каждого дела к судебному разбирательству, обеспечения представления от сторон всех доказательств, необходимых для выяснения причин и места образования недостач, участия в судебном заседании руководителей спорящих сторон или уполномоченных ими ответственных представителей, компетентных в вопросах отгрузки, транспортировки и приемки продукции.

В необходимых случаях суды вправе требовать объяснения от лиц, участвовавших в отгрузке и приемке продукции (товаров), или вызывать их в заседание суда. Такие объяснения должны оцениваться судом наряду с другими доказательствами по делу.

3. При оценке имеющихся по делу доказательств обращать особое внимание на:

а) соблюдение отправителями (поставщиками) предусмотренных Правилами перевозок грузов требований, обеспечивающих сохранность отгружаемой продукции (товаров), наличие в транспортных документах отметки о недостатках тары, правильность заполнения транспортных накладных и сопроводительных документов (спецификаций, фактур, ярлыков и т.п.) и их соответствие требованиям стандартов, технических условий;

б) способ определения отправителями (поставщиками) веса груза  при сдаче его органам транспорта; за чьим весом и пломбами (органа транспорта или отправителя) отправлен груз и за чьими пломбами прибыли вагоны (контейнеры) и другие перевозочные средства, в каких перевозочных средствах (опломбированных или неопломбированных) следовал груз и сопровождался ли проводником отправителя или получателя; правильность оформления транспортных документов;

в) соблюдение Правил перевозок грузов при перегрузке или перевалке груза в пути, время нахождения груза в пути и дату его прибытия, когда и откуда (из транспортного средства или со склада органа транспорта) был выдан груз получателю; производилась ли выдача груза органом транспорта с проверкой веса, количества мест; составлялся ли, при необходимости, коммерческий акт, наличие в акте всех необходимых данных.

г) Если выдача груза органом транспорта производилась без проверки веса, количества мест, то следует удостовериться о наличии в накладной отметки, предусмотренной соответствующими транспортными уставами и кодексами.


4. Разъяснить судам, что в случаях, когда стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции (товаров) по количеству, применяется порядок приемки, предусмотренный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (П-6).

Если для данного вида продукции (товара) установлен иной порядок, чем упомянутой Инструкцией, получатели обязаны приемку продукции (товаров) по количеству производить в соответствии со стандартами, техническими условиями или иными обязательными для сторон правилами. В договоре стороны могут предусмотреть дополнительные условия приемки по количеству, направленные на обеспечение сохранности продукции (товаров) при поставке.

Разногласия по этим условиям подлежат рассмотрению на общих основаниях.


5. Конечный получатель крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом, вправе, при наличии достаточных оснований, проверить на своем складе в установленные Инструкцией П-6, сроки соответствие фактического веса товаров указанному в стандартах, технических условиях, маркировке на упаковке. Такая проверка может  быть произведена только с участием представителя отправителя (поставщика, изготовителя), инспектора соответствующей инспекции по качеству или эксперта Бюро товарных экспертиз, представителя органа Госстандарта. Иски покупателей (получателей) к отправителям (поставщикам, изготовителям) о взыскании стоимости недостающих крупы, муки, сахара и других товаров, упакованных стандартным весом, в обоснование которых представляются акты, составленные с участием представителя общественности получателя или представителя другого предприятия, учреждения или организации, удовлетворению не подлежат.


6. В тех случаях, когда отправители (поставщики) в обоснование отсутствия своей вины в недостаче представляют хозяйственному суду  акты контрольных или комиссионных отгрузок, составленные при отгрузке продукции (товаров) с участием представителей общественных и других организаций, суды при рассмотрении споров должны их оценивать в совокупности с другими представленными по делу доказательствами.


7. Согласно Уставу железной дороги Республики Узбекистан по требованию грузополучателя железная дорога обязана в графе "6" накладной делать отметки о порядке выдачи груза. При разрешении споров, связанных с недостачами продукции (товаров), когда в накладной отсутствует надлежащая отметка о том, в каком состоянии получен груз органов транспорта, нет оснований возлагать ответственность за недостачу на отправителя (поставщика), поскольку недостача могла произойти вследствие несохранной перевозки. Исключением могут быть только случаи, когда получателем установлена недостача внутри исправных тарных мест.

8. Удостоверение недостачи груза коммерческими актами может иметь место:

а) когда органы транспорта в соответствии с действующими на транспорте правилами выдают получателю груз с проверкой веса, количества мест и состояния его;

б) в случае обнаружения во время выдачи груза обстоятельств, являющихся основанием для выдачи коммерческого акта.

Если орган транспорта в нарушение действующих правил не выдает груз с проверкой веса, количества мест и его состояния или не выдает коммерческий акт, грузополучатель должен обжаловать такой отказ в установленном  порядке, а приемку продукции (товаров) произвести в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. В этом случае получатель обязан представить суду доказательства обжалования неправильных действий органа транспорта и акт приемки по количеству, составленный в соответствии с указанной Инструкцией. При несовпадении даты составления коммерческого акта с датой выдачи груза для установления даты фактической его выдачи следует запрашивать ведомость подачи и уборки вагонов, памятку приемосдатчика, выписки  из книг перевески груза и другие первичные документы, составленные на железной дороге.


9. Коммерческие акты и акты о несохранной перевозке могут служить основанием для возложения материальной ответственности за недостачу как на орган транспорта, так и на грузоотправителя и грузополучателя.

В тех случаях, когда в коммерческом акте или акте о несохранной перевозке точно определен размер недостачи продукции (товаров), суды не вправе отказывать в иске к отправителю (поставщику) только по той причине, что грузополучателем не составлен акт приемки в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству.


10. Вышеуказанной Инструкцией предусмотрено, что выборочная (частичная) проверка продукции (товаров) с распространением результатов на всю партию может быть установлена договором. Возникшие при заключении договоров споры об установлении в договоре такой особенности проверки подлежат разрешению хозяйственными судами. 

При разрешении этих споров суды должны устанавливать в договорах количество продукции (товаров), подлежащей выборочной (частичной) проверке в таком объеме, который позволял бы сделать обоснованной вывод о недостаче продукции (товаров) во всей партии.

При отсутствии достаточных оснований для установления в договоре права покупателя (получателя) на производство выборочной (частичной) проверки количества полученной продукции (товаров) в требовании о включении в договор таких условий должно быть отказано. В случае необходимости хозяйственный суд может получить заключение от компетентных органов.

В соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции (товаров) по количеству в качестве представителей общественности предприятия получателя не должны выделяться материально-ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей.

При возникновении сомнений или разногласий в том, является ли представитель общественности, выделенный предприятием-получателем для участия в приемке, материально  ответственным лицом или лицом, связанным с учетом, хранением или отпуском материальных ценностей, хозяйственному суду следует запрашивать должностные инструкции этого представителя и решение принимать с учетом этих материалов.

Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции (товаров) у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.


11. Учреждения или организации, осуществляющие в соответствии с положениями о них функции контроля за деятельностью других предприятий, учреждений и организаций, не должны выделять своих работников в качестве представителей для участия в приемке по количеству продукции (товаров), поступающей к подконтрольным хозорганам, в качестве другого предприятия (учреждения, организации). Подконтрольный хозорган также не вправе выделять представителя для участия в приемке в вышестоящие по отношению к нему учреждения, организации.

Исключение могут составлять территориальные органы Госстандарта и другие органы, на которые возложено осуществление контроля за деятельностью хозорганов по отдельным вопросам, а также подведомственные отраслевые инспекции.


12. Установленные нормы естественной убыли при перевозах могут  применяться лишь в случаях, когда при приемке продукции (товаров) выявляется фактическая недостача веса продукции (товаров).

Покрытие недостачи целых мест и недостачи веса в отдельных  поврежденных местах за счет нормы естественной убыли продукции (товаров), исчисленной от всего веса продукции (товаров), не допускается. При проверке веса всей  продукции (товаров) норму естественной убыли следует исчислять от веса продукции (товаров) в поврежденных местах отдельно от веса продукции (товаров) в исправных местах.

Нормы точности взвешивания не включают в себя естественную убыль, которая должна применяться в соответствии с установленными для отдельных видов продукции (товаров) нормами.

В случаях, когда недостача окажется выше нормы точности взвешивания (при отсутствии нормы естественной убыли для данного вида продукции (товаров), вся недостача, без исключения из нее указанной нормы, должна быть оформлена в установленном порядке.

Если для данного вида продукции (товаров) установлена норма естественной убыли, то при обнаружении недостачи, превышающей норму точности взвешивания, из этой недостачи следует исключить норму естественной убыли. Когда после исключения нормы естественной убыли останется недостача, не превышающая норму точности взвешивания, то она рассматривается как норма точности взвешивания.

Если же недостача будет превышать сумму нормы естественной убыли и нормы точности взвешивания, то из недостачи исключается только норма естественной убыли.


13. В тех случаях, когда поставщики (базы снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и оптово-розничных торговых организаций), переотправляющие продукцию (товары) в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), в соответствии с действующим законодательством  обязаны были произвести приемку продукции (товаров) по количеству внутритарных мест, то срок исковой давности для иска получателя (покупателя) к изготовителю в связи с внутритарной недостачей продукции (товаров), переотправленной поставщиком,  исчисляется с того дня, когда акт приемки должен быть составлен поставщиком.

Если в этом случае иск, вытекающий из внутритарной недостачи, предъявляется покупателем (получателем) к поставщику, то срок исковой давности исчисляется с того дня, когда в надлежащем порядке акт, устанавливающий недостачу продукции (товаров), составлен или должен быть составлен покупателем (получателем). Когда же поставщик, не являясь изготовителем продукции (товаров),  не обязан был проверять на своем складе количество полученной им от изготовителя продукции (товаров),  срок исковой давности для предъявлении иска покупателем (получателем) как изготовителю, так  и поставщику исчисляется со дня составления акта, если он составлен своевременно или со дня, когда такой акт должен был быть составлен.


14. Суды, выявляя нарушения правил отгрузки, транспортировки, приемки, должны тщательно разбираться в сущности причин и условий, повлекших образование недостачи продукции (товаров), не допускать случаев формального отношения к оценке доказательств.

В тех случаях, когда материалы дела свидетельствуют о том, что недостача продукции (товаров) образовалась вследствие злоупотреблений, грубой халатности или хищений, материалы таких дел следует направлять в следственные органы.

В случаях установления факта недостачи товарно-материальных ценностей, когда они значатся у отправителя поставленными, а также в случаях, когда не доказана вина отправителя в недостаче, в решении хозяйственного суда может быть предложено администрации предприятий, учреждений и организаций, соответственно отправителей или получателей,  рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба виновными в этом лицами в соответствии с действующим законодательством.





















Время: 0.2153
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск